BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АТОМ

128. "Все минеральное царство будет проработано человеком. В большой мере это совершается через волны электричества, идущие без проводов. Их действие проникает до молекул и атомов. К концу четвертой рунды человек проработает все минеральное царство". 93-а (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

132.. "В пятой рунде человек, как пластически-астральное существо, не будет нуждаться в том, чтобы постоянно сохранять руки. Они будут образовываться, когда станут нужны, как чувство руки, поскольку целое тогда станет растением. Каждое обособление тогда станет растительным. Также и все вещи, исходящие от человека, будут растительными существами".
     "В шестой рунде мы будем жить в животном царстве. Все исходящее тогда от человека ...будет живым, обладающим жизнью и ощущением. Слово тогда станет живым существом, птицей, посылаемой в мир".
     "В седьмой рунде человек творит сам себя. Он будет тогда в состоянии постоянно удваиваться, множиться ... все достигнут тогда ступени, на которой ныне стоят Майстера. "Я" станет носителем всего земного опыта. Сначала это концентрирует Ложа Майстеров. Высшее Я тогда сомкнется, станет атомистичным и образует атомы Юпитера".93-а (25)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

155. В эпоху повторения Землей состояния др.Сатурна человек был тепловым существом. На вершине головы он имел некий тепловой орган вроде "эфирной лампы, глаз циклопа". Орган позволял распознавать условия, годные для обитания. От него в область сердца исходили силовые линии; эти линии-лучи стали впоследствии кровеносными сосудами. В эпоху повторения состояния Солнца в теплового человека вошел свет — первооснова нервной системы. "Силовые линии, структурные линии нервной системы — это обретший форму свет. Люди в то время представляли собой силу света, расположившуюся вокруг огненной материи, вокруг лампы". С разделением Солнца и Земли начался "танец" субстанций под влиянием "мировой музыки"; образовался белок, протоплазма. Но клетки возникли позже. "Не первоначальным является также и атом...". Перед самым выделением Луны "из органических субстанций выпало минеральное, пеплообразное, что имело вид некоего рода затмения, помрачения. До того были одни только белкообразые субстанции. И вот в белке выступили отложения пепловых облаков. Эти пепловые облака вчленились в органические субстанции всех царств природы". 98 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

356. "Только в третьем периоде культуры, египто-халдейском, Ангелы стали до некоторой степени самостоятельными руководителями человечества. Еще в древне-персидской эпохе это было не так. Там Ангелы в гораздо большей степени, чем в египетскую эпоху, подчинялись высшему водительству и направляли все согласно импульсам высшей Иерархии, так что, хотя всем управляли Ангелы, но сами Ангелы подчинялись указаниям Архангелов. А в индийский период культуры... сами Архангелы в том же смысле подчинялись руководству Архаев, или Начал.
     Проследив, таким образом, развитие человечества от индийской эпохи через древне-персидскую и египто-халдейскую, мы можем сказать, что известные существа высших Иерархий все больше и больше отходили от непосредственного управления человечеством. А как обстояло дело в четвертый послеатлантический период культуры? ...Тогда человек в некотором отношении стал совершенно самостоятельным. Правда, руководящие, сверхчеловеческие существа вмешивались в ход развития человечества, но их водительство было таково, что "поводья" были натянуты мало, так что духовные руководители получали от человеческих дел столько же, сколько люди от их дел. Отсюда происходит та своеобразная, вполне "человеческая" культура греко-латинской эпохи, в которой человек был совершенно предоставлен самому себе...
     Существа, руководящие нашей эпохой, принадлежат к той же Иерархии, которая была господствующей у древних египтян и халдеев. Действительно, в нашу эпоху вновь начинают свою деятельность те же самые существа, которые были руководителями в то время. Мы указывали еще, что некоторые существа отстали во время египто-халдейской культуры и что мы находим их теперь в материалистических чувствах и ощущениях нашего времени.
     Шаг вперед для тех существ, которые принадлежат к категории Ангелов, или низших дхианических существ, задерживающих развитие, а также и содействующих ему, состоит в том, что они могли быть руководителями египтян и халдеев в силу способностей, приобретенных ими в древнейшие времена; но благодаря своему водительству они также развились дальше. Так развивающиеся Ангелы с теми способностями, которые они приобрели себе во время египетско-халдейской культуры, принимают на себя водительство пятой послеатлантической культурой. Благодаря такому своему шагу вперед они приобретают совсем особенные способности: они позволяют втекать в себя тем силам, которые исходят от самого значительного Существа всего земного развития. ...Те существа, которые вели древнюю египто-халдейскую культуру, не находились тогда под водительством Христа, но они подчинялись Его водительству, каким оно было во времена египто-халдейской культуры. И их движение вперед заключается в том, что теперь они под руководством Христа руководят нашим периодом культуры; они последовали за Христом в высшие миры. А отставание тех существ, которые, как сказано, действуют в качестве задерживающих сил, произошло оттого, что они не подчинились водительству Христа и продолжают действовать дальше независимо от Христа. Поэтому все яснее и яснее в культуре человечества будет проявляться следующее. Будет существовать материалистическое течение, стоящее под руководством отставших египто-халдейских духов; оно будет иметь материалистический характер. Большая часть того, что мы можем назвать современной материалистической наукой во всех странах, находится под этим влиянием. Но рядом с ним приобретает значение другое течение, направленное к тому, чтобы человек во всех делах своих нашел, наконец, то, что можно назвать Принципом Христа. Теперь есть, например, люди, которые говорят: наш мир состоит, в конечном счете, из атомов. Но кто же внушает человеку такую мысль, что мир состоит из атомов? Это делают отставшие во время египто-халдейского периода сверхчеловеческие ангельские существа.
     А чему будут учить се существа, которые достигли своей цели во время египто-халдейской культуры и которые тогда познали Христа? Они сумеют внушить человеку другие мысли, нежели те, что утверждают о существовании только вещественных атомов, ибо они смогут научить человека тому, что до мельчайших частиц мира вещество пронизано Духом Христа. И как бы странно это ни показалось теперь, в будущем появятся физики и химики, которые будут учить физике и химии не так, как обучают им теперь под влиянием отставших египто-халдейских духов, которые будут учить: материя построена так, как ее постепенно построил Христос! Тогда везде, вплоть до законов физики и химии, будут находить Христа".15 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

391. "После лунного развития исчезла не только др.Луна, но все видимое тогда мироздание погрузилось в ночь. И все, что ныне являет себя во Вселенной, принадлежит к Земле. И когда однажды Земля прекратит свое существование, то вместе с ней исчезнут не только растения и животные, но все, что находится во внешнем космосе; современные формы звезд исчезнут в ночи. А затем будет построено то, что называется будущим состоянием Юпитера. Его атомами являются сатурнические части в современном человеке. Его окружение будет выглядеть совсем иначе, чем окружение нашей Земли".157 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

401. "Спящего растительного, или солнечного, человека носим мы в себе. Мы также носим в себе совершенно мертвого, мертвого, как камни, человека др.Сатурна ... Сновидец в нас — это лунный человек. ... Человек Сатурна в нас имеет большое значение для всей нашей жизни. Все познание, приобретаемое ныне во внешней ли жизни, в науке ли, возникает благодаря воздействию внешнего мира на человека Сатурна ... ...и этот человек Сатурна, в конечном счете, является тем, что остается от нас Земле, независимо от того, сжигают ли наше тело или оно разлагается.
     От сновидца и человека Солнца не остается ничего. Человек Сатурна переходит в тонкие, тонкие пылинки, в элементарный мир Земли; там он остается и несет следы того, чем мы были. Вы можете сегодня найти, если исследуете элементарный мир, пусть в тонких пылинках, то, что осталось от Авраама, Платона, Сократа, Аристотеля. Вы найдете то, что было в них человеком Сатурна. ...Такого не было раньше, такое началось с XV-XVI в. после Рождества Христова. Раньше люди растворялись целиком. Исключение составляли те, кто опережал свое время — Авраам, Сократ, Платон. Теперь же нечто остается от всех людей. И это удивительно; все, чего в настоящее время люди достигают на пути внешней науки, отпечатлевается в этом человеке Сатурна и так переходит в Землю...
     Все, что окружает нас как минералы, растения, животные — все это преходит; остается лишь то, что составляет в вас человека Сатурна ... и это перейдет с Земли в бытие Юпитера и образует его твердый остов. Это поистине атомы Юпитера ... Все, что мы можем дать Юпитеру через человека Сатурна в нас, может образовать его только как минеральный шар. ...Чтобы на нем могли расти растения, для этого в нас должен нечто получить солнечный человек. Он же лишь тогда получит что-то и сможет передать его в будущее, когда мы воспримем духовнонаучные понятия. ...Поэтому Духовная наука требует больше активности. ... Мы должны теперь основать Духовную науку, дабы дать Юпитеру вегетацию".
     "Что составит животную жизнь на Юпитере — это образуется через то, что пойдет вслед за нашей Духовной наукой... Затем пойдет еще нечто такое, что будет действовать на людей Юпитера, и это даст основание для культуры Юпитера. ...
     Придет нечто такое, что воздействует на сновидца в человеке, что станет затем причиной возникновения животного мира на Юпитере. А затем придет очередь того, что теперь в человеке возникает как мышление, чувствование и воление; это поведется высшей мудростью в конце земных времен, чтобы человек сам, как человек, смог перейти на Юпитер".
     "Что является атомами Юпитера? Они есть сатурническая часть в современном человеке. Об атомах же физики говорить бессмысленно".157 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

542. «Групповые «Я» животных живут на астральном плане; теперь мы говорим о другом роде Я, живущих на астральном плане и действующих в человеке, оживляющих его кровь, когда собственное «я» ее покидает (во время сна). Что приносят они в кровь? -- То же самое, чем человеческое тело обладает со времен др.Сатурна: огонь, тепло. Это духи, которые не нисходят до физического плана, живут на астральном плане и имеют огненное тело. ...На астральном плане вы находите текущее по всем направлениям тепло, огонь, который представляет собой самостоятельную сущность, движущуюся туда и обратно; в нее воплощены существа, какими мы сами были на др.Сатурне. Ночью они вползают в кровь и оживляют ее теплом». Но кровь покидается ночью не только «я», но и астральным телом. И потому кроме Я существ над ней тогда работают еще одного рода существа. «Свое Я они имеют на Девахане; их тело еще более высокое и никогда не уплотняется до тепла. ...Такого рода Я пронизывает кровь и производит в ней то же самое, что человеческое астральное тело производит в ней днем». Эти Я образуют три элементарных царства, расположенных за нашим физическим миром. «Существа третьего элементарного царства -- товарищи групповых душ животных, принадлежат к той же самой области. ...они оживляют человеческое астральное тело желаниями, вожделениями, страстями. ...Они населяют астральное тело, подобно червям в сыре».
     Второе элементарное царство формирует, вычленяет облики растений. В человеке оно воздействует на растительный элемент: волосы, ногти и др. (где нет астрального). «В то время как Я растений действует на растения изнутри, эти существа действуют извне, формируют их, дают им облик, цветение». Я растений находится в средоточии Земли (почему Земля испытывает боль, если растение выдергивают с корнем).
     Существа второго элементарного царства слетаются к растению со всех сторон, подобно бабочкам. «Они работают над повторением листьев, цветов и т.д.». Формообразующая сила минералов находится на высшем Девахане, или в первом элементарном царстве (от групповых Я минералов происходят силы притяжения, отталкивания, атомные силы). Но все три царства следует мыслить пронизывающими друг друга.98 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

424. Все разговоры о питании, движение в пользу вегетарианства и прочее — это "мещанская философия. Она филистерская, насколько это только может быть. Обывательщина исходит из того, что, действительно, люди ныне хотели бы спиритуализироваться, но часто остаются при этом худшими материалистами. Они берут идеи других материалистов и хотят построить из них какую-то спиритуальную систему". Например, Ледбитер, известный в теософских кругах, написал некую оккультную химию, взяв за основу материалистическую химию с еe учением об атомах и молекулах. На этих молекулах он затем строит мир духов, мир Ангелов и т.д. Таким же порядком возникла и идея "перманентного атома". 199(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     242
. "Радиоактивности в прошлом не было. ... Она стала проявляться всего несколько тысяч лет тому назад в связи с возрастающим распадом атомов". 93-а (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     255
. "Вы можете собственное электричество, которое находятся в человеке, искать ни в какой иной области, как в той, из которой одновременно исходят моральные импульсы. Кто переживает всеобщность электричества, тот одновременно переживает природно-моральное. Современные физики делают, не подозревая о том, удивительный фокус-покус. Они представляют себе атом электрическим и из всеобщего сознания времени забывают, что, представляя атом электрическим, они вкладывают в него моральный импульс, делают его одновременно моральным существом. Но я выражаюсь неверно. Атом или электрон делают не моральным, а внеморальным существом. В электричестве же все равно плавают моральные импульсы, природные импульсы, но они не моральны; это инстинкты зла, которые должны преодолеваться с помощью верхнего мира.
     Большой противоположностью электричества является свет. Когда рассматривают свет как электричество, то в нем смешиваются добро и зло. ... Говоря об электричестве атомов, человек делает их носителями зла. ... Носителями смерти их делают, говоря об атомах вообще, представляя атомистически материю. Но в тот момент, когда эту часть материи связывают с электричеством, природу представляют как зло. Ибо электрический атом — это злой маленький демон". Об этом в иной форме можно прочесть у таких людей, как Агриппа Неттесгеймский, Триттгейм из Спонхайма (Иоганн Хайденберг, 1462-1516) и др. (Например, Георгиус Сабеликус Фаустус, 1480-1540; Парацельс). 220 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     255a
. "Атом должен существовать аналогично предметам внешнего восприятия, но не может быть воспринят. В его понятии принцип наблюдаемости одновременно и утверждается, и отрицается". Д. 63, с. 8
     "Атомизм есть лишь последнее следствие духосозерцания в чувственном; человек хочет в атомах видеть лишь материю, поэтому они остаются непонятными". Д. 21, с. 6
     "Никто не должен говорить, будто бы мы отрицаем существование атомов как мельчайших частиц". Дело заключается в ином, чтобы познание тотальных процессов не пытались строить, исходя из процессов в атомах, но поступали прямо противоположным образом".
     "Когда дело идет об опытах, получаемых в природе ... мы не хотим интегрировать дифференциальные уравнения, чтобы прийти к пониманию опыта, но интеграл дифференцировать и дифференцированное принять как непосредственное следствие". Д. 114/115, с. 68-69


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     262
. "Необходимо, чтобы Земля разрушилась, иначе дух не освободится". Кроме электричества и магнетизма есть третья сила. "Чем быстрее мы применим эту силу, тем скорее Земля станет трупом и Дух Земли перенесет свою деятельность на Юпитер (будущий)".
     "Подастральный мир — область Люцифера.
     Нижний Девахан (плохой) — область Аримана.
     Высший Девахан (плохой) — область Азуров.
     Жизненный эфир.
     Химический эфир.
     Световой эфир.
     Подфизический, астральный мир. Электричество.
     Подфизический нижний Девахан. Магнетизм.
     Подфизический высший Девахан; ужасные разрушительные силы, которые скоро будут открыты (сказано 1.Х.1911 г.)". 130 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     219
. "Между современными атомистами и Демокритом лежит целый мир, потому что Демокрит чувствует в себе контраст между человеком и природой, телом и душой. Он говорит об атомах, которые являются только комплексами сил. Он противопоставляет их пространству, как атомист нашего времени не смог бы этого сделать для атомов современной физики. Мог ли бы ученый наших дней сказать, как Демокрит: в бытии нет ничего больше, чем в небытии, в наполненном — ничего больше, чем в пустоте? Для Демокрита пустое в пространстве сродни пространству, наполненному атомами. Но все это имеет смысл только для сознания, которое еще не имеет представлений о современном понятии тела, а вместе с ним, и о концепции составляющих его атомов... Если бы Демокрит представлял себе пустоту так же, как мы, то, несомненно, он не стал бы сравнивать ее с бытием; и если он это сделал, то именно потому, что искал в ней душу, душу, которая несет Логос. Существование души для него — необходимость, но это необходимость психическая, внутренняя, у которой нет ничего общего с той, которая проистекает из наших природных законов. Вот что надо хорошо понять, когда хотят точно охватить оттенки мысли и чувства этих прошедших эпох". 326(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Геккелизм-дарвинизм и мировоззрение

     415
. Ключевым вопросом теории Дарвина-Геккеля было: "либо эпигенез и происхождение (эволюция) — либо преформация (преобразование) и творение". "Гегель коренился всеми фибрами своего бытия в мире фактов и извлекал из него лишь сумму идей, необходимо присущую ему. Он постоянно стремился показать, как все существа прорабатываются до того, чтобы в конце концов в человеческом духе достичь вершины своего становления. Геккель же постоянно стремился показать, как сложнейшие человеческие отправления можно свести к простейшим началам бытия. Гегель объяснял природу из духа, Геккель выводил дух из природы. Поэтому можно говорить о произошедшем в ходе столетия переворачивании мировоззрения".
     "Наука у него (Геккеля) выступает непосредственно с характером мировоззрения. ... Он наблюдает дух и природу с одинаковой любовью. Поэтому он мог находить дух и в простейшем живом существе. И он шел еще дальше. Он исследовал наличие духа в неорганических частицах. "Каждому атому, — говорил он, — имманентна определенная сумма сил, и в этом смысле он одушевлен. Без принятия души атома простейшие и самые всеобщие явления химии не объяснимы"."
     "Идеалист приписывает материи дух, поскольку не может себе представить, чтобы из бездуховной материи мог возникнуть дух. Он полагает, что стало бы необходимо отвергнуть дух, если не принять его наличие здесь до того, как он здесь проявился, т.е. принять его наличие во всех формах бытия, где для него еще нет никакого органа, никакого мозга. Для мониста этот ход идей не приемлем. Он не говорит о бытии, которое, как таковое, не представало бы также и внешне. Он не делит вещи по свойствам надвое: на такие, свойства которых действительно пребывают в них и в них проявляются, и такие, в которых свойства пребывают в тайне и проявляются лишь на более высокой ступени, до которой вещи развиваются. Для него нет ничего более того, что он наблюдает. А когда наблюдаемое развивается далее, то позднейшие формы наличествуют впервые в тот момент, когда они действительно являют себя.
     Насколько монизм Геккеля был неправильно понят в этом отношении, показывают возражения, сделанные Карнери. Он писал: "нет духа без материи, но также нет и материи без духа". Но не следует забывать, что мировоззрение Геккеля твердо придерживается наблюдения. В своих "Мировых загадках" Геккель говорит: "я ни в малейшей степени не придерживаюсь гипотезы о наличии сознания у атома". Геккель, идя рука об руку с наблюдением, утверждал, что деятельность материи, проявляющаяся на примитивном уровне как притяжение и отталкивание, восходит к высшим духовным отправлениям. "Закономерность, выражающаяся в духовных отправлениях, для него того же рода, что и выражающаяся в притяжении и отталкивании частиц массы. ... Он объясняет духовные явления из законов, которые он наблюдает в простейших явлениях природы. Для него идеалом является увидеть, как процессы и существа сами говорят о своем становлении и взаимодействии, а не то, что как объяснение этого придумывается извне". 18(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru