Главная / Предметный указатель / /
ХРИСТИАНСТВО — прогресс его и задачи |
364. "Если человек познаёт Христа, если он действительно приобщается к мудрости, чтобы прозреть: кто есть Христос, — тогда он спасает себя и люциферических существ через христопознание". Люциферические существа, принесшие человеку свободу, дали ему также возможность эту свободу употребить свободным образом для постижения Христа. Тогда в огне Христианства просветятся и очистятся люциферические духи, а то, что через люциферических духов впало на Земле в грех, обратится из греха в благодеяние".107 (16) Перейти на этот раздел
Переживание Праздника
601. "Обратись, о христианин! к Рождественскому размышлению — так говорит новое Христианство, — и принеси на алтарь, воздвигнутый к Рождеству, все, что ты в человеческой разобщенности получил из крови, и освяти свои способности, освяти свои дарования, освяти и сам твой гений, когда ты видишь их освещенными светом Рождественского дерева". "Ангел Силезский, взирая на Рождественское размышление, говорил: Если даже тысячу раз Христос будет рожден в Вифлееме, Но ни разу в твоей душе, То ты навеки потерян. А, взирая на Пасхальное размышление, он говорил:, Крест на Голгофе не может тебя от зла спасти, Если ты не сможешь его в себе возвести". "Повсеместно выступают нам навстречу потрясающие указания на Мистерию Святой Ночи — Рождество". О швейцарском духовном подвижнике XV в. Николае из Флюэ рассказывают, и он сам о себе это говорил, что еще до своего рождения он видел свое крещение и людей, которые будут в нем участвовать. И когда он их увидел после рождения, то узнал всех, за исключением только одной индивидуальности. "Человек, он именно таков, что в первые годы после рождения сам возвещает, как он исшел из духовного". "Жизнь ребенка ощущают наиболее остро в том случае, когда, глядя на него, сознают, что в своем существе он пронизан идеей равенства всех людей. ...Неравенство порождается физическим бытием; человек исходит из духа, будучи равным перед миром, Богом и другими людьми. — Так возвещает Мистерия Младенца". "Должна стать ощутимой вся весомость Рождественского размышления: в наш век в совершенно бодрствующее сознание должно вступить то, что Христос хочет сообщить людям, когда он говорит: "Если не станете как дети, не сможете войти в Царство Небесное". (Мф. 18; 3)". "Истинное Я человека, по мере того, как он растет, развивается физически, исчезает непосредственно из тела ...становится все менее отчетливым. ...Человек, разрушая свое физ. тело все более и более зарывается в него, так что его душевно-духовное существо на некоторое время утрачивает себя в физическом бытии, в физ. теле, но через подобное закапывание приобретает способности, которые только таким путем и могут быть приобретены. Мы постоянно ссылаемся на нашу духовную первооснову, мы укрепляемся в мысли: мы ввергнуты в физический мир из духа, — и для всего этого Рождественское размышление является могущественным световым столпом".187 (1) Перейти на этот раздел
Мир Бога-Отца и мир Бога-Сына
535. Когда мы смотрим на зеркало воспоминаний, то видим там некий род очагов разрушения; они способствуют укреплению нашего Я. "Что внутри себя человек имеет как положительную задачу, без чего мы не могли бы вырабатывать наше Я, — этого не следует выносить вовне. Плохой, злой человек выносит это вовне, хороший человек удерживает в своем внутреннем. Будучи вынесенным вовне, это становится преступлением, злом. Оставаясь внутри, оно оказывается тем, в чем мы нуждаемся, чтобы образовать правильную силу "я". В мире нет ничего такого, что, будучи поставленным на свое место, не имело бы благодатного значения. Мы были бы бездумными, легкомысленными людьми, если бы не имели в себе этих очагов". В них уничтожается материя, превращается в ничто, "и внутри этого ничто, которое здесь возникает, мы можем дать возникнуть доброму, когда вместо своих инстинктов, своих потребностей, вызывающих лишь образование самости, эгоизма, изливаем в эти очаги разрушения с помощью моральной конституции души всё то, что составляет моральные, этические идеалы. Тогда возникает новое. Тогда именно в этих очагах разрушения возникает семя для будущих миров. Здесь мы, как люди, принимаем участие в возникновении мира. ... В бытии Юпитера будет только то, что сегодня у людей в этих очагах разрушения возникает как новообразования из моральных идеалов, в том числе, конечно, и из антиморальных импульсов. ... В бытии Юпитера между ними будет борьба". Вещи, подобные вышеизложенным, невозможно представить миру без достаточной подготовки, взятой из других областей Духовной науки. Однако должны быть найдены формы — как это, например, делалось в прошлом, когда говорилось о грехопадении, — в которых современным людям стало бы известно, что внутри них есть очаги разрушения. "Бог-Отец действует вплоть до материи в ее законченности. ... Но внутри нас материя отбрасывается в ничто, пронизывается чисто духовной сущностью, нашими моральными идеалами, а также и аморальными. Отсюда проистекает новая жизнь. Мир должен явить нам свой двойственный облик: Бога-Отца, как Он творит внешне видимое, и как это достигает своего конца в человеческом внутреннем, где оно отбрасывается в хаос. Мы должны сильно чувствовать конец этого мира, который есть мир Бога-Отца; и мы увидим, как благодаря этому мы придем к внутреннему пониманию мистерии Голгофы, к тому внутреннему пониманию, через которое станет наглядным как то, что в смысле творения Бога-Отца приходит к концу, так и то, как оно через Бога-Сына вновь оживает, как образуется новое начало". "Действительное Христианство должно иметь ощущение живого, но также быть в состоянии отделить ощущение оживающего от умирающего. Поэтому важнейшее представление, которое необходимо связать с Мистерией Голгофы,—это представление о воскресающем Христе, о Христе побеждающем смерть. В этом заключается все дело: увидеть, что важнейшим является представление о проходящем через смерть и воскресающем Христе. Христианство — это не просто религия спасения, таковыми были и восточные религии, Христианство — это религия воскресения, религия пробуждения того, что в противном случае остается лишь разрушающейся материей. Космически разрушающуюся материю мы имеем в Луне, а заново возникающее — в солнечном". Имагинативно видно, как луна постоянно собирает материю из окружения, расщепляет ее и распыляет в мире. Образуется как бы один круг, внутри другой, третий, наконец, сама Луна. Центра ее материя не переносит, она там расщепляется, растворяется в мире. Она концентрируется к центру, но самого центра не переносит и расщепляется в мировую пыль; материя в Луне постоянно спрессовывается и растворяется. В Солнце "...материя хотя и приближается к центру, но затем начинает излучаться, будучи пронизанной жизнью. Она не расщепляется, но получает жизненность; Солнце из центра распространяет повсюду жизнь. И вместе с этой жизнью развивается астральность. В Луне такого не происходит; там астральность разрушается. В Солнце астральность соединяется с излучением. Солнце в действительности есть нечто, изнутри пронизанное жизнью, где средоточие, центр является не непереносимым, но действует как нечто оплодотворяющее. В центре Солнца живет космическое оплодотворяющее. В космической противоположности Солнца и Луны дана противоположность между повергающей в хаос и восходящей, прорастающей материей. Когда мы погружаемся в наше внутреннее, мы смотрим в наш внутренний хаос, в наше лунное. Здесь внутренняя Луна. ... Но затем в нас через наши чувства проникает солнечное и входит в лунное. ... Через оба эти переживания человек видит в раскалывающемся, распыляющемся мир Бога-Отца, который должен здесь пребывать, пока не превратится в мир Бога-Сына, данного по сути, физически в мировом солнечном. Лунное и солнечное соотносятся между собой как Божественно-отчее и Божественно-сыновнее".207 (2) Перейти на этот раздел
276. "Европа не пойдeт вверх, если будет только в своих церквях бессмысленно повторять непонятные слова Евангелий. Европа взойдeт на выси, если будет искать постижение духовных миров в дальнейшей выработке того, к чему стремились Гердер, Гeте и др.". 197(2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 302780 не найден. Перейти на этот раздел
542. "Возьмите, к примеру, индуса, буддиста. Переживаемое им в созерцании мира, в ощущении мира, в чувстве мира, переживаемое им в мыслях о минеральном, в ощущении растений, в чувстве животных — он проносит всe это сквозь врата смерти и обогащает божественное знание в сверхчувственном мире тем, что он таким образом пережил. Переживаемое христианином, когда он вступает в социальные отношения со своими ближними, когда он развивает социальные взаимосвязи, т. е. всe то, что человек только как человек может пережить среди людей, что переживается в человеческом братстве на Земле, это христианин, со своей стороны, проносит сквозь врата смерти. Можно сказать: буддист проносит сквозь врата смерти красоту мира, христианин — доброту. Они дополняют один другого. Но прогресс Христианства состоит в том, что уже социальные земные отношения получают значение для небесного мира. Восточные тираны могли сколько угодно обезглавливать людей, это мало затрагивало мир с той стороны, затрагивало постольку, поскольку люди при этом получали внешние впечатления — впечатление ужаса и т.д., и проносили их сквозь врата смерти. Что сегодня через плачевные социальные отношения, без любви развeртывается между людьми, что при ложном взгляде на социальные взаимосвязи распространяется на Земле как ложный социализм, — это имеет огромное значение для сверхчувственного мира, в который человек вступает через врата смерти. ... если будут развиваться лишeнные любви отношения среди людей во время материализма, то они будут внесены, вызывая отвращение божественно-духовных миров, сквозь врата смерти в сверхчувственные миры. Через Христианство люди должны прийти именно к тому, чтобы результаты земного развития, возникающие через них, вносить также и в сверхчувственные миры. Что человек сам вырабатывает на Земле, должно через мысли о воскресении Христа, о живом Существе, прошедшем через смерть и всe же живущем, вноситься в духовные миры. Поэтому люди, не способные свои социальные действия проносить через смерть, испытывают сегодня такой ужас перед признанием Христа". 211(4) Перейти на этот раздел
1087. "Именно во время наибольшего сопротивления Христианство разовьет свою великую силу! И в борьбе с попыткой упразднить душу будет найдена сила вновь признать дух". Придeт время, когда вера в существование души будет объявлена признаком сумасшествия. Это не будет выражено непосредственно, но через грубое естественнонаучное мировоззрение. "И когда это современное, измененное заключение метаморфизированного собора (8-го) произойдeт, то, значит, пришло время вновь вернуть права духу". "В некоторых странах возникнут законы, в силу которых всякий, говорящий серьeзно о душе, будет объявляться душевно-больным, а здоровым человеком объявят того, кто видит ту "истину", что мышление, чувство и воля возникают необходимым образом из определeнных процессов тела. Многое начнется в этом направлении; но пока всe будет оставаться лишь теоретическим воззрением, глубоко решающего значения это не будет иметь. ... Но если всe перейдeт в социальный строй, в социальную жизнь людей, тогда едва ли первая половина столетия кончится без того, чтобы в этой области не произошло для понимающих нечто ужасное: упразднение души, как в IX в. (на 8-м соборе) был упразднeн дух". 175(8) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 400570 не найден. Перейти на этот раздел
|