|
"В организме конечностей и обмена веществ, а точнее в
пальцах рук и ног, пребываете вы как человек, стоящий
здесь на Земле. И лишь поскольку в мозгу вы сопереживаете свои пальцы рук и ног, постольку вы через мысли обладаете сознанием своего Я в вашей земной жизни." Р. Штейнер |
В данной работе речь пойдет о феномене человеческих рук. Благодаря своим ногам человек оставляет следы в пространстве, благодаря своим рукам, он оставляет следы во времени. Весь мир, который окружает человека, можно разделить на мир природы и мир, сотворенный людьми. Человек преображает природу своими руками, творит мир вещей и предметов, которые живут во времени. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, которые дошли до нашего времени, были кем-то когда-то созданы. Творцы умирают, а их шедевры продолжают жить сотни, тысячи лет. Каждый из нас рождается и попадает в мир, который создали руки миллионов людей до нас. Мы можем либо что-то разрушить в этом мире, либо добавить к нему что-то новое, сотворенное своими руками.
Если посмотреть на руки новорожденного, то можно увидеть, что его кисти
обычно сжаты в кулаки. Только постепенно он учится раскрывать руку, хватать предметы, отделять большой палец от остальных. Две полярности в жизни руки - кулак и ладонь. Максимальное закрытие и максимальное раскрытие. Между этими полярностями протекает творческая жизнь рук. Любое взаимодействие с материалом требует участия рук ребенка. Можно обнаружить три основные способности, которые переживаются благодаря действию рук. Руки берут, руки отдают и руки удерживают. Эти способности возникают у ребенка в течение 1-2 года его жизни. В дальнейшем они могут развиться до социальных способностей. Не случайно мы говорим " брать на себя ответственность", "отдать последнюю рубашку", "держать себя в руках" (свое Я, которое присутствует в конечностях). Вообще большое количество фразеологических оборотов говорит о руках. Вспомним некоторые из них: "ударить по
рукам" - договориться о чем-то с кем-то; "руки опускаются" - невозможность какой-либо творческой деятельности; "золотые руки" - выдающиеся способности человека в какой-либо области; " руки - крюки" - отсутствие способностей в какой-то области; "поднять руку на что-либо" пытаться что-либо уничтожить, разрушить; "протянуть руку помощи" - действенно помочь человеку; "руководить" - организовывать деятельность людей; "разводить руками" - оказаться неспособным сделать что-либо в данной ситуации; "связать
кому-либо руки" - лишить кого-либо возможности действовать; "это мне
на руку" - это помогает в деле; "одной левой (рукой)" - делать что-то легко,
без усилий; "он - моя правая рука" - главный помощник в делах.
Думаю, что этих примеров достаточно, чтобы сделать выводы. Когда слово
"рука" употребляется в идиоматическом выражении, оно указывает не столько
на часть тела человека, сколько на его способности, на его деятельность в какой-либо области. Кроме того, каждый из нас использует свои руки при знакомстве и прощании с другим человеком. Ритуал рукопожатия указывает на участие рук в социальных отношениях людей. Руки предназначены для разнообразной деятельности в быту, для творчества, для установления социальных отношений.
Вернемся все же к жизни ребенка и к развитию его рук. В течение первого
года жизни у него обычно выделяется большой палец и происходит противопоставление большого пальца и четырех пальцев ладони. Этот этап очень важен, потому что это противопоставление делает ребенка способным охватить и удержать предмет. На втором году жизни он уже берет палку, ложку, лопатку и пытается как-то ими действовать. Главный жест руки в этом возрасте - схватывание и удержание предмета в кулаке. Вскоре появляется следующий жест - соединение большого и указательного пальца для удержания небольших предметов, отщипывания куска от целого, щипания. Остальные пальцы либо зажаты в кулак, либо полусогнуты. В течение второго-третьего года появляется также указательный жест, когда ребенок касается указательным пальцем части своего тела или указывает на предмет в пространстве.
Около 3-4 лет происходит формирование нового жеста - соединение большого, указательного и среднего пальца вместе. Именно это соединение делает для ребенка возможным рисование карандашами, мелками, кистью, письмо, различные манипуляции с предметами, строительство башен и домиков из кубиков. Разнообразная деятельность взрослых также базируется на этом жесте - вязание на спицах, завязывание шнурков, шитье иголкой, застегивание пуговиц, лепка из глины и т.д.
Практически вся деятельность человека основана на нескольких жестах кисти руки - кулак, захват, указание, щипание двумя пальцами, удержание тремя пальцами и открытая ладонь. Когда в работе участвуют две руки, один жест либо воспроизводится каждой из них, либо одна рука делает один жест, а другая-другой.
Руки человека обладают еще одной способностью. Благодаря рукам он может ощупать полностью свое тело, прикоснуться к любой его части, пережить свои границы в пространстве. Благодаря рукам же человек "нарушает" свою пространственную ограниченность, вступая в отношения с другими людьми, создавая произведения искусства. Конечно, не нужно забывать, что для встречи двух людей нужны и ноги, движение к встрече каждого из них в буквальном и переносном смысле слова. Выражение "я долго шел к этой встрече" свидетельствует о связи пространства и времени в движении.
В эпиграфе данной работы речь идет о "сопереживании своих пальцев рук
и ног в мозгу". Это сопереживание ведет к "обладанию сознанием своего Я в
вашей земной жизни". Ребенок постепенно подходит к сознанию своего Я.
Наблюдение за рисунками детей показывает, что изображение человека меняется в период с 3-х до 7-8 лет. Вначале появляется круг, потом - "головоноги", потом - человек с головой, руками и ногами, но пальцы на руке не изображаются, либо их может быть 2 или 3. Только к 6-7 годам на детском
рисунке обычно появляется кисть руки с пятью пальцами. У ребенка возникает сопереживание своих пальцев рук. Психологи и педагоги говорят о выстраивании "схемы тела" к семилетнему возрасту и о готовности ребенка к школе. Очень важно, чтобы уже с первого класса руки ребенка переставали жить своей отдельной жизнью. Иначе можно будет наблюдать, что ребенок "не ведает, что творит". Пожалуй, главная задача всего школьного обучения состоит в том, чтобы создать у ребенка прочную связь между деятельностью рук, ног и его сознанием.
Должны возникнуть два потока, идущие навстречу друг другу. Первый - из
внешнего мира во внутренний, восприятия рук и ног доносят до сознания информацию о внешнем мире. Если сильно ударить рукой по стене - будет больно, если ударить другого человека - будет больно ему, он может дать сдачи, если рука слабо держит предмет, он будет постоянно падать и т.д. Деятельность руки выстраивает в сознании причинно-следственные связи, которые формируют память и способствуют развитию Я ребенка. Второй поток - из внутреннего мира во внешний. Сознание ребенка направляет его руки и его деятельность. Появляется целенаправленная деятельность. В начальной школе сознание ребенка еще слишком слабое, действует авторитет учителя и взрослого. В старших классах должна проснуться самостоятельность и ответственность, когда юноша или девушка делают что-то из внутреннего чувства долга, без давления со стороны взрослого. Внешний авторитет учителя к 14-15 годам преображается у подростка в его (подростка) внутренний моральный авторитет.
"Эти два потока как будто "связывают" деятельность рук человека и его сознание, ведут его к тому, чтобы он "ведал, что творит". Благодаря своему сознанию человек может оглянуться на "дела своих рук" и в следующий раз поступить по-другому, более человечно. Основные жесты рук, которые мы обнаружили - кулак, захват, указание, щипание двумя пальцами, удержание тремя пальцами, раскрытая ладонь - "дублируются" в деятельности Я, в сознании. Я схватывает и удерживает впечатления и восприятия внешнего мира, сохраняет их в памяти. Противопоставляет хаосу восприятий относительно твердые понятия. У животных отсутствует Я и отсутствуют понятия, выраженные в речи. Попугай, например, может имитировать человеческую речь, но не может мыслить, творить понятия. Кстати, в немецком языке слово "Begriff" (понятие) происходит от "greifen" - хватать, схватывать, браться. Жест руки, "схватывание" становится "жестом" Я.
Вспомним слова Христа "Я есмь путь, истина и жизнь", и нам откроется
указательный "жест" Я. Я указывает человеку его жизненный путь, ведет его
от одной встречи к другой, указывает на ошибки как голос совести. Если взрослого человека не ведет по жизни его Я, а ведут другие люди или другие силы, возникает опасность попасть в замкнутый круг, из которого не видно выхода. "Бес водит по кругу" - вовсе не случайное выражение. Выйти из замкнутого, порочного круга помогает только свободное Я, указывающее путь.
Если Я перестает удерживать астральное, эфирное и физическое тело человека, наступает распад личности. Душой овладевают страсти, а дух погружается в сон, сон разума, который рождает чудовищ. Как рука человека держит орудие труда, которое не живет самостоятельной жизнью, а подчиняется воле работника, так и Я человека "призывает на службу" его три тела, ведет их к высоким идеалам. В противном случае человек не сльппит призыва Я, и его тела начинают жить самостоятельной жизнью, он падает ниже животного уровня.
И, наконец, у руки есть способность отдавать, а у Я - способность жертвовать. Только человек с хорошо развитым Я-сознанием способен не приносить в жертву других, не искать "козла отпущения" а сознательно и свободно жертвовать свои силы, здоровье, время, деньги ради высоких целей. В раскрытой ладони нельзя ничего удержать, человек оказывается безоружным и беззащитным. Остается только надежда на помощь и защиту духовного мира, упование на то, что жертва, которую он сознательно приносит, будет принята, а не отвергнута.
Я думаю, приведенные примеры достаточно убедительно показывают связь
между деятельностью рук и деятельностью Я, их взаимовлияние и выражение
в речи. Остается только пожелать каждому из нас действительно подойти к
"сопереживанию в мозгу своих пальцев рук и ног". Только таким путем можно и нужно развивать душу сознательную и свое Я в наше время.
март 2006 г.