BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МЕДИТАЦИЯ — и мышление

Мышление и созерцание


     655д
. "В смысле Гегеля, идею не должно постигать абстрактно, подобной абстрактной точке. Нет, она наполнена, может производить из себя богатое содержание, подобно тому, как в семени имплицитно содержится все растение.
     Так что идея, согласно Гегелю, должна из самой себя производить содержание, независимо от духа и природы; оно, таким образом, когда применяется, может быть применено к обоим. Так что еще до того, как человек займется вопросом о значении духа и природы, он уже обрел точку зрения на то и другое и видит затем в природе манифестацию идеи и видит в духовном изживание идеи. Итак, нам дано усвоить точку зрения, согласно которой идея развивается так, что человек тут остается как бы ни при чем. Человек предается глубоко собственному (исконному) процессу себя в самом себе и из себя развивающего мира идеи. Отсюда следует то, что в гегелевском смысле можно назвать наукой логики. В ней имеют дело не с субъектом и объектом, как в аристотелевской логике, а с самодвижением стоящей над субъектом и объектом идеи. ... Идея должна думать, не Я". Д. 30, с. 5
     "Независимым от организма является лишь играющее в восприятиях мышление. Поэтому лишь благодаря этому мышлению можно обрести самопознание.
     Отвлеченное от восприятий мышление связано с организацией. Мышление должно так укрепиться, чтобы его можно было переживать в той же силе, что и воспринимающее мышление. Мысля, нужно развить такую же силу, какую развивают в восприятиях". Д. 45, с. 12
     "Жизнь пребывает понятийно внутри нашего сознания лишь в том случае, если понятие может органично переходить в другие понятия. В неорганическом, где мы имеем ограниченные понятия, мы имеем в нашем сознании одно лишь замаскированное мертвое. Мы нуждаемся в понятиях, переходящих одно в другое, которые живут, способны метаморфизироваться. Такие понятия не отталкиваются, лишь когда мы их обретаем в нашем внутреннем. Эти понятия можно выносить вовне, и они способны через жертвоприношение, через пресуществление и причастие вести к новому соединению с Божественным, которым мы были оставлены на Земле". 343, с. 183
     "Объективное понятие может быть увидено внечеловеческими глазами прошлого". Д. 15, с. 16
     "Свет является чем-то таким, что человек хотя и знает, но лишь так, что воспринимает его извне; благодаря медитации получают внутренний противообраз света, узнают, как свет возникает, и потому могут производить его сами. Этого может достичь тот, кто дает чистым понятиям действительно медитативно воздействовать на свою душу, кто овладел свободным от чувственного мышлением. Тогда весь окружающий мир предстает ему как текучий свет, и тогда ему следует как бы химически выработанное представление о воде соединить с представлением о свете". 324а, с. 61
     Нужно любить мысли, как собственных детей, постоянно заниматься ими. Тогда вокруг нас образуется мысленный панцирь, мы преодолеем переходную стадию, станем позитивны. Мы всегда окружены мыслями как силами, воздействующими на нас. Существуют люди, словно бы окруженные кристаллом, от которого отскакивают все неподходящие мысли.
     "Рассудок и разум — лишь посредники для постижения сердцем". С помощью рассудка и разума человек лишь проникает к мыслям Бога. А получив их, он должен научиться их любить. Человек учится постепенно любить все вещи. Но этим не утверждается, что он, отказываясь от собственного мнения, должен привязываться сердцем ко всему, что ему встречается. ... когда суть вещи исследована в ее божественной основе, тогда человек начинает ее любить. Если передо мной низкий, порочный человек, то мне не следует любить его пороки". Нужно постараться понять их происхождение, чтобы быть в состоянии помочь. "Бог во всех вещах, но это божественное в вещи я должен сначала искать. ... Если сердце ищет любовь к истине во всех существах, то живет "дух в сердце". Такая любовь является одеянием, которое душа должна носить всегда. Она тогда сама вплетает Божественное в вещи".
     "Голова и мозг являются лишь переходными органами познания. Орган, который действительно глубоко и сильно будет всматриваться в мир, имеет свой зачаток в современном сердце". Чтобы стать органом познания, сердце должно многообразно преобразоваться. "Но именно сердце является источником, родником, из которого возникает будущая ступень человека". 266-1, 31-32, 61, с. 100
     "Мысль обдумывает мысли" — это медитативное изречение высшего значения. Не мозг мыслит, не эфирное или астр.тело, но сама мысль обдумывает мысли. Это также является тем, что со всей ясностью исходит из нашего изречения: В духе пребывало ядро (зародыш) моей жизни"... 266-2, с.135
     "Человеку никогда не прийти бы к переживанию действительности, если бы, мысля, он сам не стал не действительным и благодаря тому не воспринял бы действительное как что-то чужое". Д. 45, с. 11
     "Манас можно развить лишь научившись все, приобретенное с помощью мышления, ощущать как нечто малозначительное по сравнению с тем, что можно обрести, открывшись мыслям, струящимся из Богом сотканного Космоса". Из души следует удалить все, чему научился, стать непосредственным, как ребенок. "Лишь непосредственности души предлагаются божественные загадки, окружающие нас. Детской должна стать душа, чтобы достигнуть Царства Небесного. Навстречу детской душе струится из духовного мира сокровенная мудрость — Манас — как дар милости". 266-3, с. 244-245
     "Чистая мысль должна превратиться в образ, создать образ... Все, созданное Богом, сначала было образом".
     "На ранних ступенях развития человек обладал спиритуальным созерцанием и мышлением. Его тело было некоего рода местом покоя, в котором он засыпал и терял сознание, когда находился в нем". 266-1, с. 266-267, 364
     "Если мысли освобождены от чувственности, то остается сделать всего лишь один шаг, чтобы вступить в сверхчувственный мир". Д. 11, с. 9
     "Уже десять лет (говорится в 1912 году) Средней Европе дается духовный импульс, который может вести к сверхчувственному созерцанию". 266-2, с. 428
     "Кто владеет созерцанием духа, не нуждается, как кажется, в доказательстве; однако вживание в доказательство само есть путь, приводящий к созерцанию". Д. 45, с. 13
     "Созерцающая сила суждения": intellectus archetypus. Д. 10, с. 14


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     69
. Индус потому садится в позу Будды, сплетая ноги, что хочет воспользоваться только верхней час­тью тела, которая имеет отношение к верхним созвездиям, но он не хочет приводить в движение "солнечный глаз", то, что действует через конечности. "Он хочет развивать познавательное отношение только к ду­шевному". Но этого было недостаточно уже в древнегреческую эпоху (Хтонические Мистерии). 214 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     301а
. Медитации: "Оно мыслит меня. Оно действует меня. Оно ткет меня". "это "оно" есть Антропософия. Антропософия является мировыми мыслями, которые промыслили меня как Я".
     Благочестие, почтение, благодарность — чувства, сопровождающие те три медитации. Делать по одной. 266-2, с. 449, 453


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     576
. "Необходимо, не распространяясь много о понятии благодати, проводить ее практическим пере­живанием в жизнь. Всякому оккультисту в наши дни совершенно ясно, что это понятие благодати должно в исключительно высокой степени стать содержанием в самой практике его внутренней жизни". Можно иссле­довать глубочайшие истины Христианства в "подсознательной ненасытности", но если сказать себе при этом: поскольку я достаточно подготовлен в оккультном смысле, то я должен создать себе ясную картину того, что содержат в себе, например, послания Павла или Ев.от Матфея, — то пожелавший достичь этого к какому-то сроку, непременно ошибся бы. Ибо здесь "вступают в силу золотые слова: иметь терпение и ждать, пока истины сами подойдут к нам, а не добиваться их постижения собственной силой. ... В наше время необходимо подавлять в себе эту ненасытность познания. Надо уметь сказать себе: силой благода­ти я получил знание определенных истин. Я буду терпеливо ждать их дальнейшего притока ко мне. — Сегод­ня определенное пассивное отношение к истинам действительно более необходимо, чем это было, скажем, 20 лет тому назад (сказано в 1911 г.), т.к. наши духовные органы должны сначала созреть, чтобы пропус­тить в нас истины в их верном облике. Это практический урок в отношении исследования духовных миров, особенно по отношению к Событию Христа. Это радикальная ошибка людей, если они думают активно постичь то, что должно стать их достоянием лишь при определенной пассивности. Ибо мы должны понять, что стать теми, кем нам следует стать, мы все же сможем лишь постольку, поскольку будем этого удостоены божест­венно-духовными силами. И все, что мы должны сделать в области медитации, концентрации и т.д., суще­ствует лишь для того, чтобы открыть наши глаза, а не для того, чтобы активно схватывать истину, кото­рая сама должна прийти к нам, которую мы не должны преследовать". 131(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Астральное тело

     681. "Действительную сущность астр.тела можно найти лишь путем перехода с помощью медитаций от мышления, порождаемого извне впечатлениями внешних чувств, к внутреннему созерцанию. Для этого сле­дует внутренне воспринять пробужденное извне мышление и пережить его интенсивно как таковое в своей душе, вне его связи с внешним миром, а затем с помощью душевной силы, которая приобретается при таком восприятии и переживании, ощутить возникновение сознания, что существуют внутренние органы восприятия, которые видят духовное в границах физического и эфирного, животного и человека". 26(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Все оболочки вместе

     711а. "Медитации образованы Мастерами Мудрости и созвучия ощущений так, что они возбуждают только эф. тело, а физ. тело выключают; колеблется только эфирный мозг, а физический остается в покое.
     Эф. тело благодаря этому может воздействовать на астральное, отпечатлевать в нем свой медитативный опыт и развивать в нем нужные органы. Далее это воздействует оздоравливающе на физ. тело".
     "Результат, которого достигают, когда все четыре члена — физическое, эфирное, астральное тела и Я, полностью пронизываются огнем, называется "философским огнем"". 266-1, с. 357, 486
     Благодаря ослаблению связи эф. тела с физическим у человека быстрее заживают порезы и вообще раны. Но в переходное время такого ослабления он чувствует себя очень неловким, неспособным.
     "В ходе наших упражнений придет день, когда мы перестанем видеть, слышать и чувствовать. Это произойдет благодаря размягчению связи эфирного тела с физическим. Существует много методов вызвать такое состояние, но внешние, не основанные на медитации методы вредны для органов. ...Благодаря медитативному выделению эфирного тела ослабляется лишь столько сил, что оставшихся достаточно для поддержания жизненных функций". 266-2, с. 119, 340
     "Даже малейшее нетерпение действует замедляюще на образование этих (ясновидческих) органов. И когда ученик жалуется на неудачи, то очень часто оказывается неправ. Ибо 80% учеников уже выработали духовные органы и часто — прежде, чем хоть как-то почувствовали это, прежде, чем поняли, что ими можно воспользоваться".
     "Переживание впечатлений внешнего мира... разрушает наши органы чувств. Когда мы рассматриваем розу, то красный цвет, форма и т.д. действуют разрушающе на нашу сетчатую оболочку. Ощущение розы идет вдоль нервных волокон и действует на них разрушительно. Что восприняла сетчатая оболочка, это астр. тело отбрасывает как впечатление в эф. тело.
     Что в физ. теле действует разрушительно, то в эф.теле действует созидательно. Оно созидает себя благодаря впечатлениям и опыту, приходящим извне. Таково же отношение между астр. телом и Я. Астр. тело также разрушается внешними впечатлениями; Я-же действует восстанавливающе, созидающе". 266-1, с. 397


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     872
. "Чтобы мысль достигла цели духовного исследования, она должна умереть в душе. ... Когда мысль умирает в нас в мыслительной концентрации, то она пробуждается к совершенно иной жизни; и эта жизнь иного рода раскрывается не ранее, чем мысль умрет во внутренней острой концентрации. Нужно прекратить мысль, чтобы душевное растение, произрастающее из мысли, получило возможность прорасти из своего се­мени". Когда мысль т.обр., умирает, душу наполняет прорастающая сила, духовно-душевная сила, но свя­занная с телом, с мозгом, с нервами. Возникает вопрос: куда ушла мысль и где теперь я сам? Мысль взя­ла меня с собой, и я мыслюсь ею в духовном мире. Это потрясающее переживание себя как объекта.
     "В тот момент, когда мысли внутренне истаивают, возникает ощущение: чем больше человек выживается из собственного сознания и переходит в сознание невидимых духовных существ, которые господствуют в невидимом, тем более пробуждаются внутренние силы, которые встают в стремительную оппозицию к этому переходу из одного сознания в другое. Чувствуют, как подходит нечто такое, что не хочет того, что де­лает человек. И этот внутренний разлад, этот протест против собственного поступка превращается в тра­гическую внутреннюю войну. Каждое настоящее внутреннее исследование должно интенсивно решаться боем. Нет слов, чтобы выразить это переживание. ... та оппозиция, проявляясь, говорит: ты ведь не хочешь се­бя потерять и в то же время делаешь все, чтобы себя потерять. Ведь это смерть, которую ты себе приго­товил; ты же не живешь со своею сущностью в себе, ты стал мыслью другого, ты умираешь в себе!".
     И ес­ли удается над этой оппозицией возобладать, то из концентрации выступает нечто, соответствующее вто­рому великому духовному закону развития души. Человек тогда переживает: что вызывает во мне этот бунт? И здесь нужно суметь соединиться — как прежде соединялись с мыслью — с человеческой судьбой. Тогда мы переживаем "ее внутренний удар — будь то добрый или плохой — как бы подступающий к нам извне". И здесь необходимо уметь по-другому относиться к судьбе. Теперь человек переживает, что его су­дьба, как особое Я, от которого прежде он был отделен, как бы берет его с собой; мы врастаем в на­шу судьбу, целиком врастаем в нее, наши поступки делаются едиными с нею. Тогда мы больше не говорим, что удар судьбы постиг нас случайно. "Срастание с судьбой переживается; Я распространяется над су­дьбой. И то, что тут распространяется, — это учатся познавать как нечто совсем иное, чем мысли. ... как волю, несомую чувством". Наша воля разрастается во временные дали, делается все крепче. "Когда мы чувствуем себя одним с судьбой, то мы переживаем не умирание в мыслях, а все более и более оживающую волю". Она как бы прорастает из точечного семени в поток времени, светящий назад к тому, что нас самих в некотором роде создало. Воля, передающаяся судьбе, — это второй закон. Теряя себя в судьбе, воля делается крепче. С мыслями мы уходим в себя, с волей мы выходим вовне и через судьбу нахо­дим путь в духовные миры, где наша душа пребывала до рождения. Далее душа переживает страстное, не­оборимое желание вернуться в тело. И если его преодолевают, то это желание, как туманное образова­ние, пронизывается ясностью и в душе встает сознание высших существ; душа тогда переживает, как они поддерживают ее от рождения до смерти. Возвратясь затем в тело, душа может все это найти в себе как воспоминание. 64 с.64-102


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1035
. "Медитирование означает не что иное, как обостренное мышление, как ставшее интенсивным мы­шление". "Во время медитирования человек учится двигаться в мыслях так же, как он движется в повсе­дневности. Мало-помалу дело придет к тому, что он заметит: через медитирование он в состоянии сделать внутренне рывок ... медитирование состоит в том, что обретают способность собственной волей так овладеть мышлением, двигать им, как, скажем, двигают рукой, когда хотят ею что-то сделать. Фак­тически, постепенно обретают чувство, что учатся мыслить так же, как в ином случае учились брать что-либо или ходить: мышление становится чем-то отдельным от человека". Как рука или нога после определенного напряжения, действия устают, так ощущают и медитативное мышление — после напряжения оно нуждается в расслаблении, отдыхе. Это мышление творческое, его субстанция эфирная. Напр., в возрасте семи лет оно образует в человеке первые зубы. 334 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1037
. "Медитировать — это значит то, что человек знает, превращать в благоговение, даже отдельные конкретные вещи". 37 с.293


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1042
. "Медитирование — это среднее состояние. Оно — ни мышление, ни восприятие. Это мышление, которое столь живо живет в душе, сколь живо бывает восприятие, и оно есть восприятие, которое со­держит в себе не внешнее, а мысли. Между люциферическим элементом мысли и ариманическим элементом восприятия протекает душевная жизнь в медитации как в божественно-духовном элементе, который несет в себе один прогресс мировых явлений. ... И медитирующий знает, что мера люциферического и ариманического должна быть в медитации в равновесии". 147 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1064
. Азуры — это существа, которые в одном отношении более продвинуты, чем человек, у них уже выработан Манас на др.Луне, но до того, как пришел импульс Буддхи, которого они поэтому не имеют, а Манас их эгоистичен. "Они вожделеют воплощаться в астральные формы, которые мы творим ... низ­шими мыслеформами.
     Если человек, недостаточно очистившийся от страстей, медитирует и этим творит сильные мыслеформы, то образует вокруг себя ауру страстей. В нее воплощаются эти азурические существа и могут затем человека стянуть вниз. Когда человек медитирует заспанным и недостаточно возвышает мысли, то он также творит эту материю и ничем не может помешать этим существам воплотиться в его мыслеформы". 93-а(19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1092
. А У М
     "Ищи путь".
     "Ищи путь, погружаясь вовнутрь".
     "Ищи путь, когда ты смело выступаешь из самого себя вовне". ("Свет на пути").
     "Это лишь видимость, что два последних изречения противоречат друг другу. В действительности они выражают два абсолютно верных факта. Погружение вовнутрь является только одной половиной пути. Прежде всего человек на современной ступени развития живет в восприятии чувствами внешнего мира. Также когда он рассудком, своим разумом обрабатывает эти восприятия чувств, он все же остается "вовне".
     Когда же он освобождается от впечатлений чувств, то уходит в самого себя, однако сила мышления ос­тается при этом с ним. Это мышление тогда делается пустым, освобождается от внешнего содержания. Таково "внутреннее погружение". Поскольку мышление опустошается, в него тогда может влиться новое содержание. Это содержание духовного рода, предыдущее же — чувственного. Когда человек снова выступает из себя, то он входит из сферы низшего "я" в "духовный внешний мир". На это указывает пос­леднее изречение: "Ищи путь, когда..."
     Все три изречения мистик соединяет воедино звуком "АУМ". В нем "А" представляет собой закрепленное состояние, в котором человек находится постоянно на современной ступени эволюции. "У" — это чувствен­ный образ внутреннего погружения, а "М" — выход вовне, в "духовный внешний мир". 264, с.100
     "А — прошлое.
     У — настоящее, весь окружающий нас мир.
     М — еще неведомое будущее, которым мы хотим жить". 264 с.216
     В А утверждается состояние, в котором человек обычно находится на современной ступени развития. У — осмысленный образ внутреннего погружения. M — выход во внешний духовный мир. 266-1, с. 57


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Работа над мышлением

     994а
. "Никто не может стать оккультистом, не умея совершать переход от наполненного чувственным к свободному от чувственного мышлению. Ибо это есть тот переход, на котором мы переживаем рождение "высшего Манаса" из "Кама-манаса". Этого перехода требовал Платон от желавших стать его учениками. Но оккультист, овладевший этим, должен овладеть кое-чем еще более высоким. Он должен найти переход от свободного от чувственного мышления в формах к бесформенному мышлению. Мысль о треугольнике, круге и т. п. еще обладает формой, хотя и не имеющей в себе ничего чувственного. Если мы ...перейдем к тому, что уже не имеет в себе формы, но содержит возможность порождать формы, мы поймем, что такое Арупа — Царство по сравнению с Рупа — Царством. И на самом нижнем, элементарном уровне в дифференциале нам предстает Арупа — Реальность. При дифференциальном исчислении мы всегда находимся там, где мир Арупы рождает мир Рупы. ... Следует лишь с полным сознанием интегрировать дифференциальное уравнение, чтобы почувствовать нечто от первоисточника сил, пребывающих на границе Арупы и Рупы".
     "...Гете искал бесформенное прарастение и стремился из него получить (другие, возможные) формы растений, подобно математику, получающему из уравнений особые формы, линии, поверхности". Д. 12, с. 9, 11


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     994б
. "Не является ли едва ли не каждое понятие, которым мы владеем, всего лишь предрассудком? Если мы не пожалеем труда ясно поставить перед душой все наши предрассудки, дабы по меньшей мере хоть внутренне освободиться от мира предрассудков, ежедневно устремляющихся в нас, то контроль мыслей окажется для нас невозможным; и мы не сможем прийти к истинному видению". 266-1, с. 23
     "Пока вы не обретете власть свои мысли "разматывать" словно по шнуру, до тех пор не ждите, что внутреннее откроется вам". 266-1, с. 30
     "Медитирование ведет к расслаблению связи астр. тела с эфирным, а эфирного — с физическим. Если оно происходит слишком быстро (в отношении Я), то развивается нервозность. Если не упражняются в чисто логическом мышлении, то это расслабление создает опасности". 266-1, с. 265
     Эзотерик вырабатывает внутреннюю твердость, затверделость, развивая ясное мышление. Он представляет себе развитие, проходящее через эоны, живет в безличных мыслях и так порождает в себе твердую линию. Не следует поддаваться в мышлении влиянию предрассудков, привычек, групповых отношений: семейных, национальных, расовых и т.д. Некоторые всю жизнь сохраняют в себе ум десяти-двенадцатилетнего подростка. Они легко поддаются управлению, идущему сверху, а когда, выйдя из должности, вынуждены жить без предписаний, быстро деградируют. 266-1, с. 472
     "С помощью медитаций, концентраций мы должны освободиться от этих теневых мыслей, концентрируя нашу душу, наше Я в эф. теле; так проникаем мы к истинным основам наших мыслей, ведущих свою жизнь в эфирном". 266-3, с. 286-287


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1002
. "Когда душа прошла через некоторое эзотерическое развитие, то она может, напр., взять снова Платона и читать его ... не для того, чтобы изучать, но чтобы сделать этим нечто". 145 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1045
. "...медитирование ... состоит в концентрации всех душевных сил на определенном легко обо­зримом комплексе представлений. Важно иметь в виду: это должен быть легко обозримый комплекс пред­ставлений, такой, на котором духовно-душевное человека в непосредственном настоящем могло бы сосре­доточить все внимание, так что в то время, как душа покоится на этом комплексе представлений, ничто не вливалось бы в нее из какого-либо подсознания или бессознательного, никакие душевные впечатле­ния, разыгрывающиеся в воспоминании.
     Если человек должен правильным образом осуществлять имагинативное познание, то во время медитирования ему следует весь комплекс представлений, которому он отдается со всеми душевными силами, иметь перед собой как какую-нибудь математическую проблему, чтобы в медитирование не вторгались окрашенные чувствами или пронизанные волей представления. Когда человек отдается математической проблеме, то в каждый момент он знает, что должен всей душевной деятельностью настойчиво держаться в том, что встает непосредственно перед душевным взором. Он знает, что ничто эмоциональное, ничто чувственное, никакие реминисценции из прошлой жизни не должны входить в то, что он себе представля­ет и что ведет к развитию суждения по требуемой проблеме. В таком же душевном состоянии следует осуществлять и правильную медитацию".
     Материалом для медитации должно служить нечто совершенно новое для человека, во что никак не могут примешиваться его чувственные импульсы воспоминания. Поэтому хорошо медитацию получить от опытного духоиспытателя. "Если такая медитация повторяется пусть короткое время, но ежедневно, то в конце концов наступает душевное состояние, в котором человек совершенно отчетливо чувствует: те­перь ты живешь во внутренней деятельности, которая отделена от физ.тела, теперь ты живешь в деяте­льности иной, чем та, которую как мышление, чувствование и воление ты возбуждал внутри физ.тела. Что здесь особенно выступает, так это отчетливое чувство: человек живет в мире, отделенном от физи­ческой телесности. Человек постепенно вживается в эфирный мир и чувствует это так, что собственный организм, физический организм принимает с относительной обьективностью. Человек некоторым об­разом смотрит извне на физический организм, как прежде он изнутри этого организма смотрел на внеш­ние предметы. Но свидетельством успеха медитирующего является внутреннее переживание, что мысли не­которым образом стали плотнее, что они уже не только носят свой прежний характер, т.е. являются аб­страктными, но он переживает в мыслях нечто такое, что подобно силам роста, делающим из маленького ребенка взрослого человека, или подобно силам, которые деятельны ежедневно, когда тело заботится об обмене веществ.
     Мышление вообще принимает реальный характер ... и благодаря тому, что человек чувствует себя в нем так же, как раньше чувствовал себя в процессе роста или в жизненном процессе, именно на этом основании и должно вырабатываться описываемое имагинативное мышление. Ибо, если человек вырабатывает его так, что бессознательное или, может быть, даже телесное примешивается к медитации, то те силы, те реальности, которые теперь человек переживает в сверхчувственном мышлении, могут опять отразить­ся в своей игре в физическом и эфирном человеческом организме. Там они тогда соединились бы с сила­ми роста, с силами питания, и, настойчиво пребывая в таком реальном мышлении, человек изме­нил бы свой физический и эфирный организм. Но этого не должно быть ни в коем случае! Вся деятельность, совершаемая человеком с целью достичь имагинативного познания, все эти силы должны быть направлены единственно на отношение человека к окружающему его миру, и они ни в коем случае не должны вмешиваться в физический и эфирный организмы. Эти последние должны оставаться целиком неизменными, так что в случае, если человек обретает способность своим мышлением дви­гаться в эфирном мире, то этим мышлением он мог бы, оглядываясь на свое физ.тело, видеть его неизме­нным. Оно остается таким, каким и было; эфирное мышление не затрагивает его".
     Находясь в эфирном мышлении, человек должен быть в состоянии по свободному решению в любой мо­мент вновь вернуться в физический организм и смотреть, и слушать, как он это всегда делал прежде. "Эта способность совершенно свободно, по собственному произволу переступать из физического бытия в эфирное бытие вне физ.тела и обратно должна постоянно присутствовать. Тогда достигается правильное имагинативное мышление". 215(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1046
. "Когда мы рассматриваем наш физический организм как воспринимающий внешнюю материю и снова выделяющий ее материально, то оказывается, что этот физический организм в определенном смысле спе­циально организован для восприятия и выделения современных субстанций; но в себе он несет нечто та­кое, что существовало в начале Земли, чего теперь на Земле больше нет, что исчезло с нее, ибо Земля содержит конечные, а не начальные продукты. Мы, т.обр., носим в себе нечто такое, что мы должны ис­кать в очень-очень древних временах в конституции Земли. ... И это является тем, что позволяет че­ловеку сказать: я храню в себе начало Земли. Благодаря рождению в физическом бытии я несу с собой нечто такое, чего Земля теперь не имеет, а имела миллионы лет тому назад. ... Что подобным образом пребывает в человеке и чего уже нет в Земле, может, тем не менее, выступить перед человеческим на­блюдением. И это происходит благодаря тому, что человек овладевает ... медитированием. Человек привык представлениям, через которые он воспринимает внешний мир, просто давать возникать в себе, во­ображать себе внешний мир через эти представления. И в последние столетия человек так сильно при­вык воображать себе только внешний мир, что стал совсем не в состоянии сознавать внутренне, что представления он может также образовывать свободно изнутри. Образование таких свободных представле­ний изнутри и называется медитированием: пронизанием себя в сознании представлениями, которые при­ходят не от внешней природы, но извлекаются изнутри, когда человек преимущественно обращает внима­ние на ту силу, которая производит эти представления. Человек тогда приходит к тому, чтобы чувство­вать, как действительно в одном человеке коренится другой человек, как в человеке действительно мо­жно внутренне ощутить нечто такое, что, напр., подобно мускульной силе... Медитирование имеет успех, если человек в конце концов может сказать себе: в моем обычном мышлении я совершенно пассивен. Я по­зволил чему-то совершиться со мной. Я позволил природе набить меня мыслями. Но я больше не хочу быть набиваемым мыслями, я хочу вносить в мое сознание те мысли, которые я желаю иметь, и переходить от мысли к мысли только силой самого внутреннего мышления. — В этом случае мышление будет ста­новиться все сильнее и сильнее, как крепнет рука от частого употребления. ... Тогда тотчас же вы­ступает перед сознанием то, что человек несет в себе, как повторение древних состояний Земли. Он познает ту силу, которая съеденную им пищу в физ.теле преобразует и перепреобразует. И когда он достигает того, чтобы переживать в себе этого высшего человека, который столь же реален, сколь и физический человек, тогда он одновременно приходит к тому, чтобы внешние вещи мира также созерцать этим усиленным мышлением". 234 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1047в
. "Конечно, эзотерику непросто в медитации удалить из души всякое мысле-, чувство- и волесодержание и развивать лишь сами силы. ...По сути говоря, медитант находится в состоянии спящего человека, только сохраняет сознание". Во время сна астр. тело и Я покидают кровеносную и нервную системы, но продолжают действовать в железах и органах чувств. "Это может показаться парадоксальным, что органы чувств особенно бодрствуют, когда человек спит". Я и астр. тело ночью напоминают Солнце на другой стороне земного шара. Кто способен сохранить сознание во время сна, может пережить свет Я, работающий, например, над восстановлением утомленного за день глаза. Можно пережить имагинацию Архангела, борющегося с демоном. Она возникает потому, что и ночью кровь должна притекать к глазу. Сам же глаз в длительной эволюции творился Иерархиями.
     В медитации мысль, чувство и воля должны стать не интенциональными. 266-3, с. 227-228, 233
     Эзотерики жалуются, что во время медитации их атакуют посторонние мысли. Но это естественно. "Это люциферические и ариманические существа, которых мы прежде не замечали, но именно через медитацию они и становятся заметны".
     С такими мыслями не стоит бороться, как с роем пчел. "Через тихое и спокойное продолжение медитации они сами покинут нас". 266-3, с. 144
     Медитанты жалуются, что не могут управлять мыслями. Нас окружают существа, которые все сильнее атакуют нас. "Радуйся, что так обстоит дело; так проявляется успех в медитации, которым тебе явлено, что мысли суть духовная сила".
     "Мысли, устремляющиеся на нас, — это порхающие вокруг нас существа духовного мира, которые, чем больше мы стараемся их задержать, тем сильнее атакуют нас. Не стоит на это жаловаться , нет, будь рад, что это так... ибо так выражается успех в медитации, который показывает, что мысли — духовная сила". 266-2, с. 158, 344
     "Как только мы начинаем медитировать, эф. тело стягивается. В результате возникает внутреннее чувство тепла, поскольку тепловой эфир находится в самом низу; ...он-то и стягивается. Если при этом обратить внимание на то, что имеешь вне себя, то можно воспринять, как некий род религиозной самоотверженности (преданности) течет как моральное тепло в мировом эфире. И что имеешь в себе, осознаешь как то, чего следует стыдиться в связи с этим моральным мировым теплом". И поскольку делать всего этого не хотят, говорят, что не имеют прогресса.
     "После медитации хорошо сделать спокойную паузу, сделать душу совершенно пустой и только ждать, какие имагинации придут к нам из высших миров". 266-3, с. 252, 89


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1059
. "Медитирование должно быть вживанием в обликообразующие силы мысли; оно должно быть об­наружением живого чувства мысли. Что мысль нечто делает в нас — это должно быть обнаружено во время медитации". Это вживание в формирующие силы мира много ищется мировоззрением Востока. Поэтому там говорят о единении с Брахманом в медитировании. 162 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1059а
. "Сила этого (медитативного) слова заключена не только в мысли, выраженной им, но также в ритме и звучании слова. Мы должны слушать его, и если при этом нам удастся исключить все чувственное, то нужно сказать: мы должны уметь наслаждаться звучанием слова, с наслаждением предаваться ему. Тогда духовный мир звучит в нас. И поскольку так много связано со звучанием слов, то перевод медитаций на другие языки — дело сложное. Медитативные формулы, полученные нами на немецком, непосредственно таковыми принесены из духовного мира".
     "Мантры рождают колебания слова, созвучные с колебаниями мысли в акаша-материи". 266-1, с. 197, 123
     Медитация: Es webt mich. ...Божественная творящая, правящая сила пребывает в E, астральное — в S.
     "Мантрам, медитация не есть понятие, а лишь внутреннее переживание звука речи. Мы прислушиваемся к себе самим, но до речи дело не доводим". 266-3, с. 67, 190


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1061
. "Кто выполняет медитативные упражнения, которые в отдельных случаях могут быть совсем короткими, кто в течение месяцев или лет все вновь и вновь с энергией и терпением повторяет их, тот однажды заметит, что в своей душевно-духовной жизни он делается полностью независимым от физическо­го организма. Он может фактически обнаружить: когда я думаю в физическом организме, то пользуюсь этим физическим организмом, хотя само мышление протекает не в физическом организме; физический организм дает через свою тонкую организацию отображение мышления; благодаря этому я его осо­знаю". 215 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru