Главная / Предметный указатель / /
ЕВАНГЕЛИЯ (в целом) |
429. "Импульсы наследования заложены в человека и образуют прямолинейную эволюцию от его рождения до его смерти. Они исходят от Отца, от Отца, пребывающего в основе всех вещей. Но импульсы Сына не входят в силы наследственности; их нужно воспринять в душу и душой переработать; они должны быть способны так расширить душу, чтобы она стала свободной от жизненных сил, от сил наследственности. Импульсы Сына входят в свободу человека... в свободу души, которая освобождается от сил наследственности. Это они позволяют человеку душевно родиться заново. Это они делают человека способным во время данной отцом жизни взять себя в руки. Так в древних Мистериях рассматривали человека-отца и человека, который является сыном отца, который есть брат Христа, который берет себя в руки... способен нести в себе новое царство... царство Духа".343, с. 105-106 "Представьте себе: вам рассказывается нечто о личности по имени Мюллер. При этом как наиболее существенное вам сообщают: а это сын старого Мюллера. Вы хотите поподробнее расспросить того, кто вам говорит о Мюллере, и он вам отвечает: да, старый Мюллер, он такой-то и такой-то. — И рассказав обо всех его свойствах, он добавляет: ну, а молодой Мюллер — это его сын. Так примерно было это со времен Мистерии Голгофы, когда говорили о Принципе Отца. Характеризуя природу, говорили: в ней живет божественный творческий Принцип Отца, а Христос — это Сын. — В существенном и сильнейшие реалисты (школы схоластики) не пришли к иной характеристике Христа, как к той, что Он является Сыном Отца. Это существенно". Затем пришла некая реакция на такое образование понятий. Евангелисты, протестанты, стали интересоваться Евангелиями, придавать значение Самому Христу. "Это лежит в основе течения Виклифа, Коммениуса: Христа представить самостоятельно, как завершенное Существо. Но времена духовного постижения миновали. Душами завладел номинализм, и в Евангелиях в Христе уже не находили Божественно-духовного. ... Христос стал простым человеком из Назарета". "Найти Христа означает переживание, а не простую констатацию. Найти Принцип Отца означает констатацию того, что, собственно, человек должен видеть в природе. Христа находят только тогда, когда переживают перерождение, новое рождение. Тогда Христос в этом новом рождении выступает как самостоятельное Существо, а не просто как Сын Отца. Ибо современный человек познает: если теперь остаться просто с Отцом, то невозможно чувствовать себя полностью человеком. Поэтому Отец послал Сына, чтобы Он завершил Его труд на Земле. — Чувствуете ли вы, как в завершении трудов Отца Христос становится самостоятельным Существом?" В истории догматики много споров ведется о том, возник ли Сын во времени от Отца, и как быть с Духом: исшел ли Дух с Сыном от Отца или от Сына? — и т.д. Постоянно ведется речь о генеалогии, происхождении. "Реалисты соединяли три божественные Личности в идее, для них идея была реальностью. Поэтому Бог для них был реальностью в познании". Для номиналистов Отец, Сын и Дух были лишь словами и потому оставались разъединенными. Идеал Антропософии составляет: не потерять вообще Божественное. — "И она его не теряет, ибо находит в Боге-Отце Божественно-духовное и в Боге-Сыне находит Божественно-духовное. ...Итак, когда Антропософия изучает природу, она дает заново подняться старому принципу Отца. Но когда она изучает историю, то она находит Христа. Так она познает двоякое. ...Она познает Христа, она познает Отца, и лишь затем она познает отношение между ними. Старая же мудрость об Отце исходила от Отца, а отношение познавала как первоначальное". 220 (11) Перейти на этот раздел
II. КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТАМ НОВОГО ЗАВЕТА 1. Смысл и значение Евангелий
67. "То, что переживал (древний) посвященный, он сначала переживал духовно, затем символически, затем это уже было в мире. Затем это исполнялось, исполнялось древнее (Ветхое): и это был Новый Завет". "Радостные вести, Евангелия, — это не мудрая речь Иисуса. Они являются рассказами о жизни Иисуса. Другие говорили о Нем и от Него. Если бы заговорили ученики Будды и Гермеса, то они бы сказали: мы это слышали, это Его святые слова, мы хотим донести их до вас. — Но когда ученики Иисуса выступили в мире, то основное значение они придавали тому, что Он был, что они были связаны с Ним, что они были Его товарищами. Они искали, как образовать традицию, предание, которое было бы устойчиво, разрасталось бы из поколения в поколение (и вещало): мы сами вместе с Ним слышали слово на святой горе, мы руки влагали в Его раны". В то время такое было совершенно новым.54 (11) Перейти на этот раздел
68. "Дело заключается в том, чтобы люди сначала обрели Евангелия". Ибо то понимание, с каким сделаны их переводы, показывает, что т. наз. христиане Евангелия не имеют.103 (4) Перейти на этот раздел
69. "В особенности в переводах евангельский текст, естественно, понять нельзя". Иное дело — его композиция. 292 (7) Перейти на этот раздел
3. Два мальчика Иисуса
380. "Прочтите книгу "Эссе Деус"* и другие подобные ей, тогда вам придется сказать себе: если серьезно читать Евангелия, то нельзя сказать, что в них речь идет о человеке. Это речь о Боге, о действительном, настоящем Боге. — Так этого рода люди теряют Иисуса... Христос есть Тот, о Ком говорят люди, но Он не жил на Земле. ...Духовная наука в состоянии понять, как Христос жил в Иисусе. И, по сути говоря, именно тот пункт в духовно-научном учении является наиважнейшим, в котором может быть выработано понимание того, как Христос окольным путем через двух Иисусов мог стать Существом. ...Это, естественно, сложно, и понять это непросто, но возможно". 164 (4) *- Вильям Бенджамен Смит, "Ecce Deus (Се Бог). Первохристианское учение чисто Божественного Христа". Иена, 1911 г.
Перейти на этот раздел
417. Из речи Рудольфа Штайнера при закладке первого Гетеанума 20 сентября 1913 года: "Должны были созреть человеческие души, чтобы понять то, что как прадревнее, макрокосмическое Евангелие должно звучать с Запада, как эхо, навстречу микрокосмическому Евангелию Востока. Если мы принесем понимание навстречу настоящему моменту, тогда в нас взойдет также понимание того, что к четырем Евангелиям должно быть добавлено пятое. Так пусть в сегодняшний вечер в добавление к микрокосмическим тайнам прозвучит слово, выражающее тайны Макрокосма. Как первое из пятого Евангелия здесь должен прозвучать макрокосмический противообраз микрокосмической молитвы, что некогда была возвещена с Востока на Запад. Так звучи снова, как знак понимания, макрокосмическая мировая молитва, содержащаяся в пятом, древнейшем Евангелии, связанном с Луной и Юпитером, как четыре Евангелия связаны с Землей:
АУМ, Амен. Господствуют злые (силы) (злы), Порождаясь обособляющимся эго; Другими задолженный долг самости Переживается в хлебе насущном, В котором не правит воля Небес, Ибо человек отпал от Вашего царства И забыл Ваши Имена, Вы, Отцы на небесах.
...Возьмем с собой макрокосмическое Отче наш, чувствуя, что этим начинается обретение нами понимания Евангелия Познания: Пятого Евангелия. ...Если мы станем учиться пониманию смысла этих слов, то мы будем искать восприятия тех семян, которые расцветут здесь, если земная эволюция не иссохнет, если она должна плодоносить и далее; и тогда Земля сможет через человеческую волю достичь поставленной в пра-начале цели".42/245 Перейти на этот раздел
72. "В развитии ребенка мы имеем 3 следующих один за другим периода: первый — когда он не умеет ни говорить, ни думать; второй — когда ребенок говорит, но не может думать; и третий — когда он учится содержание мышления в своей речи схватывать сознанием... Нечто подобное происходит и с человечеством в период с 1500 г. до нашего летоисчисления и по настоящее время". На первом этапе этого периода дано откровение на Синае, нашедшее свое выражение в 10 заповедях Моисея. "Второе откровение произошло через Мистерию Голгофы". Евангелия говорят об этом образно. "Теперь мы идем навстречу откровению, которое должно принести нам полное содержание, мысленное, духовное и душевное содержание Евангелий". Это также связано с новым откровением Христа. 130 (11) Перейти на этот раздел
73. "Евангелия явились в некотором смысле мудростью древних Мистерий, обращенной на Мистерию Голгофы". 198 (14) Перейти на этот раздел
74. В Библии, в Евангелиях мы должны слова брать буквально, но их буквальный смысл прежде нужно найти. 103 (6) Перейти на этот раздел
76. "Импульс, проходяший через царство Архангелов и Ангелов, есть Евангелие; оно есть нечто, соответствующее этим царствам, нечто исходящее от них и входящее в человечество". 139 (1) Перейти на этот раздел
77. "Смысл обращения к четырем Евангелиям состоит в том, что мы тогда получаем возможность рассматривать проблему Христа с четырех разных точек зрения. И мы нашли, что четыре Евангелия дают нам действительно четыре разные точки зрения и что в них как бы вписано положение: ты не должен с одного раза, с одной только стороны подходить к столь величественной проблеме; ты должен подойти к ней хотя бы с четырех сторон духовного горизонта. И ты можешь надеяться: если ты подступишь к этой проблеме с четырех сторон духовного горизонта, называемых нами именами четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — то она станет подходить к тебе все ближе и ближе. Она подойдет к тебе так, что тебе не придется считать себя исключенным из великой истины, без которой человеческая душа не может жить в своей глубине; но ты также никогда не скажешь, что лишь один, постигнутый тобой, образ истины есть вся полнота истины". 124 (1) Перейти на этот раздел
86a. "Подход Марка внутренний, поэтому он дает историю посвящения как таковую. У Матфея — проповедь, поэтому проповеди носят иудейский характер (форму). Лука дает Евангелие помогающей любви. Он особенно очеловечивает Иисуса...". "Демоны у Луки, у Марка выступают просто с плохими качествами человека, против которых борется Иисус. Марк — овнутрение —Лев Лука — очеловечивание — Телец Матфей — оцерковление — Человек". "Матфей описывает субъективно видящих — магов; Лука описывает объективно увиденное — Ангелов, пастухов". Д.16, с. 9-12 Перейти на этот раздел
410a. "Если соль отлагается, то, значит, она отдает окружающему миру духовно-эфирное содержание. Итак, соль, растворяющаяся в жидкости, в воде, становится... мудростью держащей. ...Когда же соль коагулируется, отлагается, то мудрость испаряется определенным образом в окружающем и соль становится духовно пустой. Это следует представлять себе более как процесс, а не как субстанцию, ибо этот процесс в высшем смысл совершается в человеческом организме. Когда вы мыслите, т.е. развиваете мысли, то вам удается это только благодаря тому, что в вас отлагается соль. Ее отлагается тем больше, чем гуще развитие мыслей. Яркий свет бросает эта истина на всю физиологию человеческого тела. Может быть, вообще говоря, что в таком развитии мудрости вы участвуете своим сознанием не субъективно. Если соль отлагается, например, во сне, в глубоком сне... то это означает наполнение мудростью; но мудростью на такой ступени познания следует назвать все то, что составляет духовный коррелят явлений роста. Когда вы, таким образом, взираете на растительный покров Земли и даете росту растений воздействовать на себя, то это означает, с точки зрения Существа Земли, постоянный процесс солеобразования в растениях и истечение мудрости. В то время, как физическое созерцание воспринимает процесс роста, духовное созерцание должно в нем видеть другой процесс: как некоторым образом освобождается духовное, бывшее прежде связанным в соли". "Вы — соль Земли". Процесс образования пепла при сгорании противоположен процессу коагуляции соли. Соль и зола рождают силы роста, т.е. действующий дух. 343, с.371-372 Перейти на этот раздел
1398. "Вера есть способность переступить через себя, излиться через то, что Я способно сделать для своего совершенствования". Христос учит не тому, как совершенствовать Я, но тому как Я должно переполняться, выходить за свои пределы. Давайте не только тем, кто вернет вам долг, этого не достаточно, но тем, кто вернуть не может. Высочайший христианский идеал: уста говорят из переполненного сердца. (Ев.от Матфея,12; 34). Сердце движется кровью, а кровь есть выражение Я. Это значит также: переполненное Я излучает из себя силу, и эта сила есть сила веры.114 (9) Перейти на этот раздел
1399. "Что должен делать верующий? Он должен нечто вызывать, производить. Он должен не просто пробуждать представления, знания; кто имеет веру, должен быть в состоянии нечто делать через эту веру. Загляните в Евангелия, и везде, где, открывая их, вы встречаете слово "вера", речь идет о деятельном представлении, о том, что человек должен чем-то обладать, с помощью чего он мог бы нечто совершить, исполнить. Это особенно важно".175 (10) Перейти на этот раздел
1421. "Моральное в человеке и то, что он приобретает для будущего через слово Духовной науки, — это станет человеком Юпитера. ... Окружающее нас в космосе — прейдет". "Земля и Небо прейдут, но Слово Мое не прейдет", — так буквально это выражено Христом.157 (13) Перейти на этот раздел
1521. Три ступени человеческого сознания: первая — обыкновенное, физическое сознание; вторая — когда мы переживаем образ смерти и Люцифера, или Христа в сцене искушения; третья — явление семи планетарных духов. Вторым сознанием можно пережить др. Луну; третьим сознанием — др. Солнце. 137 (9,10) Перейти на этот раздел
Как следует мыслить?
1625. "Что является просто содержанием Духовной науки — не есть, собственно, существенное, важное. Дело заключается в том образе, каким человек должен мыслить, чтобы признать Духовную науку". Есть два рода мышления. Один все расчленяет, дробит. Он задает тон в естествознании. Другой род мышления тяготеет к выработке ясно выраженных образов, насыщенных в своих контурах красками. Это мышление ведет в сверхчувственный мир. При первом роде мышления человек мыслит с ариманическими духами, и они проникают в его душу. Второй род мышления представлен в моих книгах, лекциях, в колоннах, капителях, в формах Гетеанума. Это метаморфизированное, гетевское мышление. С этим мышлением вы никогда не потеряете себя в различных духовных существах, которые хотят обрести на вас влияние. "Импульс Христа находится на прямой линии, формообразующей мышление". Расчленяющим мышлением не понять Евангелий. Пример тому — современная протестантская теология.187 (8) Перейти на этот раздел
Восприятие и мышление
1718. В Новом Завете рассказывается о познании магов и возвещении пастухов, в чем выражаются глубокие тайны человеческого познания и человеческой воли: "Внутреннее познание, выступающее у пастухов, все более и более вырастает вовне в дальнейшем развитии человечества и становится современным внешним восприятием. Это есть то, что мы сегодня называем восприятием опыта. А то, что у магов способствовало познанию оживленного звездного неба, — это втянулось вовнутрь, я бы сказал, в основном в мозг, и стало нашим математическим, нашим механическим миром. Одно скрестилось с другим. Что прежде, в дохристианские времена, было внутренним познанием, образным, наивным, инстинктивными имагинациями, — это стало нашим внешним познанием, чувственным восприятием; что было внешним познанием, где человек постигал звездный мир, — это втянулось вовнутрь и стало сухим геометрически-математически-механистическим миром, который мы теперь получаем изнутри".202 (15) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217630 не найден. Перейти на этот раздел
444. "В каждой своей части Евангелия говорят: Мужество!" В наше время человек должен иметь стремление с мужеством переживать Мистерию Голгофы. 175(11) Перейти на этот раздел
516. "Что в смысле земного развития людей по всей Земле необходимо для того мира, о котором говорится в Евангелиях? Людям необходимо стремиться ко всe более и более полному и всестороннему пониманию. ... К этому пониманию люди по всей земле должны стремиться, с одной стороны, честно, а с другой — сильно. Сегодня это можно делать лишь в смысле активной духовной жизни ... участвуя в импульсах бытия, прийти к действительному пониманию мира и человека". 186(12) Перейти на этот раздел
1626. "Обращение с темпераментами с музыкальной точки зрения и в связи с библейской историей:
Флегматики | Cангвиники | Холерики | Меланхолики | Фисгармония и фортепиано | Духовые инструменты | Ударные инструменты и барабаны | Смычковые инструменты | Гармония | Мелодия | Ритм | Контрапункт (что прорабатывается более интеллектуально) | Хоровое пение | Целый оркестр | Сольные инструменты | Сольное пение | Ев. от Матфея(многообразие) | Ев. от Луки(сердечность) | Ев. от Марка(сила) | Ев. от Иоанна(духовное углубление) | 295(2) Перейти на этот раздел
77. "Ев.от Марка написано для римлян, и оно направлено против того, что образовалось во внешней Римской Империи, в мировой империи. Оно написано против законодательного строя, против социального строя Римской Империи; это письменное возражение против Римской Империи. Те иудеи хорошо знали или, вернее, хорошо чувствовали, в чем было дело, когда они говорили: "Мы должны Его убить, иначе весь народ последует за Ним, а тогда придут римляне и отнимут и страну, и власть". Против иудаизма и против римства написаны Ев. от Матфея и Ев. от Марка. ... не против иудаизма по сути, естественно, а также и не против самой сути римства, но против всего, чем стали в то время иудаизм и римство внешне, как земные царства, противостав царству Небесному, или Царству Бога". 175 (10) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 401070 не найден. Перейти на этот раздел
171. "Бедные пастухи в поле восприняли, собственно, откровения Земли из своего тела, когда в сновидческом состоянии сознания восприняли происходящее как голоса Ангелов". Маги восприняли весть из небесной мудрости. "Когда современные естествоиспытатели занимаются своими сухими исследованиями в лабораториях, клиниках, то они имеют мало общего с пастухами, но это прямая метаморфоза мудрости пастухов. А наши математики по прямой линии являются наследниками магов с Востока. Внешнее стало внутренним, внутреннее — внешним". 203 (1) Перейти на этот раздел
Символ креста 61. "Как в каждом отдельном человеке рождается высшее Я, так в Палестине было рождено высшее Я всего человечества. Божественное Я, и оно было сохранено и развивалось далее в том, что таилось за знаком Розы и Креста". 112(1) Легенда рассказывает, что когда Христос был с кровоточащими ранами на кресте, то прилетели пчелы и из крови, как из красных роз, взяли мед. "Благодаря жертве кровь изменила свой химический состав, она стала чистой, как сок красной розы". 266-1, с. 466-467 Тау (Tau) по немецки означает "роса", на латинском — это ros (русское роса), а крест — crux. И roscrux (розовый крест, т.е. крест с розами) соединяет в себе знак Тао, крест и росу на растении. Таково происхождение слова Rosenkreuz. "В водах мудрости — Манас В кресте и розах — Буддхи В колесе жизни — Атма". 266-1, с. 224, 229 "Но древо жизни обратилось в знак, который сначала означает смерть, но таит в себе высшую жизнь, которую может обрести человек, если освоит, сделает своим крест с красными розами". 266-2, с. 175 Розы на кресте: круги — внизу, с их косвенным действием, — вверху. "Так видим мы семь роз небесного пространства, а в их середине сияет восьмая роза — тройное Солнце". Солнце-посредник, Христос. 266-3, с. 128, 140 Перейти на этот раздел
67. "Крест символизирует 4 элемента. Растительное, животное и человеческое царства построены четырьмя элементами. У креста стоят: Ям — вода, Яков; Ноур — огонь, что относится к самому Христу; Руах — воздух, символ Иоанна. Ябешах — земля, скалы, символ Петра". 93(12) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601060 не найден. Перейти на этот раздел
118. "Христианская йога состоит в полном вживании, в самопогружении в Евангелия, как если бы они представляли собой собственную душевную жизнь". Четыре вещи решительно необходимы для христианской йоги. 1. Простота, или беспристрастность как у ребенка, но со знанием. 2. Делать упражнения не для собственного удовлетворения, но поскольку этого требует путь. Все блаженство от религиозных упражнений должно молчать. 3. Ничего не приписывать своим способностям, но Божественной силе, которая действует через нас. 4. Покорность перед всем, что нас постигает. Прочь страх и заботы перед худшим и лучшим. Это может составить некоего рода подготовление, после чего могут следовать семь ступеней христианского посвящения. Семь ступеней христианского посвящения. 1. "Омовение ног". Всем, чем мы обладаем, мы обязаны окружающему миру и людям. 2. Отказавшись от внешних сил, мы обретаем внутренние силы. Мы тогда на "пути к Отцу". С пра-силами мы связаны внутренне. Следует научиться выносить боль. Это "Бичевание". 3. Переносить презрение. Все силы искать в высшем. "Терновый венец". 4. Тогда вся телесность становится чуждой, и душа парит над ней. "Распятие". 5. Все тело становится объективным, как кусок дерева. Это "Мистическая смерть на кресте". 6. Одинаковое отношение ко всему земному. Все охватить чувством: Земля — мое тело. "Положение во гроб". 7. Земля — тело человека. Здесь он получает земное сознание. "Воскресение". Описать эту степень в словах невозможно. 97 (1) Перейти на этот раздел
897. Первое переживание на пути в сверхчувственное. "Это физ.тело, как оно существует, каким оно мне является, — я не создал его сам... Если бы я его не имел, то Я, к которому я взираю как к моему великому идеалу, не было бы связано со мной". Отсюда возникает неприязнь по отношению к силам Вселенной, когда встает все грустное величие "того, чем мы стали благодаря всему характеру нашей связи с физ.телом. ... это действует подавляюще", мы чувствуем ненависть, горечь к силам Вселенной, что мы стали такими. Но, пройдя через воплощения, мы все же ответственны за то, чем стало наше физ.тело. И, преодолев горечь к силам Вселенной, мы чувствуем: "теперь я знаю, что я сам есть тот, кто выступает в измененном облике физ.тела. Это я сам! Я только не знал до сих пор подавляющей сущности моего физ.тела". Это наша встреча со Стражем Порога. И тогда нам предстает картина искушений: возведение Христа на гору и предложение Ему жизненных царств. Второе переживание. "Мы ощущаем выступившего перед нами искусителя, вырастающим в могучее существо, которое присутствует позади всех явлений мира. ... но мы учимся ценить его. Мы постигаем, что распростертый перед нами мир — будь он майя или что другое — имеет свое оправдание: он дал нам некое откровение... Выступает чувство: мы принадлежим духу, который живет во всех явлениях и с которым мы должны считаться. Мы не можем справиться с духом без самоотдачи духу. И здесь нас охватывает страх... через который должен пройти всякий познающий, через страх перед величием заполняющего Вселенную мирового духа! ... мы же ощущаем собственное бессилие, а также то, чем мы стали в течение ... мирового развития. ... Нас охватывает страх перед тем идеалом, подобия которому нам надлежит достичь, и перед необъятностью усилия, напряжения, которое должно нас привести к этому идеалу. ... Этот страх мы переживаем как вступление в борьбу с мировым духом!". Поборов страх, мы вступаем на путь к нашему идеалу. И нам, сопровождаемая чувством глубокого одиночества, является имагинация: образ Христа в Гефсиманском саду при Его переживании беспредельного страха, когда кровавый пот выступает на Его челе. И мы понимаем слова: "Бодрствуйте и молитесь, и живите в молитве, чтобы не подпасть искушению остановиться на пути, но непрестанно идите вперед!" На этом пути мы сначала переживаем то, что связано с нашей жизнью, а потом являются переживания Евангелий. (В иезуитизме же все наоборот — там сначала берут Евангелия.) 131 (2) Перейти на этот раздел
1075. "Все люди в отношении их процесса дыхания различны, поскольку каждый человек являет определенно обусловленную сторону Мироздания. Но что происходит в ритме дыхания — это для человека в современном состоянии Земли остается бессознательным; лишь в отдельных анормальных состояниях это осознается, но принимает различные формы душевного заболевания. Наше нормальное сознание протекает, как мы знаем, выше процесса дыхания. Имей мы для нашего процесса познания вместо мозгового процесса дыхательный процесс, то в своем процессе познания мы совсем иным образом стояли бы в Мироздании. ... О тайне дыхания знали религиозные предания... " и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт.2;7). ... Благодаря тому, что не процесс дыхания стал телесной основой нашего познания, мозговой процесс в отношении интеллекта во все времена до Мистерии Голгофы
иначе поставлен в мире, чем после Мистерии Голгофы. Я бы сказал: рядом с вратами, которые уже открывали нам понимание Мистерии Голгофы, ныне должны быть рассмотрены другие. Мы можем сказать: процесс познания человека, вся позиция человека в мире не таковы, как они мыслились до люциферического влияния, когда в основу процесса познания предполагалось положить дыхательный ритм. Поэтому у человека — мы рассматриваем это телесно, но телесное при этом имеет глубокое значение — до Мистерии Голгофы развивалось познание, связанное не с грудью и дыханием, а с более высокой частью его организма — с головой и чувствами". К человеку в ряду Иерархий ближе всего стоят Ангелы. "И можно прямо сказать: основным местожительством Ангелов до Мистерии Голгофы был человеческий интеллект. Люди этого не сознавали ... но следствием того, что Ангелы жили там,
было атавистическое имагинативное ясновидение, хотя и постоянно убывавшее по силе... И так было в жизни между рождением и смертью. ... После смерти Ангелы, вернее один Ангел, имевший отношение к одному человеку, оставался в его воспоминании, в ощущениях чувств; он жил в образах того, что чувственно окружало человека на Земле. Происходившее на Земле Ангелы, можно сказать, доносили до людей. Это было созерцающее знание". После Мистерии Голгофы все это изменилось. Теперь Ангелы живут (когда мы на Земле) в наших чувственных восприятиях. "В колебаниях звука, в излучениях света и цвета и других чувственных восприятиях живет существо Ангела. А когда человек восприятия чувств должен превращать в представления, то Ангел не проникает при этом в существо представления, и человек не знает, как пребывает рядом с ним существо Ангела. ... Зато в жизни между смертью и новым рождением человек
теперь развивает сильное сознание связи с существом Ангела: ибо тогда Ангел живет в его интеллекте... Возьмем еще раз человека до Мистерии Голгофы. В его интеллекте жили Ангелы, его специальный Ангел. Благодаря этому жизнь его чувств совершенно по-особому была доступна люциферическим властям. Вся сознательная жизнь человека вообще была в древние времена доступна люциферическим властям. После Мистерии Голгофы в наш интеллект... Ангелы не проникают. Поэтому во время от рождения до смерти в наш интеллект вступают ариманические силы... У них, прежде всего, есть стремление подавить в человеке сознание о его связи с духовным миром. Все склонности к материализму, развиваемые человеком в его познании, находятся в прямой связи с атаками ариманических сил на интеллект. ... Как сила Иеговы имела отношение к человеческому процессу дыхания, так сила Христа
и вообще вся Мистерия Голгофы имеет отношение ко всему описанному как к сверхсознательному процессу. ... Процесс дыхания для земного человека вытеснен из сознания; сознание земного человека погашено люциферическим влиянием. Зато ему дана возможность вживаться в сверхсознание ... в совместное бытие через чувства или интеллект с существами Ангелов. В некотором роде как противовес тому, что взято у человека — процесс познания дыхания, — ему должен быть дан процесс познания сверхсознания через импульс Мистерии Голгофы. Сильные религиозные натуры Востока в своих областях хотели до Мистерии Голгофы обрести сознание дыхания. Этому нельзя подражать сегодня, т.к. это ведет к болезни. Но все, что мы находим в древних восточных текстах о том, как делать дыхательные упражнения, исходит из этого стремления осветить сознанием процесс дыхания. Однако для определенных высоких вещей
сознание земного человека осуждено на бессилие, и если берутся за некоторые обычаи древних времен и подражают им, то такие люди не считаются с тем, что пронизание процесса дыхания познанием отобрано у человека Люцифером. И поэтому после Мистерии Голгофы человек должен все более и более овладевать сверхсознательным процессом связи с духовным миром. Если бы мы познавали дыша, если бы мы с дыханием получали процесс познания, то при каждом вдохе мы постоянно сознавали бы, что мы не только вдыхаем воздух, но также воспринимаем силу Ягве; а при каждом выдохе мы бы знали, что выдыхаем Ягве. Подобным же образом человек должен осознавать, что существа из Иерархии Ангелов некоторым образом ритмически нисходят и восходят от него, что духовный мир приливает и отливает. Это может быть сделано только в том случае, если импульс Мистерии Голгофы сможет все более и более действовать в среде людей ...
Через Люцифера произошло то, что я описал как затемнение дыхания. — Конечно, это мыслится образно, но необходимо объекты чувствовать освещенными представлениями, когда указывают правильно на образ. — Это означает: Ягве хотел жить в каждом дыхании (прочтите внимательно книгу Иова), проникающем в тело человека, социально и сознательно выходить из тела человека при каждом выдохе. Но Люцифер стал его врагом. И сознание, обусловленное силой Ягве, было выключено человеческим сознанием ... Ягве должен был (это трудное слово) "забыть" людей, когда они живут на Земле; ибо в сознание, которое они имеют, он не проникает. ... Через Мистерию Голгофы сознание вспыхивает вновь. И если в древние времена, до Мистерии Голгофы для человека звучало трагическое слово: и боги забыли человека, — то с мистерией Голгофы говорят: и боги хотят вновь вспомнить человечество.
... Они хотят в существо мозга, в человеческую жизнь представлений, связанную с системой нервов, проникнуть также и у земного человека. Небо хочет рассматривать Землю, и необходимое для этого окно ... пробито в тот момент, когда Существо Христа низошло в индивидуальность Иисуса при крещении на Иордане. И слова: "Се Сын мой возлюбленный ..." — указывают на то, что высшее вновь хочет видеть низшее, что высшее хочет входить и выходить в низшее не в процессе дыхания, но с мыслями и представлениями. Для этого время, протекшее после Мистерии Голгофы, было подготовлением, и мы стоим на повороте, когда должно прийти нечто более новое, чем то, что до сих пор было образом действия Мистерии Голгофы. И важно, что это мы вносим в наше сознание". 176(11) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 611121 не найден. Перейти на этот раздел
|