Главная / Предметный указатель / /
ПЕДАГОГИКА — задачи |
700. "В XX в. произошел переход от легочного знания к почечному знанию, а последнее бездуховно, если человек не сделает его таковым. Почки не дают голове самостоятельности, в почки духовность входит бессознательно; они расположены слишком низко. А легкие стали неспособны ныне давать что-либо голове. Придет время, когда люди поймут, что мировая война была почечным заболеванием человечества! Впредь все чаще в моче человека будут находить белок, сахар и т.д., будут этому удивляться, но связей не поймут. А нужно будет для исцеления реформировать духовную жизнь человечества, и прежде всего школьную жизнь".350 (14) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 215640 не найден. Перейти на этот раздел
1078. "Середина этого (XX) столетия совпадает с исходом того времени — середина ХV в., — когда атавистические, отставшие силы пришли в злостнейший упадок. И с середины текущего столетия человечество должно будет испытать порыв обратиться к спиритуальному". "Останься ещe лет на 30 обучение таким, каким оно существует теперь в высшей школе, останься ещe лет на 30 тем же самым мышление о социальных преобразованиях — и через 30 лет Европа будет опустошена". Любые идеалы будут напрасны, если не произойдeт преобразование фундамента человеческой души, если "из мышления не будет найдено отношение этого мира к духовному миру. Если в этом направлении не переучатся, не передумают, то на Европу придeт моральный потоп!" 194(11) В ближайшие 2500 лет, начиная уже с 1-й половины XX века, всe чаще будут появляться люди, видящие эф.тело. Перед ними, например, будет вставать образ того, что совершится лишь через несколько дней. Нередко их будут считать сумасшедшими и даже лечить. Чтобы подготовиться к выступлению этого качества, и существует Духовная наука. Но если бы случилось так, что еe целиком запретили бы на Земле, антропософов изгнали бы со своих мест и обрекли на голодание, то развитие человечества иссохло бы и запустело. 118(3) Перейти на этот раздел
1248. "Что полуголодная Индия вопиет против всех новообразований в человеческих отношениях — это для современности означает колоссально много. Ибо, если бы полуголодная Индия смогла подняться, то благодаря завещанию, духовному завещанию прадревних времен, она бы стала куда более элементарным врагом всего Запада, для англо-американского мира, чем ею была Средняя Европа с ее материалистическим настроением. В этой великой духовной борьбе, для которой все социальные и т. п. устремления современности есть лишь предлог, лишь некоего рода пропедевтика, в этой духовной борьбе возрастает наше юное поколение, и оно должно бы было быть вооружено силами, которые современному человечеству, также и в педагогической части, даже и не снятся". 192(9) Перейти на этот раздел
1610."До определенного времени в отношении вещей, которые совершаются без его сознания, ребенок должен оставаться наивным". 300-в с.129 Перейти на этот раздел
Вальдорфская педагогика
1632. "Вальдорфская педагогика — это вообще никакая не педагогическая система, а искусство пробуждать то, что имеется в человеке. По сути говоря, вальдорфская педагогика не хочет воспитывать, она хочет пробуждать. Ибо сегодня речь идет о пробуждении. И сначала должны пробудиться учителя, а затем учителя должны будить детей и юношество. Фактически дело заключается в пробуждении, поскольку человечество отъединено, оттолкнуто от идущего вперед потока мирового развития. Как засыпает рука, отъединенная от тела, так засыпает духовно-душевно человечество. Вы, возможно, возразите, что с ХV в. люди далеко ушли вперед, гигантски развили мудрость. И не будь войны... кто знает — это можно часто слышать, — сколь славно и далеко мы ушли бы вперед". Однако опыт войны многими не усвоен, иначе стало бы понятно, как ведет себя эта умность. Да, интеллект с ХУ ст. развился колоссально. Но потрясающее заблуждение кроется в нем. "Ибо интеллект держит всех людей как бы в бодрственном состоянии. Но он не дает знания о мире. Он в действительности — сон о мире. ... Человек не стоит через интеллект в объективной связи с миром. Интеллект — это автоматическое продолжение мышления о мире, тогда как от мира давно отошли. ... До ХV ст. имели позитивное наследие, теперь же стоят в противоположном положении: обладают негативным наследием". 217(2) Перейти на этот раздел
1633. Вальдорфская педагогика — это "искусство, которое всякий раз всматривается в новое в человеке, забывая науку познания, как художник отбрасывает эстетику и вообще все, если желает позитивно творить". "Сначала художественное, затем из него интеллектуальное" — таков принцип воспитания". "План уроков — враг всякого истинного искусства воспитания. ... из развития ребенка должна быть считана необходимость учебного плана". "В Вальдорфской школе ребенок пролетария сидит рядом с ребенком предпринимателя. Дети должны воспитываться в полнейшем единстве, и равное право для всех должно быть обосновано на деле". 334(5) Перейти на этот раздел
Каким должен быть педагог 1551.Медитативная формула для учителей: "Мы хотим так работать, чтобы дать вливаться в нашу работу тому, что из духовного мира душевно-духовным образом и физически-телесным образом хочет стать в нас человеком". 302(8) Перейти на этот раздел
1552.Категорический императив учителя: "Держи свою фантазию живой". Для всех педантизм — зло, для учителя — аморальность! "Потребность в фантазии, чувство истины, чувство ответственности — это три силы, составляющие нерв педагогики. И кто хочет принять в себя педагогику, тот пусть напишет себе педагогическое мотто: пронижи себя способностью к фантазии, имей мужество для истины, обостри чувство душевной ответственности". 293(14) Перейти на этот раздел
1568."Чуждые жизни люди возникают именно тогда, когда государственные и хозяйственные учреждения регулируют школу и воспитание. Ибо в государстве и хозяйстве возникают точки зрения в пределах существующего, ставшего. Для развития становящегося человека нужны совсем иные направляющие линии мышления и ощущения". 24 с.39 Перейти на этот раздел
1587."Интеллект будет здоров, если мы здоровым образом воспитали волю с помощью тех методов, которые я вам изложил, с помощью как можно более раннего введения искусства в народные школы; ибо искусство укрепляет волю. Мы воспитываем волю и этим совсем по-особому лелеем интеллект. С другой стороны, когда мы расширяем круг видения ребенка путем преподавания ему возвышенных, облагораживающих, расширяющих взгляд представлений, с помощью изучения истории и религии, то мы также воздействуем на волю. Это просто удивительно, как правильное воспитание воли воздействует, активизируя, на интеллект. ... Материализм последних столетий простер на эти вещи ужасающую темноту. ... Правильная инициатива воли может возникнуть только в том случае, если человеку расширят взгляд, направят его на то, что духовно действует в мире, духовно действует от звезд, духовно действует из мировой истории, духовно действует в глубочайшем внутреннем человеческого сердца". 301(14) Перейти на этот раздел
1588."Более бессознательное повторение (в воспитании) культивирует чувство; полностью осознанное повторение культивирует волевые импульсы, поскольку благодаря этому возвышается сила решения". Эти повторения могут быть самые разные. Прежде это было, например, ежедневным чтением "Отче наш" или одной и той же книги и т. д. "Прежние наивно-патриархальные формы воспитания и применялись наивно-патриархально. Это становилось жизненными привычками". 293(4) Перейти на этот раздел
1608."Каждый класс (в школе) — это индивидуальность". 300-в с. 57 Перейти на этот раздел
|