Краткий очерк
Система карт явно представлена жёстким принципом иерархичности. Рассмотрим полную колоду.
Числа с «двойки» по «десятку» – девять иерархий.
«Троица» – король, дама, валет.
«Главная карта» – туз.
Два джокера – красный и чёрный.
Всё делится на те же два цвета.
Четыре масти: крести, пики, червы, буби.
Возникает вопрос: почему именно так выглядят значки мастей и почему таким способом дана иерархичность?
Карты – очень древняя игра. Но это – не только игра, но и способ в умелых руках предсказывать будущее и объяснять прошлое.
В их первичной основе лежат отголоски духовной жизни некоторых древних мистерий, оракулов, к ярким представительницам которых принадлежали сивиллы. Они, собственно, и были теми «изобретателями» системы карт, которые вначале были лишь иллюстрациями в руках ведуний и только гораздо позже превратились в инструмент для гадания, и лишь затем – в игры.
Их строение зиждется на тех же основах, что и древняя нумерология, астрология, космогония.
Девяти иерархиям соответствуют строго карточки от двойки до десятки. Но почему нет карты с номером «1» ? Потому, что «1» – это тот, кто эти карты держит в руках, это – человек в его цельности и подобии в самом малом самому великому Божеству.
Почему мастей – четыре? Да потому, что – четыре компонента в божественном мироустройстве, начиная с Троицы и заканчивая существом человека. Три действующих компонента и один – управляющий. В человеке это выражено физическим телом, телом формирующих сил (эфирным телом), астральным телом и Я. [Подробно см. в трудах Рудольфа Штейнера]
В картах деление на два цвета выражает разделение на телесно-земную и духовно-космическую категории. Красный цвет – духовное, а значит – главенствующее начало. Чёрный цвет – земное, подчинённое начало.
Теперь о значках мастей.
«Крести» – «♣» или «+» – крест чёрного цвета – символ физического тела.
«Буби» или «бубны» – «♦» – ромб красного цвета – прямая противоположность «крестям». Ромб – вывернутый наизнанку крест. Символ «Я».
«Пики» – «♠» – чёрного цвета направленная вверх стрела с вертикальной осью. Округлые расширения обоих концов наконечника стрелы символизируют динамическую, временнýю составляющую, как бы превращение круга в лемнискату. Вертикальная ось – привязка к физическому телу. «Пики» – символ эфирного тела.
«Червы» – «♥» – красного цвета стрелка, направленная вниз без вертикальной оси. Красный цвет и отсутствие осей – признак духовного происхождения. С другой стороны – полярная противоположность «пикам» с такими же округлыми хвостиками у стрелки. То есть, похожие, но чисто духовные основы. «Червы» – символ астрального тела.
Можно даже представить эволюцию ромба в символ сердца, то есть – переход от чисто духовной категории «Я» к духовно-силовой категории астрального тела.
Потом астральное тело трансформируется в эфирное, с его дальнейшей трансформацией в физическое.
Что такое «король, дама, валет и туз»?
Это символы трёх ликов Богов Троицы и высшего Я, Христа, в четырёх человеческих «факторах».
«Король» – символ Бога Отца.
«Дама» – символ Бога Сына.
«Валет» – символ Бога Святого Духа.
«Туз» – символ Христа.
Однако здесь не всё так ясно, как кажется. С «королём» вроде всё понятно – все атрибуты Бога Отца налицо. Он же – главный «строитель» физического тела человека.
Почему Бог Сын изображён как «дама»?
Разумеется, когда речь касается таких высоких духовных существ, говорить о каком-либо половом признаке было бы полным абсурдом. Однако запечатлеть в образе различие действия, его полярность между Богом Отцом и Богом Сыном можно и так, то есть применив женский образ рядом с мужским. Если ещё учесть, что именно Бог Сын является создателем и дарителем сил эфирного тела, а это тело полярно телу физическому настолько, что каждый мужчина имеет женское эфирное тело, а женщина – наоборот, то такое изображение уже не кажется необоснованным, но видно, насколько древние люди владели этой мудростью.
«Валет» изображён воином.
Святой Дух – наивысшая манифестация астрального тела, его покровитель и учитель. Он несёт всю ту действенную мудрость, которую душа человека способна принять, и силы которого родственны ей.
«Туз» – принцип единства. Христос управляет Троицей. Человек, как «Я», управляет своей организацией: физическое тело (ФТ), эфирное тело (ЭТ), астральное тело (АТ).
Есть один нюанс, который неточно отражает связь Богов Троицы. Каждый из них не ниже и не выше другого по значимости и силе. Каждый – полноценный властелин одной из трёх областей божественного мироустройства.
В картах это – не так. Можно предположить, что эта аберрация вкралась в систему во времена, когда карты всё больше становились игрой и всё дальше отходили от своего духовного происхождения.
«Играть в карты» означает: переносить реальные категории в русло абстракции, свою судьбу ставить в зависимость от случайности. А случайность свойственна только физическому миру. Князь сего мира в антропософской духовной науке именуется Ариман. Его изобретением были деньги. Не без его участия карты стали азартной игрой «на деньги». Другое, восставшее против Божественного порядка, существо – Люцифер, он же – Прометей, он же – Змей-искуситель. Именно он искушает человека играть и превращает игру в зависимость, – человек ведь получает сильные эмоции, когда играет в карты.
Два этих полярных существа в самих картах представлены несколькими способами: в цвете, двумя конкретными картами, а также среди карт-«картинок» своим участием в конкретных сферах человеческого существа.
Люцифер представлен красным цветом, Ариман – чёрным.
С тех пор, как карты лишились своего духовного обоснования и превратились в интеллектуальную игрушку, всё духовное в них стало добычей Люцифера, а всё земное – добычей Аримана. И если вначале мы говорили о красном цвете, как об изображении духовного принципа, то теперь следует говорить о Люцифере. Так же и с чёрным, – этот цвет в картёжной игре всецело принадлежит Ариману, князю мира сего.
Есть и две конкретные карты – «портреты» того и другого. Красный джокер – Люцифер, чёрный джокер – Ариман.
Не забыты и области существа человека.
Дама пик – Ариман в эфирном теле.
Червовый валет – Люцифер в теле астральном.
Теперь по стихиям.
♦ Буби – огонь, тепло, тепловой эфир.
♥ Червы – воздух, свет, световой эфир.
♠ Пики – вода, звук, химический (или звуковой) эфир.
♣ Крести – земля, смерть, жизненный эфир.
Что такое козырь?
Козырь – ариманизированное представление доминирующего характера духа времени, выраженного в господстве той или иной области мирового порядка, той или иной стихии.
Что происходит, когда человек играет в карты?
Человек здесь имеет дело с Искусителем и с Лукавым, – с Люцифером и Ариманом.
Люцифер предлагает ему игру, вызывает в человеке интерес к ней, апеллируя к эстетическому чувству – в картах есть своя красота, и к желанию показать своё превосходство, то есть – к гордыне.
Ариман включает «цифровой» гипноз, в котором деньги, выигрыш приравнивает к райскому наслаждению, вызывая в человеке алчность, жадность, хитрость, жестокость. Лозунг Аримана: «Главное в картах не самому выиграть, но не дать выиграть сопернику, «утопить», обмануть его».
В арсенале Люцифера и Аримана – магическая сила древней мудрости – мудрости, запечатлённой в виде карточек, напечатанной, оцифрованной, лишённой всякого смысла, но действующей через образы теневым способом, – мудрости, гнилые кости которой представлены колодой карт.
Игра в карты представляет собой опасность: с одной стороны впасть в полунаркотическую зависимость, с другой – развить в себе самые низменные чувства.
Однако бояться человек не должен никого и ничего. И ничто не может быть для человеческой души абсолютно запретным. Когда мы имеем дело с такими существами, как Люцифер и Ариман, во многих случаях надо действовать по принципу «от противного». Например, охлаждать пыл Люцифера полным равнодушием к игре и входить в неё не из страстного желания победить, но из интереса к самому процессу и из желания поддержать другого человека общением, пусть даже через игру в карты. Ариману же надо пресечь дорогу тем, что, например, не играть на деньги, не играть из меркантильных интересов, и во время игры вместо ненависти развивать чувство любви и дружеской поддержки к другим участникам состязания. Тогда и результат, общий итог будет совсем иным. Человек научится больше переживать за других, чем за себя, и вместо духа соперничества и вражды взрастит дух взаимопомощи и чуткого отношения друг к другу. Ариман и Люцифер тогда потеряют силу, и карточная игра превратится из инструмента гордыни и обмана в инструмент развития собственной воли и человеколюбивого бескорыстия.
Догматикам же скажем: боитесь? – не играйте. Ибо страх ваш – от вашей же гордыни, а брезгливость ваша – от вашей ненависти к людям, от зависти к тем, кто способен не подчиняться вашим безумным приказам, но идти в самое пекло боя, в раскрытую пасть дракона и усмирять его собственной любовью, собственной силой сияющей во мраке души!
25 сентября 2015