BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

первобытный — что ему полезно и что вредно -см.также ОПАСНОСТИ

355a. В воздухе Земли содержится духовная субстанция, "... которая желает вливаться в человека. И от нас зависит, выдохнем ли мы эту субстанцию как мертвый воздух или приведем в связь с нашими антропософскими знаниями и так обретем плод для нашего астр. тела. Это имеет значение не только для нас одних, но и для всего Космоса. Если мы вдыхаем спиритуальную субстанцию, не делая ее плодотворной в нас, то мы тогда берем нечто у Космоса и ничего не даем взамен, чем вредим эволюции. От нас зависит, наступит ли после земного состояние Юпитера благодаря тому, что мы эту спиритуальную субстанцию в окружении Земли приумножим".
     Наше физ. тело есть сгущенные мысли богов. И уже на Сатурне предполагалось, что человек продолжит работу богов. И мы ее продолжаем, строя из втекающей в нас субстанции тело познания.
     "Однако что же воспринимаем мы в себя с этой спиритуальной субстанцией? Это Сам Христос. ... Он субстанционально излился в земную ауру... Теперь пришло время, когда излитая субстанция Христа сгущается и может быть воспринята людьми. "Во Христе умираем" означает поэтому не что иное, как погружение в спиритуальную субстанцию и воспринимание с нею Христа, так что можно бы было сказать: не Я, но Христос во мне".266-2, с.176-177
     "Во Христе умираем, — т. е. умираем со всеми нашими физическими понятиями, умираем нашим низшим "я", которое было построено в нас в то время, когда действовали силы Адама..."
     "В каждом человеке есть нечто невидимое, что является силовой системой, что принадлежит к Земле и не дано непосредственно через взаимодействие полов или через наследственность, но дано божественным Отцом на окольном пути через организм Я земного отца (действие земного отца сказывается в человеке до 33 лет). Оба, и отец, и мать, дают нечто сверхчувственное; только приходящее от матери связано с ее организмом, а через отца приходят силы Земли". (Это адамово.)
     Образ Изиды напоминает Мадонну. Во время жизни ни один человек не должен был постигать того, что выражала Изида. "Она представляла собой духовные силы, никогда не сходившие на Землю, которые человек мог найти лишь в духовном мире. Египтянин видел эти небесные силы действующими в природных царствах — отсюда происходит почитание животных, — но в человеке, так сознавал он, они действуют только после смерти. ... В четвертой культурной эпохе эти силы низошли... в человечество. И если нельзя сказать, что Мария-София... была Изидой, то все-таки Изида представляет Ее, ибо в ней в первый раз, а потом в других людях на Земле, действовали те небесные силы, которые с того времени с помощью материнского организма соединяются с приходящими от Земли отчими силами. Начиная с того времени (с 4-й культуры) на Землю пришло то, что египтянин ощущал как достижимое после смерти. Таким образом, Царство Небесное пришло на Землю и может здесь, на Земле, снять покрывало с Изиды через того, кто силу Христа имеет в себе. Таково возрождение третьего культурного периода в пятом".
     В человеке есть восходящие и нисходящие силы. Были бы в нем только вторые, ему вообще нельзя было бы прийти на Землю. С восходящими силами он бы не смог покинуть физический мир, придя в него. Примером нисходящих сил являются групповые души животных, не способные сойти на физический план. В человеке сначала, до 33 лет, перевес имеют восходящие силы. Поэтому Христос должен был умереть после исполнения 33-х лет. В Нем действовали нисходящие силы, силы неба, которые дольше не могли держать Его на Земле. В Адаме были восходящие силы". К откровению в Адаме приходят восходящие силы, данные ему божественным Отцом, потом — нисходящие силы во Христе. До 33-х лет мы несем в себе Адама и развиваем все, что может дать Земля. "Потом мы имеем в нас все, что позже должно быть отдано назад Земле или огню". Адам должен умереть в нас, чтобы в нас мог жить Христос. E.D.N. и т. д.
     Через мать человек получает из душевно-духовного мира, из Космоса, разрушающие силы. До начала нашей эры эти силы еще не входили в человека; они действовали между смертью и новым рождением, а на Земле были в трех царствах природы; в них египтянин искал силу Изиды. "В первый раз влились эти силы через Деву Софию-Марию в Иисуса из Назарета. Поэтому он должен был умереть в 33 года, когда начали действовать разрушающие силы". "Из Бога через силы Адама рождены мы, во Христе умираем, и через Святого Духа надеемся мы однажды вновь родиться".266-2, с. 366-369

     Перейти на этот раздел

  

Действия в физическом человеке

701. "В действительности человек плоское существо и известный его облик есть майя. ... Человек стоит в середине некоего рода борьбы... Люциферическое существо слева борется с ариманическим справа. ... Наше жизненное искусство состоит в том, что мы находим правильное равновесие между ними. Мы дела­ем это бессознательно, когда чувственно воспринимаем. Когда мы слышим левым ухом и правым, осязаем левой рукой и правой и так соединяем эти парные импульсы в восприятии, то мы представляем собой пло­скость, которая есть граница борьбы между Люцифером и Ариманом; она тоньше острия ножа... Наш орга­низм не принадлежит нам, он образован борьбой люциферических и ариманических сил, а также сил одного с нами рода. ... Наш левый человек, собственно, не относится к нам, а также и правый человек, но — процесс, который разыгрывается между ними". Левая сторона выглядит более светлой, правая — более темной.
     "Левая и правая части головы очень подобны, здесь пребывают силы, мало вторгающиеся одни в другие, они мало касаются плоскости в середине... Люцифер и Ариман отскакивают здесь один от другого, и чело­век развивает в середине спокойную деятельность. Его мышление мало нарушается влиянием Люцифера и Аримана. Если же мы идем ниже, то положение меняется ... Желудок есть средство, которым Люцифер вою­ет слева направо. Через печень Ариман борется справа налево".

     В направлении спереди назад человек не представляет собой плоскость. "Ариман подступает лишь до плоскости, проходящей вдоль позвоночника, а Люцифер — до плоскости, проходящей вдоль груди, вдоль ко­сти, в которой сходятся ребра. А в середине находится пространство, разделяющее их, где их деятельности проходят одна сквозь другую. Они борются здесь, можно сказать, не сталкиваясь непосредственно, посылая свои снаряды через пространство. ... В направлении спереди назад мы являемся существами, об­ладающими пространством.
     Борьба между Люцифером и Ариманом ведется тут больше через чувство. И поскольку силы здесь не сталкиваются непосредственно, то для нас остается пространство, в котором мы с нашими чувствами пре­бываем в нас самих. ... В наших чувствах мы принадлежим себе".
     "В направлении слева направо Люцифер и Ариман воюют через мысли. Здесь мысли приносятся слева и справа и соприкасаются у плоскости. Это космические мыслеобразования... мы чувствуем, что эти мысли принадле­жат миру. Когда мы образуем собственные мысли, то это фантасмагории, и тогда они больше не принадле­жат миру".
     "Как люди мы есть творение существ высших Иерархий. И мы представляем собой плоскостное существо в направлении слева направо, потому что так нас поставили в мире Иерархии. Т. обр. они не дают соеди­ниться Люциферу и Ариману. Мы являемся существами добрых богов в той мере, в какой добрые боги, исходя из своих творческих мыслей, говорят: Здесь перед нами борьба между Люцифером и Ариманом, мы должны воз­вести между ними границу, чтобы они не подошли один к другому непосредственно. — Мы, люди, поставле­ны в эту борьбу как творения добрых богов, и чем более мы сохраним себя в этой борьбе, тем лучшим творением добрых богов мы окажемся. В направлении спереди назад дело обстоит так, что добрые боги не пускают Люцифера в нас, устраивают ему по грудной кости баррикаду ... а в позвоночнике — укрепле­ние против Аримана".
     По вертикали сверху вниз действует в человеке Люцифер. Если провести плоскость через то место, где череп соединен с шейным позвонком, то это будет граница его действия. Ариман действует снизу до диафрагмы. Через среднее пространство они посылают друг в друга волевые снаряды. Тут — поле их борьбы.
     Ягве вдохнул свое дыхание в это промежуточное пространство между передней и задней, верхней и нижней плоскостями. "Это "куб Ягве". Сотворенного человека наполнил он своим существом, волшеб­ным дыханием, и его действие распространилось затем в остальном человеке, в области Люцифера и Арима­на".158 (5)

     Перейти на этот раздел

  

708. "Михаэль столкнул люциферические воинства в человеческое царство. Люциферические воинства мес­том своего обитания получили человеческую голову. Но она находится в состоянии умира­ния. И люциферические воинства начали в голове беспрерывную борьбу с ее умиранием. — Здесь мы касаемся древней тайны, известной в различных формах, но для современного человечества она является совершенно закрытой тайной его природы. Человек несет — если принять во внимание его божественное раз­витие — в своей голове отмирающее развитие, постоянное умирание. Но это постоянное умирание параллель­но сопровождается распалением жизни со стороны Люцифера. Люцифер постоянно хочет нашу голову сделать столь живой, столь жив наш остальной организм. Поэтому, если смотреть на органическое, Люцифер старает­ся отделить человеческое развитие от его божественного направления, благодаря чему ему удалось бы человеческую голову оживить настолько же, насколько оживлен остальной человеческий организм. ...
     Выражаясь физиологически, я мог бы сказать, что Люцифер постоянно действует в нас так, что жизненные силы, которые хотят пронизать голову человека, он посылает нам во всего остального человека. Выра­жаясь душевно, Люцифер постоянно хочет нашей интеллигенции, которая ведь только включает в себя мысли, образы, дать субстанциональное содержание. У Люцифера имеется постоянная тенденция, постоянно живет тенденция — то же самое, о чем я говорил физически, я теперь выражаю душевно, — когда мы нечто фор­мируем, формируем в духе образ, какой-либо художественный облик, дать ему действительное субстанциональное содержание, т.е. содержание наших мыслей, наших представлений пронизать обычной, земной действительностью. Этим он достиг бы того, что мы как люди покинули бы земную действительность и перепорхнули в мыслительную действительность, которая тогда стала бы реальностью, а не просто мысля­ми. Эта тенденция постоянно связана с нашим человеческим существом, дабы наши фантазии стали действительностью, и величайшие напряжения сил предпринимаются для того, чтобы человеческие фантазии могли стать действительностью. ... Понимание работы Люцифера в этом направлении: отпрессовка витальных сил в отмирающих силах человеческой головы, — в конечном счете позволило бы диагностировать все внут­ренние болезни. Естественно-научное медицинское развитие должно строиться на познании этого люциферического элемента. И влияние Михаэля на человеческое развитие включает в себя тенденцию дать такого рода толчок.
     Противоположно этому влияние Аримана. Он, прежде всего, проявляет себя из 8-й сферы, из которой со­здан наш остальной организм, кроме головы, весь исполненный жизненности. Здесь теперь действуют ариманические силы. Они, наоборот, стремятся в жизненные силы остального организма внести силы смерти, которые, согласно божественному развитию, принадлежат голове. Так что из 8-й сферы околь­ным путем, через Аримана, мы получаем силы смерти. Это опять-таки говоря физически.
     Выражаясь душевно, я должен сказать: исходящее из 8-й сферы, действует на человеческую волю, не на интеллигенцию. Но в основе человеческой воли лежит желание. В воле всегда таится нечто от желания. И в то, что как природа желаний лежит в основе воли, Ариман постоянно стремится внести личный элемент человека. А благодаря тому, что в природе желаний скрыт личный элемент человека, наша чело­веческая душевная волевая деятельность является отпечатком нашего пути навстречу смерти. Вместо то­го, чтобы дать божественными идеалам пронизать себя вплоть до желаний и воли, мы вносим нечто личное в наши желания, в нашу волю".194 (3)

     Перейти на этот раздел

  

712. "На людей, предрасположенных к фантазии, у которых созерцание чувственной действительности как бы само собой обращается в образы фантазии, рассчитывает в своих мировых планах ариманическая власть. Она полагает с помощью таких людей смочь совершенно отрезать развитие человечества от прошло­го и привести его к тому направлению, которого хочет она.
     На людей, организованных в направлении сферы воли, но которые из внутренней любви к идеалис­тическому мировоззрению мощно строят из чувственного созерцания образы фантазии, расчитывает люциферическая власть. Она хотела бы через таких людей целиком удержать развитие человечества в импульсах прошлого. Она могла бы тогда оградить человечество от погружения в сферу, где должна быть преодоле­на ариманическая власть".26 (174-176)

     Перейти на этот раздел

  

716. "В момент, когда ваш дух наполняется пространственной мыслью (когда вы мыслите в пространс­тве, абстрактно), вы душою вонзаетесь в ту духовную сферу, где Ариман ведет мощную борьбу против ино­го рода Иерархий. ... А когда вы развиваете волю, когда вы, например, говорите: я хочу идти гулять, — пусть эта воля даже незначительная, — в тот момент, как вы переводите эту волю в поступок, вы вонза­етесь духовно в ту сферу, где люциферические духи борются против духов Иерархий".
     "Наша жизнь в майе между рождением и смертью является не чем иным, как столкновением в борьбе этих духов, разыгрывающейся, когда мы думаем, чувствуем или волим, в царстве пребывающего. ... Наша жизнь есть, по сути, ничто, если мы не рассматриваем ее из слияния, смыкания этих двух истинных действительностей". Люциферические духи хотят быстро ввести нас в духовное, минуя прохождение через Юпитер, Венеру и Вулкан. Ариманические духи хотят отбросить нас назад, туда, где мы были существами Сатурна.
     "Совместная жизнь людей соткана из ненависти Люцифера ко всему закономерному и из симпатии Аримана ко всему закономерному; и эту жизнь не понять, если не понимать ее дуалистически. Ариман лю­бит все, что имеет внешнюю форму, что может затвердеть. Люцифер — "люциферы" — любят все бесформен­ное, что растворяет форму, что текуче и подвижно. В жизни нужно научиться создавать равновесие меж­ду желающим затвердеть и стать текучим". 184 (8)

     Перейти на этот раздел

  

723. "Любовь к себе — это люциферическая сила в человеке. Но когда человек преодолевает любовь к себе и любит долг, как он раньше любил только себя, то он спасает Люцифера, берет его в сферу долга и делает его правомерным существом в действии, в чувственном импульсе долга... Если человек не любит долг, лишь подчиняется ему, то он становится рабом долга, черствеет, иссыхает как чело­век долга, становится холодным, рассудочным, хотя следует долгу. Он черствеет ариманически, даже сле­дуя долгу. ... Если мы подчиняемся долгу, то он уничтожает нашу свободу ... но если мы приносим дол­гу в жертву нашу любовь к себе, приносим люциферическое тепло как любовь к долгу, то в результате этого мы обретаем состояние равновесия между Люцифером и Ариманом. ... Люциферические силы, заколдо­ванные в нас, в нашей любви к себе, мы выводим на борьбу с Ариманом. ... Мы освобождаем Люцифера, ко­гда любим долг".
     "Свои права человеку не приходится учиться любить ... он их любит естественным путем. Существует естественная связь между Люцифером и правом в чувстве... И везде, где о себе заявляют права, говорит Люцифер. Даже внешне можно иногда очень тонко наблюдать, как в пропагандировании тех или иных прав сильно заявляет о себе сила Люцифера. Здесь дело заключается в том, чтобы в отношении права мы при­шли к противоположному, чтобы мы как бы вызвали Аримана против Люцифера, связанного с правом, созда­ли противоположный полюс. ... Любовь — это внутреннее тепло; противоположный ей полюс есть невозму­тимость, примирение с тем, что подступает к нам в мировой карме, невозмутимость с пониманием. Как только мы невозмутимо и с пониманием подходим к нашим правам, мы вызываем Аримана снаружи. Только здесь его труднее познать. Мы спасаем его от его просто внешнего бытия, вызы­ваем его в себе, согреваем через любовь, которая уже связана с правом. Невозмутимость содержит холод Аримана. Пониманием того, что происходит в мире, мы связываем нашу понимающую теплую любовь с тем, что является холодом внешнего мира. Мы спасаем Аримана, когда с пониманием стоим против проис­ходящего, когда мы требуем прав не только из-за любви к себе, но понимаем, что происходит в мире.
     Это извечная борьба между Люцифером и Ариманом в мире. С одной стороны, человек учится консерва­тивно понимать состояния, как они исходят из космических, кармических необходимостей. Это одна сто­рона. Другой является та, что в своей груди человек постоянно испытывает тягу к новому, к революци­онному. B революционном стремлении живет Люцифер. Человек живет между этими двумя полярными противо­положностями, когда живет в своей правовой жизни".
     "Вся мораль, этика, нравственная жизнь с ее полюсами: долгом и правом, — лишь тогда станут понят­ными, если человек поймет роль в них Люцифера и Аримана".158 (6)

     Перейти на этот раздел

  

760. Так противостоят два Духа: "Дух Христа, от Которого люди могут надеяться получить могучий макрокосмический импульс их 4-го принципа (Я), и люциферический дух, который хочет вывести человека за пределы этого принципа (к 5,6 и 7-му принципам, — манас и т. д.). Если бы люди сказали себе: мы хотим от люциферического духа то, к чему мы взираем вверх, приобрести т. обр., каким мы получаем нечто, взирая вниз, на нашу низшую природу, — тогда люди поступили бы правильно. Но если бы они пришли к утверждению: посмотрите, Христос дает нам только 4-й принцип, но есть духи, дающие 6-й и 7-й принципы, — тогда люди, решившиеся так думать по отношению ко Христу, поклонились бы и подняли на щит антихриста.
     Так заявит о себе в будущем позиция антихриста по отношению ко Христу. И с внешним рассудком, с внешней гениальностью против таких вещей ничего не следовало бы возражать. Ибо в смысле рассудка и гениальности можно было бы привести немало умных доводов в пользу антихриста, а не в пользу глубочайшего человеческого принципа, который от Христа все более и более будет вливаться в человеческую душу. Поскольку Христос несет людям 4-й макрокосмический принцип и поскольку он именно макрокосмический, то он бесконечно важнее всех микрокосмических принципов. — Он сильнее, чем они, т. к. родственен человеческому Я, сильнее всех других, которые могут быть достигнуты в течение земного развития. Но поскольку это все же 4-й принцип, то он ниже, чем 5-й, 6-й, 7-й, приходящие от люциферических духов, он ниже, чем то, что исходит от антихриста". 130 (13)

     Перейти на этот раздел

  

685. "Это не хорошо, по любому поводу в повседневных отношениях употреблять слово "ариманический". Благодаря тому, что мы употребляем это слово в повседневных отношениях, наше ощущение его притупляется и мы теряем способность думать о нем или произносить его с тем элементарным и значи­тельным смыслом, с каким мы должны его произносить".150 (1)

     Перейти на этот раздел

  

Положительная роль

686. "Чувственный мир существует для того, чтобы в нем происходили события, чтобы человеческие существа имели переживания. И то, что в чувственном мире происходит и переживается, уносится ввысь, в вечность. И в том выражается сила Аримана. Передать мгновение вечности — вот в чем заключается сила Аримана. ...Но если человек в высших мирах встречает Аримана, который оказывает ему помощь в со­хранении того, что приобретено и испытано в физическом мире — а человек это делает охотно, — то по­ложение становится крайне опасным. Те, кто переживания мгновения хочет сохранить для вечности, не встречают более отзывчивого помощника, чем Ариман (некоторые религиозные направления, желая дать утешение своим последователям, говорят, что из чувственного мира все можно взять в сверхчувствен­ный)".
     "Ариману хотелось бы тотчас превратить в духовное все, что так или иначе проявляется в чувствен­ном мире. Он борется в масштабах миропорядка за очищение, за "прокаливание в огне" всего чувствен­ного. Это ему представляется хорошим, но в понимании божественно-духовных сущностей — плохим". Например, змея сбрасывает кожу. Это временное. Но Ариман все хотел бы перенести в вечность.138 (6)

     Перейти на этот раздел

  

687. "Ариманический элемент имеет правильное значение для души человека, когда он ведет к тако­му вживанию в чувственный мир, когда его принимают за то, что он есть, и могут обойтись без него во всем, что в нем по его природе должно быть преходящим".17 (9)

     Перейти на этот раздел

  

180. "Глаз образован светом и для света. Когда мы смотрим на окружающий нас мир, то можем уви­деть там силы, которые в человеке выработали способность осознавать этот окружающий мир. Т.обр., все тело ощущений, все то образование, благодаря которому мы приходим во взаимоотношение с окружающим ми­ром, выработано из живых сил окружающего мира. Мы, как люди, не принимали в том никакого участия. Про­дуктом, цветком окружающего мира является астр.тело. В нем является в теле ощущений душа ощущающая. Эта душа ощущающая возникла благодаря тому, что Я некоторым образом вычленило, пластически вычлени­ло из субстанции тела ощущений душу ощущающую. Так живет Я в теле ощущений и как бы высасывает (из него) субстанцию для души ощущающей". Далее это Я может либо само вырабатывать те внутренние, ду­шевные способности души ощущающей, которые созвучны телу ощущений, и быть с ним в гармонии (например, в детском воспитании), выходить из себя и создавать созвучие с окружающим миром, либо человек может свои свойства в себе иссушить, потерять интерес к впечатлениям внешнего мира, и тогда восходящее в ду­ше ощущающей под впечатлением восприятий внешнего мира не пробудит в нем эха, интереса. Тогда человек придет в дисгармонию с окружающим миром. Между своей душой ощущающей и телом ощущений он воздвигнет пропасть.59(5)

     Перейти на этот раздел

  

287."Той жизнью (см.рис., четырехугольник), из которой лишь подобно тени поднимается мышление, чувство и воля (треугольник), той жизнью наших инстинктов, потребностей, нашего темперамента мы ку­да более связаны с действительностью (чем заключенным в треугольнике). Подобно тому, как наша душевная жизнь трехчленна, та действи­тельность четырехчленна и таковой всегда представлялась посвященными. И если, т.обр., рассматривать всего человека, то мы получаем семичленное существо. Только низшие члены — те, в которых человек не­которым образом повторяет животное — более интенсивно содержат в себе характер действительности, чем теневым образом дистиллированные абстракции мышления, чувства и воли".
     Мир четырехугольника должен быть облагорожен, иначе он станет миром зла. И это можно сделать сверхчувственным познанием. "Когда человек погружается в материальное, то (многое) зависит от того, погружается ли он чисто этически, со свободным образом мыслей, или это происходит с нечистым, неморальным, несвободным, т.е. с эмоциональным, инстинктивным, животным настроением".198 (15)

     Перейти на этот раздел

  

299. "Мы должны научиться находить в человеке источник, из которого развиваются силы, через кото­рые то или иное божественное существо может к нему приблизиться".194 (11)

     Перейти на этот раздел

  

300. "Мы не можем ничего иного, как думать: ты ведь искалечишь себя, если не найдешь правильной связи с высшими существами. — Такая мысль дает нам чувство ответственности в моральной жизни по отношению к духовному миру, а оттуда приходит правильное чувство ответственности по отношению к физическому миру".224 (6)

     Перейти на этот раздел

  

383. "Когда человек болтает, его эф.тело постоянно сталкивается с приведенным в движение возду­хом, гладится им. Это не является злом. Но понять, что происходит во время болтовни, можно только зная об эф.теле человека". 159 (3)
     "Люди со слабым эф. телом всегда болтливы".266-2, с. 291
     "Долгое говорение приводит к банальности". 266-2, с. 231

     Перейти на этот раздел

  

398. "Человек должен в известном смысле каждое утро находить на своем столе предписание, что ему делать в течение всего дня, и должен это механически исполнять. — Тогда он, в некотором роде, думает только ногами, а не головой. Люцифер же стремится заставить человека думать головой и в голо­ву изливать сердце…". 208 (14)

     Перейти на этот раздел

  

436. "Раннее пробуждение страстей и чувственных потребностей ослабляет волю. Ибо это есть бо­рьба против природного устройства. ... Ропот и противоестественная борьба с судьбой делают нашу во­лю слабее и слабее".130 (8)

     Перейти на этот раздел

  

438. Каждый поступок, который нельзя оправдать морально, воздействует вредным образом на астр. тело. "И о таком человеке можно сказать: в его астр.теле много трещин и ямок, потому что он делает такие вещи, которые, если бы он их обдумал, ему не удалось бы оправдать морально. Я не имею здесь в виду профессиональные дела, но дела привычные". В дальнейшем это отпечатывается в эф.теле и т.д.127 (7)

     Перейти на этот раздел

  

445. "Если ты то или иное хорошее ощущение, ту или иную преданность проявил по отношению к духов­ным мирам, то этим всему духовному космосу ты передал нечто такое, что будет там действовать далее как добро. Если же ты имел плохие чувства, ощущения и не хотел заниматься описанием духовных миров, то ты передал духовному космосу нечто такое, что будет действовать там опустошающе".148 (11)

     Перейти на этот раздел

  

514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устана­вливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой сторо­ны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам.
     Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это от­ношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем ты­сячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное упот­ребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас.
     Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволя­ет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вы­растает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как дея­тельность Сатурна.
     Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением.
     Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является по­средником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо).
     Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — воз­будитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.

Сатурн: верхняя часть всего астр.тела.
Юпитер: мышление.
Марс: речь.
Солнце: Я.
Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке.
Венера: деятельность человеческого эф.тела.
Луна: возбудитель репродукции.

     Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прош­лой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13)

     Перейти на этот раздел

  

525. "Свободные внутренние душевные силы действуют очищающе на кровь, и существа Луны тогда не могут нам вредить.
     Действие сил Марса на лимфу становится добрым благодаря ясному мышлению. ... Благородные чувства должны одушевлять нас в отношении существ Венеры, чье действие сказывается в соке хилоса; чистые намерения определяют чувственно-нервные течения, на которые имеют влияния жители Сатурна. — Чест­ность в мышлении, способность слушать с добрым настроением парализуют злые влияния".98 с.258

     Перейти на этот раздел

  

Мир Бога-Отца и мир Бога-Сына

535. Когда мы смотрим на зеркало воспоминаний, то видим там некий род очагов разрушения; они спо­собствуют укреплению нашего Я. "Что внутри себя человек имеет как положительную задачу, без чего мы не могли бы вырабатывать наше Я, — этого не следует выносить вовне. Плохой, злой человек выносит это вовне, хороший человек удерживает в своем внутреннем. Будучи вынесенным вовне, это становит­ся преступлением, злом. Оставаясь внутри, оно оказывается тем, в чем мы нуждаемся, чтобы образовать правиль­ную силу "я". В мире нет ничего такого, что, будучи поставленным на свое место, не имело бы благодатного значения. Мы были бы бездумными, легкомысленными людьми, если бы не имели в себе этих очагов". В них уничтожается материя, превращается в ничто, "и внутри этого ничто, которое здесь возникает, мы можем дать возникнуть доброму, когда вместо своих инстинктов, своих потребностей, вы­зывающих лишь образование самости, эгоизма, изливаем в эти очаги разру­шения с помощью моральной конституции души всё то, что составляет моральные, этические идеалы. Тогда возникает новое. Тогда имен­но в этих очагах разрушения возникает семя для будущих миров. Здесь мы, как люди, принимаем участие в возникновении мира. ... В бытии Юпитера будет только то, что сегодня у людей в этих очагах раз­рушения возникает как новообразования из моральных идеалов, в том числе, конечно, и из антиморальных импульсов. ... В бытии Юпитера между ними будет борьба".
     Вещи, подобные вышеизложенным, невозможно представить миру без достаточной подготовки, взятой из других областей Духовной науки. Однако должны быть найдены формы — как это, например, делалось в прошлом, когда го­ворилось о грехопадении, — в которых современным людям стало бы известно, что внутри них есть очаги разрушения. "Бог-Отец действует вплоть до материи в ее законченности. ... Но внутри нас материя отбрасывается в ничто, пронизывается чисто духовной сущностью, нашими моральными идеалами, а также и аморальными. Отсюда проистекает новая жизнь. Мир должен явить нам свой двойственный облик: Бога-Отца, как Он творит внешне видимое, и как это достигает своего конца в человеческом внут­реннем, где оно отбрасывается в хаос. Мы должны сильно чувствовать конец этого мира, который есть мир Бога-Отца; и мы увидим, как благодаря этому мы придем к внутреннему пониманию мистерии Голгофы, к тому внутреннему пониманию, через которое станет наглядным как то, что в смысле творения Бога-Отца приходит к концу, так и то, как оно через Бога-Сына вновь оживает, как образуется новое начало".
     "Действительное Христианство должно иметь ощущение живого, но также быть в состоянии отделить ощущение оживающего от умирающего. Поэтому важнейшее представление, которое необходимо связать с Ми­стерией Голгофы,—это представление о воскресающем Христе, о Христе побеждающем смерть. В этом зак­лючается все дело: увидеть, что важнейшим является представление о проходящем через смерть и воскре­сающем Христе. Христианство — это не просто религия спасения, таковыми были и восточные религии, Христианство — это религия воскресения, религия пробуждения того, что в противном случае остается лишь разрушающейся материей.
     Космически разрушающуюся материю мы имеем в Луне, а заново возникающее — в солнечном". Имагинативно видно, как луна постоянно собирает материю из окружения, расщепляет ее и распыляет в мире. Об­разуется как бы один круг, внутри другой, третий, наконец, сама Луна. Центра ее материя не перено­сит, она там расщепляется, растворяется в мире. Она концентрируется к центру, но самого центра не пере­носит и расщепляется в мировую пыль; материя в Луне постоянно спрессовывается и растворяется.
     В Солнце "...материя хотя и приближается к центру, но затем начинает излучаться, будучи пронизанной жизнью. Она не расщепляется, но получает жизненность; Солнце из центра распространяет повсюду жизнь. И вместе с этой жизнью развивается астральность. В Луне такого не происходит; там астральность раз­рушается. В Солнце астральность соединяется с излучением. Солнце в действительности есть нечто, из­нутри пронизанное жизнью, где средоточие, центр является не непереносимым, но действует как нечто оплодотворяющее. В центре Солнца живет космическое оплодотворяющее. В космической противоположности Солнца и Луны дана противоположность между повергающей в хаос и восходящей, прорастающей материей.
     Когда мы погружаемся в наше внутреннее, мы смотрим в наш внутренний хаос, в наше лунное. Здесь внутренняя Луна. ... Но затем в нас через наши чувства проникает солнечное и входит в лунное. ... Через оба эти переживания человек видит в раскалывающемся, распыляющемся мир Бога-Отца, который дол­жен здесь пребывать, пока не превратится в мир Бога-Сына, данного по сути, физически в мировом солнечном. Лунное и солнечное соотносятся между собой как Божественно-отчее и Божественно-сыновнее".207 (2)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru