BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





САМОДУХ

4а. "Взятие работы, совершенной на низшем плане, в способности существ более высокого плана есть эволюция".
     "В греческой пластике: инволюция цвета, эволюция формы. Дадим из пластики развиться живописи, тогда форму мы имеем в инволюции, цвет в эволюции. Что прежде было инволюцией, позже переходит в эволюцию.
     С XVI века начинается эпоха лично ментального и научного развития. Ей предшествует эпоха живописи и высокого ренессанса (с Чимабуе). В Микеланджело личный кама-Манас (рассудочное сознание) является в инволюции; зато цвет и пластика — в эволюции. Принцип кама-Манаса заявляет о себе, но не через себя; он в инволюции. С ходом развития кама-Манас (интеллигенция как субстанция и как интеллектуальность) должен развернуться в новом времени. Поэтому мы видим, как наука сменяет живопись. Люди словно бы сходят с картин и начинают говорить. Художник как бы предвидел будущее, но в форме и цвете. Люди нового времени переместились в науку, в ее инволюционное. Воскресший Микеланджело стал бы Галилеем. Поэтому, когда рассудок эволюционирует, мудрость инволюционирует — в поэзию. Поэзия становится хранительницей того, что исполнено мудрости. Поэтому завершение дается в виде посвященных не в теорию, а в поэзию (Гете).
     Итак, распознающий свою миссию в современности, должен инволюционирующую в ней мудрость переместить в мыслимую мудрость. Мы находимся в периоде смены инволюции и эволюции.
     Мы можем явление рассмотреть правильно лишь при условии, что обратим внимание не только на то, что эволюционирует; но также и на то, что инволюционирует. ...Что принадлежит этому миру, есть кама-рупа (астральное тело или тело вожделений), она есть данное. Кама-Манас является идеалом. Этот мир является идеалом для тех, кто идеалом рассматривает кама-рупу".
     Не от этого мира имеет человек свой идеал. И кто советует ему держаться лишь радостей этого мира, является искусителем, сатаной, противозаконным князем сего мира. Поэтому Христос, указывающий на подлинный идеал, должен полностью преодолеть искусителя. "В образной форме (в Евангелии) указывается, что преодоление последней эволюционной ступени совершается благодаря искушению. Существо, врабатывающееся из инволюции в эволюцию, постоянно ведет борьбу с уже эволюционирующим существом: рыцарь и дракон; Зигфрид и змей".Д.67/68, с. 37,24-25.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Общий очерк

114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности".
     Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную.
     На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования.
     "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека".
     Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась.
     Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания".
     Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца.
     Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе.
     Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека..
     Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

223. Разделение полов не сопровождалось возникновением их склонности одного к другому. Тогда на помощь были призваны существа с Венеры. "Благодаря им любовь в ее самой подчиненной форме, как тяготение полов, была напечатлена Земле. Эта любовь призвана к тому, чтобы постоянно все более облагораживаться и впоследствии принять высшие формы".
     С другой стороны, эти существа Венеры сделали плодотворным человеческий рассудок, направив в него сохраненную половину производительной силы. Благодаря этому монады (часть Манаса), образованные в течение трех предыдущих эонов, смогли погрузиться в орган рассудка. Но действие монад было сухим и холодным. И тогда влияние с Марса внесло в рассудок "некую высшую страстность". Существа, способствовавшие ее внесению, были люциферическими, отставшими на Луне ангелами. "Как посвященные они несли теперь астральные силы Марса в астральное тело человека и насадили в нем страсти, чтобы интеллект стал деятельным".
     "Ягве дал просто форму органа рассудка", существа Венеры пробудили в нем бесстрастные чувства. 262 (с.83-84)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

273. "Для индийского ученика был ясно воспринимаем на высшем Девахане человеческий образ, праобраз. На нижнем Девахане этот образ облекался в астральную оболочку, содержавшую в себе силы для развития любви. Любовь, Эрос называли Кама. Так Кама получила смысл для земного развития. Божественное Слово облекалось в Каму и через Каму ученику звучало пра-Слово. Одеянием любви была Кама, одеянием пра-Слова vac, которое лежит в основе латинского слова vox (голос). Человеческое "я" нисходило в одеянии любви и образовывало Кама-Манас. Внутреннейшей сущностью человека была Кама, в которую одевался Манас, — это было "я"".106 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

322. В сказании о первых семи римских царях отражено семичленное существо человека: от физ., эф. тел и т.д. до Атма. Так в основу государства было положено то же самое, что лежит в основе человека.93 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

323. "В именах семи (римских) царей вы можете найти отзвук семи принципов человека. Это идет так далеко, что пятый царь, этруск, приходит извне. Он представляет собой часть Манаса ...соединяющего три низших члена с тремя высшими. ...Республиканский Рим есть не что иное, как человеческая мудрость, сменившая древнюю жреческую мудрость".99 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

354. "Наша задача сегодня состоит в том, чтобы оккультное постичь в Манасе, в чистом элементе мысли. Постижение спиритуального в этом тонком дистилляте мозга составляет, собственно, миссию нашего времени. Сделать эти мысли столь сильными, чтобы они имели в себе нечто от оккультной силы, — такова поставленная нам задача".97 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Питрис

531a. «В лунном человеке сначала засветилось манасическое. Эта искра манасического предопределена к тому, что чтобы позже привести к развитию Буддхи и Атма. Лунные люди, ступившие на Землю в середине Лемурийской эпохи, когда их телесные дома были подготовлены к восприятию Манаса, были названы Питрис, отцами. Дело тут, в момент восприятия искры Манаса, зависит от того, как Питрис развивались прежде. Иной Питрис был настолько отставший, что в середине Лемурийской эпохи еще не достиг ступени, на которой мог соединиться с человеческим телом и с дианическим духом». Существуют 7 классов лунных Питрис, в зависимости от этапа развития, на котором они отстали. В Лемурийской эпохе лишь самые развитые из них могли воплотиться. Некоторые ждали до конца Атлантической эпохи. «Также и сейчас случаются инкарнации Питрис в очень низко стоящие племена». Даже в городах встречаются совсем детские, малоразвитые Питрис. Хотя и редко некоторые из них воплощаются в первый раз.
     Мы имеем на Земле:
     «1. Питрис... начавшие проходить человеческое развитие в середине Лемурийской эпохи: лунные Питрис.
     2. Полудианические Питрис, которые в середине Лемурийской эпохи были настолько развиты, что в короткое время воплотили в себя Божественное: солнечные Питрис.
     3. Существа, (уже тогда) бывшие дианическими. ...манасические Дианис, которые работают над тем, чтобы внести в человека искру Манаса... другие вносят в человека искру Буддхи...их называют еще Буддами... Это четвертый род Дианис, Дианис-Будды. ... искра, приносимая ими, должна быть сначала заронена в солнечных Питрис... которых называют Бодисаттвами.
     Лишь много позже искра Буддхи может низойти в лунных Питрис. Первым из лунных Питрис, исполненным Буддхи, был... Иисус Христос. ...
     Если искра Буддхи нисходит до кама-Манаса, то человек становится Учителем. Таковыми были Будда, Заратустра, Кришна, Моисей, Гермес и др. ... Если влияние Буддхи идет до самой кама, то некогда Принцип Христа низойдет в такое тело, которым владеет кама. Так было это с Иисусом, смогшим в 30 лет воспринять в себя Христа. Что касается развития Иисуса, то, поскольку кама была развита с самого начала, он смог взять на себя свою карму. У солнечных Питрис такого не случалось; они стояли ступенью выше камы. Лунные же Питрис начинали как просто существа-кама и потом начали на себя брать земную человеческую карму». Иисус был посвященным 3-й ступени, (Заратустра).Д.69/70, с.23-25


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

96a. Шестого января "...в Египте был праздник Озириса, праздник вновь обретенного Озириса. ...Тем же самым праздником является праздник трех волхвов (эпифания), только теперь он стал христианским. Мы находим его также в Ассирии, у армян, финикийцев. Повсюду имеется праздник, связанный с определенным родом всеобщего крещения, когда из воды происходит возрождение, второе рождение. И оно связано с вновь найденным Озирисом. ...
     Исчезнувший Озирис означает тот переход, имевший место между временем до середины и после середины Лемурийской эпохи. До ее середины не существовало человека, наделенного Манасом. В середине же Манас нисходит и оплодотворяет человека. В каждом человеке была сотворена могила для нисходящего на человечество Самодуха — для Озириса, которого миф изображает разорванным (Тифоном) на части. Он есть манасическое Божество, разделенное на части и живущее в людях. Гробницами Озириса назывались в тайном учении египтян человеческие тела. Манас остается неосвобожденным, пока его не освободит вновь явившаяся любовь".
     С нисхождением Манаса в середине Лемурийской коренной расы совпало вхождение в среду человечества принципа вожделения. Кровь человека, а также некоторых животных стала теплой. Принцип любви до того открывался извне как земная кама (т. е. как земное вожделение). "Кама является эгоистической любовью. Подателем любви, свободной от эгоизма, является Христос, которому надлежало явиться в теле Иисуса из Назарета.
     Но кто такие волхвы (маги)? Посвященные трех коренных рас, посвященные человечества до явления Существа Христа, посвященные свободной от эгоизма любви, вновь восставшего Озириса. Посвященные были одарены Манасом и таковыми являются волхвы". Они являются в одеждах разного цвета. В черной — африканец, представитель Лемурии, в желтой — индус, представитель Атлантиды, в белой — европеец, представитель послеатлантической, арийской коренной расы. Европеец приносит в дар золото — символ мудрости, интеллигенции. Посвященный 4-й коренной расы приносит нечто важное для атлантов. "Они имели более непосредственную связь с Божеством, которая выражалась в некоего рода суггессивном влиянии, универсальном гипнозе. Стояние в связи с Божеством поддерживалось принесением жертв. Должно было подниматься чувство, чтобы Бог мог все снова его оплодотворять: это находит свое символическое выражение в ладане, который, как всеобщий символ жертвы, имеет кое-что общее с интуицией.
     Мирра на эзотерическом языке означает умерщвление. Что означает умерщвление и новое рождение, как это имеет место в случае Озириса". Вспомним гетевское: "умри и будь". Мирра есть символ умерщвления низшей жизни и воскресения высшей.Д.60, с. 3-5.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Три Логоса

310. "Если представить себе космическую интеллигенцию как мир мыслей, доступных высшему Я (Манасу), то в тот же момент можно заметить силу пронизывающего Универсум тепла, как бы исходящего из творческого источника всякой жизни (Жизнедух, Буддхи); и через него можно получить предчувствие этого мира творческой силы, бывшей раньше нашей силой. Человек тогда в переживаниях переходит от Манаса к Буддхи и от Буддхи к Атма. Слово, которое возжигает в человеке Я, микрокосмос, является третьим Логосом.
     В результате пребывания в человеке силы высшего Я, Манаса, он (человек) распространяется по всему Универсуму как источник тепла, возжигающий жизнь. И так человек достигает второго воспламеняющего космическую жизнь Логоса, от которого человеческая душа воспринимает отражение в его творческой активности (Буддхи). Общий источник душ — первый Логос, непостижимое Божество, центр всякой манифестации. Во все времена оккультизм изображал эти три Логоса в следующих знаках (см. рис.).

     Объединены они в числе 7-7-7, в эзотерическом числе трех Логосов. Эзотерическое число этой лежащей в плане развития семеричности представляет собой результат перемножения этих трех цифр, а именно 343".
     В развитии имеет место 7 состояний сознания (планеты), 7 состояний жизни (рунды), 7 состояний формы (глобы). Таким образом, 343 состояния формы — это третий Логос; 49 состояний жизни — это второй Логос; 7 состояний сознания — это первый Логос. 94 (13, 14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Человек и Божественная Троица

615. "В середине продолжительного времени сна происходит переживание того, что можно назвать внутренним совместным пребыванием с Самодухом, или с духовными качествами, из которых будет состав­лен Самодух, — встреча с гением (Ангелом). ...удовлетворяющее душу чувство связи человека с духовным миром покоится на последующем действии этой встречи во время сна с гением". У живущих ближе к приро­де это происходит чаще.
     "Летом, когда Солнце развивает максимум тепла, человек больше предоставлен своему физ. телу, а вместе с тем и физической жизни окружения, чем зимой, когда он в некоторой степени должен бить­ся против внешних элементарных явлений, когда он больше зависит от себя самого. Его дух зимой более отделен от него — а также и от Земли, — он связан с духовным миром, со всем духовным окружением. Отсюда проистекает то удивительное ощущение, которое мы связываем с Рождественской Мистерией, с пра­здником Рождества. ...В этот праздник человек в действительности, как и вся Земля, отдан духу. Здесь он в определенной степени переживает царство, где близко от него стоит дух. Вследствие этого во вре­мя от Рождества до Нового года человек встречается астр. телом с Жизнедухом, как в первой встрече (каждую ночь) его Я встречается с Самодухом. И на этой встрече с Жизнедухом покоится бытие вблизи Христа Иисуса. Ибо через Жизнедух открывается Христос Иисус. Он открывается через существо из Иерар­хии Архангелов. Сам Он, конечно, бесконечно более высокое существо, но дело... в том, через кого Он открывается. ...И фактически дело обстоит так, что во время от Рождества до Пасхи условия особенно благоприятны для того, чтобы осознать встречу человека с Христом Иисусом".
     "Третья встреча такова, что в ней человек приближается к тому, что разовьется в очень далеком будущем, — к Духочеловеку, опосредованному существом из Иерархии Архаев. ...Это встреча с Прин­ципом Отца... с Отцом, как о Нем говорят религии. ... Ее переживают между 28 и 42 годами бессознательно; но в интимных глубинах души эта встреча с Принципом Отца полна значения. Она может воздействовать на последующую жизнь, если мы разовьем достаточно тонкие ощущения того, как в нашей жизни действует приходящее из нас самих последствие встречи с Принципом Отца".
     "Если мы подрастающего человека учим соединять сердечные чувства с красотой, величием мира, то мы подготавливаем его к правильной встрече с Принципом Отца. Ибо эта встреча означает многое значи­тельное для жизни между смертью и новым рождением... давая ему там силу и опору".175 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

643. "На Луне отстали люциферические существа семи родов; они действуют на человеческое астр. тело".124 (10)
     Отставшие на Луне существа; на Землю они ступили в латентном состоянии "... и лишь теперь могут развиваться дальше в индивидуальном Манасе" — люциферические существа. Д.67/68, с.34


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

220. "Что в "Царстве" является "Именем" — это человек обретает в отдельном Самодухе, или Манасе, благодаря тому, что образует особую часть Божества, особое имя для себя, которое у отдельного человека проходит через все инкарнации".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

232. Физически-минеральное в человеке имеет оккультное отношение к корню носа, эф.тело — к печени, астр.тело — к желудку, Манас — к сердцу и крови, Буддхи — к гортани, Атма — к тому, что наполняет всего человека как Акаша.93 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

248. "Мы называем преобразованное эф.тело, каким оно стало в первые атлантические вре­мена (благодаря вхождению в него Я; в астр.тело Я вошло в Лемурийскую эпоху), душой рассудочной, или ду­шой характера, а преобразованное физ.тело (что произошло в конце Атлантической эпохи через овладе­ние Я также и физ.телом) — душой сознательной. ... Тогда также и физ.тело открылось вовне, и чело­век впервые действительно познал внешний мир, и здесь же началось сознательное преобразование астр. тела; до того его преобразование протекало более или менее бессознательно. ...
     Представьте себе то целое, которое Я таким образом развивает, которое становится все больше и больше. Фактически происходит так — и это можно изобразить схематически, хотя это действительный процесс, — что новое образование, которое человек постоян­но развивает, возникает вокруг его астрального тела, и свя­зано с астр.телом, а затем в ходе развития оно преобразуется в человеческий Манас, или Самодух. ... В этом про­цессе мы находимся и поныне (см.рис. — Первые три оболочки разом­кнуты вхождением в них Я во времена, указанные выше, но с Манасом дело обстоит иначе). Мы всем обязаны тому, что Духи Формы сложили с себя свое Я и напечатлели его по каплям че­ловеку. А ранее, на ступени Солнца (при повторении), они нам даровали и астр.тело. Мы окружены Духами Формы как сущес­твами, у которых низшим членом теперь является Манас, Самодух.
     И если мы, т.обр., в нашем окружении хотим искать Духов Формы, их низший член, то мы найдем его в том, что развиваем сами как наш 5-й член (Манас). То, что мы развиваем как человеческую мудрость, бла­годаря чему мы становимся мудрее и мудрее, — это мы должны искать проявленным внешне, в нашем окру­жении, как низший член Духов Формы". 102 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Неделя

469. "Первая половина земного развития, от начала до середины Атлантической эпохи (1, 2, 3 и половина 4 расы) находится в эзотерической связи с Марсом, вторая половина (половина 4-й, 5, 6, 7 расы) — с Меркурием. Когда существа, прошедшие развитие на Луне, всплыли из тьмы пралайи (1-я рунда Земли), в человеке было в зачатке развито следующее: 1. физ.тело (с Сатурна), 2. эф. тело (с Солнца), 3. тело ощущений (с Луны). Согласно всему тому, предпосылки к чему образовала Луна в первой половине Земли (1, 2, 3 рунды) — без внешнего влияния — могла развиваться душа ощущающая, которая слита с телом ощущений. Т.обр., человек, благодаря тенденции, заложенной в прямой линии эволюционного раз­вития, был предрасположен к тому, чтобы застыть в своей сути, образованной по следующей схеме:

     И если человеку надлежало развиваться далее, то он нуждался в новом вкладе. На Земле, во время первой половины ее эволюции, должны были быть насаждены силы, которых не было на трех предшествующих мировых телах. Ведущие земное раз­витие Существа взяли эти силы во время первой половины эволюции Земли с Марса, а во время второй — с Меркурия.

Благодаря силам Мар­са, душа ощущающая испытала осве­жение. Она стала тем, что в моей "Теософии" названо "душой рассудочной". Благодаря силам, взятым с Меркурия, эта душа рассудочная бы­ла вновь так освежена, что не ос­тановилась в своей эволюции, а раскрылась Душе сознательной". Внутри же души сознательной был рожден Самодух (Манас). На Юпите­ре он станет в человеке господст­вующим принципом".
     "Человек не был на Марсе, но его душа рассу­дочная стоит в эзотерическом отношении к этой планете, с которой она получила свои силы. Пространственно это можно представить себе так, что Земля, до того, как стать физической (т.е. эфирно), прошла в 3-й рунде сквозь Марс, который тогда был эфирным. Схема­тически это можно представить следующим образом:

     То прохождение длилось еще и в "физическое" время Земли; когда же оно завершилось, ведущие существа взяли у Марса необходимую для души рассудочной кама-материю, и здесь,на Земле,она нашла свою физическую "повозку" в теплой крови(в крови Аресовых воинов).Земле было тогда напечатлено железо,которое есть составная часть крови.
     И Меркурий человек никогда не будет населять, но с середины Атлантического периода он находится в связи с кама-материей Меркурия (собственно с кама-Манас-материей),и ею ведущие Существа снабжают,как силами,человеческую душу сознательную. Физической повозкой этого меркуриального воздействия на Земле является ртуть.Когда Земля разовьется до пластического состояния,то пространственно пройдет сквозь Меркурий.Сама Земля тогда будет астральной, а Меркурий- эфирным."
     Схематически это выглядит так:

     Всю эволюцию Земли посвященные вложили в последовательность дней недели". Вулкан в ней отсутствует, поскольку в октаве повторяется первый тон. "В тайных школах учили еще одной закономерности относительно дней недели, которая не противоречит уже изложенной, но вполне соединима с ней. В ее основе лежит деление на 4 части, каждой из которых соответствует определенная планета. В целом в основе этого лежит последовательность планет, в которой они распо­ложены по отношению к Земле**, а именно:

     Таким образом получается:


*- Меркурий и Венера в астрологии переставлены местами

     ...в этом заложено отношение 4 к 7. Смысл его заключается в том, что на первую часть дня приходится основная часть планеты, к которой принадлежат его силы.

     Благодаря такой закономерности видно, как человек построен из макрокосмоса, а также видны многочисленные отношения к констелляциям тел макрокосмоса".
262 с.74-79
     (День следует делить на такие 4 части: 6 — 12 ч, 12 — 18, 18 — 24, 24 — 6. — Сост.)
** -  Имеется ввиду "парад планет", когда они выстраиваются в линию относительно Земли и астрологически находятся в аспекте соединения.Этим гипотетическим событием начинается и заканчивается "великий платонов год"(полный цикл развития цивилизации по Платону,продолжительностью 72000 лет=36000 лет*2),причем положение точки соединения сам Платон не указал, и позднее было принято 0 град.Овна. Идея восходит к ассирийской астрологической традиции, где великий год задавался большими соединениями в Раке и Козероге,а также работам Пифагора и Эмпедокла. Позднее, термин "платонов год" связали с прецессионным годом,периодом прецессии точки равноденствий,приблизительно 1 град. за 72 года, или 25920 лет; этой системой пользуется Р.Штайнер - Прим.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Пространство и время

545. Ребенок рождается из времени в пространство. "От Солнца пришло это Существо, Существо Христа.
     Мы смотрим теперь на Солнце и говорим себе: глядя на Солнце, мы должны видеть в солнечном све­те сокрытым от пространственного время. Во внутреннем Солнца находится время. И из этого, ткущего во внутреннем Солнца, из времени пришел Христос в пространство, на Землю. Что принес Христос на Землю? Христос принес на Землю то, что из внепространственного соединилось с Землей, что пришло извне. ... Из этого следует, что человек только тогда правильно смотрит на Солнце, когда, глядя на Солнце духовно, покидает пространство и считается только со временем. Солнце излучает не только свет, но само про­странство. И когда мы смотрим на Солнце, мы смотрим на него из пространства. Поэтому Солнце — исклю­чительная звезда; благодаря ей человек смотрит за пространство. Но из этого "за-пространства" пришел Христос к людям. Человек, до того как Христианство было через Христа основано на Земле, уже очень долго пребывал в Ex deo nascimur. Он сроднился с ним. Он полностью потерял время. Он целиком стал пространственным существом.
     Сознанием современной цивилизации мы с трудом понимаем древние предания, поскольку они повсюду считаются со временем, а не с пространством, считаются с пространственным только как с придатком временного.
     Затем пришел Христос и снова принес людям временное. И когда человеческое сердце, человеческая душа, человеческий дух соединяются с Христом, то они снова обретают поток времени от вечности до вечности. ... И если люди, выходя из пространства (умирая), не хотят также умирать и душой, то они должны умирать во Христе". Они должны к Рождественской мысли добавить Пасхальную мысль: Jn Сhristo morimur. "Земля содержит подкосмическое в физическом, космос имеет сверхфизическое в Самодуховности.
ЗемляКосмос
ФизическоеПодкосмическое
ЭфирноеЭфирное
АстральноеАстральное
СверхфизическоеСамодуховное

     Физическая наука говорит о движении Солнца. Она может это делать. Ибо внутри пространственного образа, который нас окружает как космос, мы можем видеть определенные явления, что Солнце находится в движении. Но это лишь вторгающееся в пространство отображение движения Солнца. А если говорит: о действительном Солнце, то это полная бессмыслица, что Солнце движется в пространстве. Ибо про­странство излучается Солнцем! Солнце излучает не только свет, но и пространство. И движение самого Солнца лишь внутри пространства является пространственным; вне пространства оно лишь временное. И то, каким здесь кажется Солнце, что оно спешит к созвездию Геркулеса, — это лишь отображение вре­менного развития солнечного существа.
     Да, своим интимным ученикам Христос сказал: взгляните на жизнь Земли — она родственна жизни космоса. Пока вы смотрите на Землю и окружающий космос, то это Отец оживляет Мироздание. Бог Отец — Бог пространства. Я же возвещаю вам, что Я пришел сюда от Солнца, от времени — от времени, к которому человек приобщается, когда умирает. Я принес вам Меня Самого из времени. Воспримите Меня, и вы вос­примите время и не подпадете пространству. Но для этого вам нужно найти переход от одной троичнос­ти: физическое, эфирное, астральное, — к другой троичности: эфирное, астральное и Самодуховность. Самодуховность столь же мало можно найти в земном, как физически-земное в космосе. Но Я принес вам от нее весть, ибо исшел от Солнца.
     Да, Солнцу присущ троякий аспект. Если человек живет внутри Солнца (после смерти) и смотрит с Солнца на Землю, то он видит физическое, эфирное, астральное. Если же он смотрит на то, что находится в самом Солнце, то вынужден ... постоянно видеть физическое. Если же он смотрит в противоположную сторону, то видит на другой стороне Самодуховность. Человек колеблется между физическим и Самодуховностью. Стабильным остается в середине эфирное и астральное. А когда человек смотрит в Мироздание, то земное исчезает полиостью. Остаются эфирное, астральное и Самодуховность. Это откроется вашему взору, когда вы придете в солнечное время между смертью и новым рождением. ... Но Христос принес весть, что когда пространство будет преодолено и человек познает Солнце как творца пространства, почувствует себя в Солнце, через Христа почувствует себя внесенным в живое Солнце, тогда физически-земное исчезнет и останется эфирное и астральное. Эфирное оживает и больше нет его как небесной синевы, оно предстает как светло-красное блистание космоса. И из этого светло-красного блистания звезды не являют себя (взгляду), но прикасаются к нам своим исполненным любви действием. И человек может почувствовать себя, если действительно войдет во все это, стоящим на Земле и сбрасывающим физическое; и тогда остается эфирное, которое пронизывает его, излучаясь вовне как лилово-красноватое; звезды — это не блистающие точки, а излучения любви, подобные человеческо­му поглаживанию с любовью.
     И когда человек это ощущает—Божественное в себе, божественный огонь, как сущность человека, пылающим из него самого, когда человек чувствует себя в эфирной Вселенной пореживающим явление ду­ха в астральном миро-излучении, тогда это выносит из человека наружу внутреннее переживание духовно-лучащегося, к чему человек призван во Вселенной.
     Когда те, кому Христос это возвестил, достаточно долго пронизывали себя такими мыслями, то они восприняли действие этих мыслей в огненных языках праздника Пятидесятницы. Здесь они ощутили умира­ние через отпадение, через истечение по каплям физического Земли, но здесь они также ощутили: это не смерть, но для физического Земли Самодуховность восходит в Универсум: Per spiritum sanctum reviviscimus".236 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

953. "Самодух образуется благодаря тому, что умершие станут советниками живущих на Земле". "Мы не можем ни чувствовать, ни волить без того, чтобы в наших чувствах и в воле не действовали умершие, связанные с нами кармически".182(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

997. "В состоянии между засыпанием и пробуждением человек встречает существо духовного мира; это существо духовного мира субстанционально того же рода, что и Самодух".
     "Когда человек спит, он пребывает в своем будущем, в следующей инкарнации. Но не следует думать, что дело здесь касается деталей, отдельностей следующей инкарнации, а только субстанциональных сил". 175(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1175. "Человеческий дух есть свой собственный особый род. И подобно тому, как человек, как физиче­ское существо известного рода, наследует свои свойства в пределах этого рода, так дух наследует свои свойства в пределах своего рода, т.е. в пределах себя самого. В жизни человеческий дух является повторением самого себя с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях. Таким образом, эта жизнь есть повторение других, и приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жиз­ни".9(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1338. Над нами распростерт огромный слой атмосферы, и он не раздавливает нас. Но дело здесь заклю­чается не в противодавлении находящегося в нас воздуха. "Человек настолько силен, что в сдавленные части так выдвигает астральное тело, что оно восстанавливает нарушенное равновесие... В этой области дух можно буквально потрогать руками".
     "Поскольку овладение Манасом входит в земную задачу человека, то он иначе, чем Атма и Буддхи, воз­действует на эф. тело. ... Он растягивает эф. тело. ... Результатом этого эластичного расширения эф. тела является то, что астр. тело также утончается и может расширяться. Его не выдавливают, оно может ос­таваться в расширяющемся эф. теле, ему дается больше места", возникает статическое чувство. С расшире­нием же эф.и астр. тел возможность расширяться дается и физ. телу. "Через действие Атма физ. тело стяги­вается, через действие Буддхи — получает равновесие, через действие Манаса физ. тело освобождается. В результате в отдельных местах его физические частицы начинают выступать (наружу). Это происходит в слуховых каналах, в ухе". И это действие производится изнутри. Астр. тело делается шире, приходит в отношение с внешним миром, устанавливает равновесие с ним, и человек правильно ориентируется в прос­транстве. Если же орган нездоров, то астр. тело не достигает равновесия, у нас кружится голова, мы па­даем.115 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

6. Троичный дух: Манас. Буддхи. Атма.

216. "Дух излучается в Я и живет в нем как в своей "оболочке", подобно тому, как Я живет в теле и душе как в своих "оболочках". Дух образует Я изнутри наружу, минеральный мир — извне вовнутрь. Этот образующий Я и живущий как Я дух пусть будет назван "Само-духом", т.к. он является нам как "я" или "Сам" (Самость) в человеке".9 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

217. "В 6-й эпохе мы скажем о своем Самодухе: я имею часть в том Существе, которое ведет меня и управляет мною, которое стало моим руководителем по милости высших Существ".
     "Когда в следующей, 6-й послеатлантической культурной эпохе придет к своему выражению Самодух, то мы не сможем считать его нашим Я, но мы скажем: да, наше Я развилось до определенной ступе­ни, так что в него может светить из высших миров наш Самодух в виде ангельского существа, которое будет пользоваться, обладать нашим Я, но это не будем мы сами ... и только на (будущем) Юпитере Самодух в нашем существе станет нашим Я".130 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

218. "Возвысьте свою мысль до постижения вечного, и вы будете жить в Манасе. Возвысьте свое чувство и ощущение до характера вечного, тогда вы будете жить в Буддхи".53 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

227. Человеческая воля находится "...на пути к тому, чтобы обрести силу, способную на "великую жерт­ву". Такова истинная природа развиваемой силы Атма: волевая природа, поскольку она является излияни­ем Божественного Существа. ... Представьте себе Космос, Универсум, как зеркало бесконечной мировой воли. Божественная мировая воля не заключена ни в одном отдельном существе, но многообразно отражается во всем. Отражение Божества, когда оно само пребывает в одной точке, а каждая точка, в которой оно отражает себя, оживлена "великой жертвой", — в христианском смысле называется "Царством"." Это выражение означает также то, что в человеке является Буддхи. Если вы рассматриваете Уни­версум в отношении творческого, продуктивного принципа, который исходит из первоначального. Божествен­ного, то это, прежде всего, является тем, что связано с Атма; его божественная жизненная искра есть Буддхи. Как "Царство", Буддхи является универсально-космическим. "Атма — это Воля Бога, Буд­дхи ... — Царство, Манас — Имя".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

228. "Мудрость есть отражение Манаса; красота, благочестие, доброта — отражение Буддхи; сила — отражение Атма.
     Вначале мы развиваем вокруг нас царство мудрости тем, что способствуем мудрости. Затем мы развива­ем царство красоты во всех областях. Затем видимым образом выступает мудрость и отражается в нас: Буддхи. Наконец, мы придаем всему бытию в физическом мудрость в отношении внутреннего и красоту в от­ношении внешнего. Если в нас есть сила все это проделать, то мы обретаем крепость: Атма, силу перенести все это в реальность. Так возводим мы в нас три царства: Манас, Буддхи, Атма".93-а (22)
     "Мудрость, красота, сила — они, собственно говоря, пребывают только в духовном мире, а здесь, внизу, имеется лишь их отражение. Произнося слова: мудрость, красота, сила, человек должен понимать, что он таким образом говорит о своем вероисповедании. Произнося слово "мудрость", он говорит: "Я верю в астральный мир". Произнося слово "красота", он говорит: "Я верю в существование Нижнего Девахана". Произнося слово "сила", он говорит: "Я верю в существование Высшего Девахана". Внизу отображением мудрости является истина, красоты — благочестие, силы — добродетель". Во всех Мистериях ученики строили свою работу на этом знании.265, с. 234


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

229. "Когда мы исследуем физ.тело человека, то мы находим в нем те же вещества и силы, что и вне его в физическом мире. Так же обстоит и с Духочеловеком. В нем пульсируют элементы внешнего духовного мира, в нем действуют силы остального духовного мира, Как в физической коже замыкается в себе сущест­во, которое живет и ощущает, также и в духовном мире духовная кожа, которая отделяет Духочеловека от общего духовного мира, делает его внутри этого мира самостоятельным духовным существом, живущим в самом себе и интуитивно воспринимающим духо-содержание мира. Эта "духовная кожа" пусть будет называть­ся духо-оболочкой (аурческой оболочкой). Нужно только твердо помнить, что эта "духов­ная кожа" по мере человеческого развития непрерывно вытягиваются, так что духовная индивидуальность человека (его аурическая оболочка) обладает способностью неограниченного роста.
     Внутри этой Духо-оболочки живет Духочеловек. Последний строится духовной жизненной силой в том же смысле, как физ.тело строится физической жизненной силой. Подобным же образом, как мы говорим об эф.теле, надо говорить об эфирном духе в применении к Духочеловеку. Этот эфирный дух пусть будет назван Жизнедухом. Т.обр. духовное существо человека расчленяется на три части: на Духо­человека, на Жизнедух и на Самодух.
     Духовное существо человека, как высшая — собственно духовная — часть ауры для "видящего" в духовных областях, является воспринимаемой действительностью. Он "видит" внутри духо-оболочки Духо­человека как Жизнедуха; и "он видит", как этот Жизнедух постоянно растет благодаря принятию духовной пищи из внешнего духовного мира. И далее он видит, как благодаря этому питанию постоянно расширяет­ся духо-оболочка, как Духочеловек становится все больше и больше. Поскольку это "возрастание" "видишь" пространственно, постольку, разумеется, это есть лишь образ действительности. Тем не менее в представлении этого образа человеческая душа обращена на соответствующую духовную действительность. В этом и заключается разница между духовным и физическим существом человека, что последнее имеет ограниченный размер, тогда как первое может расти безгранично. Ведь воспринимаемое из духовной пищи имеет цену вечного. Поэтому человеческая аура составляется из двух взаимно проникающих друг друга частей. Одной части дает окраску и форму физическое бытие человека, другой — духовное. Я делит их т.обр., что физическое в своем своеобразии отдает себя и строит тело, которое дает ожить в себе душе; а Я, в свою очередь, отдает себя и дает ожить в себе духу, который со своей стороны проникает в душу и намечает для нее цель в духовном мире. Благодаря телу душа замкнута в физическом; благодаря Духочеловеку у нее растут крылья для движения в духовном мире". 9 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1467."Что характерно для Самодуха? Он подходит к человеку и погружается в него. К Я человек стремится; он также стремится и к трем членам души; а Самодух сам погружается в человека. Однажды действительный Самодух погрузится в людей на Востоке... но для этого необходимо подготовление ... подготовление к восприниманию. И что другое, по сути говоря, делал русский народ кроме воспринимания? ... Сначала было воспринято византийское Христианство, которое низошло, подобно облаку и затем распростерлось вширь; при Петре I была воспринята западноевропейская культура. Русское тогда будет в своем истинном элементе, когда продвинется столь далеко, что поймет: то, чем обладает Западная Европа, должно быть воспринято, подобно тому, как германцы восприняли Христианство или в лице Гете восприняли греческое. Так должно продолжаться еще до определенного времени. Но поскольку против того, что должны воспринимать люди на Востоке, восстает их физ. тело, то и весь Восток восстает против того, что к нему должно прийти. А прийти должен Самодух. "Идущее же с Запада — не Самодух. Но через идущее оттуда души подготовляются к восприниманию. Поэтому как русский смотрит на других людей? — Как на "противостояших", как на тех, кто парит на крыльях своего сознания. Поэтому, если все другие люди для итальянца чужие, француза — варвары, британца — конкуренты, немца — противники, то для русского они — еретики. Поэтому до сего времени русские, по сути говоря, ведут только религиозные войны!" 157(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1469."У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". 186(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     683
. "Франциск Ассизский имел астр.тело, целиком переработанное Я; в нем не было ничего, что не стояло бы под контролем Я. ... это уже Манас". 100 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     26
. "Символически способность человека впадать в заблуждение выразилась в том, что в эпоху, когда люди были оставлены богами, возникает лабиринт, представляющий собой изображение извилин мозга как орудия собственных мыслей человека, в которых может заблуждаться носитель этих мыслей. Манас называли на Востоке человека как мыслящее существо, и Ману называется первый главный носитель мышления. Греческие народы называли Миносом того, кто первый развил принцип человеческой мысли, и с Миносом также связано сказание о лабиринте, т.к. люди чувствовали, что со времени его они постепенно переходили от божественного водительства к такому, при котором я иначе переживает влияние высшего мира, мира духа". 15(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     28
. В сказании о Прометее содержится история всей 5-й коренной расы. "Дух 5-ой расы может завоевать только безжизненную природу, пребывающие в камне, в минералах силы становления (например, каменный уголь). Манас 5-й коренной расы прикован к минеральным силам, как атлантическая раса была связана с жизненными силами (например, семян). Вся сила Прометея прикована к скале, к Земле. Потому и Петр-камень, на котором строит Христос". Орел действительно пожирает печень 5-ой коренной расы, представителем которой является ее пра-посвященный Прометей. Идет борьба желудка с печенью. "В каждом отдельном человеке в 5-ой коренной расе повторяется эта прометеева борьба-страдание".
     Сознание того, что человечество 5-ой расы стоит под знаком огня, выразилось в мифе о Прометее. Вся наша техника, промышленность, искусство связаны с огнем. "Прометей" означает "думающий наперед"; его брата зовут Эпиметей, что значит "думающий потом". Здесь выражены два рода человеческого мышления. Думающий потом — это тот, кто дает вещам мира воздействовать на себя, а затем думает о них. Это кама-Манас-мышление. Изобретатель же думает наперед. Это Манас-мышление. 93(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     41
. Древняя индийская культура соединяла оба пути (нижний и верхний) в духовный мир. Это было обу­словлено еще довольно высокой степенью ясновидения людей, способностью пользоваться эфирным мозгом, эф.телом, которые еще выделялись за границы физ.тела. Др.индус говорил себе: я иду вовне; с другой стороны, я иду вовнутрь, а прихожу к одному — к Единому. Но уже со 2-й культуры пути раздваиваются, духо­вный мир исчезает от взора людей. Древний перс шел вовне и говорил: я прихожу к Ормузду. Он шел внутрь себя и говорил: я прихожу к Митре. И эти пути уже не сливались для него в единство. Хотя он чувство­вал, что они должны соединиться. Поэтому он говорил о неведомом пра-Боге-Заруана-Акарана. Восходя вверх, посвященный Заратустры видел высшие сферы духа, Духа Солнца, трон, который окружен служителя­ми-вестниками — Амшаспандами. Они являются как бы управителями отдельных частей царства Аура Маздао. Им, в свою очередь, подчинены другие существа — Изет, или Изафат. Наконец, перс видел еще более низ­ко стоящих существ — фраваши. Они непосредственно окружают человека и являются мысле-существами. Об­ращаясь внутрь себя, древний перс наталкивался на эф.тело, более полно совпадающее с физ.телом, чем у древнего индуса. Он уже не мог пользоваться им, но — телом ощущений. Поэтому он не видел высшего единства. Он мог видеть лишь астрально. Но тело ощущений связано с душой ощущающей, которая тут же приходила в действие. Пользоваться же ею приходилось в том неразвитом состоянии, в котором она тогда находилась.
     "Поэтому древний перс ощущал: когда тело ощущений, уже выработанное, восходит к Аура Маздао, то при этом присутствует душа ощущающая, что опасно, ибо когда она открывает свои ощущения, те погружаются в те­ло ощущений. Душа ощущающая содержит в себе древнее люциферическое искушение, которое пришло не извне, к чему у люциферических духов нет способности, а изнутри. Таким путем они воздействуют на тело ощущений. Так воспринимал древний перс действие души ощущающей на тело ощущений, которое как бы пред­ставляло собой освещенное из внешнего мира отображение того, что с древних времен действовало в душе ощущающей. Это есть, если посмотреть изнутри, то, что называется действием Аримана, действием Мефис­тофеля. Поэтому перс чувствовал себя стоящим перед двумя силами. Если он смотрел на то, чего можно до­стичь, направляя взор вовне, то созерцал Мистерии Аура Маздао, если же взор направлялся вовнутрь, то с помощью тела ощущений, благодаря действию Люцифера в нем, человек оказывался перед врагом Аура Маздао, перед Ариманом". Если же человек шел вовнутрь с очищенной, развитой путем посвящения душой ощущающей, то приходил к исполненному света царству Люцифера. Его называли Бог Митра. Поэтому те Мистерии Персии, которые заботились о внутренней жизни, назывались Мистериями Митры.
     Также и в египто-халдейскую культуру было два пути в духовный мир, и было ощущение, что они должны сходиться в единство. Но это ощущение было еще более смутно, чем у персов. Последние в этом случае говорили о Заруана-Акарана как о существе высшего единства. Халдеи называли его Ану. То, что стояло близко к человеку, будучи тенью высшего, они называли Апасон. Сформированным из Жизнедуха следует мы­слить следующее существо — Тауф. Других существ они называли Моймис — существ, имеющих нижним членом Самодух. Такова была в их воззрении высшая троичность, стоящая над человеком. Они также понимали, что эта троичность открывается им в своих нижних членах, высшие же ее члены были сокрыты от них. Потомком Моймис, происходящим из сферы существ огня, самости, почитался Бел, тот Бог, который рассматривался как создатель мира и Бог народа.
     На пути к духу через внутренний мир халдеи встречали существо, позже называвшееся Адонисом. Путь этот был доступен (из-за его опасности) только посвященным. Переживания тех посвященных были подобны переживаниям современных посвященных. Посвященные халдеи должны были на своем пути встретить два пе­реживания. На внутреннем пути они должны были пережить встречу с Иштар, принадлежавшей к добрым лун­ным богам. Это существо стояло на Пороге, переступаемом на пути из душевного в духовный мир. С другой стороны, переступая порог мира внешних чувств, посвященный встречал другого стража — Меродах, или Мардук, которого можно сравнить с Архангелом Михаэлем. Через эти две встречи человек переживал то, что сим­волически ощущают и сегодня: ему подносилась сияющая чаша, что означает: человек научался первому употреблению цветов лотоса. У египтян все это происходило несколько иначе, но во многом подобно.
     В новое время возникла необходимость верхний и нижний пути посвящения соединить. Для этого нужен был соединительный элемент. Этот элемент пришел из Ура Халдейского. Там было взято откровение, при­шедшее извне, затем это пошло в Египет, восприняло идущее оттуда и соединило то и другое так, что впервые, предварительно в Существе Ягве выступил свет Христа, Который соединил оба пути. "Так в Ягве, или Иегове, выступает Божество, находимое на внутреннем пути, но видимое не благодаря самому себе, а будучи освещенным извне" светом Христа. 113 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     432
. "Особенности Самодуха состоят в том, что ему должны быть предпосланы три характерные черты человеческой души: братская совместная социальная жизнь, свобода мыслей и пневматология. ... Поэтому мы должны представить себе, что благодаря тому, что мы соединяемся братски в рабочие группы, невидимо над нашей работой парит то, что является дитем той силы, которая есть сила Самодуха, опека­емая существами высших Иерархий, дабы позже войти в наши души, когда они снова будут здесь в шестой культуре". 159 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     650а
. "Через шишковидную железу человек приходит в связь с божественным Я в мире". В связи с нею идет речь о тысячелепестковом лотосе.
     "Шишковидная железа — это орган ясновидения".
     "Если человек хочет проходить оккультное развитие, то его железы должны постепенно высохнуть — во всяком случае часть деятельности желез — и на более высокой ступени вызывать нечто новое". Благодаря этому эфирно образуется что-то вроде коры на дереве(где часть соков идет на ее образование). Поэтому германцы называли своих жрецов друидами (дуб). В них пульсировала часть вечности, защищенная благодаря иссяканию деятельности желез. Человеку надлежит гармонизировать переживания симпатий и антипатий, преодолеть "ликование до небес" и "печаль до смерти". 266-1, с. 139, 293, 292, 347


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     768
. Исключительный по зна­чению аспект науки посвящения, раскрытый Р.Штайнером в вышеприведенном отрывке, приобре­тает характер законченной па­норамы восхождения через ин­дивидуальное от чувственного к сверхчувственному, если его дополнить теми результатами, к которым Р.Штайнер приходит в IХ-й главе своей "Философии свободы". Данное там можно резюмировать в виде схемы, раскрыв при этом тот конкрет­ный духовнонаучный смысл, что стоит за философским языком изложенного в книге. Тогда со всей очевидностью обнару­живается, что восходящий из оболочек человека первонача­льный импульс к свободе воли проходит последовательно че­рез три души, осуществляя се­бя, наконец, в сфере Самодуха. На каждом уровне душевного возникают как идущее из ха­рактера побуждение к дейст­вию, к волению, так и поня­тийный по своей природе мотив, хотя облик того и друго­го в каждом душевном пласте меняется. Представленное на схеме показывает путь разви­тия души, идущий навстречу сверхчувственному познанию; сказанное в предыдущей выдер­жке показывает как оно осу­ществляется. При этом следу­ет еще отметить, что достига­емые человеком в сфере чис­тых понятий моральные интуи­ции — это не интуитивное по­знание в полном смысле этого слова. Но все это читатель может легко додумать сам, имея в руках необходимые для этого знания. — Составитель.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Работа над мышлением

     994а
. "Никто не может стать оккультистом, не умея совершать переход от наполненного чувственным к свободному от чувственного мышлению. Ибо это есть тот переход, на котором мы переживаем рождение "высшего Манаса" из "Кама-манаса". Этого перехода требовал Платон от желавших стать его учениками. Но оккультист, овладевший этим, должен овладеть кое-чем еще более высоким. Он должен найти переход от свободного от чувственного мышления в формах к бесформенному мышлению. Мысль о треугольнике, круге и т. п. еще обладает формой, хотя и не имеющей в себе ничего чувственного. Если мы ...перейдем к тому, что уже не имеет в себе формы, но содержит возможность порождать формы, мы поймем, что такое Арупа — Царство по сравнению с Рупа — Царством. И на самом нижнем, элементарном уровне в дифференциале нам предстает Арупа — Реальность. При дифференциальном исчислении мы всегда находимся там, где мир Арупы рождает мир Рупы. ... Следует лишь с полным сознанием интегрировать дифференциальное уравнение, чтобы почувствовать нечто от первоисточника сил, пребывающих на границе Арупы и Рупы".
     "...Гете искал бесформенное прарастение и стремился из него получить (другие, возможные) формы растений, подобно математику, получающему из уравнений особые формы, линии, поверхности". Д. 12, с. 9, 11


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru