BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ЛИЦО

212. "Как при взгляде на форму человеческого лица, человеческого облика внутри вас восходит переживание духа и души, так может в вас взойти переживание, что повсюду, где есть огонь, за ним находится действующая воля. Повсюду, где вы видите огонь, пусть это будет лишь горящая щепка, находится действующая воля. ...Вашей собственной действующей волей почувствуйте себя связанными с огнем. ...Вы можете познать: ведь я нахожусь там, внутри этого пламени, ибо это есть действующая воля, она принадлежит мне так же, как мой палец.
     Воздух вы переживете в своем существе только тогда, когда переживете его как мужество. Повсюду, где выступает ветер, веющий в природе ветер, вы ощущаете собственную душу как мужество. ...Мужество это ветер. Это вы должны сопережить в своей душе.
     Вода есть внешнее явление ощущения. Где выступает ощущение, там внутренне действенно то же самое, что выступает внешне как вода. Вода — это ощущение.
     А земля, твердое является тем же самым, что и мысль. Ведь в мыслях замерзает жизнь".316 (5)

     Перейти на этот раздел

  

239. Посвященные в Атлантиде сильно отличались от остальных людей. Они имели физическое тело, подобное современному человеку, а также лицо и сильно развитый для тех времен мозг. 106 (3)

     Перейти на этот раздел

  

56. "Мы имеем в голове туловище: это все то, что принадлежит к носу. И мы имеем в голове часть, от­носящуюся к конечностям. ... это все то, что окружает губы. ... Груд­ная часть головы также имеется, только она чахлая. Она настолько чахлая, что во всем некоторым образом относящемся к носу распознается лишь неотчетливо, как это связано с лёгкообразным ... Легкие по­строены художественно. Они пронизаны духовным, по меньшей мере душевным, тогда как нос, уж если дей­ствительно понимать это правильно, представляет собой на человеческом лице большое бесстыдство, яв­ленное снаружи. Легкие же, несмотря на то, что они более душевны, чем нос, целомудренно скрывают свое бытие".293 (14)

     Перейти на этот раздел

  

56a. "Правая часть мозга связана с высокомерием и гордостью; выдающаяся вперед челюсть указывает на скупость. Легкие, быстрое дыхание связаны с завистью, печень — с гневом". Правая половина человека старше левой.266-3, с.342

     Перейти на этот раздел

  

231. Все, что человек видит глазами, он воспринимает с помощью души ощущающей. "Душа ощущающая простирается повсюду, где нечто воспринимается извне. И то, что она воспринимает, есть не душа ощу­щающая, а видимость тела ощущений. ... Между "спереди" и "сзади" происходит взаимодействие души ощущающей и тела ощущений. И когда два потока сталкиваются, образуется некое скопление, и так нечто приходит к явлению, — внешняя телесность". Тело ощущений действует извне вовнутрь, душа ощущающая на­оборот. Слева направо действует поток физ.тела, справа налево — эф.тела. На месте их соприкосновения возникает чувственно воспринимаемое физ.тело. Снизу вверх идет поток астр.тела, сверху вниз — поток Я. Так взаимодействием шести потоков в их центре образуется видимый образ физ.тела. Лицо строится душой ощущающей. То, что удерживается в нижней части, есть тело ощущений. Сверху струится Я, и там, где оно особенно сильно, менее всего оттесняется противоположным потоком, душа рассудочная обра­зует свой орган. Совсем сверху душа рассудочная расщепляется и образует душу сознательную, которая формирует извилины в сером веществе мозга.

115 (3)

     Перейти на этот раздел

  

237. Тело ощущений действует извне вовнутрь и спереди назад, душа ощущающая — изнутри и сзади наперед. При их соприкосновении тело ощущении как бы пробуравило в физ. теле дыры, которые есть органы чувств: глаза, уши и др. Душа ощущающая тем временем образовала мозг. Душа рассудо­чная при этом была бездеятельна и оста­валась внутри. Не вещи являют нам мыс­ли, а чувственные ощущения. Мы должны иметь силу в нас, чтобы не заблуждаться в мыслях. Лицо человека образовано из­нутри душой ощущающей. Оно есть ее внешний образ,а не внешнее тело.115 (4)

     Перейти на этот раздел

  

Физическое и Космос

472. "Космическая сущность действует т.обр., что под одним лишь ее влиянием человек прежде всего приобрел бы себе из космоса совершенно круглую голову. Только благодаря тому, что солнечный свет он видит отраженным полной Луной, образуется его лицо; солнечный свет, отклоненный новой Луной, образует го­лову с затылка. Так дифференцируется то, что из космоса образуется в форме шара. Если бы не было полной Луны, конфигурирующей человеческую голову, человек рождался бы с совершенно круглой головой. С другой стороны, поскольку мать находится на Земле, то действует также и Земля. Что человек эмбрио­нально не развивается в виде одной головы — это происходит оттого, что во время образования головы действует также и Земля. Но она действует так, что, будь человек предоставлен ей одной и не было бы космического воздействия, то он стал бы столбом, колонной. Человек, собственно, заключен, защемлен между тенденциями стать либо колонной по радиусу от Земли, либо шаром. В основе образования че­ловека находятся в действительности круг и радиус".
     Своими конечностями, их дифференциацией человек обязан ходу года, смене зимы и лета, что подобно разнице между полной и новой Луной. "Мощь исходящего от Земли, действующая в нас как сила, является одновременно и моральной и физической мускульной силой. Красота, лучащаяся внутри нас, лежащая в ос­нове головы, является нам в голове как красота наших мыслей, — и в физическом, и в нравственно­-моральном отношении".
     "А чем является наше кровообращение? Оно есть нечто, вплетенное между прямой линией и кругом; кон­фигурацию ему дают круг Зодиака и планеты. Действующее в нем двояко: сила, исходящая из головы, по­стоянно хочет нашу кровь вести по кругу, а сила, исходящая из конечностей, — по прямой. ... так воз­никает в нас особое кровообращение, возбуждаемое дыханием. Эта ритмическая система является посред­ником между космическим и земным внутри человека, так что в человеке ткется связь между космическим, красотой, и земным, силой. И эта связь, что соткана здесь, что находится в человеке туловища, она, постигаемая духовно-душевно, с древности называлась мудростью.
     Красота космоса, проецируясь в человека, является мудростью, живущей в его мыслях. Однако и нрав­ственная сила, что окольным путем, через душу исходит от земной силы, также становится нравственной мудростью. В человеке земная и космическая мудрость встречаются в ритмической системе. ...Возьмите космическую красоту, что действует окольным путем через голову в человеке, и вы получите вклад жен­ского элемента; возьмите то, что выступает в человеке от земной силы, и вы получите вклад мужского элемента. И вы можете сказать: в акте оплодотворения исполняется единение космического с земным. Земной задачи человека не узнать, не взглянув на эту его особую конфигурацию. ... Силы, заключенные в человеке конечностей, должны быть одухотворены, одушевлены. Тогда они идут дальше во внеземное, в период между смертью и новым рождением и там складываются сначала духовно-душевно в головное обра­зование".202 (1)

     Перейти на этот раздел

  

511. "Человек обмена веществ еще находится в некотором отно­шении к ритму суточной жизни. Силы, формирующие его облик, тверже. Если же взять вместо человека животное, то там вы найдете намного большую зависимость от макрокосмоса, чем у человека.
     Человек уже вырос из этой зависимости. Старая мудрость по этой причине говорила о формирующих силах не как о "человеческом круге", а как о "животном круге" (по-немецки круг Зодиака дословно звучит как "живот­ный круг". — Сост.) Животные обликообразующие силы, являющиеся у животных во множестве обли­ков, у человека в основном являются в облике всего человеческого рода. Но это силы животности. И когда мы вырастаем из них к человечности, то мы должны выходить за пределы "животного круга". По ту сторону круга Зодиака лежит то, от чего мы, как люди, зависим в большей степени, чем от всего того, что лежит внутри круга Зодиака, т.е. внутри неба неподвижных звезд. Это то существенное, что соответствует нашему Я.
     Нашим астр.телом — его имеет и животное — мы пребываем внутри зависимости от макрокосмоса. В астр. теле все организовано так, как этого хотят звезды. С нашим Я мы стоим по ту сторону мира звезд, вне круга Зодиака.
     Здесь следует искать то, что делает нас свободными. Внутри круга Зодиака мы не можем грешить, мы можем здесь столь же мало, сколь и животное. Но мы начинаем грешить, вынося наше поведение за круг Зодиака. И мы можем это делать. ... Таково существенное содержание нашего Я.
     "В человеке совершается нечто, лежащее вне этого пространства и этого времени, лежащее вне того, что происходит в астральном. За пределами этого нет никакой природной необходимости, там нахо­дится то, что связано единственно с нашей моральной природой, с нашими моральными поступками. Под небом неподвижных звезд мы не можем развернуть нашего морального мира, когда же мы его разворачива­ем, то мы его врисовываем в макрокосм вне круга Зодиака. Все, что мы делаем, остается как действие в мире. Происходящее в нас, от нашей формообразующей силы до обмена веществ, все это есть результат прошлого. Но в прошлом в Мироздании не предрешено все будущее, не предрешено то будущее, которое ис­ходит от человека в его моральных действиях".201 (6)

     Перейти на этот раздел

  

514. "Сатурн является тем мировым телом, которое окольным путем через человеческую голову устана­вливает правильное отношение астр.тела к человеческому физ. и эф. телам. Поэтому, с другой сторо­ны, типы Сатурна дают отношение астр.тела к Я, поскольку ведь Сатурн стоит в отношении к действию Солнца. Он находится в таком отношении к действию Солнца, что во времени и пространстве это выражается в кругообороте Сатурна вокруг Солнца, равном 30 годам.
     Отношение Сатурна к Солнцу в человеке выражается в том, что Я приходит в соответствующее отношение к астр.телу, и именно так, что астр.тело правильным образам вчленяется во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать: Сатурн имеет отношение к верхней части всего астр.тела. Это от­ношение для людей древних времен было чем-то решающим. Еще в египетско-халдейское время, в З-ем ты­сячелетии до Мистерии Голгофы мы находим, как учителя, мудрецы Мистерий о каждом человеке судили в связи с отношением его дня рождения к Сатурну; ибо тогда сознавали совершенно точно: когда человек рождается в той или иной констелляции Сатурна, то этим обусловлено более или менее правильное упот­ребление физ.телом астр.тела. Познание подобных вещей играло большую роль в древности. Но в наше время прогресс человеческого развития основывается на том, что с начала ХVI в. мы освобождаемся от того, что действует в нас.
     Не поймите это, дорогие друзья, неправильно. Это не означает, что Сатурн сегодня не действует в нас. Он действует в нас, как и в древности, только мы должны от его действия освободиться. И знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение в себе от действия Сатурна? Наихудшим образом человек освобождается от действия Сатурна, следуя теневому интеллекту нашей эпохи. Именно тогда он позволя­ет неистовствовать в себе действиям Сатурна, тогда мечутся туда и сюда действия Сатурна и делают человека, как теперь говорят, нервным. Нервный человек в существенном возникает оттого, что его астр.тело неправильно включено во все его физическое существо. На этом основывается нервозность нашего времени. И к чему человек должен стремиться прийти — это к действительным созерцаниям, к имагинациям. Оставаясь при абстрактных понятиях, человек делается все более и более нервным, поскольку он вы­растает из деятельности Сатурна, а она мечется в нем туда-сюда и в его нервах разрушает астр.тело; потому человек и делается нервным. Нервозность нашей эпохи должна быть познана космически, как дея­тельность Сатурна.
     Как Сатурн имеет дело с верхней частью астр.тела, поскольку это астр.тело связано через нервную систему со всем организмом, так Юпитер имеет дело с человеческим мышлением.
     Человеческое мышление также нек.обр. основывается на частичной деятельности астр.тела. ... Действие Юпитера имеет дело с организацией астр.телом человеческого мозга. Марс имеет дело с речью. Он использует еще меньшую часть астр.тела, чем Юпитер. Солнце связано с Я. Меркурий является по­средником между астр.телом и ритмическими процессами в человеке. Поэтому подобно лунным силам он вступает в весь обмен веществ, но лишь поскольку он подлежит ритму, воздействует он на ритмическую деятельность. (Он также еще извне действует на человеческое лицо).
     Венера действует в том, что из космоса оказывается деятельным в человеческом эф.теле. Луна — воз­будитель внутреннего воспроизведения, а также размножения.

Сатурн: верхняя часть всего астр.тела.
Юпитер: мышление.
Марс: речь.
Солнце: Я.
Меркурий: соединяет астр.тело с ритмической деятельностью в человеке.
Венера: деятельность человеческого эф.тела.
Луна: возбудитель репродукции.

     Если, например, во время рождения Юпитер стоит на небе, то он формирует мозг для мышления; если же он находится на другой стороне, то его действие прикрыто Землей. Земля с ее веществами и силами действует в нем, да еще во всем этом действует Луна, всегда, собственно, находящаяся здесь, и тогда человек становится притупленным сновидцем с темным сознанием; мышление тогда отступает назад. Между этими двумя положениями существует множество промежуточных ступеней. Если человек из прош­лой инкарнации несет значительные силы мышления, то он родится, когда Юпитер стоит вверху. Однако, следуя путем эзотерического ученичества, как оно описано в "Как достигнуть познания высших миров?", человек может освободиться от всех планетных воздействий и встать только в правильное отношение к ним".204 (13)

     Перейти на этот раздел

  

921. "О, кто прозревает жизнь, тот в каждом человеческом лице видит отображение космической судьбы, через которую проходит человек между смертью и новым рождением!" 218 (6)

     Перейти на этот раздел

  

1220. "Что находится над и под вашими губами (челюсти) — это в чахлом виде является тем же, чем явля­ются ваши ноги и руки. ... А где тогда губы? На это вы можете дать такой ответ: там, где ваши руки и ноги присоединяются к телу". Конечности, имеющие свое представительство в голове, образуют не материальную, а духовную голову; лишь в небольшой части материальную. И эта духовная голова с разинутым ртом, она постоянно нас поедает. "Мы постоянно проскальзываем нашим организмом в разинутый рот своей духовности". А после смер­ти мы исчезаем там полностью. Духовное постоянно требует от нас жертвы самоотдачи. И это выражено в от­ношении конечностей к остальному телу. Природа головы и конечностей противопоставлены друг другу, а ту­ловище образует между ними весы.
     "Природа груди в верхней части постоянно имеет тенденцию стать головой, а в нижней части — человеком ко­нечностей". Голова постоянно препятствует этой тенденции груди и образует ее подобие. В верхней час­ти груди уже есть начало образования головы — это гортань. "Человеческая гортань — это целиком и полно­стью чахлая голова человека, голова, которая не может полностью стать головой и потому свою головную природу изживает в речи. Человеческая речь — это постоянно предпринимаемая гортанью в воздухе попытка стать головой. Когда гортань пытается стать верхней частью головы, то возникают звуки, которые отчетли­во показывают, что они особенно сильно оттесняются человеческой природой. Когда человеческая гортань пы­тается стать носом, то существующий нос ей в этом мешает. Но она пытается стать носом в воздухе в носо­вых звуках".
     "Как исходящее из гортани в виде речи является утонченной головой, остающейся воздушной головой, так все то, что от человека груди исходит вниз и организуется в конечности, огрубляется в природе конечнос­тей. Сгущенной, огрубелой природой конечностей оказывается все то, что внешний мир некоторым образом вдвигает в человека. И если когда-нибудь естествознание придет к тому, чтобы исследовать, как огрублены руки и ноги, и как они более вдвинуты в человеке вовнутрь, чем выступают наружу, тогда оно станет осведомленным о тайне сексуальности. Лишь тогда найдут правильный тон в разговорах об этом". Ныне же пытаются объяснить то, чего совсем не понимают.293 (14)

     Перейти на этот раздел

  

1232. "При вступлении в новую инкарнацию силы, действовавшие в легких, формируют нашу голову внешне, выражаются внешне в нашей физиономии. Что френология хочет изучать во внешней форме головы — подготовление этого следует искать внутри легких в предыдущей инкарнации. ... Если человек не в состоянии правильным образом господствовать над тем, что скапливается в легких, то происходит нечто, напоминающее выжатую губку (см. анормальное появление галлюцинаций); и тогда то, что в следующей инкарнации должно выступить как головообразующее, появляется в виде анормальных явлений, называемых обычно навяз­чивыми идеями или какого-либо рода фантазиями. Это составило бы интересную главу в физиологии — изуче­ние тех примечательных представлений, что выступают в высшей стадии легочных заболеваний. ... Мысли здесь потому оказываются навязчивыми, что они уже содержат в себе формирующие силы".
     "Внутри печени в силах концентрируется все то, что в следующей инкарнации перейдет во внутреннюю диспозицию мозга. ... Быть ли в следующей инкарнации сильным мыслителем — это зависит от того, как ве­дут себя в этой. ... Если же эти силы печени вытесняются из нее в данной инкарнации, то они ведут к галлюцинациям или сильным видениям". В системе почек и органов выделения "...концентрируются силы, кото­рые в следующей инкарнации более расположены влиять на эмоциональную сторону головной организации. Ор­ганизация почек, органов выделения в существенном приносит то, что связано с задатками темперамента в широком смысле, но окольным путем, через головную организацию, подготовляется для следующей инкарнации.
     Когда все эти вещи вытесняются в настоящей инкарнации, то проявляются во всех нервозных состоя­ниях, во всех состояниях, связанных с внутренними возбуждениями, с возбуждениями души, с ипохондрическими состояниями, депрессиями и т.д., короче, со всеми состояниями, особенно связанными с этой стороной обмена веществ. В действительности все, что более, я бы сказал, со стороны чувств и эмоций является мыслеобразным, также связано с тем, что отражается в почках. Если мы возьмем рефлек­сию легких, печени, то это имеет скорее характер представлений, представлений воспоминания, памяти. Если же мы подходим к системе почек, то мы имеем пребывающие привычки этой инкарнации; и внутреннее системы почек подготовляет, как сказано, окольно, через головную организацию, задатки темперамента в широком смысле для следующей инкарнации".205 (2.VIII)

     Перейти на этот раздел

  

1257. "Предположим, человек мало интересовался окружающим физическим миром. Он интересовался непосред­ственно тем, что подступало к его телесности: где хорошо, где плохо кормят, а что сверх того — его не занимало. Его душа осталась бедной. Он не несет в себе мира. И мало из того, что светит ему навстречу как явления мира он проносит в своем внутреннем через врата смерти в духовный мир. По этой причине затрудня­ется его работа с духовными существами, в обществе которых он там находится. По этой причине он не приносит с собой ни силы, ни энергии, а только слабость, род душевного бессилия, проявляющегося при построении физ. тела. На него сильно воздействует модель (наследственная). Борьба с моделью выражается в различных детских бо­лезнях, но ему остается лишь слабость. Она образует в некотором роде хрупкое тело, подверженное всевозможным болезням. Так преобразуется кармически душевно-духовный интерес одной земной жизни в задатки к здоровью в следующей земной жизни. Люди, дышащие здоровьем, прежде всего имели в прошлой земной жизни по­движный интерес к видимому миру".
     "Я не встречал ни одного человека, который имел бы симпатичное лицо, симпатичное выражение лица и не испытывал бы в прошлой земной жизни радости от живописи. Люди с несимпатичным выражением лица — в чем также играет карма человека, что имеет значение для судьбы — встречались всегда такие, которые тупо и равнодушно, флегматично проходили мимо произведений искусства.
     Но эти вещи идут еще дальше. Есть люди, которые за всю жизнь — так было и в прошлые периоды Земли — ни разу не подняли глаз к звездам, которые не знают, где находится Лев, где Овен, где Телец, которые в этом направлении не проявляют никакого интереса. Такие люди в следующей земной жизни родятся с сон­ным телом; это, до некоторой степени, выразится в том, что, получив модель (физ. тело по наследству) силой своих родителей, они ведутся ею т.обр., что их тело ... оказывается сонным, бессильным. И можно все состояние здоровья человека вывести из интереса, который он в предыдущей жизни проявлял к видимому миру во всей его широте. В настоящее время люди, например, совершенно не обладающие интересом к музыкальному, для которых музыкальное образование безразлично, совершенно определенно в следую­щей жизни будут астматиками или с болезнью легких".235 (6)

     Перейти на этот раздел

  

XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ

Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вли­ваем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения".
     Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую дея­тельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я.
     Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибе­гает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессо­знательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело.
     Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятия­ми. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути со­держание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в ду­ховном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что ду­ховное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ...

     Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Та­ким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зе­леное), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным.
     За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений".
     "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для ды­хательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. 
представления:духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность
Чувства:душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность
Воля:телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения."

     И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях ду­шевное полностью связано с физическим.
     Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как хими­ческие процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в челове­ка, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 219100 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1234. "Какой вид будут иметь в следующей жизни люди с исключительно сидячим образом жизни — этого нужно ждать, поскольку такие земные жизни, когда человек только сидит, впервые возникли в современности. Раньше же человек, если он обращал внимание на окружающие вещи, должен был подойти к ним, должен был привести свои члены в движение. Все его тело становилось деятельным, а не только органы чувств, относящиеся к голове... И то, что совершало все тело, когда человек был внимательным — это переходило в головное образование следующей земной жизни... Голова человека в следующей земной жизни обладала силь­ной склонностью эти силы посылать в остальной организм, который вычленялся в следующей жизни? В пер­вые 7 лет каждая кость образована так, как это проистекает из головы. Если человек имеет особую скло­нность к силам Земли, то он получит большие крепкие кости, исключительно хорошие ключицы, хорошо выра­ботанные ребра. Все тогда носит характер добротной выработки. Голова же родственна Земле в силу обсто­ятельств предыдущей земной жизни. Лоб тогда не особенно высок — высокий лоб не родственен Земле, — но строго очерчен. Такой человек мужественно проходит по жизни. Тогда также быстро растут волосы. И если это имеет место у ребенка, значит, он был внимателен к окружающему в прежней жизни. Из морально-духов­ных отношений одной жизни формируется тело в другой. (Кто во все совал свой нос, был сверхвнимателен, у того взъерошенные волосы).
     "Если мы поверхностно шмыгаем по жизни и нас ничто не интересует, то можно быть уверенным, что в следующей жизни мы станем трусливы как зайцы. А возникает это, в свою очередь, благодаря тому, что, будучи безучастными существами, невнимательными к окружающему, мы оказываемся слабо связанными с окружающим, наша головная организация в следующей жизни не имеет родства с земными силами. Кости остаются неразвитыми, волосы растут медленно, человек тогда получает О- или Х-образные ноги". Много думавший, много размышлявший в одной жизни, в другой становится худощавым, сухощавым. Кто в одной жизни мало раз­мышлял, жил более в охвате внешнего мира, тот в следующей жизни предрасположен к ожирению. Если че­ловек много думал в предыдущей жизни, неважно где — идя за плугом или занимаясь ремеслом, то в этой жизни у него необычайно нежная мягкая кожа на всем теле. Люди же с нечистой, пятнистой кожей — хотя тут могут существовать и другие причины — чаще всего оказываются мало думавшими в прошлой жизни. Люди с веснушками, совершенно очевидно, не были мыслителями в предыдущей земной жизни.236 (10)

     Перейти на этот раздел

  

1235. "Если кто-то имеет сильно выступающий вперед лоб, то он может стать философом, а если лоб отклоняется назад, то такой человек, при наличии дарования, мог бы стать художником".295 (11)

     Перейти на этот раздел

  

Внешние проявления человека и карма

1236. "Можно руками осязать реинкарнации на нашем черепе. ... То, как мы образуем нашу остальную внешность, нашу осанку, степень нашей подвижности, нашей жестикуляции — все это действует на следующую инкарнацию и выражается в образовании лица и в формировании черепа". В 1887 г. анатом Карл Лангер про­анализировал черепа Шуберта, Гайдна и Бетховена и пришел к выводу, что в них нет абсолютно ничего, ука­зывающего на музыкальные способности. И это верно, ибо они не были музыкантами в прошлой инкарнации.169 (4)

     Перейти на этот раздел

  

1577."Люди, не способные управлять своим лицом, производящие жесткое, неподвижное впечатление, получили недостаточно или вообще не получили художественных, эстетических впечатлений, созерцаний в период своей жизни около 9 лет". 301(12)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 600820 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     1175
. Линней свое учение о растениях построил так, что в нем главным была внешняя форма расте­ний. На ее основе растения были классифицированы по родам и видам, наподобие того, как это делает­ся в минералогии. Гете считал невозможным сопоставлять растительные формы. Это допустимо только в отношении минералов. Сопоставим различные растения, — говорил Гете, — у одного сильный стебель и листья, (рис.1), у другого сильный корень (рис.2). "Сила, начинающая развиваться у пер­вого растения в корне, во втором растении остается замкнутой в себе и не развивает тонкого стебля, членящегося в листьях, но остается толстым стеблем. Поэтому в толстом стебле остается мало силы для развития листьев, а также и цветков... Здесь (рис.1) развит слабый стебель и сильные листья. Здесь (рис.2) в виде клубня образован стебель и слабые листья. Идея в растениях одна и та же, но ее нужно удерживать внутренне подвижной, чтобы быть в состоянии от одной формы переходить к другой". В случае первой формы я получаю идею: "соединенные силы листа". В этой идее я получаю вторую форму: "соединенные силы корня". В этой идее я получаю и другие формы.
     "Итак, я должен образовывать подвижные понятия, и из подвиж­ных понятий вся система растений явится мне как единство. В то время как Линней сопоставляет различные формы и наблюдает их как формы минеральные, Гете хочет всю систему растений как единство охватить подвижными идеями, так что он неким образом из растительной формы выскальзывает с этой идеей, а затем, из­менив саму идею, вскальзывает в другую растительную форму и т.д. ... Подступая к линнеевской системе растений, Гете чувствовал, что обычное предметное позна­ние, вполне применимое к минеральному царству, не достигает жизни растений. В связи с линнеевской системой он чувствовал необходимость имагинативного способа рассмотрения. ... В минеральном царст­ве физическая природа становится невидимой. Естественно, тяжесть и все, что действует в физической природе, действует и в растительном царстве; но оно становится невидимым, а видимой становится высшая природа, то, что внутренне постоянно подвижно, что внутренне живо. Эфирная природа, собст­венно говоря, видна в растении. И мы поступаем неверно, когда говорим: физ.тело растения видимо. Физ.тело растения невидимо, а то, что мы видим, — это эфирная форма. ... Но эта эфирная форма на­полнена физическим, там внутри живет физическая материя. Когда растение теряет свою форму и стано­вится в земле углем, то видно, как остается эта углеродная физическая материя; она была внутри рас­тения. Итак, мы должны сказать: растение наполнено физическим; но оно растворяет физическое через эфирное. Эфирное есть то, что видимо в растительной форме. Невидимым является физическое. ... Через физическое нам становится видима эфирная форма; но эта эф. форма является тем, что мы, собственно говоря, видим; физическое является, так сказать, лишь средством для видения эфирного. Эфирная форма расте­ний является примером для имагинаций, но для таких имагинаций, которые видимы в духовном мире не непосредственно, а через физические включения.
     Итак, спросим, милые друзья: что такое имагинация? На это можно ответить: все растения — это имагинации... Мы можем сказать о растении: оно уничтожает некоторым образом физическое и дает существование эфирному. Растение: уничтожает физическое, дает существование эфирному.
     Когда мы подходим к животному, то уже не должны просто задерживаться на эфирном, но должны представить себе животное образование так, что оно уничтожает эфирное. ... Когда физическое уни­чтожается через растение, то может проявиться эфирное. Но когда теперь эфирное лишь, грубо говоря, выступает как наполненное, "семенное", тогда то, что больше не находится в обычном пространстве, но может действовать в нем, может проявить себя, и это есть астральное. Мы, т.обр., можем сказать: в животном обретает бытие астральное. ... Животное: уничтожает физическое, уничтожает эфирное, да­ет существование астральному". Растение достигает лишь поверхности эфирного, и что оно привязано к одному месту, показывает, что в нем нет ничего такого, чего не было бы на поверхности видимого. Животное подвижно, в нем заключено больше, чем выступает видимо на поверхности. "Это астральное в животном, и его не постичь, если сделать наши идеи только подвижными. ... В растении вы во внешнем должны искать причину того, почему форма становится другой. ... Если вы хотите уяснить себе, на­сколько другой должна быть понятийная деятельность в случае животного, чем в случае растения, то вы должны обрести не только подвижные понятия, способные принимать различные формы, но понятия до­лжны нечто воспринять внутрь, чего они не имеют в самих себе. И это есть то, что можно назвать ин­спирацией образования понятий. Как мы во время нашей инспирации, во время вдоха (в нем. языке слово "инспирация" означает также вдыхание, вдох. — Сост.) вбираем в себя воздух извне, в то время как в остальной нашей органической деятельности, лежащей ниже дыхания, мы пребываем деятельными в себе, так, желая понять животное, мы должны не просто иметь подвижные понятия, но в эти подвижные понятия воспринять еще нечто извне.
     Мы можем — если это выразить иначе, — если мы хотим правильно понять растение, оставаться непо­движными, можем себя также и в мыслях рассматривать как неподвижных существ. И если бы мы остава­лись неподвижными всю нашу жизнь, то мы бы, тем не менее, смогли сделать наши понятия столь подвиж­ными, что они охватили бы различные растительные формы; но мы ни в малейшей степени не образуем понятие животного, если не сможем двигаться сами. Мы должны быть в состоянии двигаться сами, если хотим образовать понятие животного. Почему?
     Если вы, скажем, имеете понятие одного растения и преобразуете его во второе (см.рис.), то это вы сами преобразовали понятие. Но когда вы ходите, то ваши понятия благодаря ходьбе становятся иными. Вы сами должны внести жизнь в понятия. Это и есть то, что просто имагинирующее понятие дела­ет инспирированным. С растением вы можете представлять, что вы сами внутренне совершенно спокойны, а изменяются только понятия. Если же вы хотите получить понятие животного — что большинство людей делает совсем неохотно, поскольку понятие должно стать внутренне живым, оно внутренне начинает ко­пошиться, — то воспримите инспирацию, которая внутренне жива, а не только внешнее чувственное ткание от формы к форме, воспримите внутреннюю жизненность. Вы не можете вполне представить себе жи­вотное без того, чтобы при этом не воспринять внутреннюю жизненность в понятия. ... Что имагинация не живет с отдельным растением — это вы можете увидеть из того, что растение, когда оно растет из почвы, под влиянием внешних побуждений меняет свою форму, но внутренне оно формы не меняет. Живот­ное — это странствующее понятие, живое понятие, и здесь можно воспринять инспирацию, а через инспи­рацию впервые проникают к астральному. ... Человек: уничтожает физическое, уничтожает эфирное, уни­чтожает астральное и дает существование Я.
     Относительно животного мы должны сказать: мы, собственно, видим не физическое, а видим физически являющуюся инспирацию. По этой же причине человеческое дыхание (инспирация), если оно встречает ка­кое-либо препятствие, очень легко принимает животную форму. Попробуйте однажды вспомнить облики кошмарного сна: что за животные формы являлись вам тогда! Животные формы — это вообще инспирирован­ные формы.
    
Человеческое Я впервые может быть постигнуто только через интуицию. ... Мы заблуждаемся, когда говорим о животном: мы видим физ.тело. — Мы совсем не видим физ.тела. Оно растворено, оно уничтоже­но, оно лишь делает для нас наглядной инспирацию; то же относится и к эф.телу. У животного сквозь физ. и эф. тела мы видим внешне астр.тело. У человека мы уже видим Я. ... Что мы видим у человека внешне сформированным, физически сформированным — это Я. Потому-то, напр., для восприятия глазом, человек видимым образом окрашен цветом инкарната, который больше нигде не встречается, как и Я, не находимое у других существ. Выражаясь правильно, мы должны сказать: мы постигаем всего человека, когда мыслим его состоящим из физ., эф., астр. тел и Я. А то, что мы видим перед собой — это Я, и невидимо в нем пребывают физ., эф. и астр. тела. ... Конечно, это лишь внешняя сторона Я, которую мы видим. Внутренне, конечно, Я можно воспринять лишь в интуиции. Но нечто от Я можно за­метить и в обычной жизни обычным сознанием: это абстрактные мысли, — их нет у животного, у которого и Я отсутствует. ... Но это только мысли, а не реальность, это только образы.
     Теперь низойдем в человеке до находящегося в нем, но им уничтожаемого астр.тела. Тогда мы придем к тому, чего внешне больше не увидеть, но что мы видим, наблюдая человека в движении: когда мы его форму понимаем из движения. Для этого необходимо следующее наблюдение. Подумайте однажды о малень­ком, карликового роста человеке, толстом, идущем на коротких ногах. Вы смотрите, как он движется, и из его коротких ног, которые он переставляет вперед, как колонны, вы понимаете его движение. Чело­век с длинными ногами движется иначе. В своих наблюдениях вы увидите единство между движением и фор­мой. Вы также найдете это единство, если будете учиться на таких вещах. Если вы видите, что у кого-то убегающий назад лоб, выступающий вперед подбородок, то он иначе двигает головой, чем тот, у ко­го отступающий назад подбородок и выступающий вперед лоб. Повсюду у человека вы видите связь между его формой и его движением, если вы его наблюдаете просто таким, каким он стоит перед вами, и полу­чаете впечатление от его инкарната, от того, как он удерживает себя в покое. Вы смотрите на его Я, когда наблюдаете за тем, что из его формы переходит в движение, а что из движения как бы течет обратно.

     Изучите однажды, насколько по-другому мастерит пальцами тот, у кого они длинные, по сравнению с тем, у кого они короткие, движение переходит в фор­му, форма — в движение, — в этом вы проясняете себе, я бы сказал, тень астр.тела человека, выраженного через внешние физические средства. Но вы видите, как я вам это описал, это примитивная инспирация. ...
     Однако, если вы теперь наблюдаете изнутри то, что та­ким образом видно извне, через примитивную инспира­цию, то это в существенном оказывается в большей ме­ре человеческой, пронизанной чувствами жизнью фанта­зии, чем то, что внутренне переживается как абстрак­тные мысли. Также и представления воспоминания, как образы, когда они выступают, живут в этом элементе. Мы можем сказать: идя извне, Я выражает себя в инкарнате и в чем-то другом. В противном случае мы бы не смогли говорить ни о какой физиономии. Посмотрите на человека, у которого поджатые губы; какое у него лицо, когда он находится в спокойном состоянии, — это заложено кармически в его я-облике в этой инкарнации. Но, будучи увиденным извне во­внутрь, это оказывается абстрактными мыслями.
     Возьмите астр.тело. Вовне оно характеризуется движением, вовнутрь — фантазиями или образами фан­тазии, которые ему сообщаются; собственно астр.тело более или менее не наблюдаемо. Еще менее наблюдаемо эф.тело". 214 (2)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru