Следующее изложение исходит из учения Рудольфа Штейнера о внешних чувствах, которое он в 1916 году привел к предварительному завершению в своей книге "О загадках души" (ПСС 21) (1). Оно охватывает 12-членную организацию телесных чувств, возможности восприятия каждого из которых будут рассмотрены здесь в качестве проекта для нашей работы:
- Чувство осязания,чувство жизни, направленное на нахождение собственного тела, чувство (собственного) движения и чувство равновесия. Благодаря им мы представляем себе место, в котором мы телесно находимся, а точнее, перемещаемся внутри чувственно-предметного мира.
- Чувствам тепла и зрения, а также чувствам вкуса и запаха мы обязаны возможностями восприятия окружающего нас ландшафта, тому, что мы можем смотреть во все стороны и быть окруженными непрерывным горизонтом.
- От этого горизонта нас отделяют другие возможности восприятия: через чувство слуха, чувство языка и связанное с ним чувство значения (у Рудольфа Штейнера чувство понятия), и, в заключение, чувство Я (лучше - чувство Ты, ибо речь идет о восприятии другого человека).
Разделенная таким образом, перед нами выступает телесная чувственная организация человека, с одной стороны, вставляя нас в земной ландшафт так, что мы его постоянно осознаем с одной точки зрения, с другой стороны, однако, отделяя нас от фиксации на этой позиции. Это та противоположность,которая указывает нам на полярность инкарнации, ведущей человека к рождению, и экскарнации, ведущей через смерть.Таким образом,эта телесная организация – как "двухпортальный" храм Януса нового типа (2) - открыта как для человека-существа земли, так и для человека-существа сфер, живущего также до рождения / после смерти. Открыта ли она для того, чтобы человек и повторно проходил жизнь как существо земли и сфер? (3)
Рассматривал ли Рудольф Штейнер свои исследования телесной организации внешних чувств человека как предварительную работу для создания эзотерической школы, средоточием которой является познание о реинкарнации и карме, то есть о повторяющихся земных жизнях и образовании судьбы? Должна ли эта школа быть такой, что вступающие в нее люди видят свою задачу в том, чтобы исходя из своих представлений о"мире духа" прежде всего овладеть каждым из двенадцати членов "мира чувств"?
Тогда замысел Рудольфа Штейнера о создании такой школы не осуществился. Но именно сейчас, когда инстинктивное принятие идеи повторения земных жизней нашло распространение, может быть в высшей степени интересно, что в 1920 году были прочитаны две лекции, в которых Рудольф Штейнер возвращается к этой теме. В них он описывает группе молодых людей, интересующихся образованием Высшей школы, медитативный путь работы, связанный с его философией свободы, который исходит не из существующих уже результатов духовных исследований, основанных на форме изречений и образов, а непосредственно из отдельных качеств, пережитых через собственное восприятие чувств.(4)
Бохум, ноябрь 2015
Кристоф Линденау
Примечания:
1. В своей книге "О загадках души" Рудольф Штейнер исследует также связь отдельных
чувственных восприятий с обычными восприятиями души. Например, он пишет: "Что это за душевное переживание, благодаря которому образуется не только представление "зеленое дерево", но суждение "это - зеленое дерево"?... Если кто-то получает зрительное восприятие "зеленого дерева", то фактически суждение "это - зеленое дерево" может иметь место не в физиологически или психологически выявленном отношении между деревом и глазом... Если человек стоит напротив какого-то объекта, то он никогда не получает впечатление только благодаря одному чувству но всегда благодаря по крайней мере еще одному из вышеприведенных. Одно чувство в обычном сознании выступает особенно остро, другие же остаются смутными. ...Если, например, при рассмотрении предмета одновременно участвует чувство равновесия, то видимое воспринимается острее. ...
Переживаемое через равновесие, однако, живет в суждении: "видимое есть" или "это - видимое". ("Загадки души", ПСС 21, дополнение 5)
Именно в первом десятилетии прошлого века в искусстве начинает проявляться новое развитие сознания, у многих людей, правда, несовершенное, и потому часто остающееся непонятым: ослабевает фиксация на восприятиях предметов! Так, Василий Кандинский в 1909 (?)году в своей студии на одной из картин, стоящих в стороне, пережил ее краски освобожденными от предметов.
Все больше развивается живопись, абстрагирующаяся от любой предметности, и в этом отношении становящаяся "абстрактной". Тогда началось развитие, к примеру, пластического искусства, которое в ходе прошлого столетия отчетливо выявляет отдельные качества восприятия благодаря чувствам равновесия, движения, даже чувствам жизни и осязания, но предметность, через которую эти качества проявляются, не особенно берется во внимание.
2. Известный храм в древнем Риме, посвященный военным действиям. В Евангелии от Иоанна Христос называет телесную организацию человека тоже храмом, имея ввиду, разумеется, иное, чем храм, посвященный "миру на Земле"! Отсюда можно понять, что в то время, когда Рудольф Штейнер работал над совершенствованием физически-телесных возможностей восприятия - а именно, во время Первой мировой войны - он стремился к тому, чтобы создать по меньшей мере первый исходный пункт такого мира именно из импульса эзотерического христианства. Так, уже в начале
войны в так называемом "Самаритянском" курсе лекций и далее, в введениях и заключениях к своим лекциям он ставил своим современникам новые задачи. Затем,после окончания войны, - благодаря импульсу трехчленности социального организма, а через год после этого - учреждением нового,
соответствующего пятому послеантлантическому периоду, искусства воспитания.
3. Как-то в разговоре с Вальтером Иоханнесом Штейном Рудольф Штейнер определил познание о реинкарнации и карме как свою собственную задачу. Относится ли образование судьбы, совершающееся благодаря повторяющимся земным жизням, и, возможно, совершенствование
индивидуальности человека, происходящее вследствие этого, к собственно содержанию будущего христианства, а так же к содержанию того, что когда-то в человечестве образовалось как религия, которая сама по себе постепенно вышла далеко за пределы попечения любой из церковных общин?
4. Эти лекции, прочитанные 2-3 октября 1920 года, содержатся в виде дополнения в томе "Границы естественнонаучного познания" (ПСС 322). Они содержатся здесь с полным правом, поскольку бесспорно выводят за границы только чувственного наблюдения, которое использует естественно-научное познание. Подобно тому как Гёте в своем "Учении о цвете" исходил из "чувственно-морального воздействия" цвета, во втором десятилетии прошлого века Рудольф Штейнер стремился заложить "камень основы" новой эзотерической школы.