BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РЕИНКАРНАЦИЯ — и метаморфоза душевно-духовная - см. также КАРМА

292. "Если человек не преобразовывает свои инстинкты в сознание, то его дети проявляют неуве­ренность в инстинктах. Это значительно. Для себя человек как-то может обходиться со своими инстинк­тами, но действенных инстинктов он не передаст' своему потомству, если сознательно не займется тем, что есть добро, а что — зло. И в свою следующую жизнь на Земле он не сможет принести какого-либо инстинкта в отношении добра и зла, если в этой жизни он не составит о них никакого представления". 176 (5)

     Перейти на этот раздел

  

305. "Принадлежащее к нашей голове тело на эфирном уровне является телом животного. Там мы поистине имеем вид кентавра. Этот кентавр мудр, поскольку в нем живут космические ритмы, и в то же время в нем живут дикие животные инстинкты. Лишь в следующей инкарнации кентавр превращается в человеческое. И для этого превращения человек нуждается после смерти в связи с животным царством, как низшим из всего, в чем он тогда живет". 179 (4)

     Перейти на этот раздел

  

802. "Мир мыслей, которым мы обладаем, является, в своей сути, трупом доземного бытия. ...Как исче­зает зеркальное отображение, стоит нам только убрать зеркало, так исчезает жизнь наших мыслей, когда мы проходим через врата смерти. ...Зато все, что было развито человеком в совместных чувствах с зем­ными вещами, это как после-чувства, послеощущения земного проходит через врата смерти. ... Благодаря ему мы развиваем силу (см.схему) пребывать в духовном мире внутри существ, в том элементе, который является элементом духовных мыслей. Чувства, сопережитые с земным окружением и через нашу телесность отделенные от земного окружения, устрем­ляются после смерти в духовное окружение и связываются с мыслительно-духовным миром, в который мы вступаем, проходя врата смерти.

     И благодаря тому, что мы в некотором роде переливаемся с нашими со-чувствами в мыслительно-духов­ное, мы, опять-таки, развиваем некий род мыслительного тела, живое мыслительное тело, которым и пользуемся в период между смертью и следующим рождением. Ибо то, что в жизни является чувством себя, — это развивается во внутристояние в других существах. Поскольку мы через чувство себя в земной жизни знали себя внутри нашей телесности, постольку мы учимся знать себя в других существах, в существах высших Иерархий, когда проходим врата смерти. А когда мы стоим внутри духовных существ, то воспринимаем от них силы, которые затем ведут нас далее по жизненному пути между смертью и новым рождением. Так что мы можем сказать: таким вот образом развивается наше собственное силовое существо; такова мета­морфоза духовно-душевного, когда мы проходим через врата смерти. Воля, как таковая, представляет собой нечто иное, чем мир мыслей, исчезающий со смертью. Она явля­ется источником для содержания нашего самочувствия. Представьте себе, вы хотите что-то такое, что вас удовлетворяет, дает вашему самочувствию определенный нюанс. ... Воля — это не что-то такое, что совершает деятельность вовне, но она стремится также с силой назад в наше внутреннее. Чем мы являемся, мы знаем из того, что мы можем. И этот нюанс самочувствия, этот вновь отраженный в нас элемент воли мы берем вместе с самочувствием в духовный мир. Т.обр., воля, или обратное излучение воли в наше само­чувствие, является тем, что мы уносим с собой, погружаясь в сущность высших Иерархий. И благодаря то­му, что мы берем с собой то, что повышает наше самочувствие, чувство себя или, наоборот, ослабляет его, находит силу наша карма, наша судьба. Если обозреть подобные вещи, то можно вглядеться в то, чем, собственно, является человек. И подобным же образом учатся познавать определенные сопутствующие явления земной жизни. В земной жизни здесь или там присутствует страх; но никогда он не должен заполнять всю душу, и было бы трагично, если бы такое случилось. ...
     Опять-таки, чувство себя (самочувствие) не должно в земной жизни подниматься выше определенной высо­ты и вообще в земной жизни вовсе не должно ощущаться самостоятельным. Человек, слишком сильно развивший самостоятельность, чувство себя, и знает только одного себя. Самочувствие необходимо в земной жизни лишь для того, чтобы нам твердо держаться в своей телесности до смерти, чтобы, просыпаясь утром, мы могли вернуться в нашу телесность. Но после смерти мы также нуждаемся в нем, ибо там встает уже иная задача — погрузиться в мир духовных существ, а в противном случае мы бы каждый момент теряли себя. ... Если бы мы не смогли, обладая самочувствием, войти в духовный мир через врата смерти, то мы бы потеряли себя. Нам необходимо здесь самочувствие, чтобы просто сохранить себя. И именно моральные вещи, совершаемые нами в земной жизни, правильным образом повышают наше самочувствие, предохраняют нас от потери нами себя после смерти".210 (8)

     Перейти на этот раздел

  

1087. Мысли о перевоплощении не следует связывать с поверхностными вещами. "Например, кто-то любит юг и потому думает: должно быть, в прошлом воплощении он был южанин. Но подобные склонности вовсе не касаются тела причинности. Они вообще имеют значение лишь непосредственно для жизни. А что из одного воплощения действует в другом, должно сидеть глубже, в сущностном ядре человека". Человек может быть в одной жизни музыкантом. При этом звуки как таковые принадлежат внешней физической жизни. Они сидят в пре­ходящих частях человека. Но в душе рассудочной в ближайшей жизни они превращаются в особое отношение к числовым и пространственным отношениям. Или другой пример. Человек в одной жизни имел больной мозг, был идиотом. "Во время между смертью и новым рождением он может переработать в себе весь удручающий опыт такой жизни, свою отверженность, лишенность любви и потом родиться вновь истинным гением благо­творительности. Подобный пример показывает, как можно ошибиться, пытаясь все в жизни объяснить исходя из прошлого". Карма — не фатум, она соединима со свободой человека, с его волей. "Она прино­сит уверенность, что ни одно деяние, ни одно переживание человека не остается без последствий и не проходит в мире минуя всякую закономерность, но все подчиняется справедливому, выравнивающему закону".34 с.357

     Перейти на этот раздел

  

Как может человек влиять на карму

1141. "Вы скажете: вот, мы переживаем так много страданий, действительно ли все они проистекают из ненависти, испытанной в прошлой жизни? Не могу представить, чтобы я был настолько плохим парнем — так люди легко говорят, — чтобы теперь столько страдать, из-за того, что я так много ненавидел. — Да, что­бы в этой области думать непредвзято, нужно уяснить себе, сколь велика иллюзия — которая доставляет удовольствие, и поэтому ей легко подпадают — в отношении чувства антипатии к людям. Люди несут с собой через мир значительно больше ненависти, чем думают; по меньшей мере, значительно больше антипатии. И происходит так: ненависть, поскольку она ведь дает душе удовлетворение, обычно совсем не переживают. Она вуалируется удовлетворенностью. Когда же она возвращается как страдание, устремляющееся на нас из­вне, то страдание замечают". Подумайте, друзья, чем наполнены разговоры тетушек и дядюшек за чаем, что говорится там о других людях! Но, конечно, не все страдание обусловлено ненавистью в прошлой земной жизни, но большая его часть. "Когда мы теперь перейдем к третьей жизни, то она явится результатом того, что как страдание устремлялось здесь на нас, то страдание, которое явилось следствием накопленной нена­висти. Тогда результатом этого страдания, отложившегося в душе, явится некий род духовной тупости, род тупости во взгляде на мир. Кто равнодушно, флегматично стоит перед миром ... тот эту притупленность выработал причиненными собственной кармой страданиями в предыдущей жизни. ... Можно быть всегда уверен­ным: глупость в какой-либо земной жизни является следствием ненависти в определенной предыдущей жизни".
     "Любовь — радость — открытое сердце.
     Антипатия или ненависть — страдание, глупость.
     Это безусловная взаимосвязь". Но ее можно регулировать. Например, в Вальдорфской школе педагог, видя притупленного ученика, должен поискать того человека, ненависть к которому обусловила настоящую притупленность, и помочь ребенку полюбить этого человека. Тогда конституция души прояснится. "Лю­бовь может создать противовес антипатии, и в ближайшей инкарнации таким путем глупость может быть пре­дотвращена".235(5)

     Перейти на этот раздел

  

1143. "Когда мы замечаем, что завистливы, что лжем, то мы всячески стараемся это победить. В этой области мы сталкиваемся с борьбой против Люцифера и Аримана. ... Когда же мы пытаемся победить происходящую из прошлого воплощения склонность к зависти, то эта зависть надевает маску. Люцифер гово­рит: человек борется против меня, он стал внимательным к своему чувству зависти. Я передам этого чело­века моему брату Ариману". И в результате этого у нас тогда развивается страсть искать недостатки в других и порицать их. Нужно разглядеть, является ли у человека это качество врожденным или в молодости он был завистлив. Искореняемая ложь часто превращается в поверхностное отношение к истине. Тогда слиш­ком легко удовлетворяются поверхностным ответом.
     "Преображенная лживость образует в позднейшей жизни стыдливое существо. Кто в юности был лжив, в позднем возрасте не осмеливается смотреть людям в глаза. В сельской местности об этом имеют инстинк­тивное, элементарное знание, не доведенное до степени понятия. Говорят, что не следует доверять людям, которые не могут смотреть в глаза. Стыдливость, скрытность, сдержанность, проистекающие не из скромно­сти, а из страха перед другими людьми — таково кармическое последствие лживости уже в одной инкарна­ции. ... Когда мы говорим, что этот человек слаб — но говорим непредвзято, ибо нужно знать, что такое слабость, а что такое сила, — если человек легко восприимчив к тем или иным влияниям, не имеет никакой силы противостоять им, то мы тогда знаем, что его тело слабо, и что это слабое тело есть следствие преобразованной прежде (в прошлой инкарнации) зависти".
     Вы скажете: а как быть, если ребенок уже родился слабым в определенном окружении? Каждое существо — не только человеческое — подходит к своему окружению и не возникает в нем случайно. "Так рождаемся мы среди людей, которым мы завидовали или которых порицали. И стоим мы со слабым телом среди тех людей, которым в прошлой жизни завидовали, завидовали тому, чего они достигли и т.п. Бесконечно значите­льно знать подобные вещи, ибо только взвесив их, можно понять жизнь. Если человек, ребенок со слабым телом рождается в данном окружении, то мы должны спросить себя: как нам к этому относиться? — Самым правильным будет то отношение, которое обладает наивысшим моральным смыслом: мы должны его простить. Это наилучшим образом ведет к цели, а также служит наилучшим воспитательным средством для соответству­ющего человека". Если это ребенок, то от нашего прощения с любовью он будет становиться все крепче и крепче; и это воздействие простирается вплоть до мышления. Такова карма зависти.
     Если же человек был лжив, то в следующей жизни он вообще не сможет выработать правильного отношения к своему окружению, ему тогда угрожает слабоумие. Такому человеку нужно постараться донести побольше истин духовной жизни, и мы увидим, как он расцветет. "Здесь мы всегда должны иметь мысль: в прошлой инкарнации мы были сильно оболганы этим человеком и мы должны сделать все, чтобы образовать правильное отношение такого ребенка к его окружению.
     Как видите, мы постоянно, как люди, призваны к тому, чтобы помогать другим людям правильным обра­зом выносить свою карму. Не понимает кармы тот, кто считает, что людей нужно предоставить их карме". Помогая другим, мы помогаем себе. "Плодотворным для самого человека является лишь то, что он делает для других. Сами себе мы добра принести не можем". Когда один помогает другому преодолеть карму, то от этого выигрывает все человечество.125(11)

     Перейти на этот раздел

  

1164. "Деяния физ. тела в этой жизни становятся судьбой в следующей".100(7)

     Перейти на этот раздел

  

1195. Если человек не находит в жизни какой-либо связи с духовным миром, то в следующей жизни у не­го не будет органов, чтобы мыслить, чувствовать и водить истины духовной жизни; они его тогда не будут интересовать. Когда такая душа вновь переходит в духовный мир, то становится добычей Люцифера. Она получает там дары Иерархий, но они окрашиваются Люцифером; так что в последующей жизни на Земле такая душа бывает весьма способной в добывании собственных выгод, сухой и беспощадной.141(9)

     Перейти на этот раздел

  

1234. "Какой вид будут иметь в следующей жизни люди с исключительно сидячим образом жизни — этого нужно ждать, поскольку такие земные жизни, когда человек только сидит, впервые возникли в современности. Раньше же человек, если он обращал внимание на окружающие вещи, должен был подойти к ним, должен был привести свои члены в движение. Все его тело становилось деятельным, а не только органы чувств, относящиеся к голове... И то, что совершало все тело, когда человек был внимательным — это переходило в головное образование следующей земной жизни... Голова человека в следующей земной жизни обладала силь­ной склонностью эти силы посылать в остальной организм, который вычленялся в следующей жизни? В пер­вые 7 лет каждая кость образована так, как это проистекает из головы. Если человек имеет особую скло­нность к силам Земли, то он получит большие крепкие кости, исключительно хорошие ключицы, хорошо выра­ботанные ребра. Все тогда носит характер добротной выработки. Голова же родственна Земле в силу обсто­ятельств предыдущей земной жизни. Лоб тогда не особенно высок — высокий лоб не родственен Земле, — но строго очерчен. Такой человек мужественно проходит по жизни. Тогда также быстро растут волосы. И если это имеет место у ребенка, значит, он был внимателен к окружающему в прежней жизни. Из морально-духов­ных отношений одной жизни формируется тело в другой. (Кто во все совал свой нос, был сверхвнимателен, у того взъерошенные волосы).
     "Если мы поверхностно шмыгаем по жизни и нас ничто не интересует, то можно быть уверенным, что в следующей жизни мы станем трусливы как зайцы. А возникает это, в свою очередь, благодаря тому, что, будучи безучастными существами, невнимательными к окружающему, мы оказываемся слабо связанными с окружающим, наша головная организация в следующей жизни не имеет родства с земными силами. Кости остаются неразвитыми, волосы растут медленно, человек тогда получает О- или Х-образные ноги". Много думавший, много размышлявший в одной жизни, в другой становится худощавым, сухощавым. Кто в одной жизни мало раз­мышлял, жил более в охвате внешнего мира, тот в следующей жизни предрасположен к ожирению. Если че­ловек много думал в предыдущей жизни, неважно где — идя за плугом или занимаясь ремеслом, то в этой жизни у него необычайно нежная мягкая кожа на всем теле. Люди же с нечистой, пятнистой кожей — хотя тут могут существовать и другие причины — чаще всего оказываются мало думавшими в прошлой жизни. Люди с веснушками, совершенно очевидно, не были мыслителями в предыдущей земной жизни.236 (10)

     Перейти на этот раздел

  

1406. "До того, как войти в воплощение, мы так подготовляем наше эф. тело, что оно начинает содержать в се­бе истину. Но наша инкарнация состоит именно в том, что всю истину она ослабляет до копии, до обра­за истины, и этот образ есть семя для следующей инкарнации".176 (7)

     Перейти на этот раздел

  

1496. "Кто может подойти к эф. телу меланхолика, тот найдет в нем постоянные отзвуки переживаний из прошлого (здесь не имеются в виду весьма отдаленные времена прошлого)... Эф. тело получает, например, изве­стное возбуждение в юности, и затем это возбуждение действует с такой силой, что человек, будучи ме­ланхоликом, долгое время спустя все еще несет в себе эти колебания эф. тела юности, между тем как у не меланхолика они уж отзвучали".145 (74)

     Перейти на этот раздел

  

1497. "Меланхолический темперамент выступает в том случае, если в предыдущей жизни человек имел склонность жить в узком, спокойном кругу и заниматься самим собой. Другой же, столкнувшийся со многими вещами, стремившийся дойти до оснований, имевший много переживаний, в том числе и трудных, вопло­щается холериком. Проживший спокойную жизнь без борьбы и забот становится сангвиником или флегматиком. Что в этой жизни выходит из астр. тела, кармически в ближайшей жизни переходит как основная суть на эф. тело".97 (23)

     Перейти на этот раздел

  

1499. "Если человек, несмотря на то, что жизнь оказывается для него суровой школой, стойко перено­сит невзгоды, то в следующей жизни его эф. тело обусловливает холерический темперамент". 100 (7)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 217410 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1246. "Открыв в себе наиболее притупленные стороны своего существа, вы с большей степенью вероятнос­ти сможете прийти к тому, чем вы особенно блистали в предыдущей инкарнации". Неспособность человека выучить какой-либо язык означает, что в предыдущей жизни он жил в областях, где употреблялся этот язык. Например, в гимназиях потому так трудно дается древне-греческий язык, что для многих он был в прошлом родным языком. "Люди, которые в одной инкарнации имели, например, особые задатки к изучению языков... смогут в следующей инкарнации легче, чем другие люди, составлять независимые суждения".
     "Индивидуальность, интенсивно жившая в архитектурных формах ... особенно тонко вырабатывает инстру­мент слуха, так что в следующей жизни она может стать большим музыкантом". 135 (1)

     Перейти на этот раздел

  

1247. "Что как радость приходит от любви — это в третьей жизни (прошлая, настоящая, будущая)... ста­новится открытым, свободным сердцем, ведущим нас в мир, дает нам свободное, осмысленное, проницательное восприятие всего прекрасного, истинного, доброго. А то, что как безразличие устремляется к нам от других людей и что мы из-за этого переживаем на Земле, — это делает нас в третьей жизни, т.е. в следующей после настоящей земной жизни, людьми, которые не знают, что с собой делать. Когда такой человек идет в школу, то не знает, что с этим делать, что учитель делает с ним. Когда он становится старше, то не знает, стать ли ему слесарем или надворным советником. Он не знает, что делать с собой в жизни. Он идет по жиз­ни без направления. В отношении воззрения на внешний мир он совсем глух. Он может, например, понимать музыку, но не получает от нее никакой радости. Ему, в конце концов, безразлично, насколько хороша или насколько плоха музыка. Он ощущает красоту какой-либо живописи и т.п., но его душу всегда оскорбляет вопрос: а зачем, собственно, все это? и т.д. и т.д. Такие вещи появляются в третьей жизни в кармических взаимосвязях". 235 (5)

     Перейти на этот раздел

  

1254. "Имеются случаи, когда причину заболеваний нельзя отыскать ни в предыдущей, ни в настоящей жиз­ни. Болезнь наступает как "первое" событие в ходе человеческой жизни, она сама есть "первая" причина. Свои последствия она каким-либо образом обнаружит в следующей жизни". В карме многое можно встретить как при­чину, следствие которой лежит в будущем. Можно многое сказать о закономерных связях кармы. Например, в одной жизни нечто может касаться астр. тела, а в следующей жизни выступить как задатки эф. тела. Так, ложь, переходя в эф. тело, в следующем воплощении выражается в флегматическом темпераменте, причинение ближним страданий — в меланхолических задатках. С другой стороны, недостойные привычки, коренящиеся в эф. теле, в следующем воплощении действуют на физ. тело и вызывают в нем болезни. Бессмысленная жизнь создает в следу­ющем воплощении задатки к беззаботности, выражающейся в забывчивости, потере памяти, а еще в одном во­площении забывчивость создает предпосылки к т. наз. "нервозности". Карму не следует понимать в смысле некой юриспруденции.34 с.405-6

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300690 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1021. "Большие массы современных людей в предыдущей инкарнации были так поставлены на Земле, что, как тогда считалось, "в истинном христианском смысле" презирали земную юдоль. Их презрение было чувством, и оно было связано не с головой, а с остальным организмом. Когда эти люди теперь перевоплощаются, то христианское чувство, казавшееся в прошлом столь возвышенным, оказывается связанным с головой (метаморфоза туловища в голову) и превращается в свою противоположность, вызывает тоску по материи и тоску по материальной жизни. Ныне люди пришли к поворотному пункту развития, где можно сказать: в голову входит очень мало из прошлого воплощения. Поэтому новое должно войти в среду человечества, новое откровение, которое из духовного мира открывается людям по-новому". 189(7)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru