Главная / Предметный указатель / /
ЖИЗНЬ после смерти — и Христос |
Значение Христа для будущего развития человека
369. "Способности, позволяющие встретиться со Христом после смерти, можно выработать только на физическом плане. ...Кто держится вдали от спиритуальной жизни и не вырабатывает никакого понимания Христа, тот переносит познание Христа на следующую жизнь, чтобы выработать его там".130 (3) Перейти на этот раздел
511. "В тот момент жизни Христа Иисуса, когда Его астр. тело заключало в себе все, что может быть закрыто люциферическим вторжениям, началось Его выступление как Учителя человечества. С этого момента в человеческое земное развитие была заложена способность принять мудрость, благодаря которой мало-помалу может быть достигнута цель физической Земли. В тот момент, когда соверши-лось событие на Голгофе, человечеству была привита другая способность, благодаря которой влияние Аримана может быть обращено к добру. Отныне человек может взять с собою из жизни за врата смерти то, что освобождает его от одиночества в духовном мире. Событие в Палестине является средоточием не только для физического развития человечества, но и для остальных миров, к которым принадлежит человек. И когда совершилась Мистерия Голгофы, когда была пережита крестная смерть, тогда Христос явился в том мире, где пребывают души после смерти, и отразил власть Аримана, указав ей ее пределы. С этого момента область, которая у греков называлась "царством теней", была пронизана той молнией духа, которая возвестила обитавшим в ней существам, что в нее снова проникнет свет. То, что через Мистерию Голгофы было достигнуто для физического мира, пролило свой свет и в духовный мир. — Итак, послеатлантическое развитие человечества до этого события было подъемом для физически чувственного мира. Но в то же время оно было упадком для духовного. Все влившееся в чувственный мир проистекало из того, что уже было в духовном мире с самых древних времен. Со времени Христова события люди, поднимающиеся до тайны Христа, могут переносить завоеванное ими с собой из чувственного мира в духовный. И оно из духовного мира изливается обратно в мир чувственно-земной, когда люди при своем новом воплощении приносят с собой то, чем стал для них импульс Хри-ста в духовном мире между смертью и новым рождением". 13 (4) Перейти на этот раздел
562. Второе Пришествие Христа в эф. теле имеет значение как для физического, так и для духовного миров, где благодаря этому наступит мощный переворот. Но люди, не подготовленные к этому духоведением на Земле, не смогут воспринять того великого, что вершится в духе, где они будут пребывать после смерти. Им придется ждать до нового воплощения. 116 (4) Перейти на этот раздел
573. "Суд" Микеланджело в Сикстинской капелле можно было бы изобразить и иначе: в конце земных времен люди созерцают на медных таблицах объективное содержание своих грехов, которые они искупили в личной жизни. "Так могло бы быть, но и это было бы неправдой. Ибо благодаря тому, что Христос умер на Голгофе, человек не увидит таблицы своих грехов, но Того, Кто их взял на Себя... Христос встанет перед ним вместо Акаши-Хроники. Он все взял на Себя".155 (8) Перейти на этот раздел
Вознесение и Пятидесятница
628. "Конечно, не безразлично, хотят или нет люди знать о Мистерии Голгофы. Для человеческих тел, для возможности земной жизни Христос совершил Свое земное Деяние на Голгофе. Он сделал это также и для неверующих язычников. Но для духовно-душевного необходимо, чтобы Импульс Христа также и в состоянии сна мог погружаться в человеческую душу. Для этого необходимо, чтобы человек в существенном признал содержание Мистерии Голгофы. Правильное духовное действие Мистерии Голгофы может произойти только из правильного исповедания Мистерии Голгофы. Это значит, что земным человечеством будет признано: поспешающее прочь, постоянно взвивающееся к Солнцу эф. тело держится Христом; но человек как душевно-духовное существо, его Я и астр. тело, они должны воспринять Импульс Христа в состоянии между засыпанием и пробуждением, подготовляясь к тому через исповедание в бодрственном состоянии. Итак, мы можем сказать: мы даем выступить перед нашей душой образу Вознесения. Ученики, ставшие ясновидящими, видят тягу эф. тела человека взойти к Солнцу. Христос соединяется с этим стремлением, держит его. Это потрясающий образ: спасение физически-эфирного человека через Христа в образе Вознесения. Но, в то же время, ученики возвращаются назад, они задумчивы, они глубоко сосредоточены. Ибо в их душах живет познание: через Мистерию Голгофы все совершилось прежде всего для эфирно-физического человечества. Но что произошло с духовно-душевным? Откуда придет к человеку сила в духовно-душевном, в Я и астр. теле, воспринять Импульс Христа? Импульс Христа через Мистерию Голгофы так наполнил Землю, что только через духовные познавательные силы можно проникнуть к Нему и постичь Его. Никакая материалистическая сила познания, никакая материалистическая наука не может понять Мистерии Голгофы. Здесь душа должна в себе воспринять силу духовного познания, силу духовного созерцания, силу духовного ощущения, чтобы быть в состоянии также и понять Импульс Христа, понять как Он на Голгофе связал Себя с земным импульсом. Чтобы это могло произойти, Христос Иисус совершил Свое Деяние на Голгофе, и Он совершил это так, что через десять дней после События Вознесения послал людям возможность также и внутренне, духовно-душевно, астр. телом и Я, пронизать себя Импульсом Христа. Такова картина праздника Пятидесятницы: пронизание духовно-душевного силой понимания Мистерии Голгофы, послание Святого Духа. Христос совершил Свое Деяние для всего человечества. Отдельным людям, которые должны это деяние понять, отдельным человеческим индивидуальностям Он послал Духа. Таким образом, душевно-духовное находит доступ ко всеобщечеловеческому деянию. Через Дух человек должен внутренне, духовно-душевно усвоить Мистерию Христа. ...Таким образом Импульс Христа осуществляется для каждой отдельной индивидуальности". Эф. тело человека после смерти соединяется с солнечным, пронизывающим пространство, в котором находится Земля. "После Мистерии Голгофы в этом удаленном от человека эф. теле можно видеть Христа, ставшего его Спасителем в дальнейшем земном бытии; итак, после Мистерии Голгофы каждый умерший человек имеет перед душой ту картину Вознесения, которую в особом состоянии души созерцали ученики Христа. Но для тех, кто воспримет в себя также и тайну Пятидесятницы, кто даст приблизиться к себе Святому Духу, для того этот образ после смерти явится наибольшим утешением, какое он только может иметь, ибо он тогда прозреет всю истину Мистерии Голгофы, и образ станет для него утешением. Он как бы говорит ему, этот образ Вознесения, восшествия на Небо: ты можешь довериться всем последующим земным жизням земного развития, ибо Христос через Мистерию Голгофы стал Спасителем земного развития. Для того, кто своим Я и астр. телом, т.е. познавая, ощущая, не сможет проникнуть к содержанию Мистерии Голгофы, этот образ станет упреком, упреком до тех пор, пока он не поймет: также и он должен научиться понимать Мистерию Голгофы. Это своего рода предостережение, призыв после смерти: Попытайся для следующей земной жизни усвоить такие силы, чтобы ты смог также и понять Мистерию Голгофы". Эти две вещи в христиански интерпретируемом развитии человечества стоят одна за другой: откровение Вознесения, "...что Христос совершил Свое Деяние как всеобщечеловеческое, и тайна Пятидесятницы, как требование к человеку как к отдельному человеку, воспринять в себя Импульс Мистерии Голгофы". Антропософия дает понимание этого откровения и этой тайны. Так приходим мы к сопереживанию в земном бытии космического бытия.224 (8) Перейти на этот раздел
Посмертная жизнь человека и будущее Земли
458. То, что человек берет с собой в посмертное как представления о Христе, дает ему силу сделать там ясным свое сознание. Голгофа спасает человека от духовной смерти. Для этого необходимо идентифицировать эту Мистерию с собственным существом. 106 (10) Перейти на этот раздел
459. До пришествия Христа Земля не могла из себя самой посылать свет в эф. тела людей. Но теперь, когда люди принимают Христа, приходят к Его пониманию, астральное сияние, которое излучает Земля после Голгофы, люди могут воспринять в свои эф. тела. "Они воспринимают в эф. тела Свет Христа!" В результате этого эф. тела, воспринявшие свет Христа, после смерти в определенной части не подпадают земным силам умирания. И это струится в мировое пространство, и из этого образуется сфера вокруг Земли, сфера из оживших эф. тел. Так Земля развивается в Солнце. 112 (13) Перейти на этот раздел
462.Придет время, когда на Земле не сохранится ни одной картины Рафаэля. "Но совсем другое дело — чем стала индивидуальность Рафаэля, его душа благодаря тому, что он написал свои картины. Это с земного бытия перейдет на Юпитер, поскольку постоянно развивается". Некогда Земля разрушится и не останется ничего, кроме человеческих душ. И плод развития будет состоять в разнице развития душ от начала до конца земных времен. Отсюда понятен долг развития. "Земля исчезнет, распадется, останутся одни человеческие души! Но утрачивается сила для постижения этой мысли. Земное развитие вообще потеряет свой смысл, если человек не найдет для себя удобным постигать Мистерию Голгофы". 196 (7) Перейти на этот раздел
764. "Когда мы после смерти оглядываемся на панораму нашей жизни ... то обнаруживаем свои идеалы как нечто чуждое... они не несут нас ко всеобщей человеческой жизни, они совсем не являются представителями реальности во всеобщей человеческой жизни, уходят от нее... Через наши идеалы Люцифер получает большую власть, поскольку они прекрасным образом струятся из человеческой души ... но не коренятся во внешней действительности... Идеалы, которые мы так лелеем в себе, что говорим: да, как люди, мы схватываем эти идеалы на земной поверхности, но в нас живет Христос, Он берет наши идеалы, — такие идеалы являются настоящими семенами для будущей действительности. Пронизанный Христом идеализм семенами пронизывает реальность".155 (7) Перейти на этот раздел
841. "Для большинства европейски образованных людей в начале Камалоки стоит Моисей, держа в руках список их земных прегрешений. Об этом знали розенкрейцеры; и через особо тонкие исследования последнего времени это вновь подтверждено. Душа тогда чувствует огромную ответственность перед дохристианскими силами за то, что ее стянуло вниз. Кто связывает себя с Импульсом Христа, для того образ Моисея превращается в образ Христа. Это означает, что наша карма приходит во взаимосвязь со Христом, Христос срастается с нашей кармой".130 (3) Перейти на этот раздел
864. "В сфере Солнца между смертью и новым рождением дело обстоит так, что мы слышим, как всё вновь и вновь со всей мощью человеческой душе звучат слова: ты бог, ты должен быть богом!" Приходя в сферу Солнца, мы абсолютно точно знаем, что нас там вновь встречает Люцифер и проникновенно вкладывает в нашу душу эти слова. Мы начинаем здесь хорошо понимать Люцифера. Христа же мы понимаем там только в том случае, если постепенно подготовились к этому на Земле. ... Выражаясь тривиально, можно сказать: в сфере Солнца мы имеем два трона; один трон — Люцифера; с него звучит нам обольщающее слово о нашей божественности. Этот трон всегда занят. Другой трон является нам или, лучше сказать, является многим людям совершенно пустым, ибо на этом другом троне в сфере Солнца мы должны в нашей жизни между смертью и новым рождением найти то, что можно назвать Акаша-образом Христа ... найти для нашего блага. И мы в состоянии его найти, поскольку Христос сошел с Солнца и соединился с земной сферой и поскольку наши глаза через понимание Мистерии Голгофы могут обостриться на Земле; и тогда трон Христа на Солнце не останется для нас пустым, для нас станут видимы Его деяния, которые Он совершил, когда еще Сам жил на Солнце".141(2) Перейти на этот раздел
865. От сферы Солнца и выше человек ведом Христом и Люцифером. "В те времена, после эпохи Солнца, человек приходит в связь с силами, необходимыми ему для нового воплощения. ... Человек наследует только задатки для головного и спинного мозга, для всего того, что извне заключено в крепкую костную капсулу черепа и позвоночника. Все остальное определяется силами из макрокосмоса. ... И то, что он унаследовал, он должен проработать тем, что принес с собой из духовного мира".140(16) Перейти на этот раздел
869. "В сфере Марса, ... когда душа достигает способности понять: это есть ты, — или понять в наше время импульс Будды, она освобождается от связей со всем природно-земным. Когда душа освобождается от всего, в чем ей мог помочь Импульс Христа, она освобождается духовно и от всего; что в своей земной определенности она знала как кровные узы". Это есть сфера Нирваны.141(10) Перейти на этот раздел
878. "Импульс Христа пребывает в ауре Земли... Но сила, приближающаяся к нам в Мировую Полночь, чтобы распространить свет нашего желания на все наше прошлое, эта сила существует только в духовном мире, там, где не может быть уже никаких тел. И когда Импульс Христа довел нас до Мировой Полночи... мы познаём Дух духовного мира, Который нас пробуждает в то время, как из Мировой Полночи загорается новый свет, озаряя наше прошлое одиночество. Во Христе мы умираем; Духом, бесплотным Духом, который называется Святым Духом, т.е. Духом, живущим без плоти, этим Духом мы пробуждаемся снова в нашем существе от Мировой Полночи..."153 (5) Перейти на этот раздел
8. Значение Христа в посмертной судьбе человека
804. Переживание События Христа в наше время изменяет судьбу души и после смерти.118 (2) Перейти на этот раздел
805. "Если бы не пришла Мистерия Голгофы ... то во внешнем мире было бы все больше и больше людей для которых была бы утрачена всяческая связь с духовным миром; в конце концов все свелось бы к тому, что люди вообще больше не были бы исполнены духом, но представляли бы собой личины, — лишь органические, эфирные и т.п. члены. Мы бы давно жили во времени, когда души людей были бы не способны действительно жить в телах ... но лишь парили бы над своими телами ... и только далеко развившиеся в прошлом души могли бы, инспирируя сверху, действовать в человечестве. В человеке сознание о духовном мире выступало бы лишь благодаря тому, что отдельные люди были бы инспирированы в Мистериях. Человеческий дух сам не мог бы жить на Земле. Лишь в местах Мистерий могли бы вступать инспирации; а Ариман постоянно боролся бы против этого, против этих инспираций. Он мешал бы человеческим личинам действовать в смысле инспираций, он старался бы намерения, возникавшие под действием инспираций, превратить в их противоположность. Поэтому должна была быть создана возможность для человеческих душ жить в телах, возникающих с рождением и преходящих со смертью, создана тем, что в жизни, идущей навстречу смерти, тела преодолеваются душой. Это стало возможным благодаря тому, что ... Существо Христа соединило себя с земными силами, которые теперь стали господствующими для человеческого сознания. Но с какими именно силами? А именно с силами, которые человек теперь сознает: с силами смерти! Подумайте в этой связи, сколь всеобъемлюще розенкрейцерское изречение: In Сhristo mоrimur — "Во Христе умираем!" Оно выражает некоторым образом все наше существо, оно выражает то, что через Мистерию Голгофы вошло в развитие человечества, что связало себя с силами, несущими смерть, дабы эти несущие смерть силы могли образовывать новое сознание". "В момент умирания мы способны воспринять все, что, по сути, составляет тайну нашего сознания, и вместе с тем воспринять Импульс Христа. ... Но понимать то, что постигает нас в смерти, мы можем только тогда, когда орган нашего понимания свободен, т.е., хотя момент смерти и создает для нас условия, чтобы соединиться с Христом, но происходит это лишь тогда, когда мы освобождены: от эф. тела, когда наше Я и астр. тело, которые к тому же являются организацией для понимания, в состоянии видеть, что тогда с нами соединяется. Чтобы создать для этого условия, в Мистерии Голгофы должно было произойти еще нечто. После того, как Христос во время умирания на Голгофе доверил Иисусу тайну грядущего человеческого сознания, должны были произойти потрясающие события: Иисус, содержавший в себе Христа, поднялся к новой жизни из тех сил, которые есть смерть, т.е. должно было наступить воскресение, чтобы мы могли в дальнейшем, когда через несколько дней после смерти наше эф. тело отпадает от нас, понимать воскресение. В этом внутреннем процессе умирания, распадения эф. тела через несколько дней после смерти мы некоторым образом переживаем Мистерию Голгофы. Ибо ... из смерти должна восстать жизнь. До Мистерии Голгофы такого не было. Раньше жизнь возникала только из жизни. И раньше не было нужды в понимании того, как из смерти происходит жизнь, но лишь: как из жизни происходит жизнь. ... Поэтому нельзя назвать истинным то Христианство, которое не пронизывается полностью мыслью о воскресении во всей ее жизненности: что Христос, вошедший в силы смерти, пребывает живым!"176 (13) Перейти на этот раздел
813. Переживания, получаемые на путях растений, ведущих в духовный мир, грандиозны и гармоничны, но их гармония разрушается вторжением лунной сферы. "Они затемняются из-за того, что человек переживает элементарных существ, принадлежащих к животному царству, которые наравне с теми совершенно гармоничными движениями, в которых они нисходят (к Земле) и восходят, т.е. наравне с вертикальными движениями, имеют еще горизонтальные движения. В горизонтальных движениях, совершаемых групповыми душами животных в лунной сфере, в животном царстве выступают различные ужасные праобразы с дисгармоничными, разрушительными силами. Пока мы пребываем в лунной сфере, мы живо переживаем некоего рода фотографию нашей морально-духовной земной жизни. Мы живо переживаем то, что происходит среди групповых душ животных. Но это некий род демонических элементарных существ. Далее, когда мы круг Зодиака имеем некоторым образом стоящим на другой стороне Солнца (т.е. когда мы поднимаемся в Страну Духов), мы узнаем, что же мы там, собственно, видели. Ибо воспоминания об этих животных обликах, об обликах групповых душ животных сохраняются нами и по ту сторону сферы звезд, и мы делаем открытие, что групповые души животных суть низшие — если об этом говорить на человеческом языке, — карикатурные отображения (Nachbilder) светлых обликов, которые теперь по ту сторону сферы звезд пронизывают наше космическое сознание как существа божественно-духовных Иерархий. ... Когда я говорю "карикатуры", не берите это в низком смысле. Что для человеческого юмористически художественного воззрения является карикатурой, представляет собой, естественно, нечто исключительно тривиальное по сравнению с грандиозной карикатуризацией божественно-духовных существ в мире лунной сферы, которая в то же время является миром групповых душ земного животного царства". Человек в сфере духа говорит себе: тебе придется снова нисходить к Земле, а там пребывают дико борющиеся между собой групповые души животных. "Ты должен взять с собой столь крепкие силы из твоего пребывания по ту сторону сферы звезд, чтобы все те силы групповой душевности животных ты смог как можно дальше отодвинуть от твоей судьбы. Иначе, подобно тому, как к кристаллу пристает материя, на твое морально-духовное сущностное ядро космически "отпотеют" эти групповые души животных. ... и это, как всевозможные желания, инстинкты, тебе придется вчленить в свое ближайшее земное бытие". Набраться нужных сил в сферах духа человеку помогает обретенная им на Земле склонность к Мистерии Голгофы, ко Христу, пронизанность души тем, о чем говорит ап. Павел: "Не я, но Христос во мне". 216 (1) Перейти на этот раздел
68. Древние религии были родовыми, народными религиями, и только Христианство дает людям возможность понимать друг друга без различия наций. Это особенно существенно для душ, восходящих после смерти в сферу Солнца. "В действительном познании Христа является возможность в сфере Солнца всем людям встретиться друг с другом". Это факт исключительного значения. 141 (2) Перейти на этот раздел
|