BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ДУХИ тьмы - см. также ЛЮЦИФЕР. и Ар.

42в. "Третий Логос настолько бессамостен, что своему Существу Он дает звучать через весь мир. Второй Логос изливает себя в образах. Первый же Логос изливает самого себя, собственное тело. Это означает высшую стадию бессамостности, если можно дать излиться собственному существу.
     В начале мира первый Логос дал изливаться своему Существу; тогда запах наполнил мировое пространство. Мировым ароматом является для нас первый Логос. Все материальное имеет в нем свое происхождение, в Его теле. Он — аромат мира". Второй Логос наполнил мировой аромат образами и формами. "Тогда начал мир формироваться; засияли свет и краски. А затем третий Логос пронизал становящийся мир звуком".
     Три Логоса действуют не только по отдельности, но и один в другом. Важно проследить время их истечений. "Когда цепь наших планет выступила в свете, то одновременно началось излияние третьего Логоса. Он отзвучит лишь когда наша цепь планет достигнет цели своего развития. Волны же двух других Логосов действуют не с самого начала развития нашего мира; они перешли в наш мир из предыдущей стадии мирового развития".

  A- третий Логос  U- второй Логос  M- третий Логос

     Третий Логос — звук, тон — находится целиком на физическом плане. Мы можем воспризвести звук сами и воспринять его".
     Второй Логос (свет, мировой свет, Христос) пришел в наш цикл эволюции из предыдущего и достиг Земли. Первый Логос также пришел из предыдущего цикла и низошел лишь до Солнца.
     Третий Логос (гармония сфер, мировой тон) начал свое развитие на Сатурне, а закончит в воплощении Вулкана. Отторгнутое первым Логосом (аромат) в ходе своего развития воплотилось в злых духов (зловоние) и нисходит в восьмое царство. Второму Логосу противостоят духи тьмы.

     266-1, с.187-192


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

376. "В шестой послеатлантической эпохе постепенно иссякнет человеческое плодородие (способ размножения), импульсируемое силами Света. И должны будут вмешаться темные силы, чтобы это дело могло еще продолжаться. Мы знаем, что семя шестой послеатлантической культуры находится на европейском Востоке. Европейский Восток будет развивать сильную склонность человеческое размножение, физическое размножение не продолжать за предел шестой культуры, но перевести Землю в более спиритуальное, в более психическое бытие. — Из Америки будут действовать другие импульсы, но уже в седьмой послеатлантической эпохе, где импульсы отставших ангелов (духов тьмы) будут ведать размножением".177 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

79. Чего хочет Евангелие от Матфея? С одной стороны, "...в законе не должна ни одна йота, ни одна запятая быть изменена! — И в то же время действительно и другое: Ев. от Матфея написано автором с намерением непримиримо противостоять традиционному иудаизму. Автор Ев. от Матфея берет весь традиционный иудаизм и поясняет, что это воля Христа Иисуса — полностью пресечь традиционный иудаизм".
     Чем является Евангелие от Луки, можно понять, обратившись к тому месту (4; 18-27), где Христос в синагоге прочел место из Библии об Исайе и затем говорил Сам (4; 18, 23). (Дух Господень послал меня проповедовать пленным — освобождение, слепым — прозрение. ... и: Нет пророка в отечестве своем...). Слушатели в синагоге пришли в ярость и хотели убить Христа Иисуса, но Он незримо удалился. Таким образом, Ев. от Луки противопоставлено не иудаизму (как Ев. от Матфея) или римству (как Ев. от Марка), но как бы "всем страстям и эмоциям человеческим, какими они жили вокруг Христа Иисуса".
     "Евангелие от Иоанна не выступает ни против маленького народа иудейского, ни против большого — римлян, ни против всего человечества, каким оно живет, подпав действию первородного греха, но Ев. от Иоанна говорит против духов, живущих за физическим миром и отпавших от правильного пути. И Ев. от Иоанна правильно понимают, зная ... что в нем говорится о духах, граничащих с человечеством, которые пали вместе с людьми". Кто первый узнает Христа Иисуса в Ев. от Марка? — Иоанн Креститель. А в Ев. от Иоанна? — демоны! "Ты есть Сын Божий".175 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Существа зла: азуры, маммон и другие

748. "Зурас = боги (от Азу = дыхание) стали не богами — а-зурас. ... Если мы хотим понять принцип духовной эволюции, то нам необходимо обратиться к одному значительному событию, имевшему место в атлантической расе. Определенные духовные существа явились там как возмутители, как мятежники, желавшие завоевать свою независимость. Зуры стали азурами. До того момента они были сокрыты­ми на Земле. Это те силы, которые как раз в настоящей эпохе подступают к интеллектуальной и духов­ной стороне человечества. ...Эту природу Люцифера содержало в себе в первые столетия, также и Христианство. О чем свидетельствуют два документа — один хранится в Ватикане, а другой — копию с первого — имел Посвященный христианин Европы граф Сен-Жермен" (Этот документ читала в астральном свете Е.П. Блаватская.)93 (Из заметок к лекции от 17 окт. 1904 г.)
     Из записей К. Г. Гаррисон лекции Р.Штайнера от 10 июня 1904 г: "По своей природе азуры — огнен­ные, или динамичные, и их злая сила была ужасна. Через явление Христа Иисуса она была навсегда уни­чтожена... Выражаясь научно, они держатся под постоянным шахом, не будучи в состоянии двигаться ни вперед, ни назад между Землей и восьмой сферой, в латентной точке, где сила притяжения с обеих сто­рон одинакова, до "великого дня" схождения осей, когда они без встречного сопротивления будут втя­нуты в их спираль". Их ошибочно принимали за Люцифера, что отразилось в мифах Мильтона и в мифах средних веков. 93 с.303


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

749. "Получеловеческие творения, потомки павших ангелов, известные в индийских текстах как "азуры", иногда называются "ракшасами" или демонами".93 с.303
     "Ракшасы (азуры) существуют, они действительно существовали — действенно, активно — как искусители людей. Они воздействовали на человеческие страсти вплоть до того момента, когда в Иисусе из Назарета был воплощен Христос, и так в человеческой телесности на Земле был реализован Буддхи-принцип. ...Не напрасно Библия говорит о сошествии Христа в преддверие ада. Там больше не было человеческих существ. Он имел там дело с духовными существами. Существа ракшасов благодаря этому впали в состояние парализованности и летаргии. Они были удержаны как бы в узде, так что сделались неподвижными. Их удалось сделать такими только благодаря тому, что им было оказано противодействие с двух сторон. Это оказалось бы невозможным, если бы в Иисусе из Назарета не соединились две природы: с одной стороны, старый человек, который был целиком связан с физическим планом, который мог действовать также и на физическом плане и своими силами мог держать его в равновесии, а с другой стороны — Сам Христос, чисто духовное Существо. Это космическая проблема, лежащая в основе Христианства. Тогда произошло нечто в оккультной сфере — заклятие врага человеческого. Оно нашло свой отзвук в сказании об антихристе, который был скован, но явится опять, если ему навстречу не встанет снова в своем изначальном смысле Христианский принцип.
     Весь средневековый оккультизм стремился к тому, чтобы не дать выступить действию ракшасов. Те, кто мог взирать на высшие планы, уже давно предвидели то время, когда все это может произойти: в конце XIX столетия и на переходе от XIX к XX столетию. Нострадамус, работавший в башне, открытой сверху, давший целебное средство против чумы, был в состоянии предсказывать будущее. Он написал ряд пророческих стихов (центурий), в которых можно прочесть о войне 1870 г., о Марии Антуанетте, — все это уже сбылось. В этих центуриях Нострадамуса стоит также следующее (центурии 10,75): Когда XIX век придет к концу, то из Азии явится брат Гермеса и снова соединит человечество. — Теософское Общество является не чем иным, как исполнением этого пророчества Нострадамуса. Противодействие ракшасам и восстановление прежних Мистерий составляют стремление Теософского Общества".93(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

750г. Мефистофель "...есть представитель мешающих и разрушительных сил Универсума, которые в человеческом царстве заявляют о себе как зло". Д. 10, с. 5


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1582. "Это событие (низвержение духов тьмы в 1879 г.) своим последствием имело то, что мышление, ясное мышление с того времени приобрело для человечества бесконечно большее значение, чем это было ра­нее. Еще никогда в человеческом развитии, если смотреть на внутренние необходимости этого развития, мышление не играло такой роли, что нужда в нем стала равной нужде в еде и питье для поддержания физи­ческой жизни. Ибо, если человек в наше время, в которое живем мы и будет жить будущее человечество, мыслит неясно, то те зрелые истины, что должны из духовного мира низойти вниз, нельзя будет увидеть в соответствующем свете. Прежде всего, тогда не постичь величайшего, глубочайшего значения для человечес­кого развития Мистерии Голгофы, явления Христа в человеческом развитии".178 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Психоанализ

1890. Возникновение психоанализа связано с именем венского врача Йозефа Бройера (1842—1925). (Д-р Р. Штайнер знал его лично). Одна из его пациенток страдала наступающим временами помрачением со­знания, которое сопровождалось параличом руки. При этом она забывала немецкий язык и могла говорить только на английском. В детстве она пережила галлюцинацию, в которой к ее больному отцу подползла змея, чтобы его укусить. Она хотела ему помочь, но почувствовала себя парализованной, а пальцы ее рук вдруг превратились в маленьких змей с мертвыми головами. Бройер был человеком тонкой духовности, кроме того он умел хорошо вводить в гипноз. И вот, выслушивая рассказ больной, он заметил, что ее болезнь как он заметил, что ее болезнь как бы отступает. Наблюдая это далее, он построил метод лечения, основанный на том, что его пациентка в гипнотическом состоя­нии пересказывала свою историю.
     Учеником Бройера был Фрейд(1856-1939), стоявший под влиянием школы Жана Мартина Шарко(1825-1893). Он не захотел ограничиться объяснением случая в том смысле, что все дело заключалось в нервном шоке. Бройер был блестящим врачом, но в силу чисто внешних обстоятельств не имел звания профессора и пото­му не стал далее заниматься этим случаем, хотя можно предположить, что, имей он это звание, все дело могло бы получить совсем иной оборот. Фрейд же, размышляя над этим случаем, сказал себе, что многие люди сидят у постелей больных отцов, однако все проходит без последствий. Он стал искать далее. В дру­гом случае он столкнулся с дамой, у которой произошел такой случай. Она провожала на курорт боль­ную подругу. Гости вышли из дома, и вдруг из-за угла вылетела карета. Дама, вместо того, чтобы отско­чить на тротуар, побежала впереди лошади и, добежав до моста, прыгнула в воду. Впоследствии оказалось, что в детстве она едва не утонула вместе с упавшей в реку каретой. Фрейд и здесь понял, что не все пережившие в детстве нечто подобное впоследствии страдают истерией. Он стал расспрашивать даму далее и выяснил, что она была влюблена в мужа своей подруги, и когда ее вытащили из реки, то доставили в дом подруги, где ее муж оставался один. Во многих других случаях Фрейд заметил, что за одними факта­ми кроются другие, имеющие отношение к любви, но которых пациенты не могут сами вспомнить. "Так было изготовлено то, что Фрейд назвал своей теорией неврозов, сексуальной теорией. Он нашел, что во всех подобных случаях играло роль сексуальное. Видите ли, подобные вещи, естественно, исключительно собла­знительны. Во-первых, в современности вообще есть склонность повсюду, где хотят объяснить что-либо человеческое, призывать на помощь сексуальное. Поэтому нас не должно удивлять, что врач, находящий, что в столь многих случаях истерических заболеваний в игре участвует любовь, выдвигает такую теорию".
     Другого мнения, чем Фрейд, придерживается Юнг (Карл Густав, 1875-1961) из Цюриха. Он ссылается еще на одного противника Фрейда, некоего Альфреда Адлера (1870-1937), который считал, что наравне с сек­суальностью в человеке доминирующую роль играет воля к власти над своим окружением, обоснование которой в философии дал Ницше. В подтверждение этого принципа также были найдены многочисленные примеры из медицинской практики. (Например, было замечено, что женщины падают в обморок, терпя поражение в сердечных баталиях, но падают они на диван, а не рядом и т.д.) Юнг сказал себе: вероятно, правы и Фрейд, и Адлер. И, основываясь на них обоих, он построил новую теорию. Она довольно интересна, осо­бенно с точки зрения бессилия сознания нашего времени. "Юнг говорит: есть два типа людей. У одного типа особенно развиты чувства, у другого — мышление. ... Ну, это просто само просится в руки. Но уче­ность имеет еше другую задачу: она не может так кустарно рассматривать вещи (два типа и т.д.) ... Ученость говорит в подобных случаях... об экстравертивном типе (соединяющемся с объектом) и интровертивном (отстраняющемся от объекта и думающем о нем). Первый, таким образом, и есть человек чувств, второй — человек рассудка. Итак, это вполне научное деление, не правда ли? остроумное и содержательное, соответствующее до определенной степени действительности, так что просто так его не отвергнешь. Юнг говорит далее: у экстравертивного типа... рассудочные понятия часто остаются в подсознании; он живет в чувствах, а в подсознании застревают рассудочные понятия. Сознание и подсознание приходят в конфликт..." У другого типа в подсознании остаются чувства. Так возникают истерические состояния. С этим теперь работают в медицине, пытаются ввести в педогогику. "Таким образом, здесь мы встречаем не узкую теорию, но попытку сделать нечто явлением культуры". Юнг далее различает два вида бессознатель­ного: индивидуальное и сверхличное. "Он говорит: существуют также и такие вещи, которые разыгрываются в душевной жизни, но которых нет в личности; нет их и в материальном, во внешнем мире, они должны быть, следовательно, приняты как существующие в душевном мире. ... Итак, врач должен исходить из того, что нужно исследовать не только то, что больной переживает индивидуально, но и многое другое, чего он индивидуально не переживает, чего, следовательно, нет во внешнем мире, но что составляет душевное со­держание. При этом психоаналитики приходят к тому, что утверждают: человек переживает, собственно, не только то, что он пережил после своего физического рождения, но и многое из периода до своего рожде­ния. И это теперь бунтует в нем. Теперь рожденный человек переживает подсознательно, например сказа­ние об Эдипе. Не просто изученное в школе сказание об Эдипе переживает он, но — греческих богов; он переживает все прошлое человечества. И худшее при этом состоит в том, что человек теперь все это пе­реживает, а в сознание пускать не хочет. Психоаналитики должны были сказать — дело дошло даже до этого: — греческий ребенок также переживал это, но греку все это рассказывалось; он все это переживал так же и в сознании. Современный человек все это тоже переживает, но оно восстает в нем: у экстравертивного человека в подсознательных мыслях, а у интровертивного — в подсознательных чувствах. Это бродит внутри человека; бродит как демоны".
     Итак, дело сводится к тому, чтобы человек обрел сознательное отношение к духовному миру внутри се­бя. "Ибо психоаналитик идет так далеко, что вынужден сказать: человеческая душа имеет отношение к бо­гам; и незнание об этом ведет к болезни. Психоаналитик ищет разные средства извещения об этом. Но его средства часто бывают гротескны".
     "Юнг говорит: боги, к которым человек имеет отношение, но не знает об этом, мстят ему, гневаются, а месть выступает как истерия. — Прекрасно!" Если человек, например, боится огня, то это страх перед демоном, живущим в огне. Однако человек третирует этого демона, не знает о нем; и демон мучает его, но отношения к нему найти не может: ведь демон для человека — это суеверие! Что же делает в таком слу­чае современный человек? Он проецирует все это вовне: находит какого-либо друга и говорит: это он преследует меня и т.д."Терапия часто заключается в том, что психоаналитик все это дело отвлекает на себя. И часто случается так, что — в хорошем и плохом смысле — пациент делает врача богом или чертом". В случае, где присутствует любовь, психоаналитик считает, что если женщина была влюблена, но не была завоевана, то это в ней остается. И это также может быть демоном, который ее мучает. Однако в пациен­те различают индивидуальное от сверхиндивидуального. И поскольку в нем, таким образом, остается некое количество любви, то отвлечь ее рекомендуют на "служение самаритянки", на какое-либо благое дело и т.д.
     В книге Юнга "Психология бессознательных процессов" содержатся исключительно интересные вещи, из которых вы можете увидеть, к чему сегодня приходят психоаналитики. Там говорится, что человек имеет в бессознательном всяческие позорные поступки и чертовщину, наравне с прекрасным (естественно, о люциферическом и ариманическом при этом не говорится). Пациент проектирует это или на врача или на себя; находится как бы между Сциллой и Харибдой. В книге говорится: "Ошибка, которую он делает в обо­их случаях, состоит в том, что он лично к себе причисляет содержание абсолютно бессознательного. Так делает он себя и богом, и дьяволом. Здесь заложено психологическое основание того, почему люди постоянно призывают демонов и не могут жить без богов, извлекают некоторые особенно умные Specimino des hоmо оccidеntаlis (образины человека западного) из вчерашнего или позавчерашнего дня, сверхчеловеков, чей бог мертв, почему они сами стали богами, и именно рационалистическими "божками в 1/12 долю", с толстощекими черепами и холодными сердцами". "Понятие Бога, — говорит далее психоаналитик, — есть всего-навсего необходимая психологическая функция иррациональной природы, которой с вопросом о существовании Бога вообще нечего делать"! Психоаналитик доказывает человеку, что он станет больным, если не заведет своего бога; но эта необходимость не имеет ничего общего с существованием Бога. И он продолжает: "... ибо этот последний вопрос", а именно вопрос о существовании Бога, "принадлежит к глупейшим вопросам, какие только может поставить человек"!
     "Ницше родился в 1844 г.; три года его душа, прежде чем сойти на Землю, была вверху, в царстве духов, в духовной борьбе. ... Шопенгауэр умер в 1860 году. ... лишь после этого Ницше посвятил себя изложению текстов Шопенгауэра". Ницше читал Шопенгауэра, а Шопенгауэр пребывал в борьбе духов и, ин­спирируя Ницше, черпал из связи с борьбой духов, в которую он был ввергнут. "Вагнер умер в 1883 году, Духовный путь Ницше принял тогда примечательно иное направление ... чем он был ранее...". Вагнер был в духовном мире после свержения духов тьмы и его влияние на Ницше было иным, чем влияние Шопенгауэра. "Здесь начинается сверхличное, конкретное влияние; не то абстрактно-демоническое, о котором говорит психоанализ. ... Юнг так видит дело: Ницше нашел демона и проецировал его вовне, на Вагнера. Ну, да, проекция, экстравертивный, интровертивный типы — все это абстракция, а не действительность!"178(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1892. В обыкновенном состоянии чувство, мысль и воля действуют, соприкасаясь друг с другом в правильно функционирующем Я. Если человек идет путем посвящения и переступает Порог, то возникает картина, что на рисунке дана вправо от сферы Я: чув­ство, мысль и воля становятся самостоятельными. Это описано в "Как достигнуть познания высших миров?" Но возможно и нечто противоположное; можно переступить Порог с другой стороны (слева): это происходит при на­рушении деятельности Я. Тогда мысль, чувство и воля приходят к смешению. Эти-то случаи и описывает психо­анализ как истерические. "Здесь мышление, чувство и во­ля в некотором роде поворачивают в противоположную сто­рону по сравнению с тем направлением, которое ведет в духовные сферы".

     Возьмите пример с той дамой, что с сильным я-сознанием должна была дежурить у постели больного от­ца. Наименьшее, что могло при этом случиться, это неверное протекание мысли рядом с чувством и, нако­нец, западение мысли в сферу чувства. "Но в этом случае мысль тут же подхватывается волнами чувств, которые сильнее, чем волны мысли. ... Это важное требование к современному человеку: укрепляться в способности держать мышление вне сферы чувств и воли. Часть рисунка справа — это сверхсознание, се­редина — сознание, слева — подсознание. Захват мышления подсознанием, волнами чувств в подсознании означает нарушение строя организма. Это исключительно важно. ... Мышление ориентировано на физический план, но иное дело — чувства... Чувство действительно стоит в связи со всеми духовными существами, о которых можно говорить как о реальных. Так что, если человек с недостаточными понятиями погружается в жизнь своих чувств, то он приходит в коллизии с богами — если хотят это так выражать, — но именно со злыми богами. ... Он вынужден погружаться туда с недостаточными понятиями, когда в сфере чувств содер­жится больше, чем в обычной сфере рассудка. В сфере чувств человек не может эмансипироваться от связи с духовным миром. Если же он в материалистическое время эмансипируется в сфере рассудка от духовного мира, то именно с недостаточными понятиями он будет входить в мир своих чувств; и тогда он может за­болеть.
     Как тогда помочь человеку? Единственным средством тогда будет вновь привести его к понятиям, кото­рые охватывают и сферу чувств; а это означает, что современный человек вновь должен заговорить о ду­ховном мире, во всеобъемлющем смысле заговорить о духовном мире. При этом дело заключается не в под­ходящем для индивидуума терапевтическом методе психоаналитиков, но во всеобщезначимой Духовной науке. Если человек действительно принимает понятия Духовной науки — не все, кто их слышат и о них читают, их принимают, — кто их действительно принимает, тот уже не позволит хаотически смешиваться в подсоз­нании трем сферам души — мышлению, чувству, воле, что приводит ко всякой истерии и неврозам, происходящим внутри души; а ведь только об этом и говорит психоанализ.
     При этом необходимо, конечно, набраться мужества прийти к признанию конкретных действий духовных миров, признать, что мы живем в условиях кризиса, связанного с кризисом 1879 г., о котором мы говори­ли (низвержение духов тьмы)".178(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

333. "Существа из Иерархии Ангелов служат высоким существам из Иерархии Архангелов, но их служение таково, что отношения между Иерархией Ангелов и Иерархией Архангелов сверхчувственно, есть дело чисто духовное и мало касается людей. Но это положение существенно изменилось с началом 5-ой послеатлантической эпохи, ибо тогда в водительстве человечества стали самостоятельнее существа из Иерархии Ангелов. Так что в 4-ой послеатлантической эпохе люди были ведомы более непосредственно Архангелами; зато в 5-ой эпохе, на всeм еe протяжении до начала четвeртого тысячелетия, происходит прямое водительство человека Ангелом. Поэтому теперь нельзя сказать, что отношение Ангелов к Архангелам только сверхчувственно".
     "Если мы будем искать, на каком окольном пути Архангелы и Ангелы в 4-ю послеатлантическую эпоху соединялись с человеком, то должны будем ответить: соединение происходило через человеческую кровь". Поэтому на кровном родстве строилась и социальная структура. "Положение изменилось в 5-ю послеатлантическую эпоху. Теперь Ангелы более владеют кровью — я говорю об Ангелах Света, — а Архангелы более действуют в нервной системе. Пользуясь старой терминологией, можно также сказать: в 5-ой послеатлантической эпохе Архангелы более действуют в мозгу, а Ангелы — в сердце".
     "В XV столетии привлекательность Земли для Архангелов, для Архаев правильного развития, которые искали переход от крови к нервной системе, была величайшей. А если пойти назад к XIV, XIII, XII, XI векам, то привлекательность Земли становится всe меньшей и меньшей". Не случайно с XV в. происходят величайшие открытия частей света. "Тогда же Архангелы начали обучать Ангелов овладению человеческой кровью. ... К 40-м годам XIX в. дело зашло так далеко, что некоторые отсталые ангелы предприняли попытку не обитать в крови и управлять ею, а занять место Архангелов в нервной системе. ... Ангелы тьмы были выброшены из нервной системы и вогнаны в человеческую кровь и теперь там поднимают мятеж..." 177(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

348. "Борьба происходит среди нас, полная значения борьба. Духам Света хотелось бы лишь с 28 лет делать нас зрелыми для выступления во внешней жизни, способными к действиям. Духам же тьмы хотелось бы ... ранее выталкивать человека во внешнюю жизнь. И всe, что действует в силах нашей социальной жизни, которые есть отражение подобных вещей, происходит отсюда, когда, например, там или здесь выдвигается предложение предоставлять избирательное право в возрасте около 20 лет, или даже ранее 20 лет. Отсюда происходят эти вещи". 177 (14)


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

350. "Определeнные круги, и вовсе не узкие круги, попытались в это время (с 1840-х годов) исследовать связь с духовным миром через медиумов, т.е., по сути, материальным образом. Увенчайся это успехом, будь воинство духов тьмы достаточно сильным, чтобы в 1879 г. одержать победу над сторонниками Михаэля — спиритизм получил бы колоссальное распространение. ... Мы бы тогда жили в мире невыразимого остроумия, простeршегося на различные сферы человеческой жизни. Биржевые спекуляции и т.п. вещи, совершаемые сегодня подчас глупо, тогда производились бы с бесконечным остроумием. Это — с одной стороны, а с другой — люди искали бы удовлетворения своих духовных потребностей медиумическим путeм. Материальный рассудок — с одной стороны, покоящееся на подавленном сознании искусство связи с духовным миром — с другой, таково было намерение духов тьмы. Они хотели, прежде всего, помешать ... приходу духовного опыта, духовных переживаний в человеческих душах".
     "Лишь благодаря низвержению указанных духов вместо просто критического, материального рассудка и медиумизма смог выступить непосредственно духовный опыт и далее выступать всe более и более". 177 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

391. "Умершие уже сегодня могут возвещать как правомерную, зрелую истину: душа есть то, что вы в состоянии думать о себе". Духи тьмы распространили в противовес этому: человек есть то, что он ест. 178(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

653. "Воля движется намного медленнее, чем мысли. ... Благодаря этому в эволюции постоянно выступали разногласия между жизнью мыслей и жизнью воли... Обратитесь к древнему состоянию рабов в Риме: там возникла злоба, волевые импульсы, приводившие рабов к восстаниям. Картина совершенно изменилась в XIX и XX веках. Современную социал-демократию не следует сравнивать исторически с восстаниями древних рабов; она представляет собой нечто иное, она рождается из теории, из таких творений, как те, что принадлежат Лассалю, но главным образом Карлу Марксу, из теории классовой борьбы. Нечто чисто критическое, чисто теоретическое, покоящееся на мыслях поставило людей на ноги, поставило агитаторски. Почему?
     Поскольку люди восприняли марксизм агитаторски, то они имели те же импульсы воли, что и в 40-х годах. С волей они ещe не ушли вперeд. Из разногласия с волей пришло всe то, благодаря чему в XIX в. через водительство определeнных сил чисто интеллектуальное движение масс стало возможным увлечь агитацией. ...
     В XIX в. — частично, — когда духи тьмы ещe были наверху, а затем — когда они уже были внизу, —в этом XIX в. духи тьмы через определeнное течение хотели опекать материальный рассудок. Здесь вы видите их действующими, здесь вы видите ещe эмоции 30-40-х годов, здесь вы видите их действующими не только в рассудке, чтобы людей в чeм-то убедить, здесь вы видите рассудок действующим прямо в агитации, в революции, в революционных вожделениях и т.д. Ещe никогда рассудок таким образом не приводил к власти". 177(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

989. Низвергнуты духи тьмы. "Они не смогли помешать — ведь они проиграли войну, — они не смогли помешать приходу времени, когда спиритуальное знание стало изливаться в мир. Теперь это спиритуальное знание здесь и будет развиваться всe далее и далее; люди должны обрести способность созерцать духовный мир". Духи же тьмы стремятся это знание направить по ложному пути и сделать это с помощью людей. "Они хотят разрушить добрый мировой план, который состоит в том, чтобы знание о власти над человеческими массами, знания о рождении, болезни и смерти и других вещах пришли в сферу человечест­ва в соответствующий им, зрелый век. Духи же тьмы хотят преждевременно распространить это через пре­ждевременное духовное рождение (т.е. преждевременное возвращение души в духовный мир через насильст­венную смерть).
     Помогает против влияния этих ариманических существ только сознание; я не раз об этом говорил в Драмах-Мистериях, вспомните хотя бы заключение четвeртой Драмы. Против желаемого Ариманом помогает только то состояние, когда человек начинает это видеть, понимать, что это такое. В развитии 5-й послеатлантической эпохи многие люди должны прийти к тому, чтобы ариманическим силам и существам гово­рить то же, что и Фауст: "В твоeм ничто я всe найти надеюсь" ... тогда Ариману-Мефистофелю придется таким людям говорить то, что он говорит Фаусту, посылая его к Матерям: "Хвалю тебя, доколь нам не пришлось расстаться: чeрта знаешь ты насквозь" (ч.II, акт 1, Мрачная галерея). Недавно в Дорнахе я заметил в одном разговоре, что Вудро Вильсону он бы этого не сказал! Ему бы он сказал так: "Народец не чувствует чeрта и тогда, когда тот держит его за воротник". ... Человек переживает много заблу­ждений и особенно тогда, когда пытается те вещи, которым надлежит возникнуть — и поэтому они возник­нуть должны, — правильным образом направить на путь. Необходимо быть так охваченным импульсами, что­бы оказаться в состоянии сделать то, что должно совершиться, сделать, не оглядываясь на то, с какой стороны выступят при этом последствия".
     "Боится ли рыба метать икру в море из-за того, что большинство еe уйдeт в пищу другим рыбам? ...
     Вы должны будете долгие годы всe вновь и вновь говорить большим массам людей, и будьте довольны, ес­ли в этих массах найдутся лишь отдельные люди, которых сказанное вами затронет; ибо таков характер всего живого. Чего-либо можно достичь, лишь поступая подобно природе, которая есть отражение духа". 178(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1089. "Прежде всего, эти духи тьмы хотят спутать, направить по ложному пути то, что будет распространяться на Земле и в чeм смогут действовать Духи Света. Я указывал на один из таких ложных путей... что человеческие тела будут сами собой так развиваться, что в них можно будет обнаружить определeнную спиритуальность, но материалистические представления, которые будут распространяться всe более и более, по указаниям духов тьмы будут направлены на выработку материальных средств для борьбы с этим. ... Инспирируясь живущими в них духами тьмы, люди найдут определeнную вакцину, прививки которой, сделанные в раннем возрасте, окольным путeм, через телесность, изгонят из душ спиритуальность.
     Это уже началось в литературе... Я указывал на сочинения очень умных медиков, где говорится о "патологии" разных гениев". 177(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Духи тьмы

339. "После атлантической катастрофы многие души, впавшие в декаданс по причине предательства тайн атлантических оракулов, не могли двигаться с основным потоком переселенцев в Азию. Так было в древней истории Европы, что в европейские расы воплощались души, которые были не в состоянии (по причине отставания) переходить в азиатские расы. По этой причине они были вынуждены в то время всe снова и снова воплощаться в европейских расах. Но при этом они становились всe лучше и лучше, и это привело к тому, что такие души стали постепенно переходить в более высокие расы. Души, прежде воплощавшиеся в совершенно подчинeнных расах, доразвились до более высокой ступени и смогли затем воплощаться в телесных потомках ведущих народов Европы, которые размножились, стали более многочисленны, чем прежде, поскольку возросло число душ, нуждавшихся в таких воплощениях... и развитие пошло так, что физические расы, телесные облики, в которые воплощались первоначальные народы Европы, вымерли, души покинули определeнным образом сформированные тела и те вымерли... Постепенно отмирали низшие слои европейского населения, пока не исчезли совсем".
     "Но если на большой площади (в больших масштабах) нечто исчезает, то оно исчезает не в ничто, а, растворяясь, пребывает в другой форме... При отмирании худшего населения (Европы)... территории наполнялись демоническими существами, представлявшими собой продукты распада, разложения того, что отмирало.
     Вся Европа, а также передняя Азия наполнились духовными существами разложения вымершей, худшей части своего населения. Эти демоны разложения существовали долгое время и позже действовали на людей ... Чувства и ощущения, которые люди имели потом, были пронизаны этими демонами. Это проявилось особенно сильно... в эпоху нашествия Атиллы на Европу. Население Европы было повергнуто им в страх, который привeл людей в соприкосновение с тем, что осталось от прежних демонических существ. В результате этого через них (демонических существ) в Европе... развилась проказа". 155(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

340. "В ходе многих столетий для современного земного человечества возникло нечто особенное. В духовном мире всe человеческое непонимание, все силы человеческой ненависти (переживавшиеся людьми в их прежних инкарнациях) не могут быть употреблены на формирование будущих тел (кроме головы) людей. Остаeтся остаток. И такие остатки в ходе последних столетий стремились на Землю. Так что в духовной атмосфере Земли, я бы сказал, в астральном свете Земли как травма находится некая сумма импульсов существующей вне человека человеческой ненависти и человеческого презрения. Эти импульсы не стали человеческими обликами. Они действуют в сфере людей, но теперь уже не в отдельных людях, а в том, что люди формируют на Земле между собой. Они действуют в цивилизации. И внутри цивилизации они вызывают то, о чeм я вынужден был говорить весной 1914 г. в Вене как об охватившем современную цивилизацию раке, о духовном заболевании раком, о духовных нарывах", которые в том году и прорвались. "Современная цивилизация имеет в себе нечто глубоко паразитическое. Она стала как часть организма, пронизанная паразитами, бациллами". С другой стороны, в человеке превращается в яд идущая из высей духовность, спиритуальная мудрость. И не она в том виновата, а человек, в котором, как я говорил, через сильфов и элементарных существ огня вносится яд, вносятся из природы гномами и ундинами паразитические импульсы. Из этого возникают противообразы. И человек в страхе отшатывается от спиритуальной мудрости, изобретая всякие этому объяснения. "Эти две вещи взаимосвязаны: паразитическая культура внизу, не выбравшаяся из элементарных законов, поэтому накапливающая в себе паразитов, и идущий сверху яд, идущая сверху спиритуальность, которая, проникая в человеческую цивилизацию, так воспринимается людьми, что становится ядом. Обдумав все это, вы получите важнейшую симптоматику современной цивилизации. Терапией современного рака, духовного рака, является Вальдорфская педагогика. 230(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

342. "Мы преодолеваем майю, когда хотим понять, что это за морской дракон, который, являясь как бы инспиратором европейского человечества, простирается от Атлантического океана, чтобы быть инспиратором европейских народов (см.общую конфигурацию Балтийского моря от Атлантического океана до трeх восточных заливов). Он содержит, если мы примем во внимание его целостное элементарно-эфирное существо, всe то, что духовно содержится в европейском человечестве. Пойми мы его, этого дракона, полностью, будь мы в состоянии целиком отдаться ему, мы бы все стали ясновидящими. Но европейское человечество имеет задачу не просто стать ясновидящим, а развивать именно ту часть душевного, что возвышается над ясновидением, подобно острову в море ... развивать природу сознания" (см.Британские острова). 158(2)


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru