Беседа. Журнал литературы и науки. 1923, © 2.
Июль-август.
Эпоха. Берлин. Стр. 378-392.
В номере первом "Беседы" напечатана статья д-ра
Лейзеганга "Антропософия". В ней автор описывает одно
из духовных течений современной Европы; и - между
прочим: дает портрет д-ра Рудольфа Штейнера. Описывать
что-либо - значит: иметь план описания, которое -
переход к объяснению и к оценке; попытка д-ра
Лейзеганга дать очерк антропософии - сбивается на
оценку, которая выростает из груды фактов, о
деятельности д-ра Рудольфа Штейнера.
Рисуется вот какая картина: в 80-90-х годах прошлого
века Штейнер редактирует естественно-научные сочинения
Гёте, печатает работы по теории знания, пишет рецензии
о стихах и романах; и пишет статьи: о базальте, о
папстве, о Нитцше, о ледниковом периоде и т.д.:
поклоняется Гегелю, подчеркивает свою связь с
анархизмом, смеется над теософами(2); с начала же 900
годов он становится теософом, он пишет мистерии-драмы,
печатает ряд "оккультических" сочинений; и возглавляет
германскую фракцию Теософического О-ва(3); потом - рвет
с теософами, организует антропософов, какие то тайные
общества и т.д.(4). Водоворот "деятельностей" дан в
немногих страницах; конкретного живописания и попытки
отчетливо вникнуть в водоворот этот - нет; остается
читателю неизвестным, что собственно Штейнера
привлекало к теориям Геккеля, Гёте и Нитцше; потом - к
теософии; предоставляется думать, что "геккелизм"
означает "то", "это", а "о к к у л ь т и з м" - "это",
"то"; "то" и "это" - комплекс обывательских мнений об
оккультизме и трансформизме.
Картина-гротеск: Рудольф Штейнер набрасывает не
рукою, а десятью торопливыми пальцами десять трактатов:
о логике, о теории знания Гёте, науке и истине,
папстве, о Нитцше, о Геккеле, мире и жизни, о
посвящении, о телах человека, о социальном вопросе и
ледниковом периоде. Перспектива - отсутствует;
вперяться в экстазы путей посвящения и разрешать судьбы
логики в одновременном порыве - убить перспективу, все
видеть на плоскости. Новорожденные видят так. И д-р
Лейзеганг, не умея связать разнородные сферы
антропософии Штейнера, переходит к оценке методики
Штейнера: "Мы имеем здесь перед собою... круг, в
котором вращаются все оккультисты"(5).
Но возникает вопрос: картина без перспективы
предметов картины принадлежит - кому? Д-ру Штейнеру,
или д-ру Лейзегангу? Кто не имеет третьего измеренья
воззрений, все видит на плоскости? И не пытаясь
критически разобраться в увиденном, уподобляется
новорожденному, - кто?
Если Штейнер, - тогда: как могли ученые руководители
кюршнеровского издания собрания сочинений Гёте(6) на
протяжении 10 лет выносить безответственного
руководителя в своем обществе? Рудольф Штейнер на
протяжении 10 лет занимался "калечением" текста
естествознания Гёте - конкретными примечаниями: о
теории звания, методологии точных наук (математики,
физики, химии, физиологии, психологии и т.д.), о
причинности, рассуждениями об отношении Гёте к Ньютону
и математику Эйлеру, объяснениями (впервые данными)
явлений спектрального анализа в духе теории Гёте и
отношением к этой теории позднее возникшей гелио-
механики, комментариями по поводу призмы, крон и флинт-
гласса, метаморфозы растений и отношения трансформизма
у Геккеля к трансформизму у Гёте; отчетливым вскрытием
девяти кругов объяснения фактов у Гёте, попыткою
истолковать факт первичный ("Протофеномен") у Гёте в
многоразличии этих кругов - Рудольф Штейнер нарисовал
картину единства многоразличий гетизма в плюро-дуо-
монизме; статьи о теории знания Гёте, механике, физике,
биологии и огромнейший аппарат комментарий спрессованы
доктором Штейнером дважды: 1) в его сочинении о том,
какая теория знания могла бы свести к целостности
разнообразие Гетевых устремлений научных(7), 2) в его
книге о Гёте, сводящей научные и философские выводы к
сравнительно популярному изложению(8); в этих долгих,
упорных трудах отчеканился новый взгляд на философа и
ученого Гёте, рисующий много прогнозов, к которым лишь
ныне приходят ученые, переоценивая взгляд недавнего
времени на "диллетанство" поэта; оно оказалось во
многом пророчеством, опережающим научную
современность на сто почти лет; в связи с Гёте чеканилась
оригинальная теория знания(9) и философия Штейнера(10),
взгляд на историю мысли(11), естественно легшие в
основу философии антропософии.
Где у д-ра Лейзеганга характеристика трудов по
гетизму и теории знания Штейнера? В очерке остается не
вскрытым, над чем 10 лет упорно работала мысль
Штейнера, прокладывавшая рельсы к обоснованию
антропософской теории знания; работы Штейнера о Гёте
среди антропософов вызвали ряд трудов(12), заметок и
рецензий по "гетеанизму"; о всем том - глубокий молчок.
Не упомянуто, что мысль д-ра Штейнера по сию пору
работает в области гетевой теории света, о чем
свидетельствует его курс "Uber das Wesen der
Farben"(13); не упомянуто, что проблемы научной
методологии в духе той линии, которая начертана в
первых трудах Штейнера, постоянно затрагиваются в
ежемесячнике "Die Drei", издаваемом в
Штуттгарте учениками и последователями Штейнера(14);
не дано сколько нибудь исчерпывающего очерка
деятельности антропософов в наши дни, т.е. деятельности
курсов, конгрессов, научных достижений (сюда работа г-
жи д-ра Колиско, устанавливающая на основании ряда
лабораторных опытов роль селезенки); рисуя картину
антропософского движения, как не остановиться подробнее
на формах недавно сгоревшего "Гетеанума" и на той
работе, которая десять лет велась группою дорнахских
художников-резчиков. И - наконец: как не коснуться
методов преподавания в Вальдорфской школе,
насчитывающей более 600 детей, отроков, юношей (от 8-
летнего возраста до 17-летнего), методам преподавания
посвящены книги и ряд статей Штейнера (сюда изданный
его "Lehrer-Kursus") и вальдорфских учителей (Каролины
фон Гейдебрандт, Штейна, Штокмейера и др.); недавно я
был на педагогической неделе, устроенной в Штуттгарте
группою преподавателей; в ряде докладов преподаватели
истории, математики, физики, биологии привели отчет о
результатах, достигнутых ими; выставка детских
рисунков, проэктивно-геометрических чертежей,
рукоделий, открытая в школе, есть тоже отчет, и обо
всем том - молчок в очерке д-ра Лейзеганга, рисующем
деятельность антропософов(15).
Поэтому: утверждения Лейзенганга о позднейшем отходе
д-ра Рудольфа Штейнера от точной науки в "туман"
теософии лишены всякого конкретного основания; и
противоречат научным работам антропософов; не вскрыта и
философская позиция Штейнера в его "Философии Свободы";
не вскрыта теория знания Штейнера, им суммированая в
тезисы в "Wahrheit und Wissenschaft" в этой теории
знания дан обстоятельный разбор позиции абстрактного
монизма и абстрактного дуализма; и дан внятный разбор
кантианства с точки зрения подлинной критической
философии; д-р Ганс Лейзеганг совершенно
бездоказательно утверждает: "Рационально мыслящий
человек... ощущает... пропасть между субъектом и
объектом, что... выражено Кантом" ("Беседа", © 1, стр. 247),
д-р. Рудольф Штейнер в двухтомном сочинении "Rätsel der Philosophies
подробно вскрывает, как в истории философии создалось
"иррациональное" положение рационального человека, т.е.
утрата им объекта; и вместе с объектом самого чувства
действительности; и указывает, что Кантово выражение
рационального мышления - не рационально: отношение
между субъектом и объектом перепутано Кантом; оно у
него в противоположении субъекта, как мысли объекту,
как факту, между тем субъект и объект лежат внутри
мысли; они - дефиниции мысли; природа факта лежит в
рациональном; но рациональное в нас есть факт жизни
сознания. Кантов вопрос, как возможны синтетические а
priori - догматичен; в вопросе том Кант отправляется от
данного мещанского мышления, как возможного; подлинная
теория знания должна вопросить: возможны ли a priori
Канта? И если возможны, то - как? По отношению к акту
познания первый вопрос есть вопрос о том, чем должно
быть познание, чтобы познавательные потребности
осуществили себя; и вопрос уж второй, чем дано нам
познание (в его докритическом виде); через основной
теоретико-познавательный вопрос Кант перепрыгнул.
Штейнер вскрывает, как именно Кант перепрыгнул чрез
основное сомнение, а д-р Лейзеганг аппелирует к Канту
без всякого желания разобраться и в Канте и в Штейнере;
поэтому его аппеляция к "рационально мыслящему" против
Штейнера - "иррациональна" и "некритична"; она -
философская мина: без содержания.
В статьях, посвященых гетизму и научной методологии,
Штейнер рисует возможность соединять взгляд на
анархическую свободу человека со взглядом на мир, как
иерархию духов; оригинальность теософических взглядов
Штейнера - в изменении традиционных теософии включением
человека в план сотворения мира действительности;
теория знания Штейнера рисует действительность, как
познавательный результат; данность - хаос и sui generis
субъективный кисель; промышление данности
перерабатывает ее впервые в действительности;
действительность есть содеяние ("Wirklichkeit от слова
Wirken): содеяние силой мысли; акт познания -
творческий акт; к тому акту нам следует возойти еще
особой культурою, расширяющей в нас познавательные
пределы; в вопросе о том, чем должно быть познание,
Штейнер стоит на почве критической философии; его
критика Канта есть критика догматизма, не до конца
преодоленного Кантом(16); в вопросе о том, как
возойти к акту должного знания, как
укрепить в себе силу мысли путем упражнений, он
развивает учение самопознания, как пути посвящения.
Миросозерцательный взгляд свой(17) определяет Штейнер
то, как конкретный монизм, то как конкретный идеализм;
то, именно, взгляд а не точка абстрактного зрения;
взгляд есть линия, состоящая из градации точек и потому
то нельзя назвать точкою зрения философию антропософии;
она - целое, или градация мировоззрительных точек; как
целое, она монистична, а как градация - плюралистична;
лучше назвать ее плюро-дуо-монизм; монизм, дуализм,
плюрализм суть проэкции философии этой в различные
плоскости; в области систематического описания фактов
себя именует эмпириком Штейнер; под эмпирией понимает
он все содержание знания (идеи и чувственные факты), а
не одни чувственно-материальные факты; данность идей и
понятий в сознанье фактична; фактичность - не
чувственна; есть сверхчувственный опыт идей; с
осознания этого опыта и начинается своеобразная
культура понятий, неведомая рассудочному познанию.
Каждая группа фактов естественно оформляется
собственным методом, автономным в пределах группы;
настройка над методами образуют огромное множество
допустимых научных миросозерцаний(18), градацию точек
зрений, слагаемых в целостный взгляд вне пределов
отдельной науки. "Pluralia" методов сводятся к двум
группам объяснения(19): при помощи рассудка и при
помощи разума(20); в учении о разуме и рассудке
вскрывается дуалистический момент штейнерианства;
рисуются две сферы оформления фактов; в одном
оформлении они суть культура, в другом же - природа; в
одной вычеркивается конкретная индивидуальность
явления; в другой - абстрактная его всеобщность; одна
сфера - сфера эсотеризма; другая - эксотеризма; одна
сфера - праксиса, другая - отвлеченных теорий; здесь, в
этом разрезе, задолго еще до учения известного философа
Риккерта, Штейнер нарисовал позицию риккертианства. Но,
повторяю, - дуалистический взгляд лишь момент на пути к
философии целого: посколько множество понятий рассудка
("pluralia" истин и принципов) в разуме есть градация
множеств, щепящих действительность целого в ряд
относительных истин, - градация, координируемая
конкретной идеею целого, постольку имеем монизм мы; но
"monos" здесь - "Я" человека: не чувственный зуд
эмпирического субъекта и не абстрактный субъект
познаванья; здесь "Я" увенчает природу и принцип, факт
- с мыслью; учение о росте в нас этого "Я" (Чела Века в
человекообразном животном, каким мы обычно являемся)
есть ученье о "Manos"'e, Высшем Разуме, или Духе: "Я" -
"Дух", и обратно: "Дух" дан только в "Я"; здесь сферы
теософического познания венчает учение о природе и о
культуре - в культуру природы, в природу культуры;
здесь - точка исхода самопознания: "Человек, познай
себя!" Т.е. стань Челом Века(21); здесь то и пытается
антропософия быть третейским судьей между
плюралистическим взглядом научного космологизма,
метафизическим дуализмом и религиозным монизмом (иль
догматизмом). Вот если бы д-р Ганс Лейзеганг себе
вскрыл центр пестрого круга воззрений д-ра Рудольфа
Штейнера, он бы понял связь Штейнера, пишущего о
ледниковом периоде в 80-ых годах со Штейнером, пишущим
"Путь посвящения" в 900-х годах - в Штейнере 1922 года,
читающем в Оксфорде о духовных основах воспитания; в
том живом интересе, который он встретил в Англии(22),
может быть, сказалась потребность в конкретной
координации данных современного естествознания с живой
потребностью к проблемам самопознания; в том месте у д-
ра Лейзеганга - весьма недвусмысленный, неприятный
смешок с указанием, на то, что "невозможно проследить,
что произошло в самом Штейнере" во время его перехода
от геккелевского монизма к проблемам пути посвящения(23).
Так ли уже неожиданен переход этот? Или он неожиданен в
философски беспомощном подходе к антропософии д-ра
Лейзегангага? Я здесь приведу лишь цитату из
Штейнеровского комментария к Гетеву тексту, написанному
лет за 12 до пресловутого "перехода": "Истины,
принадлежащие к целой системе воззрений, понимаемы
правильно в их взаимоотношениях... этот глубокий их
смысл... эсотерический смысл. Последний лишь уловим для
того, кто ознакомился со всем кругом воззрений, к
которому принадлежит воззрение единичное... Истины
же... взятые вне сочетания истин, - называются истинами
эксотерическими(24). На основании ряда статей и лекций
Рудольфа Штейнера эти слова вскрываемы следующим
образом: смысл Ньютоновой силы или "эм ве квадрат,
деленное на два" живой силы) во внутреннем изживании
открывается нам, как некий импульс (что думал и сам
Ньютон); и - обратно; в круге истин а, б, с, d истина
"а" преломляема во всех сочетаниях ее с "в", с "с", с
"d", как ав, ва, авс, вас, и т.д. Целое суммы всех
преломлений "а" в "в", "с", "d" и образует
эсотерический смысл "а" в круге истин; "а", взятое как
таковое, есть смысл эксотерический; "а" в "ав", в "ва"
и т.д. есть идея разума; голое "а" есть рассудочное
понятие данной науки в его техническом, ограниченном
смысле; биологические понятия Геккеля суть технические
понятия; Геккель методологически прав; в целом круге
воззрений технические понятия Геккеля приобретают
другой смысл; по Штейнеру они осмысливаемы в философии
трансформизма у Гёте; а эти последние осмысливаемы в
антропософическом углублении Гёте.
В курсе XXXIII для членов Антр. О-ва "О
макрокосмической и микрокосмической мысли" отчетливо
Рудольф Штейнер высказывает свой взгляд на
миросозерцание; и очень жаль, что д-р Ганс Лейзеганг,
которому по-счастливой случайности удалось ознакомиться
с циклами лекций Штейнера, не ознакомляет читателей с
его учением о мировоззрении; мировоззрение в нашем
смысле по Штейнеру - элемент мировоззрения -
собственно; оно - надстройка над методом; этих методов
оформления по Штейнеру не менее 12-ти; "12" правомерных
воззрений (не до конца истинных, не до конца ложных)
возможны: таковы по Штейнеру - спиритуализм, психизм,
идеализм, рационализм, материализм, сенсуализм, реализм
и т.д. Эти "12" мировоззрений преломимы "7" основными
мироощущениями (к которым относимы гностицизм, логизм,
волюнтаризм, трансцендентализм, оккультизм, и тд.) и
тремя фасонами, или "тонами" построения (иyтуитивизм,
теизм, натурализм); мировоззрение есть комбинация из
методы, мироощущения, тона; так: идеализм преломим, как
логический (Гуссерль), волюнтаристический (Шопенгауэр)
и т.д.; и кроме того: логический идеализм, например,
преломим в интуитивизме, в натурализме, в теизме; "12"
методов в комбинации с "7" мироощущениями и "3" тонами
могут дать градацию 12X12X7X7X3X3 (или 63.504)
мировоззрительных оттенков, ни абсолютно истинных, ни
абсолютно ложных; мировоззрение есть мелодия
индивидуума, складывающего из мировоззрительных букв
слово мировоззрения то, что мы называем мировоззрением,
есть - клавиш клавиатуры; сидеть и долбить в один
клавиш - не значит играть; мировоззрение - есть умение
строить мелодии на клавиатуре из методов; это и значит:
брать воззрение в круге воззрений или восходить к
эсотеризму, который - в соединении мыслей, в со-мыслии,
в смысле духовном, прочитываемом, как слово, из
конгломерата букв (методов, фактов).
Вот если бы д-р Ганс Лейзеганг удосужился
ознакомиться именно с XXXIII циклом лекций для членов
А.О-ва среди других пятидесяти, ему попавшихся по
счастливой случайности в руки, он сумел бы понять и
другие 49 курсов; то же произошло бы, если бы д-р Ганс
Лейзеганг, не ища счастливых случайностей встречи с
курсами, циркулирующими лишь для членов А. О., почитал
бы внимательнее, "несокровенные" философские труды
Штейнера; он бы понял плюро-дуо-монистическую
концепцию, позволяющую Штейнеру быть в различных
разрезах монистом, дуалистом и плюралистом и дающую
возможность создавать перспективу круга воззрений,
построенного правомерной градацией точек зрений средь
хаоса этих точек.
Д-р Ганс Лейзеганг встретил хаос воззрений там, где
иной встретит космос их; хаос - в д-ре Лейзеганге, в
его беспомощном и беспочвенном метании по идеям
антропософии, которой понять он не может, которую в
изложении суждено ему искажать; но зачем он берется за
очерк того, что ему неизвестно, невнятно? Ознакомление
с антропософией сложнее, чем кажется д-ру Лейзегангу;
оно заключается в овладении философией антропософии, а
не в сообщении сведений о том, что швейцарские мещане
отказали в подданстве Штейнеру (греческие мещане в
былом проделывали и не то: изгоняли и убивали своих
мудрецов); русских не интересуют досужие экивоки; они
ищут новых путей для культуры и мысли; и в том - их
интерес к антропософии, если та освобождает от
"средневековья цеховых представлений научных статистов
и "средневековья" церковной догматики(25).
Будучи в трезвом уме, в твердой памяти, позволяющими
мне 12-ть лет изучать многообразные сочинения д-ра
Штейнера и прослушать не менее 400 публичных и
интимных лекций его, - заявляю в качестве ученика д-ра
Штейнера, Члена А. О-ва и в качестве человека в течении
20 лет занимавшегося вопросами философии: очерк д-ра
Лейзеганга страдает неосведомленностью и неовладением
материалом.
Гарцбург, 26 мая 23 года.
Примечания
(1) Смотри "Беседа", © 1, стр. 236-263.
(2) Ibidem, стр. 237-240.
(3) Ibidem, стр. 240-244.
(4) Ibidem, стр. 244-257.
(5) "Беседа", © 1, стр. 257.
(6) Goethes Werke. Naturwissenschaftliche Schriften. Bдnde
XXXIII, XXXIV, XXXV, XXXVI (erste und zweite Abteilungen):
вводительные статьи и множество примечаний к тексту, подчас
превышающих размером сам текст.
(7) Rudolf Steiner: "Grundlinien einer Erkenntnistheorie der
Goetheschen Weltanschauung", 1886.
8) Rudolf Steiner "Goethes Weltanschauung (об этой книге не
упоминает д-р Ганс Лейзеганг). Взгляды Штейнера на Гёте
изложены в сборнике, посвященном изложению различных сторон
деятельности Штейнера "VomLebenswerk"(l92l), в книге д-ра
Штейна и в моей книге.
(9) Ее сжатый очерк дан в брошюре: "Wahrheit und
Wissenschaft", 1891.
(10) Rudolf Steiner: "Die Philosophie der Freiheit".
(11) Rudolf Steiner: "Welt- und Lebensanschauungen im
neunzehnten Jahrhundert".
Сочинение это впоследствии заново переработано; в
переработанном виде оно дает ответ на отношение д-ра
Рудольфа Штейнера к теориям знания современности; как то: к
теориям знания: Шуппе, Дильтея, Когена, Риккерта, Риля и др.
(12) Сюда книга Штейна (не имея книги под руками, не могу
привести точно ее заглавия), его статьи (хотя бы
напечатанная в ежемесячнике "Die Drei" под заглавием
"Goethe's Bedeutung"), статьи других антропософов, как то:
Friedrich Doldinger: "Der Wog zur Wirklichkeit" ("Die Drei",
Mai 1921). Сюда же моя книга: "Рудольф Штейнер и Гёте в
мировоззрении современности". К-во "Духовное знание", 1916
г.
(13) Подробное изложение этих лекций смотри в статье
талантливого поэта и писателя Альберта Стефана ("Die Drei",
Januar-Februar 1923).
(14) Для примера привожу заглавия некоторых статей,
напечатанных в "Die Drei: Dr. Rudolf Maier: "Ueber neue
naturwissenschaftliche Entdeckungen" (Januar-Februar
1923), Dr. Eugen Kolisko: "Nicht das Herz treibt das
Blut" (Dezember 1922), Lorenz Oken: "Die farbigen
Schatten" (ibidem), Hermann von Baravalle:
"Materialismus in der Mathematik" (Kongress-nummer,
1922), Dr. Theberath: ,.Zur Diskussion tiber die Atom-
theorie" (November 1922). Сюда же статьи о вкусовых
ощущениях W. Pelikan'a и Siegfried'a Knauer'a (1923) и
т.д.
(15) Вот краткое резюмэ антропософского движения за
последнее время: в сентябре-октябре 1920 года
трехнедельные высшие курсы при Гетеануме в Дорнахе; в
апреле 1921 года два курса и семинарий для студентов в
Дорнахе (при Гетеануме) (между прочим курс Штейнера об
антропо софии и науке); в июле 1921 года курсы д-ра Штейнера и
группы Штуттгартских антропософов для студентов технической
школы в Дармштадте с рядом диспутов по социальным вопросам и
вопросам искусства; в августе 1921 года курсы по предметам
искусства при Гетеануме и (между прочим курс доктора
Штейнера); съехалось множество посторонних слушателей (не
антропософов), принадлежащих к 18 нациям; курсы эти
первоначально организованы были для английских художников; в
скором времени д-р Штейнер прочел курс в 18 лекций при
Гетеануме для группы теологов; до этого в июне 1921 года
состоялся курс Штейнера в Штуттгарте для студентов,
изучающих теологию; в октябре того же года состоялся
антропософский конгресс в Штуттгарте; в ноябре 1921 года
состоялся съезд антропософов в Христиании с рядом лекций
Штейнера; в декабре 1921 года состоялись педагогические
курсы при Гетеануме (между прочим курс д-ра Штейнера)
(съехались из Скандинавии, Дании, Голландии, Франции, Италии
и Германии); отчеты об этих курсах даны Стеффеном в
еженедельнике "Das Goetheanum"; далее состоялся ряд лекций
Штейнера (в январе 1922 года) в Мюнхене, Штуттгарте,
Франкфурте, Маннгейме, Кельне, Эльберфельде, Ганновере,
Берлине, Бремене, Дрездене и Бреславле; в марте 1922 года
состоялась неделя публичных лекций в Берлине, которые
слушало более 11/2 тысячи человек; в апреле 1922 года
состоялись курсы доцентов-антропософов (и д-ра Штейнера) в
Гааге; в апреле же д-р Штейнер читал в Англии; в мае он
вновь прочел ряд лекций в германских городах; в июне 1922
года состоялся антропософский конгресс в Вене; в июле состоялся курс
Марии Штейнер (о драме) при Гетеануме; в августе 1922
года состоялся политико-экономический курс Штейнера при
Гетеануме; в середине августа 1922 года состоялся курс
Штейтнера в Англии (в Оксфорде) на тему "Духовные
ценности в воспитании и социальной жизни"; по
возвращении из Англии д-р Штейнер в Гетеануме прочел
курс "Космология, философия и религия в антропософии";
одновременно д-р Штейнер прочел там же курс для группы
теологов; в октябре 1922 года в Штуттгарте д-р Штейнер
прочел ряд лекций по педагогике; одновременно же здесь
была устроена "медицинская неделя" (для антропософов
медиков); в ноябре Штейнер читал (во второй раз в том
году) ряд лекций в Голландии и Англии; в декабре-январе
1922-1923 года состоялся ряд семинариев в Дорнахе; и
был прочитан курс д-ра Штейнера на тему: "Возникновение
естествознания в истории". Во время этого курса сгорел
Гетеанум. Вот краткое перечисление той работы, которая
была произведена антропософами за два последних года
лишь в одной области; не упоминаю здесь о деятельности
Вальдорфской школы, Клинико-Терапевтического Института,
общины "Свободных христиан", возглавляемой известным в
Германии пастором Риттельмейером (антропософом); не
упоминаю об интенсивной работе в Дорнахе в сфере
искусства, о работах в области лингвистики профессора
Бэка, о многообразной и активной деятельности
книгоиздательства "Der kommende Tag", и антропософских
периодических органов в Штуттгарте, Дорнахе, Вене и
т.д.
(16) Сюда: "VCahrheit und Wissenschaft", "Theosophie
und Philosophie", "Grundlinien",... "Rätsel der
Philosophie" (2 тома), некоторые из статей в "Luziter Gnosis"; сюда же
вводительные статьи к Кюршнеровскому изданию "Goethes Werke.
Naturwissenschaftliche Schriften." Сюда же две книги
Штейнера, вышедшие не то в 17-м, не то 18 году: "Vom
Seelenrutsel" and "Vom Menschenrätsel".
(17) Сюда книги Штейнера: "Die Schwelle der geistigen Welt",
"Weg zur Selbsterkenntnis". "Как достигнуть познания
сверхчувственных миров" (русский перевод) и т.д.
(18) Вспомним: одно время существовали 2 равно допустимые
теории, объясняющие явления растворения: теория Ван-дер-
Гофа, физическая (раствор - механическое соединение) и
теория Кирхгофа (раствор - слабохимическое соединение).
(19) Смотри о теории объяснения Штейнера: Андрей Белый:
"Рудольф Штейнер и Гёте". Глава вторая: Световая теория
Гёте. Абзац: Теория объяснения.
(20) Штейнер вскрывает учение Гёте о рассудке и разуме, как
ставшем и как становлении; сфера разума есть сфера
соотношения понятий в идее; в идее понятия осмысливаются в
преломлении друг о друга и в наростании непрерывном
рассудочных смыслов; в преломлении понятия "а" в понятиях
"а", "в", "с" - непрерывность движения мысли; понятье
рассудка есть точка линии мысли; мы мыслим движением линии
мысли; понятие - выхваченный момент жизни мысли; идея же
есть конкретная, живая и двигающаяся мысль; определение идеи
(иль разума) при помощи понятия (или рассудка) - всегда
отвлеченно; разумное мышление органично, рассудочное -
механично; здесь Штейнер рисует две сферы мысли: мышление в
понятиях (рассудочное); и в образах (разумное).
(21) Сюда: "Путь самопознания Человека" (русский перевод в
издании "Духовного Знания"); сюда же ряд христианских курсов
лекций для членов, рисующих пробуждение в человечестве Чела
Века, до точки действительного воплощения Духа в Плоть:
"Христос и духовные миры", "Евангелие от Иоанна", "Евангелие
от Марка", "Евангелие от Луки", "Бхагавад-Гита и послания
апостола Павла", сюда же "Оккультные основы Бхагад-Гиты"; и
- ряд других курсов для членов Антропософского Общества.
(22) Английская пресса отнеслась с большим сочувствием к его
взглядам (см. 45 и 47 ©© еженедельника "Dieigliederung des
sozialen Organismus".
(23) "Беседа", © 1, стр. 245.
(24) Goethes Werke. Naturwissenschaftliche Schriften Band
XXXVI. Zweite Abteilung. Seite 127. Примечание к тексту.
(25) См. мою статью "Anthroposophie und Russland" в "Die
Drei". (в июльском и агустовском ©© за 1922 год).