BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЦВЕТ — в имагинации


     289
. "Здесь на Земле мы имеем весомые, твердые вещи, а к этим весомым, твердым вещам некоторым образом прикреплены цвета: красный, желтый, — т.е. то, что мы воспринимаем на вещах. Когда мы спим, то желтое парит как свободное существо, красное парит как свободное существо; они не связаны с условиями тяжести, но парят свободно. То же и относительно звука: не колокольчик звенит, но звучание ткет. ... в этих свободно парящих цветах имеется тенденция уйти в дали мира, они обладают противотяжестью. Земные вещи стремятся к центру Земли, те же хотят свободно улететь в дали мирового пространства.
     Нечто подобное имеет место в отношении меры. Представьте себе маленькое красное облачко, окруженное мощным желтым образованием. И человек мерит, но не по масштабу, качественно; сильно светящимся красным он мерит слабо светящееся желтое образование. И как масштаб говорит вам: это 5 метров, — так говорит вам красное: если бы я распространилось, то пятикратно перешло бы в желтое. Я должно распространиться, я должно становиться мощнее, тогда я также стану желтым. — Так совершается здесь измерение". Труднее объяснить природу счета. "Если здесь вы имеете какой-либо "один", то он требует четырех или пяти других, в соответствии с конкретным случаем. Один всегда имеет внутреннее отношение к другому, и здесь число — реальность". 228 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     55а
. В древности учеников в Мистериях обучали в молчании, им показывали образы, например седого старика, преследующего светящийся голубым женский образ. Так после смерти человек переживает, как окончившаяся жизнь преследует в Камалоке убегающее назад высшее Я. Голубое есть символ стремления к высшему. Но когда "Слово стало плотью", все изменилось. 266-1, с. 542-543
     В древних Мистериях с помощью определенных методов ученик мог "в сравнительно короткое время преобразовать свои душевные и духовные качества, ибо человек тогда душевно и телесно был куда крепче, чем теперь. У него была крепкая душа, а поскольку она есть архитектор тела, то и оно было сильнее. ... люди тогда вообще были проще". 266 с. 113
     Современный человек с его дифференцированной душевной жизнью не способен проходить через подготовление, которое у ученика египетских Мистерий длилось, под присмотром жреца, всего несколько недель. "Применялись ужасные средства, чтобы, например, возбудить в нем высшее сострадание, испытать его бесстрашие; ему было совершенно ясно, что он постоянно рискует жизнью". 266 с. 309
     "Не упражнения (эзотерические) бездейственны, а человек не делает их в себе действенными". В прошлом ученик говорил себе: или я успешно выдержу испытания, или смерть, ибо физическая жизнь потеряет смысл и лучше на Девахане готовить себе новое воплощение, способное привести к эзотерической жизни. 266-2, с. 25
     Пройдя посвящение в древних Мистериях (напр. в египетских) ученик получал новое имя. "Он ощущал его как свое пра-древнее имя. Каждый из нас имеет такое имя, которое носит во всех своих инкарнациях". Д. 110, с. 5


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1133
. Перед имагинациями человек не стоит, как перед нарисованными в физическом мире картинами. "Кто их так переживает, тот переживает (визионерски) видения, а не имагинации. Имагинации чело­век переживает так, как если бы своим собственным существом, которое теперь также потеряло третье измерение, он двигался сам внутри картины. ... Все, что являет себя так же, как в физическом мире, — это видения. Действительно высшее познание имеет место тогда, когда переживаются имагинации того рода, при котором, напр., если человек видит в этих имагинациях цвет, то он видит его не так, как в физическом мире, а переживает этот цвет". Когда мы переживаем цвета в физическом мире, то с каждым цветом мы связываем определенное переживание. Красное мы воспринимаем так, что оно нас атакует. Зе­леный несет ощущение умеренности и никакой боли, но также и никакого особого удовольствия. С синим вы переживаете ощущение жертвенности, смирения.
     "Когда в духовном мире навстречу идет нечто такое, что вызывает настроение смирения, то это есть то же самое переживание, что в физическом мире выступает как переживание синего или сине-фиолетово­го цвета, и тогда для краткости говорят, что видят синий или красный в духовном мире. Иначе всякий раз, желая выражаться точно, пришлось бы говорить, что мы переживаем нечто подобное тому, что пере­живает человек, когда в физическом мире видит красное иди синее. Чтобы постоянно не употреблять этот длинный способ выражения, прибегают к сокращениям и говорят, что имеют аурическое видение, аурическое созерцание, которое подразделяется на красный, зеленый, синий и т.д." 227 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1134
. "Если наблюдатель высших миров узнал, что такое действительная имагинация, то он очень ско­ро ощутит, что образы астрального мира суть не только образы, но возвещения духовных существ. Он узнает, что эти имагинативные образы он должен относить к душевным или духовным существам, как чувственные цвета он относит к вещам и существам чувственного мира. В частностях ему во всяком случае придется еще многому учиться. Он должен будет научиться отличать непрозрачные цвето­вые образы от таких, которые вполне прозрачны и в своем внутреннем как бы совсем пронизаны светом. Более того, он будет воспринимать еще такие образы, которые как бы изнутри себя постоянно заново рождают свой цветовой свет, которые, следовательно, не только просветлены насквозь и прозрачны, но непрерывно излучаются из себя. И он будет относить менее прозрачные образования к низшим существам, прозрачные — к средним, а лучащиеся образы будут для него возвещениями более высоких духовных су­ществ.
     Кто хочет найти истину имагинативного мира, тот не должен понятие духовного созерцания брать сли­шком узко. Потому что в этом мире находятся не одни только световые или красочные восприятия, даю­щие возможность сравнить их со зрительными переживаниями физического мира, но также впечатления тепла и холода, вкуса и запаха и еще другие переживания имагинативных "чувств", никакого подобия которым не существует в физическом мире. Впечатления тепла и холода являются в имагинативном (астр.) мире откровениями воли и намерений душевных и духовных существ. Добра или зла хочет подобное сущест­во — это обнаруживается в определенном воздействии тепла или холода. Астральных существ можно чувствовать также и на "вкус" или по "запаху". Только то, что в собственном смысле составляет матери­альные звуки, почти совершенно отсутствует в подлинном имагинативном мире. В этом отношении там царит беззвучная тишина. Зато преуспевающему в духовном обучении является нечто совершенно дру­гое, что сравнимо со звуком и звоном, с музыкой и речью чувственного мира. И это высшее появляется как раз тогда, когда всякое звучание и звук внешнего физического мира совершенно замолкают, мало того, когда умолкает даже самый малейший внутренний, душевный отголосок этой области внешнего мира. Тогда для наблюдателя наступает то, что можно назвать пониманием значения има­гинативных переживаний.
     Если пожелать сравнить то, что здесь испытывается, с чем-либо в физическом мире, то для пояснения можно будет привлечь только нечто такое, чего в этом мире совершенно не су­ществует. Попытайтесь представить себе возможность воспринимать мысли и чувства человека, не слыша его слов физическим ухом; подобное восприятие можно сравнить с тем непосредственным по­ниманием имагинативного, которое называется "слухом" в духовном смысле. Такими "говорящими" будут световые и красочные впечатления. В загорании и потухании, в превращении цветовых образов открывают себя гармонии и дисгармонии, разоблачающие чувства, представления и мысли душевных и духовных су­ществ. И как у физического человека звук, когда в нем запечатлевается мысль, восходит до слова, так гармонии и дисгармонии духовного мира восходят до откровений, которые сами суть мысли существ. Для этого необходимо, во всяком случае, чтобы в этом мире "стало темно", если мыслям надлежит открыться в их непосредственности. Наступающее здесь переживание представляется так: видишь замирающими свет­лые красочные тона, красное, желтое и оранжевое, и воспринимаешь, как высший мир темнеет через зеле­ное до синего и фиолетового; при этом в себе самом переживаешь возрастание внутренней волевой энер­гии. Переживаешь полную свободу по отношению к месту и времени, чувствуешь себя в движении. Пережи­ваешь известные линии-формы, фигуры. Однако переживаешь не так, что видишь их начертанными перед собой где-нибудь в пространстве, а так, будто сам в беспрерывном движении следуешь своим Я за каждым колебанием линии, за каждой фигурой. Да, чувствуешь свое Я чертежником и в то же время ма­териалом, которым чертишь. И проведение каждой линии, каждое изменение места в то же время является переживанием этого Я. Познаешь, что своим подвижным Я вплетен в творческие мировые силы. Миро­вые законы для Я теперь не являются уже чем-то внешне воспринимаемым, но действительной чудесной тканью, которую ткешь. — Тайноведение пользуется различными символическими рисунками и образами. Ес­ли они не выдуманные фигуры, а действительно соответствуют фактам, то в основе их лежат переживания наблюдателя в духовных мирах, которые можно наблюдать вышеописанным образом.
     Так мир инспиративный вступает в мир имагинативный. Когда имагинации в "немой речи" начинают разоблачать наблюдателю свое значение, тогда восходит мир инспирации внутри имагинативного мира". 12(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru