Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Живая и "мёртвая" речь

В этой работе мы будем исследовать феномен человеческой речи. Как живёт и развивается речь в современности? В чем отличие речи живого человека и речи в записи? Как действует речь на других людей?

По историческим меркам совсем недавно, в 19 веке появилась возможность делать запись человеческой речи на различных носителях. Долгое время у людей не было такой возможности. Мы не знаем. Как звучали мертвые языки. Долгое время существовала устная традиция передачи знаний, опыта от поколения к поколению в мифах, легендах. Сказках. Песнях, загадках и т.д. В Древнем Египте и Вавилоне появилось письмо, и живую речь стали записывать знаками. А в 15 веке возникло книгопечатание и возможность распространять книги и доносить мысли большому количеству людей.

Сейчас, в начале 21 века, существуют различные возможности записи и воспроизведения голосов людей. «Говорят» с нами и всевозможные электронные устройства – самокаты, машины, телефоны, роботы, пылесосы. Но есть важное сущностное отличие речи человека и «речи» робота. Об этом поговорим подробнее.

Когда разговаривают двое или большее количество человек, то слова одного обычно обращены к другому или ко всем присутствующим. Я произношу слова с определённой интонацией и жду определённой реакции со стороны слушателя. Например, если один просит или требует чего-то, то от другого он ожидает выполнения просьбы или отказа. Если один спрашивает, то от другого ждут ответа. Если кто-то шутит, то он ожидает улыбки или смеха от другого. Таким образом речь –это не только слова, но и смыслы, отношения, которые возникают между людьми на базе речи. За речью «спрятаны» мысли, чувства и воля человека. И обмениваясь фразами, мы обращаемся к мышлению, чувствам и воле другого человека. В речи живут помимо звучания смысл, интонация и побуждение к действию. А что же представляет собой запись речи на каком-либо носителе?

Запись речи обычно обращена ко всем сразу и ни к кому персонально. Записанная речь уже завершена и не ждёт реакции от слушателей или ждёт однозначной реакции при передаче личных данных. Речь отделяется от произносящего ее человека, перестаёт быть живой и умирает в записи. Сегодня мы можем слушать записи песен, историй людей, которые умерли 40-50 лет назад, а записи их голосов остались. И отношение к таким записям отличается от отношения к речи живого человека. Запись застывает в определённой форме, она не предполагает диалога со слушателем, она воспринимается в большей степени интеллектом и почти не воздействует на чувства и волю. Представим себе, что современники слушали бы речи Ленина и других революционеров только в записи. Вдохновили бы эти речи слушателей на активные действия? Или представьте себе живой концерт исполнителя и запись концерта. Эмоциональное воздействие живого концерта всегда сильнее.

Многим в наше время знакомо речевое «общение» с роботом или чат-ботом, которые интенсивно входят в нашу жизнь. Подобное «общение» всегда вынужденное, несвободное и часто раздражает человека. Робот требует чётких ответов на вопросы, у него отсутствуют эмоции, его «интересует» вполне определённая тема. Робот, компьютер, телефон создан человеком, но в нем нет человеческого, даже если придать роботу человекоподобную форму. Почему многих пугают натуралистически сделанные куклы младенцев и восковые фигуры людей? Потому что это мёртвые формы, не наполненные живым содержанием.

Из Библии мы знаем, что человек был создан «по образу и подобию Бога». Бог вдохнул в него душу живую и люди до настоящего времени чувствуют присутствие некой высшей силы в своей душе. Конечно, не все, но многие. Раньше, 3-4 тысячелетия назад, атеизм был невозможен, потому что органы восприятия у людей были другими, они воспринимали сверхчувственных существ-ангелов, архангелов и других. Человек создаёт роботов и нейросети, но можно ли говорить о том, что эти создания обладают живой душой? А что тогда в них действует, какие силы?

В живой человеческой речи помимо звучания, смысла присутствует ещё тепло или холод души говорящего, определённое отношение к собеседнику. Я могу обращаться к другому с разными речами и с разными интонациями, с любовью или с ненавистью, с уважением или фамильярно, шутя или серьёзно. И другой обычно чувствует, что стоит за моей речью. Робот же говорит с одинаковой интонацией и теми фразами. Которые в него заложены, его ответы предсказуемы. Думаю, любой удивился бы, если бы робот вдруг начал шутить с вами, рассказывать анекдоты или жаловаться на жизнь. Живой человек в отличие от робота свободен и непредсказуем. К примеру, на простой вопрос : « Когда ты придёшь домой ?» можно получить десятки различных ответов в зависимости от ситуации и отношений между собеседниками. Вот несколько вариантов ответа: «Это не важно.», «Около 2100», « Когда закончу дела», « Какая тебе разница?», « Я тебе напишу», «Не надо меня контролировать!», «Зачем тебе это знать?» и т.д.

В зависимости от варианта ответа можно предположить. В каких отношениях находятся собеседники. Это могут быть родственники, друзья, родители и дети.

В духовной науке антропософии Р. Штайнер развил учение о 12 чувствах человека. Он описал 4 высших чувства человека – чувство слуха, чувство речи, Чувство мышления или смысла и чувство Я другого. Эти высшие чувства могут открыться нам в беседе с другим человеком. А при «беседе» с роботом эти чувства спят, они не смогут развиться. Из истории известно, что дети, с которыми в первые годы жизни не разговаривали, в дальнейшем не смогли научиться речи. Я уверен, что если провести жестокий эксперимент и давать детям до 3 лет слушать только записи речи и не давать общаться с живыми людьми, они не научатся говорить. Возможно, у них разовьётся эхолалия, которая встречается у детей с различными нарушениями развития. А самостоятельная живая речь не появится.

Потому что речь –это не только слова. Для восприятия речи другого мне необходимо активное внимание и активное чувство слуха. Многие замечали у себя такое состояние, когда начинаешь слушать другого собеседника вполуха, внимание уплывает, речь другого превращается в шумовой фон, смысл её теряется. Не случайно в языке используются два глагола «слушать» и «слышать». А от детей взрослые требуют быть по-слушными. Способность слушать и слышать открывает нам нечто более глубокое в человеке.

Можно сказать, что чувство речи помогает нам отличать звуки речи от различных природных и технических шумов – пения птиц, лая собак, шума машин. Согласитесь, что степень нашей активности и включенности во время разговора с другим человеком обычно значительно выше, чем при слушании шума моря, шелеста листьев, пения птиц.

За чувством речи находится чувство смысла или мышления. Это чувство помогает нам отличать смысл от бессмыслицы в словах и действиях другого. О бессмысленной речи говорят различные выражения в языке: «нести чушь», «нести вздор, ахинею», «переливать из пустого в порожнее», «лить воду », « ходить вокруг да около» и другие. Благодаря этому чувству мы отличаем смысл от бессмыслицы, речь трезвого от речи пьяного или больного человека, видим логику в суждениях, вообще, можем понять другого.

При различных нарушениях развития у детей мы наблюдаем либо несформированность, обеднённость речи, когда ребёнок не может правильно построить предложение, либо распад ранее существовавшей речи, когда ребёнок выдаёт эхолалии, заученные стереотипные фразы, фрагменты чужих текстов. И этот феномен указывает нам, что речь не всегда подвластна человеку. Не случайно мудрость языка говорит о «даре речи». Его можно обрести либо потерять. То есть речь подарена людям существами более высокого уровня развития. И в речи присутствуют не только звучание и смысл, но и я сам как личность. Это Я- присутствие можно пережить в речи другого, когда я сам пробуждён и воспринимаю логику мышления другого, его тождественность со словами, которые произносятся. Так может пробудиться чувство я другого, когда я сам внимательно вслушиваюсь в речь, как она построена, какие действия следуют после сказанных слов.

Когда преподаватель обучает учеников или студентов и читает их сочинения на заданную тему, у него часто возникает вопрос: «Ты сам это написал?» В наше время можно взять материал из интернета, скомпилировать и выдать за свой. По сути, это вопрос о том, насколько автор присутствует в своём тексте? Насколько я присутствую в своей речи и выражаю себя в ней? Или я прячусь за словами, цитирую других и не хочу открыть себя?

Мы можем открыть глубокий смысл в словах Гёте: «Что ценнее золота? Беседа». Ведь в беседе я могу сделать своё Я в какой-то степени «видимым», прозрачным для другого и наоборот. А Я имеет чисто духовную природу и связано с духовным миром. Здесь, на земле, Я выявляет себя в словах и действиях, там, после смерти, Я – существо, причастное вечности, живущее вне тела. Благодаря наличию Я, человек с определённого момента начинает самостоятельно выстраивать свою судьбу. Вначале нас ведут другие в детском саду, в школе, в институте, а дальше я сам делаю тот или иной выбор и несу за него ответственность.

Дата публикации: 29.10.2023,   Прочитано: 991 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды