Главная / Предметный указатель / /
ПЕНИЕ |
Мистерии древности и Иоаннов Праздник
632. "Мы можем человеческое сознание представить себе таким, каким оно было у древнего человечества — заключенным в эти рамки (заштрихованная часть), — где минеральное и собственно человеческое находились вне области, которую как-то сознавало это древнее человечество, проводившее жизнь вне Мистерий". В образах сновидений сопереживалось растительное. Расовую жизнь переживали как то, что связывало с животностью. (Не как всеобщечеловеческое и не как внешний облик). Мистериями в ходе года учреждалось нечто такое, "...что людям, по меньшей мере приблизительно, давало, с одной стороны, опыт я-сознания, а с другой — опыт всеобщеминерального. ...через растительное люди поднимались к минеральному, и благодаря этому в древности в определенное время года в них вспыхивало Я. Это было подобно вспышке "я" в сновидческом сознании. Вы знаете, что также и в снах собственное "я" сегодняшнего человека выступает подчас их составной частью". В вершине лета, что соответствовало современному празднику Иоанна, с помощью определенных отправлений, устраиваемых Мистериями, люди получали я-сознание, приходящее извне. Эти отправления носили характер празднеств, сопровождавшихся строго ритмическим хоровым пением, музыкальной рецитацией, представлениями. Через все это стремились создать настроение, в котором Я вспыхивало в человеческой сфере. Пению же учились у птиц. "Когда в определенное время года поют жаворонки, соловьи, тогда то, что здесь образуется, проникает в космос не через воздух, а через эфирный элемент, вибрирует в космосе до определенной границы; затем эта вибрация движется назад, на Землю, и животный мир воспринимает то, что здесь вибрирует, обратно; только тогда с ним связано существо божественно-духовного Космоса. Так посылают соловьи, жаворонки свои голоса в Мироздание, и они эфирно возвращается к ним назад в моменты, когда они не поют, будучи пронизанными Божественно-духовным. Жаворонки посылают свои голоса в мир, и Божественно-духовное, которое участвует в формировании, в образовании всего животного, струится на Землю на волнах возвращающихся назад песен жаворонков и соловьев". Нечто подобное, хотя и не очень красиво, исходит от всего животного мира в космос. Ученики древних Мистерий разучивали для Иоаннова праздника такие песни, такие танцы, которые проникали в космос, конечно, уже не в животном, а в очеловеченном облике, как продолжение того, что в мировое пространство посылали животные. "И еще нечто включали в себя те празднества: не только танцевальное, не только музыкальное, певческое, но после всего также и — вслушивание. Сначала праздник велся активно, затем он приходил к тому, что люди слушали, что возвращается к ним назад. Большие вопросы ставили они божественно-духовному Космосу своими танцами и пением, всем поэтическим, исполняемым ими. Это струилось некоторым образом в дали космоса, подобно воде, поднимающейся в виде облаков и падающей дождем назад. Так познавались действия человеческих праздничных отправлений; они возвращались назад, естественно, не в виде дождя, но в виде того, что открывалось как мощь Я". Люди также обладали тонким ощущением удивительных преобразований, происходивших в окружении Земли во время Иоанновых презднеств с воздухом и теплом. Ощущали нечто растительное, тонко ощущали, что совершается в мире растений, когда весь воздух становится другим, когда расцветают растения или даже когда они плодоносят. "Итак, этот праздник имел удивительное, интимное человеческое содержание. Он был вопросом к божественно-духовному Мирозданию. Человек потому получал ответ, что он ощущал как плодоносящее, цветущее, зеленеющее Земли, так и нечто растительное, идущее в минеральном воздуха сверху. Поэтому в его сон бытия, в его сновидческое древнее сознание входил также и сон Я. А когда праздник Иоанна кончался и приходили июль, август, тогда люди имели чувство: у нас было Я, но оно осталось на Небе, оно там, вверху, оно говорит только во время Иоанна. Мы осознали, что связаны с Небом. Оно хранит наше Я и показывает его нам, когда открывается большое небесное окно; в Иоанново время оно было нам явлено! Но об этом нужно было попросить". Рождественский же праздник, напротив, проводили в наибольшем покое, созерцательно, в поучениях.223 (4) Перейти на этот раздел
215. На Земле человек является десятичленным существом:
1 физ. тело | 2 эф. тело | 3 астр.тело | 4 Я | 5 эф. тело | 6 астр. тело | 7 "я" | | 8 астр.тело | 9 Я | | | 10 Я | | | | "Когда вы стоите перед человеком и разглядываете его, видите его голову, форму лица, нос, губы, видите его таким, каков он есть (также, когда вы его рассматриваете как анатом, как физиолог), то вы имеете перед собой то, что из физ.тела сделало его Я. Что сделало из физ.тела бытие Луны, Солнца, Сатурна — это не дано вашему взгляду, это остается скрытым. ... Итак, остается сокрытой та конфигурация физ.тела, которая образована эф., астр. и самим физ. телами. Переживаемое нами внешне есть, собственно говоря, воплощение Я. ... Итак, мы воспринимаем то, что сделало Я из физ.тела. А чего мы не воспринимаем? — Самого Я. И если вы назовете "я" это (см.схему ниже) — 1 и это — 4, то я-1 воспринимаемо извне; "я"-4 вы не воспринимаете извне, но имеете лишь самопереживание. Когда вы переживаете себя в своем самосознании, когда вы воспринимаете, то воспринимаемое вами, чувствуемое вами, мыслимое вами... это "я", о котором говорят философы. Вы, т.обр., это я-4 воспринимаете как внутреннее переживание. Но как внутреннее переживание вы не могли бы его воспринять, если бы здесь было только Я. Я уже говорил, что мы спим не только ночью, но и днем. Мы не осознаем полностью всех внутренних переживаний, и поскольку мы спим в течение дня, то днем в нас также живут существа высших Иерархий... Можно сказать: как бессознательное переживание наша воля дана в нас Архаями, чувства — Архангелами, а мышление — Ангелами. И все это струится и ткет в Я, и в конце концов становится тем, что человек называет своей внутренней душевной жизнью. Но знакомым, собственно говоря, "я" является лишь здесь — 1. ... Когда один человек встречает другого, то он воспринимает я-1; когда он смотрит в себя, то он воспринимает я-4. ... А то "я", которое я здесь называю я-2, определяется в эф.теле, и оно остается — но это лишь кажется — сокрытым. ... Вы можете почувствовать безо всякого ясновидения, что я-2 приводит эф.тело в совершенно определенное ритмическое движение, как я-1 дает определенную форму физическому телу". Я-2 извлекается через эвритмическое движение. В эвритмии "...вы можете абстрагироваться, отвлечься от физического тела и вглядываться лишь в то, что делает эф.тело; тогда вы будете иметь "я" в эф.теле, внутри его, в движении. Мы пытаемся вырвать у Аримана эвритмию, ибо по той причине, что Ариман пришел в мир, человеческое эф.тело отвердело настолько, что человек не может развить эвритмии как природного дара". "Я-З человек также не переживает непосредственно. ... Я-З мы переживаем, когда поем или говорим. Я-4 живет в очень подсознательной области — оно живет во всем том, на что человек способен в пределах творения своей фантазии. ... оно живет как творческая фантазия в широчайшем объеме. Ему должно быть приписано то, что в моей "Философии свободы" вы найдете в главе "Моральная фантазия"". "Что из глубин душевной жизни бьет ключом в добром и злом, проистекает от я-3. Влияние на это "я" оказывают существа Ангелов и существа Архангелов в добром и злом смысле, с люциферической и ариманической природой". —"Когда говорят о человеке, живущем на Земле, то едва ли имеют в виду что-либо иное, чем то, что очерчено жирной линией. Над этой линией находится все то, что человек содержит в себе как остаток от времен древних Сатурна, Солнца и Луны". Под линией находятся ближайшие к человеку и имеющие с ним непосредственную связь Иерархии. 161 (1) Перейти на этот раздел
380. "Мы бы не могли говорить с помощью нашего органа речи и пения, если бы физически они не пробуждались силами, которые мы воспринимаем в глубине нашего существа между смертью и новым рождением из того, что совершается как взаимодействия в космосе между Марсом и Венерой". 228 (4) Перейти на этот раздел
388a. "Мы можем сказать, что когда мы произносим слово или звук, то сначала в этом соучаствует голова. Но эта способность головы, что проявляется здесь, она внутренне, душевно также дает воспоминание, которое определенным образом устремляется в слово или звук; это приходит сверху. Чтобы какое-либо существо могло говорить, не обладая способностью воспоминания, — этого вы не можете себе представить. Если бы человек постоянно забывал, что вложено в слово или звук, то, естественно, он не мог бы ни говорить, ни петь. Именно воспоминание воплощается, с одной стороны, в слово и звук. С другой стороны, то участие, которое, также и в физиологическом смысле, принимает любовь во всем том, что в процессе дыхания становится речью и пением, о нем отчетливо свидетельствует вторая жизненная эпоха (7-14 лет), которая в мужском теле выступает внутренне наполненной звуком; это приходит снизу. И оба элемента соединяются:
сверху то, что физиологически лежит в основе воспоминания, а снизу то, что физиологически лежит в основе любви. Это образует речевой и музыкальный тон. ... И можно сказать: речь и пение — это взаимопронизание в человеке сил воспоминания и сил любви. В этом заложено исключительно значительное для раскрытия тайны слова и звука. И истинно то, что в древней речи выразилось так, что сумму мировых сил и мировых мыслей назвали Логосом, который представляет собой потустороннее, сверхчувственное того, что физически пришло к своему выражению в речи. Мы не только вдыхаем и выдыхаем высших существ, но мы и говорим, — а речь — это и пение, — между смертью и новым рождением во взаимоотношении между восхождением в духовных существ высших миров и возвращением к себе, мы говорим с существами высших Иерархий. Ибо это в то же время и духовная речь. Когда мы находимся в состоянии единения с существами
духовного мира, то мы их видим, и видим в самих себе. Когда мы от них уходим и приходим к самим себе, то в нас остается их отзвук, и это есть мы сами. Там они выражают в нас свое собственное существо, там они говорят нам, каковы они, там Логос живет в нас. Когда мы приходим к себе на Земле, то мы, наоборот, выражаем свое собственное существо, когда говорим и поем. Ибо свое собственное существо мы выражаем в слове и пении. Все свое существо мы выражаем в процессе дыхания, в то время как все существо мира мы ощущаем в Логосе, когда освобождаемся от совместного бытия с духовными существами между смертью и новым рождением".218 ( 4.XII ) Перейти на этот раздел
514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устанавливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой стороны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам. Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это отношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем тысячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное употребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас. Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволяет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вырастает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как деятельность Сатурна. Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением. Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является посредником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо). Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — возбудитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.
Сатурн: верхняя часть всего астр.тела. Юпитер: мышление. Марс: речь. Солнце: Я. Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке. Венера: деятельность человеческого эф.тела. Луна: возбудитель репродукции.
Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прошлой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13) Перейти на этот раздел
1575."Можно купить ребенку т. наз. "красивую" куклу с настоящими волосами, с накрашенными щеками. Нет даже нужды говорить о том, что такая кукла просто ужасна, она способна на всю жизнь испортить эстетическое чувство. Главный вопрос воспитания здесь состоит в ином. Если перед ребенком кукла, сделанная из обыкновенного платка (достаточно завернуть в него и обвязать бечевкой кусок ваты — это будет голова — и из четырех концов сделать подобие рук и ног), то он имеет возможность завершить ее исходя из своей фантазии и таким образом получить из нее человека. Эта работа фантазии действует формообразующе на мозг ребенка. Если же ребенок получает "красивую" куклу, то голове нечего с ней делать, и вместо того, чтобы раскрываться, он увядает и чахнет. ... Все игрушки, состоящие лишь из мертвых математических форм, действуют опустошающе и убивающе на силы, строящие ребенка; и в правильном направлении действует все, что возбуждает представления живого". Важно абсолютно все, что окружает ребенка, вплоть до цвета его одежды. "Подвижного ребенка следует окружать красным или красно-желтым цветом и того же цвета шить ему одежду; а для медлительного ребенка полезен голубой (синий) или сине-зеленый цвета. Здесь дело заключается в том, какой противоцвет рождает цвет во внутреннем ребенка. Например, красный рождает зеленый, а синий — желто-оранжевый... Эти противоцвета рождаются физическими органами ребенка и обусловливают соответствующую ребенку, необходимую ему структуру органов. Подвижный, беспокойный ребенок, будучи окружен красным, рождает вокруг себя зеленый противообраз, который действует успокаивающе; органы обретают тенденцию к успокоению". Соответствующая выработка чувственных переживаний в ребенке чрезвычайно важна. Здоровые страсти, переживания радости, удовольствия — все это силы, правильным образом вычленяющие правильные формы органов в физ. теле. Здесь необходимо также поставить ребенка в соответствующие физические отношения к окружению. Особенно это касается инстинктов питания. Правильным питанием можно так воспитать ребенка, что он вплоть до стакана воды будет чувствовать, что ему необходимо, и отталкивать все лишнее. На построение органов правильно действует радость, переживаемая вместе с окружением. Воспитателю нужна любовь, теплом пронизывающая окружение, а ребенок начинает ей подражать. Вообще из окружения ребенка следует исключить все, чему он не должен подражать. "Подражание принадлежит эпохе развития физ. тела, смысл вещей говорит к эф. телу, а на него следует воздействовать со сменой зубов, когда отпадет внешняя эфирная оболочка". Учить говорить следует только на слух; всякие искусственные правила здесь только вредны. В ранние годы детства песни должны производить возможно более прекрасное ритмическое впечатление на чувства. В них важен не столько смысл, сколько звук. Танцевальные движения под музыкальные ритмы также благотворны в своем воздействии на силы, строящие органы. Со сменой зубов встает задача развивать эф. тело. На него воздействуют образностью, примерами, управляемыми фантазией. Физический прообраз сменяется прообразом с внутренним смыслом и ценностью. Но никаких абстрактных понятий! Наглядность, но не чувственная, а духовная. Здоровый, обоснованный авторитет. От подражания к следованию за авторитетом — в этом различие приемов воспитания в первые и вторые семь лет жизни ребенка. Благоговение, почитание дают эф. телу правильный рост. Их отсутствие иссушает жизненные силы. Счастлив тот, кто в детстве мог смотреть на своих воспитателей как на само собой разумеющиеся авторитеты. Память. Ее воспитание должно вестись таким образом, что сначала ребенок просто знакомится с вещами, вбирает в свою память исторические события, географические вещи и т. д., а позже приводится к их пониманию, к пониманию их связей и т. п. Все понимание в понятиях должно браться из сокровищницы памяти. Чем больше подросток уже знает, черпая из памяти, прежде чем постиг это в понятиях, тем лучше. Переход к понятиям следует совершать после 14 лет. И все указанные приемы воспитания должны проводиться в нужное время, иначе они дадут противоположный эффект. Если от 7 до 14 лет воздействие на эф. тело идет извне, то с 14 лет следует подумать о том, как влиять на него через развитие мыслей, чувств и воли. Нет более глубокого и совершенного воздействия на волю в этот период, чем религиозные импульсы. "Если человек не чувствует себя вплетенным крепкими нитями в Божественно-духовное, то воля и характер остаются неуверенными, нецелостными и нездоровыми". Углубление в тайны прекрасного воспитывает чувства. При выполнении гимнастических упражнений молодой человек должен при каждом движении чувствовать растущую силу как здоровое удовольствие. Здесь большую роль играет интимное, интуитивное, всецело чувственное познание взаимодействия удовольствия с движением, чем анатомические и т. п. знания. Только с помощью Духовной науки можно разработать комплексы необходимых здесь упражнений. Воспитание рассудка идет так, что сначала он играет лишь вспомогательную роль. Самостоятельные суждения не должны быть преждевременными, незрелыми. Мнения других не должны даваться в виде сухих теорий, лишенных чувства. 34 с. 325-343 Перейти на этот раздел
1625. "Если ребенку целый час рассказывают, не возбуждая его фантазии, то собирается желудочная кислота, и ребенок тогда имеет в желудке много пепсина", который, однако, имеет и духовную задачу. "Когда ребенок приходит к учителю пения, то пепсин вызывает внутреннюю щекотку, которую ребенок должен переживать во время пения". Но пепсин не должен оставаться в желудке; и если присутствует фантазия, то пепсин расходится по всему телу, ребенок тогда поет охотно. 302(1) Перейти на этот раздел
1626. "Обращение с темпераментами с музыкальной точки зрения и в связи с библейской историей:
Флегматики | Cангвиники | Холерики | Меланхолики | Фисгармония и фортепиано | Духовые инструменты | Ударные инструменты и барабаны | Смычковые инструменты | Гармония | Мелодия | Ритм | Контрапункт (что прорабатывается более интеллектуально) | Хоровое пение | Целый оркестр | Сольные инструменты | Сольное пение | Ев. от Матфея(многообразие) | Ев. от Луки(сердечность) | Ев. от Марка(сила) | Ев. от Иоанна(духовное углубление) | 295(2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 406190 не найден. Перейти на этот раздел
620. "Пение является воспроизведением того, что уже имеется в мире. Когда человек поет, он приводит к выражению значительную мудрость, из которой построен мир. Но не следует забывать, что в пении человек соединяет космическое, последовательность звуков, с человеческим словом. Поэтому в пение входит нечто неестественное. Это можно уже ощутить, воспринимая невзаимопринадлежащие звук и содержание поэзии. Было бы уже некоторым прогрессом, если бы смогло далее развиваться то, что мы теперь начали: удержание строки просто в рецитации и оживление мелодией рифмованного слова. ... Только благодаря этому возникло бы чистое разделение между звуковым, тоновым и словесным поэзии...". 293 (3) Перейти на этот раздел
621. "Ни одно искусство не говорит столь доверительным языком, как лирическая поэзия. Благодаря ей мы осознаем, сколь интимно сплетается человеческая душа с великими и самыми малыми процессами Мироздания. Потрясающий гений, странствующий среди вершин человечества, становится благодаря своей песне другом простейшей души. Как влечется человек к человеку — это становится с совершеннейшей ясностью видно благодаря лирике". Творения духа кажутся принадлежащими изначально всему человечеству, и только лирика есть свободный подарок творящего ее. 33, с. 130 Перейти на этот раздел
|