BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЧЕЛОВЕК - см. также ЭОНЫ,- коренные расы и по названиям — и духовные существа (не Иерархии)

271. "Древний индус вообще не ощущал разницы между материальным и спиритуальным, когда смотрел на растения, камни, горы, луга, облака". Это была культура единства.
     Древний индус ощущал себя действительно стоящим в духе, дающим Богу действовать через себя. Эта культура была полна духовного энтузиазма.61 (с.339, 341)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

534. «На нашей планете действуют духовные существа, которые распределяют работу (элементарных) духов по временам года, т.е. вызывают смену времен года в разных частях Земли. Эти духовные существа представляют собой то, что мы могли бы назвать астр. телом Земли. Это суть те же самые существа, в которых человек погружается своим собственным астр. телом вечером, когда засыпает... Они воздействуют на астр. тело человека и животных таким образом, что мы можем говорить не только об оживляющем воздействии, но о воздействии, подобном действию мыслей и чувств на нашу собственную душу. Когда мы наблюдаем элементарных духов, то они -- в нашем окружении. Эти же существа не вокруг нас, а мы с ними соединены, как бы излиты в них, когда мы их воспринимаем... В этой группе духов мы должны видеть существ, уже подобных человеческим душам. ...С этими существами связаны все виды распределения времени, упорядочение временных и про` странственных отношений. ... Их называют Духами кругооборота времен (в том числе и смены дня и ночи)... Они подлинные носители сил, вращающих Землю вокруг оси».136 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Элементарные духи Земли

543. Элементарные существа (духи природы) «...являются существами, обособившимися от существ третьей Иерархии... они суть порождение этих существ и предназначены к другому служению, чем служение людям, -- к служению в природе». От Архаев произошли гномы, о т Архангелов -- ундины, от Ангелов -- сильфы.136 (3)
     «Человеку сегодня надлежит познавать обособленных духовных существ царств природы».Д.19, с.3
     Элементарные духи, посланцы Духов Формы, опекают человеческое Я. Посланцы Духов Формы и Духов Движения работают в нашем мышлении, посланцы Духов Мудрости -- над человеческим сердцем, создают кровообращение. Есть род элементарных существ, воздействующих на чувство тепла, иные воздействуют на чувство слова. Они стоят за отдельными согласными и гласными, соединяя их в слоги и в слова. За всеми 12-ю чувствами стоят элементарные духи, служители 2-й Иерархии. На Юпитере они образуют его Зодиак. Юпитер будет иметь и свое Солнце, за ним будут стоять существа, действующие ныне в нашей кровеносной системе.
     «На Юпитере они будут служителями сил Зодиака и существами Юпитера. От Зодиака Юпитера будут они однажды действовать вниз». Элементарные существа, образовавшие наши органы чувств на др. Луне, образующие на Земле 12 групп, строящих наши органы чувств, являются существами нашего Зодиака.266-3, с.299-300, 303
     «Для элементарных духов Земля -- полый шар, вода -- хранилище эфира, который можно пластически обрабатывать; воздух -- хранилище тепла, которое они включают в работу.
     Они смотрят на 3-ю Иерархию, которую находят в воздухообразном, пронизывающем воду, -- поэтому свое тело они имеют от 2-й Иерархии, свое душевно-огненное в воздухе -- от 1-й Иерархии; свой мировой огонь они изливают в земной огонь».
     «Когда облака наполняют воздушный круг, ундины чувствуют 3-ю Иерархию и хотят быть съеденными.
     Когда появляются метеоры, сильфы ощущают 2-ю Иерархию и хотят быть вдохнутыми.
     Когда небесный огонь согревает земной огонь, огненные существа хотят умереть в 1-й Иерархии, хотят быть сожженными».
     «В сфере Сатурна -- духи огня; в сфере Солнца -- сильфы: Юпитер; в сфере Луны -- ундины: Марс.
     В сфере Сатурна разыгрывалось взаимодействие духов огня с высшей Иерархией».Д.40, с. 26-27, 23
     «У элементарных духов форма является более всеобъемлющей, чем жизнь и сознание. Поэтому они нуждаются в жизни, в другом сознании, чтобы применить их к себе,» т.е. они их тянут назад, и поэтому сами являются препятствующими эволюции существами. Их развитие теперь -- нисходящее».Д.67/68, с. 41
     «В древнейшую эпоху существовали только духи огня, которые верхнее (окружение) несли в глуби; вверху они образовывали кругообращающееся, внизу -- излучающееся.
     Беременный светом круг тепла; несущие материю лучи тяжести.
     Потом к этому подступили сильфообразные существа; они в кругообращающееся привнесли планетарный строй (вниз -- вверх), несущее свет и тьму; они образовывали в воздушном океане цвето-листообразное; они являются предками моллюсков.
     Потом навстречу им выступили ундины; они стремятся ввысь в водном; являются предками белемнитов; здесь верхнее опекается Ангелами. Они суть морские существа -- они образованы в направлении к грудообразному.
     Наконец, выступают гномы; они стремятся к легкости в водно-земном. Они окружены высшими животными и растениями;
     а) здесь действует 2-я Иерархия
     б) это вызывает 1-я Иерархия.
     Вверх -- 1-я Иерархия.
     вниз -- сильфы».Д.40, с. 22-23
     «Животные находятся на пути к тому, чтобы образовать основание для со-ощущений космического; некоего рода ощущающая поросль, с которой человек будет срастаться летом.
     Способность мышления человек превратит в род тонкого осязания и благодаря этому будет по элементарным существам растений распознавать положения Земли, а по элементарным существам животных -- переживания Земли в зимнем пространстве. ... -- через инспирацию, которую переживают элементарные царства».
     «Принадлежащие вам элементарные существа подступают летом в физических растениях к космосу; они становятся свободными, когда зимой земля и вода сами становятся «растительными».» Д.19, с.3


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

545. «Повсюду, где соприкасаются разные царства природы, возникает возможность для воплощения определенных духовных существ. Где металл прилегает к камню внутри земли, когда шахтер раскалывает горные породы, ясновидящему видны удивительные существа, как бы сидящие на корточках, свернутые в клубок в малюсеньком пространстве. Когда породы удаляют, они разлетаются, подобно искрам, в стороны». У них нет физ. тела, но есть рассудок, лишенный понимания ответственности, чувства того, что правильно, а что нет. Эти существа суть гномы. С людьми они любят проделывать злые шутки. Прежде их встречали не в угольных шахтах, а в старых рудниках.
     «Где камня касается источник, воплощаются ...ундины. Где соприкасаются животные и растения, там действуют сильфы». 98 (5)
     «Гномы -- духовная форма органов чувств и связанного с ними рассудка.
     Ундины -- они сохраняют идеи, но не знают о них; благодаря этому они способствуют образованию листьев из влажно-воздушного.
     Гномы -- жизнь: становление рожденным.
     Ундины -- засыпание -- знакомство с воздушным кругом.
     Сильфы -- пробуждение -- знакомство с водной сферой; они также носители любви -- через них растение обретает любовь к Земле, от которой отдалилось. Гномы ненавидят землю, физическое.
     Духи огня -- умирание -- знакомство с землей».
     «Гномы, как и духи огня, теряют весной свою силу, никнут. Из моря восходят нимфы, из воздуха выпархивают сильфы».
     «Сильфы поставляют свет, ундины -- химики, гномы -- оживители».
     Гномы -- духи корней, ундины -- листьев, сильфы -- цветов, саламандры, как носители тепла, действуют в семенах.
     «Гномы -- это духовное, соответствующее человеческой голове; в тяжести они имеют форму, какую человек, как тепловое существо, имел на Сатурне.
     Ундины -- это душевное чувствообразного мышления дыхательной системы; они имеют форму на границе твердо-воздушного, какую человек, как воздушное существо, имел на Солнце.
     Сильфы -- они волево-чувственного рода -- линиеобразны -- форма на границе вода-воздух.
     Огненные существа -- волевого рода -- точечны».
     «Существа гномов родственны силе органов чувств человека -- они много видят; на духовных растительных формах камбия они видят мышление Вселенной: так во внутреннем Земли они хранят зимой идеи Вселенной. -- Их можно духовно осязать.
     Ундины -- это образования, отображающие Вселенную; родственны нервам; их можно духовно почувствовать.
     Сильфы выражают «желания» Вселенной; их можно духовно услышать. Инспирации птичьего пения.
     Духов огня можно духовно увидеть; они концентрируют силы Вселенной».
     «Гномы... не подчинены никакой Иерархии; если они добрые, то остаются свободными от земного. ... они остаются в сфере внутренних сил Земли: они являются позвоночником низших животных. ...
     Ундины исполняют то, чего не могут средние животные... они покрывают их панцирем; насекомым они дают внешний скелет...
     Сильфы приносят птицам прошлое...
     Огненные существа -- в бодрствовании -- содержат импульсы Вселенной, они отделяют (освобождают) мысли и дают им тело».
«Гномы -- возбуждающее (волнующее), напрягающее
ундины -- раздражающее (возбуждающее)
сильфы -- освещающее огненные существа -- согревающее».
«Солевое -- гномы
капающее -- ундины
излучающееся -- сильфы».Д.40, с.19-27


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Элементарные существа и человек

550. «На физическом плане, вы знаете, становится неприятно, если однажды ночью вас облепит мошкара. Но духовный человек -- «Я» и астральное тело, они, собственно, каждую ночь окутаны, облеплены элементарными существами, которые постоянно приглашают сознание человека продвинуться вперед, дабы все больше узнавать о мире. ...приходят гномы и говорят человеку:

         Ты просыпаешь самого себя
          И избегаешь пробуждения.

     Гномы знают, что человек владеет своим «Я» как во сне (имеется в виду в течение дня), что он должен понастоящему проснуться, чтобы прийти к истинному Я. Это они видят совсем ясно. ...Затем от ундин звучит:

         Ты мыслишь Ангелов дела
         И не знаешь о том.

     Человек не знает о том, что его мысли пребывают у Ангелов.
     От сильфов к спящему человеку звучит:

          Тебе светит творящая мощь,
          И ты о том не подозреваешь.
          Ты чувствуешь ее силу
          И не живешь в ней.

     Таковы, примерно, слова сильфов, ундин, гномов. Существа огня говорят:

          Тебя усиливает Божественная воля,
          Ты ее не принимаешь.
          Ты волишь ее силой
          И отталкиваешь ее от себя.

     Это все приглашения человеку продвинуться своим сознанием дальше ...чтобы он принял участие в мире этих существ. И если человек вживается в то, что хотят сказать ему эти существа, тогда он постепенно понимает, как они приводят к выражению свое собственное существо. Это происходит, например, следующим образом:
     Гномы:

          Я удерживаю корня сущностную силу,
          Она творит мне формы тела.

     Ундины:

          Я двигаю воды силой роста,
          Она образует мне жизни вещество.

     Сильфы:

          Я втягиваю воздуха жизненную силу,
          Она наполняет меня мощью бытия.

     И существо огня говорит; здесь очень трудно найти какое-либо земное слово, чтобы выразить то, что они делают, ибо они стоят далеко от земной жизни и от земных стремлений, желаний. Я воспользуюсь словом «переваривание», но не в обычном его смысле, ибо это огненное поглощение, съедание, и я скажу так: ich dдue (Verdauendдue). Это слово может быть глаголом, ибо только так можно выразить то, что здесь происходит:

          Я перевариваю силу огненных стремлений,
          Она освобождает меня в душевной духовности».

     Так звучат человеку элементарные существа. Нельзя сказать, что они расположены недружественно, негативно к человеку, но от них исходят в некотором роде лапидарные изречения. Они ощущаются как нечто невероятно гигантское.
     «И если человек прислушивается к гномам, то после приглашения, которое я описал, из их хора к человеку звучит:

          Стремись бодрствовать.

     Это производит мощное моральное впечатление, когда через мироздание стремится исходящее из колоссального числа отдельных голосов слово. Из хора ундин звучит:

          Думай в духе.

     Хор сильфов. -- Но опять же непросто это выразить, ибо именно когда в свете полной Луны гномы являются как закованные в блестящие панцири рыцари, когда от них как бы глубоко из земли раздается это: «Стремись бодрствовать»; -- и когда ундины воспаряют вверх, в тоске по тому, чтобы быть поглощенными, тогда звучит на Землю в обратном парении: «Думай в духе»; -- и от сильфов, когда они дают вдохнуть себя вверху, когда в мировом свете они исчезают в виде сине-красно-зеленых молний, тогда звучит, когда они вспыхивают в свете и исчезают в нем, -- тогда звучит от них из высей вниз:

          Живи, творя дышащее бытие.

     И как бы, я бы сказал, в огненном гневе, но в гневе, который не ощущается как что-то уничтожающее, а как нечто такое, что человек должен иметь от космоса, как бы из огненного, но в то же время полного энтузиазма гнева, звучит это, когда существа огня вносят свое в огненную мантию Земли. Это теперь звучит не как составленное из отдельных голосов, но как мощный голос грома из всего окружения:

          Восприми, любя, силу Божественной воли.

     Естественно, если человек не обращает на все это внимания, то этого не воспринять. Это зависит от человеческого произвола, воспримет он все эти вещи или нет. Но если он их воспримет, то он будет знать, что они являются ингредиентами мирового бытия, что в действительности нечто происходит, когда разворачиваются описанным образом гномы, ундины, сильфы, существа огня (саламандры). ...Эти слова принадлежат мировому Слову». А мир произошел из Слова, из мирового Слова, в котором звучит несчетное число голосов различных существ. «Не общая абстрактная истина, что мир рожден из Слова, может дать нам полноту, но единственно конкретный к этому подход, как из голосов отдельных существ составляется в его различных нюансах мировое Слово, так что различные нюансы в большой мировой гармонии и в потрясающей мировой мелодии звучат и говорят, когда Слово творит.
     И когда из хора гномов звучит: «Стремись бодрствовать», -- то это есть переведенная на язык гномов сила, что действует в становлении человеческой костной системы и вообще системы движения. А когда ундины призывают: «Думай в духе», -- то на языке ундин они призывают к тому, что изливается в человека как мировое Слово, чтобы образовать в нем органы обмена веществ.
     Когда сильфы -- когда их вдыхают -- посылают вниз : «Живи, творя дышащее бытие», -- то они пронизывают, сотрясают человека насквозь силой, которая одаряет его органами ритмической системы. А что существа огня вносят из огненной мировой мантии как громовой голос -- это то, что является в отблеске, отображении. Представьте себе, это лучится от мировой огненной мантии! Здесь излучается сила этого слова. И нервно-чувственная система каждого человека, каждая, так сказать, человеческая голова является маленьким, миниатюрным отображением того, что здесь, будучи переведенным на язык существ огня, звучит: «Восприми, любя, силу Божественной воли». И эти слова действуют в высшей мировой субстанции и в развитии, проделываемом человеком между смертью и новым рождением, преобразуя то, что он пронес сквозь врата смерти в нервночувственную организацию последующей земной жизни».
     Т. обр., система движения, обмена веществ, ритмическая и нервно-чувственная система -- все они представляют собой единство, когда звучат эти четыре изречения.
     «Так видите вы, как человек является созвучием того мирового Слова, Которое на Его низшей ступени может быть интерпретировано так, как я это сделал. Это мировое Слово восходит затем к высшим Иерархиям. ... Но то, к чему взывают элементарные существа в мире, является последним тоном того, чем является творящее, образующее, формирующее Мировое Слово, Которое лежит в основе всякого действия и всякого бытия».230 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

551. «Когда пчела пьет нектар из цветка, то ясновидящий может наблюдать, как по краю цветка образуется маленькая аура. Таково действие вкуса: укол, производимый пчелой в чашечку цветка превращается в некое средство вкуса, пчела ощущает вкус, и это излучается в виде цветочной ауры, становясь питанием для сильфообразных существ. Таким же образом элемент чувства, разыгрывающийся между пастухом и овцами, является питанием для саламандр». 98 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

587. Относительно Стража Порога мы говорим себе: «Передо мною существо, которое испытывает и переживает весьма многое в мире; однако тем, что на Земле переживается как любовь, страдание и мука, оно не интересуется; не интересуется оно также и тем, что на Земле переживается как ошибки и аморальность. Оно не знает и не желает ничего знать о том, что происходило с человеком до сих пор. Христианское предание выражает это словами: «Перед тайной человеческого становления эти сущности закрывали свое лицо». Целый мир заключается в различии между этими и человеческими существами. Тут наступает ощущение, которое возникает столь же непосредственно, как наше ощущение белокурых волос у человека. Оно такого рода: «Благодаря тому, что ты прошел через культуры Земли, у тебя по необходимости появились несовершенства, поэтому тебе нужно вернуться к первоначальному состоянию, снова найти путь на Земле, и эта сущность может тебе его показать, т.к. она не приняла твоих ошибок». После этого стоящая перед нами сущность становится как бы настоящим упреком, грандиозным упреком. Упрек этот побуждает нас стать тем, чем мы не являемся. Все это стоящая перед нами сущность показывает нам живейшим образом, и мы чувствуем, что в ней нас наполняет знание того, чем мы пока не являемся. Сущность эта принадлежит к Иерархии Архангелов».138 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

104. "Наше собственное эф.тело есть некий род Солнца, представленного элементарным существом; его сопровождают другие элементарные существа, принадлежащие к нему, как планеты к Солнцу, обра­зуя вместе с ним некоего рода семеричность, как планеты вместе с Солнцем, по древним воззрениям, образовывали род семеричности.
     В течение всей нашей физической жизни от рождения до смерти происходит постоянный взаимообмен меж­ду этими нашими элементарными спутниками и нами самими. Не только состояние здоровья зависит от рода и обра­за отношений нашего эф.тела с его спутниками, но и все наши отношения с внешним миром ... с другими людьми. ... В будущем медицина будет с этим сильно считаться". 168 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

168a. "Человек содержит в своей голове силу гномов, в ритме — силу ундин, в обмене веществ — силу сильфов, в движении — силу огненных существ".Д.40, с.27


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

264. Через эф.тело человек находится в связи с духами воды; через астр.тело — с духами воздуха; через Я он имеет связь с духами огня.158 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Природа на службе у человека

320. "Все минеральное (как пища в человеке) должно превратиться в тепловой эфир. И в тот момент, когда в организме человека появляется нечто, мешающее минералу превратиться в тепло, человек заболевает. Человек принимает минеральное, но оно постоянно имеет тенденцию стать тепловым эфиром. Расти­тельное имеет тенденцию становиться в человеке воздушным, газообразным. Так что человек имеет в себе растительное как воздушное царство. ... И если что-то в организме мешает растительному принять воздушный облик, человек заболевает. Все животное, что человек принимает в себя или сам в себе выра­батывает как животное, должно в нем, по меньшей мере через некоторое время, принять жидкую, водную форму. ... Если же человек не в состоянии свое собственное животное или чужое животное превратить в себе в жидкость, чтобы перевести это затем в твердое, то он заболевает. И только то, что в челове­ке хранит чисто человеческую форму, что в человеке происходит оттого, что он является прямоходящим существом, что он содержит в себе импульсы к речи и мышлению, лишь то, что его, собственно говоря, делает человеком, что возвышает его над животным, должно в твердо-земном — это составляет 10% всей нашей организации, — должно в твердом, в твердом облике входить в форму. Если же что-то от животного или растительного входит в твердую форму человека, то он заболевает. ... Человеческое — единственно оно должно в человеке постоянно сохранять твердую земную форму. Такова тайна человеческой организации.
     Если исследовать обмен веществ до дыхания, то мы находим, что человек из себя образует углерод, который в нем можно найти повсюду. Этот углерод с кислородом, который человек вдыхает, и превращает­ся в углекислоту. Но до того, как произойдет выдох, углерод становится, так сказать, благодетелем человеческой природы. ... ибо, прежде чем покинуть человека, он распространяет по всему человеческому организму излияния эфира. ... Этот эфир проникает в эф.тело человека. Всегда порождаемый углеродом, он является тем, что делает человеческую организацию способной открывать­ся духовным влияниям, тем, что воспринимает астрально-эфирные действия из космоса. Этим эфиром, оставленным углеродом, притягиваются космические импульсы, которые, в свою очередь, формообразуя, действуют на человека, например, так подготовляют его нервную систему, что она может стать носителем мысли. Этот эфир должен постоянно пронизывать наши органы чувств, например глаза, чтобы они могли видеть, чтобы они могли восприни­мать световой эфир. Т.обр., мы обязаны углероду, тем, что мы эфирно подготовлены к миру, который идет нам навстречу".
     Все это подготавливается в системе обмена веществ. Но сама по себе эта система несовершенна. Ее зачатки возникли в третью очередь, на др. Луне; ранее, еще на др. Солнце, возникли зачатки нервно-чувственной системы. Все процессы, совер­шающиеся в системе обмена веществ, имеют склонность привести человека к болезни. И все болезни, кроме тех, что приходят от внешних повреждений, обусловлены тем или иным процессом в обмене веществ "Мы можем спросить каждый отдельный процесс (обмена веществ): чего ты, собственно, хочешь? — И он нам ответит: будь я один, то я бы, как процесс, сделал человека бо­льным. Ни один из процессов в человеческой природе не должен идти до конца, ибо в таком случае он сделал бы человека больным. Человек остается здоровым только тогда, когда процессы обмена веществ останавливаются в нем на определенной ступени".
     Исцеляющие процессы заложены в человеческой системе циркуляции. Можно сказать, что если пациент родился на др.Луне, то врач — на др.Солнце.
Человек совершает в сутки примерно 25 920 дыханий. — Сто­лько лет длится платоновский год. Пульс же бьется в четыре раза быстрее. "Дыхательная ритмика соответствует общению человека с внешним миром. Этот ритм дыхания должен постоянно связываться ритмом циркуляции, чтобы человек оставался, так сказать, на своих двоих. Ритм циркуляции не регулярный — 103 680 ударов пульса в сутки. Этому нет соответствия в космосе. Обмен веществ вырывает человека из всего космоса, делает его чуждым космосу, а ритм дыхания соединяет с космосом. В этом делении и свя­зывании ритма циркуляции с ритмом дыхания вы видите пра-процесс исцеления, который постоянно совер­шается в человеке. Но в каждом случае, когда необходимо совершить внутреннее исцеление, нужно тонким образом процесс дыхания, проходящий во все тело, использовать так, чтобы он повсюду в человеке связал процесс циркуляции, оттеснил его ко всеобщим отношениям в космосе. ... Этот процесс исцеления, совер­шающийся в нас, вызывает удовольствие высших Иерархий". В этой связи обратимся к граничной плане­те нашей Солнечной системы, к Сатурну. "Там в середине стоит то, что таит в себе силы, которые, если мы их представим себе сконцентрированными на Земле, были бы силами, вызывающими болезнь, а во­круг вращаются силы оздоровления, исцеления. И кто обладает чувствительностью к подобным вещам, тот смотрит на кольца Сатурна ... и видит в них кругообразующееся исцеление, здоровье". Таким образом, в Сатурне представлен тот же процесс, который постоянно разыгрывается через нашу систему обмена веществ и организм циркуляции. Но, обращая взор к Сатурну, мы видим также высшие Иерархии, которым доставляет удоволь­ствие оздоровление болезненного. "И это удовольствие является силой в Мироздании. Это удовольствие высших Иерархий пронизывает затем сис­тему наших нервов и органов чувств и образует в них силы духовного развития человека. Это силы, которые некоторым образом расцветают из исцеления, постоянно совершающегося в человеке. Так мы приходим к третьему — к духовному развитию.

     1. Обмен веществ — питание.
     2. Циркуляция — исцеление.
     3. Нервно-чувств.орг. — духовное развитие.

     ... В человека входит минеральное (как пища) и через жидкость и т.д. превращается в нем вплоть до теплового эфира. ... Этот тепловой эфир обладает огромной склонностью воспринимать в себя то, что как силы излучается, струится из мировых далей. Он, т.обр., вбирает силы Мироздания. И эти силы Мироздания, ко­торые он вобрал, они теперь образуются как духовные силы, проодухотворяющие здесь тепло-эфирную зем­ную субстанцию; а затем отсюда с помощью тепла эфирной земной субстанции впервые в тело проникает то, в чем оно нуждается для образования своего облика.
     Т.обр., если в старом смысле слова мы назовем тепло огнем, то мы можем сказать: взятое человеком в себя минеральное доходит до огненной природы. Огненная природа склонна воспринимать в себя влияния высших Иерархий; и этот огонь тогда снова струится во все человеческие внутренние органы и образует, снова отвердевая, то, что в человеке субстанционально составляет основу отдельных органов. Ничто из того, что человек принимает в себя, не остается таковым, как оно есть. Ничто не остается земным; все приходящее, в первую очередь из минерального царства, превращается так основательно, что может воспринять в себя духовно-космическое, а с помощью духовно-космического оно снова отвердевает до земного. Возьмите из кости частицу сернокислой извести — она не такая, какую вы встречаете во внешней природе или получаете в лаборатории".
     Если организм не может довести, например, сахар до состояния теплового эфира, то он оседает в ор­ганизме в ином состоянии, и возникает диабет. В отношении каждой материи нужно представить себе, ско­лько ее человек способен превратить в тепловой эфир, сколько он в состоянии поднять неживого. Иначе воз­никает отложение этой материи. Когда человека окружает чрезмерный внешний холод, холодный ветер, то он может оказаться не в состоянии достаточно быстро мировое тепло превращать в свое собственное, и тогда он может взять внешнее тепло от отдельных мест своей кожи и сделать его своим собственным. В таком случае возникает простуда. "Именно в этом заключается простуда. Простуда — это отравление внешним теплом, которое не взято организмом в свое обладание.
     Вы видите, все находящееся во внешнем мире — это яд для человека, настоящий яд, пока человек им не овладеет, не сделает его приемлемым для себя своей собственной силой. Только тогда от человека идут силы, идут человеческим образом к высшим Иерархиям, тогда как вовне они были у элементарных су­ществ природы, у элементарных духов. В человеке должно совершиться удивительное превращение, чтобы элементарные духи в его организации могли передать свою работу высшим Иерархиям. И все это касается только минерального, когда минеральное целиком и полностью превращается в тепловой эфир.
     Обратимся к растительному миру. Растение в действительности содержит для человека множество волшебного, когда он начинает глазами духа рассматривать растительный покров Земли".
     "Духовная природа желания, я бы сказал, погруженная в благочестие природа желания прорастает в каждом весеннем цветке (фиалка, ландыши, желтый нарцисс)". Затем приходят более поздние цветы. Например, уже осенью появляется зимовник (дикий шафран) — можно ли смотреть на него без легкого чувства стыда? Не предостерегает ли он нас от нечистых чувств, поскольку наши чувства пронизываются различными недостойными вещами? Зимовник со всех сторон как бы шепчет нам: посмотри на мир желаний, о человек, как легко ты можешь стать грешником. Мир растений — это внешнее природное зеркало челове­ческой совести, если мы умеем правильно на него смотреть. Тогда мы увидим, что цветы тоскуют по ми­ру света в Мироздании, корень же постоянно хочет отвоевать их у Неба и приспособить к Земле. Когда Луна еще была соединена с Землей, то она стремилась растения превратить в один корень, и они прорас­тали вверх лишь в виде тоненьких волосков. Выход Луны означал для них освобождение, они смогли раз­вивать цветы.
     "Земля образована из духа. И посмотрим на растение. — Оно несет в своем облике живое воспоминание об эволюции. Оно несет в своем корневом становление земного, становление физически-материального. По­смотрите на корень растения, и он вам скажет, что смог возникнуть только благодаря тому, что из духовного развилось земно-материальное. И едва только Земля освободилась от лунного бремени, растения устремились назад, к далям света.
     И когда человек употребляет растительное в пищу, то он дает ему возможность продлить то, начало чему оно положило вовне, в природе: вернуться не только в световые, но в духовные дали космоса. Поэтому, как я сказал, растительное мы доводим в себе до воздухообразного, до газообразного, чтобы растение могло следовать своей тоске по световым, духовным далям. ... Когда человек ест растение, то происходит следующее. ... корень, поскольку он живет в земле, освобождается от нее и устремляется вверх; его устремление к духу самое сильное, и он оставляет за собой стремление цветов. ... Растение полностью выворачивается наизнанку. В себе самом оно организовано так, что верхнее является нижним, а нижнее — верхним. Что подвинулось до цветов, оно, так сказать, в материальном стремлении насладилось све­том, донесло материю до света. За это оно должно потерпеть наказание и остаться внизу. Корень был рабом земного, но зато он — это вы находите уже в метаморфозе растений у Гете — несет в себе сово­купную природу растения. Он устремляется вверх.
     Да, если человек стал закоренелым грешником, то ему таковым хочется и оставаться. Корень же рас­тения, пока он скован Землей, похож на упитанного банкира, но как только человек его съест, он видо­изменяется и устремляется вверх, тогда как то, что принесло материю к свету, — цветы, должно ос­таваться внизу. Т.обр., в корне растения мы имеем нечто такое, что, будучи съедено, в силу своего собственного существа устремляется в голову человека, тогда как то, что находится ближе к цветам, остается в нижних областях. Оно вступает в общий обмен веществ и не доходит до головной организации.
     ... У растений, сильно пронизанных астральным, например, употребленный в пищу стручковый плод, оста­ется в нижних областях, не хочет подниматься к голове, поэтому от них бывает глухой сон, а голова после пробуждения — тупая. Пифагорейцы, желая оставаться чистыми мыслителями и не желая привлекать пищеварение в функции головы, отказывались от питания бобовыми. ...
     И когда мы переходим к животному, то нам должно быть ясно, что животное само обладает пищеварени­ем, само принимает в себя растительное. ... и это опять-таки очень сложный процесс, ибо, принимая в себя растительное, животное не может противопоставить ему человеческий облик. Поэтому животное не может перевернуть растение сверху вниз и снизу вверх. Позвоночник у животного параллелен земной по­верхности. Поэтому то, что хочет совершиться при пищеварении животного, приходит в полный беспоря­док. Верхнее хочет стать нижним, нижнее — верхним, и все дело застопоривается в самом себе. ... Вследствие этого в животном растению делается запрет: довольно тосковать по мировым далям! — Но за­прет не действует, и растение отбрасывается назад, к Земле.
     Однако благодаря тому, что в животном организме растительное отбрасывается назад, к Земле, в животное тотчас же вместо мировых духов, как это имеет место в человеке, где растение переворачивается, вторгаются элементарные духи. И эти элементарные духи: являются духами страха, носителями стра­ха. Так это открывается духовному наблюдению: животное само вкушает пищу, вкушает с внутренним удо­вольствием; и в то время, как с одной стороны идет поток питания, с другой — идет поток страха от эле­ментарных духов страха. Постоянно в направлении к пищеварению, через пищеварительный тракт животного идет поток удовольствия от принятия пищи, а навстречу ему идет ужасный поток элементарных духов страха". И когда животное умирает, то в нем оживают существа, полностью состоящие из страха. "Вместе с животным умирает, т.е. оживает, страх. Плотоядные животные вкушают этот страх вместе с пищей. Хищ­ник разрывает свою добычу и получает удовольствие, вкушая плоть. А навстречу этому удовольствию от поедания плоти устремляетcя страх, который травоядное животное выделает из себя в момент смерти. На хищника он устремляется уже при жизни. Такие животные, как львы, тигры, в своем астраль­ном теле пронизаны страхом; после смерти он прогоняет их на­зад по цепи полученных при жизни удовольствий; так что хищники некоторым образом живут после смерти в своей групповой душевности, но эта жизнь представляет собой кошмарнейшую из всех, какие только проходит человек, Камалоку... Но, естественно, это происходит в ином сознании".
     Что я здесь говорю, не является агитацией за вегетарианское питание, ибо Антропософия вообще ни за что не агитирует, она имеет дело только с поиском истины. Когда человек вкушает минера­льную субстанцию, то она в нем превращается в тепло. Ребенок еще не имеет достаточно сил для преоб­разования минерала в тепло, поэтому он питается молоком, где он получает нечто в подготовленном виде, что легко превращается в тепловой эфир, быстро изливается в голову и оттуда развивает формообразующие импульсы, ибо вся организация ребенка исходит от головы. Но если эти формообразующие силы действуют в более позднем возрасте, т.е. если затянуть питание грудным молоком, то это уже плохо. "Ибо то, что у младенца идет в голову и через силы головы, действующие до смены зубов, оказывается в со­стоянии, формообразуя, изливаться во все тело, — этого в дальнейшем в человеке больше не существует. Позже весь остальной организм должен излучать формообразующие силы". Для их развития нужно иное пи­тание; эти силы необходимо побуждать извне. Мы должны тогда прибегнуть к чему-то такому, что подоб­но молоку, но производится не во внутреннем человека, а вовне. Голова человека замкнута со всех сторон. В этой голове находятся детские импульсы для формирования тела. В остальном теле кости на­ходятся внутри, а формирующие силы — вовне. И вот эти силы должны прийти извне. В природе есть нечто такое, что являет собой голову без черепной коробки, где извне действуют те же силы, которые действуют внутри головы, когда она нуждается в молоке. И это есть улей.
     Пчелы делают то же самое, что голова делает внутри себя, только у пчел это производится извне. "Внутри улья уже под внешним духовным влиянием происходит то же самое, что и в голове под внутренним духовным влиянием. В улье мы имеем мед, и когда мы едим мед как пожилые люди, то он дает нам для того, что теперь более извне должно поставлять формообразующие силы, ту же силу и власть, какую нам в детстве давало в голове молоко.
     Будучи ребенком, мы возбуждаем в голове пластические силы, питаясь молоком; нуждаясь в этих си­лах в позднем возрасте, мы должны есть мед, но вовсе не в больших количествах. ... Вы видите, пони­мание человека предполагает понимание природы; понимание природы дает основу для понимания человека".230 (II)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Человек — освободитель природы

324. "Человек внутренне так связан с миром, что шагу ступить не может среди природы без того, что­бы его интимное отношение к миру не играло при этом для него огромной роли. Ко­гда из семени в поле вырастает лилия и доходит до цветения, то мы уже должны себе — без персонифи­кации — совершенно интенсивно представить, что эта лилия чего-то ждет. ... Эта лилия, когда она раз­вивает свои листья, а особенно цветы, ждет чего-то. Она говорит себе (а в каждом растении, во всем красивом зачаровано элементарное существо): мимо меня пройдут люди, которые меня увидят, и когда до­статочное число человеческих глаз свяжет со мной свой взгляд, тогда — так говорит дух Лилии — я буду расколдована и смогу вступить на мой путь в духовные миры! — Вы, конечно, скажете: растет мно­жество лилий, на которые не падает человеческий взгляд. У тех лилий все обстоит иначе. Лилии, кото­рых не касается человеческий взгляд, расколдовываются иным путем. Первый же человеческий взгляд, об­ращенный на лилию, определяет ее расколдовывание через человеческий глаз. С первым взглядом устана­вливается отношение лилии к человеку. Повсюду в нашем окружении находятся элементарные духи и они взывают к нам: не смотрите так абстрактно на цветы, не стройте себе их абстрактные образы, но имейте сердце, имейте душу для того, что духовно-душевно живет в цветах. Оно хочет через вас освободиться от своей заколдованности. — Человеческое бытие, по сути говоря, должно состоять в постоянном освобождении элементарных духов от заколдованности в минералах, растениях и животных.
     Подобная идея может быть почувствована во всей ее красоте. Но именно тогда, когда она постигает­ся в правильном духовном смысле, она может также быть воспринята в свете той большой ответственно­сти, которая т.обр. возлагается на человека в отношении всего Космоса. И тот род и способ, какими человек в современной цивилизации, в эпоху развития свободы, относится к растениям, представляет со­бой, собственно говоря, лишь пригубливание того, что он должен пить. Он пригубливает, когда образует понятия и идеи, а он должен пить, когда связывается своей душой с элементарными духами вещей и су­ществ вокруг себя".
     Но в человеке живет сила дракона, который еще в прадревние времена возжелал свободы, когда для нее еще не было подходящих условии, и был Михаэлем свергнут из духовного мира вниз. Этот дракон име­ет животный облик, оставаясь сверхчувственным существом. Он свергнут в человека, поскольку внешняя природа не могла его принять. (В XIX в. Михаэль уже бился с ним в человеке). "Внешняя природа в ее не­винности, как отражение божественной духовности, не должна иметь ничего общего с драконом". Но, сидя в человеке, дракон связывает с собой элементарных существ, которых человек своей душевностью раскол­довывает в природе, и так вместе с драконом эти элементарные существа уходят в нижнюю природу человека. Они же должны, проходя через человека, восходить к высшему бытию. И в этом состоит кармическая цель человека внутри всего мирового развития. Ибо человек находится на Земле не только для того, чтобы основывать внешнюю культуру.
     "Но именно эпоха, идущая к своему завершению, должна подвинуть человека к высшей духовности. В действительности же она была такой, что бессчетное число элементарных существ внутри человека было отдано дракону. Ибо сущность дракона состоит в том, что он испытывает жажду и голод по элементарным существам; ему бы хотелось вкрасться, влезть во все, запугать растения, минералы, чтобы мочь всосать в себя элементарных существ природы. Он хочет связать себя с ними, хочет пронизать ими свое бытие. Во внечеловеческой природе он этого сделать не может... Он может это сделать только внутри человече­ской природы, поскольку там имеются условия для его бытия. И если бы так продолжалось и далее, то Земля была бы обречена на гибель; тогда непременно дракон... победил бы в земном бытии. Он побе­дил бы на вполне определенном основании, поскольку когда в человеческой природе он всасывает элемен­тарных существ, то ... благодаря этому происходит нечто физическое, душевное и духовное. Духовные последствия выражаются в том, что в ином случае человек никогда не пришел бы к вздорной вере в один лишь материальный внешний мир, каким его сегодня берет естествоиспытатель, никогда не пришел бы к принятию мертвых атомов и т.п., если бы дракон в нем не всасывал элементарных существ, приходящих извне. Благодаря тому, что в нем сидят пришедшие извне элементарные существа, человеческий взгляд отвлекается от духовного в вещах. Когда человек смотрит вовне, то он больше не видит духа в вещах, который между тем втянулся в него, а видит лишь мертвую материю.
     А душевное? Все, что человек когда-либо проявил как душевное малодушие, трусость, происходит от того, что дракон всасывает в нем элементарные власти. О, как она распространена, эта трусость ду­ши! Человек прекрасно понимает: я должен сделать то, либо это; в определенном положении именно это или то является правильным. — Но решиться сделать это он не может — нечто, как душевное бремя, тяжесть, действует в нем. Это суть элементарные существа в теле дракона, которые действуют в нем.
     А физическое? Человек никогда не мучился бы от того, что называют заболеваниями от бацилл, если бы через описанное духовное действие его тело не подготовлялось к тому, чтобы служить почвой для деятельности бацилл. Вплоть до физической организации идут эти вещи. ... Так трояко человек отре­зается от духа (хотя в целях достижения свободы)... от интенсивного переживания духа в себе".223 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

347. "Когда мы испытываем нехватку дыхания, то в дыхательных путях сидит чуждое элементарное существо. Но это аномально образованный дыхательный процесс. В нормальном ... сидит постоянно возникаю­щий человек Постоянно из макрокосмоса идет становление человеческого рождения, рождения внутреннего человека в человеке. Весь процесс, разыгрывающийся здесь, стоит под активным воздействием астр.тела…".
     "В выдохе действует активность эф.тела, жидкий элемент. Во время сна из человека выходит микрокос­мическая часть астр.тела; зато тем деятельнее становится макрокосмическая часть. Во время бодрство­вания человек регулирует вдох сам изнутри, своим астр.телом, а астральность космоса тогда спит. На внешнюю астральность влияет околоземное, климат и т.п. Если мы перейдем в область, регулируемую голо­вой (хотя в ослабленном виде это происходит во всем человеке), то там мы найдем утонченное дыхание, где во вдохе и выдохе участвует тепло; гл.обр. на вдохе, т.к. выдох становится внутренним процессом. Итак, в нервно-чувственной системе мы вдыхаем тепло, тепло космоса, и это тепло несем с собой: "...свет, макрокосмический химизм, макрокосмическую витальность, макрокосмическую жизнь". — Световой, химический и жизненный эфиры макрокосмоса переходят в человеческий организм. В отношении выдоха мы приходим к сильному огрублению в нижнем человеке: от процесса образования углекислоты к пищеварению, к обмену веществ, который является модифицированным выдохом. Одна и та же сумма сил формирует выдох и обмен веществ: она имеет дело с элементом "земли", как в случае вдоха мы имеем дело с элементом "воды".
     Представим себе путь теплового эле­мента: "...он несет свет, химизм, виталь­ность и связывается с дыханием, но не отдает дыханию свет, удержи­вает его; он отдает дыханию только химизм и витальность. Свет остается (отстает) здесь (рис.) и наполняет человека как внутренний свет, ста­новится мыслительной деятельностью".

     Далее в процессе вдоха-выдоха отдается химизм и становится в чело­веке внутренним химизмом, откладывается в нем как макрокосмический химизм. И вплоть досюда, в этом взаи­модействии между выдохом и обменом веществ, идет жизненный эфир и вос­принимается человеком. Итак: "свет входит на путях теплового эфира, стоп! Там же вступает дыхание, для света остановка; свет распространя­ется, он далее не воспринимается организацией человек и может распрост­раняться как свет. Световой организм мы несем в себе как чисто све­товой организм, который мыслит. Мы исследуем процесс до того момента, где вдох граничит с выдохом; до того момента он несет в нервно-чувственном процессе химизм. Потом химизм стоп! Внутренний химизм, хи­мический организм в нас чувствует.
     Теперь мы идем дальше вниз, туда, где выдох составляет пищеварение, обмен веществ. Он не идет до внешнего процесса обмена веществ, состоящего в восприятии средств питания, но только до внутренних процессов обмена веществ. И там стоп! с жизненным эфиром. Жизненный эфир опять-таки образует челове­ческую организацию, которая волит. Так возникает мышление, чувствование и веление". Все три описан­ные стадии во внешне-физическом протекают: 1) в нервных путях, 2) артериях, 3) в венозной циркуляции. Остается собственная витальность; ее физической проекцией являются лимфатические пути. Кто способен видеть, как нервные пути образуют пути чувств, находит на этом пути карму. В процессах лимфы опять-таки образуется карма". Лимфатические пути — это в то же время начала кармических путей, идущих в будущее" (рис.; справа). Там, где образуется венозная кровь, в человеке возникает задержка, скапливание кармы, и человек действует в смысле кармы. "Изменения в крови попросту выражаются в гневе. А то, что там застаивается, поскольку прошлое не остается внизу в венозном процессе, это ведет к действию, переходит в образование кармы". 318 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

403. В 1870 г. в Германии действовало 6,7 млн. лошадиных сило-лет, а в 1912 г. — 79 млн. (в Анг­лии — 98 млн.,в США — 179 млн.) И благодаря этому развился новый мир, мир, какого не было раньше. В силах техники действуют природные силы, демоны, элементарные силы, и "...действуют они на людей ина­че, чем те, которых человек наблюдал прежде в явлениях природы. Люди наблюдали явления природы и констатировали: там, внутри, действуют элементарные существа. — Это оказывало воздействие на созна­ние, связывало душу с явлениями природы, устанавливало связь сознания с явлениями природы". Сегодня человек считает это суеверием. И ему нелегко от этого уйти. Ибо демонические существа техницизма воздействуют на спящую волю. "Они действуют в подсознательном, захватывают подсознательное". В ре­зультате они морочат человека, и он не хочет признавать их существование. "И если существа, которых человек видел в старые времена в явлениях природы, были люциферического рода, то существа, действу­ющие в машинах, в техницизме, — ариманической природы. Человек, т.обр., окружен ариманическим миром, который совсем самостоятелен". 197 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1534. "От каждой мысли, представления, ощущения, возникающих в человеческой душе, исходит некий поток, устремляющийся к какому-либо существу астрального мира. Так что отдельный человек связан с множеством существ астрального мира, но бывает и наоборот: много людей в одном ощущении связаны с одним существом".
     "Если мы имеем одинаковое понятие о мужестве, храбрости, праве и т.д., то мы стоим в связи с одним астральным существом, имеющим своей сущностью мужество, храбрость, право".
     Все мы являемся стечением потоков, исходящих из астр. мира от различных существ. Мы концентриру­ем эти потоки вокруг средоточия нашего Я, вокруг самосознания. "Это самосознание потому столь важ­но в человеке, что оно должно быть неким властителем во внутреннем человеческом существе и соединять притекающие к нему со всех сторон потоки. Ибо в тот момент, когда самосознание ослабевает, может слу­чится, что человек потеряет чувство себя как единого существа и в этом случае почувствует себя рас­члененным на разные потоки". С Фридрихом Ницше в 1888-89 гг. случилось так, что его Я потеряло контроль над этими потоками, и он почувствовал себя расчлененным на множество потоков. Этим объясня­ется странное содержание его писем, написанных в момент распадения его Я, когда он начинает отож­дествлять себя с отдельными астральными потоками.107 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Медиумизм и Я

1566. "По отношению к мозгу зрительный нерв, слуховой нерв, тепловой нерв выключают все, что вы получаете на их периферии, ослабляют до слабой тени. Эта слабая тень находится в том же отношении к ощущению, как 20 г. мозга к 1500 г.; 20 г. — это тоже тень от мозга весом в 1500 г. ... На эту сла­бую тень (ощущения) должны мы обратить внимание, ибо только там должно находиться наше Я.
     В тот момент, когда наше Я выключается, когда мы становимся медиумом, в нас тотчас же вползает элементарное существо... вползает в эти слабые тени или в слабые звуки, что прихо­дят через слух и т.д. Во все, что принадлежит Я, туда, где выключены внешние ощущения чувств, вползают эти существа и делают медиума одержимым собой. И вплоть до разветвлений нервов, вплоть до обра­зования воли, т.е. до тех нервов, где формируется воля, вползают эти существа. В результате ме­диум начинает становиться активным, поскольку в нем захватывается то, что должно быть в человеке за­хвачено только Я. Остатки веса мозга, остатки цветовых ощущений, слуховых ощущений, все это тонкое, теневое наполняет нас как фантом — ибо эти 20 г. веса являются лишь фантомом; слабые тени цвета, идущие вовнутрь, также фантомообразны. И во все это погружается описанное элементарное существо, и человек становится таким, что своим телом он лежит совершенно спокойно, летаргически спокойно. ... деятельным становится фантом. Это вы можете увидеть, напр., по тому способу, каким медиум пишет. ... в чело­веческом фантоме в данном случае пером в руке медиума водит элементарное существо (а не Я)".
     "Каждый раз, когда сознание человека помрачается не благодаря нормальному сну, а через что-либо иное, возникает опасность, что здесь откроется окно для только что описанного мира". 243(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Субстанциональность и облик мыслей

1583. "Мысль есть форма, принимаемая в человеке бесформенным духо-существом, подобно тому, как в растении оно принимает облик, а в животном становится душой. Поэтому для человека, поскольку он есть мыслящее существо, нет особого, вне его самого создающего его, элементарного царства. Его элементарное царство работает в его чувственном теле. Лишь поскольку человек является существом, обладающим обликом и ощущением, над ним работают элементарные существа того же рода, что и те, которые работают над рас­тениями и животными. Но организм мысли вырабатывается в человеке из самой внутренней глубины его физ. тела. В духовном организме человека, в его выработанной до степени совершенного мозга нервной системе мы чувственно-наглядно имеем перед собой то, что работает в растениях и животных как нечувственная сило-сущность. По этой причине то, что в животном проявляется как самочувствие, в человеке является самопознанием. В животном дух чувствует себя душой; он еще не постигает себя как духа. В человеке же дух познает себя как духа, хотя — познавая через физические условия — только как теневой отблеск духа, как мысль".9 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1720. "Если человек духовно перерабатывает идеями и понятиями впечатления внешнего мира, составляет себе представление о духовных основах мира, если он не просто глядит на кусок металла, но думает о его сущности, чувствует красоту предмета, одухотворяет свои впечатления.... то он освобождает элементарную сущность, перешедшую в него из внешнего мира; он возвращает ее к тому, чем она была, он расколдовыва­ет ее".
     "Благодаря гармоничному восприятию мира, благодаря внутреннему довольству миром человек становится освободителем элементарных духовных существ. Раздражительный, подавленный, унылый, он налагает на них оковы".110 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Эпоха Габриэля и действие элементарных существ

336. "Большие массы людей были соединены в различных вероисповеданиях, где им предлагалось нечто такое, что своим содержанием имело происходящее из прошлых времeн, когда мыслям ещe было дано содержание. В иных случаях, культово или как-либо иначе, в тайных обществах, давалось то, что более или менее происходило по традиции из древних времeн. Человек ощущал мысли извне чувственным содержанием наблюдения. Изнутри он их чувствовал со старыми, догматическими, ставшими традиционными импульсами.
     Так могло происходить с XVI до последней трети XIX столетия, поскольку там действовал во всeм цивилизованном мире, во всей человеческой работе тот духовный принцип, который, если воспользоваться старым именем, можно назвать принципом Архангела Габриэля. ... Сами люди внутренне не обладали содержанием. Они воспринимали только традиционное содержание для своей духовно-душевной жизни. Но это обусловило то, что люди совершенно не могли чувствовать присутствие при этом духовного содержания (напр., Ницше). ... Люди нуждались в духовном содержании, не просто в постигаемом в абстрактных мыслях содержании, но во внутреннем согревании, которое могло бы выступить вместе с духовным содержанием. Эта внутренняя пронизанность теплом является чем-то исключительно важным. У большой массы людей это тепло вызывалось благодаря их участию в культовых и подобных им действиях. В обществе масонов или в других тайных обществах нового времени в души тоже изливалось это тепло.
     В эпоху Габриэля такое было возможно на том основании, что повсюду на Земле имелись элементарные существа, оставшиеся ещe от Средних веков. Но по мере того, как приближался XIX в., а особенно уже в ХХ в. этим элементарным существам, пребывающим внутри всех явлений природы, делалось всe более невозможным в социальной жизни людей быть в некотором роде паразитами". Когда люди совершали культы в тайных обществах или слушали мессу и ничего из этого не понимали, то понимание заложенной в этом древней мудрости было для них всe же возможно. "Тогда приходили эти элементарные существа, и если люди не думали о мессе, то элементарные существа думали о ней человеческим рассудком, поскольку сами люди в это время рассудком не пользовались". Таким образом, некие элементарные существа там были правомерны.
     И почему бы им было не воспользоваться хорошо развитым для мышления мозгом, если люди пользоваться им не хотят? "И в тех тайных обществах, которые любили только традиционное и использовали на поверхности только старое, дело обстояло так, что туда приходили элементарные существа и пользовались человеческим мозгом для мышления. И исключительно много мозговой субстанции было употреблено с XVI века элементарными существами". Было большим вопросом для людей: что действует от человека к человеку, если люди должны думать, а они не думают? Люди в XIX в. чувствовали, что повсюду протянуты нити неизвестных сил и пытались это выразить в романах: "Вильгельм Майстер" Гете, "Волшебники Рима" Карла Ф.Гуцкова, "Рыцари духа" Жорж Санд.
     "Но в последней трети XIX в. эти элементарные существа, мыслившие с помощью человеческого мозга, завоевавшие человеческие души и обусловливавшие социальные взаимосвязи в XIX в., постепенно "натянули" эти нити, т.к. им, наконец, стало этого довольно. Свою всемирноисторическую задачу или, лучше сказать, свою всемирноисторическую потребность они удовлетворили. И тогда пришло нечто другое, помешавшее им продолжать этот род паразитической деятельности. Исключительно хорошо она им удавалась в конце XVIII в. и в XIX в., но мало-помалу стала невозможной. И причиной того были души, сходившие из духовного мира на физический план, всe большее число которых ждало многого от земной жизни. ...
     Избранные души, обладавшие особенно сильными импульсами ожидания, до того, как они низошли на физический план, были, например, теми, кто, рассматривая затем этот физический план, находил его неудовлетворительным с точки зрения своих ожиданий и писал утопии, в которых всe изображалось так, как это, по их мнению, должно было бы быть. ... И когда элементарные существа пытались воспользоваться мозгом этих полных ожидания людей, то им не удалось это сделать, они ощутили от этого боль. ... Ожидание в людях вело к подсознательным эмоциям, и это чувствовали те духовные существа, когда хотели воспользоваться человеческим мозгом. И потому они этого больше не делали. Тогда постепенно в широчайших кругах цивилизованного человечества всe шире и шире стало распространяться настроение, что человек хотя и обладает мыслями, но мысли в нeм подавлены. Мозг постепенно разрушается, особенно в высших сословиях, благодаря подавленности мыслей; иные, не человеческие существа, владевшие этими мыслями, больше не приходят.
     И теперь люди хотя и имеют мысли, но не знают, что с ними делать. Особенно значительным представителем такого рода людей является Освальд Шпенглер". 214(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Ягве и Импульс Христа

337. "Те представления, которые были уместны в Ветхом Завете и которые мы можем обозначить как представления ветхозаветного иудейства, они были секуляризованы романизмом. И если даже романизм противоположен иудаизму, то лишь во внешнем своeм проявлении, а не по духу. Иудаизм окольным путeм, через Римскую Империю, прошeл в наше время и как призрак заявляет здесь о себе. В людях следует искать подлинный источник этого ветхозаветного, не пронизанного Христианством мышления. Необходимо ответить на вопрос: какими силами питается это мышление и каково оно, это ветхозаветное мышление?
     Это мышление зависит от того, что вместе с кровью наследуется из поколения в поколение. ... Наше мышление расчленено на две части. Одним мышлением является то, которое мы имеем благодаря развитию вплоть до нашего рождения, которое мы также наследуем от наших отцов и до некоторой степени — от матерей. Мы потому можем мыслить так, как мыслили в эпоху Ветхого Завета, что мы были эмбрионами. Это коренится в существе древнееврейского народа, когда в мире, через который человек проходит в период между рождением и смертью, он не хочет ничему научиться в дополнение к тому, что он получил как способности во время своего эмбрионального развития.
     Вторым мышлением, которое мы присовокупляем к первому, является то, которое мы вырабатываем в послеэмбриональное время, в процессе человеческого развития"; хотя по-настоящему это делает только развитый в современном смысле оккультист: обрабатывает полученный опыт, чтобы родить новый образ мышления. Кто работает в смысле "Как достигнуть познания высших миров?", тот как бы рождается второй раз. В остальных случаях к опыту присоединяют "эмбриональное" мышление. "Мистерия Голгофы постигается только вторым, неэмбриональным мышлением. Мистерия Голгофы вся пронизана Христом и должна постигаться не в лунных, а в солнечных силах. ... В этом заключается большая разница между людьми, пронизанными Христом и не пронизанными Христом".
     "Существенным является то, что мышление, в котором живeт сила эмбрионального развития, приводит к тому, чтобы Бога познать как Отца. А то мышление, которое вырабатывают в мире путeм индивидуальной жизни, приводит к познанию Бога как Сына.
     Стремление пользоваться только тем мышлением, которое есть мышление Ягве, действовало вплоть до XIX в. Но это мышление способно понять в человеке лишь то, что в нeм принадлежит природному порядку". Это происходит потому, что Ягве, как один из семи Элоимов, ещe в древности оттеснил остальных Элоимов в сферу т.наз. иллюзий: их стали считать фантастическими существами. "И так продолжалось до XIX в. И по той причине, что Бог Ягве как бы сверг с трона других Элоимов и они смогли впервые заявить о себе лишь благодаря Импульсу Христа, так что благодаря Его силе они будут один за другим заявлять о себе различным образом и в будущем, — по этой причине человеческая природа попала под влияние низших, более стихийных (elementarer) духовных существ, которые противодействуют стремлениям Элоимов".
     "В 40-х годах XIX в. наступил переломный момент особого рода. ... Влияние Ягве на человеческое сознание стало постепенно побеждаться этими (стихийными) духами, которых он сам призвал. С силами Ягве в человеке можно понять лишь то, что в нeм принадлежит природному порядку, что, таким образом, связано с кровью. Но под действием тех духов поиски духовного в природе перешли в обычное атеистическое естествознание ... а в практической сфере — в обычное утилитарное мышление. ... в сфере социального мышления это стало марксизмом и т.п." 186(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. Современный оккультизм и социальные отношения

Ложи и Розенкрейцерство

559. "Опасным в египетской культуре, на что нам всe снова должно указываться, было то, что это была культура нисходящая, декадентская, о которой нельзя говорить как о цветущей в среде всего человечества культуре, ибо она вмешивалась и в сверхчувственную судьбу людей. Она приковывала определeнным образом человеческие души после смерти к их консервированным формам, к мумиям. И в то время как через населявших мумии духовных существ обретали разъяснение направляющих линий для человечества, о природе, о животном, растительном и минеральном царствах таких разъяснений непосредственным образом приобрести не могли. Их приобретали косвенно, благодаря тому, что эти лунные духовные существа сообщали тайны природы душам, удерживаемым у мумий. ... Египетские посвященные говорили: до смерти наши человеческие тела не пригодны получать объяснения природы. Естествознания мы добыть не можем ... Лишь после смерти в наши тела переходят понятия о природе. Поэтому мы твeрдо удерживаем некоторое время умерших, чтобы они давали нам разъяснения природы. — По сути говоря, нечто исключительно опасное вошло в историческое развитие человечества как раз через египетскую культуру. Халдейская же культура держалась в это время вдали и была, можно сказать, чистой культурой. ... представители еврейской древности это сознавали. Отсюда происходит та антипатия, отвращение к Египту, которые вы находите в Ветхом Завете; хотя, опять-таки, окольным путeм, через Моисея, очень много египетского входит в Ветхий Завет".
     После Мистерии Голгофы, в IV-V столетии, образные представления мира померкли в душах совсем. Вся человеческая организация была внутренне преобразована. Человек стал чувствовать, что, если ждать откровения идей, душа останется пустой. Поэтому он стал приобретать идеи из наблюдения, а позже — из эксперимента. Но некоторые люди также знали, что в будущем опять придет спиритуализация интеллекта, пока же сил для этого нет. "Той консервации человеческой формы в мумии, как это делали египтяне, современное человечество не имело. Оно должно было консервировать нечто другое, и оно консервировало древние культы, предпочтительно дохристианские культы. Когда с XIV-XV столетий полностью стала выступать интеллектуалистическая культура, тогда в различных оккультных орденах стали консервировать старые культы. И действительно, удивительные старые культовые действия были законсервированы во всевозможных орденах. Мы видим, как бывшие в употреблении оккультные церемонии продолжают жить в различных оккультных ложах. Они, поистине, настолько же мумии, насколько ими были человеческие мумии в древнем Египте. Они являются мумией, если не согреты, не прокалены Мистерией Голгофы. В подобных культах и церемониях содержится исключительно многое, но то, что некогда, в совсем древние времена, содержалось в них, сохраняется мeртвым, как мумия сохраняет лишь мeртвую форму человека. И так это происходит до сего дня. Существуют бесчисленные ордена, занимающиеся церемониями, ритуалами, всем чем угодно, только жизнь из этого вытеснена, они мумифицированы. Как обычный египтянин испытывал лишь дрожь, ужас при виде мумии, так и современный человек, если и не дрожь, то во всяком случае, какое-то недолжное чувство переживает в душе, когда приближается к мумифицированным спиритуальным отправлениям. Он ощущает их как нечто таинственное, как таинственной ощущалась и мумия.
     Но как среди египетских посвященных были такие, которые на основе сообщений тех духов, что населяли мумии, совершали нечто ложное с воспитанием, с водительством человечества — а были среди них и такие, — так и в мумифицированных церемониях многих оккультных орденов имеется ложное побуждение достичь того или иного в управлении, водительстве человечеством.
     Что прежде входило в человека на пути вдоха, это затем он получал из мумии. Я вам вчера говорил, что духовные существа, в которых нуждались египтяне, не находили себе приюта, и он был им создан в мумиях. А теперь духовные существа, которые на пути выдоха внутреннюю человеческую форму должны нести в эфирный мир, они не находят никакого пути вовне, в мир; но они могут двигаться по пути, проходящему внутри церемоний, если даже совершаются непонятные, мумифицированные церемонии. Лунные духи времeн египетской цивилизации оставались без крова в течение дня. Духи выдоха, земные элементарные духи, которые теперь должны стать помощниками человека, остаются без крова ночью, но они проскальзывают вниз, в то, что совершается в таких церемониях. Здесь они находят свой путь, здесь они могут жить. Днeм они ещe могут, я бы сказал, честно жить совместно с дыханием, поскольку днeм человек думает и постоянно посылает свои интеллектуалистические мыслеформы наружу с дыханием, которое сначала входит через мозговую жидкость в спинномозговой канал, а затем снова вытесняется. Но ночью, когда человек не думает, из него не исходит никаких мыслеформ, не оживают никакие эфирные кораблики, на которых эти земные духи от человека могли бы выходить в мир, чтобы там свою форму напечатлевать эфирному космосу.
     Так то, что эти земные демоны должны найти на своих путях и направлениях, творится человеком в подобных мумифицированных церемониях. Они имеют свой положительный смысл. Чем в новое время, а именно с выступлением интеллектуализма, располагают всевозможные оккультные ордена, это имеет подобное же основание, что и возникновение мумий в Египте. Ибо существующее во внешней природе человек не может познать без себя, без своей собственной формы, и когда египтянам указывалось на необходимость познания природы, они могли через мумии поставить перед собой человеческую форму. Когда же новому человечеству указывается на то же самое, а также на необходимость получить нечто такое, что не является просто пассивной, бессильной мыслью, которую человек вырабатывает интеллектуалистически, а чем-то таким, что может выйти в мир, чтобы сделаться действенным, то человек испытывает нужду иметь нечто вне себя, что является символическим, что является изложением, истолковыванием того, что должно в нeм образовываться спиритуально.
     Далее, эти формы, которыми занимаются в ложах как церемониалом, они ведь обездушены. Сколь мало душа человека живeт в мумии, столь же мало содержится в этих отправлениях той одушевлeнности, которая некогда в них была, когда их совершали древние посвященные, в то время через такие церемонии непосредственно пульсировала спиритуальная жизнь, которая от человека текла в церемонию. Тогда человек и церемония были одним. Сравните это с внешними церемониями и отправлениями, совершаемыми современными людьми в современных орденах. Но к современному человеку добавляется ещe нечто. Современный человек не может выйти из своего интеллекта... как древний египтянин не мог в него войти. Древнему египтянину нужно было человеческое тело, если даже оно было мeртвым, чтобы оно могло ему сообщить естествознание. Современный человек нуждается кое в чeм таком, что снова сообщило бы ему Духовную науку, духо-познание.
     Здесь я хочу совершенно отвлечься от тех оккультных орденов — весьма многочисленных, — которые целиком являются мумиями, которые занимаются скорее культурным кокетством и не имеют глубоких подоснов. Но до первой половины XIX в. имелись также и серьeзные орденские союзы, которые давали больше, чем получает средний современный масон из своего ордена. И они могли сообщить больше на том основании, что в духовном мире сегодня среди Иерархии Ангелов господствует определeнная потребность, которая нас на Земле, конечно, менее интересует, но которая в нашем доземном бытии являлась для нас очень важной. Там некоторые существа из Иерархии Ангелов также имеют определeнную потребность в познании, которую они могут удовлетворить только благодаря тому, что именно туда, где находятся такие серьeзные оккультные ордена, в некотором роде для пробы, посылают человеческие души до того, как они перейдут из доземного бытия в земное.
     Это было вообще так, что в неких ложах, действовавших со старыми церемониями, где действительно могли прослеживать некоторые вещи, говорили себе: здесь присутствует душа человека, которая только в будущем низойдeт на Землю. — До того, как человек низойдeт на Землю, такая душа сворачивает в подобную оккультную ложу и чувственно из такой души можно исключительно много извлечь. Подобно тому, как душа вьeтся вокруг мумии, ещe будучи связанной с ней, так вьются в оккультных ложах духи ещe не рожденных людей. Это опять-таки не приходит к явлению через интеллектуальные мысли, но когда люди с правильным душевным настроением находятся в своих оккультных ложах, то они получают сообщения от ещe не рожденных людей, которые ещe находятся в доземном бытии и которые теперь через церемониал могут здесь присутствовать. Совершающие ритуал чувствуют спиритуальный мир и могут говорить, исходя из спиритуального мира.
     В биографии Гeте содержится нечто такое, что на людей, имеющих к тому чувство, действует исключительно значительно ... В этом отношении особенно примечательным был Карл Юлиус Шроэр, когда он говорил о Гeте. Когда он говорил своим слушателям о биографии Гeте в связи с его произведениями, то всe снова повторял одну мысль, которая одних поражала, других захватывала врасплох: Гeте снова пережил то-то и то-то, и это переживание его омолодило". Гeте омолодился в 14 лет, затем в 21 год. И так поэтапно. И действительно, в биографии Гeте можно заметить, как он будто бы действительно переживал эти омоложения. Когда он был в Веймаре тайным советником, с двойным подбородком, не всегда любезным в общении с другими, так что иные считали его брюзгой — всe это хорошо известно, — то наравне с этим всe более и более с ним происходило омоложение в поздние годы. И без него он не смог бы уже в старческом возрасте, уже в 1824 г., написать 2-ю часть "Фауста". Гeте сам это чувствовал ранее, когда ещe давал своему Фаусту напиток юности. Тут мы имеем некий род автобиографии. "И если исследовать, как Гeте пришeл к чему-то подобному, то встаeт такой факт, как его принадлежность к ложе. Другие почтенные веймарцы, за исключением, самое большее, Виланда, канцлера Мюллера и ещe пары других, были просто членами ложи, как ими часто бывают люди. Быть в Веймаре порядочным служащим означало: непременно по воскресеньям ходить в церковь, а также, хотя это уже было прямой противоположностью, состоять членом ложи. Такие обычаи были по крайней мере в том кругу. Но с Гeте все было по-другому, также по-другому было с Мюллером, Виландом и некоторыми другими; они действительно проделывали то омоложение, ибо в своих душах общались с ещe не рожденными детьми человеческими.
     Как древние египетские храмовые жрецы общались с человеческими душами после их смерти, так общались эти люди с душами до их воплощения. А такие души могут до своего рождения внести нечто из спиритуального мира в современный мир. Интеллектуалистически они ничего не вносят, но спиритуально они вносят то, что человек затем воспринимает своими чувствами и что вчленяется во всю его жизнь.
     Итак, можно сказать: сначала интеллектуализму, которому человечество должно было научиться в своeм историческом развитии, египтяне учились у умерших; в новое время спиритуальности выдающиеся индивидуальности учились в оккультных ложах от ещe не рожденных людей. Здесь примечательным образом одно соответствует другому. Исследуете произведения Гeте, обратите внимание на то, как вам подчас из них блистает нечто такое, что кажется проникновением в спиритуальную мудрость, и что Гeте был не в состоянии выразить в мыслеформах. Но он отпечатлел это в образах, а образ имеет много общего с каким-либо символом в ложе. Таким образом получал он это. И было много других, подобным же образом получавших кое-что.
     Но нерожденные люди могли сообщать только о том, что испытывают не в земном, а в духовном мире ... что лежит вне земного развития. Однако благодаря тому, что с помощью церемоний удерживались земные элементарные духи, можно было получать сообщения от элементарных земных духов о том, что им говорили нерожденные души. ... Исследуйте однажды, как изучал природу Гeте, как еe изучали некоторые другие его современники, такие, как, например, датчанин Стеффенс или Трокслер, Шуберт, которые много писали о снах, но лучшие побуждения получали от духов природы". Но временами случалось так, что нерожденные люди сообщали о тайнах не через элементарных духов Земли. Тогда (земные) люди "воспринимали силы духов природы во всю конституцию своей души, и тогда это проявлялось в стиле, каким писали такие люди". Сравните историю Ранке и Иоганна Мюллера (его "24 книги ко всеобщей истории"). Первый пишет строго по грамматическим правилам, чему порадовался бы любой школьный учитель. Второй же говорит как ангел. И так писали и некоторые другие в XVIII в. "... Элементарные природные силы через такого пишущего человека, через его стиль шли из космоса, из Универсума".
     "Итак, мы можем сказать: древние египтяне мумифицировали человеческие формы. Новое человечество с IV, V столетия по Р.Х. мумифицирует старые культы во всех областях, но этим оно дало побуждение к тому, чтобы внеземное могло жить в церемониях старых культов. От людей мало что жило в этих культах, но от внечеловеческих существ там жило многое.
     И ведь так обстоит дело и с церковным культом; и кто видит в вещах реальность, тот временами также и в церковном культе может совсем хорошо обойтись без личностей, что во плоти и крови стоят перед алтарeм, поскольку духовные существа присутствуют там, и совершенно вне зависимости от священников можно созерцать этих существ, живущих в церемонии". Таковы процессы, происходящие за кулисами мировой истории* . 216(5)

________________________________________
*Генрик Стеффенс(1773-1845),натурфилософ. Игн.П.В.Трокслер(1780-1866).Готфрид Х. фон Шуберт(1780-1860),натурфилософ. Леопольд фон Ранке(1795-1886), историк. Иоганн Мюллер(1725-1809), историк.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Карма профессий

646. "В профессиональной жизни выражена необходимость развивать отношения, имеющие космическое значение именно благодаря тому, что профессиональная жизнь до некоторой степени отделена от человеческих импульсов. — И некоторые могли бы сказать, что встаeт печальная перспектива относительно будущего. Человеку придется всe больше вживаться в однообразную работу. ... Но такой вывод был бы ложным. ... Подумайте о том, как в мире выравнивают полярные противоположности. Положительное и отрицательное электричество производят действие при их противоположении; они необходимы друг для друга. ... Нечто подобное лежит в основе того, о чем мы говорим. Это должно быть так, чтобы в профессиональной работе, отделeнной от человека, создать первые космические задатки для далеко идущего мирового развития. Ибо всe происходящее в мировом развитии находится в связи с духом. И в том, что мы в физической или в т.наз. гуманитарной работе создаeм внутри профессии, — в этом лежит исходный момент для воплощения духовных существ. В земном эоне это духовные существа элементарного рода... четвeртой ступени. Но они станут существами третьего рода, когда придeт развитие Юпитера и т.д. Наша работа, когда она совершается в объективном профессиональном процессе, отделяется от нас и становится внешней оболочкой элементарных существ, которые через эволюцию развиваются далее, но лишь при определeнных условиях ... Порождаемое вами в профессиональной жизни приобретает значение для развития Вулкана (Сатурн есть 4-я планета по отношению к Земле, а Земля есть 4-я планета по отношению к Вулкану), но для этого необходимо нечто другое, другой полюс".
     "Можно заметить, как в прошлом профессиональная жизнь была связана с жизнью эмоциональной и что существенное в развитии этой области состоит в том, что профессиональная жизнь переросла и всe более перерастает человеческую эмоциональную жизнь. Поэтому в профессиональную жизнь должен войти другой полюс. ... В прошлом 6 дней недели были посвящены профессии, а воскресенье тому, что необходимо для души. Было два полюса: профессиональная жизнь и жизнь религиозных представлений. ... До тех пор, пока то, что человек рождал как элементарную духовность в своей профессии... не отделялось от человека, до тех пор старых религиозных представлений в каком-то отношении хватало. Теперь их уже не хватает и менее того будет хватать в будущем. ... Другой полюс должен войти в человеческую эволюцию, и он состоит в том, что человек должен быть в состоянии образовывать себе конкретные представления о духовных мирах".
     "Человек должен будет думать, стоя у тисков: со сверканием искр рождаются элементарные духи, которые переходят в мировой процесс и в нeм имеют значение". 172(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru