Язык и звучащая речь живут в культуре тройным образом. И в этом речь подобна троичности самого человека. Мы различаем дух, душу и тело, мышление, чувство и волю.
Есть звучащая речь, которую человек произносит в настоящем времени. Существует текст, записанная речь, который (текст) мы читаем. Это как будто привет из прошлого, текст был создан и напечатан какое-то время назад. И есть письменная речь, которую мы сами создаём, использую пальцы рук при написании или наборе текста на компьютере. Это послание в будущее – обращение к современникам и потомкам. Каждый вид речи имеет сою специфику. Мы говорим, воспринимаем речь другого, читаем и пишем благодаря различным чувствам – чувству собственного движения при артикуляции, чувству жизни («от избытка сердца глаголят уста»), чувству слуха, чувству зрения, чувству речи, чувству смысла и чувству Я другого.
Обратимся вначале к произносимой речи. Когда человек говорит, его речь в наибольшей степени связана с ним самим и с настоящим моментом. Я могу говорить с самим собой, но значительно чаще обращаюсь с речью к другим людям. Говорю из внутреннего, из средней ритмической части организма. Речь связана с дыханием. Способности говорить при нормальном развитии ребёнок учится раньше всего. Вначале он говорит, а потом начинает читать и писать. И в детской речи мы замечаем наполненность её чувствами. Дети говорят громче, эмоциональнее, настойчивее, чем взрослые, чаще кричат и плачут по сравнению со взрослыми. Иногда и взрослые наполняют свою речь сильными эмоциями. Речь ребёнка в первом семилетии привязана к настоящему времени, он ещё неспособен к рассуждениям о чём-то отвлечённом, абстрактном. Да и во времени ребёнок живёт иначе, чем взрослый. Лишь постепенно он начинает различать прошлое, настоящее и будущее, понимать различие между вчера, сегодня и завтра и т.д. И так как дети интенсивнее живут в настоящем, то и их речь больше наполнена эмоциями, чем смыслом. Вспомните реакции детей младших классов на дразнилки, обиды, безобидные с точки зрения взрослого шутки.
Следующий этап освоения речи – чтение. Написанный текст вначале необходимо озвучить, «оживить». Вначале дети читают громко вслух, со временем учатся читать про себя. При этом далеко не сразу ребёнок учится и читать, и одновременно проникать в смысл прочитанного. Чтение поначалу отнимает столько сил, что смысл порой ускользает, и ребёнок не может пересказать прочитанное. Ведь пересказ -это схватывание сюжета, процесса, который запечатлён в тексте рассказа. Чтобы подойти к пересказу, нужно в какой-то степени отвлечься от чувства речи и подняться к чувству мысли или смысла. Можно увидеть в тексте только слова, а можно увидеть образы, картины, ряд сменяющихся картин, тогда в пересказе ребёнок будет не только дословно воспроизводить текст, сколько описывать своими словами встающую перед его внутренним взором картину.
Если в звучащей речи ребёнка в большей степени присутствует чувство, то в чтении уже участвует мышление. Вначале стоит задача просто прочитать, потом – понять смысл и пересказать прочитанное. Многие взрослые ловили себя на том, что чтение может стать автоматическим, когда я читаю, а смысл ускользает. Тогда приходится возвращаться к прочитанному, усилием воли концентрировать внимание и вникать в смысл.
И третье – письменная речь. Она появляется у ребёнка в процессе развития позже всего, иногда почти одновременно с чтением, иногда чуть позже и требует больше всего усилий. Нам известны дописьменные культуры народов, у которых есть речь, но нет письменности или письменность ещё не буквенная, а ближе к рисунку как в Древнем Египте или у современных индейцев.
Для письма необходимо волевое усилие – умение держать рукой карандаш или ручку, умение перевести картину события, которое произошло в реальности в текст, нужна зрительно-моторная координация, концентрация. Каждый раз, когда мы пишем, мы делаем своеобразный «перевод» с языка образов на письменный язык, либо описываем свою внутреннюю жизнь словами. В кинофильме происходит обратный процесс – есть сценарий, текст, который режиссёр превращает в подвижную картину. Каждый раз, когда мы предлагаем ребёнку описать то или иное событие, которое с ним произошло, написать сочинение, мы побуждаем его к этой работе «переводчика».
Если, к примеру, состоялась поездка класса в другой город, а впоследствии ученики написали сочинения, можно по их сочинениям понять, насколько тот или иной ученик «присутствовал» во время этой поездки, что он запомнил, что произвело на него впечатление. Жил ли он в большей степени внутри, в своей душе, или выходил во внешний мир. По сочинениям можно заметить, было ли восприятие автора фрагментарным, был ли он эмоционально вовлечён в события, замечал ли других учеников или был погружён в собственные переживания.
Талант, мастерство писателя проявляется в том, что читатель может создать в своей душе образ, внутреннюю картину событий, которую видел автор, когда писал свою книгу. От «мёртвого» текста читатель испытывает живые эмоции, когда радуется и печалится, удивляется и смеётся вместе с героями – испытывает различные эмоции, погружаясь своим сознанием в текст.
Чем меньше ребёнок, тем больше ему необходима помощь в создании образов – в книгах много картинок, которые сопровождают текст, а в книгах для самых маленьких мы видим минимум текста и максимум картинок. Да и толстые книги для взрослых нам приятнее читать, если время от времени появляются картинки, и мы не видим сплошной текст.
Подведём итоги. Мы рассмотрели жизнь слова, как оно живёт в речи, чтении, письме и связали три вида деятельности с тремя способностями человека – мышлением, чувством, волей.