Главная / Предметный указатель / /
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — прохождение через ПОРОГ - см. также ПОРОГ дух.мира и СТРАЖ Порога |
367. "Те, кто сегодня удерживает людей от Духовной науки, хотят не более не менее, как принудить их не сознательно, а бессознательно проходить мимо Стража Порога, который именно в нашу эпоху выступает на горизонте человека". В течение 2160 лет, начиная с 1413 г., люди должны в одной из инкарнаций пройти мимо Стража Порога и пережить хотя бы отчасти то, что можно пережить возле него.188 (1) Перейти на этот раздел
Страж Порога
584. В астральном мире, когда мы подходим к Стражу Порога, извне перед нами выступает наше внутреннее. Все приковывающее нас к Земле, связывающее нас с преходящим является в образе искаженного быка, тянущего нас вниз. Все создающее созвучие между нашей волей и чувством, будучи не развитым нами, имеет вид искаженного льва. Упущения в развитии мышления имеют вид искаженного орла. Четвертым выступает наш собственный искаженный облик. «Все искаженные образы человека есть истинный Страж Порога. -- Мы сами в нашем противообразе являемся себе как малый Страж Порога. Мы сами и есть то, что нам мешает, как созданное нами ранее». Единственно и только одно это знание сделает в будущем возможным, не получая сил свыше, не надломиться и исполнить свою миссию на Земле.119 (4) Перейти на этот раздел
587. Относительно Стража Порога мы говорим себе: «Передо мною существо, которое испытывает и переживает весьма многое в мире; однако тем, что на Земле переживается как любовь, страдание и мука, оно не интересуется; не интересуется оно также и тем, что на Земле переживается как ошибки и аморальность. Оно не знает и не желает ничего знать о том, что происходило с человеком до сих пор. Христианское предание выражает это словами: «Перед тайной человеческого становления эти сущности закрывали свое лицо». Целый мир заключается в различии между этими и человеческими существами. Тут наступает ощущение, которое возникает столь же непосредственно, как наше ощущение белокурых волос у человека. Оно такого рода: «Благодаря тому, что ты прошел через культуры Земли, у тебя по необходимости появились несовершенства, поэтому тебе нужно вернуться к первоначальному состоянию, снова найти путь на Земле, и эта сущность может тебе его показать, т.к. она не приняла твоих ошибок». После этого стоящая перед нами сущность становится как бы настоящим упреком, грандиозным упреком. Упрек этот побуждает нас стать тем, чем мы не являемся. Все это стоящая перед нами сущность показывает нам живейшим образом, и мы чувствуем, что в ней нас наполняет знание того, чем мы пока не являемся. Сущность эта принадлежит к Иерархии Архангелов».138 (3) Перейти на этот раздел
588. «Если человек рождает в себе все большую и большую зрелость, чтобы сказать себе: ты преодолеешь препятствия, которые сегодня делают тебя плохим человеком, -- тогда понемногу приподнимается то, что как покров вставало перед душой человека, когда он засыпал в обычной жизни. Тогда этот покров делается все тоньше и тоньше и, наконец, становится таким, что человек может вынести встречу с тем обликом, который есть его собственное подобие в настоящей жизни (двойник), а рядом с ним находится другой облик, каким человек должен стать, если будет дальше работать над собой. И в этот момент человек знает, что этот другой облик, являющий собой великолепие, величие и славу, потому так потрясает, что человек не является таковым и все же должен таким стать; человек знает, что правильную конституцию души он обретет тогда, когда сможет вынести это зрелище. Это переживание означает прохождение мимо великого Стража Порога. Великий Страж Порога в обычном сне выключает сознание человека, и над ним простирается забвение. Великий Страж Порога указывает нам, что нам мешает, когда мы хотим вступить в большой мир, и что должны сделать из себя, прежде чем постепенно врастем в большой мир». В духовный мир «...мы не можем вступить плодотворно, не пройдя мимо Великого Стража Порога, мимо того могущественного облика, который закрывает нам вход, если мы не даем ему святой обет. Без этого святого обета не обойтись, он состоит в том, что мы говорим: хотя мы и знаем теперь, насколько мы несовершенны, но никогда не перестанем стремиться постоянно совершенствоваться. -- Лишь только с этим импульсом мог бы кто-либо войти в макрокосм. У кого нет сильной воли все более и более работать над собой, тот должен воспитать в себе эту волю, прежде чем желать войти в макрокосм».119 (7) Перейти на этот раздел
Абстрактное, образное и чистое мышление
1633. "Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличается от животного особой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете подойти к правильным представлениям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естествознанию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом . Человеческий глаз такого органа не имеет и более самостоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного". Однажды об этом говорилось с более морфологической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным — у человека. "У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на организации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле. ... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного. ... У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное — со своим внутренним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внешнем мире". "В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные понятия. — Но куда он с этим приходит? — Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным — именно благодаря абстрактным понятиям. ... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины — заботясь лишь о повседневной потребности в еде". Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий — из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? — Конечно, нет; и об этом позаботятся. "Что мы теряем, вступая в абстракции, — это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога — сознательно или бессознательно — перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать "более животным, чем само животное", "повсюду совать свой нос", как говорится в "Фаусте", либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира. ... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире ... начинает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в животность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходимости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они намного лучше". Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного раньше человека. "Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том основании, что они обладают в высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям. ...Тот мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстрагирования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...".188 (1) Перейти на этот раздел
1892. В обыкновенном состоянии чувство, мысль и воля действуют, соприкасаясь друг с другом в правильно функционирующем Я. Если человек идет путем посвящения и переступает Порог, то возникает картина, что на рисунке дана вправо от сферы Я: чувство, мысль и воля становятся самостоятельными. Это описано в "Как достигнуть познания высших миров?" Но возможно и нечто противоположное; можно переступить Порог с другой стороны (слева): это происходит при нарушении деятельности Я. Тогда мысль, чувство и воля приходят к смешению. Эти-то случаи и описывает психоанализ как истерические. "Здесь мышление, чувство и воля в некотором роде поворачивают в противоположную сторону по сравнению с тем направлением, которое ведет в духовные сферы". Возьмите пример с той дамой, что с сильным я-сознанием должна была дежурить у постели больного отца. Наименьшее, что могло при этом случиться, это неверное протекание мысли рядом с чувством и, наконец, западение мысли в сферу чувства. "Но в этом случае мысль тут же подхватывается волнами чувств, которые сильнее, чем волны мысли. ... Это важное требование к современному человеку: укрепляться в способности держать мышление вне сферы чувств и воли. Часть рисунка справа — это сверхсознание, середина — сознание, слева — подсознание. Захват мышления подсознанием, волнами чувств в подсознании означает нарушение строя организма. Это исключительно важно. ... Мышление ориентировано на физический план, но иное дело — чувства... Чувство действительно стоит в связи со всеми духовными существами, о которых можно говорить как о реальных. Так что, если человек с недостаточными понятиями погружается в жизнь своих чувств, то он приходит в коллизии с богами — если хотят это так выражать, — но именно со злыми богами. ... Он вынужден погружаться туда с недостаточными понятиями, когда в сфере чувств содержится больше, чем в обычной сфере рассудка. В сфере чувств человек не может эмансипироваться от связи с духовным миром. Если же он в материалистическое время эмансипируется в сфере рассудка от духовного мира, то именно с недостаточными понятиями он будет входить в мир своих чувств; и тогда он может заболеть. Как тогда помочь человеку? Единственным средством тогда будет вновь привести его к понятиям, которые охватывают и сферу чувств; а это означает, что современный человек вновь должен заговорить о духовном мире, во всеобъемлющем смысле заговорить о духовном мире. При этом дело заключается не в подходящем для индивидуума терапевтическом методе психоаналитиков, но во всеобщезначимой Духовной науке. Если человек действительно принимает понятия Духовной науки — не все, кто их слышат и о них читают, их принимают, — кто их действительно принимает, тот уже не позволит хаотически смешиваться в подсознании трем сферам души — мышлению, чувству, воле, что приводит ко всякой истерии и неврозам, происходящим внутри души; а ведь только об этом и говорит психоанализ. При этом необходимо, конечно, набраться мужества прийти к признанию конкретных действий духовных миров, признать, что мы живем в условиях кризиса, связанного с кризисом 1879 г., о котором мы говорили (низвержение духов тьмы)".178(6) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 309541 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 403880 не найден. Перейти на этот раздел
187. "Как только ты встречаешься со Стражем Порога, тебе указывается, чем является материализм: путем к слабоумию!" 197(6) Перейти на этот раздел
26. В исходной точке новой духовной жизни, импульсируя эту жизнь, стоят Мистерии Ирландского острова, Мистерии Гибернии. Необычайно трудно проникнуть в Акаша-Хронике к тому, что там отпечатлели эти Мистерии. "Если посмотреть на подготовление, через которое сначала должен был пройти посвящаемый в Гибернии, то оно состояло из двух вещей. Первая заключалась в "том, что подготовляемый подводился душевно ко всем трудностям познания вообще. Все, что, я бы сказал, может составить муки познания, на том пути познания, который еще не идет в глубины бытия, но который состоит просто в том, что обычные духовные силы, которыми человек обладает в повседневном сознании, напрягаются так сильно, как это только возможно, — все те трудности, которые встречает обычное сознание на этом пути познания, они ставились перед учениками душевно. Ученики должны были пройти через все сомнения, все муки, через всю внутреннюю борьбу и частые неудачи в этой борьбе, через заблуждения даже с хорошей логикой и диалектикой. Они должны были проделать все, что человек ощущает в трудностях, если он действительно хочет однажды завоевать познание, а затем высказать его. Вы чувствуете, дорогие друзья, что мы, по сути, имеем тут дело с чем-то двояким — с необходимостью завоевать истину и высказать, сформулировать ее. Если человек серьезным образом идет путем познания, то у него есть чувство, что все то, что можно втиснуть в слова, уже не является целиком истинным, но перемежается подводными камнями и ловушками. ... Затем делалось понятным второе — и ученики, опять-таки, душевно, испытывали это, — что могло стать познанием на обычном пути познания, а именно: как мало ... логика, диалектика, риторика могут привнести к человеческому счастью. Но, с др. ст. ученикам объяснялось, что человек, если он хочет держаться в жизни прямо, должен подступить к тому, что ему определенным образом несет радость, счастье. Итак, с одной стороны, они подводились к пропасти и постоянно побуждались к сомнению, как если бы они должны были ждать, пока им будет построен мост через каждую отдельную пропасть. И они так сильно посвящались в сомнения и трудности познания, что, будучи проведенными от этого подготовления к действительному вступлению в мировые тайны, приходили даже к такому заключению: если подобное возможно, тогда мы хотим отказаться от познания, тогда мы хотим отказаться от всего, что не может принести человеку счастья". "Далее, когда ученики оказывались подготовленными для указанной степени, они подводились к двум колоссальным статуям, к двум огромным, величественным статуям. Одна была величественной благодаря внешней пространственной величине, другая была такой же большой, но кроме того она впечатляла своим особым видом. Одна статуя представляла мужской облик, другая — женский. В связи с этими статуями ученики должны были пережить в своем роде приход мирового Слова. В некотором роде обе эти статуи должны были стать внешними буквами, с помощью которых ученики должны были начать расшифровывать мировые тайны, встающие перед человеком. Мужская статуя была из совершенно эластичного материала. И она была такая, что при нажатии вдавливалась в любом месте; ученикам предлагалось надавить ее повсюду. И тогда выяснялось, что она внутри полая. Она оказывалась, по сути, лишь оболочкой статуи, но сделанной из эластичного материала, и после того, как ее переставали надавливать, она тотчас же снова восстанавливала свою форму. Над статуей, над головой статуи, весьма характерной, находилось нечто, выражавшее собой Солнце. Вся голова была такой, что человек видел: она, собственно, должна была бы вся быть как душевный глаз, микрокосмически представлять содержание всего Макрокосмоса. И эта манифестация всего Макрокосмоса должна была бы через Солнце выражаться в этой колоссальной голове. Я могу лишь схематически набросать здесь эти статуи. Одна из них производила такое впечатление: здесь Макрокосмос действует через Солнце и формирует человеческую голову. Другая статуя была такой, что взгляд ученика сначала падал на нечто такое, что являло собой некоего рода световое тело, являло сияние, идущее вовнутрь. И в этом обрамлении ученик затем видел женский облик, повсюду находящийся под влиянием этого излучения; у него возникало чувство, что голова рождается из этого сияния. Голова имела нечто неотчетливое. Эта статуя состояла из другой ... пластичной субстанции, не эластичной, а пластичной, исключительно мягкой субстанции. Ученику предлагалось надавить также и на нее. И когда он надавливал, то оставалась вмятина". Но когда в соответствующей церемонии ученик через некоторое время подводился к статуе, то вновь находил ее целой. "От второй статуи возникало впечатление: она полностью находится под влиянием лунных сил, которые пронизывают организм и дают из организма произрасти голове. Ученики получали исключительно сильное впечатление от того, что они здесь переживали. Статуя все снова восстанавливалась. И часто группа учеников приводилась на небольшое время к этой статуе. И когда их приводили к статуе, то кругом в первый раз царила полная тишина. К статуе их подводили посвященные и оставляли там; дверь в храм закрывалась, и ученики предоставлялись своему одиночеству. Затем наступал момент, когда каждый ученик уходил в себя и побуждался испытать статую, чтобы почувствовать эластичное одной статуи и пластичное другой, на которой сохранялась сделанная им вмятина. Затем он оставался один о самим собой и с впечатлением от того, что, как я сказал, сильно, очень сильно воздействовало на него. И благодаря всему тому, что ученик проделал на пути вначале и о чем я уже говорил, он переживал все трудности познания, все трудности, я хотел бы сказать, блаженства. Да, пережить подобное означает больше, чем когда это выражается только в словах ... такое переживание означает, что человек прошел через всю шкалу ощущений. И ощущения приводили к тому, что ученик, будучи подведенным к обеим статуям, испытывал страстное желание являвшееся ему как большая загадка каким-либо образом в своей душе разрешить, подойти к тому, чего собственно хочет эта загадочность, с одной стороны, загадочность вообще, какой ее встречает человек, а с другой — загадочность, заложенная в этих образах и во всем роде отношения самого человека к ним. Все это действовало глубочайшим, чрезвычайно глубоким образом на учеников. Перед статуями мы, можно сказать, всей своей душой и всем своим духом превращались в колоссальный вопрос. ... Все в них спрашивало. Рассудок спрашивал, сердце спрашивало, воля спрашивала, все, все спрашивало. Подобные вещи, представавшие наглядно в древние времена, нет больше нужды прежним образом вводить в посвящение, но современный человек должен учиться проходить эту шкалу ощущений, чтобы действительно приблизиться к истине, которая потом вводит в тайны мира. Ибо, если для современного ученика правильным является подобные вещи проделывать на внутреннем, внешне не наблюдаемом пути развития, то при этом остается обязательным также и для современного ученика проходить через ту же шкалу ощущений, через внутренние медитативные переживания дать этим ощущениям проникнуть в себя. ... Когда все описанное проделывалось, ученика подводили к некоего рода испытанию через совместное действие всего предыдущего: с одной ст., бралось вообще все, что было проделано в процессе подготовления на обычном пути познания и пути блаженства, а с другой — то, что стало в них большим вопросом всей души и даже всего человека. Это должно было теперь взаимодействовать. И вот, когда внутреннее ученика ощущало это совместно, когда во внутреннем это выступало в совместном действии, тогда, насколько это было возможно в то время, ученику сообщалось о тайнах мира, о микрокосмосе, о Макрокосмосе, сообщалось нечто о тех связях, которых мы как раз касаемся в этих лекциях, которые также составляли содержание Мистерий Артемиды в Эфесе. Часть из них сообщалась во время испытания. Благодаря этому стоявшее в душах учеников большим вопросом поднималось еще выше. И ученик действительно, я бы сказал, в этой форме вопроса, через колоссальное углубление, которое получала душа, переживая, перенося все это ... подводился к духовному миру. Со своим ощущением он фактически входил в область, которую переживала душа, когда чувствовала в себе: теперь я стою на Пороге сокровенных сил. ... Когда ученики проходили через эти испытания, их опять приводили к статуям. И тогда они получали совершенно особое впечатление, встряхивавшее все их внутреннее. То впечатление я могу вам представить, только воспроизведя на современном немецком языке употреблявшееся на том древнем языке. Итак, когда ученики продвигались так далеко, как я это охарактеризовал, то их снова по одному подводили к статуям. Но теперь посвящающий жрец, инициатор, оставался с учеником в храме. И ученик видел, снова еще раз в абсолютной тишине вслушавшись в то, что могла ему сказать собственная душа ... посвящающего жреца восходящим над головой одной из статуй. При этом Солнце как бы отступало вдаль, и в этом пространстве между Солнцем и статуей являлся жрец, как бы закрывая собой Солнце. Статуи были очень большими, и жрец выглядел довольно маленьким над головой первой из них, как бы закрывая собой Солнце. И затем, как бы действуя из музыкально-гармонического — музыкально-гармоническим начиналась церемония, — раздавалась речь посвятителя. И на той стадии, где тогда находился ученик, это являлось ему так, что слова, звучавшие из уст посвятителя, как бы говорились самой статуей. Слова звучали так: Я есмь образ мира. Смотри, как мне недостает бытия. Я живу в твоем познании, Я стану в тебе теперь исповеданием. И это опять-таки, как вы можете себе представить, производило мощное впечатление на ученика. ... Когда все это проходило через его душу, он был внутренне готов всей своей душой уцепиться за этот образ, за то, что было мировой силой, символизированной в этом образе, он мог тогда жить в этом, передать себя этому. И он был готов к тому, чтобы ощущать исходившее из уст жреца, которое являлось ему так, как если бы статуя была буквой, представлявшей ученику то, смысл чего был выражен в приведенных четырех строках. Когда жрец возвращался вниз, ученик снова погружался в безмолвную тишину; жрец уходил, и ученик оставался один. Через некоторое время приходил другой посвятитель; он являлся над второй статуей, и опять как бы из музыкально-гармонического являлся голос жреца-посвятителя, он произносил слова, которые я могу передать вам так: Я есмь образ мира, Смотри, как истинности мне недостает. Коль ты отважишься жить со мною, То я стану для тебя удовольствием. И ученик теперь, после всех подготовлений, после того, как он был приведен к внутреннему счастью, к страстному желанию внутренней полноты, после того, как он через все, что должен был пережить, приходил к тому, чтобы ощутить необходимость однажды подойти к этой полной радости внутренней полноте, он приходил теперь, услышав то, что звучало от второй статуи, не только к тому, чтобы рассматривать, но и действительно рассматривал мировые могущества, говорившие через вторую статую, как те, которым он хочет отдать себя. Посвятитель исчезал. Ученик снова оставался один. И во время этой одинокой тишины он ощущал — по меньшей мере это кажется так, что каждый это ощущал — нечто такое, что можно выразить следующим образом: я стою на Пороге духовного мира. Здесь, в физическом мире, нечто называют познанием, до в духовном мире это не имеет никакой ценности. И трудности, которые человек имеет здесь, в физическом мире, в связи с познанием, обретаемым здесь, — они являются физическим отображением утраты им ценностей в сверхчувственном духовном мире. И ученик при этом также переживал: многое здесь, в физическом мире, обращается к человеку, ты же должен отказаться от внутренней полноты радости и идти некоего рода аскетическим путем, чтобы войти в духовный мир. Однако это, собственно говоря, иллюзия, это, собственно говоря, заблуждение. Ибо являющееся во второй статуе говорит выразительно само о себе: смотри, как истинности мне недостает. ... Таковы были ощущения, отчасти вызывавшие в ученике сознание, что он постигает физический мир, проходя через многие заблуждения и преодолевая их. Но случались также и ощущения, которые по временам были подобны внутренне действующему пламени, так что человек чувствовал себя словно поврежденным внутренним огнем, словно внутренне уничтоженным. И душа колебалась между одним ощущением и другим, туда и обратно. Ученик, так сказать, испытывался на весах познания-счастья. И в то время, как он проделывал все это внутренне, статуи как бы начинали говорить сами. Он достигал в некотором роде внутреннего слова, и статуи как бы говорили сами. Одна из них говорила: Я есмь познание. Но то, что я есмь, — это не бытие. И теперь к ученику приходило, я бы сказал, излучающее страх чувство: все, что он имел в идеях, — это только идеи, в этом нет никакого бытия. Человек напрягает голову — так чувствовал ученик, — и хотя он приходит к идеям, но бытия в них нет нигде. Идеи — это лишь видимость. Затем как бы начинала говорить и вторая статуя; она говорила: "Я есмь фантазия. Но то, что я есмь, — это не истина. Так представали перед учеником обе статуи". Я прошу вас понять все это правильно. Здесь не дается догм, не выражается каких-либо истин познания, но здесь даны переживания ученика в святилищах Гибернии. Что там переживал ученик — только это изложено здесь. "Все это переживал ученик в абсолютном одиночестве. Его внутренние переживания были столь сильны, что его лицо становилось совсем неподвижным. Оно больше не действовало. Через некоторое время он больше не видел статуй. Но он читал на том месте, где он их раньше видел, нечто, написанное огненными письменами, что являлось тем не менее внешне-физически, и он видел это с потрясающей отчетливостью. На том месте, где ранее была голова статуи познания, он видел слово НАУКА, а там, где была голова другой статуи, — слово ИСКУССТВО. Пройдя через все это, ученик выходил из храма. Возле храма стояли оба посвятителя. Один из них брал ученика за голову и поворачивал к тому, что ему показывал другой: образ Христа. При этом произносились слова призыва. Жрец, показывавший изображение Христа, говорил ему: Восприми Слово и Силу Этого Существа В свое сердце. А другой жрец говорил: И от Него восприми, Что тебе оба облика Дать желают: науку и искусство. Таковы были, так сказать, первые два акта посвящения в Гибернии, где ученики особым образом приводились к действительному ощущению внутренней сути Христианства, и это исключительно глубоко отпечатлевалось в душах учеников, после чего они могли далее идти своим путем познания". (Лекция 7) "Когда ученик отдавался впечатлению от мужской статуи ... то он переживал род душевного оцепенения, которое проявлялось все более и более ... А затем ученик как бы чувствовал, что бывшее в нем оцепеневшим, т.е. он сам, вбирается Мирозданием; он чувствовал себя как бы ввергнутым в дали Мироздания. И он мог сказать себе: мироздание восприняло меня. Но затем приходило — это не было увяданием сознания, а становлением его другим, — затем приходило нечто особенное. Когда ученик достаточно долгое время переживал оцепенение, эту взятость себя Мирозданием, — а посвятители заботились о том, чтобы оно длилось достаточно долго, — он говорил себе примерно следующее: лучи Солнца, лучи звезд притягивают меня во все Мироздание, но я, собственно, остаюсь сосредоточенным в себе. И когда ученик достаточно долго проделывал это, то приходил к примечательному воззрению. Теперь впервые он, собственно, осознавал, для чего было нужно это сознание, наступавшее во время оцепенения, ибо теперь, в зависимости от его переживаний в созвучии с чем-либо иным, он получал многочисленные впечатления от зимних ландшафтов. Зимние ландшафты вставали перед ним в духе, ландшафты, в которых он всматривался в завихрения снежных хлопьев, наполнявших воздух — все, как сказано, в духе, — или ландшафты, где он всматривался в леса, где на деревьях лежал снег, и т.п. ... И он чувствовал внутреннюю общность, напр., его глаза с ландшафтом. Он чувствовал, как если бы в каждом глазу весь этот ландшафт, который он обозревал, был деятелен, как если бы он действовал повсюду в глазу, как если бы глаз был внутренним зеркалом для того, что являлось вовне. Но он чувствовал еще следующее: он чувствовал себя не как единство, он чувствовал, по сути говоря, свое Я столько же размноженным, сколько он имел чувств. Он чувствовал свое Я удвенадцатиренным. И из того, что он чувствовал Я удвенадцатиренным, в нем возникало своеобразное переживание, он говорил: здесь присутствует мое Я, оно смотрит сквозь мои глаза; здесь присутствует Я, оно действует в моем чувстве мысли, в моем чувстве речи, в моем осязании, в моем чувстве жизни; я, собственно, расчленен в мире. — И от этого возникала живая тоска по соединению с сущностью из Иерархии Ангелов, чтобы в этом соединении с сущностью из Иерархии Ангелов получить силу и власть для овладения Я, расчлененным в отдельных переживаниях чувств. И из всего этого в Я восходило переживание: почему я имею органы чувств? В конце концов у ученика возникало ощущение, как все, связанное с органами чувств и продолжением их вовнутрь, внутрь человека, родственно с действительным окружением человека на Земле. ... из всех этих переживаний ученик получал совокупное постижение своей души. схватывал ее всю целиком. Это совокупное постижение души состояло из ряда частей. Я проделал, говорил себе ученик, в моем мистериальном странствии то, что в Мироздании является прошлым. Массы снега и льда моей волшебной зимы показали мне, сколь убийственные силы действуют в Мироздании. Я познал импульс уничтожения в Мироздании. И мое оцепенение во время моего мистериального странствия возвещало о том, что я должен всмотреться в имеющиеся в Мироздании силы, приходящие из прошлого в настоящее, но в настоящем оказывающиеся мертвыми мировыми силами. — Это сообщалось ученику через отзвук его переживаний в мужской статуе. Затем он подводился к тому, чтобы в его переживаниях возник отзвук пластической статуи. И тогда он как бы множился внутренне не в оцепенении, окоченении, а во внутреннем жаре, в лихорадке души, в воспаленном состоянии, которое действовало примерно так, что вещи, которые так сильно могли воздействовать на душу, поскольку были внутренними, начинались вообще с телесного комплекса симптомов. Ученик ощущал это так, как если бы был внутренне стеснен, как если бы все в нем было сильно сдавлено: дыхание, кровь по всему телу. В большом страхе ученик впадал в глубокое внутреннее душевное страдание. И в этом глубоком внутреннем страдании в нем возникало сомнение в том, что он должен был делать. Рождавшееся тогда в душевном страдании можно в какой-то мере выразить такими словами: во мне что-то есть, что происходит от моей телесности в обычной земной жизни. Оно должно быть преодолено. Мое земное Я должно быть преодолено. — Это сильно жило в сознании ученика. Затем, когда он достаточно долго преодолевал, проходил через этот внутренний жар, внутреннюю нужду, через чувство, что нужно преодолеть земное "я", тогда в нем наступало нечто такое, о чем он знал, что это не прежнее состояние сознания, а хорошо известное ему состояние сознания сна со сновидениями. Если действовавшее из оцепенения сопровождалось отчетливым чувством, что это состояние сознания, которого он не знал в обычной жизни, то теперь он мог о своем сознании сказать: оно есть род сновидения. ... В то же время ученик теперь осознавал: что как волшебное лето выступало или выступает перед его сознанием в беспрерывном изменении — это переходит как импульс в далекое будущее Мироздания. Но теперь он чувствовал себя не так, как прежде, расчлененным, размноженным по органам чувств; нет, теперь он чувствовал себя внутренне соединенным в единстве, он чувствовал себя сосредоточенным в своем сердце. И это было кульминацией, высшей точкой того, через что он проходил: эта сосредоточенность в сердце. И это было кульминацией, высшей точкой того, через что он проходил: эта сосредоточенность в сердце, это внутреннее самопостижение, самообладание, чувство своего родства во внутреннейшем существе человеческой природы не с летом, каким человек видит его внешне, но со сновидением об этом лете. И правильным образом ученик говорил себе: в сновидении о лете, которое я переживаю внутренне в моем человеческом существе, в нем заложено будущее. Когда ученик проделывал все это, то к нему приходило переживание, что оба эти состояния следуют одно за другим. Он всматривался, скажем, в ландшафт, состоящий из лугов, прудов, маленьких озер. Он всматривался в лед и снег, которые превращались в вихрящийся падающий снег, как бы в туман из снега, который все более и более утончался и истаивал в ничто. И когда это истаивало в ничто, ученик чувствовал себя как бы в пустом мировом пространстве, и в этот момент на этом месте выступал летний сон. И ученик сознавал: теперь моей собственной душевной жизни касаются прошлое и будущее. ... В ледяных кристаллах зимы мы имеем внешний знак продолжающегося отмирания духа в материи. Мы, как люди, не предрасположены видеть умирающий дух символизированным в снеге и льде во внешней природе, если этому не предшествует инициация. Если же она совершается, то мы видим это превращение в ничто, а из него возникает сновидение о природе, содержащее семя мирового будущего. Но ученик должен стоять внутри мировой смерти и мирового рождения. Ибо если человек не стоял бы внутри этого — как уже сказано, я описываю вам только опыт ученика в посвящении Гибернии, — если бы человек не стоял внутри этого, то действительные процессы, в которые ученик всматривался через рождающееся из оцепенения новое сознание, были бы действительной мировой смертью, и сновидения за мировой смертью не последовало бы. У прошлого не было бы будущего. Сатурн, Солнце, Луна, Земля были бы здесь, но не было бы Юпитера, Венеры, Вулкана. Чтобы это будущее космоса вчленилось в прошлое, для этого необходимо, чтобы между прошлым и будущим стоял человек. Это сознавал ученик из того, что он переживал". Посвятитель выражал это ученику в изречении. О состоянии оцепенения он говорил: В далях ты должен учиться, Как в синеве эфирных далей Бытие мира исчезает И вновь в тебе себя находит". "Другое ощущение под влиянием второй статуи выражалось так: В глубине решить ты должен Из горячечного зла, Как истина воспламеняется И через тебя в бытии утверждается". Ранее ученику на месте первой статуи представало познание, но лишенное бытия, как лишь идеи, вырабатываемые на Земле. Но теперь в отзвуке являлось, что человек может найти бытие для познания, потеряв себя в далях мира: "В далях должен ты учиться...". Ученик ощущал, как он соединяется с синими далями эфира, где Земля превращается в ничто. Ощущать ничто он учился на волшебных зимних ландшафтах. И теперь он знал, что в этих далях сохраняется только человек. А чтобы мир имел будущее, человек должен зло преодолеть добром в своей природе: "В глубине решить ты должен...". Ученик прошел через влечение удовлетвориться не истиной, а фантазией о мире, субъективными образами. В сновидениях о лете он понял, что в фантазиях из внутреннего вырастают имагинации, имагинации растений. С одними образами фантазий он остается чужд окружению. Имагинациями же он врастает в мир растений, животных, в мир людей. Навстречу всему встреченному вовне тогда изнутри восходит нечто, связанное с ним. "Эта двоякая связь с миром встает перед учеником в действительном внутреннем грандиозном ощущении как отзвук обеих статуй. И ученик, т.обр., действительно учился, с одной стороны, простирать свою душу в дали мира, а с другой — сходить в глуби своего внутреннего, где это внутреннее не действует с той вялостью, с какой оно действует в обычном сознании, но где внутреннее действует так, как если бы оно стало наполовину действительностью, а именно прозревалось бы, потрясалось бы, проколдовывалось бы сновидениями. Ученик учился всю интенсивность внутреннего импульса приводить в связь со всей интенсивностью внешнего импульса. Из родства с зимними и летними ландшафтами он получал разъяснения о природе и о собственной самости. И он глубоко роднился с внешней природой и со своей самостью". Перед ним выступало все то, что он имел как переживания до нисхождения из духовных миров на Землю. При повторении состояния выхода в дали он уже не чувствовал, будто бы его высасывают лучи Солнца и лучи звезд. Но он чувствовал, что достигает середины бытия между смертью и новым рождением. "Затем ученик учился внутренне раздельно переживать обе статуи и каждое состояние все более отчетливо. А когда для него становилась ясной и живой возникающая в сердце взаимосвязь, когда в его сознании живо вставала середина жизни между смертью и последним рождением, тогда посвятитель говорил ему: Научись духовно созерцать зимнее бытие, И ты узришь доземное. Научись духовно сновидеть летнее бытие. И тебе будет дано пережить послеземное". Обратите особое внимание на колоссальную разницу, содержащуюся в этих изречениях. Когда ученик достаточно долго проделывал описанные упражнения, то его внутренняя сила и энергия углублялись, и он мог идти дальше. "Все это ученик переживал в состоянии оцепенения, а затем по указанию посвятителя он разливался до эфирных далей, до границ пространственного бытия. Там, на этих границах, к нему подступало переживание астрального, которое в те времена куда живее, значительнее, энергичнее соединялось с человеческим существом, чем теперь. Человек прежде внутренне был более чувствительным, поэтому он и проходил другое обучение, чем теперь". "Ученику Гибернийских Мистерий в высшей степени прививалась способность при излиянии в синие эфирные дали, при втекании астрального света прежде всего не чувствовать себя, но в своем сознании чувствовать мощный мир, о котором он мог сказать следующее: я живу целиком в некоем элементе с другими существами. И этим элементом является, по сути говоря, чистое природное добро. Ибо повсюду я чувствую, как из этого элемента нечто струится в меня — простите, что я воспользуюсь оборотом, который было бы правомерным употребить лишь позже, — а я плаваю, подобно рыбе, в воде, сам при этом состоя лишь из текучих, легких элементов; во всем планетарном элементе я чувствую приятное струение в себе со всех сторон. Ученик, собственно, чувствовал, как со всех сторон к нему струится астральное, формируя и строя его. Этот элемент есть чистое природное добро — мог бы он сказать о нем, — поскольку он повсюду дает мне нечто. Я, собственно, окружен одним добром. Добро, добро повсюду, природное добро окружает меня. Но это природное добро, оно является не только добром, но творческим добром, ибо оно своими силами в то же время делает то, что я есмь, дает мне облик, поддерживает меня, когда я в этом элементе плаваю, парю и тку. Таково было получаемое здесь естественно-моральное впечатление". Если понюхать розу и сказать, что из нее струится добро, распространенное по всей планете, и оно сообщается моему обонянию, то мы получим слабую тень того, что составляло переживание бытия др.Солнца. Будучи приведенным к бытию одних чувств в глазах, в ушах, в чувстве вкуса и т.д., при утрате всего остального организма, ученик переживал бытие др.Сатурна. Вживаясь во внутреннее сдавливания, в чувство тепла, ученик Гибернии переносился сознанием в бытие Юпитера, которое возникает из Земли. И он чувствовал не только физическое, но также и душевное тепло. "Ибо мы станем людьми Юпитера только благодаря тому, что свяжем физическое тепловое с душевным тепловым.... Излияние любви и тепла станет нераздельным". Когда же ученик переживал душевное страдание, ощущал необходимость преодолеть собственное "я", поскольку оно может стать источником зла, то переживаемое им физически-душевное тепло начинало светиться. Ученику открывалась тайна душевного блистания света. И так он входил в будущее бытие Венеры. "А затем, когда все, пережитое раньше, ученик чувствовал слившимся воедино в своем сердце ... тогда все, что он вообще переживал в своей душе, являло себя в то же время как переживание планеты. Человек имеет мысли; мысль не остается внутри человеческой кожи: она начинает звучать, она становится словом. Все, чем живет человек, формируется в слове. Слово распространяется на планете Вулкан. Все в Вулкане является говорящим, живым словом. Слово звучит к слову, слово объясняется словом, слово говорит слову, слово учится понимать слово. Человек чувствует себя как понимающее мир слово, как слово-мир понимающее слово. И когда это в образе вставало перед посвящаемым в Гибернии, он сознавал себя в бытии Вулкана". Таковы были великие Мистерии Гибернии. Человек познавал в них себя как микрокосмос, как духовно-душевно-физическое существо в связи с Макрокосмосом. Он познавал становление, созидание и прохождение, метаморфозу Макрокосмоса. "Расцвет Мистерий Гибернии предшествовал Мистерии Голгофы. И особенность этих больших Мистерий состояла в том, что в них о Христе говорилось как о Грядущем, как позже о Нем говорилось как о Прошедшем через прошлые события. И когда при первом посвящении ученик выходил из храма и ему показывали образ Христа, то этим хотели сказать: все, что составляет становление Земли, склоняется к Событию Голгофы. Это тогда представлялось как будущее. На этом, прошедшем позже через многие испытания острове было место больших Мистерий, место Христианских Мистерий до Мистерии Голгофы, в которых правомерным образом еще до Мистерии Голгофы человек велся к духовному взгляду на Мистерию Голгофы. А когда наступила Мистерия Голгофы, в то время, когда в Палестине произошли примечательные события ... в Гибернийских Мистериях и в их общине, т.е. в народе, принадлежавшем к ним, был отпразднован большой праздник. И что действительно случилось в Палестине — это стократно образно — но так, что образ не был памятью о происшедшем — было воспроизведено на Гибернийском острове. ... На Гибернийском острове человечество пережило Мистерию Голгофы духовно". "Началось время, в которое люди все более и более принимали только физически увиденное, и они больше не принимали вещи за истинные, если они не были связаны с физически увиденным. Так мудрость, пришедшая из Гибер
нии, больше не чувствовалась в ее субстанциональности. Искусство, пришедшее из Гибернии, больше не чувствовалось в его космической истине. ... стало необходимым чувственно наглядное в качестве модели — таково, собственно, и искусство Рафаэля. — тогда как Гибернийское искусство исходило из того, чтобы духовное, спиритуальное осуществлялось непосредственно через художественные средства". "Когда в Акаше-эволюции человек приближается к образам Гибернийских Мистерий, то он ощущает, как нечто как бы отталкивает его, что-то как бы удерживает его силы на расстоянии, не дает его душе приблизиться к себе. И чем ближе человек к этому подходит, тем более оно затемняется ... в Гибернийских Мистериях человечеству дан последовательный исход древних божественно-духовных сил. Но когда Гибернийские Мистерии сошли в теневое бытие, они были в то же время духовно окружены плотным валом, чтобы нельзя было изучать их пассивным образом, чтобы к ним нельзя было приблизиться иначе, как только пробудив в себе спиритуальную активность, т.е. став настоящим человеком нового времени". 232 (9) Перейти на этот раздел
41. Древняя индийская культура соединяла оба пути (нижний и верхний) в духовный мир. Это было обусловлено еще довольно высокой степенью ясновидения людей, способностью пользоваться эфирным мозгом, эф.телом, которые еще выделялись за границы физ.тела. Др.индус говорил себе: я иду вовне; с другой стороны, я иду вовнутрь, а прихожу к одному — к Единому. Но уже со 2-й культуры пути раздваиваются, духовный мир исчезает от взора людей. Древний перс шел вовне и говорил: я прихожу к Ормузду. Он шел внутрь себя и говорил: я прихожу к Митре. И эти пути уже не сливались для него в единство. Хотя он чувствовал, что они должны соединиться. Поэтому он говорил о неведомом пра-Боге-Заруана-Акарана. Восходя вверх, посвященный Заратустры видел высшие сферы духа, Духа Солнца, трон, который окружен служителями-вестниками — Амшаспандами. Они являются как бы управителями отдельных частей царства Аура Маздао. Им, в свою очередь, подчинены другие существа — Изет, или Изафат. Наконец, перс видел еще более низко стоящих существ — фраваши. Они непосредственно окружают человека и являются мысле-существами. Обращаясь внутрь себя, древний перс наталкивался на эф.тело, более полно совпадающее с физ.телом, чем у древнего индуса. Он уже не мог пользоваться им, но — телом ощущений. Поэтому он не видел высшего единства. Он мог видеть лишь астрально. Но тело ощущений связано с душой ощущающей, которая тут же приходила в действие. Пользоваться же ею приходилось в том неразвитом состоянии, в котором она тогда находилась. "Поэтому древний перс ощущал: когда тело ощущений, уже выработанное, восходит к Аура Маздао, то при этом присутствует душа ощущающая, что опасно, ибо когда она открывает свои ощущения, те погружаются в тело ощущений. Душа ощущающая содержит в себе древнее люциферическое искушение, которое пришло не извне, к чему у люциферических духов нет способности, а изнутри. Таким путем они воздействуют на тело ощущений. Так воспринимал древний перс действие души ощущающей на тело ощущений, которое как бы представляло собой освещенное из внешнего мира отображение того, что с древних времен действовало в душе ощущающей. Это есть, если посмотреть изнутри, то, что называется действием Аримана, действием Мефистофеля. Поэтому перс чувствовал себя стоящим перед двумя силами. Если он смотрел на то, чего можно достичь, направляя взор вовне, то созерцал Мистерии Аура Маздао, если же взор направлялся вовнутрь, то с помощью тела ощущений, благодаря действию Люцифера в нем, человек оказывался перед врагом Аура Маздао, перед Ариманом". Если же человек шел вовнутрь с очищенной, развитой путем посвящения душой ощущающей, то приходил к исполненному света царству Люцифера. Его называли Бог Митра. Поэтому те Мистерии Персии, которые заботились о внутренней жизни, назывались Мистериями Митры. Также и в египто-халдейскую культуру было два пути в духовный мир, и было ощущение, что они должны сходиться в единство. Но это ощущение было еще более смутно, чем у персов. Последние в этом случае говорили о Заруана-Акарана как о существе высшего единства. Халдеи называли его Ану. То, что стояло близко к человеку, будучи тенью высшего, они называли Апасон. Сформированным из Жизнедуха следует мыслить следующее существо — Тауф. Других существ они называли Моймис — существ, имеющих нижним членом Самодух. Такова была в их воззрении высшая троичность, стоящая над человеком. Они также понимали, что эта троичность открывается им в своих нижних членах, высшие же ее члены были сокрыты от них. Потомком Моймис, происходящим из сферы существ огня, самости, почитался Бел, тот Бог, который рассматривался как создатель мира и Бог народа. На пути к духу через внутренний мир халдеи встречали существо, позже называвшееся Адонисом. Путь этот был доступен (из-за его опасности) только посвященным. Переживания тех посвященных были подобны переживаниям современных посвященных. Посвященные халдеи должны были на своем пути встретить два переживания. На внутреннем пути они должны были пережить встречу с Иштар, принадлежавшей к добрым лунным богам. Это существо стояло на Пороге, переступаемом на пути из душевного в духовный мир. С другой стороны, переступая порог мира внешних чувств, посвященный встречал другого стража — Меродах, или Мардук, которого можно сравнить с Архангелом Михаэлем. Через эти две встречи человек переживал то, что символически ощущают и сегодня: ему подносилась сияющая чаша, что означает: человек научался первому употреблению цветов лотоса. У египтян все это происходило несколько иначе, но во многом подобно. В новое время возникла необходимость верхний и нижний пути посвящения соединить. Для этого нужен был соединительный элемент. Этот элемент пришел из Ура Халдейского. Там было взято откровение, пришедшее извне, затем это пошло в Египет, восприняло идущее оттуда и соединило то и другое так, что впервые, предварительно в Существе Ягве выступил свет Христа, Который соединил оба пути. "Так в Ягве, или Иегове, выступает Божество, находимое на внутреннем пути, но видимое не благодаря самому себе, а будучи освещенным извне" светом Христа. 113 (8) Перейти на этот раздел
108. Внутренняя, низшая природа человека предстает ему как Страж Порога. Во всех видах посвящения эту встречу называют "нисхождением в ад". Перешедший Порог отделяется от своего тела, переживает его объективно, т.к. преодолел свою низшую природу. Эта ступень называется "распятием". 54 (15) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601530 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605470 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608880 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608671 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608800 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609291 не найден. Перейти на этот раздел
Медитирующий пытается составить себе представление о Страже Порога 942. "Когда душа достигнет способности наблюдать что-либо вне чувственного тела, для нее могут наступить известные трудности в жизни чувств. ....Воспринимая внешний (духовный) мир, она тотчас же как бы сливается с ним; она не может представить себя отделенной от него, как она представляет себя отделенной от внешнего чувственного мира. ... Нельзя больше сказать: я мыслю, я чувствую — или: у меня есть мысли и я слагаю их. Надо сказать: нечто мыслит во мне, нечто зажигает во мне чувства, нечто слагает мысли, так что они выступают совершенно определенно и оказываются присутствующими в сознании. В этом чувстве может заключаться что-то чрезвычайно гнетущее ... То, как оно проявляется, может показать, что сверхчувственный внешний мир хочет почувствовать себя,
хочет помыслить себя, но что-то мешает ему осуществить это желание. В то же время испытываешь такое ощущение, что это, так просящееся в душу, и есть настоящая действительность и что только она одна может объяснить все дотоле пережитое как действительность. Это ощущение принимает еще и такую форму, что сверхчувственная действительность является чем-то, по ценности своей далеко затмевающим доселе 111ведомую душе действительность. Это ощущение потому имеет в себе что-то гнетущее, что приходишь к мысли: следующий шаг, который предстоит тебе сделать, ты должен захотеть его сделать. В самом существе того, чем ты стал благодаря своему внутреннему переживанию, заключена необходимость сделать этот шаг. Если бы этот шаг не был сделан, то тебе пришлось бы ощутить это как отрицание того, что ты есть, или даже как самоуничтожение. Тем не менее, может явиться и такое чувство, что ты не в состоянии его сделать
или что если и попытаешься его по возможности сделать, то все-таки он будет несовершенным. Все это превращается в представление: такой душе, какова она теперь, предстоит задача, с которой справиться она не может ... она не может быть принята сверхчувственным внешним миром, потому что последний не хочет иметь ее в себе. ... она принуждена сказать себе: ... ты отлучила себя от подлинного наблюдения истины. — Это чувство знаменует собой опыт, который получает все более и более решающее значение относительно ценности твоей собственной души. Чувствуешь, что всей полнотой своей жизни пребываешь в заблуждении. Однако это заблуждение отличается от других заблуждений. Последние мыслятся, это же — переживается. Заблуждение мысленное устраняется, когда неверная мысль заменяется верной. Пережитое заблуждение стало частью самой душевной жизни; ты сам теперь — заблуждение;
нельзя просто его исправить; ибо как тут ни думай, а оно все же здесь, оно часть действительности и притом — твоей собственной действительности. Такое переживание заключает в себе что-то уничтожающее для твоей собственной сущности. Мучительно ощущаешь, как твой внутренний мир отталкивается всем тем, чего страстно желаешь. Эта боль, ощущаемая на известной ступени душевного странствия, далеко превосходит все то, что можно испытывать как боль в мире внешних чувств. О, она может превысить все то, до чего человек дорос в своей предшествовавшей душевной жизни. Она может заключать в себе что-то оглушающее. Душа стоит перед жутким вопросом: откуда мне взять силы, чтобы вынести возложенную на меня задачу? Но она должна найти эти силы в своей собственной жизни. Они состоят в том, что можно назвать внутренним мужеством, внутренним бесстрашием. Чтобы сделать дальнейшие шаги в душевном
странствии, необходимо изнутри раскрыть силы, способные выносить такие переживания, которые давали бы внутреннее мужество и внутреннее бесстрашие, силы, каких вовсе не требуется для жизни в теле внешних чувств. Такие силы развиваются только через истинное самопознание. В сущности только на этой ступени развития видишь, как мало на самом деле ты знал о себе до сих пор. Раньше ты отдавался внутреннему переживанию, не рассматривая его так, как рассматривают часть внешнего мира. Но благодаря тем шагам, которые привели к способности переживать вне тела, человек получает особые средства для самопознания. Он научается до некоторой степени смотреть на себя с точки зрения вне чувственного тела. И описанное угнетающее чувство само уже есть начало истинного самопознания. Переживание себя заблуждающимся в своем отношении к внешнему миру показывает человеку, какова в действительности его собственная душевная
сущность. ... Только в такое мгновение впервые замечаешь, в какой степени ты любишь в себе то, что теперь приходится ощущать как безобразие. Могущество себялюбия является в полном своем объеме. В то же время обнаруживается, как мало ты склонен отбросить это себялюбие. Трудность оказывается очень большой уже тогда, когда дело идет о свойствах души, касающихся обычной жизни, ее отношения к другим людям. Через истинное самопознание узнаешь напр., такие вещи: доселе ты считал, что относился к такому-то человеку доброжелательно, а на самом деле ты питал к нему скрытую в глубине души зависть, или ненависть, или что-нибудь подобное. Знаешь, что эти не обнаруживавшиеся до сих пор чувства захотят когда-нибудь проявиться. И понимаешь, что было бы совершенно поверхностным сказать себе: вот ты теперь узнал, как обстоит у тебя дело, так уничтожь же в себе зависть и ненависть.
Ибо становится ясно, что несмотря на это намерение ты, скорее всего, окажешься очень слабым, когда жажда удовлетворить ненависть или изжить зависть вырвется из души как бы с первобытной силой. Такого рода частичное самопознание возникает в зависимости от того, когда наступает переживание вне чувственного тела, ибо тогда самопознание становится истинным и не может быть больше затемнено желанием увидеть себя таким, каким было бы приятно оказаться. Эти особые вспышки самопознания бывают мучительными, угнетающими для души. Но кто хочет приобрести способность переживать вне тела, тому не следует их избегать. Ибо они непременно наступят благодаря тому совсем особому отношению, в которое человек должен встать к своей собственной душе. Но нужно еще больше душевных сил, когда дело касается всеобщего человеческого самопознания. Наблюдаешь себя с такой т.зр., которая лежит
за гранью прежней душевной жизни. Говоришь самому себе: ты смотрел на вещи и события мира сообразно твоей человеческой сущности и так судил о них. Попытайся представить себе, что ты больше не можешь их так рассматривать и так судить о них. Но тогда ты вообще перестаешь быть тем, что ты есть. У тебя не остается внутренних переживаний. Ты сам становишься ничем. — Так должен сказать себе не только тот, кто живет в повседневности и лишь изредка создает себе представления о жизни и о мире. Так должен сказать себе каждый ученый, каждый философ. ... Оглядываешься на всю свою душу, на свое "я" как на то, что приходится сбросить с себя, если хочешь вступить в сверхчувственный мир. И все-таки душа не может не считать это "я" своей подлинной сущностью, пока не вступит в сверхчувственный мир. Она принуждена видеть в нем истинную сущность человека. Она должна сказать себе: через это мое "я" должна я создавать себе
представления о мире; это мое "я" мне нельзя утратить, если я не хочу утратить самое себя как существо. В ней господствует сильнейшее стремление повсюду сохранить свое "я , чтобы не потерять всякую почву под ногами. Так должна ощущать душа в обыденной жизни; но ей нельзя больше так ощущать, когда она вступает в мир сверхчувственный. Здесь она должна переступить через Порог, за которым ей надлежит расстаться не только с тем, что она считала своим ценным достоянием, но и с тем, чем она была доселе для самой себя. Она должна быть в состоянии признаться себе, что принимаемое ею прежде за основную правду о себе за порогом сверхчувственного мира обнаруживается как самое жестокое заблуждение. Перед таким требованием душа может содрогнуться и отступить. То, что ей предстоит сделать, признание ничтожества своей собственной сущности, она может ощутить до такой степени утратой себя,
что у Порога она почувствует себя бессильной исполнить это требование. Осознание этого может принимать всевозможные формы. Оно может проявиться совершенно инстинктивно, и человеку, который думает и действует в духе этого признания, оно может представиться чем-то совсем иным, а не тем, что оно есть на самом деле. Он может, напр., ощутить глубокое отвращение ко всяким сверхчувственным истинам. Он может счесть их за мечтания или за фантастику. Но он поступит так только потому, что в неведомых ему самому глубинах души он питает тайный страх перед этими истинами. ... Однако может случиться и так, что человек не остановится перед этой инстинктивной задержкой на подступах к Порогу, что он сознательно дойдет до Порога, потом повернет назад, ощутив страх перед дальнейшим. Но тогда ему будет нелегко изгладить действия, оказанные на его обычную душевную жизнь приближением к Порогу, ибо испытанное им
бессилие быстро прострется на всю его душевную жизнь. Дальнейшее заключается в том, чтобы человек усвоил себе способность отбрасывать при вступлении в сверхчувственный мир все, что он ощущает в обыкновенной жизни как самую твердую правду, и чтобы он научился ощущать вещи и судить о них по-иному. Но он должен также ясно сознавать, что когда он опять будет в мире внешних чувств, то ему снова будет необходимо пользоваться тем родом ощущений и суждений, которые имеют силу для этого мира. Он должен научиться не только жить в двух мирах, но жить в двух мирах совершенно различно. Находясь в мире внешних чувств и рассудка, он не должен умалять значение здравого суждения по той причине, что в ином мире он вынужден применять иной род суждения. Трудно для человеческого существа занять такое положение. Эта способность достигается продолжительным,
усиленным и терпеливым укреплением душевной жизни. Переживая опыт, связанный с приближением к Порогу, человек ощущает, что для обыденной душевной жизни это благодеяние — не подходить к Порогу. Ощущения, возникающие при этом в человеке говорят о том, что это благодеяние проистекает от какого-то властного существа, защищающего человека от опасности пережить у Порога ужасы самоуничтожения. За внешним миром, в обычной жизни, сокрыт иной. У его Порога стоит строгий Страж, способствующий тому, чтобы человек ничего не узнавал из законов сверхчувственного мира. Ибо все сомнения, всякую неуверенность относительно этого мира все же легче перенести, чем созерцание того, что надо оставить позади, если хочешь вступить в сверхчувственный мир". 16 (4) Перейти на этот раздел
942а. Человек некогда имел тело из тепла, огня. "В начале Лемурийской эпохи не существовало никаких поверхностей. Души людей пронизывали вещи. Благодаря влиянию Люцифера они закрылись поверхностями. Закрылись "врата земли". Душа тогда ощущала не только тепло, но и стоящий за ним астральный свет. После возникновения "врат земли" закрылись и "врата огня". Земля и огонь взаимосвязаны в оккультном отношении, как воздух и вода. "Силы отношения между воздухом и водой взаимосвязаны с силами семени, с зародышевыми силами, которыми могли пользоваться атланты. Мы вновь раскрываем эти силы на пути отношений, которые имеют огонь с воздухом и земля с водой. Первые — через дыхательные упражнения; вторые — через медитации, воздействующие на землю — "мозговой песок". 266-1, с. 447-448 Перейти на этот раздел
1140а. Переход к инспирации можно сравнить с глядением на умеренно яркое Солнце, когда глаза сначала ничего не видят, а потом привыкают и видят Солнце. "Так окрепнуть, затвердеть должен внутренний духовный человек. Тогда образы (имагинации) делаются прозрачными и становится ясно, что они означают. Лишь теперь совершается вступление в духовный мир". Д. 9, с. 8 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608930 не найден. Перейти на этот раздел
894. "Когда человек научается чувствовать предметы вокруг себя и воспринимать цвета предметов, которые затем кристаллизуются в образы, тогда он видит свой мир чувств вокруг себя. Необходимо выступить перед самим собой как объектом, тогда переступают Порог; тогда воспринимают себя со всем, чем человек является и чем он еще не является. Первый Страж Порога стоит здесь перед нами и говорит нам: это ты!" 54 (20) Перейти на этот раздел
894а. "Придет время, когда Земля подпадет т.наз. тепловой смерти, когда Землю охватит действительный физический огонь и разрушительные силы охватят все земное образование, а не только трупы. Ведущее Землю навстречу огненной смерти есть те духовные силы, которые связаны с Землей, которые человек познает на первой стадии, когда вступает, миновав Стража Порога, в духовный мир". 210 (4) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609090 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609091 не найден. Перейти на этот раздел
912. "Это естественно: если у человека что-то болит, значит он болен. Но если стремиться к высшему познанию, то это может подчас приносить очень много боли, и тем не менее человек тогда не болен. ... Благодаря тому, что человек начинает давать своим познаниям притекать к себе как чему-то означающему боль, он приходит сегодня в те области духовной жизни, из которых некогда были почерпнуты великие религиозные истины. ... они не могли быть завоеваны без болезненных внутренних переживаний". 212(77) Перейти на этот раздел
|