BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

КРИЗИС новой эпохи — см. также ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЕВРОПА — его смысл

Ошибка! Фрагмент 302540 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 302560 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 302590 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

261. "Электрический век для того, кто прозревает мировое развитие духовно, означает в то же время требование искать духовного углубления, действительного духовного углубления". 171(7)

     Перейти на этот раздел

  

263. "Освальд Шпенглер видит, как в новой цивилизации люди постепенно делаются рабами машинной жизни. Но он не видит, как в человеческой жизни вообще, поскольку техника, по сути говоря, пуста в отношении духа, именно через реакцию на технику может прийти переживание человеческой свободы". 214(7)

     Перейти на этот раздел

  

287. "Как первая Мистерия Голгофы произошла в Палестине, так совершилась она вторично благодаря константинизму. Вследствие искоренения Мистерий Христос как историческое явление был распят и убит вторично. Ибо ужасное разрушение, происходившее в течение столетий, было не только разрушением великих художественных и мистических деяний, но и разрушением важнейших человеческих переживаний. Но только тогда не понимали, что разрушалось вместе с внешним разрушением, ибо было уже утрачено более глубокое понимание этого. Когда были разрушены храм Сераписа, храм Зевса с их великолепными статуями, то люди говорили: ну, если уж такое разрушается, то разрушители правы, ибо, согласно древним преданиям при разрушении храма Сераписа должны низвергнуться Небеса и хаос воцариться на Земле, но этого не случилось, хотя римские христиане сравняли храм с землeй, — так говорили люди. Да, внешние физические звeзды не упали. ... Вместе с храмом Сераписа пала вся необъятная мудрость, которая превышала физический небосвод. Пала древняя мудрость, отзвуки которой слушал Юлиан Отступник в Элевзинских Мистериях, где ещe открывались духовное Солнце и духовная Луна, посылавшие свои импульсы. В хаос превратилось то, что переживали древние в Мистериях Митры и в египетских Мистериях. Там внутренне, с помощью жертвоприношений, переживали тайны Луны и Земли, отражавшиеся в самом человеке, когда он приходил внутренне к переживанию, познанию самого себя. Небеса рушились и Земля стала хаосом в духовном смысле, ибо исчезнувшее в те столетия можно сравнить с утратой в наших условиях органов чувств, когда мы не смогли бы сказать, где земля, а где небо. ... Но мы должны верить в воскресение, если не хотим верить, что исчезнувшее исчезло совершенно. ... для этого же необходимо воспринять сильные, мужественные понятия. ... Ибо люди должны почувствовать, что хотя благодаря мировой космической необходимости столетия прожиты даром, впустую — конечно, только с некоторой точки зрения это является необходимостью, — но всe это для того, чтобы из сильного внутреннего побуждения, свободного побуждения был найден Импульс Христа; люди же должны освободиться от того самодовольства, в котором они погрязли теперь". 175(15)
     "Через Марка и Ормуса (Ormus), бывших учениками Христа после Его воскресения, были преобразованы мистерии и ритуалы". 265, с. 95

     Перейти на этот раздел

  

328. "Человеку хотелось бы, хотя он этого никогда не признаeт, однако ему больше всего хотелось бы быть ведомым на помочах мировыми силами. Особенно трудно бывает человеку найти себя в тех случаях, когда он в какой-либо инкарнации вынужден жить в такое катастрофическое время, каким, например, является наше. Тогда он охотно задаeт вопрос: почему боги допустили всe это? Но он не хочет спрашивать о жизненных необходимостях. ... Хаос необходим для всеобщего хода развития. И человеку часто бывает настолько же необходимо находиться среди хаоса, как и среди гармонии. ... Мы живeм в эпоху души сознательной. ... Глубочайшие особенности этой эпохи заключаются в том, что человек должен основательнейшим, интенсивнейшим образом познать силы, противящиеся гармонизации общественной жизни человечества. Поэтому в наше время необходимо постепенно расширять сознательное познание враждебных человеку ариманических и люциферических сил. Если бы человек не прошeл через те импульсы развития, в которых действуют ариманические и люциферические силы, то он не смог бы прийти к полному употреблению своего сознания, а также и к выработке своей души сознательной. Но в этом вчленении души сознательной в человеческую природу мы узнаeм в высшей степени антисоциальную потребность". 186(5)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 304080 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 305000 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

502. "В человечестве должна развиться способность видеть сквозь речь: люди должны будут усвоить постижение в речи движения, жеста. И не истечeт ещe этот (5-й) период — хотя в целом это будет ещe развиваться и в 6-ой культуре, — как люди придут к тому, чтобы иначе, чем теперь, внимать речи человека. Речь сможет выразить зависимость человека от третьей Иерархии: от Ангелов, Архангелов и Архаев, — выразить то, благодаря чему человек как бы врастает в сверхчувственно-духовное.
     Это приведeт к тому, что сквозь речь станут слышать душу человека, что вызовет и иную социальную жизнь. ... И как раз многое из того, чем являются силы зла, должно быть претворено так, чтобы стало возможно вслушаться в речь другого, дабы через речь услышать его душу. Тогда ... человека охватит своеобразное цветоощущение, и из этого цветоощущения речи люди научатся интернациональному взаимопониманию. ... Что в ином случае, когда смотришь на человека, ощущаешь как тепло, станет в некотором роде цветом. ... Третье заключается в том, что люди станут интимно переживать в себе также выражения чувств, конфигурации чувств других людей. Во многом этому может способствовать речь. Но конфигурацию чувств встречаемого человека другой будет переживать не только в речи, но и в себе, в своeм собственном дыхании. ... Один будет вызывать в нас более ускоренное, другой — замедленное дыхание... и так мы будем знать, с какого рода человеком мы имеем дело. ... На развитие этого уйдeт весь 6-ой и часть 7-го послеатлантического периода.
     В 7-ом периоде будет достигнута частица того, что является четвeртой областью, т.е. следующее: принадлежа волевым образом какой-то общине, люди должны будут — да простят мне такое выражение — друг друга переваривать ... Люди должны будут друг друга переваривать в области воли. Люди должны будут дышать друг другом в области чувств ... красочно ощущать друг друга в области понимания через речь ... познавать друг друга как Я, учась правильно смотреть друг на друга.
     Все эти силы будут внутренне-душевного характера, т.к. для их полного развития наступят эпохи Юпитера, Венеры и Вулкана. Но намeка на их развитие требует от человека уже земное развитие. И наша современность, в еe знаменательном катастрофическом движении, представляет собой противление человечества всему этому". Должно быть преодолено всякое социальное обособление, но в мир бросается дешeвая формула: люди должны группироваться по нациям!
     "Необходимо проникнуть взором в подобные факты, если желаешь обрести почву для понимания т.наз. мистерии зла". 185(5)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 307360 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 307390 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

740. "Вся социальная структура Европы сложилась благодаря тому, что в Америке открывались новые земли и туда возник отток всего, что высылала из себя Европа. Как с востока были получены религиозные импульсы, так экономические импульсы посылались Европой на запад. В режиме этого потока развилась экономика, а в потоках религиозных импульсов с востока развилась духовная жизнь. ...
     В конце XIX — начале XX веков наступил кризис. Всe это начало спотыкаться. Это перестало идти той чередой, какой шло четыре столетия. ... Должен быть найден внутренний выход... и это должно случиться благодаря трeхчленности". 191(5)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 307440 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Страж Порога и трeхчленность

745. "В течение нашей 5-ой послеатлантической эпохи, во время развития души сознательной с человечеством происходит нечто значительнейшее, грандиозное. Оно заключается в том, что происходит определeнное разделение между жизнью мыслей, чувств и воли. Итак, пожалуйста, примите это со всей ясностью. Определeнное разделение, обретение самостоятельности жизнью мыслей, чувств и воли происходит у человечества 5-й послеатлантической эпохи. Эти три области душевной жизни становятся самостоятельнее у всего человечества. Человечество будущего будет тем отличаться от человечества прошлого, что в прошлом душа была более централизована в себе, тогда как в будущем душа станет чувствовать себя трeхчленной. Если человек остаeтся при самом себе, то он может проделывать развитие в том смысле, как вы это находите написанным в "Как достигнуть познания высших миров?"; это совершается с отдельным, индивидуальным человеком. Но когда люди вместе — а люди ведь бывают вместе как народ, как государство, в хозяйственном кругообороте и т.д., — когда люди общаются друг с другом, узнают и удовлетворяют свои общие интересы, то развивается... в живом общении людей это расщепление общей душевной жизни на три сферы, поскольку... за кулисами бытия человечество в целом прошло через определeнную фазу развития, которую можно сравнить с прохождением отдельных людей через Порог к сверхчувственному миру".
     "Мимо серьeзного Стража Порога должно пройти всe человечество в этой 5-й послеатлантической эпохе. То, что ранее было централизованным единством (мысль, чувство, воля), должно расщепиться натрое, и каждый отдельный член должен сам стать централизующим. ... Это должно найти своe отражение в социальном организме, в котором живeт человек. Это не произвольно выбранное Apercu, когда говорится о социальной трeхчленности". 190(9)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 308120 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 309530 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 309570 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

965. "Хаос, в который приходит социальный порядок во всeм цивилизованном мире, который отчасти его уже разрушил, а отчасти грозит разрушить, отчего он приходит? — Он приходит по той причине, что человек забыл о своeм положении в космосе и не хочет о нeм знать". 199(11)

     Перейти на этот раздел

  

972. "Если запруживать какой-либо поток, то в конце концов возникнет стремнина. Такая стремнина пришла в современную культуру. Эти ужасные годы — не конец, а начало того, что будет происходить дальше. Что сегодня необходимо — это, исходя из духовных основ, основать новое понимание жизни. Встающие сегодня против такого понимания жизни подобны тем, кто в своe время противился распространению Христианства с юга на север. Идeт волна развития, и она накроет таких людей и пойдeт дальше. Но они могут внести и внесут много нездорового". 196(10)

     Перейти на этот раздел

  

978. "Хотя это звучит и парадоксально, но можно сказать: чем страдательнее современность, тем большие плоды она даст в будущем... но она должна найти людей, которые могли бы мыслить большими мыслями". 180(4)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 309790 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1053. "Ранее, чем пройдeт середина этого столетия, должен быть увиден Христос. Но прежде все остатки старого должны прийти к нулю, должны сгуститься облака. Из нуля человек должен найти свою полную свободу. И новое созерцание должно родиться из этого нулевого положения. Всю свою силу человек должен найти из ничего". 200(6)

     Перейти на этот раздел

  

Борьба материализма со спиритуализмом

1086. "За бесконечно трагическими событиями современности лежит борьба материализма против спиритуализма. Эта борьба должна решаться боем. Различные формы будет принимать она, но решаться она должна боем, ибо люди должны научиться выносить всe, что необходимо вынести, чтобы выработать спиритуальное мировоззрение для шестой послеатлантической эпохи. И можно сказать: многое должно быть выстрадано, ибо из боли и страданий проистекает то, что действительно связывает познание с нашим Я; ибо, с другой стороны, материалистические воззрения в мире... примут бесконечно ужасные формы". 174(20)

     Перейти на этот раздел

  

Приход духовных существ из Вселенной

1096. "С конца 80-х годов XIX в. в земное бытие хотят войти сверхземные существа. ... Мы уже имеем в земном бытии сверхземных существ. И тому обстоятельству, что сверхземные существа принесли вниз весть, принесли еe в земное бытие, мы обязаны возможностью иметь вообще связь с Духовной нау­кой.
     Но в целом как ведeт себя вообще человеческий род? Человеческий род ведeт себя, можно сказать, космически хамским образом по отношению к этим, хотя и медленно, но являющимся из космоса на Зем­лю существам. Они его не заботят, он, этот род человеческий, их игнорирует. И это-то и приведeт Землю во всe более и более трагическое состояние; ибо среди нас в ходе этого столетия будет стран­ствовать всe больше и больше духовных существ, чью сферу мы должны понять. А мы поймeм еe лишь тогда, когда станем искать понимания того, что идeт от них: содержания Духовной науки. Еe хотят они дать нам, и они хотят, чтобы совершались действия в смысле Духовной науки, чтобы Духовная на­ука перелагалась в социальный образ действия в земном бытии.
     Действительно, с последней трети XIX в. мы имеем дело с проникновением духовных существ из Все­ленной, прежде всего тех существ, которые живут в сфере между Луной и Меркурием, но которые, я бы сказал, уже врываются в земное бытие и стараются найти в нeм точку опоры благодаря тому, что люди наполняют себя мыслями о духовных существах Вселенной. Это можно ещe выразить так, как я это уже делал: мы должны, выражаясь абстрактно, наш теневой интеллект оживить образами Духовной науки. А если выражаться конкретно, то следует сказать, что духовные существа хотят низойти в земное бы­тие, и они должны быть восприняты. Последуют потрясение за потрясением, и в конце концов земное бытие впадeт в хаос, если человеческое бытие встанет лишь в оппозицию к нисхождению этих существ, а они, тем не менее, низойдут. Эти существа не хотят ничего иного, как только быть форпостами того, что произойдeт с земным бытием, когда Луна снова соединится с Землeй.
     Видите ли, сегодня людям кажется сравнительно безобидным, когда они могут измышлять лишь те мысли — автоматические, безжизненные мысли, — которые возникают при постижении минерального мира, минерального в растении, минерального в животном, минерального в человеке. С такими мыслями мате­риалисты чувствуют себя хорошо и только их и думают. Но подумайте однажды, что люди будут так мыс­лить и дальше и ничего не образуют, кроме этого, вплоть до того момента, когда в 8-ом тысячелетии лунное бытие снова соединится с земным бытием, что тогда произойдeт? Да, существа, о которых я ска­зал, они мало-помалу нисходят на Землю, существа Вулкана, сверхлюди Вулкана, венерианские сверхлю­ди, меркурианские сверхлюди, солнечные сверхлюди и т.д., они соединяются с земным бытием. Но если люди будут продолжать вставать в оппозицию к ним, то земное бытие в ходе ближайших тысячелетий впа­дeт в хаос. Люди и дальше станут автоматически развивать свой интеллект, что можно делать и в вар­варском состоянии; но полнота личности в такой интеллект не вступит; и люди тогда не найдут отноше­ния к существам, которые хотят склониться к ним в земном бытии. И будет так, что мысли людей, которые бессущностны, поскольку мыслится лишь материальное в минеральном, растительном, животном и даже в человеке, эти мысли людей, не имею­щие никакой действительности, одним ударом эту действительность получат, когда Луна соединится с Землeй. Тогда из Земли произрастет ужасное отродье существ, которые по своему характеру стоят между минеральным и растительным царством и имеют вид автоматоподобных существ со сверхобильным рассудком, с интенсивным рассудком. Этим движением, которое схватит Землю, она будет опутана подобно сети, па­утине с ужасными пауками, пауками с колоссальной мудростью, но которые в своей организации не будут подниматься даже до растительного бытия, ужасными пауками, которые будут запутываться один в дру­гом, которые в своих внешних движениях будут имитировать всe, что люди измыслили теневым интеллек­том, который не позволяет побуждать себя тем, что должно прийти через новые имагинации и вообще через Духовную науку. Всe, что люди думают в таких мыслях, которые ирреальны, обретет существо­вание. Как ныне Земля покрыта слоем воздуха, так некогда она покроется, словно роями саранчи, ужа­сными минерально-растительными пауками, которые очень разумно, но ужасно злонравно станут перепле­таться между собой. И человек, поскольку он не оживит свои теневые интеллектуальные понятия, вместо того, чтобы с последней трети XIX в. соединяться своим существом с существами, которые хотят восхо­дить, он тогда должен будет своим существом соединиться с теми ужасными минерально-растительными пауко-животными. Он сам будет жить вместе с этими пауко-животными, и своe дальнейшее развитие в ми­ровом бытии он должен будет искать в том развитии, которое примут тогда эти паукообразные животные.
     Видите ли, сказанное мной является чем-то таким, что вообще лежит в реальности земного человеческого развития и что большим числом тех людей, которые удерживают человечество от принятия духовнонаучного по­знания, сегодня сознаeтся. Ибо есть люди, которые вообще являются сознательными связными паучьего становления в земном человечестве. Но человек сегодня не должен дать запугать себя описаниями подобного рода". 204(14)

     Перейти на этот раздел

  

1238. "Как человечество, мы должны проходить через эпоху, в которой Я и ас. тело наиболее глубоко погружены в физ. и эф. тела. Сильнейшие искушения проистекают здесь оттого, что мы, как люди, приходим в столь тесную связь с нашим физ. телом". Существуют западный и восточный облики этих искушений. Западный облик тем сильнее, чем дальше идти на запад. Он выражается во внутренней связи с земными силами за счет глубокого погружения в физ. тело. "Искушение слишком сильно приходит в связь с этими силами, выражается во всех жизнеощущениях на Западе. Это ариманическое искушение". Избежать его можно путем правильного рассмотрения исторического развития человечества, в центре которого стоит Мистерия Голгофы, а также путем введения Христа во все западное мышление, включая естественнонаучное.
     "Восток в определенном отношении остается на детской точке зрения, своему Я и ас. телу он не позволяет так погружаться в эф. и физ. тела, как это предопределено современному человечеству. Восток бежит от такого погружения". Так поступают на Востоке и интеллектуалы, например, речи Тагора обладают совсем иным, так сказать, ароматом. Если американец стремится как можно больше пользоваться телом, то индус — как можно меньше. 193(8)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 602590 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru