BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





сова — четыре животных

440. Во время дня на др.Солнце Архангелы устремлялись в пространство, где их встречали Херувимы. "Древние представляли себе Херувимов как особенных крылатых животных с различными головами: крылатого льва, крылатого орла, крылатого тельца и крылатого человека". "Первые посвященные послеатлантического времени называли этих, спускающихся с четырех сторон к др.Солнцу Херувимов именами Льва, Орла, Тельца, Человека".110 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

58. Иезекииль — посвященный. Групповые души выступили перед ним в форме четырех символических животных. 104 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Отдельные стихи

284б. (1; 8) Человек др. Сатурна есть чистое изумление, испытываемое от мира, "он был в равной мере как изумлением, так и теплом. Он жил в изумлении от собственного бытия, ибо он тогда впервые вошел в это бытие. Такова Альфа: живущий в изумлении тепловой человек Сатурна". Потом идет Бета — дом человека, кожа. На Вулкане человек будет тем же, чем был на Сатурне, плюс весь мир. Он станет Альфой и Омегой, в нем соединится мир. "Чем отличается бытие Бога от бытия человека? ... в череде времен Бог прежде есть то, чем человек станет позже". Только не говорите теперь, что Бог становится человеком.343, с.49-50
     (4;6-7) Апокалиптические животные: лев, телец и др. "В момент смерти совершенно отчетливо выступают эти облики. Для современного человека трудно познать этот прообраз, эфирный облик. ...Сегодня существуют четыре группы окультистов: человеко-люди, люди-тельцы, люди-львы, люди-орлы. ... Средний человек теперь — человеко-человек. Человек-орел — это тот, кто способен выработать большую силу будущего тела".Д.32, с.31
     Когда мы читаем в Апокалипсисе, что одни спасены (7; 4-8), а другим спасения не будет, то, понимая все это так непосредственно, переживают некоторую подавленность. "Однако нужно уяснить себе, что в прошлом ни один человек, индивидуум, не чувствовал себя как-либо подавленным, говоря о том, что из такой-то расы столько-то человек будет спасено, а остальные погибнут. Тогда понимали, что все эти количества не имеют значения для духовного мира. Числа помогают нам на пути до Порога. Числа в Апокалипсисе имеют отношение к развитию расы, а не индивидуальности".346, с.193-195
     (11,1) Жезл, поданный с неба, означает необходимость все на Земле измерить заново. Ибо разделение человечества на людей головы, радуги и ног отжило свой век. Необходимо все обмерить с точки зрения духовной жизни.346, с.209
     (19,11) "...Тот, кто мир исцеления принести должен, кто мир справедливости принести должен, кто веру и познание истинными сделать должен". 346, с.144
     (19,12) "Кто в этом грандиозном образе выступает на белом коне, есть Единый Бог. Образ Бога-Сына мы должны по большей части видеть в форме свободного душевного развития человека на Земле".346,с.142
     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Печати

266. "Блаженный покой и пребывающее предшествуют состоянию Сатурна. Движение мировых тел впервые начинается с Сатурна. Их путь отмечается 12-ю знаками круга Зодиака. И когда планета приходит в один такой звездный знак, то говорят о мировом часе. Это рассматривают как мировой час. Двенадцать мировых часов, 12 дневных и 12 ночных! Каждому мировому телу, Сатурну, Солнцу, Луне, причисляется ряд следующих один за другим мировых часов, группирующихся в мировой день; при этом семь из этих 12-ти временных пространств воспринимаемы внешне, а 5 протекают более или менее внешне невоспринимаемо. Поэтому различают 7 кругооборотов Сатурна, или 7 больших дней Сатурна, и 5 больших ночей Сатурна. Вы можете также сказать: 5 дней и 7 ночей, поскольку первый и последний дни — это сумеречные дни. Обычно 7 кругооборотов, 7 мировых дней называют "манвантарой", а 5 мировых ночей — "пралайей". Кто желает при¬вести это в полное соответствие с нашим исчислением времени, тот должен взять по два планетных состояния вместе, т. е. Сатурн и Солнце, Луну и Землю. Тогда получают дважды по 24 кругооборота. Эти 24 кругооборота образуют важные эпохи в представлении о мире, и эти 24 эпохи представляют себе управляемыми в мироздании существами, которые в Апокалипсисе представлены 24-мя старцами, 24-мя управителями мирового хода, мирового времени. На печати (2-й)* они изображены как мировые часы. На этих часах некоторые цифры заменены двойными коронами старцев, чтобы указать, что это короли времени, ибо они регулируют ход мировых тел".
     Когда человек покидает физ. и эф. тела, то их хранят от распада те существа, что господствуют в них с др. Сатурна и Солнца. "Поэтому также понятно, что в момент, когда астр. тело касается эф. тела, чтобы отпечатать в нем себя, то... человек видит образ тех сил, которые символизированы во 2-й печати. Что поддерживает и соединяет человека со всем космическим мирозданием — это светит ему в момент посвящения".
     "К этому символу древнего посвящения присоединяется другой символ ступеней Иоаннова посвящения, представленного в 1-й печати". Агнец, изображенный на 2-й печати, — это "...в христианском посвящении Сын Человеческий, господствующий над семью звездами, когда Он предстоит перед человеком в своем истинном Облике". Автор Апокалипсиса описывает нам здесь принцип посвящения в обратном порядке, и по праву: сначала Лик Сына Человеческого, Кто был, есть и будет, а затем другое.
     "В лемурийское время человек еще был тонким, воздушным существом. И он имел вид, который в ясновидческом образе являл собой сочленение четырех групповых душ: с одной стороны это было как образ льва, с другой — как образ тельца, вверху — как образ орла, а в середине, несколько смещенным книзу, выступало уже нечто человекоподобное. Таким является ясновидческий образ. Так выступал человек из тьмы страны духов. А то, что как силы образовывало его, являлось в виде радуги. И окружало его".
     Символически это изображено на 2-й из семи оккультных печатей. Но это больше, чем символ. Нам необходимо там еще понять, что означают 12 чисел. Если вы переживаете этот образ яснонидчески, то вы чувствуете, что он окружен тем, что в древности символизировалось в круге Зодиака, в его 12 Знаках. 104 (2)


*  -  Апокалипсические печати существуют также в виде изображений, оккультных символических изображений. — Сост.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

267. Апокалиптические печати: "Они представляют собой образы определенных переживаний астрального мира". Они суть нечто большее, чем символы. Необходимо пережить их "...всей душой в едином настроении; необходимо душевно, внутри себя образовать их соответственно форме, цвету и содержанию, чтобы (при этом) внутренне жить в имагинации". К сверхчувственной реальности печати находятся в том же отношении, как тень к человеку. Это "теневой очерк астральных процессов".
     Первая печать представляет собой в общем и целом все земное развитие человека. В "Откровении Иоанна" ей соответствуют стихи 12-16, гл. 1. Если дать их исчерпывающее толкование, то получится толстый том. Наша печать (т. е. изображение) представляет все это образно. Добавим к ней лишь пару указаний. Среди телесных органов и "форм выражения" человека имеются такие, которые уже переступили состояние своего совершенства; другие находятся лишь на начальной ступени развития. К последним относится орган речи. В будущем он станет органом духовного производства. В мифах и религиях это нашло свое образное выражение в виде меча, выходящего из уст. В нашем изображении дело заключается не в том, чтобы дать чувственное выражение сверхчувственному. В образ надо вжиться, чтобы он пробудил силы, дремлющие в человеке, и благодаря этому в душе встанет сверхчувственный мир.
     Вторая печать представляет собой первое состояние развития земного человечества. Тогда еще души были групповыми. Существовало четыре вида таких душ, представленных в Апокалипсисе четырьмя животными: львом, тельцом, орлом и человеком.
     Третья печать представляет собой гармонию сфер (Страна духов). "Дующие в трубы Ангелы — это духовные пра-существа мировых явлений; книга с семью печатями указывает на то, что в переживаниях, которые в этих образах являются наглядными, "распечатываются" загадки бытия". Четыре апокалиптичесжх рыцаря — земные циклы развития. В четвертой печати указывается на тайну красной и синей крови; книга в облаках связана с будущим состоянием человека, когда все знание станет внутренним; к этому же относится и Солнце.
     Пятая печать имеет отношение к еще более отдаленному будущему, когда человек возьмет под контроль силы своей низшей природы. Тогда Солнце, Земля и Луна будут находиться в ином, чем теперь, отношении друг к другу.
     В шестой печати человек обретет еще большую власть над низшими силами мироздания. Михаэль тогда скует дракона.
     Седьмая печать связана с "Мистерией Грааля". Куб — это мир пространства. Исходящие из него мировые змеи представляют собой низшие силы, обращенные в высшие. 284(с. 36-39)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

268. "Что в нас как вечное существо проходит сквозь инкарнации, оно того же рода, что и создавшее семичленные планетарные царства. Поэтому человек держит в своей правой руке символы семи планет". "В отдаленном будущем человек снова возвысится до состояния групповой души, но в высшем смысле сознательно". Символ этого будущего являет вторая печать. "Из этих четырех групповых душ исшел человек, и в них он опять вернется". Групповая душа сама является продвинутой, она уже на астральном плане индивидуализирована как человеческая душа. Ее символ мы видим в середине. Это Душа Христа, символизированная Агнцем. Она завершает четыре другие групповые души.
     Семицветная радуга — это творческий Мировой Принцип, действующий семичленно внутри человеческой эволюции. Чтобы понять значение двенадцати цифр, необходимо вспомнить то состояние, когда Земля, Луна и Солнце были одним телом. "С этим единством было связано состояние, каким оно изображено здесь. Та форма космического строя была необходима для того, чтобы человек мог стать групповой душой. Наше современное исчисление времени связано с положением небесных тел. В том праотдаленном прошлом, когда Земля еще не вращалась вокруг Солнца, все временные отношения неизбежно были другими. Не было ни дней, ни часов. Само Солнце совершало свой путь, и существовал большой космический циферблат. Он был образован теми положениями, через которые проходило Солнце. На наших часах часовая стрелка проходит в течение суток два кругооборота. Так и в том далеком космическом исчислении времени Солнце дважды обходило круг Зодиака: однажды это было светлое время, в другой раз — темное. Такое двойное прохождение через те же самые позиции называется "прохождением перед древними братьями космического строя". В Апокалипсисе речь идет о 24-х старцах. Так учрежден род мировых часов".
     На пятой печати мы видим состояние, когда Солнце и Земля соединятся, а то, что будет из этого выделено, станет Луной. Наивысшее, к чему может стремиться душа, Гете назвал "вечно женственным". "То, что в человеческой природе преодолеет негодную материю, будет обозначено женским. Когда земля соединится с Солнцем, сам человек станет Солнечной женой. Соединение образует человек. Негодная материя, представленная как Луна, попирается ногами. Что должно быть выброшено, когда Земля станет Солнцем, представлено драконами".
     Третья печать. "Чаши означают так называемые Чаши гнева. Это значит, что человек, достигший духа, преодолеет, преобразует то, что называется гневом. ...поэтому Чаши изливаются".
     Четвертая печать. Человек является отображением мировой эволюции. Поняв это, он сможет читать себя самого, сам станет книгой. Облако — это современный воздух, которым овладевает гортань. Лик на Солнце характеризует силу, рождаемую человеком, которая Землю преобразует в Солнце. На ступени, которую характеризует эта печать, человек созерцает в астральном мире, на что указано радугой: "человек становится космически творящим существом".
     На седьмой печати изображено состояние, в котором человек кроме трех измерений познает идущие им навстречу контризмерения. Они представляют собой преодоление физического духом. Светлый образ змеи означает жертвенную природу познания. Тогда оно овладевает мировой спиралью в жезле Меркурия; последний же обращается в перевернутую чашу. Ставший невинным человек представлен голубем. Радуга означает семичленного творящего человека. 284 (67-69)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

95. "В древнейшие эпохи физ.тела у людей были примерно одинаковые (когда они еще обитали в водной среде), но эф.тела были различны. Имелось четыре различных типа эф.тел, по которым различались люди. Эти типы названы в Апокалипсисе: Телец, Орел, Лев и Человек. Современные животные уже иные. Но они производят примерно то впечатление, которое производят те древние апокалиптические животные. В древ­них людях присутствовали все четыре типа. Но в группах преобладал тот или другой из них".106 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Конечности. Имагинация человека

313. "В птице мы имеем возможность следующей локализации: астр.тела — в мускулах, в плоти, физ. тела — в оперении, эф.тела — в том, что в птице остается как силы роста из содержания яйца.
     С человеком все обстоит значительно сложнее. Человек не живет внешне в яйце. В материальном теле развивает он свое люциферическое, которое птица выносит вовне. Поэтому Ариман не переходит через че­ловека в тело матери. С птицей же обстоит так, что она некоторым образом показывает, как она люциферическое выносит в мир, не являя это косвенно, и воспринимает ариманическое. ... Между человеком и птичьим родом можно поставить млекопитающих".
     "Ведь птица предназначена для полета, этим обусловлен и облик ее ног; они, в некотором роде, яв­ляются лишь указанием на ее принадлежность к Земле. Человек не отрывает своих ног от Земли, он не может летать, он ставит на Землю обе ноги, как две гордые колонны. Тем, как они образованы, эти ноги, они являются, в существенном, даром Земли. ... в этом земном даре он больше связан с ариманическим, чем птица, ... В человека Ариман проникает, прорастает через ноги, а оттуда — далее в остальной ор­ганизм. У птицы Ариман прорастает в перья. ... у человека в этой связи имеются лишь небольшие зачат­ки ариманического, заложенные в волосах. Это ариманические зачатки. Они особенно сильны в голове и служат доказательством того, что голова у человека содержит очень много ариманического". Млекопитаю­щие еще больше, чем человек, связаны с Землей — также и передними конечностями.
     "Птица имеет в себе люциферический принцип, не тяготеющий к Земле ни в малейшей мере. Поэтому птица в своем яйце обособляется от Земли насколько только можно, и Земля мало воздействует на нее. Ее ноги остаются чахлыми, и окружающие Землю силы, ближайшие земные силы, окружающие ее как тепловая мантия, воздействуют на птицу. Это обусловливает ее облик: чахлые ноги и т.д. Человек связан с Зем­лей нижними конечностями: он освобождает себя. Млекопитающие стоят на Земле четырьмя конечностями: они образованы Землей. Таким образом, на животное воздействуют силы, действующие прямо из Земли. ... по этой причине древнее воззрение видело в голове человека птицу, орла. В чело­веке конечностей и обмена веществ, целиком организованного для Земли, видели быка, или тельца, или корову, поскольку эти животные целиком организованы для Земли. В средней части человека, служащей соединительным членом между орлом и коровой или тельцом, видели то, что некот.обр. именно через об­мен веществ освобождается от земного; это вы можете видеть, не правда ли, в том, что лев имеет очень короткий кишечник. Его система обмена веществ исключительно примитивна, зато грудная система, систе­ма сердца развита особенно. Отсюда проистекают его страсти, ярость и т.д. Льва древнее инстинктив­ное воззрение видело в средней части человека".205 (16.VII)
     "1. Астральная часть человеческой головы обработана космосом как "птица".
     В птице действует космическая астральность, которая растений лишь касается (в цветах). В планетной системе эта астральность действует через . — Почитание орла.
     2. Эфирная часть человеческой ритмической системы обработана космосом как "лев".
     Во "льве" действует космическая эфирность, которая растением удерживается благодаря воздушно-влажному. В планетной системе это эфирное существо действует через Солнце. — Почитание льва.
     3. Физическая часть человеческой системы обмена веществ обрабатывается космосом как "рогатый скот".
     В рогатом скоте действует физическое космоса, которое растением удерживается благодаря влажно-холодной Земле. В планетной системе этот физический космос действует через . — Индийское почитание коровы".Д.40, с.6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

352. "Женское физ.тело произошло из львиной природы, а тело тельца является предшественником муж­ского тела". Женщины до сих пор имеют в себе нечто от львиной природы — скрытое мужество; мужчины — от природы тельца: физическое созидание.107 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     435б
. "Человек живет в астральном или образном сознании; если его дух способен произвольно двигаться в царстве духа, то некоторые другие существа пребывают на этой ступени неизменно, неподвижно. Эта ступень остается, так сказать, кристаллизованной в них". Например, птица кристаллизует астральное зрение (орел). Млекопитающие кристаллизуют ступень, на которой человек пытался овладеть движениями своего тела. Млекопитающим удалось это лишь отчасти; на том они и остановились. 266-1, c.365-366
     "Корова в своем организме целиком образована сверхчувственной субстанцией, которая покидает верхние сферы, чтобы нижними силами быть подчиненной земной тяжести. В ней отношение крови к телу = 1 : 12 (у человека 1 : 7).
     Существуют субстанции, возникающие благодаря тому, что рождается потребность в космическом сне; соответствующие существа остаются, как интеллигенция, в верхних существах; к Земле они посылают свою субстанцию, там она пронизывается земными силами и подготовляется к тому, чтобы быть взятой нижним миром. Умирая, она обновляет Землю".
     Орел — он имеет организм, полностью построенный из земной субстанции; она проникает в верхние области, чтобы там стать подчиненной духовным силам. Потребность в космическом бодрствовании у земной субстанции; она пронизывается внеземными силами и так подготовляется к тому, чтобы быть воспринятой верхним миром.
     Лев — созвучие того и другого.
     Человек головой разрушает Землю, а пищеварительным трактом строит ее. Умирая, он разрушает Землю.
     Орел производит впечатление, что он избегает (не поддается) Земли ... корова — она посвящает себя Земле ... Человек вынужден делать Землю несовершенной; для своего нижнего он нуждается в верхней субстанции и не может передать ее Земле; он не может Космосу передать земную субстанцию". Д. 40, с. 10-11


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     516
. "На древнем Солнце, благодаря отражавшимся в солнечном газе ликам Херувимов, образовались первые, двигавшиеся подобно дымным контурам зачатки тел животных. ... из солнечного тумана выросло в своих первых физ. зачатках животное царство. И поэтому те из наших предков, которые из Мистерий знали глубочайшие вещи духовной космогонии, называли тех сущностей, которые со всех сторон пространства воздействовали на Солнце, знаками Зодиака". На древнем Солнце из пространства выступили четыре наиболее важные выражения Херувимов: Лев, Телец, Орел, Человек, — но "каждый лик Херувима имеет справа и слева от себя спутника. Представьте себе четыре лика Херувима с двумя спутниками у каждого, и тогда вы получите 12 Сил окружности Солнца".
     "Животные были солнечными (древнего Солнца) отражениями знаков Зодиака. Вот истинное внутреннее отношение между знаками Зодиака и образовавшимися на Солнце животными. Современные животные являются лишь карикатурными потомками животных, бывших на Солнце". 110 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Сфинкс, рыбы, змея, фартук, Альба Лонга, круг, линия, точка

     78
. "В сфинксе выражена великая концепция человечества: мы видим воплощенной в нем ту мысль, что человек в нижней своей части еще является животным и только эфирная голова имеет человеческий облик". 105(11)
     Женская голова сфинкса — это душа, львиное тело — тело, птичьи крылья — дух. Загадка сфинкса — это трехчленный человек. Человек является ее отгадкой. Сфинкс низвергает тех, кто не познал себя. Д.29, с. 26


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     97
. С отделением Солнца от Земли с ним ушли высокие духовные существа. Внешний астральный облик этих высоких существ, их противообраз имел на Земле вид животных форм: тельца, льва, орла — и, наконец, были духовные существа на Солнце, которые гармонически соединяли в себе эти природы в великий синтез, в Человеко-Духа.
     С другой стороны, приходящие с планет души, проходя на Земле посвящение, созерцали одно из этих высоких существ. Так возник сфинкс с телом льва, поклонение Апису, бык Митры. Возьмем посвященных в тайны Тельца. Они учили: человек низошел из духовных высей, он есть потомок божественно-духовных су­ществ. Поэтому происхождение человека они вели от Бога-Отца. Люди этого посвящения имели интерес к Земле. По-иному было у посвященных Орла. Птицы не сошли в земное целиком и отвердели в нем менее дру­гих животных форм. Соответствующие им духовные существа, когда земное оплотневало, отступили как бы вверх, тогда как другие опустились вниз. В середине стоят Дух-Лев и Человеко-Дух. Посвященные этих видов, созерцая своих духов, видели, что они ведут их ко Христу. Посвященный Тельца описывал по-свое­му путь в духовный мир. Но затем он говорил: истина же этого посвящения есть Христос. То же говорил посвященный Льва.
     Древняя традиция связывает автора Ев.от Матфея с Человеко-Духом. Его исходная точка — посвящение в Мистерию Человека, близкое к египетской мудрости. Лука ближе к Духу-Тельцу, он долго жил в египетских Мистериях. Также и Иисус из Назарета прошел через египетское посвящение (отсюда — бегство в Египет) в прошлой жизни. Марк близок посвящению Передней Азии, можно сказать, греческому посвящению, европейско-азиатско-языческому посвящению Духа-Льва. Иоанн посвящен Самим Христом, он стоит под знаком посвя­щения Орла. Он обращен в будущее. 112(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Имагинация Рая

     940. Если ясновидчески пробудиться во время глубокого сна, то обнаружится, что все органы физ.те­ла растут, "и, вырастая, все эти органы пищеварения, кровообращения, дыхания становятся величествен­ными животными сущностями (орел, лев, телец); нервная же система становится растительным образовани­ем. И далее представьте себе, что в этом величественном образовании господствует человек. Затем с од­ной стороны появляется Люцифер (это переживается в имагинации), привлекает к себе человека, и вслед­ствие этого высшие Иерархии вытесняют человека наружу. А благодаря тому, что человек вытеснен наружу, все это (человеческое) образование сжимается в телесное пространство, и со всем своим сознанием, дневным сознанием, пребывает теперь вне своего тела. Таков причина, вызвавшая в человеке утрату зна­ния о своем внутреннем, о котором он знал прежде, и обусловившая в нем знание о внешнем. Он был из­гнан через те отверстия, которые потом стали органами чувств; он находится теперь в чувственном мире, а то, внутри чего он жил в далеком прошлом, сжалось и стало его внутренним. Я дал вам здесь представ­ление о том, как с помощью ясновидения приходят к тому, что обыкновенно называют Раем". 145 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1013
. "Полезно весь животный мир рассматривать как физиономию природы". Но делать это следует особым образом: в орле, напр., можно видеть выражение человеческого лба, в тельце — систему пищеваре­ния, во льве — дыхание. Растительный мир тогда представляет собой мимику природы: он цветет, увяда­ет. "Мимика природы — мир растений". Жестами природы является минеральный мир. Упражнения в подоб­ных переживаниях вырабатывают в человеке способность отождествляться с другими существами. 156 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru