Главная / Предметный указатель / /
первобытный — правое и левое, верх-низ... симметрия |
Действия в физическом человеке
701. "В действительности человек плоское существо и известный его облик есть майя. ... Человек стоит в середине некоего рода борьбы... Люциферическое существо слева борется с ариманическим справа. ... Наше жизненное искусство состоит в том, что мы находим правильное равновесие между ними. Мы делаем это бессознательно, когда чувственно воспринимаем. Когда мы слышим левым ухом и правым, осязаем левой рукой и правой и так соединяем эти парные импульсы в восприятии, то мы представляем собой плоскость, которая есть граница борьбы между Люцифером и Ариманом; она тоньше острия ножа... Наш организм не принадлежит нам, он образован борьбой люциферических и ариманических сил, а также сил одного с нами рода. ... Наш левый человек, собственно, не относится к нам, а также и правый человек, но — процесс, который разыгрывается между ними". Левая сторона выглядит более светлой, правая — более темной. "Левая и правая части головы очень подобны, здесь пребывают силы, мало вторгающиеся одни в другие, они мало касаются плоскости в середине... Люцифер и Ариман отскакивают здесь один от другого, и человек развивает в середине спокойную деятельность. Его мышление мало нарушается влиянием Люцифера и Аримана. Если же мы идем ниже, то положение меняется ... Желудок есть средство, которым Люцифер воюет слева направо. Через печень Ариман борется справа налево". В направлении спереди назад человек не представляет собой плоскость. "Ариман подступает лишь до плоскости, проходящей вдоль позвоночника, а Люцифер — до плоскости, проходящей вдоль груди, вдоль кости, в которой сходятся ребра. А в середине находится пространство, разделяющее их, где их деятельности проходят одна сквозь другую. Они борются здесь, можно сказать, не сталкиваясь непосредственно, посылая свои снаряды через пространство. ... В направлении спереди назад мы являемся существами, обладающими пространством. Борьба между Люцифером и Ариманом ведется тут больше через чувство. И поскольку силы здесь не сталкиваются непосредственно, то для нас остается пространство, в котором мы с нашими чувствами пребываем в нас самих. ... В наших чувствах мы принадлежим себе". "В направлении слева направо Люцифер и Ариман воюют через мысли. Здесь мысли приносятся слева и справа и соприкасаются у плоскости. Это космические мыслеобразования... мы чувствуем, что эти мысли принадлежат миру. Когда мы образуем собственные мысли, то это фантасмагории, и тогда они больше не принадлежат миру". "Как люди мы есть творение существ высших Иерархий. И мы представляем собой плоскостное существо в направлении слева направо, потому что так нас поставили в мире Иерархии. Т. обр. они не дают соединиться Люциферу и Ариману. Мы являемся существами добрых богов в той мере, в какой добрые боги, исходя из своих творческих мыслей, говорят: Здесь перед нами борьба между Люцифером и Ариманом, мы должны возвести между ними границу, чтобы они не подошли один к другому непосредственно. — Мы, люди, поставлены в эту борьбу как творения добрых богов, и чем более мы сохраним себя в этой борьбе, тем лучшим творением добрых богов мы окажемся. В направлении спереди назад дело обстоит так, что добрые боги не пускают Люцифера в нас, устраивают ему по грудной кости баррикаду ... а в позвоночнике — укрепление против Аримана". По вертикали сверху вниз действует в человеке Люцифер. Если провести плоскость через то место, где череп соединен с шейным позвонком, то это будет граница его действия. Ариман действует снизу до диафрагмы. Через среднее пространство они посылают друг в друга волевые снаряды. Тут — поле их борьбы. Ягве вдохнул свое дыхание в это промежуточное пространство между передней и задней, верхней и нижней плоскостями. "Это "куб Ягве". Сотворенного человека наполнил он своим существом, волшебным дыханием, и его действие распространилось затем в остальном человеке, в области Люцифера и Аримана".158 (5) Перейти на этот раздел
97. Эф.тело имеет ряд отличий от физ.тела человека. Что в физ.теле является правым, там — левым. Например, эф.сердце находится у человека справа, мужчина имеет женское эф.тело, и наоборот.109 (14) Перейти на этот раздел
135. Поток физ.тела еще с др.Сатурна действует слева направо. Чтобы человек стал симметричным, существа на др.Луне выделились с Солнцем и оттуда создали в человеке сильный поток эф.тела справа налево, и физ.тело стало симметричным. 115 (3) Перейти на этот раздел
151. "Эфир производит всасывающее действие. Без него вы спереди выглядели бы так же, как сзади. Различия здесь возникают благодаря тому, что с одной стороны давящее действие производит тяжелая материя, а эфирная материя действует всасывающе. Нос выдавлен материей, глазные впадины втянуты силой эфирного". Астральное образует посредничество между физическим и эфирным. Существо Я производит четвертое действие как посредник между физическом и эфирным, с одной стороны, и астральным — с другой. "Вы скажете: я не замечаю этого посредничества. — "пожалуйста, исследуйте процесс пищеварения, и вы увидите это посредничество очень точно выраженным. Астральное действует в нем. И деятельность астрального покоится как раз на противоположности переднего и заднего существа человека точно так же, как посредничество через астральное между верхним и нижним человеком покоится на я-существе".201 (8) Перейти на этот раздел
210a. "Правая половина тела (головы и туловища) не принимает участия в Я-образовании. Она вырывается из пронизания лимфой".Д.31, с.30 Перейти на этот раздел
231. Все, что человек видит глазами, он воспринимает с помощью души ощущающей. "Душа ощущающая простирается повсюду, где нечто воспринимается извне. И то, что она воспринимает, есть не душа ощущающая, а видимость тела ощущений. ... Между "спереди" и "сзади" происходит взаимодействие души ощущающей и тела ощущений. И когда два потока сталкиваются, образуется некое скопление, и так нечто приходит к явлению, — внешняя телесность". Тело ощущений действует извне вовнутрь, душа ощущающая наоборот. Слева направо действует поток физ.тела, справа налево — эф.тела. На месте их соприкосновения возникает чувственно воспринимаемое физ.тело. Снизу вверх идет поток астр.тела, сверху вниз — поток Я. Так взаимодействием шести потоков в их центре образуется видимый образ физ.тела. Лицо строится душой ощущающей. То, что удерживается в нижней части, есть тело ощущений. Сверху струится Я, и там, где оно особенно сильно, менее всего оттесняется противоположным потоком, душа рассудочная образует свой орган. Совсем сверху душа рассудочная расщепляется и образует душу сознательную, которая формирует извилины в сером веществе мозга. 115 (3) Перейти на этот раздел
237. Тело ощущений действует извне вовнутрь и спереди назад, душа ощущающая — изнутри и сзади наперед. При их соприкосновении тело ощущении как бы пробуравило в физ. теле дыры, которые есть органы чувств: глаза, уши и др. Душа ощущающая тем временем образовала мозг. Душа рассудочная при этом была бездеятельна и оставалась внутри. Не вещи являют нам мысли, а чувственные ощущения. Мы должны иметь силу в нас, чтобы не заблуждаться в мыслях. Лицо человека образовано изнутри душой ощущающей. Оно есть ее внешний образ,а не внешнее тело.115 (4) Перейти на этот раздел
238. В человеке действуют Я и астр. тело, образуя при соприкосновении некое скопление, застой; далее потоки физ. и эф. тел (слева направо и наоборот) также образуют скопление. Пересечение всех 4-х потоков образует физическое сердце с его 4-мя камерами.115 (3) Перейти на этот раздел
276. "Абстрактная мистика ведет к заболеванию инфантилизмом, ко впадению в детство. Истинная жизнь состоит в том, что мы ищем равновесия, балансируем между материализмом и мистикой". "Смысл жизни заключается в равновесии между слабоумием и впадением в детство. И если кому-то это не подходит, значит, он не может проникнуть в действительность. Человек становится просто слабоумным, когда не видит, что нормальный человек изо дня в день, ежечасно должен преодолевать слабоумие, угрожающее ему, а оставаясь просто человеком, он остается ребенком, т.е. гениальным. Если при правильной эквилибристике человеку удалось сохранить детскость, то он является гением. Стоящий за Порогом кричит тому, кто стоит по эту сторону Порога: Детская голова! А этот ему в ответ: Гениальность! Так меняется значение слов на Пороге".197 (6) Перейти на этот раздел
Роль прямохождения
312. "Сзади наперед (вдоль тела) у животного идет астральный поток, а навстречу ему идут впечатления чувств — от головы к хвосту. Между этими потоками у животного по всему организму распространяется взаимодействие. Вы можете ясно видеть его на собаке. Собака виляет хвостом перед хозяином. ... это означает, что впечатление от хозяина идет спереди назад, внешнее впечатление идет внутрь навстречу астральному. И это взаимодействие двух встречных потоков во всем организме и выражается в вилянии хвостом. Здесь имеет место полное созвучие. Кто хочет говорить о собачьей физиономии, выражающей радость, тому следовало бы более заняться не физиономией ... а хвостом: в нем находится физиономия. У рыб это менее наглядно, т.к. у них более самостоятельное астр.тело. Но видящему сознанию открывается, что рыба сама высылает вперед астральный поток, получив чувственное восприятие". "Благодаря тому, что человек является вертикальным существом, он не может, подобно, скажем, собаке (животному), посылать астральный поток навстречу чувственным впечатлениям. ... У животных мы не говорим о моральном, поскольку этот астральный поток у них беспрепятственно движется сзади наперед и спереди назад. У человека выступает иное". Человек поднимает голову из астрального потока, идущего в нем сзади наперед. Это поднятие головы означает воплощение Я. Кровь идет не только горизонтально, но стремится вверх как носитель внутренней я-силы, и это дает человеку переживание Я как своего, индивидуального. Вследствие этого голова у человека, главный носитель чувственных впечатлений, чисто отдается внешнему миру. Человек в значительно большей мере, чем животное, организован так, что его чувство осязания более свободно от связи, например, со зрением. У животного имеется внутренний контакт осязания со зрением; когда оно нечто видит, то оно имеет непосредственное чувство осязания того, что оно видит. Органы осязания у него возбуждаются также и от зрения.221 (8) Перейти на этот раздел
376. "Родившийся ребенок начинает дышать. В него входит поток воздуха, который постоянно толкает кровь в мозг. ... До тех пор, пока только дыханием кровь толкается в мозг, ребенок может просто кричать. Он начинает говорить... когда, скажем, глазом или ухом что-то замечает, что-то воспринимает. Когда ребенок замечает у другого человека движение, он подражает ему в себе; тогда вверх идет не только поток крови, но и что-то другое, например от уха (это рисуется). И этот другой поток является нервным потоком. В левой височной извилине (мозга), т.е. в речевой извилине, встречаются, как и в остальном теле, кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервный тяж действует то, что человек воспринимает. Движения, которые ребенок производит в согласных, прорастают через нерв в левую речевую извилину. И она начинает приобретать прекрасную форму. Постоянное взаимодействие толчков дыхания и крови с тем, что приходит от глаза, от уха, приходит к тому, что понемногу между кровью и нервом вся изначально кашеобразная масса мозга расчленяется удивительным, прекрасным образом". С образованием извилин, связанных с речью, связано также движение рук, но крестообразно: движение правой руки связано с левой долей мозга, левой руки — с правой. Движение правой руки усиливает те извилины, что были образованы там речью. Но левша разрушает извилины, образованные речью справа, симметрично левым речевым извилинам. Поэтому левшу нужно постепенно учить писать правой рукой, иначе он вырастет притупленным. Что он в таком случае научится писать позже — в этом нет ничего страшного. Вся правая половина мозга более пронизана кровью и нервами, чем левая; она предназначена в большей степени к восприятию. И если хотят научиться одинаково владеть обеими руками, то следует иметь в виду, что тогда необходимо прежде изменить всего человека. "Ибо что тогда происходит? Видите ли, тогда под этой поверхностью левой височной извилины (это рисуется), сама эта извилина начинает образовываться искусственно, а снаружи, на внешней стороне, она останется некой мешаниной, кашицей. Подобное же должно затем произойти и с правой височной извилиной. Вместо того, чтобы два рода деятельности распределить на левую и правую стороны, я делаю каждую височную извилину внешней и внутренней половиной. И внутренняя половина тогда более склоняется к речи, а внешняя — просто к крику гласными и согласными. Но всякая речь ведь является соединением крика и артикуляции. И это остается на всю жизнь". 347 (1) Перейти на этот раздел
501. В 3-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Тельце, которому в человеке соответствует гортань. "Поэтому человек в эту 3-ю эпоху ... как свой особый орган познания развивал все то, что связано с силами гортани. Ощущение родства между словом и делом, а именно с вещами вовне, в Мироздании, было в эту, третью послеатлантическую эпоху особенно большим. ... Силы, соответствующие Тельцу, опираются на Венеру, которая в Тельце имеет свой дом. В микрокосмосе, в человеке, это соответствует силам, лежащим между областью сердца и желудком". В 4-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Овне, которому "…соответствует голова, область лба. ... Началось время, когда человек, т. обр., встал в познавательное отношение к миру; для этого познания мира стали нужны мысли. Познание головой совершенно отлично от предыдущих способов познания". Так родилась головная культура. В отношении физического мира это была наиболее совершенная культура. "Значительным было и то, что Марс имеет свой дом в Овне. Силы Марса ... хотя и другим образом, также связаны с гортанью; так что Марс, дающий человеку агрессивные силы, в существенном служит опорой для всего того, что должно быть развито из головы как отношение человека к окружающему миру". Во 2-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Близнецах, в том знаке, которому в человеке соответствует симметрия (левая и правая рука, зрение двумя глазами). Свой дом в Близнецах имеет Меркурий. "И как в первую послеатлантическую эпоху человек использовал сексуальную сферу (Луны) для обретения интимного отношения к окружающему миру ... так во 2-ю эпоху помогала сфера Меркурия, связанная опять-таки с силами нижней части тела. ... С одной стороны, силы человека идут из Земли в Мироздание, во внеземное пространство; но при этом человеку помогает нечто весьма атавистическое, что связано с силами его системы сосудов, с его системой пищеварения. Человек обладает системой пищеварения не просто для того, чтобы переваривать пищу, но она есть в то же время аппарат познания. Только об этих вещах забыли. И действительная острота ума — не "нюх"... это действительно глубокий дар комбинирования, стоящий в отношении с вещами; он приходит не из головы, а из нижней части тела, которая служила 2-ой послеатлантической эпохе".180 (11) Перейти на этот раздел
504. "Зачаток к симметричному строению человека ... возник, когда др. Сатурн стоял в созвездии Близнецов. ... Зачаток верхней части головы был впервые заложен в нас, когда др.Сатурн стоял в знаке Овна. Зачатки органов речи были заложены, когда Сатурн стоял в знаке Тельца".110 (9) Перейти на этот раздел
543. "В полярной зоне человек менее свободен от своего организма, менее уходит от своего организма к свободному использованию душевной жизни". Длительный день и ночь ставят человека более под влияние годового, чем суточного ритма. В эпоху оледенения и в умеренной зоне действовало то, что теперь стянулось к полярному кругу. Растение растет снизу вверх. "Понимание человеческого облика в вертикальном направлении мы найдем лишь тогда, когда представим себе: человек растет вверх, но навстречу ему растет некий род невидимого растительного образования, которое свои корни развивает в голове, а цветы внизу. ... Из мирового пространства, с Солнца это сверхфизическое человеко-растение растет по направлению к средоточию Земли". Это растущее в человеке в противоположном направлении следует мыслить происходящим в его эф.теле. Это исходящая от Солнца сила всасывания (на Солнце материя негативная, поэтому она не толкает, а всасывает), она пронизывает эф.тело человека сверху вниз. Т.обр., в человеке действуют две противоположные сущности — земная и солнечная. Когда я давлю на какую-либо поверхность, то навстречу мне на меня действует невесомая материя; это противодавление соответствует солнечной силе, которая действует через мое эф.тело. 323 (6,18) Перейти на этот раздел
553. Обликообразующих форм в человеке три: сфера, действующая вовнутрь, — ее космический образ — свод неподвижных звезд; радиус, или вертикальная линия, направленная как радиус от поверхности к центру Земли; петля, лемниската — формы движения планет. Вертикальной оси человека также соответствует путь Солнца. Путь Луны соответствует оси позвоночника животного. 323 (12) Перейти на этот раздел
771. "Своим Я и астр. телом в физ. теле и эф. теле человек соединен с Землей во время бодрствования. Во время ночи человек включен в верхний (мир) своим Я и астр. телом. ... И как во сне и бодрствовании выражено живое отношение человека к "вверху" и "внизу", так жизнью и смертью он выражает отношение к "вперед" и "назад". Но это "вперед" и "назад" подчинено ходу Солнца, так что первое означает для человека "на восток", а второе — "на запад". ... Об этих направлениях на восток и на запад мы говорим в связи с ходом души после смерти. Она покидает человеческое тело в направлении на восток. ... Третье отличие имеет место между внутренним и внешним. ... Мы живем внешней и внутренней жизнью... " в первую и во вторую половины жизни.175 (6) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 213370 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 216090 не найден. Перейти на этот раздел
1671б. Мы не вырабатываем представления о том, как простирается двухмерная плоскость. Она нам просто дана. Но благодаря нашим двум глазам мы вырабатываем представление третьего измерения — глубины. "Таким образом, род и способ, каким мы переживаем глубину пространства, лежит на самой границе сознательного и бессознательного. Кто научился замечать подобные вещи, тот знает, что наполовину или на одну треть бессознательная деятельность по определению третьего измерения, глубины пространства намного больше подобна деятельности рассудка и вообще активной душевной деятельности, чем та, которая возникает в случае созерцания плоскости. Итак, одно измерение трехмерного пространства деятельно завоевано для нашего предметного сознания. И нам остается сказать: при рассмотрении вертикально стоящего человека нам в отношении глубины пространства — направление вперед и назад — дано нечто такое, что мы не спутаем с другими измерениями. ...Постижение двухмерности — вверх-вниз, вправо-влево — связано с другими частями мозга, с процессом зрения, коренится в процессе чувственного созерцания. Что касается третьего измерения, то оно локализуется в мозговом центре, лежащем близ той части, которая связана с рассудочной деятельностью. ... Если мы восходим к имагинации, то вообще выходим за пределы того, что переживается в третьем измерении. В имагинации мы, собственно говоря, переходим к двухмерному представлению". И здесь, опять-таки, играют роль переживания правого-левого. "Наконец, когда мы восходим к инспирациям, то значение приобретает вверху-внизу".324а, с.198-199 В головной системе, где все предрасположено к покою, несколько выпадает из сознания измерение "вперед-назад"; в конечностях — "вверх-вниз".Д.114/115, с.14 Перейти на этот раздел
1672. "Воля повсюду идет совместно с движениями конечностей. Так что о воле мы должны говорить как о той душевной деятельности, которая может принимать трехмерный облик". "Во всех волнах ощущений и чувств бесконечно большую роль играет тот факт, что мы располагаем правой и левой половинами тела, что мы построены симметрично. Благодаря этому все происходящее с нами слева мы относим к правой стороне; невидимо нечто возникает в нас слева и перекрещивается с тем, что струится справа. Единственно благодаря этому возникает чувство. Чувство ни в коей мере не возникает в трехмерном пространстве, оно всегда возникает в плоскости. ... Мир чувств переживается человеком только в той плоскости, которая, если представить ее себе как плоскость сечения, делит нас на две симметричные половины. Жизнь чувств подобна картине, нарисованной на полотне... Представьте себе, я натягиваю полотно и рисую справа налево и слева направо, и в наблюдении я даю действовать одному сквозь другое... И картина, возникающая здесь, она, собственно говоря, двухмерная. Все трехмерное, если я могу так выразиться, проецируется на двухмерное. Вы можете построить и другое представление. Представьте себе, что вы оказались бы в состоянии от предметов, стоящих справа, и от предметов, стоящих слева, отбросить тень на одну поверхность... на натянутую перегородку. Так обстоит дело с нашим миром чувств. Он не трехмерный, а двухмерный. Человек, по сути говоря, оказывается с двух сторон работающим художником, когда он не просто чувствуя вживается в пространство, но когда он через трехмерную волю все то, что ему встречается в пространстве как действие чувств, когда он через волю, которая, конечно, трехмерна — художник — это воля, — набрасывает все в теневых образах на идущую спереди назад плоскость. Чувствуя, человек живет в картинах, которые двухмерно тянутся через его тело, но которые при этом нарисованы с двух сторон. Итак, когда мы для нас самих, для людей, хотим в душевном найти переход от воли к чувству, то мы должны перейти из трехмерного в двухмерное. Но благодаря этому вы получаете иное отношение того душевного, которое выражается в чувствах, к пространственному, чем когда вы просто говорите о душевном, которое непространственно. Плоскость имеет два измерения, но она не пространственна. Вы можете доску назвать плоскостью, но в действительности она представляет собой тело с определенной толщиной. Плоскость хотя и пребывает в пространстве, но сама она не пространственна; пространство всегда должно иметь три измерения. И в это трехмерное пространство входит только воля. Чувство же... двухмерно. Однако оно имеет отношение к пространству, как имеет к нему отношение тень". Мир чувств постоянно пронизан миром воли. Часто мы их даже не разделяем. Действие воли бывает довольно тонким. Когда нас, напр., кусает комар, то мы делаем защитное движение, и оно выражается в движении крови, в ритме дыхания. Но этого часто не замечают. И так не отличают того, что делает воля, от того, что составляет содержание чувства. Содержание чувства также слишком робко. "К нему можно прийти только в очень тщательной медитации. Но если все принадлежащее к воле вы однажды сможете отключить от чувств, то тогда вы уменьшитесь справа и слева и станете в середине плоскостью. И когда вы станете плоскостью в середине и некоторым образом сознательно, как художник, начнете рисовать свои переживания на этой плоскости, тогда вы начнете понимать, почему мир чувств так исключительно отличается от обычных переживаний". "А мышление — если с непредвзятой душой подойти к нему — как мало можно сказать, что мысль пребывает в пространстве. Собственно, нигде в пространстве мышления нет. И тем не менее, оно должно иметь отношение к пространству. Ибо, несомненно, мозг является если и не инструментом, то все же основанием для мышления, ...медитативно мышление переживается как то, что простирается только сверху и снизу. Мышление вообще одномерно, протекает в человеке по одной линии. Можно, т.обр., сказать: воля образует себя трехмерно, чувство — двухмерно, мышление — одномерно". Так постепенно совершается переход от пространственного к внепространственному. "Когда мы совершенно выходим из измерения и переходим к точке, то мы приходим к нашему Я. У него нет никакой протяженности. Оно точечно". Как телесное в человеке относится к волевому существу? — Оно пронизывается волей по всем направлениям, как губка водой. К чувству оно относится, как предмет к своей тени на стене. Представим себе некое облако как наше душевно-духовное. Это прежде всего воля с ее тремя измерениями. "Мы видим первым световое облако, затем это световое облако в середине само в себе рождает плоскость и через это чувствует. Плоскость же, в свою очередь, стремится стать линией. Поэтому мы постоянно должны представлять себе: облако, плоскость, линия как живущие в себе образования... облако, плоскость, линия — линия, плоскость, облако и т.д. ... Вы даете исчезнуть третьему измерению и через это теряете волю. Вы даете исчезнуть второму измерению и теряете чувство: мышление теряют, дав исчезнуть первому измерению. Тогда приходят к точке. Тогда впервые приходят к Я. Люди много говорят о 4-м,5-м измерении. Мысля математически, это дается легко, но в действительности четвертое измерение упраздняет третье, пятое — второе, шестое — первое, и приходят к точке". Если вы рассмотрите морскую звезду, которая имеет пятиконечную форму, то вам станет понятно, почему ей недоступно единое чувство. "Морская звезда не может правое соотнести с левым, правым охватить левое, но она должна постоянно приводить в отношение один луч с другим или двумя, тремя или со всеми четырьмя. Поэтому то, что мы знаем как чувство, вообще не живет в морской звезде. Как обстоит дело с тем — я прошу вас следовать за мной в этом интимном ходе мысли, — что нам известно как чувство? Что нам известно как чувство, приходит справа, приходит слева и в середине удерживается в покое. Мы идем через мир, когда с нашим чувством спокойно ставим себя в мир. Морская звезда этого не может. То, что она вот отсюда (см.рис., красная стрелка) испытывает как действие мира. Она не может симметрично связать с чем-то другим. Она может это отнести (красное) к одному или другому, третьему или четвертому лучу, но наиболее сильно она это свяжет вот с этим )желтое). Поэтому морская звезда никогда не имеет внутри спокойных чувств, но когда она обращает внимание на одну сторону, то, благодаря ее устройству, в ней возникает переживание: ты излучаешься туда, ты посылаешь туда луч (желтая стрелка). И когда она ощущает нечто оттуда, то она чувствует, как будто что-то выстреливает из нее. Она совсем не имеет спокойных чувств. Чувства как бы выстреливаются из нее. Она чувствует себя излучающейся в мир. Если вы тонко разовьете свои чувства, то сможете это пережить, наблюдая морскую звезду. Взгляните на окончание одного из лучей и затем соотноситесь со всей морской звездой, тогда в вашем представлении она придет в движение по на-направлению этого луча, как если бы туда заструился свет. И так обстоит дело и с другими животными с несимметричным строением, не обладающими осью симметрии".213 (1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 219100 не найден. Перейти на этот раздел
Правое — левое. Внутреннее — внешнее
269. Представим себе три плоскости. В одной из них лежит круг Зодиака, две другие — перпендикулярны ей и перпендикулярны между собой: от Тельца к Скорпиону и от Льва к Водолею. "Эти перпендикулярные между собой плоскости представляют собой аналог трем плоскостям в человеке".201 (3) Перейти на этот раздел
270. "Плоскость, проходящая через середину вашего носа, через все ваше тело сверху вниз и являющаяся плоскостью симметрии, может быть осознана как имеющая дело ... с различающим мышлением, различающим суждением. ... человек, как таковой, во всех своих отправлениях имеет дело с этой плоскостью". "Спереди человек расчленен физиогномически, сзади он является выражением своего органического существа. Это физиогномически-душевное расчленение человека образуется плоскостью, перпендикулярной предыдущей плоскости (и проходящей — вертикально — через сердце)". Также и руки: спереди они физиогномические, с тыльной стороны — органические. Третья плоскость отделяет голову от груди и конечностей. Вторая плоскость связана с волей, третья — с чувством. "Если человек почувствовал эти три плоскости, то и Мироздание должен постичь в их смысле, подобно тому, как ранее абстрактно, механико-математически он постигал три измерения пространства". "Вы бы никогда не пришли к я-представлению, если бы переживаемое слева не смогли воспринять тем, что переживаете справа. Когда вы просто кладете руки одну на другую, то это образ я-представления".201 (1) Перейти на этот раздел
272. "Если бы у нас не было двух рук и находящееся слева мы брали бы правой рукой, то не смогли бы иметь правильного я-представления". Мы можем правое брать левой рукой и наоборот. Также скрещиваются оси наших глаз, на том же основании".190 (4) Перейти на этот раздел
16. "Вверх, все выше и выше вверх идут миры богов, вниз — миры, противоположные богам, и человек поставлен в это "вверх" и "вниз". Вплоть до Гете — прочтите "Фауста" — вы найдете остатки сознания о верхе и низе. ... Для человека в прошлом правое и левое было настоящим опытом, настоящим миром наблюдений. Верх и низ — это линии, идущие из бесконечности в бесконечность, или из сознания в бессознательное ... вместе с ощущением правого и левого ощущали связь в мире между смыслом и обликом, между мудростью и формой". "И в третьем: вперед и назад — древний человек ощущал вторжение материального в духовное. Верх и низ, правое и левое он ощущал как духовное. Это не могло обладать никаким материальным бытием. ... Человек древности живо ощущал: когда ты растешь, ты мало продвигаешься от земной поверхности вверх и вниз. Когда ты идешь, то можешь свободно двигаться, ты в элементе воли: вперед и назад. Между находится полное свободы движение стоя: вправо и влево". Пространство, сотканное с верхом и низом, было для него тем, что как интеллигенция господствовало в мироздании. И участвуя, благодаря росту вверх и вниз, в этой интеллигенции мироздания, человек и себя чувствовал интеллигентным. А в спокойном стоянии и созерцании мира (через переживание левого и правого) ему давалась связь его чувства с мировым чувством. ... Через ходьбу он" вступал своей волей в мировую волю". В этих трех направлениях "людям было дано отображение тройственного Бога: Отца, Сына и Святого Духа или как-либо иначе названной троичности. ... Трехчленное пространство было отображением трехчленного Бога". "В развитии религий действительному пониманию троичности предшествует понимание единства Бога... которое того же происхождения, что и понимание троичного Бога через пространство". "Почему древний раввин называл Бога пространством? ... Единое имя Бога для раввина есть также и пространство; пространство и Бог суть одно и то же. Происхождение троичной Божественности подобно происхождению единой Божественности. Оно связано с живым переживанием времени". Еще у Платона и Аристотеля, если их читать внимательно, можно найти живое переживание времени. Это чувство имели гностики, когда говорили о времени не как о линии, идущей из прошлого в будущее, а об эонах, о творцах, бывших ранее, из которых произошло позднейшее. "На предшествующее смотрели как на Божественное по отношению к последующему. "Позже" переживали как не божественное, "ранее" — как Божественное". Но в образе времени, оглядываясь назад и охватывая все более и более всеобъемлю-щее ... ощущали в имагинации отображение единого Бога. Как в трехмерном пространстве переживалось отображение троичного Бога, так время ощущалось отображением единого Бога. Монотеизм лежит в основе древнего переживания времени, основа ощущения Троицы лежит в древнем переживании пространства". Теперь это стало абстракциями. 184 (7) Перейти на этот раздел
|