Главная / Предметный указатель / /
СТРАЖ Порога — и социальная вина |
Абстрактное, образное и чистое мышление
1633. "Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличается от животного особой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете подойти к правильным представлениям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естествознанию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом . Человеческий глаз такого органа не имеет и более самостоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного". Однажды об этом говорилось с более морфологической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным — у человека. "У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на организации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле. ... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного. ... У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное — со своим внутренним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внешнем мире". "В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные понятия. — Но куда он с этим приходит? — Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным — именно благодаря абстрактным понятиям. ... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины — заботясь лишь о повседневной потребности в еде". Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий — из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? — Конечно, нет; и об этом позаботятся. "Что мы теряем, вступая в абстракции, — это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога — сознательно или бессознательно — перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать "более животным, чем само животное", "повсюду совать свой нос", как говорится в "Фаусте", либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира. ... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире ... начинает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в животность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходимости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они намного лучше". Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного раньше человека. "Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том основании, что они обладают в высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям. ...Тот мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстрагирования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...".188 (1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 309541 не найден. Перейти на этот раздел
1025. "Сейчас наступает время, когда приток сил из духовного мира в сферу человечества иссякает. И если в ближайшее столетие не найдeтся достаточного числа людей, способных вработаться в духовный мир, то человечество начнeт иссыхать. Нежелание развиваться есть грех также и в индивидуальной судьбе человека. И этот грех как троякое излучение — грех неразвитого чувства, мысли, воли, — указывающее, какое препятствие поставил человек миру, не развивая себя, выступает перед Стражем Порога. Тогда человек видит, какое бремя он возложил на собственную душу". 119(4) Перейти на этот раздел
|