Перевод: Жилов А.Л., 2020
Скачать: | |
Реферат лекции «Монизм и теософия» (8 октября 1902 года), которую Рудольф Штайнер впоследствии назвал своей «основополагающей антропософской лекцией», ставшей отправной точкой его антропософской деятельности.
Лекция была прочитана в Берлине перед тремястами слушателями, представлявшими аудиторию Союза Джордано Бруно, объединявшего искателей монистического мировоззрения. Она стала открытым заявлением о теософии (антропософии), как о духовном течении, из которого исходят силы преодолеть существующий разрыв между наукой и религией, во времена великих религий древности представлявших собой единое целое и впоследствии — с потерей связи человека с духовным миром и с развитием современного естествознания с его материалистическим мировоззрением — разделённых. При этом Рудольф Штайнер подчёркивает и настаивает, что соответствующее действительности мировоззрение должно основываться именно на естествознании, но развитом за пределы своего текущего узкого понимания мира лишь как мира материального, на естествознании, подступающем с новыми методами к исследованию души сообразно её подлинному существу, её божественной природе.
Для Рудольфа Штайнера, который в среде научной и духовной интеллигенции своего времени слыл человеком, «хорошо разбирающимся в естественных науках», подобное «программное» заявление было очень рискованным делом, так как теософию в то время часто связывали с различными сомнительными явлениями вроде спиритизма и сомнамбулизма, и последствием такого выступления могло явиться то, что от него отвернулись бы многие представители научного мира. И всё же необходимо было «принимать решения, которые не могут быть лёгкими», делать шаги, проистекающие из связи с самим духом времени. «Наш жребий... брошен», — написал Рудольф Штайнер в уведомлении своему соратнику по организации Немецкой секции Теософского общества Вильгельму Хюббе-Шлайдену 11 октября 1902 года.
Помимо реферата лекции представлено письмо Рудольфа Штайнера к Вильгельму Хюббе-Шлайдену от 13 октября 1902 года, дополнительно раскрывающее подоплёку происходящих событий, а также реферат состоявшейся неделей позже дискуссии, посвящённой лекции.