Лекция господина Юнге, прочитанная в школе «Росток» в октябре 2007 года, в дружеской атмосфере и с чувством юмора…
… Эту лекцию я хотел бы начать словами Р. Штайнера из его работы «Общее учение о человеке как основа педагогики». «Дорогие друзья, мы только тогда сможем выполнить нашу задачу достойно, когда станем понимать её не просто как умственную и душевную, но как в высшем смысле моральную и духовную, и поэтому мы, начиная сегодня эту работу, прежде всего вспомним о связи, которую с самого начала, с её помощью, хотим обрести с духовным миром. Следуя нашей задаче, мы должны сознавать, что нам надлежит работать не как людям, которые просто живут на физическом плане; такой подход стал особенно популярным в последние столетия, собственно он и осуществляется. Обучение и воспитание также подчинены этой господствующей тенденции - что мы и стремимся исправить, ставя перед собой нашу задачу. Поэтому в начале нам следует поразмыслить о том, как мы, каждый в отдельности, можем быть связаны с духовными силами, по заданию которых должны работать. Поэтому я прошу вас рассматривать данное вступительное слово как своего рода молитву, обращённую к тем силам, которым надлежит имагинативно, инспиративно, интуитивно помогать нам, когда мы берёмся за исполнение нашей задачи».
В то время, когда я зачитывал эти слова, другой человек сидел за роялем и очень тихо наигрывал мелодию. И вообще, когда я рассказываю что-то трудное, я прошу музыкальное сопровождение для рассказа. Тогда мне не нужно много говорить, многое понимается из музыки… На моих лекциях в вальдорфской школе уже много лет существует такой тандем: я рассказываю а кто то играет на рояле, чтобы всегда присутствовал элемент искусства.
Но прежде чем мы непосредственно перейдём к 13 году жизни ребёнка, я хотел сказать несколько слов о развитии ребёнка в общем.
Когда ребёнок только появляется на свет, он ещё, можно сказать, не имеет никаких способностей. Ребёнок должен сначала научиться ходить, говорить, думать, представлять… и никто ему не открывает тайну - как это сделать. И всё равно ребёнок должен этому научиться. Тайна, которая помогает ребёнку без объяснений научиться всем этим вещам - это подражание!
Первые семь лет жизни, можно сказать, что у ребёнка разума еще нет. Даже если ребёнку объяснять: «Ты должен делать так или так», то он вряд ли нас поймёт, но сможет всё это воспроизвести из подражания.
В Германии я знаком с одной семьёй, в которой каждый вечер зажигали камин. И, когда родителей не было дома дети подожгли, но уже не камин, а квартиру… К счастью в этот момент кто то из взрослых пришёл домой и сумел потушить пожар. Дети разумом не понимали, что произошло, но они подражали.
Был ещё один такой ребёнок, который хромал, не мог сгибать ногу. И когда ребёнка привели ко врачу и стали обследовать, то не могли найти причину хроматы. Они были у ортопеда, сделали рентген, но ничего не обнаружилось. Тогда они обратились к антропософскому врачу и он посетил пациента на дому. Он увидел, что у отца был деревянный протез и ребёнок просто ходил так как папа. И тогда врач сказал отцу, что бы тот оставался сидеть пока ребёнок не выйдет за дверь, чтобы он не видел, как папа ходит некоторое время. И через 4 недели ребёнок стал ходить совершенно нормально.
Для ребёнка сложно научиться чему-либо через голову. Можно тысячу раз повторять почисти зубы или свою обувь, он всё равно не будет её чистить, будет оставлять грязной. Но если родители делают это регулярно, то и ребёнок из подражания научится этому в конце концов. Отсюда, в первые семь лет жизни, вытекает основная задача взрослых - быть образцом для подражания!
Вот был такой маленький ребёнок, он ни за что не хотел есть ложкой… И я спросил родителей, присутствует ли он за столом, когда ест вся семья. Они сказали: «Нет, мы кормим его до того как за стол садится вся семья». Я попросил родителей кормить ребёнка со всеми вместе и он очень быстро научился есть ложкой.
Но есть ещё и другая сторона проблемы - ребёнок вообще очень чувствительное существо, поскольку всё его тело представляет собой орган чувств. Дети всё чувствуют и всё, что они почувствовали доходит у них до физического. Я однажды получил письмо и, когда я его начал читать, то сердился всё больше и больше и, когда я дошёл до конца моя маленькая дочка плакала.
Если вы приходите домой в плохом настроении, то поведение маленьких детей становится с трудом переносимо. Но если вы пришли домой в хорошем настроении, то и у детей будет хорошее настроение безо всякой на то причины. Но вот проблема такого тонкого чувствования ребёнка в том, что все его переживания доходят до физического плана, до внутренних органов и влияют на них. Если дети видят вокруг себя безобразные вещи, то их внутренние органы заболевают! Если, например взрослые, окружающие ребёнка имеют много страхов или на их лицах постоянно отражается забота, то у ребёнка могут заболеть почки. Если на маленького ребёнка кричать, то можно произвести такое же воздействие, как если бы нас взрослых пороли…
К семи годам время подражания постепенно заканчивается, но его отголоски ещё сохраняются и продолжают действовать до девяти лет.
Первые семь лет жизни не протекают совершенно равномерно, их можно разделить на три части. Три периода первых лет жизни я хотел бы нарисовать.
В первые три года большую часть впечатлений ребёнок воспринимает через органы чувств. И вот в этот период важно всё окружение ребёнка, что бы он видел прекрасное, … изображения Ангелов, например, и тому подобное. Вторая важная вещь, что бы все звуки, которые ребёнок слышит в это время, были не искусственного происхождения, не через наушники, не через громкоговоритель, а естественные, природные. И что ещё интересно, что у маленького ребёнка чувство вкуса распространяется сразу напрямую до желудка. И всё что они получают в пищу должно быть вкусным, иначе они это выплёвывают обратно. То есть, можно сказать, что в первые три года ребёнка главенствует (давлеет) голова с её органами чувств.
И вот где-то на третьем году жизни, у кого раньше, у кого позже, наступает момент, когда ребёнок говорит «Я». Как раз к этому моменту относится то воспоминание о себе, которое имеет уже взрослый человек. То, что было до этого момента, когда ребёнок сказал «Я» - взрослый человек, как правило, вспомнить не может.
За этим событием начинается вторая эпоха от 3-х до 5-ти лет. В это время в организме восстанавливается ритм. В это время он в большей степени живёт уже не головой, а своей средней частью ритмической системой. У ребёнка устанавливается пульс, стабилизируется дыхание, сон и бодрствование и ребёнок начинает контролировать мочеиспускание, туалет… Следовательно от 3 до 5 лет это тот период жизни, когда ребёнок учится контролировать свой мочевой пузырь и кишечник.
Третий период жизни ребёнка с 5 до 7 лет, когда в его развитии начинают преобладать конечности. И у ребёнка уже появляются желания иногда ночевать у друзей, дети немного отстраняются от родителей. Они становятся немножко более самостоятельными.
В Германии в настоящее время очень актуальна проблема с нарушением поведения у детей: дети ведут себя так дико, что их уже не возможно посадить на урок.
Для этого есть три причины.
Первая причина лежит в первом периоде развития ребёнка в возрасте от 1 до3 лет. Если в этот период жизни у ребёнка было слишком много внешних впечатлений, если они много слушали кассет с записями, играли на компьютере во всякие игры, где особенно нужно было нажимать на кнопочки, смотрели телевизор, то возникают нарушения в поведении ребёнка.
Вторая причина лежит во втором периоде жизни с 3 до 5 лет, если в этот период жизнь ребёнка не выстраивается родителями в определённом ритме. Если не был организован правильный ритм жизни - это может быть причиной для нарушения поведения. Например. если в этот период родители переезжают в другой город, или разводятся, или нет ритма приёма пищи…, но в это время детям действительно очень нужен чёткий ритм во всех областях жизни. И, надо сказать, что такой ритм необходим не только в этот период жизни, но и потом для взрослых, я потом к этому вернусь… Отсюда могут проистекать такие болезни как нарушение сердечных ритмов, как астма или нарушение сна. То есть причины таких болезней лежат как раз в этом периоде жизни от 3 до 5 лет
Третий отрезок жизни с 5 до 7 лет связан с обменом веществ. Здесь самую важную роль и в развитии играет питание. Всё что можно купить покушать в киоске, всякие напитки типа кока-кола, всякие сладости-всё это создаёт причины для гипермоторности! Однажды ко мне пришёл ребёнок и вёл он себя так, что я не мог начать приём, потому что он не сидел ни одной секунды спокойно, он всё время метался по кабинету… Родители были в большом сомнении и тревоге по поводу своего ребёнка. Тогда я дал им домашнее задание: 48 часов родители должны были следить за ребёнком с одной целью, чтобы он не ел в эти 48 часов сладости. На третий день они ко мне пришли и сказали, что они своего ребёнка не узнают, как ягнёночек стал. Бывают случаи когда это так быстро помогает. И я им объяснил, что причина такого поведения ребёнка была в отравлении фосфором. Во всех сладостях содержится фосфор, а фосфор это то, что делает нервным (нервозным), он создаёт нервозность.
Так вот в эти первые семь лет жизни, когда ещё у ребёнка нет разума, силы с которыми он живёт в этот период-это силы роста. Может быть будет понятнее, если я объясню взаимосвязь.
У нас есть наше физическое тело его можно увидеть глазами. Это наше физическое тело в природе связано с царством минералов. После смерти труп разлагается на минеральные составляющие. Но в физическом теле человека должна быть ещё сила, благодаря которой человек живёт. Эта сила позволяет человеку жить и расти, позволяет залечивать раны… Но эту силу увидеть глазами нельзя, она невидима и она сверхчувственна. Но той же самой силой в природе обладают растения.
Физическое тело – минеральное царство.
Жизненная сила – растения
Если задать вопрос - откуда появляется эта сила у растений? То, в результате внимательного наблюдения станет понятно, что эта сила приходит к растениям от солнца. А у нас эта сила присутствует внутри! И когда в средние века ещё не было внешнего изображения, а художники писали только священные картины-иконы и они были ясновидящими, то они рисовали вокруг головы нимб. Они изображали человека, светящимся как маленькое солнце Иногда можно даже в физическом мире пережить этот момент: мы смотрим на другого человека и видим - что это такое – он светится! Часто приходят ко мне пациенты, ну то есть это уже не один и не два раза было, когда приходили пациенты с вопросом: «Не сошел ли я с ума?» Я им объяснял что то, что они увидели и что их испугало, это была та самая жизненная сила. Но если находиться совсем в бодрственном сознании и смотреть пристально на человека, то этого не увидеть. Если же сознание находится в таком дремлющем состоянии и вы как бы смотрите сквозь человека, тогда можно увидеть эту силу.
Но, если мы будем рассматривать только физическое тело и жизненную силу, то мы перед собой увидим только спящего человека. Если же человек пробуждён, бодрствует, то тогда к этому должно ещё что то прибавиться – это сознание. Сознание это то, что объединяет человека с царством животных, ток как у животных сознание тоже присутствует.
А вот наше настроение? У нас бывает плохое настроение, хорошее настроение… Иногда это настроение бывает связано с погодой… Когда плохая погода у нас бывает плохое настроение, а когда хорошая погода и настроение бывает хорошим. Это то, что связано со звёздами. В зависимости от того, как на небе звёзды встали наше настроение будет разным. Но есть и ещё нечто что поднимает человека над животным. Животные не разговаривают, не могут планы какие то себе придумывать, создавать... А то, что нас поднимает над животным миром это Дух.
Когда ребёнок совсем маленький, то можно сказать, что это как бы такое растение, потому что этот маленький человек не владеет (не использует) той жизненной силой, которая позволяет ему жить. Но эту силу можно пробудить преждевременно и можно с маленькими детьми работать духовно на том уровне Духа, на котором он находится в это время, если мы начинаем поднимать этот уровень. Если в самом раннем детстве обучить ребёнка обращаться с компьютером или научить его писать, он как то этим овладеет, но та жизненная сила, которая ему нужна для образования физических внешних и внутренних органов будет уже отсутствовать и органы не смогут должным образом сформироваться. Такие дети очень быстро стареют. В Германии сейчас очень распространена болезнь Альцгеймера… Это потому, что они слишком рано, уже в возрасте 3-5лет интенсивно занимались таким видом деятельности, как мышление. Дети не должны в этом возрасте заниматься мышлением, они должны только играть, потому что им нужна, необходима жизненная сила для формирования их физического тела! И тогда в 7 лет, приблизительно, у них начинается смена зубов так, как будто новое рождение случается. Тогда жизненная сила становится вдруг силой мышления. И к подражанию присоединяется ещё одна другая сила.
Подражание, как мы говорили, ещё продолжается вплоть до 9 лет, но дети уже начинают прислушиваться к авторитету. Они начинают думать и они верят взрослому, потому что они думают, что он знает больше и лучше, чем они. И к этому ещё присоединяется чувство любви ко взрослому, инстинктивной любви… И причиной для учёбы не является то, что эти знания ему в жизни пригодятся, но они учатся потому, что они взрослому хотят доставить радость! Потому очень важна в этот период связь учителя и ученика и совсем это не здорово, когда дети получают отметки. Некоторые дети учатся быстрее, некоторые медленнее, но со временем это всё выравнивается. Вы, наверняка знаете немца по фамилии Гёте. В 4 года он ещё не ходил и не говорил. В школе он только вообще всякие глупости делал и тем не менее всё равно стал великой личностью.
Если мы скажем про первые семь лет жизни, что здесь ребёнок представляет из себя орган чувств, то во втором семилетии с 7 до 14 лет жизни – это одна большая душа. До 7 лет происходит развитие физического тела, до 14-ти развитие души. И главная задача человека в это время не стать умнее, а развить свою душу. Большой проблемой нашего времени является то, что у нас есть правительства, и что эти правительства спускают своё мнение нам и оно, а оно заключается в том, что дети в этот период жизни должны становиться умнее. И воронка вставляется, образно говоря, ребёнку в голову и туда наливаются знания… Если я вспомню сейчас о том чему я учился в школе, я должен сказать, что мне это в жизни до сих пор не пригодилось…
У меня был такой пациент, у которого были фобии. Я все время его от школы освобождал, справку давал, что бы он в школу не ходил. Гениальный ребёнок, он сам всё выучил. То есть, ещё раз, то что важно в этот период жизни - это не учёба как таковая. а развитие души.
Душу можно почувствовать только тогда, когда мы бодрствуем. Во сне мы душу нашу не чувствуем, потому что когда мы спим наше сознание отсутствует. То, что душа чувствует – это смена бодрствования и сна. И таким же образом надо строить урок, чтобы ребёнок то «засыпал», то «просыпался».
Строение урока можно сравнить с дыханием: вдох-выдох, засыпание-пробуждение, серьёзное-концентрация – юмор-расслабление… Если долго работать интеллектуально, то весь класс засыпает, потому что всё время работает представление; но если добавить юмора в происходящие события, то дети расслабятся и… проснутся. Урок в вальдорфской школе это всё время смена стиля серьёзного и юмористического. Поработали головой – подвигались… И если некоторое время была интеллектуальная работа, то после этого должны начаться занятия искусством. Очень полезна эвритмия! Если ребёнок слишком зажат, то ему обязательно нужно делать эвритмию.
Есть дети у которых проблемы с речью и с дикцией. Причина этого лежит во втором периоде жизни с 3- до5 лет, когда должны были сформироваться ритмы жизни. Если, например в это период жизни дети слишком много спят, то можно увидеть как они медленно ходят и когда они говорят, то речь замедленная, они с трудом подбирают слова. Некоторые взрослые сохранили в своей речи наследие своего раннего детства: если вы представите публичных людей, которые всё время выступают с речами и тянут … э… м… а… - это может послужить примером.
А есть дети, которые в этот период слишком мало спят. У них такие мелкие быстренькие шажки, они несколько нервные, Разговаривая они спотыкаются о свои собственные слова и конечно самое экстремальное последствие этого – заикание. Можно всё это очень легко поправить через дыхание души. Например – пение и слушание музыки. С одной стороны благодаря тому, что дети слушают музыку, которую, например, учитель или мама играет, с другой стороны благодаря тому, что они сами поют. Когда учитель играет – это засыпание, а когда ребёнок сам должен музицировать или петь – это пробуждение. И единственная проблема во всем этом – найти правильный темп, который индивидуален для каждого ребёнка. Один ребёнок должен петь быстрее, а другой медленнее для того, чтобы найти своё собственное равновесие. Если понаблюдать за детьми, которые делают эвритмию, то можно увидеть, чего, собственно каждому ребёнку не хватает. Если на эвритмии видно, что ребёнок двигается очень медленно, то такой ребёнок должен быстро петь. А дети, которые очень быстро всё делают на эвритмии, быстро двигаются – они должны петь медленно. Если все взаимосвязи знаешь, то в общем всё просто, но если ребёнок попадает в государственную школу, то мы обычно знаем, что учитель скажет: «Сиди тихо… ». Или если слишком медлительный ребёнок вызывает неудовольствие учителя, то на него кричат. И тогда у ребёнка могут развиться болезни кишечника. У одних развиваются запоры у других поносы. Но до 14 года жизни и это всё можно исправить пением.
То что является очень важным в периоде с 7 до 14 лет жизни – это отрезок времени между 9 и 10 годами. Когда особенное событие происходит в жизни ребёнка 9-ти лет, это то что связано с космическими ритмами – это половина лунного узла. За то время, когда мы проживаем 18 лет Лунные узлы делают полный оборот, а 9 лет – половина лунного узла. Этот период жизни представляет собой некоторое пробуждение. До этого момента дети чувствуют себя связанными (не разделёнными) со своим окружением; они не выделяют себя из окружения; они чувствуют, что относятся к этому миру и родственны с ним. Они разговаривают не только с собакой, но и с игрушками и со столом… и всё что вокруг имеет к ним непосредственное отношение. И до девятого года жизни. Мы говорили, ещё продолжается подражание. И вдруг, после девяти они ощущают дистанцию с миром: «Я здесь – а они там…» Тут закрадываются сомнения у ребёнка и появляется вопрос, когда он слушает учителя: «И откуда это он все знает?» И вот в это период нужно обратить внимание на то, что бы не подорвать доверие. Это доверие легко сохранить благодаря душевному жесту учителя, направленному к ребёнку. А также благодаря тому, что учитель рассказывает в это время о таких великих взаимосвязях мира, как звёзды времена года… Ведь именно такие вещи позволяют ребёнку создать заново связь с учителем и обрести доверие к миру.
Ну вот, этот авторитет, о котором мы уже начинали говорить, он будет действовать до 12 лет. Учитель говорит что-то и дети этому верят.
Вокруг 13 года жизни ребёнка вдруг появляется нечто, что мы можем охарактеризовать как такой раскол или надрыв… В этот момент очень сильно изменяется поведение ребёнка. Это то время, когда ребёнок начинает пробовать свою силу суждения. Очень постепенно они сами пытаются отвечать на свои вопросы и формировать суждение. В 13 лет это ещё носит характер зародыша. На всех этих кризисных моментах развития ребёнка ему можно помочь.
Есть дети довольно темпераментные, когда они начинают что то делать или волнуются, то моментально кровь бросается им в голову и тогда их с трудом можно затормозить., а их нужно, каким то образом «усыпить», привести к спокойствию. Такие дети должны работать головой, должны работать со своей памятью.
А есть дети очень бледненькие, слабенькие на вид и, можно заметить, что они не растут, как должны были бы расти. Таким детям можно помочь силами фантазии.
Вот в такие состояния детей можно вмешиваться и помогать им на уроке в вальдорфской школе. Можно оказать помощь в работе с темпераментом ребёнка. Но также можно помочь и в выравнивании слишком быстрого или медленного роста. То есть можно, как бы не лечить, а помочь найти равновесие. Собственно для этого и нужна школа, что бы дети могли здоровым образом развиваться.
Умными же они очень быстро становятся после 14 года жизни. В 14 лет они знают всё уже лучше, чем учитель, но сначала они должны здоровым образом развиться.
В период с10 до 14 лет существует такая проблема: девочки начинают расти гораздо быстрее чем мальчики и может так случиться, что эти девочки будут очень бледными. Они «выстреливают в росте первыми и при этом такие «бледно-зелёные». Первые семь лет жизни силы приходят к нам от Луны. К развитию жизненных сил во втором семилетии присоединяется Меркурий, но мальчики в это время ещё «спят». У девочек же начинает очень быстро меняться нижняя часть тела и они в этот момент заняты космическими вопросами, своим сознанием они находятся далеко в космосе, а силы эти становятся настолько активными, что ребёнок на физическом плане становится очень бледным.
В этот период жизни девочек надо постоянно занимать физическим трудом, что бы они работали на земле, занимались рукоделием… Что бы они не улетали своим сознанием в космические дали, а занимались с материей совершенно конкретно. И тогда можно предотвратить это малокровие, эту бледность.
В 14 лет также происходит ещё одно рождение – это половое созревание. Меняется всё: физическое тело, то есть внешний вид, настроение, физиогномика… Начинается эпоха Венеры. В эту эпоху пробуждается воля и дети начинают сами образовывать суждение. Их поздно и уже бесполезно воспитывать, они сами знают всё гораздо лучше (это их новое ощущение). До этого времени всё нужно успеть. Всё, что мы хотим заложить в ребёнка из моральных представлений, из возможности ребёнка делать различие между добром и злом, - всё это должно произойти до 14 года.
В 14 просыпаются мальчики. И в этот момент они уже в буквальном смысле выстреливают в росте. Но это всё происходит под влиянием Венеры и мальчики в этот период становятся очень нервными. В это время проблема как раз мальчиков привести к некоторому состоянию спокойствия.
Но если класс в школе большой, то интересная связь видится между мальчиками и девочками. Если в классе много девочек и мало мальчиков, то мальчики учатся лучше, чем если бы они учились в мальчишечьем классе. И учителю легче.
Но если у вас класс, где много мальчишек и несколько девочек, то тогда девочки учатся хуже, чем, если бы они учились в девчачьем классе. И учителю труднее работать. В чём причина?... а я вам не скажу…
Урок можно сделать совсем по-разному. Можно сказать детям: «Вы должны выучить то-то и то-то». Когда ребёнок учит, то в голове у него образуются такие, как бы, отпечатки того, что ребёнок переживает какие то впечатления, что то испытывает… Если ребёнок переживает радость, то в голове образуется не тоже самое, чем когда он грустит. Например. Если ребёнок получил какой то жизненный опыт, например он обжёгся и запомнил, что плита горячая и не нужно до неё дотрагиваться, то в голове появляется, образно говоря, какой то отпечаток – это отложение солей фосфатов. И, благодаря этим отложениям солей фосфатов в голове, можно воспроизвести то, чему ты когда-то научился. Там как бы всё это записывается. Но такие отложения образуются только благодаря тому, что человек сам что-то пережил и в связи с этим переживанием получил возможность различать, например, добро и зло, красивое и уродливое… А если вместо живого переживания ребёнок получает готовую формулировку и должен именно её и заучивать (красивым называется то, что производит впечатление), то тогда такие отложения не образуются, но другие…
Первые семь лет жизни ребёнок представляет из себя один орган чувств и поэтому, такие отложения образуются благодаря, в основном, опыту физического тела.
Во вторые семь лет, с 7 до 14, развивается душа и через душевные переживания откладываются эти отложения фосфатов. Но эти душевные переживания тоже должны быть связаны непосредственно с жизнью.
Вот здесь на рисунке видно, что есть в голове такие кругленькие отложения, а есть колючие, треугольные. Эти последние возникли из-за абстрактных формулировок в обучении, которые совершенно не связаны с непосредственным опытом ребёнка, с жизнью. И у ребёнка, из-за всего этого формируется стойкая антипатия к предписаниям. Ребёнок хочет СА пережить, что такое хорошо и что такое плохо, а не научиться этому с чьих то слов и морализирования.
Вот такой практический пример с курением. Если курение просто запрещать, то дети норовят нарушить запрет, что бы самим убедиться в сказанном… А если маленький ребенок как-то стащил у дедушки трубку и затянулся, ему, наверняка стало плохо, то он запомнит это на всю жизнь и не будет курить, так как он смог на своём опыте, на своём собственном теле пережить, как это ужасно. Но это такой экстремальный пример, но в общем верно…
Но то, что нам пытались вбить в голову с помощью демагогических формулировок вызывает в нас сопротивление, потому, что в голове антипатия этих колючих отложений включается. Всё это имеет отношение к фазам развития ребёнка. До 12 лет жизни дети ещё не в состоянии самостоятельно образовывать суждения. Если ребёнка пытаются учить благодаря каким-то вещам, фиксированным в современной науке, то ребёнок внутренне с этим материалом соединить себя не может и обучение будет вызывать в нём антипатию. Всё, чему мы хотим научить ребёнка должно иметь с ним душевную связь. То есть до 12 лет не стоит преподносить ребёнку такие абстрактные вещи, как физика, химия, и другие естественные науки. Он их пока ещё душевно воспринять не может.
Когда ребёнку исполняется 12 лет, то это в его жизни особенный день рождения. Мы говорили о Луне, которая совершает свой круг, свой узел, свою петлю по небу за 18 лет. А Солнце всего за 1 год. Но между Луной и Солнцем находится Юпитер, которому нужно для полного оборота 12 лет. В Библии есть замечательный пример, когда 12 летний Иисус поучал фарисеев в храме. И, действительно в 12 лет пробуждается сила и возможность суждения, которая пока ещё находится в таком зародышевом состоянии. Но с этого момента можно уже говорить про детей, что они стали немножечко взрослыми. Теперь они начинают чувствовать своё физическое тело. Они чувствуют свои кости, свою силу, свои физические возможности.
И вот они вступают в свой 13 год жизни, а мы, наконец, дошли до темы, которая была объявлена. Прошу прощения что я так далеко начал. В 12 лет у ребёнка рождается его сознание, с этого возраста он сможет уже распознавать причину и следствие. Они раньше, может быть, уже замечали следствие своих воздействий на предметы, когда корзина падает или что-нибудь разбивается, но ещё не понимали связи и причины, которая к этому ведёт. Но в 12 лет уже можно ребёнку объяснить причину и следствие. С этого момента можно объяснить действие рычага и как раз в этот период в вальдорфской школе начинается преподавание физики. И всегда мы в нашем преподавании идём от жизни. Принцип действия рычага мы объясняем с помощью лопаты, которую втыкаем в землю; весов или спичек, или с помощью кастрюли, которая летит в потолок… Смысл в том, что всё, что появляется на уроке должно быть связано с жизнью.
Вот теперь я думаю, что я уже всё рассказал.
Рассматривая таблицу…
- Здесь дети ещё очень маленькие и вся их жизнь связана с ростом.
- В этот период они приходят в школу
- 14 год жизни, когда формируется их половая зрелость, их зрелость земная.
- И до 21 года происходит формирование воли и силы суждения.
В 21 считается, что человек уже взрослый. Это такая граница. И эту границу можно представить себе таким зеркалом, которое отбрасывает изображение того, что было непосредственно перед 21 годом, то есть период между 14 и 21 годами. Он и распространяет своё влияние на семилетие с 21 до 28 лет. Это будет тем, что мы сможем пережить в нашем характере, в наших ощущениях… Если в третьем семилетии удалось пережить то, что для юношеского возраста очень важно – это подражание какому то герою, это сильный авторитет, которому я хочу подражать, это борьба за идеалы, то в следующем семилетии это ещё действует и переживается. А если период жизни с 14 до 21 года не сложился правильным образом, то в 28 можно увидеть во взрослом уже человеке отсутствие мужества, отсутствие инициативы, безволие…
Затем период жизни с 28 до 35 лет, на котором отражается второе семилетие развития. Это то время, когда человек является самым умным. И если в школе это семилетие было хорошим, то у человека в возрасте до 35 лет развиваются хорошие идеи и такой человек находит свою профессию и делает успешную карьеру.
Затем начинается период жизни до 42 лет, на котором отражается как раз первое семилетие жизни. И если оно протекало правильным образом, то человек стоит прочно на ногах в своей жизни. И если оно не сложилось, то у человека не только нет инициативы, но он чувствует себя маленьким, подавленным и не имеет ни какой силы быть лидером, вожаком чего-нибудь, то есть он не может взять на себя ответственность.
То, что мы переживаем с вами, тот наш опыт, который мы получаем как взрослые люди причины свои часто имеет в детских годах. Например, если ребёнок обучается счёту, начиная си сложения 1+2+3… с тем принципом, когда число становится больше, то моральным образом всё это действует так, что ребёнок становится всё более эгоистичным и ему хочется иметь всё больше и больше в жизни. Посмотрите на наших
политиков, которые всё время говорят о росте экономики. Десять тысяч лет человечество жило без роста экономики, а последние 50 лет вдруг стал необходим рост экономики.
В вальдорфской школе мы совсем по-другому учимся считать. Вот это единица, она включает в себя два и каждый получает поровну; делим поровну также и три, три тоже включены в единицу. Такой подход ведёт к социальному поведению в будущем. Можно даже поупражняться в справедливости. Смотрите у нас есть много яблок. Перед вами маленький ребёнок, постарше и ещё постарше. Маленький ребёнок не так много ест, значит ему дают 3 яблока; ребёнок постарше получит 4 яблока; большой ребёнок, например, 5 яблок. Это справедливое деление яблок, потому, что каждый получает столько сколько ему необходимо. Если начинаешь эту вещь анализировать, разбирать, то, в общем, есть чем заняться… тогда укрепляется воля!
Если вы в магазин идёте и покупаете много разных вещей, что бы всё это положить куда то в коробку, то такие покупки не вызывают особенного интереса, их бессмысленно даже подсчитывать, если они потом месяцами валяются в комнате забытыми. А представь те ситуацию, когда вам приходит посылка, она целая, запечатанная… ЕЁ надо раскрыть и разобрать и просмотреть, что там внутри… Вот это укрепляет волю.
И, начиная с 13 года жизни, очень хорошо, когда дети знакомятся с окружающим миром. В этом возрасте они знакомятся, например, с финансовыми отношениями в обществе, проценты, кредиты, проценты по кредитам. ; как производят мыло, как бумага делается… Из жизни можно привести совершенно сумасшедшие примеры: ребёнка спросили: «Откуда берётся молоко?» - « конечно с полки!» - был ответ. Он совсем не знал, что молоко дают коровы, а в 12 лет вообще–то пора знать.
Дети очень разные. Бывают дети грустные, погружённые в себя, меланхоличные. Их нужно чуть-чуть согреть, им нужно сладкое для того что бы они оживились.
В это время, поскольку кости растут сильно, у детей появляется тяжесть в походке и на физкультуре детям позволяют ходить медленнее и не заставляют быстро двигаться, имея в виду, что кости носить стало тяжело.
Есть дети, у которых «голова, как сито», они полностью в своём пищеварении находятся и с памятью у них плохо. Это случай экстремальный, но детей, которые живут в своём пищеварении называют флегматиками. Их нужно поторапливать. И они во время движения должны петь для того, что бы в голове что то происходило и им в пищу нужно добавлять острого.
Дети, которые очень нервные, их нужно тормозить. Холериков, которым кровь быстро бросается в голову тоже нужно немножечко тормозить и им можно помочь юмором. Такие дети должны много пересказывать, тогда им будет некогда возмущаться.
Для каждого ребёнка должен появиться свой метод. И детям можно по-разному помочь: некоторым – питанием; а другим на уроке через метод преподавания. Основное же занятие ребёнка в школе должно быть связано со здоровым развитием, а не с тем, что он набирает какую-то информацию. Это не значит, что ни каких знаний в вальдорфской школе вообще не преподносится, только эти знания для того, что бы ребёнок мог здоровым образом развиваться.
Мы в Ольденбурге основали вальдорфскую школу, где я работаю уже давно. Я помню некоторых детей, они были тогда совсем крохотными, а теперь это такие личности, которые прочно стоят на двух ногах в жизни. Я, приблизительно 30 лет могу окинуть и увидеть как выросли дети и кем они стали. И поэтому меня очень радует, что и у вас есть теперь вальдорфская школа, спасибо, что меня пригласили, и я смог вам что-то рассказать.
Аплодисменты.
Но есть ещё одна важная вещь, которую я забыл. У детей есть способности. И если все дети должны научиться одному и тому же, то их способности не принимаются во внимание. Но если к ребёнку подходить индивидуально, то тогда способности смогут развиться. Некоторые дети, ну не умеют они считать, и если они занимаются счётом, то они всё время застревают в этом счете. Но зато они умеют что-то другое, Но то, что они умеют хорошо никто не видит, никто про это не знает. Эти способности проявляются только тогда, когда дети выходят из школы в жизнь, но про них учителя предпочитали не знать.
Всё совсем просто, если речь идёт о том, чтобы знать или предполагать, какова задача твоей жизни и идти в том направлении, что бы её выполнять. Но для этого нужно знать (изучать) человека и вот эти периоды жизни, задачу каждого периода жизни, про которые мы сегодня говорили. Тогда всё станет очень просто.
В ноябре я подробно расскажу о питании и болезнях, а также о воле... вообще...
Аплодисменты, комплименты