BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — дохристианское

677. "В местах древних посвящений знали, что восхождение в высшие миры связано с утратой индивидуального "я", которым человек обладает лишь в физическом мире. Считалось большой ересью, заблуждением утверждать что-либо иное. Ессеи же обладали учением, что некогда из высших миров новые качества будут внесены в физическое царство (Malchuth), где пребывает "я". За это учение Иешу бен Пандира был побит камнями".123 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

678. Иешу бен Пандира имел ученика Матфея, имя которого затем перешло на его ученика, жившего уже в эпоху Мистерии Голгофы и написавшего первое Евангелие. Можно сказать, что Ев. от Матфея подготовил Иешу бен Пандира. Он дал в нем изложение ритуала древнего посвящения. Запись составлена так, что содержание заимствуется из древних Мистерий, например, сцена искушений и др. Но затем все эти события должны были разыграться на физическом плане. И это изложил уже его ученик.
     Иешу бен Пандире не простили изложения в книге тайн посвящения и он был побит камнями, но документ сохранился у приверженцев.130 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

143. (1; 2) "В самом себе во времена древнего ясновидения человек не находил еще того, что могло бы повести его вверх, в духовный мир. Он должен был принимать это как дар притекающих извне сил, как излияние духовных сил извне в его душу. Поэтому пророки могли указывать на будущее следующим образом: придет время, когда человек почувствует в себе свое "я", и узнает, что он есть самосознающее "я", из которого ему должны открыться тайны духовного мира. Это должно прийти со временем. И будет время, когда человек сможет сказать: имея в себе свое "я", силами этого "я" проникаю я в высокие тайны духовного мира! Но это должно быть подготовлено. Таким образом, низшая ступень Иерархий — человек — должна была быть подготовлена через ниспослание человеку того, чего в нем еще не было, чтобы он мог подготовиться к тому, чем ему надлежало стать. И вестник, Ангел, должен был возвестить человеку, что он станет в будущем этим Я в полном значении слова. Прежние Ангелы показывали человеку духовный мир; теперь особенный Ангел получил задачу нести дальнейшие откровения человеку. Он должен был сказать людям, что они прийдут к своему "я"; откровения же прежних Ангелов обращались не к "я".
     И пророк указывает на это: придет время для восприятия тайны "я", и из сонма Ангелов будет выделен один, который покажет вам, что эта тайна придет! Только так можем мы понимать значение слов: некий Ангел, некий вестник будет предпослан. Кому же этот вестник будет предпослан? Он будет предпослан человеку, которому надлежит прийти к самосознающему "я"; и он явится как существо из Иерархии Ангелов, которая до сих пор говорила к человеку, не имевшему в себе самосознающего "я". Вестник, о котором говорит здесь пророк, должен прийти и указать человечеству, что ему надлежит приготовить в своем внутреннем, в своей душе место для "я", для совершенного проявления "я". Таким образом, этот текст отмечает великий поворот в развитии человеческой души, в результате которого люди, вынужденные прежде при вступлении в духовный мир как бы выходить из самих себя, отныне могли оставаться в своем "я" и из него получать тайны духовного мира".
     (1; 3) "И каждый, кто искал тогда посвящения, должен был уяснить себе: мне надлежит отказаться от восхождения в духовный мир при помощи своего астр. тела; ибо время вступления в духовный мир при помощи астр. тела миновало. Мое "я" к этому еще не готово. Но в том, что во мне стремится подняться и вступить в духовный мир для восприятия импульса, я могу узнать не больше, чем только о существовании во мне чего-то такого, что со всей силой и мощью стремится к духовному импульсу! Этот душевный опыт каждого, кто искал тогда пути к духовному свету, называли "путем в одиночество души" или "путем в одиночество".
     Что же должен был сделать вестник, который подготавливал явление Христа? Он должен был сказать людям, искавшим познания приближавшегося импульса, о "пути в одиночество". Он должен был глубоко познать одиночество. Он должен был стать провозвестником одиночества души". 124 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  
Ошибка! Фрагмент 102626 не найден.

     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

341. "Доверив нашу нервную систему развитию Земли, мы отдали ее умиранию, а жизнь ее оставили вверху. Эта жизнь, оставленная нами вверху, и была жизнью, пришедшей потом в Существе Христа. Жизнь наших нервов, которую мы несем в себе и которую в начале нашего земного существования мы не могли нести в себе, пришла потом в Существе Христа. Чем же она должна была овладеть в земном существовании? Она должна была овладеть кровью. Потому столь велико внимание, уделяемое Мистерии крови. Жизнь нервов должна была овладеть кровью, овладеть тем, что было разъединено в нас из-за того, что нервная система утратила свою космическую жизнь, а кровь получила космическую жизнь; жизнь стала смертью, а смерть — жизнью. Новая связь тут возникла благодаря тому, что не живет в нашей земной нервной системе, а спустилось к нам из космоса, стало человеком, вошло в кровь; кровь же соединилась с Землей. Теперь мы, будучи людьми, можем выровнять полярную противоположность между нашей нервной системой и системой крови, приняв участие в Мистерии Христа".169 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

431. Посвящяемым говорилось в древности: "Если развитие и далее пойдет так, как оно идет от того морального события, что свершилось в начале земного развития... то души людей свяжутся через Землю с тем, что называется нижним миром. Души потеряются. — Но тем ученикам, разумеется, давалась мудрость и о духе, они знали, что человек состоит из тела, души и духа. И все, что я вам рассказываю, говорилось тогда о душе, а не о духе. Ибо дух в себе вечен и имеет свои законы. ...И он будет вновь являться в повторных земных жизнях. И в будущем земном развитии человеческие духи, вновь воплощаясь, будут оглядываться на все потерянное душевное, бывшее однажды в земном становлении. ...Духи, перевоплощаясь, будут как бы автоматически двигать человеческие тела, иначе, чем это происходит, когда душевная земная жизнь чувствует и ощущает это тело. ...Поэтому ждали, что в земное становление придет Существо, Которое вновь спасет душевное, вызволит душевное у смерти. Нет нужды вырывать у смерти дух, но — душу. ...Так что со Христом человек соединяется в душе, и через эту связь со Христом душа теряет свою разрушительную для тела силу, и так все потерянное постепенно может быть обретено вновь. Поэтому Мистерия Голгофы стоит в середине земного развития. ...И когда Земля придет к концу своего развития, человеческие духи воплотятся в последних телах, в тех телах, которые вновь станут бессмертными. ...Так ощущали тайну Пасхи. ...Прозвучавшее с креста: "Исполнилось!"— есть свидетельство того, что отныне начинается время, когда будет преодолена разрушающая сила души. ...Поэтому воскресший Христос — вот что существенно!"175 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Отражение супостатов

440. "Посвященные (древних) Мистерий мыслили так: князь мира сего главное свое влияние оказывает на физическую телесность человека; она целиком стоит под его властью, и он чувствует себя господином над этой физической телесностью человека. Но он не может чувствовать себя господином эфирного и астрального существа человека, т.е. жизненного тела и душевного. Эти жизненное и душевное тела видели стоящими под влиянием внеземного существа: здесь всегда видели втекающие в людей силы Существа Христа. Однако то, что должно было вливаться из Существа Христа в человека, последний вообще не мог удержать силами своей души, но лишь обращаясь после соответствующего подготовления к тому, что было мудростью Мистерий. Человек так представлял себе Мистерии, что через них воспринимается определенным образом внеземное и ведется к человеку. Князь мира сего говорил: здесь, на этой Земле, я господин. Здесь, из этой Земли физ. тело человека извлекает свои силы, и к ним принадлежит также человеческий земной рассудок. ... Здесь, на этой Земле, ничто не оспаривает моего господства. Внеземное изливается на Землю окольным путем, через Мистерии. Такое я допускаю.
     Но именно потому князь мира сего упирается против Мистерии Голгофы, что теперь он должен разделить и свое земное господство с Христом, Который через Мистерию Голгофы низошел на Землю. Как соперника своего земного господства воспринял князь мира сего Христа. Он охотно пошел бы на разделение управления вне Земли, но он не хотел идти на это в пределах земного царства".
     "Христос теперь излучает Свое действие не только на одно душевное, т.е. на астральное и эфирное, но Он теперь хочет Свое действие также излучать и на физическую телесность человека, а именно: на интеллектуалистическое, на способности человека в широчайшем смысле слова. Христос должен жить во всей человеческой природе. Это, по сути, и есть то, что пришло в человечество через Мистерию Голгофы".210 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

470. "Древний посвященный мог взойти к полностью осознанному Я только благодаря тому, что через священнодействие Мистерий в него входило нечто такое, что внутри всех древних культур и цивилизаций ощущалось как вечный космический Отец. И мист древних Мистерий, посвящаемый, получал это переживание, когда достигал определенной точки своего посвящения, где говорил себе: Отец живет во мне.
     Если мы представим себе такого посвященного в древнееврейской культуре, то мы должны будем сказать: тот посвященный произошедшее с ним благодаря инициации характеризовал следующим образом. Он говорил: всеобщее человечество обладает той особенностью, что хотя Отец несет и поддерживает его, но Он не вступает в сознание и не возжигает в сознании Я. Отец дает обычному человеку живой дух дыхания, он вдохнул ему дыхание, и он стал живою душою. Посвященный ощущал, что с тем, что было вдохнуто человеку как живая душа, в него еще вошла особая духовность, живой Принцип Отца Космоса. И в тот момент, когда в древнего посвященного еврейского мира входил этот божественный Принцип Отца и он сознавал его, тогда с полным правом он говорил о том, что означает для него Я: Я есмь "Я есмь". И такой человек ходил среди древних народов и по праву, благодаря обитанию в нем божественного Принципа Отца, мог выговаривать Я, что во всей древности, собственно говоря, являлось неизреченным именем Божества, Бога-Отца. И человек рассматривал себя как представителя Отца на Земле. Таких посвященных, ходивших среди народов, называли Отцами". Принцип Отца, пронизывающий весь мир, называли макрокосмом, а места Мистерий, являвшиеся обиталищем Отца, где и отдельные люди, благодаря Мистериям, становились обиталищами Отца, называли малым миром, микрокосмом. (Еще Гете вынес из ложи, к которой он принадлежал, подобные понятия; ложа являлась микрокосмом).
     Но ко времени Мистерии Голгофы "...люди в сфере земного развития начали говорить себе Я, поднимать Я в сознание. В одного из таких людей, в Иисуса из Назарета, вошел Солнечный Принцип, Принцип Христа. Этот Принцип Христа вступил, таким образом, в Я. Если прежде Принцип Отца входил в физ., эф. и астр. тела, то теперь мы имеем дело со вступлением в человека Принципа Христа, Который должен развиваться далее.
     Теперь вспомните, как я характеризовал человека в эти дни (лекция от 28.VI.1922 г.). Я говорил вам: растение уничтожает в себе физическую природу, разлагает, коррумпирует ее; можно сказать: животное коррумпирует физ. и эф. тела, а человек коррумпирует физическую, эфирную и астральную природу. Он их не коррумпировал целиком во времена развития человечества до Мистерии Голгофы, теперь он их коррумпирует полностью, когда его Я втягивается в его существо. Но посвященный древних Мистерий делал себя полностью свободным от физ., эф. и астр. тел, когда давал влиться в себя божественному Принципу Отца и уже в то время становился Я.
     Когда Христос вступил в Иисуса из Назарета, то Он уничтожил не только физ., не только эф. и астр. тела, но также и Я, каким оно в то время развилось в Иисусе из Назарета. Итак, в Иисусе Христе жил высший Принцип Христа, который так относился к Я, как в ином случае "я" человека относилось к астр. телу".
     "Это было колоссальной новостью также и для посвященных ко времени Мистерии Голгофы, что другие люди, снабженные только природными задатками, а не мистериальными задатками, если даже их были единицы, смогли распознать в Христе Иисусе высшую природу.
     Отсюда возникло понимание того, что теперь, после Мистерии Голгофы, должно произойти нечто такое, что прежде могло, по существу, происходить только внутри Мистерий. В большой мир, в макрокосм было внесено нечто такое, что прежде могло происходить только внутри малого мира, в микрокосме. И случилось так, что прежде всего в местах последних Мистерий древности чистейшим, яснейшим образом была возвещена тайна Христа, и именно это возвещение тайны Христа было в ходе первых четырех столетий европейского развития утеряно для новой цивилизации. Старые посвященные знали — поскольку в Христе Иисусе жил не просто Принцип Отца, но Принцип Сына — что Христос Иисус представлял Собой нечто уникальное в земном развитии, поскольку и в дальнейшем не будет ничего, подобного Мистерии Голгофы, никогда не сможет случиться, чтобы Принцип Сына сно-ва жил внутри человека, как он жил в Иисусе из Назарета.
     И те посвященные сознавали, что Христос вступил в человечество как Целитель, как великий Целитель, как Тот, Кто должен был воспрепятствовать нанесению ущерба физ. телу по причине вхождения в него Я". 214 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

489. "Греческая же философия подготовлена так, что она жаждет принять импульс Мистерии Голгофы. Просмотрите гнозис, как это учение в своей философии требует Мистерии Голгофы". На греческой почве происходит как бы зов и отклик. Нужен новый импульс, достигающий до Я, чего изменившемуся человеку уже не дает древнее посвящение. — В таком роде мыслил, например, Эмпедокл. И с Голгофы звучит: "Я мог раскрыть, подчиняясь Богам, а не людям, тайны Мистерий и поставить их перед всем человечеством, дабы перед всеми людьми возникло то, что прежде открывалось только в глубине Мистерий".139 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

492. До Мистерии Голгофы "...через посвящение выходили из Я и могли войти в сверхчувственные миры. Но внутри Я не было понимания, не было силы суждения для объяснения высших миров. Всеми теми силами, которые принадлежали к его Я, человек до Мистерии Голгофы не мог соединиться с духовным миром. Это была тайна, которая должна была уясниться людям через Иоанново Крещение, когда им открылось, что пришло время, когда Царство Небесное должно светить вплоть до Я, снизойти до земного Я. В древности... человеческое внутреннее было отделено от духовного мира, с которым можно было соединиться только в исключительных состояниях". А если вся сила того, что позднее должно было стать Я, жить в человеке, все же наполняло людей, например, через посвящение, то эта чрезмерная для той, дохристианской телесности сила Я пробивала то, что предназначалось для Я. На это указывается в легендах, где герой, уже содержащий в себе силу Я, имеет ранимое место (Зигфрид, Ахиллес).
     "Предположим, что какой-нибудь человек в дохристианское время был бы наполнен в себе (не обязательно сознательно) всеми импульсами, всеми силами, которые позднее должны были проникнуть в его Я, и с этой сверхсилой Я, со сверхчеловеческой силой погрузился бы в свое тело, — тогда он разбил бы свое тело... увидел бы его разрушенным под влиянием сверх-Я. ... из-за люциферических и ариманических влияний человеку дохристианского времени было отпущено меньшее "количество" его Я, чем требуется для охвата полного Я. ...С Христом Иисусом в телесность вошло сразу полное Я". И вместо одной раны (Зигфрид, Ахиллес) тело Христа Иисуса имеет пять ран. "Но из-за этого превосходства должен был на физическом плане мировой истории подняться крест, крест, который так нес тело Христа, каким было бы человеческое тело, если бы когда-нибудь в один момент вся сумма человечности, из которой большую часть человек потерял через влияние Люцифера и Аримана, соединилась бы в одном человеке. Это глубочайшая потеря, которую нам являет через Духовную науку картина Голгофы. ...при совершенном пронизании человеческого тела земным Я оно, если бы в него вошла вся личность, оказалось бы с пятью ранами. Из человеческой природы, из самой земной сущности следует форма креста со Христом, раненным на Голгофе. ...даже человеческий разум может приблизиться к Мистерии Голгофы, если использовать его тонко и остро, приближая тем самым к имагинации... Человеческая фантазия (художника, например) может направляться, таким образом, что встает вся картина Голгофы".139 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1. Праздники в кругообороте года

Переживание времен года в древности

578. Когда я писал "Теософию", то должен был руководствоваться принципом троичности. Семичленный человек возникал в результате следующего сочетания:
1. Физическое тело  1
2. Эфирное тело  2
3. Тело ощущений Душа ощущающая   1 3
  Душа рассудочная   24
1. Самодух Душа сознательная   35
2. Жизнедух  6
3. Духочеловек  7

     "Лишь когда человек смотрит на современную стадию развития, приходит четверичность; четыре — это, собственно, вторичное число.
     Если же хотят смотреть на внутренне действенное, на формирующее себя, то на него следует смотреть в смысле троичности. Поэтому древнее индийское воззрение имело: жаркое время года, которое охватывало месяцы апрель — июль, влажное время года: август — ноябрь, и холодное время: декабрь — март; при этом границы месяцев обозначались весьма приблизительно. ...Ход года мыслился троично".223 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

338. В Лемурийскую эпоху "...люди состояли из физ., эф., астр. тел и Самодуха. Последний лишь в слабой Степени был связан с человеком. Буддхи парило надо всеми, но найти его можно было только в астральном пространстве. ...Оно было частью одного огромного Духа Огня, который как бы каплями проливался над людьми. Через деяние Христа на Земле в людях были образованы задатки к восприятию Буддхи в Манас". "Божественное творческое Слово есть тот Дух Огня, занесший в людей свои искры". 97 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

339. "Из гроба восстало тело, являющееся носителем физически-материальных сил. Задуманное для человека владыками др. Сатурна, Солнца и Луны, оно поднялось из гроба: чистый фантом физ. тела со всеми свойствами физ. тела. ...Мы можем представить себе следующее: подобно тому как от тела Адама происходят тела земных людей, поскольку они обладают распадающимся телом, так от того, что поднялось из гроба, происходят духовные тела, фантомы всех людей (новый Адам)".
     "Мы должны мыслить то, что восстало из гроба, настолько растущим в числе, настолько размножающимся, насколько размножается зародышевая клетка, лежащая в основе физ. тела. ...Тело Христа Иисуса восстало из гроба и сообщается каждому, кто с течением времени усваивает себе соответст-вующее отношение ко Христу".
     "Воплощая в себе это нетленное тело, человек все больше будет просветлять сознание своего "я", все больше будет познавать в своей природе то, что идет от инкарнации к инкарнации". "Существенно не то, чему учил Христос, а то, что Христос дал: Свое Тело".131 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

361. "Юлиан Отступник предчувствовал: если хочешь найти Христа, то Его следует искать в Мистериях. Христа можно найти в Мистериях, и Он тогда дарует человеку "я" , которое не могло быть дано человеку во времена Аристотеля".175 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru