BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ШТАЙНЕР Рудольф

Ошибка! Фрагмент 300640 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

3. Пролетариат и классовое сознание

689. "Я говорю о пролетариате не просто исходя из изучения, ибо сам я вышел из пролетарской среды и сам знаю, как живeт и думает пролетариат в разных областях". 185-а(2)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 307010 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

833. "Ранней весной 1914 года в одном маленьком кругу в Вене я сказал, что социальная жизнь Европы заражена раком и в ближайшее время всe может прийти к ужасному взрыву. В мае (!) того же года министр иностранных дел Германии заявил, что отношения с Англией и Россией развиваются в направлении длительного мира. Так говорил практик. Другой же, сказавший, что мы страдаем социальным раком, был мечтатель, фантаст, сумасшедший антропософ". Так судят люди в современном мире. 334(9)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 308560 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

873. Р.Штайнер о своeм преподавании в рабочей школе: "На моих занятиях присутствовали сотни рабочих, но среди них были четыре их вождя, сами по себе второстепенные, но посланные в школу первостепенными вождями. Эти последние нашли невозможным моe присутствие в рабочем движении. Я говорил им: вы хотите заниматься здесь чем-то таким, что годилось бы для будущего, и при этом вы не понимаете простейшего — свободы преподавания. Тогда взял слово один из вождей и сказал: свобода преподавания? Нет, мы знаем только разумное принуждение! И несмотря на то, что общее настроение было не в пользу четырeх вождей, моя деятельность, естественно, оказалась совершенно невозможной" 334(8)

     Перейти на этот раздел

  

1005. "Однажды мне прислали некий лексикон (каталог). ... В нeм были перечислены писатели, которые в какой-то степени являются носителями иудаизма, действуют в смысле развития в мире иудаизма, иудейства. Среди этих писателей приведeн и я, причeм на том основании, что я, якобы, имею много сходства — по мнению составителя лексикона — с Игнатием Лойолой, который именно в силу своего иудаизма основал иезуитизм. ... Среди приведeнных там людей, покровительствующих иудаизму, находится и Герман Бар, который является верхнеавстрийцем до мозга костей. Когда мне однажды был сделан подобный упрeк — а он не нов, — что я еврей, — то я предложил перефотографировать моe свидетельство о крещении. То же самое должен был сделать и Герман Бар. ... И ему историк литературы ответил: н-да, но, может быть, ваш дед был еврей... Не помогла там и вся родословная Бара. ... Историк сказал: Если Герман Бар предоставит мне свидетельство о рождении 12 своих поколений, откуда будет следовать, что в нeм нет ни единой капли иудейской крови ни с какой стороны, тогда я буду вынужден поверить в реинкарнацию". 177(3)

     Перейти на этот раздел

  

1006. Один профессор сказал Р.Штайнеру в Веймаре: "Ах, в сравнении с тем, что вы написали о Гeте, всe, что мы в какой-либо связи могли сказать о нем, бледнеет как незначительное". В дальнейшем этот профессор был подписчиком издававшегося Р.Штайнером "Литературного журнала". Но когда Штайнер высказался на страницах этого журнала в поддержку речи Эмиля Золя на процессе Дрейфуса, то получил от профессора открытку, где было написано: "Сим навсегда отказываюсь от подписки на "Литературный журнал", ибо не желаю терпеть в моей библиотеке орган, выступающий за предателя родины, еврейского наeмника Эмиля Золя". 39 с.20

     Перейти на этот раздел

  

1007. В письме к Паулине Шпехт от З.VIII.1892 г. Р.Штайнер пишет о нападках на него в литературе. В одной написанной специально о нeм брошюре автор пишет: "г-н Штайнер не знает азбуки мировой истории", — и далее со всей серьeзностью спрашивает, а не является ли Р.Штайнер приверженцем ортодоксального иудаизма?" Социал-демократы же пишут: "г-н Штайнер проповедует лишь общую мораль, а именно классовую мораль большого капитализма...", о безграничных разбойничьих инстинктах которого "он, естественно, не знает". 39 с.125-126

     Перейти на этот раздел

  


     231
. "Я два раза пытался делать общие выводы. В первый раз я хотел показать в своей "Философии Свободы", что из этой видимости, которая существует только в мышлении, может родиться освобождаю­щий импульс, если только человек будет ее рассматривать такой, какова она есть. В самом деле, если субъективный опыт — только видимость, то мы никогда не сможет стать свободными. Принуждать может только реальность, а не видимость.
     Вторая попытка имела место на философском конгрессе в Болонье. Я делал там психологический ана­лиз вещи в себе, чтобы показать, что ощущения и мысли являются тоже объектом внешнего опыта и что мышление, приложенное к современным взглядам, может очень хорошо это констатировать".

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 602710 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     273
. Многие являются врагами Антропософии лишь потому, что следуют за другими. Но чего хотят ее со­знательные враги? "Если мне говорить о себе, то они хотят, чтобы я так много занимался защитой от вра­гов, что больше не мог бы проводить антропософских исследований? Ибо для этого нужен определенный по­кой, внутренняя деятельность души, не отвлекающейся на защиту от глупой по большей части враждебности. На почве одной только теологии пишется сколько враждебного, что это вряд ли можно хотя бы прочитать.
     Особенно врагам хотелось бы затевать с нами процессы, ибо они знают: к этому нужно приложиться всем строем души, перенести в эту область все настроение, что разрушит антропософскую деятельность. "Да, враги знают, чего хотят, они хорошо организованы". 257 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     275
. "До 1914 г. враги Антропософии не имели аудитории, хотя и публиковали кое-что малоквалифици­рованное, вроде сочинений Макса Зайлинга (он вышел из Антропософского Общества, когда ему отказали в опубликовании его книги в философско-антропософском издательстве). Возведение Гетеанума сделало возможным для врагов выступить и найти аудиторию. Мы должны предвидеть, что выступление Антропософии с большой открытостью приводит враждебные силы к активизации. В каждой ситуации эти силы хорошо зна­ют, что они делают. Они не страшатся никакой лжи и знают, как сделать ложь особенно действенной. И если кто-то скажет, что их поделки слишком грубо сколочены и потому в них никто не поверит, тот лишь покажет этим, что он спит в современной европейской цивилизации. Приведу вам одно из новых свиде­тельств, чтобы, так сказать, удержать вас "при дневном свете". На английском языке появилась брошюра "Тайная машинерия революции" (Лондон, 1923; подписана инициалами Г.Г.), на стр.13 там сказано следую­щее: "В этой точке моего изложения я должен вкратце рассказать о существовании отростка Теософского Общества, известного как Антропософское Общество. Оно образовалось в результате раскола в рядах теософистов, возникшего благодаря одному человеку иудейского происхождения, связанного с современной ве­твью карбонариев. С ее помощью и в союзе с другими теософистами он выдвинул на сцену некие особые ко­ммерческие мероприятия не без связи с коммунистической пропагандой, что почти буквально напоминает то, что организовал граф Сен-Жермен через свои красильни и через другие коммерческие мероприятия для подобной же цели. Эти удивительно деловые группы связаны с ирландско-республиканским движением, с не­мецкими группами, о которых уже говорилось (говорилось об организации "Консул"), и с другой таинстве­нной группой, известной как "Клартэ", которая основана еврейскими интеллектуалами во Франции года че­тыре тому назад и имеет среди своих членов много известных политиков, ученых, профессоров, писателей во Франции, Германии и Англии. Это тайное общество. Но представление о его действительных намерениях можно получить из того факта, что они покровительствуют "Лиге старых борцов", цель которой — подрыв дисциплины в армиях союзных держав. Хотя по названию это общество правого направления, оно стоит в прямой связи с членами советского правительства в России. В Британии они тесно связаны с некоторыми членами общества Фабиана и с Союзом демократического контроля, который ставит себе задачу бороться с тайной дипломатией". 258 (7)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 602760 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 602850 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 602872 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 604020 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 604490 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     450
. Из письма к А.Р. Минцловой в Россию, 16.ХI.1908 г.:
     "Бдящие над спиритуальным движением Силы указывают на другое время (для поездки Р.Штайнера в Россию), чем то, когда у Вас должна начать осуществляться теософская миссия". 264 с.125

     Перейти на этот раздел

  


     465
. "Обязательства ученика Эзотерической Школы Теософии (нач. XX века).
     Я даю ручательство, что буду стремиться делать теософию во мне живой силой и укреплять теософское движение в мире.
     Я даю ручательство неустанно сохранять строгость по отношению к моей низшей природе, не позволять себе ложных и неправильных высказываний и по-доброму обращаться со слабостями других.
     Я даю ручательство делать все, что в моих силах, дабы путем изучения и другими способами двигать себя вперед и учить других.
     В том я даю слово моей чести, призывая в свидетели мое высшее Я".
     Первые данные Р. Штайнером в I904 г. правила для ученика Эзотерической Школы Теософии (сокр. перев.)
     1) Каждое утро сразу после пробуждения ... совершать медитацию. Медитация дается Арх-Варденом (руководителем).
     2) Вечером перед сном размышлять над изречением, данным Арх-Варденом; затем короткий просмотр дня в обратном порядке.
     3) Четверть часа (или полчаса) каждый день посвящать чтению книги, указанной руководителем Школы.
     4) Каждые 14 дней вкратце сообщать Арх-Вардену о выполнении упражнений или объяснять причину их не­выполнения.
     5) Вести дневник и в нем отмечать ежедневно проделываемые упражнения.
     6) Исключить употребление алкоголя, ибо он оказывает вредное действие на мозг и на те органы, которые ведут к спиритуальному познанию. Исключение составляют лишь медицинские цели.
     7) Употребление мяса не запрещается, но следует знать, что оно затрудняет борьбу с низшей природой человека. Все перемены в диете делать с максимальным вниманием.
     Обещание
    
Я даю слово чести, что со всем вниманием прочел правила Ордена* и буду стараться точно следовать им; я также обещаю никому из тех, кто не принадлежит к Школе, не показывать каких-либо бумаг или книг. полученных мною и имеющих подпись: "доверительно выдано Главой Э.Ш.Т.".
     Возраст:
     Религия:
     Имя:
     Адрес: " с.138-140.
     Из правил Э.Ш.Т.: "Каждый ученик должен в определенно установленное (им самим) время, сообразуясь со своим здоровьем и семейными обязательствами, вставать и после умывания, но прежде, чем он что-либо успеет съесть, исполнять медитацию". с. 142
     Когда Е.П.Блаватская писала свою "Тайную Доктрину", то под влиянием западных оккультных братств, всячески противившихся тому, что несла с собой Блаватская, книга получила "восточное одеяние". Они помешали Блаватской вести свою работу в смысле христианской эзотерики. "Здесь, на Западе, находятся на­роды, которым надлежит образовать зародыш будущих рас. Такой, фактически, ответ должен быть дан на все то, что как голоса Майстеров с Востока некоторое время тому назад стало известно на Западе. Наши западные Майстеры также говорили, хотя и с меньшим шумом. И то, что они говорили, мы хотим это впи­сать глубоко в наши сердца. Они призвали нас к сотрудничеству в работе ради будущего развития челове­чества и к стойкости и выдержке во всех битвах, которые нам еще предстоят, к твердости в удержании живой святой традиции, которой мы владеем.
     Этот призыв должен постоянно звучать в нашей душе. Но не следует думать, что существует какая-либо дисгармония между Майстерами с Востока и Майстерами с Запада. Майстеры всегда живут в гармонии. Но тем не менее в последнее время произошли решающие (коренные) изменения в отношении эзотерических Школ Востока и Запада. До самого последнего времени (обе) Школы объединялись в большой круг под об­щим водительством Майстера. Но теперь западная Школа сделана самостоятельной..." (из лекции от 1.VI.1907 г.) с.328-329
     "Следовать путем восточного эзотерического обучения для Запада означает идти к закату".
     "Отмирающие расы на Востоке еще нуждаются в восточном обучении. Западная (эзотерическая) Школа предназначена для будущих рас".
     Эзотерические Школы Востока и Запада стоят в равновесии одна возле другой. "Каждая имеет двух Майстеров: Махатма м(ория) и Махатма К(утхуми); Майстер Иисус из Назарета и Майстер Христиан Розенкрейц**. 264 с. 332-333

___________________________
*Школа состояла из "Ордена испытаний" и ряда последующих ступеней.
** В течение дальнейшей жизни Р.Штайнера в водительстве западной эзотерической Школой произошли еще некоторые изменения, обусловленные развитием Антропософии и продвижением самого Р.Штайнера по ступе­ням посвящения. Уже в конце жизни им было сказано, что у врат нового Посвящения стоят Христиан Розенкрейц и Рудольф Штайнер. (Прим.перев.)

     Перейти на этот раздел

  


     499а
. "В антропософском Движении мы нуждаемся в людях, которые то, чего они хотят, способны также и осуществить... преуспевание нашего АО зависит от тех, кто может осуществлять желаемое". с. 223
     "Первопричина заболевания мисс Марион (от которого она умерла в 1924 году) возникла в ту ночь, когда горел Гетеанум. ... Это кармические взамосвязи". с. 225
     Управление антропософским Движением (которое Рудольф Штайнер взял на себя после Рождественского Собрания) означает, что "все, происходящее в связи со мною, я сам должен быть в состоянии внести в духовный мир". На мне лежит "ответственность за исполнение не только того, что происходит здесь, на физическом плане, но и за то, что восходит в духовные миры". Также и вы "перед духовным миром ответственны за антропософское Движение. ...
     Большие трудности вырастают на пути у того, кто перед духовным миром взял на себя ответственность за какое-либо дело... и примешал к нему что-то из личных претензий (амбиций, личных намерений, личностных качеств)! Следствием этого будет жуткий ответный удар, приходящий со стороны духовного мира... (независимо от того, признает человек присутствие личностных амбиций в том, что он делает, или нет)". с. 226, 227

     Из писем к Эдит Марион
     (01.08.1923): "... в Обществе дела идут просто ужасно. Изо всех углов вылазит невозможное".
     (07.08. 1923, из Англии): "На лекции приходит крайне мало мужчин, в основном женщины. Такое впечатление, что мужчины отошли от цивилизации". с. 131
     "Духовная атмосфера здесь (Пенмэнмавр, Англия) такова, что с помощью мышления имагинации легко врисовались в эфир, словно рисуешь их карандашом по воздуху". с. 148
     (30.09.1923): "Все идет хорошо за одним очень важным исключением — наши венские члены тоже спят. с. 163
     "... нужны способные люди, которые были бы осмотрительны и действительно бы чувствовали, что общие дела являются их собственными". Но таких очень мало. с. 72
     "... также и штутгартские господа теряют всякую связь с антропософским движением. Они сидят на своих стульях, играют в правление, а люди не хотят ничего знать о них".
     "Я позвонил Ули, чтобы он прочитал доклад молодежи, а те сказали, что не хотят его слушать. Работы много, а помогать некому. Учителя старших классов потеряли всякий контакт с учениками. ... Люди любят рутину, хотят действовать по старинке; они желают быть тяжелой массой, а не воспламеняющим элементом. По сути они все-таки инертны". с. 102, 103
     (30.01.1923): "Все идет с большим трудом, люди не хотят, люди не хотят сопутствовать делу".
     (06.02.1923): "Люди не движутся вперед".
     Из Штутгарта (27.02.1923): "Здесь невозможно понять, куда идет дело".
     (25.03.1923): "Обществу (в Штутгарте) я хотел бы лишь сказать, что более всего мне хотелось бы не иметь с ним больше никакого дела. Все, что делает его правление, мне противно".
     (11.05.1923): АО продолжает здесь спать; его даже не пытаются разбудить". с. 115-117, 121, 126
     (28.04.1923): "Теперь я в Праге. Вчера был открытый доклад в "Урании". Все идет очень хорошо. Люди были настолько заинтересованы, что мне пришлось после одного прочесть еще небольшой доклад о Вальдорфской школе". 263/1, с. 120

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 605000 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606431 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 607250 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 609960 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 610551 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 604540 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     455
. "Самим характером кармической связи в мировых взаимоотношениях Англии с Индией была создана возможность фальсификации тех возвышенных сил, которые стоят за возникновением теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме: силы, стремящиеся к осуществлению их частных интересов, при­нимают облик тех, которые дали основной, первичный импульс. ... Начиная с определенного момента су­ществования теософского движения стала прекращаться возможность спокойно принимать все то, что было заложено в этом движении, карма распорядилась так, что эта возможность стала сходить на нет. И по­этому когда к нам был направлен призыв соединиться с этим теософским движением, то ничего другого не могло быть сделано, кроме попытки вернуться к первоисточникам, тем источникам, которые в противопо­ложность социально-частным мы можем назвать общечеловеческими. ... Рассмотрите нашу Духовную науку, и кроме лишь того, что надо же писать на каком-то языке, вы не найдете в ней ничего немецкого, ниче­го такого, что как-то было бы связано с традициями Средней Европы. ... Это и было основным заданием Средней Европы: освободить духовное стремление от специфических свойств, которые оно получило на европейском Западе". 158 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     457
. "Я никогда не искал какого-либо контакта с Теософским Обществом; как бы это ни звучало, я должен сказать, что это оно искало контакта со мной". Они заметили мою книгу "Мистика" и заявили, что в ней правильно изложено то, что им надлежит проработать (Б.Китли, Дж.Лейд). "К тому времени я вообще еще не прочел ни одной книги Теософского Общества, а позже читал их — всегда с маленьким ужасом — более или менее... по долгу службы". 185 (6)

     Перейти на этот раздел

  


     459
. Это был лишь жест, когда я согласился стать генеральным секретарем немецкой секции Теософс­кого Общества. В том положении я читал цикл лекций*, на котором присутствовало лишь 2-3 теософа, а в остальном там были те же люди, которые слушали цикл лекций "От Будды ко Христу", называвшие себя "грядущие".** "И те имена сохранились. Это связано с определенными законами. "Антропософия" осталась от Роберта Циммермана.*** "Грядущие" потом снова выступили как "Грядущий день" (издательство). Эти имена остались, старые имена". 258 (2)

____________________________________________
* "От Заратустры до Ницше"; цикл читался с октября 1902 г. до апреля 1903 г. На 3-й лекции присутст­вовала А.Безант, но она ушла, не дослушав, когда Рудольф Штайнер заговорил об истории а н т р о п о с о ф с к о г о движения.
** Поэт Людвиг Якубовский основал в Берлине это общество из литераторов, художников, ученых.
*** Роберт Циммерман. "Очерке Антропософии. — Набросок системы идеального мировоззрения на реалис­тической основе". Вена, 1882 г.

     Перейти на этот раздел

  


     459а
. "... Теософское общество, где мы по совету Майстера еще должны оставаться..." (сентябрь 1912г.). 266-2, с. 415

     Перейти на этот раздел

  


     462
. "В первые годы в Берлине мне однажды пришлось делать доклад среди стаканов пива: ибо это был шинок, с дверью, выходившей прямо на улицу. А когда стало невозможно воспользоваться и им, то нам указали место, представлявшее собой род хлева". Однако туда собирались люди, несшие в себе импульс духовного познания. И наше Движение с самого начала носило всеобщечеловеческий характер. Возникало же оно из работы совсем маленьких кружочков. 258 (4)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 611780 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     1179
. "... я происхожу из Нижней Австрии ... из очень старой немецкой фамилии. Я только родился в Венгрии, т.к. мой отец был служащим на австрийской южной ж.д. линии... где я случайно родился и жил первые полтора года". 176 (4)

     Перейти на этот раздел

  


     1220
. Из предисловия М.Я.Штайнер к изданию в 1947 г. лекции Р.Штайнера, прочитанной им 15.12. 1911 года: "Рудольф Штайнер старался привести нас к свободе не только на путях философии и науки, но также через воспитание внутри эзотерической жизни, которая прежде находилась в зависимости от Учителей, а ныне, претерпев определенные изменения, зависит от импульсов свободы и ответственности перед духом. Такое самостоятельно избранное испытание всегда вызывает ускорение кармы..." (В лек­ции речь идет об эзотерическом учреждении "Общества для культивирования теософского искусства".)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru