BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ТЕЛО душевное

20. "Физ. телом, эф. телом и телом душевным человек коренится в физическом мире, а Самоду­хом, Жизнедухом и Духочеловеком он расцветает в мир духовный. Пускающий же с одной стороны корни, а с другой цветы стебель — это есть сама душа".9 (6)

     Перейти на этот раздел

  

116. "Как бы из скрытых, таинственных источников поднимаются при пробуждении человека сознательные силы из бессознательности сна. Это то же самое сознание, которое при засыпании погружается в темные глубины и снова восходит при пробуждении. То, что все снова пробуждает жизнь из состояния бессозна­тельности, и есть, в смысле сверхчувственного познания, третий член человеческого существа. Его назы­вают астральным телом".
     "Когда имеют в виду возникновение знания о находящемся перед нами предмете, то говорят об астральном теле. А то, что дает знанию длительность, обозначают как душу. Но в то же время из сказанного видно, как тесно связано в человеке астр.тело с той частью души, которая сообща­ет знанию длительность. Оба они до некоторой степени соединены в один член человеческого существа. Поэтому часто также это соединение обозначают как астр.тело. Если хотят обозначить точно, то говорят также об астр.теле человека как о теле душевном, а о душе, поскольку она соединена с ним, как о душе ощущающей".13 (2)

     Перейти на этот раздел

  

117. "То, что здесь образует целое — душевное тело, как внешняя оболочка, и вдетая в него душа ощущающая, — грубо можно сравнить с мечом, вложенным в ножны. Душевному созерцанию тут предстает целое, называемое в теософии кама-рупой, или астр.телом. Высший член физ.тела и низший член души об­разуют здесь целое…".53 (2)

     Перейти на этот раздел

  

194. В человеческом существе различные души включаются в различные тела: душа ощущающая — в душевное тело, душа рассудочная — в эф.тело, душа сознательная — в физ.тело.116 (1)

     Перейти на этот раздел

  

Душа и дух

197. "В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. И подобно тому, как на душу снизу вверх телесность действует ограничивающим, так сверху вниз духовность действует на нее расширяющим образом. Ибо, чем больше наполняет­ся душа истиной и добром, тем дальше и глубже пронизывает ее вечное".
     "Различие между Самодухом и душой сознательной можно уяснить себе следующим образом. Душа созна­тельная соприкасается с не зависимой от всякой симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной; Самодух является носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через посредство Я, через него индивидуализированной и воспринятой в самостоятельное существо человека, благодаря тому, что вечная истина становится т.обр. самостоятельной и связанной с Я в единое существо, само Я обретает вечность".
     "Душа ощущающая не только получает впечатления внешнего мира как ощущения; у нее есть своя собст­венная жизнь, которая, с одной стороны, оплодотворяется мыслью, а с другой — ощущениями. Так она становится душой рассудочной. Она достигает этого тем, что раскрывается вверх интуициям, как вниз — ощущениям. Тем самым она становится душой сознательной. Это возможно для нее потому, что духовный мир образует в ней орган интуиции, как физ.тело образует в ней органы чувств. Подобно тому, как чувства через душевное тело передают ей ощущения, так дух через орган интуиции передает ей интуиции. Благодаря этому Самодух связан воедино с душой сознательной так же, как физ.тело связа­но с душой ощущающей в теле душевном. Душа сознательная и Самодух образуют единство. В этом единст­ве живет Духочеловек как Жизнедух так же, как эф.тело образует телесную жизненную основу для тела душевного. И как физ.тело замыкается в физической коже, так замкнут Духочеловек в духооболочке".9 (6)

     Перейти на этот раздел

  

198. "Душа образует опосредующий член между телом и духом, пронизывая третий член тела, душевное тело, способностью к ощущениям и пронизывая первый член духа, Самодух, как душа сознательная. Поэтому в течение жизни душа сопричастна как телу, так и духу. Эта сопричастность выражается во всем ее бытии. От организации душевного тела будет зависеть, как сможет развернуть душа ощущающая свои качества. И, с другой стороны, от жизни души сознательной будет зависеть, насколько сможет раз­виться в ней Самодух. Чем лучше строение душевного тела, тем совершеннее становятся отношения души ощущающей с внешним миром. И тем богаче и сильнее становится Самодух, чем больше пищи достав­ляет ему душа сознательная. Мы уже указали, что Самодух получает эту пищу в течение жизни через переработанные пережива­ния и через плоды этих переживаний. Ибо указанное взаимодействие между ду­шой и духом, конечно, может быть лишь там, где душа и дух заключены друг в друге, проникнуты друг другом, значит — в пределах объединения Самодуха с душой сознательной".9 (7)

     Перейти на этот раздел

  

455. "Над тремя низшими членами человека работают праобразы в форме существ, которые, в известном смысле, являются по отношению к нему внешними; в своей душе рассудочной он сам становится (сознательным) работником над самим собой. — И существа, которые работают над физ.телом, они суть те же, кото­рые образуют и минеральную природу. Над его эф.телом работают существа того же рода, как и пребываю­щие в царстве растений; над его ощущающим душевным телом работают существа, подобные тем, которые чувственно не воспринимаемыми живут в животном царстве, но деятельность которых простирается на эти царства. Так действуют сообща различные миры. Мир, в котором живет человек, есть выражение этой со­вместной работы".9 (12)

     Перейти на этот раздел

  

Наследственность

906. "То обстоятельство, что путем наследственности могут передаваться также и душевные свойства... объясняется тем, что душевное тело находится под влиянием души ощущающей". 9 (7)

     Перейти на этот раздел

  

Душевное тело и душа ощущающая

175. "Как жизнеформой физ.тело наполняется телом эфирным; со всех сторон, выступая за его пределы, видно тело душевное (астральный облик)".9(4)
     "Душа вторгается в тело и так образует душевное тело. Оно в то же время наполнено душой ощущающей".Д.67/68, с.39

     Перейти на этот раздел

  

176. "Душа ощущающая в отношении своего действия зависит от эф.тела. Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна дать вспыхнуть как ощущению. И поскольку эф.тело — это жизнь внутри физ.тела, то и душа ощущающая косвенно зависит от него. Только при условии правильно функционирующего, хорошо раз­витого глаза возможны соответствующие ощущения красок. Так телесность влияет на душу ощущающую — в своей деятельности она определена и ограничена телом. Она живет в границах, поставленных ей телеснос­тью. Итак, тело строится из минеральных веществ, оживляется эф.телом, и само оно ограничивает душу ощущающую. ... Но граница души ощущающей не совпадает с границей физ.тела. Эта душа несколько выступает над физ.телом. Из этого видно, что она оказывается мощнее его. Но сила, которая поставила ей границы, исходит от физ.тела. Этим между физ.телом и эфирным, с одной стороны, и душой ощущающей — с другой, создается еще один, особый член человеческого существа: тело душевное, или тело ощущений. Можно также сказать: одна часть эф.тела тоньше, чем другие, и она образует единство с душой ощущающей, между тем как более грубая часть образует род единства с физ.телом. Но, как уже сказано, душа ощущающая выдается над душевным телом.
     Названное здесь ошущением есть лишь часть душевного существа. (Выражение "душа ощущающая" выбрано здесь для большей простоты.) К ощущениям примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти. Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения, и, подобно им, зави­сит от телесности".9 (6)

     Перейти на этот раздел

  

177. "Душевное тело ... это тончайшее преобразование телесности, но все же оно принадлежит к телесности и зависит от нее. Тело физическое, эф.тело и тело душевное в известном отношении образуют одно целое. Поэтому и душевное тело подчинено законам физической наследственности, через которую оно получает свой облик. И поскольку оно есть наиболее подвижная, как бы самая преходящая форма телеснос­ти, то оно и выказывает самые подвижные и преходящие явления наследственности. Поэтому, в то время как физ.тело менее всего разнится в расах, народах, поколениях, а в эф.теле, хотя оно и являет собой большие отличия между отдельными людьми, все же преобладает несомненное сходство, — это различие очень велико в отношении тела душевного, в нем выражается то, что мы уже ощущаем как внешнюю, личную особенность человека. Поэтому оно есть также носитель того, что из этих личных особенностей наследуется потомками от родителей, дедов и т.д. Правда, душа, как таковая, как это уже разъяснялось, ведет собственную, вполне обособленную жизнь; она замыкается в себе самой со своими склонностями и от­вращениями, со своими чувствами и страстями. Но все же она действует как целое, и поэтому это целое выражается и в душе ощущащей. И поскольку душа ощущающая пронизывает душевное тело, как бы наполняет его, то оно строится сообразно природе души, и, таким образом, как носитель наследственности, оно мо­жет передавать склонности, страсти и т.д. от предков к потомкам".9 (7)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru