BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ТРЕХЧЛЕННЫЙ человек — головная и нервно-чувств.система

468. "Древняя мудрость была излита на человечество. Исходя из нее, было много сказано о сущностях, о силах, что господствуют над природой, но очень мало — о самом человеке. Человек тогда еще не пришел к своему земному сознанию, был еще ведом на помочах высшими силами. Он мог стать мудрым, но самосознание в нем еще не вспыхивало. Аполлоново "Познай себя" пребывало в среде человечества как тоска, как некий зов ведущих греческих богов, направленный в будущее. Была мудрость, трактовавшая о природе, — конечно, о природе всего космоса.
     И вот в ту жизнь человечества было внесено древнееврейское откровение... решительно отличавшееся от языческого откровения мудрости. Оно некоторым образом пренебрегло включить в себя мудрость о природе и мироздании. И о природе, и о мироздании в нем говорилось, по сути, лишь одно: Бог создал ее вместе с человеком, и человек в мире должен служить Богу. Все древнееврейское откровение служит одной цели: показать человеку, как он должен служить Богу Ягве. К чему апеллирует древнееврейское откровение? К чему тогда апеллировало и что тогда имело в себе языческое откровение, — это была головная организация, которая сама еще была способна вызывать в себе воспоминания о лунном времени.
     Еврейское откровение к этому апеллировать не могло. Оно могло апеллировать к остальной человеческой организации. ...Эта остальная организация солнечна и воспринимает в себя идущее от Луны. А идущее от Луны экстремально ведет к заблуждению, к тому, что может открываться во внутреннем человека. Но это и есть содержание древнееврейского откровения. Оно целиком имеет отношение к человеку. Человек в древнееврейском откровении стоит в самом центре.
     Однако ко времени Мистерии Голгофы человек еще не был пронизан самопостижением, самопознанием. Нужно было искать путь, который, собственно, был обходным путем. И он проходил через иудейскую народность. Поэтому иудейская религия — это, прежде всего, не религия человечества. Она не обращается к отдельным людям, но — ко всему еврейскому народу. Она — народная религия. Она говорит о человеке, но окольно, через народ.
     В такую среду была поставлена Мистерия Голгофы: в дотлевающую древнеязыческую мировую мудрость и в сознание человечества в форме народного сознания. ...Следует отличать факт Мистерии от средств ее постижения, ощущения. Язычники могли ее понять лишь остатками их мировой мудрости, иудеи — только тем, что было открыто. И так это вначале и понималось. Остаток древней мудрости явил себя в гностическом постижении События Голгофы. Иудейскому откровению обязана своим постижением Мистерии Голгофы римско-католическая церковь. И теперь, чтобы вообще Мистерия Голгофы была понята, должен быть проложен обходной путь сквозь эти два мировых потока".196 (3)

     Перейти на этот раздел

  

3. Люцифер и Ариман в их полярной противоположности

Происхождение и сущность противоположности

689. "Люцифер и Ариман совершают ту ошибку, что свое Я, а не одно лишь его действие вносят на физический план". 266-3, с.179
     Жизнь нашей воли, жизнь обмена веществ и конечностей (см. рис., красное) как самостоятель­ный орган включена в некую часть духовного космоса (светлое), которая является существом Элоима, Духа Формы. "На головную систему человека, которую я здесь, как противополюс волевой системы, обозначу розовым, этот большой космический организм Элоима не действует; но здесь действуют отставшие Элоимы, которых я обозначу желтым. В этой среде также действуют Ангелы,. Архангелы и Архаи. Эти существа являются отставшими элоимами и, собственно, — противниками других Элоимов. Эти другие Элоимы накрепко связали человека с собой, но не дали ему свободы, поскольку оказывали влияние на всего человека. Зато отставшие духи Формы ограничили себя в голове и благодаря этому дали че­ловеку разум, рассудок. Это в основном люциферические духи. Они, как вы можете видеть из сказанного, являются стоящими на более низкой ступени подателями воли. Без них голова была бы лишь пронизана безвольными пред­ставлениями. Разумными представления становятся лишь благодаря тому, что пронизываются волей, становятся силой суждения. Это происходит от указанных духов. ... Они (люциферические духи) на являются, по сути говоря, противниками человека, они являются противниками Элоимов, поскольку отстали и замкнулись на человеческой голове. ... Эти духи являются, собственно говоря, духами Формы, предстают нам в духовном среди сонмов Ангелов, Архангелов, Архаев. Они напечатлели человеку все то, что не хотело бы позволять ему сходить полностью в земное бытие. Им хочется удержать его над минеральным царством, им хотелось бы, чтобы человек пе­реживал лишь растительное царство, что прорастает в мире растений, что живет в мире животных и в собственно человеческом мире. Особенно им ненавистен мир техники. И противниками Элоимов они являются потому, что те низвели человека в "прах земной". В то же время, человек обязан им своей свободой.
     Но поскольку человек все же сошел в земное, то к нему подступили духи иного рода. И если духи первого рода принадлежат эволюции и только отстали в ней, стали отставшими Элоимами, то духов второ­го рода. "...мы находим, обращая оккультный взор к сонмам Херувимов, Серафимов и Тронов. Среди духов этого рода также есть отставшие. Они не вошли в их сонмы и остались лишь духами Мудрости. Эти суще­ства проявляют себя т. обр., что о них можно сказать: им хотелось бы земного человека законсервиро­вать. Они хотели бы взять за начало человека таким, каким он воплотился в минеральное царство благо­даря Элоимам, и от этого начать вести дальнейшее развитие. Все прошлое они хотели бы исключить. — Ах, зачем оно нужно, это прошлое, — говорят они; — оно нас больше не интересует. Человек сошел в ми­неральное царство. Оторвем его от Элоимов, Элоимы в нем больше не нуждаются, и начнем новую эволю­цию. Сделаем его начальным звеном, от которого он будет жить дальше!
     Это ариманические существа, они хотели бы исключить все прошлое и сделать человека результатом лишь того, чего он достиг непосредственно на Земле. ... Долой эти "воздушные шары" космоса, этот Сатурн, Солнце, Луну, они больше не имеют значения для человека! С Землей должна начаться новая эво­люция. Она должна стать новым Сатурном, затем придет Солнце и т. д. Таков идеал этих других существ. Они штурмуют подсознательное человека, жизнь его воли, жизнь обмена веществ и конечностей". Они хо­тели бы исключить все растительное и животное, хотели бы связать человека только с минеральным и его законами, связать его с машинами, создать из машин целый мир, новый мир. Их намерение отрази­лось и в религиозной жизни. Платон совершенно по-особому говорит о вечности человеческой души, ариманизированная же церковь считает особой ересью предсуществование души.203 (14)

     Перейти на этот раздел

  

Должник

323. "Человек приходит к тому, что говорит себе: я постоянно нечто отнимаю у Земли... Что как духовную субстанцию я ношу в себе в течение земной жизни — в этом, собственно, нуждается и Земля. Пройдя врата смерти, человек должен бы был вернуть ее Земле, поскольку эта духовная субстанция нужна ей для постоянного обновления. Но он не может этого сделать... Ибо без нее он, так сказать, исчез бы после смерти.
     Лишь потому он может проделывать те изменения, которые он должен проделывать, что духовную субстанцию своих конечностей и обмена веществ он проносит через врата смерти в духовный мир. И как человек он не смог бы проходить через будущие инкарнации, если бы, будучи должником Земли, отдал ей эту духовную субстанцию. Он остается должником. И это есть нечто такое, чего нельзя улучшить, пока Земля находится в своем среднем состоянии. В конце земного бытия это станет по-другому. ... инициа­ция неотделима от космических страданий, когда человек, например, говорит себе: лишь только потому, что я, как человеческое существо, могу держаться прямо, я должен оставаться дол­жником Земли.
     То же касается и головы. Благодаря тому, что в течение всей земной жизни духовные силы работают в материальной субстанции головы, эта головная субстанция отчуждается от Земли. Человек ведь должен субстанцию для своей головы брать у Земли. Но он также должен, чтобы быть человеком, эту субстанцию головы постоянно пронизывать духовными силами внеземного. И когда человек умирает, то для Земли воз­никает большая помеха ввиду того, что она должна взять назад материю человека, которая от нее отчуж­дена. ...Эта материя головы, по сути, отравляет всю земную жизнь, тормозит ее. ... человеку было бы лучше брать эту субстанцию головы с собой в духовные сферы, где он пребывает от смерти до нового рождения. Но он не способен это делать. ... ибо тогда он постоянно творил бы врагов для всяческого своего развития между смертью и новым рождением".230 (3)

     Перейти на этот раздел

  

468. "В древности человек видел не просто внешнюю звездную картину. Он чувствовал звездную кар­тину, внутреннюю мировую систему в себе... в своей голове, которую мы теперь имеем как носителя, я бы сказал, неопределенной жизни представлений. Там, внутри появлялось Солнце, там, внутри вращались планеты. В своей голове человек носил образ мира. И то, что он носил в своей голове, — это содержа­ло в себе силы, воздействовавшие на остальной организм, а также влиявшие опять-таки на то, что получают из земных сил только после рождения или, соответственно, после зачатия; так что и на это время головная организация и весь остальной человек до некоторой степени подгонялись под планетарные силы. ... Как наследие ... человек получил тенденцию, выражающуюся в его молочных зубах. Они возни­кают примерно в течение года. В семь раз дольше развиваются вторые зубы, которые произ­водит уже сама человеческая организация. Тут мы имеем дело с чем-то таким, что в глубоком смысле указывает нам, как ритм, который мы проносим сквозь рождение, относится к кругообороту года, который в нашей зем­ной жизни протекает в семь раз медленнее. ... Это отношение одного к семи выражено в дне и неделе. Неделя в семь раз длиннее дня. Это выражает ... нечто в человеке, протекающее в семь раз медленнее, чем то, что мы приносим в физическое бытие через рождение. ... В древнееврейском тайном учении из атавистического знания об этом рассказывали ... ученикам, что Ягве, собственно, земной Бог, который к организации Сатурна, Солнца, Луны прибавил еще земную организацию, что Ягве имел тенденцию перешедшее на Землю с лунной организации сделать в семь раз медленнее. ... древне­еврейское тайное учение говорило своим ученикам: Люцифер идет в семь раз быстрее, чем Ягве. Этим нам указывается на два движения, на два течения в человеческой природе. Эти два течения имеются также и во внечеловеческой природе. Но там они иные, чем в человеческой природе".201 (10)

     Перейти на этот раздел

  

Абстрактное, образное и чистое мышление

1633. "Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличается от животного осо­бой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете по­дойти к правильным представлениям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естест­вознанию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом . Человеческий глаз такого органа не имеет и более самостоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного". Однажды об этом говорилось с более морфоло­гической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным — у челове­ка. "У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на ор­ганизации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле. ... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного.
     ... У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное — со своим внутре­нним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внеш­нем мире".
     "В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные по­нятия. — Но куда он с этим приходит? — Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным — именно благо­даря абстрактным понятиям. ... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины — заботясь лишь о повседневной потребности в еде". Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий — из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? — Конечно, нет; и об этом позаботятся.
     "Что мы теряем, вступая в абстракции, — это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога — сознатель­но или бессознательно — перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать "более животным, чем само животное", "повсюду совать свой нос", как говорится в "Фаусте", либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира. ... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире ... начинает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в живот­ность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходимости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они на­много лучше". Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного раньше человека.
     "Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том ос­новании, что они обладают в высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям. ...Тот мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстрагирования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...".188 (1)

     Перейти на этот раздел

  


     432
. "Рассматривая это внутренне, можно сказать, что устрица стоит намного ближе к человеческой голове, чем обезьяна. Если вы рассмотрите слизистое животное, окруженное оболочкой (раковиной), то это, собственно, является простейшей формой для человеческой головы". "Вся рыба — это позвоночник... Головная организация — низшие животные. Ритмическая организация — средние животные. Такой взгляд дает правильное воззрение на эволюцию. Человеческая эволюция изошла из чего-то такого, что потом стало головой". 303 (10)

     Перейти на этот раздел

  


     568б
. "Головная организация в основном обусловлена тем, что в нее проникает внешний мир и повсюду застопоривается. Все, что из мира проникает в голову, отражается в ней, и воспринимаемое нами вовне и есть отраженное..." Вся система органов чувств в той или иной мере ограничена с внутренней стороны и что-то отражает.
     Но система конечностей и обмен веществ обусловливаются действием, приходящим извне. Здесь ничто не отталкивается, но застаивается, запруживается внутри, в легких. "Легкие — это орган-запруда, где внешнее мира образует себе формы. Орган слуха является, собственно говоря, легкими на более высокой ступени". Орган слуха построен иначе, чем глаз. Глаз построен извне вовнутрь. Орган слуха в своей видимой части образован так, что мы видим две спирали. "Одна из них отвернута назад, отражается, возвращается, собственно, в себя; другая образует организм, форму и идет навстречу первой, и они сталкиваются (рис.) и так, что все, идущее извне вовнутрь, отражается здесь и обусловливает обычную память, например, запоминание увиденных картин.
     В отличие от этого, возводимое человеком является движением... формами вибрации, проходящими сквозь него". В человеке 92 % — вода, а, значит, — движение. Что человека организует благодаря движению, есть слово. Он действительно есть Слово, ставшее плотью. "В первую очередь мы образованы визуальным, благодаря процессу отталкивания, отвержения; а затем нас образует слышимое ... в слова оформленный звук, который запруживается в ухе, услышанный звук". Человек осознает внешний мир через прямо или косвенно видимое. Звук, музыкальное оплодотворяется в человеке через сферу оптического, видимого. Наше тело есть воплощенная музыка. И в нас входит и отражается свет (рис.).
     Музыкальная память возникает благодаря запруживанию текущих звуков, "...здесь человек отбрасывает назад в себя собственную природу. Так что музыкальное, действующее в человеке, есть его наивнутреннейшая природа". Когда видимое соединяется со слышимым (например в культе), то на человека воздействуют сразу оба мировых принципа, ибо он есть творение света и звука.
     "И если, например, не музыкальное, световое в культе используется для того, чтобы доставить нам мировое чувство, то музыкальное призвано наше я-чувство углубить до Божественного. И было бы идеалом до определенной степени пользоваться световым, а затем переходить в музыкальное, совершенно органично дать всему перейти в музыкальное. Благодаря этому человека в его конституции можно было бы в ходе культа воспроизводить вновь". 342, с. 130-132

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru