BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ветхозаветное — и трехчленный человек

398. "Человек должен в известном смысле каждое утро находить на своем столе предписание, что ему делать в течение всего дня, и должен это механически исполнять. — Тогда он, в некотором роде, думает только ногами, а не головой. Люцифер же стремится заставить человека думать головой и в голо­ву изливать сердце…". 208 (14)

     Перейти на этот раздел

  

Организм и мышление

405. "Весь организм участвует в ходьбе; голова ведет себя как кучер; она покоится, она не участвует в ходьбе. Совершенно наглядно она ускользает от влияния Земли. ... Голова человека пред­ставляет собой нечто — по крайней мере в образе, — подобное семени, которое ускользает от небесного влияния на рост растения. Конечно, у человека все обстоит иначе чем у растения. Растение растет от Земли вверх, навстречу небесному влиянию. Человек растет вниз. Что ускользает от земного влияния — это находится у него наверху, а все, что врастает в земное влияние, — растет вниз. Через зача­тие или рождение человек прежде всего проходит как головное образование, что доказано и внешней эм­бриологией. Голову как метаморфизированный продукт он приносит из предыдущей земной жизни. А здесь, в земной жизни, из сил земной жизни вырастает, прежде всего, человек конечностей, вырастает в добавление к голове и не идет так далеко, как голова, остается целиком под земным влиянием. Голова же от этого влияния ускользает". Но что обусловливает рост человека противоположным, чем растения образом? Когда человек проникает к имагинациям, то исчезает трехмерное пространство, поскольку голов­ная организация отключается и действует эфирная организация. Что же касается абстрактного мышления, то оно целиком связано с головной организацией, "...которую мы получаем благодаря тому, что покидаем духовный мир, входим в земной мир, а то, что раньше было зависимым от земной организации (тело), дела­ем теперь от нее независимым.
     Так вы видите, что мы, как люди, с одной стороны, подобно растениям, включены в силы Мироздания. Поскольку же мы с нашей головой делаемся независимыми, то мы в этих силах не участвуем. Наш осталь­ной организм в тот же миг, как только он начинает мыслить без головы — он это может, — чувствует се­бя внутри всего мирового организма". Т.обр., голова исключена из Мироздания, и с помощью ее в абст­ракциях по трем осям координат строится коперниканская картина мира! 201 (2)

     Перейти на этот раздел

  

411. "Чем более полушария мозга приближаются к форме, которую они имеют у человека, тем далее идет развитие кишечника в направлении приспособления к вмещению больших количеств материала. Имеется тесная связь между кишечными и мозговыми образованиями; если бы толстый кишечник и слепая киш­ка не появились в процессе эволюции животных, мыслящий человек не мог бы возникнуть на физической основе, т.к. человек обладает мозгом, органом мышления за счет, я повторяю, полностью за счет сво­их кишечных органов; и кишечные органы являются как раз противоположностью мозговому образованию. Мы освобождены от необходимости физического действия для мышления, но вместо этого наш организм об­ременен функциями высоко развитого кишечника и мочевого пузыря. Т.обр., высшая деятельность души и духа, проявляющаяся в физическом мире через человека и зависящая от мозгового развития, зависит также от эквивалентной структуры кишечника.
     Эта взаимная внутренняя связь проливает свет на весь путь, которым работает природа. Поскольку — как это ни парадоксально, но это так — человек имеет червеобразный отросток для того, чтобы он мог мыслить как человеческое существо, то формирующееся и проявляющееся в аппендиксе является полярным дополнением к человеческому мозгу. Все, что имеется в одной сфере, имеет свои аналоги в другой".
     "Если вы смотрите на флору гор и лугов, то должны признать в них те же силы, которые вы развива­ете в ваших мыслях, когда живете в представлениях и чувствах. И скромная растительность вашего ки­шечника отличается от внешней флоры потому, что последняя не лишена мыслей. Мысли присущи внешнему растительному миру, таким его частям, как ствол, листья и цветы.
     Так вы получаете представление о родстве между тем, что проявляется в листьях и цветах, и тем, что работает внутри вас, когда вы развиваете вашу кишечную растительность, которую вы лишаете ее формообразующих сил, отнимая их для собственных нужд. Ибо, поистине, если бы вы не делали этого, то вы не были бы мыслящими существами. Вы отнимаете от своей кишечной флоры то, что флора природы еще удерживает в себе".312 (4)

     Перейти на этот раздел

  

421. "Мы судим в действительности руками. Представляем мы головой. Когда мы, т.обр., содержание суждения представляем, то суждение само идет в механизм рук и кистей, и только представление, образ­ное отражение идет в голову. ... Ритмический организм есть в существенном место обитания мира чувств; он присутствует здесь для того, чтобы содействовать миру чувств. Суждение обладает глубоким родст­вом с чувствами. Собственно, абстрактное суждение имеет родство с чувством. Когда мы образуем сужде­ние: "Карл смелый",—то мы имеем чувство утверждения; и это играет большую роль в суждении — чувство утверждения и отрицания, вообще, чувство того, что выражено в сказуемом в отношении к субъекту. И только потому, что чувство полусознательно, мы не замечаем как сильно оно участвует в суждениях. ... в суждении организм рук приходит в созвучие с ритмическим организмом, но, в то же время, в продол­жающемся ритмическом организме он освобождается. Так имеем мы также и в физической связи между рит­мическим организмом и освобождающимся организмом рук физически-чувственный род выражения того, как чувство связано с суждением. Образование умозаключения связано с ногами и со ступнями. ... представление мы образуем эф.телом; свою опору оно имеет в головной организации. Но судим мы — первоначальным, элементарным образом — астр.телом; свою опору для суждения оно имеет в руках. Умозаключаем мы своим "я"; свою опору оно имеет в ногах. Отсюда мы видим, что весь человек участвует в логике". 302 (2)

     Перейти на этот раздел

  

501. В 3-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Тельце, кото­рому в человеке соответствует гортань. "Поэтому человек в эту 3-ю эпо­ху ... как свой особый орган познания развивал все то, что связано с силами гортани. Ощущение родства между словом и делом, а именно с веща­ми вовне, в Мироздании, было в эту, третью послеатлантическую эпоху осо­бенно большим. ... Силы, соответствующие Тельцу, опираются на Венеру, которая в Тельце имеет свой дом. В микрокосмосе, в человеке, это соот­ветствует силам, лежащим между областью сердца и желудком".
     В 4-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Овне, которому "…соответствует голова, область лба. ... Началось время, когда человек, т. обр., встал в познавательное отношение к миру; для этого познания мира стали нужны мысли. Познание головой совершенно отлично от предыдущих способов познания". Так родилась головная культура. В отношении физиче­ского мира это была наиболее совершенная культура.
     "Значительным было и то, что Марс имеет свой дом в Овне. Силы Марса ... хотя и другим обра­зом, также связаны с гортанью; так что Марс, дающий человеку агрессивные силы, в существенном служит опорой для всего того, что должно быть развито из головы как отношение человека к окружающему миру".
     Во 2-ю послеатлантическую эпоху Солнце всходило в Близнецах, в том знаке, которому в человеке соответствует симметрия (левая и правая рука, зрение двумя глазами). Свой дом в Близнецах имеет Меркурий. "И как в первую послеатлантическую эпоху человек использовал сексуальную сферу (Луны) для обретения интимного отношения к окружающему миру ... так во 2-ю эпоху помогала сфера Меркурия, свя­занная опять-таки с силами нижней части тела. ... С одной стороны, силы человека идут из Земли в Мироздание, во внеземное пространство; но при этом человеку помогает нечто весьма атавистическое, что связано с силами его системы сосудов, с его системой пищеварения. Человек обладает системой пи­щеварения не просто для того, чтобы переваривать пищу, но она есть в то же время аппарат познания. Только об этих вещах забыли. И действительная острота ума — не "нюх"... это действительно глубокий дар комбинирования, стоящий в отношении с вещами; он приходит не из головы, а из нижней части тела, которая служила 2-ой послеатлантической эпохе".180 (11)

     Перейти на этот раздел

  

1525.
Жизнь представлений:Полное бодрствованиеМудрость
Жизнь чувств:СновиденияМудрость
Жизнь волиСонМудрость

     "Это сознание (I) восприняло остаток культуры Мистерий, чисто люциферический элемент. Это интеллектуалистическая культура. В нашей голове оно очень ясно.
     Оно пронизано мудростью, всеобщезначимой мудростью. Но это люциферический элемент в нас.

I. Жизнь представлений (Люцифер)
П. Имагинации Сознание
III. Инспирации (Ариман)

     А внизу (III) находится то, что особенно любит современная наука, о чем Кант сказал: в природе столь­ко науки, сколько в ней математики (математические истины восходят из III-го сознания, но человек этого не чувствует); но это ариманический элемент, проходящий через наше человеческое существо. ...
     Не достаточно только знать, что нечто истинно. Мы знаем, что вещи, которые мы постигаем интеллек­туально через нашу голову, правильны, но являются дарами Люцифера. И мы знаем, что математика верна, но этой могущественной правильностью математики мы обязаны Ариману, который сидит в нас. И наименее уверенным является средний элемент (II). Он производит впечатление нелогически волнующихся снов. ... Как нисходит мудрость в эту среднюю часть человека? В том положении, в каком человек находится в мире, в своей голове он удерживается Люцифером; в мудрости обмена веществ, в мудрости конечностей его держит Ариман. Но сердце относится к среднему состоянию сознания — организация сердца и чело­веческого ритма. ... Благодаря чему в эту среднюю часть нашего человеческого существа приходит внут­ренняя логика, внутренняя мудрость, способность ориентироваться? — Благодаря Импульсу Христа, благо­даря тому, что вошло в земную культуру через Мистерию Голгофы". Без Мистерии Голгофы эта средняя часть человеческого существа усохла бы, опустошилась. Человек лишился бы всякой возможности привести в равновесие два крайних состояния сознания.194 (4)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 216120 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Абстрактное, образное и чистое мышление

1633. "Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличается от животного осо­бой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете по­дойти к правильным представлениям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естест­вознанию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом . Человеческий глаз такого органа не имеет и более самостоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного". Однажды об этом говорилось с более морфоло­гической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным — у челове­ка. "У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на ор­ганизации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле. ... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного.
     ... У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное — со своим внутре­нним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внеш­нем мире".
     "В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные по­нятия. — Но куда он с этим приходит? — Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным — именно благо­даря абстрактным понятиям. ... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины — заботясь лишь о повседневной потребности в еде". Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий — из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? — Конечно, нет; и об этом позаботятся.
     "Что мы теряем, вступая в абстракции, — это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога — сознатель­но или бессознательно — перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать "более животным, чем само животное", "повсюду совать свой нос", как говорится в "Фаусте", либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира. ... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире ... начинает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в живот­ность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходимости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они на­много лучше". Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного раньше человека.
     "Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том ос­новании, что они обладают в высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям. ...Тот мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстрагирования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...".188 (1)

     Перейти на этот раздел

  

1638. Воспользуемся образом. Если вы кипятите воду, то она как субстанция утончается. "Еще интен­сивнее этот процесс происходит в случае человеческого мышления. Все, что здесь разыгрывается как обмен веществ в человеческой голове, в результате приходит к тому, что вся материя оседает как осадок, отде­ляется, и от нее остается один образ ". Т.е. представим себе: нечто, скажем, выпадает в осадок, а вверху остается тонкая жидкость; только в голове это вообще не материя, а одни только образы. Такова деятельность человеческой головы: она собирает образы и исключает материю. "Этот процесс фактически разыгрывается во всем, что можно назвать переходом человека к чистому мышлению. Некоторым образом в организм возвращается все материальное, что принимало участие в человеческой внутренней жизни, и оста­ются одни образы. ... Наша душа живет в образах. И они суть то, что остается от всего предыдущего. Остается не материя, а образы. Мысли, т.обр., пронизаны субстанцией, но, как образы, они освобождаются от нее. Иной была древняя мудрость. Она не доходила до такой фильтрации мыслей, когда отпадает все ма­териальное. "Человечество на Земле до Мистерии Голгофы постоянно в связи с мыслями имело материаль­ное". Это наиважнейший факт! "В развитии д о Мистерии Голгофы в человеке жили телесные образы; в раз­витии после Мистерии Голгофы в человеке живут свободные от материи мысли. Универсум так воздейст­вовал на людей до Мистерии Голгофы, что не допускал свободных от материи образов. После Мистерии Голго­фы Универсум отступил. Человек был ввергнут в бытие, протекающее только в образах". Раньше человеческая жизнь была связана с Небом. Напр., 12 колен израилевых являются земной проекцией круга Зодиака. Люди чувствовали себя группой, в которую светит звездное небо. То же самое можно сказать и о круглом столе короля Артура. Ныне же возникает иная опасность: всю душевную жизнь перевести в бытие образов.
     Мысль снова должна стать субстанцией. В саге о Парсифале мы имеем нечто иное, чем в саге об Артуре. Здесь один противопоставлен двенадцати. "Один человек теперь из своего собственного внутреннего центра развивает двенадцатиричность". Образ Парсифаля противопоставлен образу Грааля. "В то время, как сага о Граале указывает на излучение извне, облик Парсифаля иной — в нем из центра должно в образах излучаться то, что дает им реальность (рис. см.).
     Когда выступило сказание о Парсифале, то в средневековом человечестве оно выражало стремление найти путь ко внутреннему Христу. Это инстинктивное стремление понять то, что как Христос живет в раз­витии человечества".
     "Материя, которая действительно выбрасывается из человека чистым мышлением, уничтожается как материя.
     Человеческая жизнь находится внутри Универ­сума, и в человеке находится место, где материя исче­зает. Повсюду вокруг человека материя только преоб­разуется. "Материальная земля исчезает в той мере, в какой ее уничтожает человек. И когда она вся будет употреблена в человеческом организме на мышление, то Земля прекратит свое существование как мировое тело. И все, что получат от нее люди, — станет образами. Эти образы содержат в себе прежнюю реальность и долж­ны получить также и новую реальность. И эта новая ре­альность исходит от той силы, что как центральная си­ла заявила о себе в Мистерии Голгофы". Без Мистерии Голгофы эти образы в конце Земли остались бы без внутренней реальности.201 (16)

     Перейти на этот раздел

  

1738. "Благодаря чему можем мы ... совершенствовать наши действия? — Мы приходим ко все более совер­шенным действиям благодаря тому, что мы образуем в нас ту силу, которую нельзя назвать иначе, как отда­чей себя внешнему миру. Чем больше возрастает наша отдача себя внешнему миру, тем больше этот внешний мир побуждает нас к действиям. Но именно благодаря тому, что мы находим способ отдать себя внешнему миру, мы приходим к тому, чтобы заложенное в наших действиях пронизать мыслями. Что такое отдача себя внешнему миру? Отдача себя внешнему миру, который нас пронизывает, который наши поступки пронизывает мыслями, есть не что иное, как любовь.
     Как к свободе приходят путем пронизания жизни мыслей волей, так к любви приходят, добиваясь воле­вой жизни с мыслями. ... А поскольку мы целостные люди, то, приходя к этому всем нашим существом, мы переживаем в жизни мыслей свободу, а в жизни воли — любовь; в нас также взаимодействуют свобода в дей­ствиях и любовь в мыслях. Они пронизывают друг друга, и мы совершаем поступки, исполненные мыслей, проистекающих из любви, а пронизанное волей мышление, опять-таки, возникает в свободе с характером поступков".
     "Абстракционисты вроде Канта и слова употребляют абстрактные. Они говорят: математические пред­ставления существуют априори. — Априори означает: до того, как здесь было что-либо другое. Но почему математические представления существуют априори? — А потому, что они светят из бытия до рождения, до зачатия; это делает их априорными. Нашему сознанию они являются как нечто реальное, и так происходит потому, что они пронизаны волей. Эта пронизанность волей делает их реальными. ... С одной априорностью нече­го делать, ибо она не указывает ни на какую реальность, она указывает просто на нечто формальное.
     Старая традиция именно здесь, в жизни мыслей, являя себя в образном бытии, говорила о необходимости пронизать ее волей, чтобы она стала реальностью; старые представления говорят здесь о видимости.
     Мы видим нашу руку, мы видим как наша рука может брать. Это нам ясно потому, что мы можем все это пронизать представления­ми, мыслями. Но сами мысли в нашем сознании остаются видимостью. Реальное же пребывает в том, в чем мы живем, и оно не светит в обычное сознание. Старая традиция говорила здесь о власти, по­скольку то, в чем мы живем, как в реальности, хотя и пронизыва­ется мыслями, но все же мысли в жизни между рождением и смертью от этого отскакивают (см.рис.).
     В середине находится то, что производит выравнивание, что для воли, излучающейся в голову, и для мыслей, которые, так сказать, наполняются сердцем в поступках, исполненных с любовью, служит связующим звеном: жизнь чувств, которая может устремляться как к волеобразному, так и к действующему подобно мыслям. ... Соединитель­ный мост между ними в старые времена называли мудростью (рис.). Гете в своей "Сказке" намекает на это своими тремя королями".
     "Поймите это правильно: что происходит, когда человек приходит к чистым, т.е. пронизанным волей мыслям? — В нем на основе того, что растворило видимость — прошлое — благодаря оплодотво­рению волей, встающей из самости, развивается новая реальность для будущего. Он — носитель семени будущего. Материнская почва — это в некоем роде реальные мысли индивидуального, и семя посылается в будущее для будущей жизни.
     А с другой стороны, пронизывая свои поступки, свое волеобразное мыслями, человек развивает то, что он исполняет в любви. Это освобождается от него. Наши поступки не остаются с нами. Они становятся ми­ровым свершением; если они пронизаны любовью, то и любовь идет с ними. Космически эгоистические поступки представляют собой нечто иное, чем пронизанные любовью. Когда мы из видимости путем оплодотворения волей развиваем то, что проистекает из нашего внутреннего, то тогда струящееся из нашей головы в мир вступает в наши пронизанные мыслями поступки. Как у развивающегося растения в цветке образуется семя, к которому извне должен был подступать солнечный свет, воздух и т.д., т.е. нечто должно было идти к нему из космоса, чтобы оно могло расти, так должно то, что развивается через свободу, найти элемент рос­та с помощью идущей ему навстречу живущей в поступках любви (рис.)".
     "Изживающееся во власти, с силой пронизывается мыслями. Но обычное сознание не видит, как именно здесь все более и более воля, умозаключение входят в мир мыслей, что когда мы мысли вносим в волеобразное, когда мы все более и более искореняем власть, мы все более и более то, что является просто лишь властью, пронизываем светом мыслей, в этом полюсе человека мы видим преодоление материи, на другом по­люсе материя вновь возникает. ... Когда воля все больше развивается в любовь, что происходит в челове­ке обмена веществ? — Когда человек действует, то материя в нем постоянно преодолевается. А что развива­ется в человеке, когда он, как свободное существо, пребывает в чистом мышлении, которое волевой природы? — В нем возникает материя. ... Мы носим в себе то, что производит материю: нашу голову; и мы носим в себе то, что голову уничтожает, где мы видим уничтожение материи: наши конечности и обмен веществ. Вот это и означает рассматривать человека как целое".
     "Там, где в человеке преходит материя, превращается в видимость, и возникает новая материя, находит­ся возможность свободы, возможность любви. Свобода и любовь принадлежат одна другой, как я показал это в моей "Философии свободы".202 (12)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 218180 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Где возникают мышление и суждение?

1811. "За этим (бодрственным) сознанием лежит другое сознание, которое подготовлялось после прош­лой инкарнации, в жизни между прошлой и настоящей инкарнациями. ... В голове имеется сознание предыдущей инкарнации. Во всех органах, служащих для выдоха, действует сильное сознание жизни между прошлой и на­стоящей инкарнациями. Во всех функциях, служащих вдоху, действует сознание от настоящей до будущей ин­карнации. И в человеке конечностей, во всех таинственных процессах человека конечностей действует, ос­таваясь сильно-сильно подсознательным, сознание следующей инкарнации".183 (4)

     Перейти на этот раздел

  

1812. Руки "...включены в весь организм человека, они являются органом мышления для судьбы. В настоя­щем цикле развития человек не учится мыслить руками. Но научись он этому, познай он тайну рук, и это явилось бы для него в то же время введением в познание основных законов связей судьбы. ... В руках, развивающих подсознательное мышление, мыслит судьба". 181 (4)

     Перейти на этот раздел

  

1813. Человеческое мышление обусловлено тем, что астр. тело и часть Я, относящиеся к голове, не полностью соединены с ее эфирной и физической частями. Это позволяет им не воспринимать происходящее в этих частях, отбрасывать его назад. На Юпитере руки человека станут неподвижными, а двигаться будут эфирные и астральные конечности. "Это произойдет потому, что человек Юпитера не будет мыслить с помощью одного только мозга, но неподвижные руки дадут ему возможность отражать назад все, что сегодня свя­зано с физическими руками; благодаря этому он обретет более живое, более объемное мышление. Когда фи­зический орган приходит к покою, соответствующий духовно-душевный член получает возможность освобо­диться и развернуть собственную духовно-душевную деятельность".157 (9)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru