BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ветхозаветное — и питание

568. "Мы вкушаем растение, растительную субстанцию — она может быть и вареной, но особенно силь­но это происходит, когда мы едим сырую грушу или сырое яблоко, клубнику, — мы вытесняем эфирное и воспринимаем в наше собственное эфирное тело силовое образование, лежащее в основе растения. Расте­ние имеет определенную форму, определенный облик. Тот облик, который мы воспринимаем, — он раскрывается ясновидящему сознанию, — иной по сравнению с внешним обликом. Облик растения струит­ся в нас и удивительным образом приспосабливается к человеческому организму. ... Вы едите капусту и в нижнем человеке сначала высветляется вполне определенное образование (см. левый рис.). В обмене веществ, в нижнем человеке, совершается деятельность, являю­щаяся следствием того, что человек съел капусту.
     В той мере, в какой эта деятельность выступает в нижнем чело­веке благодаря съеденной капусте, в верхнем человеке, в головном человеке возникает "негатив" этого, я бы сказал — пустое простран­ство, соответствующее тому, что возникает внизу, настоящий нега­тив (см. правый рис., синее и красное).
     И в этот "негатив" капусты мы воспринимаем внешний мир. Он может передать нам свои впечатления, поскольку мы, в некотором роде, несем в себе пустое пространство — все это, естественно, говорится лишь приблизительно, — и так действуют все растения, средства питания в нас". Ядовитые растения втя­гивают в себя астр.тело (а не просто овеваются им). Благодаря этому они образуют в нижнем человеке форму, которая нелегко перерабатывается и может даже заявить о себе как самостоятельная форма. Бла­годаря этому возникает неслыханно интенсивно действующий негатив. У кого астр.тело слабо входит в физ.тело мозга, тот может страдать сумеречным состоянием сознания. Сильные негативы, рождаемые, на­пример, беленой (или беладонной), могут прояснить ему мышление. Эфирное тело тогда пронизывается крепким остовом (доза, конечно, должна быть умеренной). Этот остов рождает негатив в голове, и на этой смене негатива и позитива основано лечение беладонной.222 (6)

     Перейти на этот раздел

  

570. "Нарушая, например в своем внешнем питании, чисто земные законы, действующие в пищеварении, солнечные законы, действующие в кровообращении, и космические законы, действующие извне Солнечной си­стемы на деятельность мозга, человек может весьма сильно грешить своим питанием против космической деятельности мозга, и душа человека, проходя свое развитие, может это пережить в момент пробуждения. Ибо во время сна происходит усиленная деятельность пищеварения, захватывающая мозг и проникающая также и в него. ... Деятельность питания проникает в сознание. ... В глухих колющих ощущениях, кото­рые при неправильностях питания сказываются как небольшие центры онемения в мозгу, человек чувству­ет (неправильные) вторжения в его мозг остального организма ... в момент пробуждения".145 (2)

     Перейти на этот раздел

  

589a. "Если человек обладает большой самостоятельностью и сильно склонен к эгоизму, то ему не следует есть много сахару, ибо сахар способствует самостоятельности". Напротив, человек внутренне и внешне неустойчивый нуждается в опоре и должен больше есть сахару. Гневливому противопоказаны пряности, в особенности соль и перец. Предрасположенный к удобствам, лености должен избегать азотосодержащей пищи. Человек с повышенной половой возбудимостью, с животными страстями должен как можно меньше потреблять пищи, богатой белками. Белковые вещества воздействуют на производство вещества размножения. Для людей завистливых, недоброжелательных, вероломных лучше не есть огурцов, тыквы и вообще всех вьющихся растений; также с фруктами им нужно быть воздержанными. Людям, склонным к туманным чувствам, противопоказаны дыни. Их сладкий дурманящий запах затемняет ясное рассудочное сознание. Людям этого типа не всегда полезны яблоки. Эти последние способствуют возрастанию властолюбия и часто ведут к грубости. Вишня (черешня) и клубника из-за высокого содержания железа также подходят не всем. Более приемлемы бананы, финики, инжир. Что касается жиров, то тут предпочтительнее сливочное масло.
     Кто желает проходить школу мышления, нуждается в здоровом, хорошо сформированном мозге. Однако ныне родители редко передают его таковым детям. Поэтому необходимы вспомогательные средства; одним из них является фундук. Он дает субстанцию для формирования мозга. Другие виды орехов менее ценны; земляных орехов (арахиса) вообще следует избегать. 266-1, с.557-559

     Перейти на этот раздел

  

599. При питании мясом "красные кровяные тельца становятся тяжелее, темнее, в крови возникает бо­льшая склонность к свертыванию. Легко образуются солевые и фосфатные включения. При растительном пи­тании сила погружения кровяных телец намного меньше. Тогда нет нужды кровь доводить до самой темной окраски. А благодаря этому становится возможным, исходя из Я, господствовать над взаимосвязью мыс­лей, в то время как тяжелая кровь есть выражение рабского подчинения тому, что через животную пищу вчленяется в астр.тело. ... Животная пища вчленяет в нас нечто такое, что постепенно становится действительно чуждыми субстанциями, идущими в нас своим путем. ... (а тогда) они разворачивают в нас силы, вызывающие истерические и эпилептические состояния". 57 с.181
     "Мясо, которое мы едим, пронизано астр. телом животного. В его переваривании должно поэтому участвовать наше астр. тело, что отнимает у него слишком много сил, и оно тогда не может решать свои проблемы: творить образы. К этому добавляется затруднение, из-за которого оно не может ночью правильно покинуть эфирное, оказывается ужасно прикованным к нему. Так астр.тело начинает мешать эф.телу решать его ночную задачу: восстанавливать жизненные силы.
     Вегетарианское питание, состоящее из физических и эфирных частей, способствует творению великих, всеобъемлющих образов и дарует глубокие прозрения, что позволяет лучше, шире видеть практические задачи без чрезмерных колебаний между за и против. Благодаря ему в нас работает чистая солнечная субстанция. Повышенное напряжение, необходимое для переваривания растительной пищи, не приводит к исчерпанию сил, а, напротив, пробуждает духовные силы".
     Вегетарианское питание особенно полезно врачам и юристам, чтобы они лучше понимали интересы своих клиентов; но оно не желательно для работников банков, промышленности, торговли, для всех, кому приходится много считать.
     "Также много заниматься физкультурой, плаванием вредно для эзотерика". Ему следует меньше ходить, двигать конечностями. Все это теснее привязывает к физическому телу. Молочные продукты действуют как вегетарианские.266-1, с. 415 — 417
     "Когда мы едим, например говядину, то в нас при этом втягиваются силы, действовавшие в животном (в быке), когда оно выпало из ряда идущих вперед существ". В них отвердели силы, действовавшие во время их отставания. Они обусловили образование небольшого мозга и вытянутой вперед морды. "Поедающий быка, рогатый скот, вбирает в себя силы, образовавшие некогда маленький мозг и вытянутую вперед морду. Это не следует понимать так, что человек и внешне должен стать похожим на быка... Эти силы человек вбирает в астр. тело, и они некоторым образом действуют огрубляюще. После смерти, становясь свободным, астр. тело принимает эти формы, что можно наблюдать на астральном плане. Этот факт лежит в основе идеи о "переселении душ".
     Однако отвердение, вызываемое употреблением мяса, является и необходимым. Существа, не выпавшие в свое время из общего развития, сохранили мягкие формы, так что на них могли постоянно действовать другие силы и развивать их на более высоких ступенях. "Если бы человек не начал употреблять в пищу животных, то он остался бы с мягкой формой, она приняла бы у него вместо современного лица гротескный вид. Кто долго сегодня живет вегетарианцем, тот теряет это отвердение, внутреннюю твердость; и если благодаря наследственности он не получил здорового тела, не стал крепким человеком, то он, вегетарианствуя, легко теряет внутреннюю устойчивость и может даже сойти с ума". 266-1, с.470-471

     Перейти на этот раздел

  

600. Один человек нуждается в коротком пищеварении, другой в длительном. Кто питается рисом, у того пищеварение длится недолго, и определенные силы остаются в распоряжении мыслительной деятель­ности. Кто питается дичью, у того пищеварение длится долго. Он, вообще говоря, может быть умным, но когда он производит мысли, то думает в действительности живот. В то же время, один человек мыслит слабо, но самостоятельно, другой — сильно, но не самостоятельно. Значительную роль в организме иг­рает белок. "Та же самая деятельность, которая обусловливает плодотворность мышления, вызывается в нижнем организме белком". Его избыток ведет к подавлению деятельности представлений. Потому-то пифагорейцы не ели бобов. Но могут сказать: вот, человек ест рис, а мыслитель он плохой. "Возьмите человека, который недавно обратился, к вегетарианству. Деятельность в нижнем человеке стала у него протекать совсем иным образом. Определенные силы обращаются от материального к духовному. Но если они остаются без употребления, то начинают действовать в ущерб и могут даже повредить дея­тельности мозга". Это даже наверняка случилось бы, прибегни к вегетарианству обычный банкир или ка­бинетный ученый. Вегетарианец должен прийти к спиритуальной жизни. Не достаточно питаться только фруктами, чтобы открылись высокие области духовной жизни.96 (11)

     Перейти на этот раздел

  

605a. Медитация выводит дух из тела, алкоголь втягивает его в тело. Мясная пища дает телу возможность повиснуть на духе.
     "Воздержание от мяса, в особенности от рыбы, что дает оно? Наихудшее в потреблении мяса — остающееся действие боли, причиненной животным, когда их убивают. Закланные животные возвращаются назад в форме существ, направляющих действие своей силы на тела потомков тех, кто ел мясо. Бациллы суть перевоплощенные страдавшие, убитые, растерзанные и съеденные животные".266-2, с. 371-374

     Перейти на этот раздел

  

617а. "Чем пищеварение является в нижней сфере, тем мыслительная деятельность — в верхней. Оба находятся в организме человека, каким он живет на физическом плане, во внутреннем контакте". Мы делаем особые логические упражнения, чтобы сформировать деятельность мышления. Подобную роль в пищеварении играет кофе. Оно способствует логической последовательности мышления, но не на самостоятельной основе. Развивая силы души, можно, наоборот, привести в порядок желудок.
     Чай действует подобным же образом, но мышление делает летучим, разрывает его. И если кто-то пьет его всю жизнь, но внутренне не разрывается, то это лишь значит, что в его организме есть силы противостоять тому.Д.35, с.4-5 Кофе поддерживает логическое мышление. Но одного кофе тут мало, и тех, у кого мыслительный принцип не преобладает, чрезмерное увлечение кофе ведет к истерии (чаще у женщин). От чая рождаются хорошие фантазии, но лучше их получать другим путем.
     Кто часто и много ест, не может плодотворно мыслить. Много сил тогда забирает пищеварение. Дух как никогда ясен после длительного поста.266-1, с. 559 — 560

     Перейти на этот раздел

  

618. Через пищу, поступающую в кровь, в мозгу постоянно осаждается песок. "Если у нас совсем нет мозгового песка, то мы становимся слабоумными. Если же в нем образуются кристаллы, то нас по­стоянно охватывает бессилие, поскольку мы зарабатываем себе некоего рода мозговой ревматизм, или моз­говую подагру. ... Итак, человеку нужен мозговой песок, но он должен его постоянно растворять.... Если его отложится слишком много, то могут прорваться стенки сосудов, тогда произойдет кровоизли­яние. Тогда возникает не только бессилие, а удар".
     "Всматриваться во что-либо — значит одновременно внутри выделять мозговой песок. ... Когда мы рассматриваем цветок, то мозговой песок образует в нас при этом крошечный цветочек, только в пере­вернутом виде... " И так это происходит со всем, что мы видим. Когда журналист пишет статью, то при этом он растворяет слишком много мозгового песка. Покусывание ручки есть инстинктивная попытка мобилизовать последние силы в теле, чтобы они образовали новый мозговой песок. Особенно много сил, растворящих мозговой песок, содержится в азоте, а много азота содержится в черном кофе. Кофе по­могает связывать между собой мысли.347 (3)

     Перейти на этот раздел

  

1803. "Как пищеварение соответствует мыслительной деятельности, так деятельность сердца и крови соответотвуют жизни воли и вожделений; все, что как определенные субстанции в виде различных средств пи­тания оказывает воздействие на кровь, выступает соответствующим образом в волевой деятельности".96 (11)

     Перейти на этот раздел

  

585. "Корням растений соответствуют человеческий мозг и примыкающая к нему нервная система. Это идет так далеко, что наслаждение от всего, что составляют корни, имеет определенное родство с про­цессами,разыгрывающимися в мозгу и нервной системе. ... Чрезмерное услаждение корнями делает чело­века в отношении душевно-духовного несамостоятельным, поскольку объективное, внешнее работает через него (Не он сам, а эти корни тогда думают в нем.)" Но если спиритуально-психическое у человека сла­бо, то недостаток корней в питании делает его соней. 134 (6)

     Перейти на этот раздел

  

586. "Плоды, в самом широком смысле слова (также и зерно), перерабатываются в кишечнике, а в го­лову идут только силы. Картофель — это не плод (а стебель). Он не перерабатывается в кишечнике, а идет непереработанным в кровь, и уже в мозгу должна идти дальнейшая его переработка. Мозг тогда не может думать. От картофеля рождаются слабые и даже больные дети". "Углегидраты действуют в речи и во всем, что связано с ней. Поэтому они нам необходимы; при плохом пищеварении возникает хрипота. Они также дают человеку облик". 350 (16)

     Перейти на этот раздел

  

587. Картофель — это утолщенный стебель, а не корень. Корень богат солями, листья — маслом. Когда мы едим корень, соль находит путь к нашему мозгу и побуждает его к деятельности. При головной боли — не мигрени — хорошо поесть корней. Листья наполовину уже приготовлены. Они снабжают жиром желудок, кишечник, воздействуют на нижнюю часть тела. Но картофель не стал корнем, и если много пи­таться картофелем, то в голову не поступает достаточно сил, тогда многое остается в пищеваритель­ном тракте, картофель остается под головой, он возбуждает язык и глотку. "Когда едят красную свеклу, то получают страстное стремление много думать, правда, бессознательно. Когда едят картофель, то по­лучают страстное стремление вскоре опять есть". Человек же не любит думать и потому неохотно ест свеклу. Если кто-то не особенно подвижен в голове, нуждается в побуждении к мышлению, пусть ест редьку. Она даже усиливает сновидения. 350 (11)

     Перейти на этот раздел

  

403. "Та нужда, в которую в ближайшее время впадeт человечество, сделает людей весьма изобретательными. Будут открыты многие силы и субстанции в мире, которые дадут людям пищу. Но найдено это будет так, что в то же время будут знать, как материальное связано с органами рассудка, не духа, а рассудка. Научатся, как следует есть и пить, чтобы стать умными. Не духовными будут становиться через еду и питье, а очень умными, рафинированно умными.
     Этих вещей люди не понимают и не стремятся к ним, они придут сами через нужду в ближайшее время. И, я бы сказал, путeм специального использования этих вещей некоторые тайные общества, которые к этому сегодня пока лишь готовятся, подготовят нужным образом инкарнацию Аримана на Земле". 193(10)

     Перейти на этот раздел

  

1501."Процесс, который вызывается в пищеварении благодаря приему большого количества сахара, в верхнем человеке имеет свой коррелят в сильной самостоятельности мыслительной функции".
     "Русский крестьянин как можно менее подчеркивает свое Я. У англичанина имеет место нечто прямо противоположное. Это выражается внешне, в письме. Англичанин пишет "Я" большим. А если пойти далее, то обнаруживается, что в Англии в 5 раз больше потребляется сахара, чем в России". 96(11)

     Перейти на этот раздел

  


     354
. "Это обстоит так, что когда мы смотрим на какое-либо земное образование, которое мы принимаем в себя как пищу, то мы имеем в нем отображение групп неподвижных звезд. Мы это воспринимаем. Мы при­нимаем существо звезд, небесное существо в нас с земной материей, содержащейся в земном действии.
     Но мы должны осознать, что в своей воле мы, как люди, ставшее материей снова превращаем в дух, совершаем истинное пресуществление субстанции, когда осознаем наше пребывание внутри мира, так что мыслительно-духовная жизнь в нас становится живой.
     Приближается ко мне в земном действии,
     В материальном отображении мне данная,
     Звезд небесная сущность:
     Я вижу ее с любовью преобразу­ющейся в воле.
     А когда мы думаем о том, что принимаемое нами т.обр. в себя пронизывает жидкие части нашего организма, действие соков, циркуляцию крови, то тогда это, поскольку оно проис­ходит от Земли, становится отображением не сути Неба или сути звезд, а деяний звезд, т.е. движения планет. И я могу осознать, как я это одухотворяю, когда правильно стою в мире, благодаря следующей формуле:
     Проникают в меня в жизни воды,
     Образуя меня в силе-власти вещества,
     Звезд небесные деянья. — (т.е. деяния движения планет)
     (И тогда:) Я вижу их в чувстве мудро действующими.
     В воле я могу видеть бытие и ткание звезд, как с любовью это превращается в спиритуальное содержание будущего; и я вижу мудро преобразующимся в чувство то, что мне дано здесь, на Земле, когда в том, что пронизывает мой организм соков, я воспринимаю отображение небесных деяний. Так может, воля и чувствуя, переживать себя человек. Отдавшись господствующему, повсюду окружающему его мировому бытию, космическому бытию, он может пережить то, что через него выводится в великий Храм Космоса как пресуществление субстанций, когда жертвенно находится внутри него чисто духовно.
     Что в ином случае было абстрактным познанием, становится чувствующим и волящим отношением к миру. Мир становится храмом, мир становится домом Бога. Познающий человек, поднимающийся в чувстве и воле, становится жертвенным существом. Основное отношение человека к миру восходит от познания к мировому культу, к космическому культу. Все, что является нашим отношением к миру, прежде всего понять как космический культ в человеке — таково первоначало того, что должно совершиться, если Антропософия исполнит свою миссию в мире". 219 (12)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru