Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души30 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

Г.А. Бондарев

Будет ли завершено издание полного наследия Рудольфа Штайнера?

(Опубликовано как приложение в книге Г. Бондарева
"Рождественское Собрание", Москва, 2005)


Обозревая ужасные, невосполнимые потери, которые Антропософия несет внутри ВАО, со страхом задаешь себе вопрос: а что в следующий раз попытается выбросить за борт "Летучий голландец"?

Приходят новости из газет: в Голландии запрещают гомеопатию, в т.ч., разумеется, и антропософскую; в объединенной Европе запретили применение биодинамических препаратов, что означает начало конца антропософского способа ведения сельского хозяйства. Ну это — скажут нам — атаки на Антропософию извне. Да, извне, но при попустительстве изнутри. Создается впечатление, что ВАО взяло на себя задачу никак не представлять Антропософию в мире. Перед Пасхой 2003 года проходило в Дорнахе ежегодное генеральное собрание. Главный вопрос все тот же — о власти(!), поднятый на конференции 2002/03 г. В самом конце собрания одному участнику удалось все-таки сказать о запрете препаратов. Его выслушали, уже вставая с мест, и тут же забыли о нем. До препаратов ли, если новой власти нужно укрепиться на новом курсе! Факт безразличия к антропософским делам оказался однако замеченным и даже "Еженедельник" (невероятный случай) в кратком сообщении о собрании посетовал:  "оно по причине того, что остались не названными жгучие проблемы, производило странное впечатление приподнятости над временем (а чего вы хотите от "голландца"?) — без упоминания об острой опасности, грозящей в виду запрета препаратов..., введенного ОЕ ". ( *1 )  Удивляться, однако, приходится уже не этому, а тому, как посмел "Еженедельник " сказать такое.

Впрочем, говори не говори, эффект будет один и тот же: гробовое молчание пятидесяти тысяч членов — во всех странах и на всех континентах, без различия пола, возраста, образовательного ценза, национальной, расовой принадлежности и т.д.

Несколько лет тому назад тот же "Еженедельник" сообщал: "Вилла "Дорнрёзхен" закончила свое призрачное существование. Первое большое антропософское строение в Дорнахе сломано".  Проект этой виллы был разработан в 1922 и осуществлен "в духе архитектурного (строительного) импульса Рудольфа Штайнера".(*2 )  Даже мебель была сделана в новом художественном стиле. И вот, с нею было покончено. Почему? — Да денег не было на ремонт. В век "глубоко научной обоснованности" такой предлог убеждает сразу всех и "наповал". Под этим предлогом наверно скоро снесут и три эвритмических домика. А сам Гетеанум? Долго ли ему еще стоять? Другое дело — гаражи под холмом или изуродование большого зала. В таких случаях находятся десятки миллионов франков. На борьбу с духом никаких денег не жалко.

Таковы процессы, таковы тенденции в том центре, вокруг ко торого сконцентрировано возможно не менее 90% от общего числа живущих в мире антропософов. Подавляющее большинство из них, если бы они удосужились прочесть то, что пишем мы, вероятно, упрекнуло бы нас (ну это в лучшем случае) в чрезмерной сосредоточенности на "недостатках" антропософской работы. Мы же считаем, что если это и "недостатки", то они одного рода с теми, какими, например, обладает преступник, бросающийся с ножом на ваших детей, уважаемый читатель. Попробуйте в таком случае не сосредоточиваться на нем чрезмерно, и вы получите право упрекать нас. Те, для кого Антропософия стала делом жизни, поднимут каждую перчатку, брошенную в адрес Антропософии, примут каждый брошенный ей вызов. Иначе наше дело в мире не устоит, а без нашего дела не устоит и сам мир. Поэтому мы хотим привлечь внимание друзей и единомышленников к еще одной беде, которая, как кажется, уже разражается над нами.

На этот раз дело идет о той неизмеримой не только для антропософов, но общечеловеческой ценности, какую представляет собой духовное наследие Рудольфа Штайнера, Gesamtausgabe (GA или ИПН, если по-русски). Давно назрела необходимость при стально присмотреться к тому, что с ним происходит. Иначе, как с большим залом, с P.C., мы опять окажемся перед свершившимися фактами, а тогда останется лишь махать в воздухе руками.

Уже давно, а в последние годы с особой силой звучат сетования Управления наследием на свою бедность, что у него нет денег, что бы издавать дальше книги, лекции и все, что было написано, изображено и сказано Рудольфом Штайнером. И это несмотря на то, что и без того высокие цены на Издание были в 2002 г. еще суще ственно повышены. ( Например, ИПН 3 — это, по сути, брошюра, а стоит 20 евро; ИПН 4а (Документы к "Философии свободы") — 58 евро, ИПН 39 — 74 евро. )  Повысили, а эффекта никакого!  Это как в современной России или в Латинской Америке. Но для членов ВАО это, как мы сказали, аргумент самый убедительный: нет денег! Нет денег, нет и вопросов. И Управление наследием можно, в принципе, уже закрывать.

Но как и о чем в таких случаях думают в остальном, "профаническом" мире? Там существует аксиома: кто хочет больше полу чать, должен больше или более умело работать. Как обстоит дело с этой аксиомой в "Наследии"?

Что продажа уже изданных на немецком языке томов идет к определенного рода насыщению (в мире их проданы уже миллионы) — это процесс естественный. К нему нужно было быть готовым и 10 и 20 лет тому назад. Поэтому необходимо готовить больше новых публикаций. А их еще осталось немало. Их покупают хорошо. Взять, например, ИПН 267 . Впервые том был издан в 1997 г., а уже в 2000 году потребовалось второе издание. Значит, первое было все распродано, а это 96 швейцарских франков или 56 евро за экземпляр.

Но именно с новыми публикациями дело обстоит все хуже и хуже. Вспомним, из каких идей исходило вполне сложившееся уже к середине 50-х годов намерение издавать полное наследие. Об этом в 1964 г. в "Наследии" писали: несмотря на финансовые трудности, на "слабую покупаемость " (т.е. эти проблемы были всегда)  " Управление наследием приняло в начале 1955 г. решение осуществить издание полного наследия Рудольфа Штайнера. Это решение, впрочем, соответствовало определенному желанию г-жи д-р Штайнер".

Заметим попутно: не только "впрочем, соответствовало", но было главной целью ее жизни после смерти Рудольфа Штайнера. В июле 1945 г. она писала: "Он (Рудольф Штайнер) говорил мне о том времени, когда его здесь не будет и когда я буду отвечать за его труды, а также и за то, чтобы это его дело, совершённое для человечества, осталось бы связанным с его именем. Ибо лишь немногие сохранят верность ему, и может возникнуть опасность, что если его труд будет отделен от его имени, то он может быть отчужден от его первоначальных намерений" (*3 )


- "..После тщательного анализа выяснилось, что полное издание будет иметь 330 томов. До сего дня (т.е. в 1964 г.) издано 170 томов".  Закончить издание планировалось к 1975 году.(*4 )  Так конкретно и прагматично рассуждали в "Наследии" в 60-е годы, хотя и с "нюансами" уже сегодняшнего дня. Важно, что был определен и срок, к которому полное издание намеревались закончить: еще 10 лет. В самом деле, не может же это длиться столетиями. Но что получили мы на самом деле?


Обратимся за ответом сначала к статистике. С 1955 по 1964 год бьшо издано 170 томов, т.е. в этот период издавали по 18—19 томов в год. С 1964 по 1999 год было издано около 200 томов, т.е. выходило в среднем по 5—6 томов в год. В период с 1999 по 2005 год, т.е. за 6 последних лет издан один новый том! Но ведь "Наследие" беспрерывно и интенсивно работает! — так возразят нам. В "интенсивности" мы сильно сомневаемся, а "беспрерывно" оно просто существует. До 1999 г. его работа, следует признать, была всетаки удовлетворительной. В 1999 г. были изданы ИПН 88 и 92 , содержащие ценнейшие сообщения о сверхчувственных мирах, о Мистериях, о греческой и германской мифологии. Это были записи лекций 1903 -1905 годов. Был издан ИПН 268 — собрание медитативных изречений, и двухтомник ИПН 337а,b на тему социальной трехчленности. Таков был 1999-й год и, похоже, это был последний всплеск трудовой активности "Наследия". К издательскому каталогу 2000-го года было приложено извещение, в котором говорилось, что в том году "в издании полного наследия Рудольфа Штайнера не будет, к сожалению, ни одной новой публикации..."

В 2001-м году в качестве новой публикации был предложен ИПН 89 . Однако в нем в основном были лишь переизданы лекции, опубликованные в "Дополнениях к изданию полного наследия Рудольфа Штайнера", в № 67/68 (1979) и 78 (1982/83); к ним еще добавили фрагменты из ИПН 262 и ряд цитат из разных томов, что в академическом издании делать не позволяется. Причина всего этого нам вполне понятна: нужно было наскоро "слепить" что-нибудь для отвода глаз читателям, и в то же время том должен был выглядеть толстеньким, чтобы за него можно было взять хорошие деньги. Тексты в томе слегка подредактированы, но трудно сказать, что оттого они стали лучше, чем были в старом издании. Повторение ранее изданных томов в карманном издании мы, конечно, за "работу" "Наследия" признать не можем. Это способны сделать верстальщик или типография.

Посмотрим, что было в 2002-м году. Вернемся для этого еще раз в год 2001-й. Там в № 9 "Гетеанума" была опубликована статья, освещавшая работу и планы "Наследия". В ней говорилось о намерении издать ИПН 255 в трех томах, и что первым из них выйдет последний том — ИПН 255b : он "должен... примерно в конце этого года (2001-го) появиться первым" (S. 162.) Однако в то время он не появился и был объявлен в издательском проспекте на 2002-й год, как совершенно готовый том: с обложкой, оглавлением и ценой (68 SFr. Или 40 евро; 380 стр.). В продажу он должен был поступить в июле. Но произошло это лишь еще год спустя. И потому возникает вопрос: для чего уже отпечатанная книга целый год пролежала на складе мертвым капиталом, когда "Наследие" так нуждается в деньгах? Может быть, в ней опубликовали что-то "не то" в нынешнем понимании? (Том называется "Антропософия и ее враги".) В Советском Союзе из-за одного "не того" слова стотысячные тиражи пускали на вторичную переработку. А когда же теперь мы увидим ИПН 255 и 255а?

Новой публикацией в 2002-м году нам предлагается признать ИПН 40а .  В издательском проспекте о нем написано: "Этим новым томом дается ключ к медитативному сокровищу Рудольфа Штайнера. Этот ключ облегчит ориентировку в этой особенно широкой сфере его творчества". "Ключ" представляет собой просто регистр опубликованных уже медитативных текстов — нечто вроде оглавления в сборнике стихов. И просто смешно говорить о том, что такой регистр может быть "ключем" или способен "облегчить ориентировку" в медитативных текстах. Чтобы принудить читателя том покупать, в него добавлено несколько факсимильных текстов. Но это не нужный том и работа на него (пусть и незначительная) потрачена впустую. Потрачены и деньги, которых, как утверждают, нет ( Можно напомнить работникам "Наследия", что в свое время они приняли на работу не антропософа (так было сказано) В.Куглера, потому что он, якобы, умеет особенно хорошо управляться с финансами. Теперь он сделан начальником архива. Так в чем же дело? Почему финансовые проблемы лишь возрастают? ), поскольку антропософы стали плохо покупать книги д-ра Штайнера. Видимо, потому с каждым годом растет список распроданных номеров, с допечаткой которых почему-то не спешат! (Ну да, мы забыли — денег нет.) И это ценнейшие тома по исторической симптоматологии. (Число таких распроданных и не допечатанных томов приближается к двадцати).

2003-й год был совсем пустым, таким же был и 2004-й год. Причину замедления работы объясняют еще тем, что, якобы, почти все уже издано и остались лишь записи, фрагментарный характер которых не позволяет даже понять их и т.п. Однако и это неправда.

В 1961 г. к 100-летию со дня рождения Рудольфа Штайнера был разработан каталог издания полного наследия, которым все мы пользуемся до сих пор. Многолетняя сотрудница "Наследия" Хелла Висбергер писала о нем в 1999 г.: "Я занималась его подробной разработкой и поэтому держала в руках и читала каждую отдельную запись докладов, которые надлежало включить в соответствующий том или добавить к уже определенному и озаглавленному тому". (*5 )  Каталог, одним словом, был составлен основательно, со знанием дела. Так вот, в этом каталоге остаются не изданными еще 40 номеров! Это более 10% полного собрания! При этом, как показывает опыт, часто за одним номером стоит двух-, а то и трехтомник. Вот эти номера: ИПН 43 , 46-50, 68-71 , 73а ,75 , 80 , 85-87 , 90, 91, 241, 242 , 246-252 , 255,255а,256,256а,b , 285 , 288-290 , 335 , 336 . Не вполне ясным остается положение с ИПН 37 , 42 , 245 . Издан ИПН 263 (1) — значит, могут быть и 263(2) и 263(3)? Если все эти тома будут издавать со скоростью последних лет, то полное собрание удастся закончить в лучшем случае через 160 лет!— т.е. в 2164 году; при этом еще останутся записные книжки — 600 штук. В них содержится масса важнейших сообщений, о чем можно судить по небольшой части уже изданных. Например, бесценный материал для учения об органах чувств содержат записные книжки, опубликованные в № 34 (1971) "Дополнений..." Или вот еще пример. Из достоверных источников нам стало известно, что в одной из записных книжек содержится сообщение, что Ариман в своей земной инкарнации выступит открыто в возрасте примерно 18 лет. Стоит ли говорить, какое значение знание об этом имеет в наше время.

В прошлом пытались записные книжки издавать: в 1928 и 1929 годах — в Штуттгарте, в журнале "Антропософия", потом в ряде лет в "Дополнениях к изданию полного наследия Рудольфа Штайнера". Но постепенно это прекратилось. Можно думать, что о содержании оставшихся записных книжек мы не узнаем никогда.

Мы понимаем, что, действительно, есть плохие записи лекций, какие-то фрагменты записей и т.д. Но именно для публикации таких, скажем, сомнительных, но обязательных для полного издания  текстов и существуют "Дополнения...". Дело "Наследия" — публиковать наследие, а не судить о его качестве, содержании, достоверности. Это сделают исследователи, ученые, получив в свое распоряжение все то, что осталось, сохранилось от записей и устных сообщений Рудольфа Штайнера. Ну а что касается "аутентичности" записных книжек, то она ведь равна 100%. Так за чем же дело стало? В "Дополнениях..." теперь сотрудники "Наследия" публикуют лишь самих себя. Но можно ведь десяток страниц оставлять и Рудольфу Штайнеру.


Но вернемся еще раз к неопубликованным номерам. Действительно ли так уж плохо качество записей, которые г-жа Висбергер читала еще в 1961 году? — Никак нет. Среди тех номеров есть такие, в состав которых должны быть включены уже изданные лекции. Приведем в качестве примера два таких номера из Каталога 1961 г.

ИПН 288  - Даже цветные рисунки Рудольфа Штайнера к этому тому уже изданы (Bd. XVIII).


Как видит сам читатель, доказывать тут нечего. Поэтому ставим наш вопрос "Наследию": почему эти уже готовые тома не издаются в течение вот уже 42-х лет?


Один ответ на него мы уже знаем: у "Наследия" не хватает сотрудников; а не хватает их потому, что нет денег. Но опять-таки и это неправда, и вот почему. Многие тома "Наследие" при переиздании перерабатывает. Это, конечно, требует времени. Имеются тома, претерпевшие уже четыре таких переработки. Множество циклов при переиздании сопровождается надписями: "просмотренное и измененное издание", "заново переработанное и расширенное издание", "дополненное приложением" и т.д. Однако все это лишь вредит делу. Силы сотрудников, которых не хватает, тратятся на нерациональную работу с полным изданием.

В 2002-м г. было подготовлено 2-е "переработанное и дополненное" издание ИПН 262 . Это переписка Рудольфа Штайнера с Марией Штайнер. Как ее можно "переработать"? Далее, зачем фрагменты из этого тома были внесены в ИПН 89 , изданный всего за год до 2-го издания ИПН 262? В этом же году было сделано 4-е переработанное издание (книги "плохо" покупают!) книги Рудольфа Штайнера "Антропософия". Казалось бы, ну книгу-то как можно "переработать" без автора, да еще и "изменить"? — оказывается, можно. "Наследие" может все! В книгу добавили несколько рукописных фрагментов, какой-то небольшой другой текст Рудольфа Штайнера ( для "других текстов", повторяем, есть "Дополнения..")  И вот, пожалуйста, — "новая" книга, платите за нее 26 евро, если вас интересует наследие автора. У вас есть раннее издание? Так отнесите его в букинистический магазин и оставьте там бесплатно.

ИПН 115 , "Антропософия, психософия, пневматософия", перерабатывался четыре раза. В последующих вариантах исчезли ценнейшие вещи, содержавшиеся в первом издании. И вообще утрачена всякая возможность судить, что произошло с содержанием после четырех его переделок. Кто теперь в состоянии взять все четыре текста и скрупулезно сравнить их между собой? Кроме того, нужно идти (ехать) в архив и работать еще и с подлинниками. А там окажется, что записи лекций обработаны не все и предстоит еще одна или две переработки. Потом можно будет эти лекции издать заново, дополнив их еще одной неопубликованной лекцией. Так что, раскошеливайся, серьезный читатель, и покупай все 5—6, а то (с годами) и 7—8 изданий.

Нам возразят: нужно доверять "Наследию". Но с какой стати? В науке руководствуются не доверием, а научностью. А это является грубым нарушением научности при издании полного собрания, когда, не завершив его, отдельные публикации в течение лет размывают переработкой, "улучшениями", "дополнениями", хаотизацией состава томов. Наконец, мы не видим оснований не согласиться с доводом оппонентов, ведущих спор с Улой Трапп (сотрудница "Наследия"), когда они пишут: "Наша критика направлена против вмешательства, меняющего смысл в единственном имеющемся в наличии тексте, когда читатель оказывается лишенным возможности исследовать эту переработку" (*6 )

Никто не спорит с тем, что записи, стенограммы лекций Рудольфа Штайнера несовершенны; необходима дальнейшая работа с ними, более точная дешифровка стенограмм, варианты записей нужно скрупулезно сравнивать между собой, кроме того, во всем этом материале содержатся ошибки. Однако всю эту работу следует проводить после того, как будет завершено одно полное издание наследия (что планировалось сделать еще к 1975 году!). А после того неудачно подготовленные тома следует издавать во второй (и желательно в последней) редакции или, как это было великолепно сделано с тремя томами ИПН 266 , — публиковать варианты, а не мнение о них редактора. Два издания можно сравнить между собой, а еще лучше — 2—3 варианта в одном издании, и решать самому, что есть истина.

"Размазывание" содержания лекций по годам и десятилетиям путем бесконечных "переработок", "дополнений", "доработок", —  это есть метод необратимого искажения текстов, которого уже никто и никогда не сможет исправить! И для чего теперешнее "Наследие" так упорно занимается этой работой в ущерб новым публикациям? — об этом нужно серьезно подумать.

Тревога за судьбу и качество полного издания усиливается еще и тем, что в последние годы уж очень активно заговорили об "аутентичности" записей лекций. Тут явно нас к чему-то готовят психологически. К чему? — Ответ на этот вопрос был также опубликован в одном из номеров "Гетеанума". Там один сугубый духовед писал, что, поскольку записи эти "не аутентичные", то следовало бы вообще отказаться от публикации циклов лекций. ( В прессе обсуждается безумная идея "упростить" (vereinfachen), модернизировать "Очерк тайноведения", "перевести" его на язык, каким, скажем, говорят в дискотеке. Один из читателей "Еженедельника" резонно и остроумно на это заметил: ""Очерк тайноведения" является переводом с духовного языка на немецкий. Не следует делать перевод с перевода. А если кто желает переводить, то, пожалуйста, — с языка оригинала!"). Вобщем — старый софизм на новую тему. Старый, как помнит читатель, построен таким образом:

Честному антропософу ставится вопрос: Штайнер был Бог или человек?

Ответ (шокированного антропософа): Конечно, человек.

Вопрос: Значит, он, как и всякий человек, в чем-то ошибался?

Ответ: М...да, ну, конечно, наверно, должен был.

Вопрос: А где?

Ответ: Я не знаю.

Вопрос: Значит, ошибочным может быть любое его утверждение?

Ответ: ?! ?!

Назидание: Ну, вот, видите! А вы слепо следуете за ним. Слышали, что говорит фон Платон, виднейший член Правления ВАО, куда это ведет?

Нечто подобное пытаются теперь подсунуть нам и с "аутентичностью". Но и книги не оставят в покое. Раздаются, в том числе и из "Наследия", голоса, что молодежь ныне Штайнера больше не понимает, и его книги нужно для нее адаптировать! Первой предполагается "переписать", "упростив", "Философию свободы", книгу, о которой Рудольф Штайнер говорил, что она есть "живой организм"!  Атаки на духовное наследие Рудольфа Штайнера, на него самого, ведутся в ВАО многообразно и изощренно. Мы писали об этом в нашей книге "Антропософия на скрещении...". С тех пор прошло двенадцать лет. Теперь об этом можно написать еще одну книгу. Но привлечь людей к защите Антропософии и ее творца необыкновенно трудно. Люди не умеют и не желают замечать и понимать симптомы. Например, нам ни разу не довелось встретить человека, возмущенного тем, как обходятся с изображениями Рудольфа Штайнера. В последние годы его фотографии все чаще заменяют портретами, нарисованными художниками-любителями с какими-то специальными целями, нисколько не выражающими личность портретируемого, а скорее пародирующими его.

Взять хотя бы сводный каталог трудов Рудольфа Штайнера, издаваемый "Наследием" каждый год. Каталог этот ходит по всему миру и является своего рода "визитной карточкой" и Антропософии, и Рудольфа Штайнера, его творчества. В ряде лет на обложке каталога публиковали хорошую фотографию. Но вот в 2002 г. (в 2003 г. он не издавался; а зачем? Ведь ничего нового нет) на обложке появился портрет некоего комичного субъекта, нарисованный в 1894 г. Кто поверит, глядя на эту, вероятно, юношескую шутку художника, что этот странный юноша, явно оторванный от всякой реальности, создал все то, что перечислено в каталоге? (Подобная же "шутка" была проделана и с обложкой биографии Рудольфа Штайнера, написанной Линденбергом.)



Наконец, нельзя не сказать еще об одном факте, о "новшестве", которое "Наследие" воздвигло на пути книг Рудольфа Штайнера к читателю. Вот каково оно. В проспекте Rudolf Steiner—Verlag на осень 2004 г. неожиданно появилось объявление, что примерно с октября того года в продажу поступит новый том — ИПН 335 . Мы говорили об этом томе выше. Было заявлено, что в него войдут 10 лекций (из 18-ти согласно каталогу 1961 г.). Том будет иметь 400 стр. и стоить 74 швейцарских франка, или 44 евро. Вскоре появился проспект Pforte-Verlag (он слит с издательством Рудольфа Штайнера), и в нем уже стояло, что ИПН 335 будет иметь 544 стр. и стоить 96 франков, или 58 евро.

Ну, о том, что осенью 2004 г. том в продажу не поступил, не поступил он и весной 2005 г., не стоит и говорить. Это уж разумеется само собой. Нас в этом деле беспокоит другое: значительный скачок цены. За счет чего он произошел? Лишь за счет увеличения объема комментариев: примерно с 200 до 350 стр., ибо десять лекций (если они часовые) занимают не более 150-170 страниц.

Таким образом, читателя вынуждают за 10 лекций выкладывать 58 евро. Очень многим антропософам это не по карману. Заметим    попутно, что себестоимость экземпляра книги такого объема и очень простого качества вряд ли превышает 7—8 евро.

Точно такая же манипуляция, как с ИПН 335, была проделана и с ИПН 255b . Также и издавая его, сначала объявили, что том будет иметь 380 стр. и стоить 40 евро. А чуть позже в нем оказалось 625 стр. и цена выросла до 58 евро. Лекции Рудольфа Штайнера занимают в нем 340 стр. Почти к каждой странице дан комментарий, часто в 2-3, а то и в 6—7 раз превышающий ее по объему. Далее идут разного рода приложения. И чего только в них нет: и биографии врагов Антропософии, и биографии ее защитников (о многих из них написаны специальные книги), и аннотации на хорошо всем известные книги Рудольфа Штайнера, такие как "Истина и наука" , "Философия свободы" и др. (и это дается в книге, где речь идет о врагах Антропософии). В комментариях можно встретить цитаты, например из "Философии свободы" длиною в страницу, набранную мельчайшим шрифтом и т.д.

Нет, мы ни в коем случае не выступаем против дельных, хорошо научно составленных комментариев. Однако издатели должны и меру знать. Гомера, "Божественную комедию" Данте не сопровождают таким объемом комментариев. Нужно учитывать и то, что ИПН 255 b и ИПН 335 — это не первые, не единственные и не самые главные труды Рудольфа Штайнера. А кроме того, как это можно подготовить книгу к изданию с комментариями в 200 стр., а через пару недель объявить, что их будет 400 стр.? Это что за научный подход?

И, повторяем, не должно быть так, чтобы за 10 лекций приходилось платить 58 евро. Если таким образом поступят со всем, что будет переиздаваться, то за полное ИПН придется платить от 20 до 25 тысяч евро.

Форменным безобразием является и манера издавать циклы лекций с указанием на полях, что к ним имеются рисунки, а сами рисунки издавать в специальных отдельных альбомах и брать за них по 50—70 франков.

В заключение коснемся еще раз, совершенно реалистически проблемы нехватки у "Наследия" денег и сотрудников. Посмотрим, что таится за нею чисто статистически. Как пишут сами сотрудники "Наследия", в 1994 г. было продано 177 комплектов полного собрания, в 2002 г. — 76 комплектов.(*7 ) Всего издано 360 томов. Произведем умножение и получим, что в 1994 было продано 63720 экземпляров, в 2002 г. — 27360. В среднем один экземпляр стоит 57-60 франков. Таким образом, в 1994 г. было продано книг Рудольфа Штайнера на 3 700 000 фр., в 2002 — на 1 590 000 фр.. Книги при этом продаются уже изданные, напечатанные в прошлые годы и лежащие на складе. Если накладные расходы составляют 40 %, то прибыль в 1994 г. составила 2 220 000 фр., в 2002 г. — 960 000 фр. И вот получается, что для издания 1 тома в четыре-пять лет расходуется от 3 до 6 млн. франков. Требуется ли тут что-нибудь объяснять?

Ну, а как обстоит дело с сотрудниками? В Rudolf Steiner Verlag их девять человек. (Заметим для сравнения, что в Verlag am Goetheanum их не то два, не то два с половиной, а издают они по 10 и более книг в год.) Вот как они сами характеризуют свою работу. Один из них "жонглирует с общими цифрами "Наследия"..."; другой "по пол дня читает корректуры, сверяет тексты Штайнера..." ("тексты" эти — один том в пять лет! Если же он сверяет что-то другое, то при чем тут наследие Рудольфа Штайнера? Пусть тогда другие за это и платят.); третий "ведет все производство согласно древним оккультным законам беспрерывности и обновления..."; четвертый "по пол-дня обслуживает швейцарцев... рассылает тираж..."; пятый "читает (манускрипты)... переводит..."(Читает один том в течение пяти лет, а что он переводит, если ИПН выходит в свет на немецком языке?); шестой "оформляет то, что должен выставлять книготорговец и при этом с ангельским терпением держит восьмую корректуру нового ИПН-тома..." (Это все того же единственного за пять лет; встает, однако, и вопрос о профессиональном уровне корректора, вынужденного по восемь раз читать один и тот же текст); седьмой "мастер делать пакеты и палитру..."; восьмой "в настоящее время в отпуске, а обычно лишь две трети (времени) пребывает в покое и рад в остальное время" беспокоиться о "социальном фонде" Наследия и о статутах для внесения в хандельсрегистер; девятый "неторопливо, часами занимается" каталогами, проспектами и т.д. (*8 )

Что ж, все это звучит мило и остроумно, но только очень дорого стоит, так что на издание книг Рудольфа Штайнера денег и не остается.

Подумаем при этом еще и о том, что в Управлении наследием имеются еще работники архива, которые, собственно, и готовят тексты к изданию. Несмотря на недостаток денег и работы, они недавно наняли еще одного сотрудника. Это Прохнов — один из любимых авторов "Инфо-3". Вот уж, поистине: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. — Кто из людей серьезных не понимает, что "Инфо-3" был "вплюнут" в среду Антропософии с единственной целью; позорить, компрометировать и извращать ее? И вот из этого "рассадника" информации (- о том, кто является подлинным хозяином этого журнальчика, от кого он по лучает свой корм, мы уже однажды писали)   в Управление наследием Рудольфа Штайнера берется сотрудник! И что же он там делает? Исследует, "насколько Штайнер был гомосексуалистом"! Об этом он сам сказал журналисту из швейцарской "Вельтвохе", которую продают в каждом киоске, которая известна и в других странах Европы.(*9 )  Можно ли докатиться до большего маразма? Мы уверены, что нельзя. В данном случае "Наследием" Рудольфа Штайнера поставлен позорный рекорд!  Говоря это, мы не отрицаем, что есть в "Наследии" и серьезные, преданные Антропософии работники; только, видимо, не им дано задавать направление этому учреждению.

Двенадцать лет назад, после выхода в свет нашей книги "Антропософия на скрещении оккультно-политических течений современности", нас объявили едва ли не главным врагом Антропософии, хотя речь у нас шла о безобразиях, творимых в ВАО. Но как бы там ни было, мы спрашиваем: где же вы теперь, господа критики? Почему вы молчите, когда в центре, где издается духовное наследие Рудольфа Штайнера, хулиган бросает в Рудольфа Штайнера комья грязи? Где ты, антропософская общественность всего мира, возжаждавшая спиритуальности Рождественского Собрания? Имеешь ли еще дар речи или тебя уже лишили его?


* * *

Так, к чему же мы, в конце концов, пришли? Среди антропософов порой ведутся разговоры о том, что положение духовной жизни в мире может кардинально измениться, придут разного рода запреты, изъятие и уничтожение книг, в том числе и антропософских. Но вот, в условиях сравнительно еще благополучного мира, в самой антропософской среде у нас начинают понемногу изымать духовное наследие Рудольфа Штайнера.

В сентябре 2001 г. мы послали призыв на одну конференцию, на которой, как нам кажется, собираются серьезные люди. В том призыве мы пытались привлечь внимание к угрозе, нависшей над изданием полного наследия. Но поднялся один из присутствующих и сказал: "Да неправда все это, "Наследие" мало издает, потому что уже нечего издавать, остались лишь записи совсем плохого качества!"

— А! — сказали участники. — Ну тогда ладно. Значит, все в порядке.

Тем все и кончилось.

Но ведь и о P.C., и о статутах тоже говорили, что все с ними обстоит благополучно. Тогда почему все-таки возникла борьба, которую перенесли даже в суд? Не одна ли и та же все это причина? Вопрос о власти — это, ах, как серьезно! А интересы самой Антропософии — это дело мало интересное. Издание полного наследия? — да разве не достаточно уже издано? И того, что есть, не прочитать!

Ах, как это верно! И совершенно непонятно тогда, зачем это затевают разную канитель и издают, например, Гете в 100 томах, Льва Толстого — в 90? Хватило бы на каждого по трехтомнику. Но если таково последнее слово антропософов, то духовное наследие Рудольфа Штайнера обречено. Его (все!) будут изучать (и уже изучают) в других местах, чтобы его плоды употребить на достижение целей группового эгоизма, а антропософам останется лишь тяжелейшая вина, которую они понесут с собой в Камалоку.


Примечания к Приложению

1) Nachrichtenblatt. 16/17, 2003.

2) Nachrichtenblatt, 48/1, 1999.

3) BeitragezurRudolfSteinerGesamtausgabe. Sonderheft. Weihnacht 1975, S.l.

4) Nachrichten № 12, 1964, S. 30f.

5) "Das Goetheanum", 16, 1999, S. 282.

6) "Das Goetheanum", 30/31, 2002, S. 584.

7) "Das Goetheanum", 18/2003, S.13

8) Rudolf Steiner Vertag. Проспект на осень 2003.

9) "Die Weltwoche". № 5, 2004, S. 68.



Дата публикации: 13.10.2008,   Прочитано: 8550 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды