Главная /3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ / Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / 5. Индивидуально-душевное /
Мысль, чувство и воля в их взаимосвязи
Мышление (представление, интеллект)
Понятие
Представление
Суждение, умозаключение
Чувства
Воление, поступки
Восприятие и мышление
Воспоминание — забвение
Индивидуальность и личность
|
1671б. Мы не вырабатываем представления о том, как простирается двухмерная плоскость. Она нам просто дана. Но благодаря нашим двум глазам мы вырабатываем представление третьего измерения — глубины. "Таким образом, род и способ, каким мы переживаем глубину пространства, лежит на самой границе сознательного и бессознательного. Кто научился замечать подобные вещи, тот знает, что наполовину или на одну треть бессознательная деятельность по определению третьего измерения, глубины пространства намного больше подобна деятельности рассудка и вообще активной душевной деятельности, чем та, которая возникает в случае созерцания плоскости. Итак, одно измерение трехмерного пространства деятельно завоевано для нашего предметного сознания. И нам остается сказать: при рассмотрении вертикально стоящего человека нам в отношении глубины пространства — направление вперед и назад — дано нечто такое, что мы не спутаем с другими измерениями. ...Постижение двухмерности — вверх-вниз, вправо-влево — связано с другими частями мозга, с процессом зрения, коренится в процессе чувственного созерцания. Что касается третьего измерения, то оно локализуется в мозговом центре, лежащем близ той части, которая связана с рассудочной деятельностью. ... Если мы восходим к имагинации, то вообще выходим за пределы того, что переживается в третьем измерении. В имагинации мы, собственно говоря, переходим к двухмерному представлению". И здесь, опять-таки, играют роль переживания правого-левого. "Наконец, когда мы восходим к инспирациям, то значение приобретает вверху-внизу".324а, с.198-199 В головной системе, где все предрасположено к покою, несколько выпадает из сознания измерение "вперед-назад"; в конечностях — "вверх-вниз".Д.114/115, с.14
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|