BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и иезуитизм

Ошибка! Фрагмент 219100 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300620 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1037. "Недавно в одной газете* можно было прочесть: "религия, представляющая собой фантастическое отражение в головах людей их отношений между собой и к природе, естественно, обречена на отмирание благодаря росту и победе научного, ясного, натуралистического понимания действительности, которое бу­дет развиваться параллельно построению нового общества". И вот, после того, что мы сегодня узнали о спящих душах современности, можно спросить себя: сколько людей прочло эту статью и при этом вздрогну­ло, как от укуса гадюки, поскольку страшнейший симптом выражен в этих строчках? Ведь не думают о том, что будет на Земле, если осуществится то, что заложено в этих словах: "Религия, представляющая собой фантастический рефлекс в головах людей..."
     "Названное в этой статье религией — это не какое-либо вероисповедание, не какое-либо спра­ведливо порицаемое религиозное исповедание, не только религия в узком смысле слова, нет, это вся нра­вственность. И если бы осуществилось изложенное в этих словах, то следствием этого было бы то, что человеческое общество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных, способное только более рафинированно думать. Если окажется невозможным пробудить силы, противодействующие тому, что теперь растет на Востоке и с огромной быстротой распространяется в Азию, то вся цивилизация обречена на гибель. И тогда те идеалы могли бы осуществиться. Я не считаю справедливым, когда в отношении подобных импульсов мировой истории там, либо здесь выступают люди и как идеал рассматривают многократно изгонявшуюся мистическую болтовню в узких кру­гах, которая вопреки моим намерениям продолжает корениться в антропософски ориентированной Духовной науке; когда хотят продолжать в этом духе, не принимают во внимание того, что требуют от нас большие интересы земного человечества. Мы должны иметь волю, будучи свободными от предрассудков, всматриваться в эти большие интересы человечества. Мы должны найти для себя удобным не просто теоретически, рассудо­чно или инстинктивно, но со всей серьeзностью разобраться в (нашем) конкретном основополагающем уче­нии, которое пытаются закрыть с помощью всевозможных европейских и американских исповеданий и которое захотят закрывать и далее.
     Ведь мы знаем, какая воинственная травля теперь развязана против антропософски ориентированной Духовной науки, как насвистывают изо всех углов". И достойно сожаления, когда поддаются иллюзии, будто в том или другом углу можно убеждением побороть враждебность. "Нам не подобает идти на компро­миссы и впадать в оппортунизм. Это мы должны каждое утро ставить перед взором как особое медитативное изречение". Мы не должны оправдываться в том, что хотим донести миру тайну Христа. А именно этого-то нам и не простят в определeнных углах, особенно там, где речь идeт о вероиcповеданиях". 197(4)

________________________________________
*Газета "Базлер Форвертс" от 2.VI.1920 г. Статья "Политика советского правительства в области рели­гии"; подписана: X.N.

     Перейти на этот раздел

  

1119. Человечество спит, но Рим бодрствует, бодрствуют иезуиты. Здесь не помогут средства внешней государственной власти, но только духовная борьба. "Иезуитов впускают повсюду, но повсюду нужно дать людям свободно получать столь же глубокое духовное воспитание, сколь глубоко воспитываются иезуиты, тогда иезуиты не страшны. Лишь если один защищен, а другой нет и даже терпит поражение, тогда иезуиты опасны. Иезуитизм можно впустить везде, если борьба, которую следует с ним вести, развивается столь же свободно и без предрассудков, как это имеет место с его стороны. Но в жизненных привычках современности мы далеко-далеко отстоим от этого". Но такова лишь одна сторона дела; другая — грубое естествознание. 184(15)

     Перейти на этот раздел

  

1122. "Поистине, это культурный парадокс, что духовно богатая книга о Гете — несмотря на все, что можно сказать против нее — написана иезуитом: патером Баумгартнером (Александр Баумгартнер. 1841-1910. "Гете. Его жизнь и творчество". Фрайбург, 1885-86). Эта книга перепахивает Гете вдоль и поперек. И это характерно, что все исходящее от иезуитизма враждебно по отношению к Гете. Но книга глубокая и духовно богатая". 181(21)

     Перейти на этот раздел

  

4. Импульс Христа и противоборствующие силы в социальных отношениях современности.

1208. "Если в собственно Христовом народе (русском) всякое откровение Христова импульса пребывает, я бы сказал, в облике сверхчувственного, не теснясь вниз, на физически-чувственный план (Соловьев хочет словно поднять мирское царство в царство Божественного...), то иезуитизм базируется как раз на низведении божественного царства в мирское, пропитывая души такими импульсами, чтобы в пределах физического плана деятельность божественного царства проявлялась точно так же, как законы этого физического мира. ... Отдельный иезуит служит Христу ... как служат светскому царю, как солдат своему генералиссимусу. Здесь, конечно, церковная организация — ибо дело имеешь с духовным — иного рода, чем в светском милитаризме, но в духовный распорядок тем не менее внесена строго военная дисциплина". (Далее в лекции приводятся упражнения иезуитов. — Сост.).
     "Иезуитизм является лишь самым последовательным, лучшим, чрезвычайно хорошо организованным выражением того, на что я указал как на второе течение, — импульса народа церкви. В существенном замечаешь, что импульс народа церкви заключается в низведении однократного, происшедшего в Иерусалиме откровения в мирское, светское царство. Все упражнения ориентированы на то, чтобы тот, кто производит упражнения, сам себя избирал солдатом, принадлежащим к знамени Христа, чтобы он чувствовал себя настоящим солдатом Христа. Таков смысл всего этого, открывшегося через откровение особого рода Игнатию Лойоле, который будучи солдатом совершал самое различное, затем, получив ранение, на больничной койке был так ведом (не хочу сказать какой силой) в своей медитации, что все, жившее в нем раньше как солдатский импульс, преобразилось в импульс Иисусова солдата. Это один из интереснейших исторических феноменов. ... Иезуитизм хочет преобразовать Импульс Христа в чисто светское господство, в определенном смысле хочет основать земное государство, которое в то же время было бы иезуитским государством и управлялось бы так, как можно управлять, сделав себя солдатом генералиссимуса Христа. Что могло бы быть противоположным этому?
     Противоположным было бы: не тянуть вниз то, что пребывает наверху, но все время стараться поднять в духовный мир находящееся внизу. В собственно Христовом народе это последнее живет заложенным от природы. ... В пределах собственно церковного народа существует нечто диаметрально противоположное иезуитизму, что во внешнее взаимоотношение господства и власти совершенно не хочет вводить непосредственно спиритуальное, но что хочет, чтобы Импульс Христа все время деятельно вступал бы в души и лишь в обход, через души действовал во внешнем мире... и это гетеанизм. ... Отсюда вечная вражда, которой клянется иезуитизм по отношению к гетеанизму и которой он все больше будет клясться. Они не могут быть вместе. Они хорошо осведомлены один о другом. Иезуитизм хорошо осведомлен о Гете: лучшую книгу о Гете написал иезуит, патер Баумгартен; разумеется, с иезуитской точки зрения. ... Все, что он видит у Гете, лишь закаляет противника Гете". 185(8)

     Перейти на этот раздел

  


     112
. "Церковь учит — и она запрещает учить чему-либо иному, —что Богу в Своей Сущности нечего делать с миром, и, в отношении субстанциональной идентичности, также нечего делать и с душой человека. Кто утверждает, что душа человека в каком-либо отношении несет в себе нечто от "божественного существа", является еретиком с точки зрения католической церкви, в иезуитском понимании.
     В этом утверждении выразилось внутреннейшее стремление церкви не позволить людям приблизиться к Божественному, отгородить людей от Божественного... Католической церкви милее ариманическое естествознание, чем антропософски ориентированное естествознание; ведь сегодня она уже не считает ариманическое естествознание еретическим, а антропософски ориентированное естествознание поносит как еретическое". 186 (12)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 402050 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     171
. "Пантеизмом было бы воззрение, что во всем, что распростерто в природе, что вообще простирается как мир явлений, живет Божественное, что до некоторой степени сама природа есть непосредственное откровение Божественного. ...Против этого воззрения я выступал постоянно". И вот со стороны иезуита Циммермана нас обвиняют в пантеизме. "По-другому пантеизм можно охарактеризовать так: пантеизм на хочет внешнюю природу отделять от Божественно-духовного, он хочет смешать одно с другим". 188(2)
     "Человек не может потерять Бога, а только свое представление о Боге. ... Всякое представление о Боге питается только Самим Богом и ни одно не способно Его объять. Люди, например, говорят о пантеизме и теизме, будто бы одно из них исключает другое. ... днем человек пантеист, ночью — скорее теист. Быть пантеистом, значит переживать Божество деятельным в мире. Теизм переживают как бы в ясновидческом мировом сне, как Божество, бодрствующее над миром". Д.110, с. 26

     Перейти на этот раздел

  


     284
. Что пишут сегодня иезуиты против Антропософии, довольно легко опровергнуть, и они сами знают, как это можно сделать. Для них важно не это. Для них "важно быть приверженцами определенного существа, которого я сегодня не хотел бы называть, хотя они своим предводителем называют Иисуса". Они борются не ради опровержения, но за то, чтобы быть приверженцами армии Иисуса. И они знают, что, переступив Порог, человек оказывается не при абстрактных категориях или логических опровержениях, а в воинстве того или иного существа. 199 (I)

     Перейти на этот раздел

  


     286а
. "Сегодня необходимо видеть две огромные противоположные силы. Мне бы не хотелось по каждому случаю упоминать иезуитизм, и к тому же в обычном смысле. Я упоминаю его здесь как представителя того, что старая духовность хочет распространить в современности в противовес тому, что несет современности новейшая культура. Это течение сулит искоренить новейшую культуру. И не думайте, что воля у этого движения мала. Там не сомневаются, что им удастся заполучить человечество и без средств новейшей культуры. Представители того движения видят в методах новейшей культуры черта и хотят его преодолеть с помощью методов старой культуры. Однако Ариман может быть не искоренен, а просветлен, очищен. Поэтому с современной культурой нужно считаться". Об этом знают враги Антропософии и движения за религиозное обновление. И они испытывают явный страх именно перед Общиной христиан, поскольку в ней заключена истина.
     "Также судьба Гетеанума оказывается связанной с тем, что это движение (община христиан) изошло из него". 345, с. 16-17

     Перейти на этот раздел

  


     287
. "Сегодня существуют совсем "милые" союзы, если даже они и не видимы на поверхности, между иезу­итизмом и радикальнейшими элементами. И в отношении духопознания самые радикальные коммунисты и иезу­иты абсолютно единодушны". 198 (5)

     Перейти на этот раздел

  


     279
. "Кто воюет подобно, напр., иезуитам, очень хорошо знают, знают лучше, чем многие привержен­цы Антропософии, что антропософски ориентированная Духовная наука является действительностью. Они уз­нали об этом уже в 1906, 1907 гг., и, зная об этом, с тех пор все сильнее и сильнее борются с Духовной наукой. И способ их борьбы, особенно рафинированный, большая часть антропософов совсем не чувствует, т.к. не желает вникать действительно внутренне в серьезность положения". 197 (7)

     Перейти на этот раздел

  


     280
. "С определенной стороны вражда к Антропософии началась после цикла лекций "От Иисуса ко Хрис­ту". " 224 (8)

     Перейти на этот раздел

  


     281
. Постановлением конгрегации в Риме от 18 июля 1919 г. католикам запрещено читать антропософскую литературу 196 (12)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru