BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ТЕРМИНОЛОГИЯ в связи с Дух.наукой — индийская

5а. "Бытие (форма), жизнь и сознание... бытие вступает во взаимодействие с жизнью, результатом чего является сознание. ...бытие переходит в жизнь, жизнь воспринимает бытие. Что таким образом жизнью взято у бытия, облекается в инволюцию, восходит в сознании. ... всякое сознание есть эволюция инволюционированных жизни и бытия. Если мы способны исследовать сознание, то должны спросить: что за жизнь заключена в этом сознании, что за бытие инволюционировало в это сознание? ... Сознание, являющееся ныне самосознанием, должно было прежде быть жизне-сознанием. ... Я есмь жизнь, — сознание впервые родилось из него. А поскольку мы стоим на ступени сознания, то вместо живого сознания имеем сознательное сознание. Прежде у нас было сущее сознание: Я есть бытие.
     " Я есть Я" легко перевести: данный факт, который переживает человек.
     "Я есть жизнь" необходимо рассмотреть поближе. Когда мы это делаем, то обнаруживаем, что выходим за пределы простого "я" к основе и должны спросить, как развилось "Я есть жизнь". Должен существовать взаимообмен между бытием и жизнью. Бытие инволюционирует в жизнь. Обдумав это мы приходим к понятию самого человека, ибо живущее тут в понятии есть человек до того, как он стал "я". "Человек" есть всеобщее, "я" — особенное. Человек инволюционирует в Я, приходит к эволюции в "я". На этой нижней ступени мы должны сказать: "Я есть человек". Сказав это, мы извлекаем внутреннейшее, оккультно заключенное в этом тезисе, и понимаем, чем мы больше не являемся, но чем некогда были, и что, инволюционировав, содержится в нас.
     Третий тезис: Я есть бытие. ...тут мы имеем сумму внешних отношений, целиком проскользнувших вовнутрь, ставших внутренним ядром, третьим слоем, сокрывшимся в наших глубинах. ...
     Мы имеем сущность как таковую, лежащую в основе нас. Ибо прежде она не имела сознания и жизни, а только отношения, которые спустились и стали нашей внутренней сущностью. Затем мы должны тезис переформулировать еще так: Я есть элемент. ... Итак, мы имеем три ступени сознания, которые можем проследить в себе:
1. Я есть Я
2. Я есть человек
3. Я есть элемент. ...
     Четвертым является соединение. ... Я есть в соединении. ... Я-сознание, таким образом, вновь берется в бытие. Точно также бытие было уже прежде сознанием. Так что в первом бытии уже заключено предыдущее сознание. — Если теперь вернуться к тезису: Я есть бытие, элемент, — то мы придем к тезису: Я есть досознание (Vorbewusstsein). Это досознание можно еще выразить так: Я есть Дхиан Коан (божественные интеллигенции, которым вверено водительство космосом; христианские Архангелы. — прим. издат. наследия). В христианской эзотерике это называется так: Я есмь Бог
Я есмь Величие (элемент)
Я есмь сила (человек)
Я есмь Власть (княжество).
О том же мы говорили и прежде:
Всесознание (теперь досознание)
Жизне-сознание (или сознание растений, т.е. элементарное)
Человеко-животное сознание или сновидческое (Я есть человек, сознание человечества);
(теперь достигнуто) интеллектуальное сознание (самосознание).
     Так еще раз мы получаем макрокосмическую цепь. ... Я в соединении опять становится элементом.
Я есть Дхиан Коан — досознание
Я есть элемент — бытие
Я есть человек — жизнь
Я есть Я — сознание-самосознание
бытие — психическое сознание
жизнь — гиперпсихическое сознание
сознание — спиритуальное сознание.
     Теперь самосознание возвышается до бытия. Таким образом, то, что мы сегодня схватываем мышлением, становится бытием, чтобы некогда мы могли овладеть сознанием человечества, охватив (накрыв) своим Я всех людей. Это называется психическим сознанием. На следующей ступени наше Я дает жить в себе каждому другому Я: гиперпсихическое сознание. — На самой высокой ступени мы вбираем в свое сознание весь мир: все в нас — спиритуальное сознание. (Все, что есть вовне, находится и внутри: божественное сознание.) ... Я есть Я
1. Я затем само
2. становится бытием и выступает вовне.
3. Оно озаряет жизнь.
4. Оно озаряет все элементарное бытие и затем вновь вступает в то, чем оно было.
     ...В Я заложена сильнейшая инволюция, так что оно может вобрать в себя совершенную триаду... Прежде в жизнь светило бытие, и в бытие было инвольвировано сознание. Откровение Досознания есть Слово. ... "В начале было Слово...". ... Я следует светить вовне тем, чем оно является внутренне, оккультно. — Ничто внешнее не должно вредить Я, оно должно быть сильным. Что внутренне оно имеет в себе, должно как сила выступить наружу. — Что найдет оно? То, что прежде было инвольвировано: искусителя, змею, что извивается там, вовне. Я должно преодолеть змею". И кто-то должен был родить в себе живого Христа, чтобы победить искусителя. (Мк.16, 17-18)Д. 67/68, с. 25-29.

     Перейти на этот раздел

  

8. "Сила самопроизведения: крийяшакти. Лишь в наивысочайших Мистериях она имеется теперь на Земле". 93-а (23)

     Перейти на этот раздел

  

22. "Одно" — это не просто готовый атман, но живое деяние, ка`рман... эволюция" 39, с. 307

     Перейти на этот раздел

  

25в. Состояние формы начинается в действительности на плане Рупа. На плане Арупа еще не существует никакой формы, а только задатки к ней, а на плане архетипов форма сама себе дает форму, она там целиком есть жизнь. "Поэтому первое и седьмое состояния формы являются, собственно, состояниями жизни. ... Поэтому имеется, собственно говоря, только 5 Праджапати Формы, поскольку 2 других принадлежат к более высоко стоящим Праджапати Сознания. Вероятно можно сказать, что стадии жизни и состояния формы являются лишь сгущенными состояниями сознания или пассивной стороной активного сознания, или также негативной стороной образа мира, тогда как сознание является его позитивной стороной. ...
     Каждое существо проходит также через царства жизни. Тут мы приходим к Праджапати рунд. Рунд в действительности — шесть, поскольку седьмая рунда является следующим состоянием сознания. Значит и Праджапати Жизни тоже шесть. Праджапати Сознания — семь, но к ним нужно причислить одного Праджапати Жизни и двух Праджапати Формы. В результате получится 10 Праджапати Сознания. Всех их вместе — 21 (10+6+5). Блаватская в "Тайной доктрине" говорит о числе 1065. 21 — ценность Иеговы.
     Существа, переводящие одну глобу в другую, называются Праджапати. Д.71/72, с.29-31.

     Перейти на этот раздел

  

38.
Явления Силы
Физический планДействияАрупа-план
Астральный планЧувстваРупа-план
ДеваханМыслиАстральный план

93-а (21)

     Перейти на этот раздел

  


Логос эволюции

42а. Согласно учению гностиков (Базилид) все начинается от неведомого Бога, от первого Эона, не постижимого ни через какое слово или понятие. Из него формообразуется (не манифестирует себя) Нус -- первое творение неведомого Бога; о нем говорит также Анаксагор.
     По мере того, как Нус движется вниз, выступает Логос. Потом выступают другие принципы числом 364. Слово «день» было первоначально тесно связано со словом Бог. 364 бога работают над построением человеческой организации, и к ним добавляется еще один. Этот последний день года является символом Ягве. «Во Христе и в Мистерии Голгофы Нус является человечески воплощенной; не Логос, а Нус воплощается как человек». Но Нус не может говорить, не может проходить через смерть и воскресение. Созерцание Базилида помрачается, когда во внутреннем видении он приближается к последнему акту Мистерии Голгофы. Он думает, что распят был Симон из Кирены, несший крест Христа.
     Далее гностики считали Отца менее совершенным, чем Сына, именно в силу того, что Ягве вставал последним в ряду 365 богов, а евреи в нем почитали Отчее начало. Св. Духа они находили на противоположном конце -- в Нус. «Христос есть более высокое творение, чем Отец, Христос не единосущ с Отцом. Отец, нашедший свое наивнешнейшее, экстремальное выражение в еврейском Боге, хотя и является Творцом мира...», но был вынужден одновременно произвести и добро и зло, святое и дьявольское. Не из любви сотворил Он мир. Христос же пришел свыше, неся в себе Нус, и Он способен спасти мир, чего не может его творец. Отец породил Сына, чтобы усовершенствовать развитие мира. 343, с.270-273
     «Необходимо различать между экзистенцией и субсистенцией (самостоятельное бытие, жизнь). Что субсистирует все вещи, есть основа, то, что имеет отношение к Отцу. ... Бог-Отец пребывает в основе пребывающего; Бог-Сын, Христос, как творческий Логос, пребывает в основе становящегося и в том, что есть становление. Поэтому понимание отца следует искать до ставшего (возникшего), а действие Христа -- в становящемся».342, с.146-147
     О вещах мира правомерно спрашивать: откуда они происходят? Но так нельзя спрашивать о Логосе. Он был и есть всегда. «Он пребывает не во времени, до всех времен. ... в Себе пребывающий, в Себе основанный, в Себе покоящийся абсолютный Логос. Первый Логос -- Отец -- «Сат».
     Если принять один этот Логос, то он, покоясь в себе,здесь и не здесь, над бытием, никогда не воспринимаем, ибо выше всех восприятий, выше существования. Но отсюда следует, что этот Логос есть абсолютно сокровенное, оккультное, поскольку превышает всякое откровение. Если Он не оккультен, то должен открыть Себя. Тогда мы имеем дело с Его отображением, с открывшимся Логосом.
     Обдумав сказанное, мы тотчас же в этом понятии распознаем два понятия; так что мы имеем троякое, ибо в том, кто открывает, должна содержаться открывающая деятельность.
1 Логос -- открыватель
2 Логос -- откровение, деятельность
3 Логос -- открытое, зеркальное отображение
   (в Индии) Сат -- Ананта -- Чит

(в Христианстве)
1 Отец
2 Сын, Слово
3 Св. Дух
     Эти Трое столь возвышенны, что для всего, что в обычном смысле слова обозначается открываемым, воспринимаемым, должно быть опять-таки обозначено оккультным. Итак, три оккультных Существа. Они сначала должны быть явлены в откровении. Их только три, так что они могут лишь открыться друг другу:
   Отец открывается Слову,
   Слово открывается Св. Духу,
   Св. Дух открывается Отцу.
     Таковы три рода откровения. Мы решаем перенести их на три Существа, так что деятельность этих Существ состоит в том, что они берут это на Себя, это перенесение. Три могут войти в различные отношения:
     Возможно, что Отец сокрыт в Слове и в этой сокровенности сообщает о Себе. Он облекается Словом и открывается Духу.
    Далее возможно: Слово сокрыто в Св.Духе и открывается в этой сокровенности Отцу.
    И еще возможно: что Св. Дух сокрывается в Отце и открывается Слову.
    И теперь еще возможно лишь, что Отец сокрыт в обоих, в Слове и Духе и открывает Сам Себя.
     Мы имеем нечто существенное --1,2,3,4,5,6,7.
     Так возникает сущностное, (семь) отношений трех Логосов, сущностные формы.
     1-е отношение -- Всесилие: Отец открывает Себя Сыну.
     2-е отношение -- Всемудрость: Слово открывает Себя Духу.
     3-е отношение -- Вселюбовь: Св. Дух открывает Себя Отцу.
     4-е отношение -- Всесправедливость: Отец открывает Себя в Слове и открывается Духу.
     5-е отношение -- Всеспасение: Слово открывает Себя в Духе и открывается Отцу.
    6-е отношение -- Всесвятость: Св. Дух открывает Себя в Отце и открывается Слову.
    7-е отношение -- Всеблаженство: Отец открывает Себя в Слове и Духе и открывает Сам Себя.
    Так возникли существа из обоюдного оплодотворения. Таковы семь Управителей, семь Сил, стоящих пред троном(Бога), и таковы их свойства. Свойства возникают из отношений трех Логосов. Их может быть только семь.
     Всесилие (Всевластие) состоит в том, что Отец открывается Сыну. Это обозначается как первое творение или как хаос.
     После того, как Всесилие исполнило свои задачи, начала править Всемудрость, упорядочивающая все в соответствии с мерой и числом. ... Вселюбовь вносит во все творение принцип симпатии и антипатии... Всесправедливость... приносит карму, т.е. рождение и смерть. ... Всеспасение... во все вносит спасение (избавление), т.е. последний Суд.
     После действия последнего Суда за дело берется Всесвятость и приносит повсюду святость, а тогда начинается Всеблаженство.
     Представим себе все это распределенным на семь планет. В действительности все они, все семь присутствуют здесь, но так, что одна правит (другие пребывают соподчиненными).
     Четвертый шар (эон) -- наш. Так что наш принцип таков: «Отец сокрыт в Слове и открывается Духу». Так дано Христианство. ...
     Главное следующей планеты (эона) должно подготовляться в предыдущей. Слово, подготовляясь к Св. Духу, который тогда (на Юпитере) будет открываться, должно пребывать в процессе инволюции. Но здесь это смерть. Миссия может быть исполнена, если Слово погрузится вплоть до смерти; таков смысл смерти на кресте. ... Итак, в следующем планетарном воплощении Сын приведет к Отцу то, что теперь собирается благодаря Духу».Д.67/68, с. 19-22.

     Перейти на этот раздел

  

50. В 8-ую сферу попадает все, что не смогло примкнуть к идущему вперед развитию. В своих задатках эта тенденция слагается уже в деваханическом состоянии. Если на Земле человек использует свою жизнь для себя одного, собирает все возможное, чтобы пережить возвышение своей эгоистической самости, то на Девахане такой образ действий ведет к состоянию авитхи. Человек, не преодолевший обособленности, приходит к авитхи. Все авитхи-люди станут однажды жителями 8-ой сферы. Авитхи является подготовкой к 8-ой сфере. В религиях это понятие известно как ад". 93-а (14)

     Перейти на этот раздел

  

58. "Кама означает вожделение, желание; лока — место, хотя в действительности это не место, а состояние".99 (3)

     Перейти на этот раздел

  

219. "Жизненный эфир — это элемент, повсюду омывающий нас. Мы связаны с ним через посредство солнечного сплетения".93-а (1)

     (Записи этой лекции крайне фрагментарны и нуждаются в проверке.- Сост.)
     266-1, с.185, 167

     Перейти на этот раздел

  

273. "Для индийского ученика был ясно воспринимаем на высшем Девахане человеческий образ, праобраз. На нижнем Девахане этот образ облекался в астральную оболочку, содержавшую в себе силы для развития любви. Любовь, Эрос называли Кама. Так Кама получила смысл для земного развития. Божественное Слово облекалось в Каму и через Каму ученику звучало пра-Слово. Одеянием любви была Кама, одеянием пра-Слова vac, которое лежит в основе латинского слова vox (голос). Человеческое "я" нисходило в одеянии любви и образовывало Кама-Манас. Внутреннейшей сущностью человека была Кама, в которую одевался Манас, — это было "я"".106 (4)

     Перейти на этот раздел

  

430.
     I-я Иерархия
Серафимы — Воспламенители Огня, Духи Вселюбви.
Херувимы — Полнота Софии, Духи Гармонии.
Троны — Возвышенно Правящие, Престолы, Духи Воли, Лучистые Жизни, Лучистые Пламена.

     II-я Иерархия
Кириотетес — Господства, Духи Мудрости, Величия, Dominationes.
Динамис — Духи Движения, Силы, Добродетели, Могущества, Mahat, Virtutes.
Эксузиаи — Духи Формы, Власти, Элохимы, Духи Откровения, Духи Света, Potentates.

     III-я Иерархия
Архаи — Духи Личности, Начала, Духи Времени, Княжества, Asuras, Principatus.
Архангелы — Духи народов, Духи Огня, Духовные Вестники.
Ангелы — Сыны Жизни, Вестники Богов, Сыны Сумерек, Дионические Существа, Дхианы, Луна-Питрис, Баришад-Питрис.

     Перейти на этот раздел

  



X. УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ И СОЗВУЧИЯ ОЩУЩЕНИЙ



589. «Уже на др.Солнце существовали адепты, ушедшие дальше, чем остальные люди Солнца. Они перешли на др.Луну и там опять получили возможность развиваться быстрее, чем люди Луны. Они были предками земных людей, но сильно обогнали их в развитии. Во второй расе четвертой рунды... эти Сыны Солнца смогли уже воплощаться и образовали особенно прекрасную расу... Соляр Питрис. В Гиперборейскую (2-ю) эпоху они обладали вертикальной формой. Они совершенно видоизменили гиперборейские тела, чего не могли тогда делать другие люди. Соляр-питрис представляли собой прекрасных, апполонических людей, прямоходящих уже во второй расе».93-а (23)

     Перейти на этот раздел

  



Ману

605. "На вершине великого Атлантического оракула, бывшего во главе всех других оракулов и называв¬шегося Солнечным, стоял великий посвященный Атлантиды, великий Солнечный Посвященный Ману, который вывел определенную часть атлантов на Восток. ... и основал там древнеиндийскую культуру".114 (4)
     Первый водитель, давший импульс этому развитию человечества (5-й расы) был Ману, Ману 5-й коренной расы (послеатлантической). Ману принадлежит к тем водителям человечества, которые сошли на Землю во время 3-й коренной расы. (Примечание редакции (к лекции): имя Ману происходит от санскритского корня "ман" — думать. В индо-теософской терминологии этим именем обозначались высокие духовные существа, которым надлежит образовывать новые расы.) 93, с. 305

     Перейти на этот раздел

  



  Дхиани-Будды, Будды, Бодисаттвы

617. "Личность, которая, внешне являясь человеком послеатлантического времени, несет в себе Духа Личности, одушевлена вплоть до физ. тела Духом Личности, в восточном учении называется Дхиани-Буддой. Это имя является общим для человеческих индивидуальностей, одушевленных вплоть до физ. тела Духом Личности". "Те личности, которые в послеатлантическое время вплоть до эф. тела одушевлены Архангелами, называются Бодисаттвами. ...Те же, кто в физ., эф. и астр. телах одушевлены Ангелами, называются человеческими Буддами".
     "Когда мы слышим о Буддах — а в восточном учении говорится не об одном Будде, а о многих, среди которых, конечно, встречаются разные степени совершенства, — то при этом нужно иметь в виду, что Будда живет на Земле, а за ним следует Бодисаттва и даже Дхиани-Будда. Может быть так, что Дхиани-Будда или Бодисаттва не спускаются вплоть до одушевления физ.тела, но, например, до одушевления эф. тела... тогда мы имеем человеческого Будду, уже инспирируемого Ангелом, но, кроме того, в своем эф. теле инспи¬рируемого Архангелом".110 (7)

     Перейти на этот раздел

  

622. Будда явился пастухам в астр. теле. Различают три астр. тела у существа, становящегося Буддой, "...во-первых, то тело, которое оно имело до того, как стало Буддой, когда оно действовало из высей вниз как Бодисаттва. Это тело не содержит всего того, благодаря чему может действовать это существо; оно еще находится вверху и связано со своей предыдущей миссией, как прежний Бодисаттва был связан с Буддой до того, как он свою миссию претворил в Будда-Миссию. И пока это существо находится в подобном теле, его тело называют Дхармакайя.
     Второе тело, которое образует себе это существо и сохраняет в себе, является таким, что все, в нем содержащееся, приходит к своему выражению в физ. теле. Такое тело называют "телом исполнения", Самбхойякайя.
     Третьим является то тело, которое обретает это существо, пройдя через исполнение и выработав способность действовать сверху вниз. Это тело называют Нирманакайя". В Нирманакайе Будда явился пастухам в виде воинства Ангелов. 114 (3)

     Перейти на этот раздел

  

623. "Если бы Бодисаттва не явился полностью в теле великого Гаутамы Будды, то в отдельные души всех людей не смогло бы перейти то, что мы называем закономерностью, дхармой, которую человек может развить только из себя, когда он вытесняет из себя свое астральное содержание, чтобы освободиться от всех плохих действий кармы". В этой связи говорят, что Будда "повернул колесо закона". 114 (5)

     Перейти на этот раздел

  

78.

95 (прил.)

     Перейти на этот раздел

  

79. Схематический обзор уровней бытия.
     (По книге Э.Хагемана "Эволюция духовных существ и царств природы в период развития Земли". Любек, 1959)

     Перейти на этот раздел

  

80. СЕМЬ ЭОНОВ РАЗВИТИЯ
Схематический обзор ступеней мирового развития(составлен по библ.№№ 13,93а)

     Перейти на этот раздел

  

126. "Четырежды наша Земля становилась физической и еще будет таковой трижды". Каждое сгущение и растворение происходит в пределах рунды. Семь рунд называют планетарной системой. 93-а (24)

     Перейти на этот раздел

  

127. "В физическом состоянии первого элементарного царства, первой рунды мысле-зародыши стали физическими. Земля тогда представляла собой чисто физические шары, но столь маленькие, что их нельзя было видеть; они были силовыми точками. Постепенно они сгустились, но не различались между собой".
     "Во второй рунде Земля состояла из одних форм. Мир представлял собой прекрасно сформированный шар, в котором все возникавшие формы содержали в себе ничто типическое. На Земле были цвета и формы прообраза современного человека". 93-а (25)

     Перейти на этот раздел

  

137..
Золотой Век -- Крита-юга -- около 20000 лет
Серебряный Век -- Трета-юга -- около 15000 лет
Медный Век -- Двапари-юга -- около 10000 лет
Темный Век -- Кали-юга -- около 5000 лет.
     Наш век охватит будущие 2500 лет".118 (1)

     Перейти на этот раздел

  

41. Потомки древних индусов говорили о том, что в будущем грядет божество Прамати, человек будет лишен духовного водительства, и мыслью станут постигать божественных существ, настанет Кали-юга. Начало этой эпохи переживалось народами как всемирный потоп и нашло свое выражение почти во всех мифологиях, где говорится, "...что произошло затопление сознания и что в 3-й послеатлантической культуре через особое развитие души ощущающей — т. е. созерцание внешнего мира — должно наступить нечто новое. Индус ощущал это, говоря: приближается Кали-юга как наследница Прамати. А что говорили греки? — То же самое. Только вместо Прамати они говорили Прометей, что является одним и тем же. Он — брат Эпиметея, который представляет собой взгляд в прошлые времена. Эпиметей — это "думающий вслед", Прометей — "думающий прежде", чем что-то совершить во внешнем мире. И как Прамати наследует Кали-юга, так и Прометей имеет наследника: ... "Калион" — темный Деус-Божество, и мы получаем "Девкалион"; это то же слово, что и Кали-юга. ... По совету отца Прометея Девкалион делает деревянный ящик и в нем спасается со своей женой Пиррой от потопа, посланного Зевсом на род человеческий. Девкалион и Пирра причаливают затем к Парнасу и являются для греков родоначальниками нового человеческого рода". 133 (7)

     Перейти на этот раздел

  

110. "В форме пентаграммы проходит некое течение через эф.тело человека. Сначала оно идет через точку Я во лбу, потом в ноги, потом в руки — из одной в другую через сердце. Со сгибани­ем тела, его отдельных членов, "сгибается" и течение (эф.тела). С разными частями течений связаны различные планеты (см. рис.).

Человек постигает планеты как принципы, которые, собственно, действуют всегда и во всех глобах лишь каким-то совершенно опреде­ленным образом.
     Принцип Сатурна — это физическая основа; Солнца — вечный рост, вечный прогресс; Луны — закрепление, отставание, задерживание, застывание; Марса — мужество, агрессивное вторже­ние в жизнь чувств, красная кровь; Меркурия — выход из чувственной жизни; Юпитера — освобождение Я; Венеры — вхождение в любовь.
     Планетам и их принципам соответствуют цвета: Сатурну — зеленый; Солнцу — оранжевый; Луне — фиолето­вый; Марсу — красный; Меркурию — желтый; Юпитеру — синий; Венере — индиго".264 с. 188-190
nbsp;    "В окружающем нас мире, повсюду на Земле, мы постоянно окружены пятью эфирными потоками". В Индии их называют таттвами. Они пронизывают человека, двигаясь по пентаграмме.
От 1 к 2 идет земной эфир
От 2 к 3 - водный эфир
От 3 к 4 - огненный(тепловой) эфир
От 4 к 5 - воздушный эфир
От 5 к 1 - мысле-эфир
266 - 1, c.183
     Цвета планет: — зеленый, — синий, — красный, — черное, — голубая, — желтый, — фиолетовая.
     266-3, с.128

     Перейти на этот раздел

  

117. "То, что здесь образует целое — душевное тело, как внешняя оболочка, и вдетая в него душа ощущающая, — грубо можно сравнить с мечом, вложенным в ножны. Душевному созерцанию тут предстает целое, называемое в теософии кама-рупой, или астр.телом. Высший член физ.тела и низший член души об­разуют здесь целое…".53 (2)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 201551 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

229a. "Человек развивает Манас и создает предпосылки для возжигания Буддхи. Развивая Буддхи, он преобразует все свое астр. тело и так развивается другой полюс Кама (Буддхи). Кама, прежде наполнявшая его изнутри, стягивавшая прежде все вовнутрь, устремляется вовне и окружает, объемлет человека как Буддхи. Это инверсия, обращение (Umkehrunq) астрального. Кама воспринимается всеми благоволящими, направленными вовне силами. Затем в Буддхи является Атма". Д.69/70, с.21
     "Когда будет достигнуто высшее состояние сознания, Атма избавится от всех оболочек и станет поистине всеобъемлющим, способным создавать новую Солнечную систему". Оно станет всевидящим. "Если Атма надлежит светить вовне, то оно должно обрести способность все отдавать; оно должно стать творческим. Оно становится таковым благодаря тому, что облекается в оболочки Буддхи и Манаса". Д.78, с.37

     Перейти на этот раздел

  

Неделя

469. "Первая половина земного развития, от начала до середины Атлантической эпохи (1, 2, 3 и половина 4 расы) находится в эзотерической связи с Марсом, вторая половина (половина 4-й, 5, 6, 7 расы) — с Меркурием. Когда существа, прошедшие развитие на Луне, всплыли из тьмы пралайи (1-я рунда Земли), в человеке было в зачатке развито следующее: 1. физ.тело (с Сатурна), 2. эф. тело (с Солнца), 3. тело ощущений (с Луны). Согласно всему тому, предпосылки к чему образовала Луна в первой половине Земли (1, 2, 3 рунды) — без внешнего влияния — могла развиваться душа ощущающая, которая слита с телом ощущений. Т.обр., человек, благодаря тенденции, заложенной в прямой линии эволюционного раз­вития, был предрасположен к тому, чтобы застыть в своей сути, образованной по следующей схеме:

     И если человеку надлежало развиваться далее, то он нуждался в новом вкладе. На Земле, во время первой половины ее эволюции, должны были быть насаждены силы, которых не было на трех предшествующих мировых телах. Ведущие земное раз­витие Существа взяли эти силы во время первой половины эволюции Земли с Марса, а во время второй — с Меркурия.

Благодаря силам Мар­са, душа ощущающая испытала осве­жение. Она стала тем, что в моей "Теософии" названо "душой рассудочной". Благодаря силам, взятым с Меркурия, эта душа рассудочная бы­ла вновь так освежена, что не ос­тановилась в своей эволюции, а раскрылась Душе сознательной". Внутри же души сознательной был рожден Самодух (Манас). На Юпите­ре он станет в человеке господст­вующим принципом".
     "Человек не был на Марсе, но его душа рассу­дочная стоит в эзотерическом отношении к этой планете, с которой она получила свои силы. Пространственно это можно представить себе так, что Земля, до того, как стать физической (т.е. эфирно), прошла в 3-й рунде сквозь Марс, который тогда был эфирным. Схема­тически это можно представить следующим образом:

     То прохождение длилось еще и в "физическое" время Земли; когда же оно завершилось, ведущие существа взяли у Марса необходимую для души рассудочной кама-материю, и здесь,на Земле,она нашла свою физическую "повозку" в теплой крови(в крови Аресовых воинов).Земле было тогда напечатлено железо,которое есть составная часть крови.
     И Меркурий человек никогда не будет населять, но с середины Атлантического периода он находится в связи с кама-материей Меркурия (собственно с кама-Манас-материей),и ею ведущие Существа снабжают,как силами,человеческую душу сознательную. Физической повозкой этого меркуриального воздействия на Земле является ртуть.Когда Земля разовьется до пластического состояния,то пространственно пройдет сквозь Меркурий.Сама Земля тогда будет астральной, а Меркурий- эфирным."
     Схематически это выглядит так:

     Всю эволюцию Земли посвященные вложили в последовательность дней недели". Вулкан в ней отсутствует, поскольку в октаве повторяется первый тон. "В тайных школах учили еще одной закономерности относительно дней недели, которая не противоречит уже изложенной, но вполне соединима с ней. В ее основе лежит деление на 4 части, каждой из которых соответствует определенная планета. В целом в основе этого лежит последовательность планет, в которой они распо­ложены по отношению к Земле**, а именно:

     Таким образом получается:


*- Меркурий и Венера в астрологии переставлены местами

     ...в этом заложено отношение 4 к 7. Смысл его заключается в том, что на первую часть дня приходится основная часть планеты, к которой принадлежат его силы.

     Благодаря такой закономерности видно, как человек построен из макрокосмоса, а также видны многочисленные отношения к констелляциям тел макрокосмоса".
262 с.74-79
     (День следует делить на такие 4 части: 6 — 12 ч, 12 — 18, 18 — 24, 24 — 6. — Сост.)
** -  Имеется ввиду "парад планет", когда они выстраиваются в линию относительно Земли и астрологически находятся в аспекте соединения.Этим гипотетическим событием начинается и заканчивается "великий платонов год"(полный цикл развития цивилизации по Платону,продолжительностью 72000 лет=36000 лет*2),причем положение точки соединения сам Платон не указал, и позднее было принято 0 град.Овна. Идея восходит к ассирийской астрологической традиции, где великий год задавался большими соединениями в Раке и Козероге,а также работам Пифагора и Эмпедокла. Позднее, термин "платонов год" связали с прецессионным годом,периодом прецессии точки равноденствий,приблизительно 1 град. за 72 года, или 25920 лет; этой системой пользуется Р.Штайнер - Прим.

     Перейти на этот раздел

  

555а. "Десять силовых центров в человеке:
1. прана — в груди; 2. апан — в области органов секреции; 3. саман — в пупке; 4. удан — в середине горла; 5. вайю — пронизывает все тело; 6. курм — в глазу, помогает его открывать; 7. крикала — в желудке, вызывает голод; 8. наг — вызывает рвоту; 9. девадатта — вызывает зевание; 10. дхананджайя — что не покидает тело и после смерти.
     Прана соответствует десятилепестковому лотосу, удан — шестнадцатилепестковому".266-1, с. 111 — 112

     Перейти на этот раздел

  

885. "Когда человек возвращается с Девахана, то его астральные, эфирные и физические силы организуются вокруг него согласно двенадцатиричным силам кармы. ... Они суть следующие:
1) авидья= незнание;
2) санскара = организующие тенденции;
3) виджнана = сознание;
4) кама рупа = имя и форма;
5) чатаядана = то, что конкретно делает рассудок;
6) спарча= соприкосновение с бытием;
7) ведана= чувство;
8) трич(ш)на= жажда бытия;
9) упадана= удовольствие от бытия;
10)бхава= рождение;
11)джати= то, что тянет к рождению;
12)джарамарана= то, что освобождает от земного бытия". 93-а (14)

     Перейти на этот раздел

  

1094a. "Мировая карма — это Бог". 266-1, с.525
     — Господа кармы — "Липикас". Они стоят выше симпатий и антипатий и любого взятия.Д.69/70,с.20

     Перейти на этот раздел

  

1717a. Для восприятия имеет значение лишь то, что производит действие. Существует три рода действий. "Духовное действие; все, что как-либо может действовать как дух, называется Буддхи; все, что может действовать душевно, называется кама; все, что действует телесно, называется прана. ...Как формы действия, все они одного рода, но проявляются на разных ступенях".
     Действиям должны быть поставлены границы — "шарирас" (оболочки). Ограничивающее Буддхи — Карана шарира, каму — Линга шарира, прану — Стула шарира. Человек и иерархическое существо Дхиан-Коан организованы противоположным образом. Человек ограничен Стула шарира, а в центре имеет Атма как Я-сознание, у Дхиан-Коана Атма — вовне.
Человек Дхиан-Коан
АтмаДухочеловекСтула-шарира
БуддхиЖизнедухПрана
Карана шарираСамодухЛинга-шарира
КаматрехчленнаКама
Линга-шарира душевное тело Карана-шарира
Пранаэф.тело Буддхи
Стула-шарира физ. тело Атма

Д.78, с.26

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300350 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

36. "Неравенство происхождения Каина и Авеля (неполовое и половое происхождение) вызвало спор между ними. И Каин убил Авеля. Авель за половое происхождение, а Каин за моральное грехопадение были лишены жизни в духовном мире. Взамен Авеля Иегова дал родительской паре Сета. От Каина и Сета пошли два типа людей. Потомки Сета могли в особом (сновидческом) состоянии сознания созерцать духовный мир. Потомки Каина были начисто лишены этого. Они должны были в смене поколений постепенно вырабатывать человеческие земные силы и так вновь завоевывать спиритуальные способности.
     Одним из потомков Авеля-Сета был мудрый Соломон. Дар сновидческого ясновидения был у него наследственным". О его знаменитой мудрости говорится символически, что он сидел на троне из золота и слоновой кости (это символы мудрости). Одним из потомков Каина был Ламех, "...хранитель Т-книги, в которой, в той мере, в какой это было возможно для земных сил, была восстановлена пра-мудрость; поэтому для непосвященных книга была непонятной. Другой представитель каинова человечества — Тубал-Каин, который настолько подвинул искусство обработки металлов, что из них стали делать музыкальные инструменты. Современником Соломона был еще один из рода Каина — Хирам-Абиф или Адонирам, который в своем искусстве пошел столь далеко, что достиг самой границы, за которой начинается созерцание высших миров; лишь тонкую стену, отделявшую его от посвящения, оставалось преодолеть ему".
     Соломону в сновидческой мудрости открылся план храма, который своими формами должен был символически выражать развитие человечества. Царица Савская Балкис в силу своих старых представлений не могла понять, как это мастер строитель, обладая лишь человеческими силами, смог построить такой храм. Она знала, что рабочих для строительства можно собрать лишь силой атавистической магии. Она потребовала показать ей мастера, которым был Хирам-Абиф. Тот взошел на холм и по знаку, данному с помощью молотка, тут же собрал толпы рабочих.
     "Вскоре после того царица и ее нянька (символ пророческой личности), подходя к вратам города, опять встретили Хирам-Абифа. Как только обе женщины увидели его, появилась птица Хад-Хад и села царице на руку. Нянька пророчица истолковала это так, что царица Савская предназначена не для Соломона, а для Хирам-Абифа". Когда Соломон был пьян, царице удалось снять с его пальца кольцо, с которым было связано ее обещание стать женой царя.
     Царица Савская выражает собой звездную мудрость, которая прежде была связана с атавистическими силами души, символизированными в Соломоне. "Оккультная легенда в символе женского образа выражает мудрость, которая может быть обвенчана с мужской частью души. Со времени Соломона началась эпоха, в которую мудрость должна была начать переходить от атавистических старых сил к вновь вырабатываемым земным силам Я. Кольцо всегда является символом "я". О Соломоне говорится как о человеке, не вполне обладающем силой человеческого Я. В атавистическом сновидчески-ясновидческом сознании он переживает лишь ответ "высшего Я", Ангела. "Опьянение" указывает на то, что это Я было вновь потеряно в полусознательных силах души, с помощью которых оно было обретено. Хирам является первым, кто реальное человеческое Я делает своим достоянием".
     С этого момента Соломон начинает испытывать к нему зависть. Он использует трех подмастерьев, которым Хирам отказался присвоить степень мастера и сообщить тайное слово по причине их незрелости, и они убивают Хирама. Но прежде они мешают ему изготовить "медное море" из семи металлов (свинец, медь, олово, ртуть, железо, серебро, золото), которое должно было быть прозрачным. Подмастерья подмешивают туда нечто чуждое, "море" воспламеняется, из него звучит голос, повелевающий Хираму прыгнуть в огонь. Там он встречает Тубал-Каина, который ведет его к центру Земли, где находится Каин, в состоянии до совершения греха. Каин дает Хираму поучение, что энергичное раскрытие человеческих земных сил в конце концов приведет на вершину инициации и что достигаемое на этом пути посвящение должно со временем заступить место созерцаний сыновей Авеля-Сета. В качестве символа, вселяющего силу, Каин дает Хираму новый молоток. Им он, вернувшись на поверхность Земли, касается "медного моря", и оно становится прозрачным. Таков символ восхождения с помощью медитации к имагинациям. "Медное море" символически выражает человека, каким он стал бы, если бы не случилось предательство в виде сомнения, суеверия, иллюзии. Из-за них в Лемурийскую эпоху человечество было ввергнуто в огненную катастрофу, не вполне погашенную водным развитием Атлантиды. Человек должен восстановить в душе состояние, в котором был Каин до убийства брата, т.е. пройти через Я-разитие.
     Каин дал Хираму "...знак Т и сказал, что от него произойдет род, который победит на Земле детей Адама, использует великое служение огня, а также снова приведет человечество к божественному творческому Слову". Человек воплотился в металлические массы, которые некогда были в расплавленном состоянии. До того он не мог сомневаться в духовном мире, ибо он окружал его; суеверие не могло возникнуть, ибо человек видел духовное в его истинном облике; иллюзия собственной самости не могла возникнуть, поскольку он сознавал себя во всеобщей духовности. Предатели подмастерья подмешали в сплав забвение божественного творческого Слова. Но на оккультном пути вновь обретается Т, творческое Слово, познается чистая природа Каина.265, с. 365-370
     "Каинит — это сын божественно-духовных сил, которые воздействуют на земное развитие таким образом, что могут произвести микрокосм, в котором овнутрены макрокосмические силы. Он принадлежит тем силам, которые во время земного развития смогли достичь некой высоты, заложив в человека силы Я и затем начав их формировать, совершенствовать.
     Авелит принадлежит другим макрокосмическим силам, которые не могут так непосредственно овнутрить в нем силы Я". Поэтому он не может так непосредственно, как каинит, быть носителем макрокосмических сил. Они в нем действуют извне. Поэтому становится необходимым существование полов. Авелит принадлежит отставшим силам, действующим из лунного развития в земном. Они не смогли в свое время достичь соответствующей высоты и потому на Земле могут овнутриться лишь вплоть до астрального тела микрокосма. "Поэтому лишь через посредство человеческой пары могут они творчески воздействовать на земное развитие. ... В состоянии Луны был деятелен принцип двоичности; две силы творчески воздействовали одна на другую: солнечная и лунная. Отставшие силы, которые в эоне Земли открылись тотчас же, как только в человеке распустилась сила Я, они внесли те лунные силы в земное развитие и овнутрили их в микрокосме, так что в нем возникла двоичность, в которой ни солнечное, ни лунное влияние не стало преобладающим в физическом или эфирном теле. Так возникли два пола.
     Каинит, принадлежащий собственно земному развитию, не нуждается в том, чтобы проходить через половые различия. ... для Земли была предопределена троичность: Солнце, Луна и Земля. Человек сначала имел в себе силы обоих полов, как Земля содержала в себе силы Солнца и Луны. Он мог действовать творчески развивая то, что развивается на Земле, — силу Я".
     Убив Авеля, Каин впустил в себя силы Авеля, отставшие силы лунного развития. Допустив смерть, он сделал себя должником ее сил, сил нисхождения, разрушения. К Авелю из макрокосма струятся силы, которые Каин должен получать из окружающего мира. Авель воздействует на астральное — он пастух. Каинит способен построить храм микрокосма, в котором могут быть овнутрены все силы, действующие из внешнего мира. Авелит доводит их лишь до образного представления храма. Каинит силой Я может гармонически работать с семью планетарными силами (семь металлов), которые изживают себя в семи членах его природы (три высших и четыре низших); и он может прийти к созерцанию духа. В центре Земли он созерцает мировое Я, которое он овнутрил собственной силой, что дает ему силы для дальнейшего решения его задачи. Предают же его подмастерья из-за сил смерти, которые он принял в себя. Пламя символизирует тепло крови, которая ведет его к его предку.
     "Потом наступает новый период в работе, когда с ним соединяется мудрость, прежде притекавшая к авелитам из духовного мира". — Балкис влюбляется в Хирама. "С этого момента силы, действовавшие в потоке Авеля, достигают своей высшей точки в земном развитии".
     Макрокосмические силы в ходе земного развития овнутряются в микрокосме; те, кто этого не делают, остаются в макрокосме и работают оттуда над Я-сознанием, в "подсознательной жизни макрокосма", за линией горизонта, в состоянии сна. "В сознательной дневной жизни микрокосма, над горизонтом, они могут работать лишь вне микрокосма". Линия горизонта, идущая с востока на запад и линия, перпендикулярная ей, образуют знак Тао. Это и есть молоток, данный для определенного периода развития. Им построен храм микрокосма из сил макрокосма. "Его сила открывается в трех точках на востоке, юге и западе, в светлой полусфере. Где микрокосм может сознательно работать с овнутренными силами, там раздается его стук".
     С "овнутрением" Бога в человеке должны начать открываться силы, разрушающие, "демонтирующие" человека. Микрокосм должен начать вбирать в себя то, что всегда отстает и тем дает развитию идти вперед. "Божественно-духовные существа должны постепенно отступать от человека; он должен сам воздействовать на макрокосм. Вместо того, чтобы брать, он должен начать отдавать. Из храма микрокосма он должен работать во внешнем мире, в темной полусфере, где макрокосмические силы действуют бессознательно. Тогда тьма внешнего мира, подсознательное человека, осветится светом понимания. Микро- и макрокосм соединятся. Жизнь и смерть станут единством, они станут превращаться друг в друга. Идя путем восхождения и нисхождения, человек войдет во врата Божественного Духа.265, с. 381-387
     "Эта легенда построена так, что если ее образами пронизывать душу, постоянно медитируя над нею, то образуется независимое от физического аппарата познания созерцание эволюции человечества". Первый земной человек, Каин путем дыхания вбирает и возвращает назад субстанцию тепла. Таково основание его жизни. "Ева, земная матерь, живет как существо, ткя в элементе воздуха. Воздух в связи со светом дает тепловой эфир". Ягве из атомизированного земного элемента (прах земной) творит Адама. Земной элемент в связи с "воздушным существом Евы рождает Авеля, чей элемент есть атомизированная вода". Между элементами огня и воды возникает спор.
     "Огненное существо удалило с земной планеты водное человеческое существо". Прежнее ясновидческое познание Каина как огненный элемент проникало в вещи. Водный человек затемнил то ясновидение. Возникли люди, идущие из тьмы к свету путем эволюции. Люди Авеля-Сета дышат воздухом, что дает им примитивное ясновидение.
    


     (Этот рисунок дан как оккультный знак для медитирования над легендой.)
     Построенный более из элемента огня аппарат познания сыновей Каина получает чувственные восприятия и обрабатывает их интеллектуально. Аппарат ясновидения сыновей Авеля построен из элемента воды. Из видений, минуя чувственное восприятие, они осознают духовные переживания.
    


    

(В расстановке стрелок и чисел возможны ошибки. Примечание издательства.)265 с. 393
     "Ева была человечеством полярной (коренной) расы, совершенно отличным от современного, а именно более простым". Чтобы составить себе о нем представление, нужно сосредоточиться на пульсации крови по всему телу, на тепле крови, а остальному дать исчезнуть; тогда у нас будет представление о том, какова была Ева. Земля была темной, но во вторую, Гиперборейскую эпоху Духи Солнца пронизали темную Еву светом. Лучи солнечного света содержали в себе также питание. И все, что осталось от того питания для человечества или Евы, было использовано для целей размножения. Так возник Каин — из соединения Элохима с Евой.
     "В Лемурийскую, или Лунную эпоху Элохим Ягве... создал Адама, т.е. он разделил человечество на два пола. И когда говорится, что Адам и Ева стали мужем и женой, то это означает, что оба пола соединились в целях размножения: так возник Авель.
     Прежде соединенные силы Солнца и репродукции разделились и произвели два рода людей. Каин и Авель изо дня в день, даже ежечасно, воюют в нашем теле, поскольку Авель представлен артериальной кровью, которая приходит из легких и от сердца, насыщенная живым духом воздуха, чистым, крепким кислородом. Каин же представлен венозной кровью, насыщенной ядовитой, убивающей углекислотой". Оживает Авель в Сете, обновленном дыхании.
     Когда Солнце выделилось из Земли, род Авеля-Сета стал носителем божественной мудрости и интуиции (жрецы, короли "Божьей милостью"). "С точки зрения физической они негативны, или женственны (не обязательно физически женственны).
     Род Каина обладает силой размножения (не обязательно полового) вместо интуитивной мудрости. Он позитивен, мужественен (не обязательно физически мужественен); он работник в мире, научный исследователь и т.д. Попробуем сделать это понятнее с помощью диаграммы.
    
     Сыны Бога: физически-женской природы, эфирно-мужской природы, обладают интуицией; Авель.
     Сила Солнца содержит пита-
     ние, интуицию и размножение
     Дочери человеческие: физически-мужской природы, эфирно-женской природы обладают силой репродукции; Каин. В эпоху Атлантиды была предпринята попытка оба рода (типа) людей соединить, но это повело к черной магии наихудшего сорта. На это указано в Библии: "Сыны Божии увидели дочерей человеческих ... и брали их себе в жены" (Быт. 6.2).265, с. 393-395
     "Пришествие царицы Савской означает современный опыт. Наука, представленная Хирамом, может ныне соединиться с душевной мудростью, символизированной царицей Савской. Няня — это смотрящий в будущее пророк; птица Хад-Хад есть дух интеллигенции, восходящей из души. Через откровение, представленное Соломоном, она обращается к обретаемому с помощью Я познанию, которое находит свое выражение в Хираме".
     Хирам, по желанию Балкис, взмахом Тау-молотка собирает рабочих. Этим показано, каким образом осуществляются массовые события — с помощью массового внушения. В древности, когда человек не был индивидуализирован, такие приемы были отчасти допустимы.
     Хирам идет к центру Земли, где растет Я-растение; Каин был земледельцем. с. 396
     После отделения Солнца Земля представляла собой "...огненный шар, окруженный тепловой атмосферой, или тепловой аурой. На земном шаре вырастали физические и эфирные тела, подобно растениям. И когда Солнце пронизывало лучами атмосферу, тепло проникало в человеческие физические и эфирные тела и из них образовывались тела астральные, душа человека. Это облучение Существом Солнца человеческих форм вносило силы мудрости Существа Солнца в людей, которые стали высшим Я человека. Оно есть прирожденная божественная мудрость в человеке, делающая его духовно познающим существом. ... Солнечные Существа, Элохимы, посылали свои лучи на Землю с помощью Архангелов, чем вызывались различные течения в человеческих формах, ... ставших человеческим мозгом... кровью ... универсальное тепло стало внутренним теплом. ... Поток, образовавший из света мозг, был Каин, огненно-земной человек; сопутствующий ему поток, образовавший в человеке кровь, был Авель, возникший с помощью Адама. Водная субстанция была кровью. Это водный человек. ... пассивная сторона света".
     В ходе "шести дней творения" в определенный момент из середины огненного шара в мировое пространство вырываются силы и возвращаются назад к центру. Так возникает тепловая атмосфера — как среднее вещество, производящее противодействие. Когда начинается процесс вдоха и выдоха, в тепловой атмосфере рождается противостояние и лучи Солнца наталкиваются на замутненную атмосферу, сгущенное тепло, которое становится воздухом. Действие прежнего огня мудрости, образовавшего зачатки мозга, меняется, а вместе с тем и формация мозга.
     "Таким образом, мы вновь находим Еву, земную Матерь, состоящую теперь из более атомизированного вещества — после того, как родился Каин, — в соединении с Адамом, затемненным потоком Солнечного Существа, что земное существо делает Авелем, дышащим воздухом. При всеобщем сгущении, возникающем благодаря воздуху, испытывает противодействие также и Каин; непосредственное соприкосновение с огненным дыханием затемняется. Это и есть убийство Авеля Каином. Каин теперь оказывается отрезан от богов огня, но в себе имеет способность огонь мудрости развивать внутри себя с помощью рассудка, преобразуя его (просто) в мудрость.
     Ну, а что означает земной прах, из которого сотворен Адам? Вся эволюция образуется возникающими в определенные эпохи сгущениями, работой формообразования. Также и земное состояние было подготовлено работой над формой путем конденсации, уплотнения духовных сил.
     Когда Ева, земная Матерь, возникла благодаря действию Тронов и Элохимов, то первое формообразование имело место в Каине. Затем активная сторона этого образования пробудила огненное, а пассивная стала причиной сгущения в сторону вещественности, воздушного элемента. Попросту говоря, вещественность, на которую она с тех пор стала оказывать влияние, сгустилась, стала более физической, но пронизанной действенным духом. Из этого более конденсированного взаимодействия возник Адам, а продуктом действия Адама и Евы стал Авель, водное, или воздушное существо. Встреча огненного и воздушного элементов вызвала спор, противостояние; огненный элемент затмился, вобрал в себя нечто от темного элемента".
     "Братоубийство означает убийство красной крови синей кровью".265 с. 396-399
     "Соломон владел тремя тайнами: тайной двух Геркулесовых столпов, тайной триединства мудрости, красоты и силы и тайной света и тьмы".
     "Нисходя в земную инкарнацию, человек приходит к тому, чтобы сомневаться в своей духовной сути, составлять себе ложные представления. Суеверием является, например, представление, будто бы человек есть одиноко стоящее существо, а не часть великого целого. Такова иллюзия собственной самости (вера в самость). Эти три предательских подмастерья разрушают изначальную чистоту человеческой природы, и из нее вздымается пламень вожделений".
     В эф. теле человека имеется три очень важных точки: в сердце, в селезенке и на спине. Та, что на спине, является "медным морем" микрокосма; три указанных подмастерья делают его замутненным, словно подернутым облаками, как дымчатый топаз. Его необходимо делать чистым, сияющим.
     "Каин в средоточии Земли обладает еще чистой божественной силой Элохима. Хирам ... получает от него изначальное творческое Слово, написанное на Золотом Треугольнике. ... "Медное море" является сплавом низших и высших принципов в физическом бытии, в минеральной рунде. ... "Медное море" есть оплотнение астральности. Астральное, каким оно было до сгущения физического, не могло оплотнеть. Пройдя через физическое оплотнение, астральное очищается и лишь тогда должно оплотнеть. Но сначала нужно найти слово, стоящее на Золотом Треугольнике. Лишь когда астральное очищено, Слово может возникнуть заново, — это эфирное тело в его новом облике, служащее выражением Принципа Христа". 265, с. 400-401
     "Выработка эгоизма стала необходимой с середины Лемурийской эпохи. ... до того человек не имел собственной камы; она тогда существовала лишь космически. С разделением на два пола кама вошла в отдельного человека; чрезмерная кама была удалена с Луной".
     "Благочестие было недостающей балкой в Храме Соломона, которая должна была соединить две колонны. Она должна быть найдена прежде, чем будет возведен храм". Благочестие — предание себя высшему; оно гармонизирует астральное тело. Слово Мастера, мудрость преобразует эфирное тело в вечное.
     Боас — сила, физ.тело; Якин — мудрость, эф.тело; перекладина — ас.тело, кама, огонь (душевный огонь).
     Так поперечная балка над двумя колоннами ведет, с одной стороны, к высшей мудрости (Буддхи) через благочестие, любовь, Христа, а с другой — к творческой силе (Атма) через познание, энтузиазм, Люцифера. Так связаны две колонны в храме.
     Преобразование минерального во внешний храм идет рука об руку с преобразованием волнующегося ас.тела в гармоническую человеческую любовь. Так творится вовне и внутри "медное море". Минеральный мир станет в конце концов выражением любви человека. Внутри — любовь, вовне — красота: таким станет образ мира".
     Хирам возвращается из "медного моря" одаренный высшими принципами, но ученики убивают его. Это война низшего с высшим в человеке. "Я вступает с востока через высшие принципы (подобно Солнцу восходит оно над человеком). Три подмастерья приходят от трех других сторон света". Хирам успевает написать слово Майстера на Золотом Треугольнике и бросает его в глубокий колодец. Этим он указывает на будущее, когда ас. тело будет очищено, и "медное море" затвердеет, физ. и ас. тела создадут твердое основание для дальнейшего развития.265, с. 401-405
     "Когда человеческое Я нисходит в три свои оболочки, оно прежде всего встречает астральное тело. Оно ощущает его таким, каково оно в действительности. Как бы через удар осознает себя Я и познает себя в ас. теле. Человек тогда начинает сомневаться во всем, также и в себе. Такого рода нападение переживает он; таков первый подмастерье-предатель.
     Затем человек встречает свое эф. тело, в которое он нисходит. И снова он познает себя в этом теле через удар. Тут ему навстречу выступают суеверия, всех верований и всех мнений, усвоенных через воспитание. Таков второй подмастерье-предатель.
     Затем человек нисходит в свое физ. тело и познает иллюзию собственной самости. Это третий подмастерье-предатель. Благодаря встрече с ним как бы одним ударом отнимается возможность ощущать себя закрытым в своей самости, изолированным от окружающего внешнего мира. Он учится познавать видимость и истину и возвышается над своей узкой ограниченностью. Более не заключенный в три оболочки человек свободно выходит из себя в окружающий мир и познает себя как микрокосм в макрокосме". (Удары Хираму наносятся подмастерьями в левый висок, в правый и в лоб.) 265,c.413-414

     Перейти на этот раздел

  

Буддизм

     152
. "Старое влияние Люцифера и Аримана действовало как жажда бытия. Эта жажда бытия шла из воплощения в воплощение". После смерти человек сбрасывает эф.тело и лишь его экстракт берет о собой в Камалоку, где в него вписываются все земные переживания, все, что действует на человеческую карму, и этот экстракт проходит из одного воплощения в другое. Будда, взирая на окружающее человечество, говорил ближайшим ученикам: Человек теперь ничего не знает о своем эф.теле (линга шарира), а именно из него возникает жажда бытия. Это идет из предыдущей жизни. И эту тенденцию, силу, идущую из предыдущей жизни, ученики Будды называли самскара. Из этой самскары в человеческом мышлении возникает то, что не позволяет ему мыслить объективно. Он знает, что Люцифер и Ариман возбуждают в нем жажду жизни. "Все, что человек усваивает как истину, проистекает не из объективного взгляда на дело, но из древней склонности, из предыдущей инкарнации. И это все образовывало для Будды "внутренний орган мышления", который есть совокупность того, что человек мыслит благодаря тому, что в предыдущей инкарнации он имел те или иные переживания, оставшиеся в его линга шарира. Так что некий род внутреннего органа мышления, который образуется из всей совокупности самскары, видел Будда во внутреннем человека. И далее он говорил: Только эта мыслительная субстанция делает из современного человека то, что он называет своей теперешней индивидуальностью. — В буддизме это называется "имя и форма", или намарупа, в древнем философском направлении — ахамкара". С исчезновением сновидения, —говорил Будда, — в человека вошли задатки к обособлению от других, делающие его существом с той или иной "формой" души; каждый также имеет имя, отличающее его от других, ахамкара. Идущее из прежней инкарнации образует "имя и форму", индивидуальность образует изнутри Манас и 5 органов чувств, т.наз. 6 чувств. Будда говорил: В глаз вчленено нечто, бывшее в линга шарира и принесенное из предыдущего бытия, поэтому глаз видит не чисто, также обстоит дело и со слухом. Так во все вплетаются желания из предыдущей инкарнации, а если бы этого не было, человек видел бы в мире божественных существ и не имел желаний, вожделений. Он бы не делал различия между собой и внешним миром. Ибо его отделяет от мира желание иметь больше, чем мир дает ему свободно сам. Благодаря 6-ти органам чувств возникло "соприкосновение с миром", а из этого — ощущения, из ощущений — цепляние за внешний мир. "Но благодаря тому, что человек ищет, как зацепиться за внешний мир, возникает боль, страдание, заботы, скорбь". Вот что говорил Будда ученикам о внутреннем человеке, причине боли, страдания, забот. Открыто он изложил это в своей бенаресской проповеди.
     "Причина страданий в мире, — говорил Будда, — состоит в том, что нечто остается от предыдущих воплощений, о чем человек не знает. ... Но если он осознает, что в его астр.теле заложены силы, в которые он должен проникнуть, тогда он сможет, если захочет, обрести знание, которое остается не зависимым от всего предыдущего, собственное знание". Это знание Будда сообщил людям в восьмичленной тропе. 114(3)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 405110 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     28
. В сказании о Прометее содержится история всей 5-й коренной расы. "Дух 5-ой расы может завоевать только безжизненную природу, пребывающие в камне, в минералах силы становления (например, каменный уголь). Манас 5-й коренной расы прикован к минеральным силам, как атлантическая раса была связана с жизненными силами (например, семян). Вся сила Прометея прикована к скале, к Земле. Потому и Петр-камень, на котором строит Христос". Орел действительно пожирает печень 5-ой коренной расы, представителем которой является ее пра-посвященный Прометей. Идет борьба желудка с печенью. "В каждом отдельном человеке в 5-ой коренной расе повторяется эта прометеева борьба-страдание".
     Сознание того, что человечество 5-ой расы стоит под знаком огня, выразилось в мифе о Прометее. Вся наша техника, промышленность, искусство связаны с огнем. "Прометей" означает "думающий наперед"; его брата зовут Эпиметей, что значит "думающий потом". Здесь выражены два рода человеческого мышления. Думающий потом — это тот, кто дает вещам мира воздействовать на себя, а затем думает о них. Это кама-Манас-мышление. Изобретатель же думает наперед. Это Манас-мышление. 93(4)

     Перейти на этот раздел

  


     483
. "Монизм, спиритуальный монизм — такова философия Вед, получающая свое развитие далее в Веданте. Эта философия исходит из того, что человек имеет в себе глубинное "Я". Развитие состоит в его постижении. Это не есть повседневное, современное "я". Оно едино с мировым Я, а не просто покоится в нем".
     "Все познание, все знание, все мышление и ощущения — это духовное дыхание. И то, что мы, таким образом, вбираем в себя как часть мирового Я в наши души — но эта часть остается связанной со всем мировым Я — это и есть Атман. ... И подобно тому, как мы выдыхаем физически, так существует поклонение души, через которое она свое лучшее молитвенно, жертвенно обращает к этому Я. Это подобно духовному выдыханию: Брахман. Атман и Брахман, как вдох и выдох, делают нас причастными к всегосподствующему мировому Я".
     "Это была ясновидческая наука, инспирация, данная, как милость, свыше: философия Вед. Наукой, искомой в смысле современной науки, но и искомой людьми, которым еще не было доступно ясновидение, была философия Санкхья". "Санкхья — это философия, которая хотя и приобретается через ясновидение, тем не менее остается наукой о внешних формах; она не проникает до самого душевного. Душевное остается незатронутым изучением".
     "Философия Санкхья плюралистическая (ее можно сравнить с философией Лейбница). Отдельная душа, принадлежит ли она человеку или Богу, не выводима... из одного источника, не берется как отдельно от вечности существующая душа, не находима в исходном пункте единства... Особо подчеркивается самостоятельность каждой отдельной души, которая ведет свое развитие в мире замкнуто для себя в своем бытии и сущности.
     Плюрализму душ противостоит то, что в Санкхья-философии называется практическим элементом. Мы не можем обозначить его современным словом "материя", поскольку оно понимается материалистически. В Санкхья-философии это не имеется в виду, когда говорится о субстанциональном, противостоящем множественности душ, которое также не выводимо из единства.
     Сначала мы имеем множественность душ, а затем то, что можно назвать материальным базисом, как бы пространственно и во времени пронизывающим мир (сверхчувственным) пра-потоком, из которого души берут элемент для внешнего бытия, облекаются этим материальным элементом, который, как и души, не выводим из единства... он есть некий род духовного пра-потока... .В начальный момент стадии эволюции существует как бы недифференцированный материальный элемент, в который погружено множество душ для прохождения эволюции. Первое, что выступает как форма, что еще недифференцировано из единого пра-потока, — это сама спиритуальная субстанция, находящаяся в исходной точке эволюции.
     Следующим выступает то, чем душа может облечься индивидуально — Будхи. Если мы мыслим душу облеченной субстанцией пра-потока, то это внешнее выражение души еще не отличается от всеобщего волнующегося элемента пра-потока ... но затем она облекается в Буддхи.
     Третий элемент таков, что благодаря ему душа может становиться все более и более индивидуальной. Это Ахамкара. Это все более и более низкие образования пра-материи. Таким образом, мы имеем пра-материю, ближайшая форма которой есть Буддхи, затем Ахамкара. Следующая форма — это Манас, затем идут такие формы, как органы чувств, затем более тонкие элементы и последней формой выступает материальный элемент, который мы имеем в физическом окружении. ... все это плотные оболочки, в которых выражает себя душа".
     "Санкхья — это рассмотрение оболочек души, а йога — возведение душевного на все более и более высокие ступени переживания. Отдача йоге поэтому состоит в постепенном пробуждении высших сил души ... это путь в духовные миры, путь к освобождению души от внешних форм, к самостоятельной душевной жизни в ее внутреннем. Йога является другой стороной философии Санкхья".
     "Душевное, погруженное во внешнюю форму, но возвещающее о себе, открывающее себя как душевное, живет в элементе Саттва. Душевное, погруженное в форму и заглушенное ею, неспособное подняться над ней, живет в элементе Тамас. А то, чем душевное держит внешнюю форму в равновесии, живет в элементе Раджас. Саттва, Раджас, Тамас — суть три Гуны; они составляют существенную характеристику того, что мы называем философией Санкхья".
     "Почитайте, что я пытался изложить в первой части моего "Очерка тайноведения" о человеческой конституции, о сне и бодрствовании, о жизни и смерти, и вы получите то, что в современном смысле можно назвать философией Санкхья. Почитайте, что там дальше говорится об эволюции мира от древнего Сатурна до нашего времени, и вы получите ведическую философию, выраженную для нашего времени. Почитайте последнюю часть, где говорится о человеческом развитии, и вы получите описание йоги нашего времени. ... Наше время должно органически связать три строго нюансированных духовных течения, пришедшие к нам из древней Индии: философию Вед, философию Санкхья и йогу". 142(1)

     Перейти на этот раздел

  


     484
.
до VII в. до Р.Х. до ХV в. с ХVI в.
халдео-египетская эпоха греко-латинская эпоха современная эпоха
сост.Саттва сост.Раджас сост.Тамас
142(4)

     Перейти на этот раздел

  

Индийская терминология

     103
. "Слово "майя" образовано из mahataya (mahat — великий, уа — бытие, а — не (отрицание), следовательно ауа — не бытие) и означает "великое небытие"". 124(4)
     "A прошлое
     U настоящее, весь окружающий нас мир
     M еще неизвестное будущее, для которого мы хотим жить". 266-1, с.164
     "A — экзистенция
     IA (ja) — внутренне одушевленная экзистенция
     AIA (Aja) — неэкзистенция (небытие); вновь упраздняет себя".
     Маха-айя — иллюзия.
     "Майя = маха-айя; йя или йе = бытие; а = негация; Маха-айя: великое небытие". 266-2, с.128, 111

     Перейти на этот раздел

  


     104
. Гуны: "... понимание минерального царства было бы пониманием саттва. ... Жизнь в растительном царстве можно теперь только созерцать. Но то, что можно лишь созерцать, к чему нельзя проникнуть своим пониманием, — это есть понимание раджас. ... А понимание, которое современный человек со своей наукой приносит навстречу животности, есть тамас". "Для питания принятие в себя растительного есть саттва; принятие в себя минерального, солей и т.д. есть состояние раджас; состояние, которое вызывается мясной пищей, есть состояние тамас. ... Познание в высших мирах вызывает в человеческих душах состояние тамас; познание в обыкновенном окружающем нас мире — состояние саттва; вера, упование на авторитет, религиозность вызывает состояние раджас. ... что может войти в чистейшее ясновидческое познание, что соответствует уже просветленному ясновидению, вызывает состояние тамас ... состояние тамас через очищенное (в нормальном смысле) ясновидение".
     "Состояние тамас есть то, при котором что-нибудь внешнее наиболее освобождено от духа. ... "Свет во тьме светит, и тьма не объяла (постигла) его", — это нужно перевести так: и высший свет проник к человеку, но тот был наполнен природой саттва и не отпускал ее от себя; поэтому высший свет не мог войти в него, ибо высший свет может светить только во тьме. ...
     В состоянии тамас — безразлично, спит человек или находится в ясновидческом познании — по отношению к внешней действительности человек находится во тьме. ... Тамас всегда можно переводить словом "тьма", но... саттва... это не просто "свет"... Красное, оранжевое, желтое назовем красками саттва. В этом смысле зеленую краску можно назвать краской раджас, а голубую, фиолетовую, индиго — красками тамас. ... Но под понятие действия саттва подходит также и доброта человека". "Для индийца человеком саттва был тот ... кто с пониманием, разумно в обыкновенном смысле, головой и сердцем подходит к миру. ... Впечатление раджаса есть то, когда собственные эмоции, аффекты и страсти препятствуют человеку всецело войти в вещи, в то, что его окружает, так что он не отдается впечатлению, а противостоит ему тем, что он есть сам. ... Тамас — это когда человек всецело предан жизни своей телесности, туп и апатичен к окружающему, как апатичны и тупы бываем мы здесь, на физическом плане, по отношению к другому сознанию. ... Постепенно человек должен сделаться столь тупым по отношению к физическому миру, чтобы ясновидчески воспринимать высшие миры. ... Эти идеи являются поистине всеобъемлющими".
     "Есть люди саттва — они извлекают из окружающего мира счастье, блаженство; эти люди саттва легко проходят по миру, впитывая в себя из всех вещей то, что делает их блаженными. Люди раджас — прилежны, они действуют ради плодов... Люди тамас — беспечны, небрежны, ленивы".
     "В наше время мы могли бы сказать: Люди, стремящиеся к Антропософии, — это люди саттва (без лести!); те, которые держатся какой-либо внешней веры, — люди раджас; материалисты и спириты — это люди тамас". 146(9)

     Перейти на этот раздел

  


     115
. "Шамбала — так зовется страна, исчезнувшая от взора людей. Она теперь доступна лишь для тех, кто как посвященные черпают из нее в определенное время подкрепление. Старые силы более не ведут в Шамбалу. Поэтому восточные писания говорят с такой трагичностью, с такой печалью о погибшей стране Шамбале. Но событие Христа, которое в нынешнем столетии осенит людей, благодаря пробуждению новых способностей возвратит сказочную Шамбалу, известную во время Кали-юги одним посвященным". 116(5)

     Перейти на этот раздел

  


     94
. "Истинное Христианство есть соединение всех ступеней посвящения. Посвящение древности было предвозвещением, подготовлением. Медленно и постепенно эмансипировался новый человек от своего посвятителя, своего гуру. Сначала в абсолютно трансовом сознании, но вооруженное средствами отпечатывать в физ.теле воспоминания о том, что происходило вне физ.тела, продвигалось вперед посвящение. Поэтому тогда было необходимо вместе с астральным извлекать эф.тело, носитель памяти. В море мудрости, в Махадева, в свет Озириса погружались оба эти тела. В глубочайшей тайне, в полнейшей закрытости проходило это посвящение. Ни одно дыхание внешнего мира не должно было проникать туда. Для внешней жизни человек как бы умирал, нежный зародыш должен был лелеяться в стороне от слепящего света дня.
     Затем посвящение выступило из сумрака Мистерий на ясный свет дня. В великой, колоссальной Индивиду­альности Носителя высшего объединяющего Принципа, Слова, напечатленного сокровенным Отцом, в Индивиду­альности, ставшей манифестацией Слова, когда Она приняла человеческий облик, став поэтому Сыном челове­ческим и Представителем всего человечества, единой связью всех Я, — во Христе, в Жизнедухе, в извечно-едином исполнилось исторически — а в то же время и чувственно — посвящение всего человечества на ступени чувства, души. Это событие было столь могущественно, что оно могло потом действовать в каждом отдельном человеке, который его сопереживал, вплоть до физического, до выступления ран, до сверлящей боли. И все глубины чувств были встряхнуты. Возникла такая интенсивность ощущений, что они поднялись мощными волнами, каких никогда не знал мир. В посвящении на Кресте Божественная Любовь совершила жертву Я для всех. Физическое выражение Я — кровь пролилась в любви для всего человечества и действовала так, что тысячи потянулись к этому посвящению, к этой смерти и свою кровь в любви, с энтузиазмом пролили для че­ловечества. Сколько крови было пролито т.обр. — об этом и говорить не приходится, хотя этого не созна­ют, также и в антропософских кругах. Однако волны воодушевления, излившиеся и взошедшие в этом течении крови, свою задачу исполнили. Они стали мощным подателем импульсов. Они сделали человечество зрелым для посвящения воли. И это является Заветом Христа". 42/245 (введение)

     Перейти на этот раздел

  

6. Развитие лотосов

     769. "Десять силовых центров в человеке: I) Прана — в груди; 2) Апан — в области органов секре­ции; 3) Саман — в пупке; 4) Удан — в середине горла; 5) Вайю — пронизывает все тело; 6) Курм — в глазах, помогает их открывать; 7) Крикала — в желудке, вызывает голод; 8) Наг — вызывает рвоту; 9) Девадатта — вызывает зевоту; 10) Дхапанджайя — то, что тело не раз обрекает на смерть". 264 с.207

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru