Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VII. ГЕТЕ / 1. Духовный облик Гете / Гете-писатель /
|
516. "Сила религиозного настроения (души) охарактеризована в Старике с лампой". Гете показывает, как каждая духовная сила должна соразмерно взаимодействовать с другими душевными силами, чтобы воссоздать единый образ совершенства. Если человек незрелым хочет овладеть знанием, то он будет убит, как Юноша". "Золотой король — это представитель посвящения для способности представления, серебряный король — способности познания объективного чувства, медный король — способности познания воли". Юноша — это строящий ввысь человек. Четвертый король является представителем человеческой души, над которой господствует мысль, чувство и воля; она не управляет ими. В Лилии следует видеть ту конституцию души человека, к которой он приходит, научась сплавляться с сутью вещей во внешнем мире. "Когда человек не просто теоретизирует, не просто живет в понятиях, но обращает их к жизни, к опыту, тогда он с этой душевной силой находится в положении Змеи". Два пути ведут в Божественный мир. Один — через Змею. Это путь, проходимый при солнечном свете в терпении и бессамостности; другой — через тень великана. Им идут те, кто не может идти путем познания. Лишь тень сильна у великана: гипнотизм, сомнамбулизм. Душа здесь бессильна повседневные душевные силы внести в царство духа. Она туда попадает как тень. Шиллер писал Гете: я рад, что Вас не захватила тень великана. Он имел в виду революционные силы Запада. Старику ведомы три тайны. Это тайны минерального, растительного и животного царств, тайны, открывающие их законы. Четвертая тайна — человеческого царства; она должна быть открыта в душе человека. Старик знает ее, но Змея сама должна ему о ней сказать. И она говорит ему на ухо, что готова принести себя в жертву и образовать постоянный мост между чувственным и сверхчувственным. Душевная сила жертвы, внутренняя наука — они не самоцель, их нужно принести в жертву. И об этой тайне может быть сказано всякому, кто этого хочет. "Когда человек приводит свою жизнь к гармонии, тогда также и подчиненное приобретает значение для того, чему надлежит иметь методический порядок. Это должно выразиться как обыкновение. Собственно (даже) бессознательное тогда приобретает полноценный смысл. Поэтому великан предстает в виде часов". Жена старика представляет собой разумную силу человеческой души. которая не проникает в высокие сферы духовных абстракций, но усваивает все здоровым и практическим образом. 57 с.48,63-82
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|