В этой работе мы будем исследовать феномен человеческой речи. Как
живёт и развивается речь в современности? В чем отличие речи живого
человека и речи в записи? Как действует речь на других людей?
По историческим меркам совсем недавно, в 19 веке появилась возможность
делать запись человеческой речи на различных носителях. Долгое время у
людей не было такой возможности. Мы не знаем. Как звучали мертвые языки.
Долгое время существовала устная традиция передачи знаний, опыта от
поколения к поколению в мифах, легендах. Сказках. Песнях, загадках и т.д. В
Древнем Египте и Вавилоне появилось письмо, и живую речь стали
записывать знаками. А в 15 веке возникло книгопечатание и возможность
распространять книги и доносить мысли большому количеству людей.
Сейчас, в начале 21 века, существуют различные возможности записи и
воспроизведения голосов людей. «Говорят» с нами и всевозможные
электронные устройства – самокаты, машины, телефоны, роботы, пылесосы.
Но есть важное сущностное отличие речи человека и «речи» робота. Об этом
поговорим подробнее.
Когда разговаривают двое или большее количество человек, то слова
одного обычно обращены к другому или ко всем присутствующим. Я
произношу слова с определённой интонацией и жду определённой реакции
со стороны слушателя. Например, если один просит или требует чего-то, то
от другого он ожидает выполнения просьбы или отказа. Если один
спрашивает, то от другого ждут ответа. Если кто-то шутит, то он ожидает
улыбки или смеха от другого. Таким образом речь –это не только слова, но и
смыслы, отношения, которые возникают между людьми на базе речи. За
речью «спрятаны» мысли, чувства и воля человека. И обмениваясь фразами,
мы обращаемся к мышлению, чувствам и воле другого человека. В речи
живут помимо звучания смысл, интонация и побуждение к действию. А что
же представляет собой запись речи на каком-либо носителе?
Запись речи обычно обращена ко всем сразу и ни к кому персонально.
Записанная речь уже завершена и не ждёт реакции от слушателей или ждёт
однозначной реакции при передаче личных данных. Речь отделяется от
произносящего ее человека, перестаёт быть живой и умирает в записи.
Сегодня мы можем слушать записи песен, историй людей, которые умерли
40-50 лет назад, а записи их голосов остались. И отношение к таким записям
отличается от отношения к речи живого человека. Запись застывает в
определённой форме, она не предполагает диалога со слушателем, она
воспринимается в большей степени интеллектом и почти не воздействует на
чувства и волю. Представим себе, что современники слушали бы речи
Ленина и других революционеров только в записи. Вдохновили бы эти речи
слушателей на активные действия? Или представьте себе живой концерт
исполнителя и запись концерта. Эмоциональное воздействие живого
концерта всегда сильнее.
Многим в наше время знакомо речевое «общение» с роботом или
чат-ботом, которые интенсивно входят в нашу жизнь. Подобное «общение»
всегда вынужденное, несвободное и часто раздражает человека. Робот
требует чётких ответов на вопросы, у него отсутствуют эмоции, его
«интересует» вполне определённая тема. Робот, компьютер, телефон создан
человеком, но в нем нет человеческого, даже если придать роботу
человекоподобную форму. Почему многих пугают натуралистически
сделанные куклы младенцев и восковые фигуры людей? Потому что это
мёртвые формы, не наполненные живым содержанием.
Из Библии мы знаем, что человек был создан «по образу и подобию Бога». Бог вдохнул в него душу живую и люди до настоящего времени чувствуют
присутствие некой высшей силы в своей душе. Конечно, не все, но многие.
Раньше, 3-4 тысячелетия назад, атеизм был невозможен, потому что органы
восприятия у людей были другими, они воспринимали сверхчувственных
существ-ангелов, архангелов и других. Человек создаёт роботов и нейросети,
но можно ли говорить о том, что эти создания обладают живой душой? А что
тогда в них действует, какие силы?
В живой человеческой речи помимо звучания, смысла присутствует ещё
тепло или холод души говорящего, определённое отношение к собеседнику. Я
могу обращаться к другому с разными речами и с разными интонациями, с
любовью или с ненавистью, с уважением или фамильярно, шутя или
серьёзно. И другой обычно чувствует, что стоит за моей речью. Робот же
говорит с одинаковой интонацией и теми фразами. Которые в него заложены,
его ответы предсказуемы. Думаю, любой удивился бы, если бы робот вдруг
начал шутить с вами, рассказывать анекдоты или жаловаться на жизнь.
Живой человек в отличие от робота свободен и непредсказуем. К примеру, на
простой вопрос : « Когда ты придёшь домой ?» можно получить десятки
различных ответов в зависимости от ситуации и отношений между
собеседниками. Вот несколько вариантов ответа: «Это не важно.», «Около
2100», « Когда закончу дела», « Какая тебе разница?», « Я тебе напишу», «Не
надо меня контролировать!», «Зачем тебе это знать?» и т.д.
В зависимости от варианта ответа можно предположить. В каких
отношениях находятся собеседники. Это могут быть родственники, друзья,
родители и дети.
В духовной науке антропософии Р. Штайнер развил учение о 12 чувствах
человека. Он описал 4 высших чувства человека – чувство слуха, чувство
речи, Чувство мышления или смысла и чувство Я другого. Эти высшие
чувства могут открыться нам в беседе с другим человеком. А при «беседе» с
роботом эти чувства спят, они не смогут развиться. Из истории известно, что
дети, с которыми в первые годы жизни не разговаривали, в дальнейшем не
смогли научиться речи. Я уверен, что если провести жестокий эксперимент и
давать детям до 3 лет слушать только записи речи и не давать общаться с
живыми людьми, они не научатся говорить. Возможно, у них разовьётся
эхолалия, которая встречается у детей с различными нарушениями развития.
А самостоятельная живая речь не появится.
Потому что речь –это не только слова. Для восприятия речи другого мне
необходимо активное внимание и активное чувство слуха. Многие замечали у
себя такое состояние, когда начинаешь слушать другого собеседника вполуха,
внимание уплывает, речь другого превращается в шумовой фон, смысл её
теряется. Не случайно в языке используются два глагола «слушать» и «слышать». А от детей взрослые требуют быть по-слушными. Способность
слушать и слышать открывает нам нечто более глубокое в человеке.
Можно сказать, что чувство речи помогает нам отличать звуки речи от
различных природных и технических шумов – пения птиц, лая собак, шума
машин. Согласитесь, что степень нашей активности и включенности во время
разговора с другим человеком обычно значительно выше, чем при слушании
шума моря, шелеста листьев, пения птиц.
За чувством речи находится чувство смысла или мышления. Это чувство
помогает нам отличать смысл от бессмыслицы в словах и действиях другого.
О бессмысленной речи говорят различные выражения в языке: «нести чушь»,
«нести вздор, ахинею», «переливать из пустого в порожнее», «лить воду », «
ходить вокруг да около» и другие. Благодаря этому чувству мы отличаем
смысл от бессмыслицы, речь трезвого от речи пьяного или больного
человека, видим логику в суждениях, вообще, можем понять другого.
При различных нарушениях развития у детей мы наблюдаем либо
несформированность, обеднённость речи, когда ребёнок не может правильно
построить предложение, либо распад ранее существовавшей речи, когда
ребёнок выдаёт эхолалии, заученные стереотипные фразы, фрагменты чужих
текстов. И этот феномен указывает нам, что речь не всегда подвластна
человеку. Не случайно мудрость языка говорит о «даре речи». Его можно
обрести либо потерять. То есть речь подарена людям существами более
высокого уровня развития. И в речи присутствуют не только звучание и
смысл, но и я сам как личность. Это Я- присутствие можно пережить в речи
другого, когда я сам пробуждён и воспринимаю логику мышления другого,
его тождественность со словами, которые произносятся. Так может
пробудиться чувство я другого, когда я сам внимательно вслушиваюсь в речь,
как она построена, какие действия следуют после сказанных слов.
Когда преподаватель обучает учеников или студентов и читает их
сочинения на заданную тему, у него часто возникает вопрос: «Ты сам это
написал?» В наше время можно взять материал из интернета, скомпилировать
и выдать за свой. По сути, это вопрос о том, насколько автор присутствует в
своём тексте? Насколько я присутствую в своей речи и выражаю себя в ней?
Или я прячусь за словами, цитирую других и не хочу открыть себя?
Мы можем открыть глубокий смысл в словах Гёте: «Что ценнее золота?
Беседа». Ведь в беседе я могу сделать своё Я в какой-то степени «видимым»,
прозрачным для другого и наоборот. А Я имеет чисто духовную природу и
связано с духовным миром. Здесь, на земле, Я выявляет себя в словах и
действиях, там, после смерти, Я – существо, причастное вечности, живущее
вне тела. Благодаря наличию Я, человек с определённого момента начинает
самостоятельно выстраивать свою судьбу. Вначале нас ведут другие в детском
саду, в школе, в институте, а дальше я сам делаю тот или иной выбор и несу
за него ответственность.