BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РЕВОЛЮЦИЯ

436. "Раннее пробуждение страстей и чувственных потребностей ослабляет волю. Ибо это есть бо­рьба против природного устройства. ... Ропот и противоестественная борьба с судьбой делают нашу во­лю слабее и слабее".130 (8)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300350 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Индустрия

377. "Примерно со второй половины XIX в. мы имеем новый мир, я бы сказал, мощный, новый геологический слой, покрывший Землю. Ко всем другим слоям: делювию, аллювию — добавляется ариманический слой, механизированная сила, словно корой покрывающая Землю". 202(3)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 304580 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

487. "Политическим революциям надлежало бы совершаться лишь в большом стиле, в связи с революцией всей духовной жизни. Одна из таких великих, всеобъемлющих революций произвела Христианство. Политические революции последнего времени не достигают своей цели по той причине, что им недостаeт движущей силы, революционизирующей мировоззрение". Люди становятся революционерами не в силу новых представлений, а только из-за недовольства существующим.
     "Гегель был наинепродуктивнейший дух, какой только можно себе представить. Он был не способен порождать из своей фантазии новые идеи. Но он был наиразумнейшим из всех когда-либо живших людей. Поэтому он пронизал весь старый мир идей вплоть до самых его интимных уголков. И этот мир идей он нашeл осуществленным в прусском государстве". Ибо мир представлений и форма государства связаны друг с другом. Поэтому Гегель сказал, что всe действительное разумно. "Последнее слово старого мировоззрения высказал Гегель. И с этим революционизировать нельзя". 33, с.114-115

     Перейти на этот раздел

  

918. "Интеллект хотят некоторым образом воплотить в хозяйственную жизнь (в России). Этот эксперимент не получится ни в коем случае. Но предположим, что какое-то время он получался бы, тогда хозяйственная жизнь выросла бы над головой, тогда хозяйственная жизнь повсюду произвела бы из себя разрушительные демонические силы. ... Как в прошлом, глядя на природу и природные явления, человек видел в них демоническое, так новый человек должен научиться видеть демоническое во всeм том, что он производит в хозяйственной жизни. Первоначально эти демоны, ещe не введeнные людьми в машины, угрожали человеку изнутри и заявляли о себе разрушительно в социальных революциях. Эти разрушительные социальные революции есть результат хозяйственной жизни. Элементарную духовность необходимо искать в хозяйственной жизни, как ранее еe искали в природе. Одна интеллектуальная жизнь есть лишь промежуточное состояние, не имеющее никакого значения ни для природы, ни для того, что производит человек, а только для самого человека. Люди вырабатывают интеллект, чтобы стать свободными. Люди должны выработать именно такие способности, которые не имеют ничего общего ни с природой, ни с машиной, а только с самим человеком. Если человек вырабатывает способности, находящиеся в определeнном отношении к природе, то он не свободен. Не свободен он и в хозяйственной жизни, т.к. машины одолевают его, если он вырабатывает способности, с которыми нечего делать ни в познании, ни в практической жизни, — способности как чистую интеллектуальность. Если он может воспитать свободу в ходе культурного развития, и именно благодаря способностям, не стоящим ни в каком отношении к миру, каким является интеллект, то свобода может прийти. Но к интеллекту, чтобы человек не оторвался от природы, чтобы он мог преобразовывать природу, должно присоединиться то, чего хочет найти духовнонаучное исследование". 200(5)

     Перейти на этот раздел

  


     515
. "Стремление к истинно достойному в человеке состоянию, на которое указывал Шиллер, которого Гете должен бы также желать, он воплотил в юноше своей "Сказки". Его брак с Лилией, осуществительницей царства свободы, есть соединение с дремлющими в человеческой душе силами, которые ведут к истинному внутреннему переживанию свободной личности, если их пробудить".
     "Юноша умирает потому, что не во-время касается сверхчувственного — Лилии. Змея — жизненный опыт, — жертвуя собой, возводит мост в сверхчувственное. Именно эту тайну: желание пожертвовать собой, шепнула она на ухо человеку с лампой. Мост возникает из самой материи Змеи, и впредь этот опыт становится внутренней душевной силой, действующей, когда чувственное и сверхчувственное взаимно освещают и согревают себя внутри человека". Но господство над этим, вновь основанным царством души, Змея не может дать юноше. Он получает его от королей. "На пути к свободной индивидуальности три душевные силы действуют в человеке вперемешку: воля (медь), чувство (серебро), познание (золото). Жизненный опыт в ходе бытия из своих откровений дает то, что душа усваивает благодаря этим трем силам: власть, через которую действует добродетель, открывается в воле; красота (прекрасная видимость) открывается в чувствах; мудрость открывается познанию. Что человека отделяет от "свободной индивидуальности" — это смешанное действие в душе всех трех сил; свободная индивидуальность достигается в той мере, в какой с полным сознанием воспринимаются дары этих трех в их своеобразии, и в свободной сознательной деятельности соединяются в душе самим человеком. Тогда распадается принуждавшая прежде хаотическая мешанина даров воли, чувства и познания".
     "Царство односторонне действующего сверхчувственного — у Шиллера это односторонние потребности разума — являет собой Лилия; царство односторонне действующего чувственного — чувственные потребности у Шиллера — это есть то, в чем живет Змея до ее жертвы". "В полдень образует Змея — до своей жертвы — предварительный мост в область сверхчувственного. А вечером и утром можно перейти по тени великана: силой представления и памяти".
     "Перевозчик перевозит всякого в это (чувственное) царство и никого — обратно. Все люди происходят из сверхчувственного, не делая для этого каких-либо усилий. Но они могут свободную связь со сверхчувственным установить только в том случае, если пожелают отправиться через мост пожертвованного жизненного опыта". Прежде человек мог двояким образом связываться со сверхчувственным. Первый — это искусство, творческая фантазия. Это тот мост, что образует Змея в полдень. Второй — при затемненном, надломленном состоянии сознания: тень великана (великан в человеке — это отображение макрокосмоса) — медиумизм, видения, суеверия. Революцию Гете сравнивал с тенью великана, ложащейся через реку. "Лампа старика обладает свойством светить только там, где имеется другой свет". Это как свет мудрости, познания, который светит там, где имеется соответствующий орган в человеке. Гете: "если бы глаз не был солнечным, он никогда не смог бы увидеть Солнца..." "Жена старика — это воплощение человеческой силы восприятия и представления, а также историческое воспоминание человечества о своем прошлом".
     "Бессознательная душевная сила — перевозчик — доставляет человека из сверхчувственного, откуда он происходит, в чувственное". "Плоды земли" — это созданная самим человеком жизненная мудрость. Обстоятельства стремятся отнять у человека свободу, возлагают на него долг, принуждение. Если он освободится от них, то обстоятельства — поток — отнимут у него его собственное существо, он исчезнет в своей душевной самости. 22(Ш)

     Перейти на этот раздел

  


     516
. "Сила религиозного настроения (души) охарактеризована в Старике с лампой". Гете показывает, как каждая духовная сила должна соразмерно взаимодействовать с другими душевными силами, чтобы воссоздать единый образ совершенства. Если человек незрелым хочет овладеть знанием, то он будет убит, как Юноша".
     "Золотой король — это представитель посвящения для способности представления, серебряный король — способности познания объективного чувства, медный король — способности познания воли". Юноша — это строящий ввысь человек. Четвертый король является представителем человеческой души, над которой господствует мысль, чувство и воля; она не управляет ими. В Лилии следует видеть ту конституцию души человека, к которой он приходит, научась сплавляться с сутью вещей во внешнем мире. "Когда человек не просто теоретизирует, не просто живет в понятиях, но обращает их к жизни, к опыту, тогда он с этой душевной силой находится в положении Змеи". Два пути ведут в Божественный мир. Один — через Змею. Это путь, проходимый при солнечном свете в терпении и бессамостности; другой — через тень великана. Им идут те, кто не может идти путем познания. Лишь тень сильна у великана: гипнотизм, сомнамбулизм. Душа здесь бессильна повседневные душевные силы внести в царство духа. Она туда попадает как тень. Шиллер писал Гете: я рад, что Вас не захватила тень великана. Он имел в виду революционные силы Запада.
     Старику ведомы три тайны. Это тайны минерального, растительного и животного царств, тайны, открывающие их законы. Четвертая тайна — человеческого царства; она должна быть открыта в душе человека. Старик знает ее, но Змея сама должна ему о ней сказать. И она говорит ему на ухо, что готова принести себя в жертву и образовать постоянный мост между чувственным и сверхчувственным. Душевная сила жертвы, внутренняя наука — они не самоцель, их нужно принести в жертву. И об этой тайне может быть сказано всякому, кто этого хочет. "Когда человек приводит свою жизнь к гармонии, тогда также и подчиненное приобретает значение для того, чему надлежит иметь методический порядок. Это должно выразиться как обыкновение. Собственно (даже) бессознательное тогда приобретает полноценный смысл. Поэтому великан предстает в виде часов". Жена старика представляет собой разумную силу человеческой души. которая не проникает в высокие сферы духовных абстракций, но усваивает все здоровым и практическим образом. 57 с.48,63-82

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru