Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души34 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются


21.11.2018 Лекции GA

GA 82 — Чтобы человек стал всецело человеком. Значение антропософии в духовной жизни современности DOC (1.0 Mb)
Перевод с немецкого — Л.Б. Памфилова

Список лекций, ответов на вопросы

07.04.1922. Антропософия и духовная жизнь современности

08.04.1922. Позиция антропософии среди других наук

09.04.1922. Изобразительное искусство

10.04.1922. Антропософский метод исследования

11.04.1922. Важные антропософские результаты

12.04.1922. Антропософия и агностицизм

12.04.1922. Ответы на вопросы


СОДЕРЖАНИЕ

Первый доклад, Гаага, 7 апреля 1922 года

Антропософия и духовная жизнь современности

Антропософия возникла из потребностей науки. Курс рассматривает, служит ли она также потребностям жизни современности. Современный человек утратил свою молодость. Конфликт молодого и старого. Люди не понимают сами себя. Конфликт современного научного духа с областями жизни искусства и религии. Требование гармонии в глубинах души. Искусство и религия не являются сегодня творческими, но происходят из творческого. Полюс самосознания. Гегель, Эдуард фон Гартман. Мысль создала самосознание и на этом утратила реальность. Бессилие «я». Естественнонаучный метод ведёт только к механицизму. Усиление мышления ведёт из одиночества самосознания в мир, из которого оно родом. Усиление воли овладевает человеком так, как он овладевает машиной. Стремление к имагинативному мышлению, чтобы понять самого себя. Только инспирированное познание понимает ребёнка, интуитивное познание – жизнь до смены зубов. Без такого познания для нас пропадает наша молодость.

Второй доклад, 8 апреля 1922 года

Место антропософии в науке.

Антропософия имеет другую исходную точку, кроме мистики и оккультизма. Позиция математизирования как исходная точка. Трёхмерное пространство происходит из существа человека и, тем не менее, является объективным. Формирование трёх измерений в детском возрасте. Перенесение процесса на чувственное восприятие. Восхождение к имагинативному познанию. Всё наглядное созерцание качественного в мире уже находится в сверхчувственном. Пространственные структуры являются его первой ступенью. Четвёртое измерение является больше абстрактным продолжением трёх других. Четвёртое, пятое и шестое измерения упраздняют третье, второе и первое. Пространство духовно обременено. Противоположность между аналитической и синтетической геометрией проясняет противоположность между созерцанием чувственного и духовного миров. Проникновение в математизирование становится аксиомой ясновидения. Научное мышление формируется в математике. Два древних пути познания: дыхательные упражнения йоги и мыслительные переживания Греции. Результатом первого пути был наглядный мир понятий. Грек не отделял мысль от чувственного мира. Только благодаря упражнению она обосабливалась. Семь свободных искусств средневековья. Путь упражнений антропософии есть продолжение пути, который привёл от упражнений йоги к практике свободных искусств. Антропософия – необходимый шаг в истории человечества.

Третий доклад, 9 апреля 1922 года

Изобразительное искусство.

Цель строения для антропософии. Строение в традиционном стиле отрицало бы глубокие цели антропософии. Антропософия хочет говорить также из художественного духа антропософии. Строение: сопоставление ядра и скорлупы. Опасности символики и аллегории. Противоположность: каждая форма должна быть чем-то благодаря самой себе. Изобразительное искусство исходит из человеческой формы и приводит к ней. Пластическое искусство лежит в основе всего изобразительного. Пластическое пространство иное, нежели математическое. Восприятие вглубь в организм обнаруживает три измерения обычного пространства. Благодаря имагинативному познанию находишь конфигурацию окружения. Противоположность трёхмерного пространства: из созвездий возникают образы. Пространство, которое пластично действует на плоскости. Тело образующих сил. «Красота существа». Её формирование от периферии. Усиление через изобразительное искусство. Формирование головы, груди и конечностей глазами скульптора. Оформление признака, сообщённого из космоса. Форма ног является нехудожественной. Одевание является художественно необходимым. Изображение глаз, лба, носа, рта. Форма головы есть результирующая из периферических сил извне и из центробежных изнутри. Скульптурное пространство выносит формирование из себя. Силы, формирующие человеческий зародыш, так же мало находятся в теле матери, как в магнитной стрелке находятся те, которые её направляют. Тело образующих сил требует художественного. Формирование некоего растения – неумелая работа. Животное может быть сформировано пластически. Пластика и живопись. Происхождение эвритмии из антропософии. Проявление человеческого существа может быть расширено в звуке и в пении. Учение Гёте о метаморфозе. Пластическое искусство творит извне внутрь; эвритмия – изнутри наружу. Пастухи и имагинация звёзд. Отсюда возникла пластика. Антропософия переживает трагизм и ликование души вместе с эвритмией. Наука, религия и искусство.

Четвёртый доклад, 10 апреля 1922 года

Антропософский метод исследования.

Интеллектуальная скромность и образование сил познания. То, что произошло с раннего детства, должно быть продолжено. То, что нужно для исследования, не нужно для понимания. Первая аксиома метода исследования в «Философии свободы». Моральное разыскивается так же, как математическое. Благоговение Новалиса перед математикой. Моральные импульсы являются первоначальными интуициями, одновременно инспирациями и имагинациями. Преобразование жизни представлений. Чувственное восприятие и память. Представления, произвольно перемещённые в сознание, являются такими же живыми, как и впечатления чувств. Имагинация. Жизнь души, которая была творящей уже в маленьком ребёнке, всплывает. Огромная картина сверхчувственного человека. Пустое, но бодрствующее сознание. Ожидание и проникновение сюда духовного мира. Наряду с этим в противоположность видениям и галлюцинациям здоровый человеческий рассудок сохраняет свою силу. Астральное тело. Одна сторона вечности: нерождённость /Ungeborenheit/. Телесные органы как отражения духовного мира. Упражнения воли. Как в человеке живёт воля. Моторные нервы не существуют. Образ смерти в интуитивном сознании. Бессмертие. Мир духовных существ. Моральное сверхчувственного, доступное обычному сознанию. Антропософия не стремится быть в оппозиции к естествознанию. Она хочет постичь душу природы за пределами физиономии.

Пятый доклад, 11 апреля 1922 года

Важные антропософские результаты.

Эфирное тело как временной организм. Объективное и субъективное в эфирном мире теряет своё значение. Загадка сна и бодрствования. Усталость. Эфирное тело во сне. Перенасыщение в теле и во внешнем мире вызвало сон. Пробуждение: жажда тела. Родство с последним периодом перед воплощением. Пробуждение: мышление захватывает органы чувств и нервную систему, чувствование – ритмическую систему. Воля существует во время бодрствования и во время сна в системе обмена веществ. Сновидения: душевное охватывает эфирное тело, но физическое – лишь отчасти. При бодрствовании мыслящая часть души исчезает в физическом, чувствующая часть – лишь частично, осуществляющая воление – полностью остаётся. Мышление учится без физического аппарата. Моторные нервы при созерцании оказываются сенситивными. При пробуждении среди других веществ осаждаются также образованные из духа вещества. Созидание материи – разрушение материи. Человек как трёхчленное существо. Головной мозг является образом душевной жизни, извилины являются постоянным процессом. В меньшей степени образом является ритмическая организация, в самой малой – организм обмена веществ. Животное является не трёхчленным, а двухчленным. Мысли как образы, произведённые духом. В высшем познании человек стоит вне себя самого. Различие субъекта и объекта исчезает. Основа космологии. Солнечное, пронизывающее весь космос. Нисходящая жизнь в лунном. Отношение к метаморфозам органов. Прослеживание их взаимодействия даёт рациональную фармакологию. Антропософская медицина продолжает строить на существующей медицине. Утрата духа из языка. Фриц Маутнер «Критика языка». Исторический результат антропософии: утрата душевного сопереживания физического развития в более глубокой старости. Опора духовной жизни в более раннем периоде. Омоложение человечества. Основание этого из наблюдения жизни и истории. Противоположность биогенетическому основному закону. Требование педагогики давать понятия так, чтобы они продолжали развиваться с жизнью.

Шестой доклад, 12 апреля 1922 года

Антропософия и агностицизм.

Цель стремления: человек должен стать всецело человеком. Восприятие «я» сначала такое, как чёрное пятно на белой основе. Собственная мыслительная сила обращается от физического только к воздушному. Способность памяти осуществляется сначала через полное погружение в организм. Импульс воли уничтожает в жидком организме материю, что изменяет положение равновесия. Движение тела как последствие. Например: высказывание слова «здесь». То, как мысль охватывает дыхание, есть познание имагинации. Инспирация созерцает в организме душевное, интуиция – то, что кого-либо превращает в жизни в то, чем он стал. Планомерное в жизни. Карл Людвиг Кнебель. Существо «я» в нас. Повторные земные жизни. С каких пор и как долго они будут даны. Доказательства необходимы там, где отсутствует созерцание. Упрёк гнозиса: антропософия не может быть гнозисом, так как она принимает в расчёт естествознание. Оба противоположны агностицизму, но в разном роде. Агностицизм Герберта Спенсера. Агностицизм как губитель истинного человечества и агностицизм как необходимое явление развития человечества. Необходимость чистого феноменализма в естествознании. Отказ от построений позади феноменов. Прафеномены. Атомы как явление инертности мышления. Правомочие феноменальной атомистики. Чтение в чувственном мире. Гёте. Уильям Джеймс. Философия «альс об» /Als Ob/. Греки идеи в мире видели активно. Познание в древнем смысле не является феноменализмом. Возражение юного Рудольфа Штейнера против теологии Космана /Cossmann/: часы и часовой мастер. Дух необходимо искать на других путях, нежели законы часов. Антропософия стремится полностью основать феноменализм. Бессильные представления агностицизма оставляют чувства слабыми. Сентиментальность и неправдивость в искусстве. Нерешительность. Антропософия прилагает к феноменализму имагинацию, инспирацию и интуицию. Посмотрите в историческом бытии жизнь Христа в теле Иисуса. Обычно феноменализм имеет последствием агностицизм. Феноменализм «Философии свободы» и интуитивное переживание морального импульса. Современная идеология и индийская майя – противоположные полюсы. Когда мышление имеет только образный характер, оно уже не является основанием поступка. Воспитание к свободе. Чтобы представить понятие судьбы, сначала было необходимо понятие свободы. Истинно духовное разыскивается только тогда, когда инстинктивно-духовное исчезло из окружения. В антропософии появились сначала простые человеческие души. Трудности для учёных. Опыт с учёным теософским ботаником. Новые антропософские учёные. Общее представление о применении антропософии. Компетентные критики являются желанными.

Ответы на вопросы, 12 апреля 1922 года 1. О многомерном пространстве / 2. О временном теле.


· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды