BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ до рождения - см. также ЖИЗНЬ после смерти

420. "На Земле должно было быть исцелено то, что надлежало иметь человеку дабы стать "я". Ибо ради возможности стать "я" человек должен был получить распадающееся тело. Но если бы (и впредь) тело осталось распадающимся, то Земля потерпела бы ущерб, и души, принимая физ. тела от Земли, после смерти страдали бы от ощущения того, что Земле этими распадающимися телами нанесен ущерб.
     Благодаря же Мистерии Голгофы можно, пройдя врата смерти, сказать себе: да, мы носим на Земле это распадающееся физ. тело, ему мы обязаны возможностью развивать свободное "я" в человеческом существе. Но Христос, живший в Иисусе из Назарета, освятил это физ. тело так, что оно стало не вредно для земного бытия, так что мы можем видеть успокоенность там, внизу, в земном бытии; и после Мистерии Голгофы семя, неправомерное благодаря физ. телам, которые употребляют люди ради своих "я", не падает в землю. Т. обр., Христос прошел через Мистерию Голгофы, чтобы человеческое физ. тело освятить для земного бытия".
     "Как благодаря Мистериям, через древний Принцип Отца и Его бытие внутри человеческого развития, спасали душевное человека, так человеческая телесность спасается через Целителя, через Спасителя, через Христа, прошедшего через Мистерию Голгофы.
     Но если бы этим все и кончилось, то те, кто знал бы о спасении тела, могли бы носить в себе Христа как действующее в них Существо, как телесно действующее в них Существо. И с этим люди опять-таки не могли бы быть свободными существами. Если бы на этом все остановилось, то люди — в то время как на поверхность с XIV столетия выступила свобода — стали бы развиваться таким образом, что воспринимали бы в себя Христа для успокоения своих душ после смерти, благодаря чему души могли бы взирать на Змею, как я вам описал, но они не смогли бы стать свободными. И если бы они пожелали стать добрыми, то должны были бы дать Христу действовать в них так, как в древности действовал Отец в непосвященных людях. В то время люди, когда в них могло развиться "я", становились свободными. Посвященные в древности были свободными людьми, остальные люди — несвободными, поскольку Отец жил в них бессознательно. И вот теперь христиане, обретшие Христа и пожелавшие стать сознательными в себе существами, были бы вынуждены всякий раз, желая стать добрыми, выключать в себе свое я-сознание, чтобы с выключенным я-сознанием пробудить в себе Христа. Не сами они смогли бы стать хорошими, но единственно Христос должен был бы в них стать хорошим. Люди странствовали бы по Земле, и Христос жил бы в них; и когда Христос входил бы в человеческие тела, то они исцелялись бы. Но добрые дела, совершаемые людьми, они были бы не их делами, но делами Христа.
     Однако не такой была задача, миссия Сына Божия, связавшего Себя с земным развитием через Мистерию Голгофы. Он желал жить внутри людей, но не затемнять их восходящее я-сознание. Однажды Он это сделал в Иисусе, в котором во время крещения на Иордане на место его я-сознания встало сознание Сына. Но у будущих людей такого не должно было происходить. В будущем люди должны были поднимать "я" в полное сознание, и при этом Христос должен был жить внутри них.
     Вот почему было необходимо, чтобы Христос исчез из непосредственного созерцания людей, чтобы Он хотя и остался связанным с земным бытием, но исчез от непосредственного видения человека. К Нему применимо выражение, употреблявшееся в местах древнего посвящения: если существо, чье бытие доступно наблюдению людей в физическом мире, перестает быть видимым, то, значит, оно вознеслось на Небо. Оно вступило в те сферы, в которых физическое видение отсутствует. Так вознесся Христос, так перестал Он быть видимым. Ибо Он мог остаться видимым физически только выключая "я", и люди тогда лишь потому совершали бы добрые поступки, что Христос совершал бы их в них.
     Тот род и образ, каким Христос был видим апостолам, ученикам также и после Своего воскресения, он прекратился: Христос совершил воскресение, но Он послал людям То Существо, Которое не выключает я-сознание и к Которому человек поднимается не в созерцании, но именно в созерцающем духе. Он послал людям Святого Духа.
     Таким образом, Святой Дух является тем, Кто должно быть послан Христом, чтобы человек мог сохранить свое я-сознание и Христос мог бы бессознательно для человека жить внутри него. Так что человек, когда он в полном смысле слова ставит перед своей душой вопрос, что же он, собственно говоря, за существо, мог бы сказать: когда я оглядываюсь на то, что сознавали древние посвященные, то вижу, что во мне живет наполняющий космос Принцип Отца, Который выступал в древних посвященных и разворачивал в них "я". Это тот Принцип, Который жил в нас до того, как мы низошли в физический мир. Благодаря тому, что Принцип Отца жил в них, древние посвященные могли вспомнить с полной ясностью тот род и способ, каким они жили до того, как низойти в физический мир. Божественное они искали в до-рождении, в предсуществовании: из Бога рождаемся.
     После Мистерии Голгофы для людей не могло сохраниться: "Христа созерцаю я"; ибо тогда всем своим добром человек был бы обязан только Христу и ничего не мог бы развить сам. И к человеку должно было прийти: во Христе умираем. ... с принципом смерти в себе человек смог соединить Христа.
     Но его новое сознание могло быть пробуждено через Существо, Которое к людям послал Христос, через Существо Святого Духа: со Святым Духом воскресаем... Отец является нерожденным родителем, введшим Сына в физический мир. В то же время Отец пользуется Святым Духом, чтобы сообщить человечеству, что сверхчувственное постигаемо в духе также и тогда, когда дух не видим. Это происходит внутренне также и в абстрактной духовности, если ею врабатываются в живое, когда через внутренне живущего в нем Христа человек также и труп мысли, который мы имеем от нашего бытия до рождения, пробуждает к жизни.
     Весть о Святом Духе и явление Самого Святого Духа во время Крещения пришли через Отца. И когда Христос послал Святого Духа своим, то весть об этом пришла через Христа, через Сына". 214 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Мистерии древности и Пятидесятница

627. "Из Мистерий пришло учение, что высшее Солнечное Существо дает людям, прежде чем они сойдут на Землю, силу после смерти снова правильным образом взойти в духовные, в звездные миры. И учитель Мистерий говорил своим ученикам, а те, в свою очередь, остальным людям: это духовная сила Солнца, духовный свет проводит вас сквозь смерть, и вы берете его с собой, когда через рождение сходите в земное бытие". Много религиозного почитания, благоговения выражалось в молитвах этому высокому Солнечному существу, выражалось в солнечном культе, церемониях, солнечных богослужениях. "Этот солнеч­ный культ состоял в том, что изображение Бога клали в могилу, а через несколько дней снова вынимали, и это означало, что Бог, Солнечный Бог пребывает в Мироздании, и Он каждый раз пробуждает человека, когда тот подпадает смерти".
     В Мистериях также учили, что до рождения душа человека пребывает возле этого Солнечного Бога, и жрецы знали и говорили, что Это Существо есть Христос. "Но до Мистерии Голгофы все обстоя­ло так, что жрец, совершавший жертвоприношение, говорил тем, кто участвовал в культе: если вы хоти­те знать Христа, то вы не можете найти Его на Земле, вы должны возвыситься до тайн Солнца". Людям того времени (за 2-3 тысячелетия до Мистерии Голгофы) это было не особенно трудно сделать, ибо они обладали инстинктивным воспоминанием о своем доземном существовании. Но к VIII столетию до Р.Х. ...люди перестали понимать жрецов, и создалось ощущение, что люди отпали от Христа, Который прежде обеспечивал им бессмертие. На Землю пришел страх, страх людей за свое вечное существо. "И вот, в то время, когда люди больше не могли находить Христа по ту сторону Солнца, Он из бесконечной милости и из бесконечного сострадания низошел на Землю, дабы люди могли Его находить на Земле". Это событие не имеет подобных себе во всем развитии мира: Бог прошел сквозь человеческую судьбу, через рождение (в Иисусе из Назарета) и смерть. "С этого времени люди могут постоянно взирать на то, что было принесено на Голгофу, и могут на Земле, поскольку их созна­ние больше не возносится к небу, находить Того, Кого они иначе утратили бы совсем: Христа.
     Те, кто первыми участвовали в тайне Голгофы, еще обладали остатками инстинктивного сознания. Это были ученики и апостолы Христа. Они сознавали: Существо, Которое прежде можно было найти только на Солнце, если человек был способен созерцать духовное Солнце, теперь можно найти благодаря тому, что правильно понимаешь рождение, жизнь и страдание Христа Иисуса". Такое знание сохранялось до IV столетия по Р.Х., затем оно полностью исчезло. Но настало время проложить но­вый путь ко Христу, к пониманию События Христа как духовного, а не исторического события. В этой свя­зи следует сказать, что Христос оставался Учителем апостолов, также и пройдя врата смерти. Но потом наступил момент, в который они вдруг перестали Его видеть. Этот момент описан в Евангелиях как Вознесение. И глубокая, бесконечная печаль охватила учеников. Подобную печаль переживали в древних Мистериях, когда клали в могилу изображение солнечного Бога; но печаль, сошедшую в сердца учеников, не­льзя сравнить ни с чем. Действительное, глубокое познание всегда рождается из боли, из страдания, без которых вообще не достичь высших миров. "Без страданий, без множества страданий и без освобождения через них, так что они уже не подавляют человека, духовных миров не познать.
     Ученики Христа в те 10 дней, которые протекли после Вознесения, очень много выстрадали, ибо от их взора исчез Христос. И из этой боли, из этой бесконечной печали возникло затем то, что мы назы­ваем тайной Пятидесятницы. ...Ученики обратились ко всему, что жило в них как память о Событии Голгофы. И из этого воспоминания, из этой боли в их душах вновь взошло созерцание того, что человек утратил, поскольку больше не имел инстинктивного ясновидения. ...Ученики Христа сказали те­перь, через 10 дней после того, как их внешний взор перестал видеть Христа: мы видели Мистерию Гол­гофы, что дает нам силу снова почувствовать наше бессмертное существо. — Это выражено символически в огненных языках. Поэтому мы также духовно-научно в тайне Пятидесятницы можем видеть Мистерию Гол­гофы заступившей место древнего мистериального солнечного мифа". Этот миф был хорошо известен апос­толу Павлу, ученику Мистерий. Поэтому он не мог поверить, что ученики Христа видели Его в земной сфе­ре. Но он тут же уверовал, когда в событии перед Дамаском сам увидел Христа в сфере Земли.
     "После Мистерии Голгофы Христос пребывает на Земле, среди людей, ибо Он низошел на Землю". Это все снова должно чувствоваться как тайна Пятидесятницы. В наши сердца входит Его Сила, обеспечивающая наше бессмертие. Со всей серьезностью следует проникнуть к познанию: "Нe только в начале нашего летоисчисления был на Земле Христос. Он всегда здесь. Он говорит к нам, когда мы хотим Его слушать. — Но для этого через Духовную науку необходимо научиться в каждом материальном существе видеть духовное, духовное за камнями, духовное за растениями, животными, за человеком, за облаком, звездой, за Солнцем. Когда мы через материю снова найдем дух в его действительности, тогда мы также откроем наши человече­ские души для голоса Христа, Который хочет говорить к нам, когда мы хотим Его слышать".226 (речь от 17.V.1923)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

16. Полночный час бытия

877. "Чем больше мы вливаемся во вторую половину времени между смертью и новым рождением, тем яснее возникает... постоянно стоит перед нами наш высочайший идеал Человека — мировая цель Богов".153(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

878. "Импульс Христа пребывает в ауре Земли... Но сила, приближающаяся к нам в Мировую Полночь, чтобы распространить свет нашего желания на все наше прошлое, эта сила существует только в духовном мире, там, где не может быть уже никаких тел. И когда Импульс Христа довел нас до Мировой Полночи... мы познаём Дух духовного мира, Который нас пробуждает в то время, как из Мировой Полночи загорается новый свет, озаряя наше прошлое одиночество. Во Христе мы умираем; Духом, бесплотным Духом, который называется Святым Духом, т.е. Духом, живущим без плоти, этим Духом мы пробуждаемся снова в нашем су­ществе от Мировой Полночи..."153 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

883. "Из совокупности животных групповых душ формирует человек свой внутренний, расчлененный на органы организм" в период Полночного часа бытия. Затем он входит в сферу действия планет, где подго­товляется его эф. тело, и он усваивает тягу к воплощению.207 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

886. "Земное мыслительное во внеземном является в человеческом существе духовным, содержанием его души до того, как ему нужно низойти в физический мир. Другое содержание души можно обозначить не иначе, как — взяв такое понятие из земной жизни — страх. Во время, предшест­вующее земной жизни, в душе живет нечто такое, что целиком пронизано страхом. При этом, естественно, должно быть ясно, что страх, как переживание вне физ. тела, представляет собой нечто совсем другое, чем в физ. теле человека. ... В некотором роде человек устает от внеземной жизни, и то утомление выражается не как утомление, а как страх перед Вселенной. Человек в некотором роде бежит от Вселенной. Что составляет основное свойство Вселенной он ощущает, как нечто, ставшее ему теперь чуждым, что ему больше ничего не дает; он ощущает некий род боязни, страха перед тем элементом, в котором он те­перь стоит. Он хочет вырваться из всеобщности чувства и стянуться в то, чем является человеческая те­лесность.
     Ну, а идущее от Земли навстречу человеку, навстречу страху, в котором он находится, когда снова приближается к земному бытию, представляет собой род силы притяжения". 210 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Роль внутренних планет (народ, семья, пол и др.)

887. "В определенном пункте доземного бытия человек начинает говорить себе: вокруг себя я видел других божественно-духовных существ как мое собственное существо. Теперь эти божественно-духовные су­щества как будто бы перестают являть свои облики, они как бы облекаются во внешнюю образность, делают­ся звездными, какими я познавал эти звезды в предыдущей жизни с помощью физического зрения. ... Парал­лельно с этим созерцанием идет душевное внутреннее переживание того, как духовный мир в его наисобственнейшей жизненности отступает назад и лишь свое откровение являет человеку".
     "Человек переживает потерю и вожделеет ее восстановить. Эти переживания так подготовляют душу, что она становится приемлемой для лунных сил, которых прежде для нее как будто вовсе не существовало. Жи­вая деятельная интуиция становится деятельной живой инспирацией. Начинают приобретать значение субъ­ект и объект. Человек чувствует внутреннее душевное субъективное бытие, которое ему подготовляют лун­ные силы, а откровение космоса он теперь начинает чувствовать как объективный внешний мир. ... Возни­кает живая мысль: я должен его иметь, это физ. тело, к нему склоняется то, в выработке чего я сам со­участвовал: космическое, духовное семя".
     "На той стадии, где человек захвачен лунными силами, где внешний универсальный мир, бывший прежде универсумом его собственного физ. тела, является лишь в откровении, в тот момент наступает то, что я мог бы назвать так: для человека вообще прекращается связь с тем, что раньше было его человеческим универ­сумом. Это универсальное семя физ. тела, над которым человек работал столь долгое время, отпадает от него. У него его нет на определенной стадии доземных переживаний. Дело тогда представляется таким образом, что он обладает таким внутренним, которое распалено лунными силами, пробито, пронизано жаждой земной жизни и окружено теперь образами духовно-космического мира. Если человек теперь духовно-душевно схва­тывает эти образы, то он их прокалывает, здесь больше нет реальности, реальность человеческой души в доземном бытии на определенном этапе ее переживаний отпадает. Душа больше не имеет реальности челове­ческого универсума вокруг себя и в себе. И вскоре после того... на Земле наступает зачатие физ. тела, которое теперь берет на себя, стягивает в себе духовно-универсальное и образует его далее в ходе физи­ческой наследственной эволюции. ... Это весь величественный Универсум стянут и пронизан тем, что при­носит физическая наследственность".
     "Из космического эфира человек теперь стягивает эфирное в свой космический мир образов. Он стягива­ет его воедино; он наполняет то, что еще лишь как космическое воспоминание находится в нем, мировым эфиром, который он стягивает воедино; и так он образует свой эфирный организм. Человек образует свой эфирный организм во время, когда физический организм отпадает от него, когда физический организм внизу находит свое продолжение через зачатие в физической наследственной эволюции, а человек облекается в свой эфирный организм. Все вожделение, желание земной жизни, жившее в душе, теперь переходит на эфирную организацию".
     В этот период душа сознает все эти лунные силы, образование эфирного организма. Но все, происходя­щее на Земле благодаря зачатию, остается бессознательным. "Здесь космическое сознание выключается, и в совсем маленьком ребенке выступает как бы бессознательное воспоминание о том, что было пережито в доземном бытии. Это бессознательное, но деятельное воспоминание интенсивно работает над всем ребенком; бессознательно, естественно. Оно нуждается в материи человеческого мозга и всего остального человеческого организма. ... Существенное подготовлено уже ранее и реализуется впоследствии, но еще многое должно быть доработано в этом стянутом в физическое человеческое тело космически-физическом духовном организме".215 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

901. В земной жизни смерти боятся как неизвестности. "В жизни между смертью и новым рождением относительно земной жизни господствует чрезмерно большая очевидность, которая ошеломляет, которая ли­шает сил. Человек впадает по этой причине в бессильно-сновидческое состояние, возбуждающее в нем стра­стное желание снова низойти на Землю".235 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     6. "Путь нисхождения в собственное внутреннее человека особенно интенсивно проходился в египетских Мистериях Озириса или Изиды. Это нисхождение происходило под непременным руководством учителя.
     В дневной жизни наша душа (как ощущающая, рассудочная и сознательная) питается силами Венеры, Мер­курия и Луны. В силы Венеры еще можно войти самому, пройдя через воспитание в себе смирения и самопожертвования, любви и сострадания ко всему бытию. Но чтобы войти в силы Меркурия, необходимо во всем: и в мыслях, и в чувствах — подчиняться воле учителя, пережившего сознательно эти силы уже в прошлых воплощениях (это описание не относится к новым временам). Здесь человек ведется в свое внутреннее жрецом Гермеса, или Меркурия, и ему необходимо выключить свое Я. Тогда человек начина­ет видеть глазами учителя и мыслить его мыслями. И он переживает жизнь во времени, текущем в обрат­ную сторону, а себя — расширяющимся во времени в свою прошлую жизнь и за пределы рождения, в преды­дущие поколения. Однако это не было чувством идентичности со своими предками, а как бы парением над ними до определенного пункта, где впечатление, что ученик имел земной облик, терялось. Это был пункт, где терялись следы наследственности, действовавшей в посвящаемом. Все это он переживал в своем эф.теле, которое он узнавал в его долгой истории, проходящей через предков. Сам же он работал над ним из духовного мира после своей последней смерти; оттуда он напечатлевал эф.телам предков оп­ределенные качества, которые потом сам унаследовал.
     Так ученик Мистерий Изиды узнавал свою жизнь до рождения, свое нисхождение из высей, когда он целиком брал на себя дальнейшее конструирование своего эф. тела. Говорили, что нисходя в свое эф. тело, ученик познавал свое высшее.
     Дойдя до точки своей последней смерти, ученик встречался с остатком своего прошлого эф.тела, со своим эфирным трупом и, проникая в него, приходил к переживанию момента своей последней смерти и более раннего времени. Так он узнавал о реинкарнациях. Переживание остатка прошлого эф.тела, прош­лой жизни называлось переживанием нижнего. Так соединялись в круг прошлая и настоящая жизнь ученика, высшее и нижнее. Символически это выражалось в виде змеи, глотающей свой хвост.
     Дальше ученик шел к познанию прошлой жизни. Вновь ему подчеркивалась необходимость отказаться от себя, от личного самосознания, чтобы познать другую индивидуальность — предыдущее воплощение, — вой­ти в другую телесную оболочку. Будучи возвращенным учителем из прошлого воплощения в настоящее, уче­ник вновь находил себя, но состоящим из двух личностей, он переживал свое физ.тело изнутри. Повторяя путь к прошлому воплощению, ученик постепенно достигал предпоследнего воплощения и переживал третью личность. В целом можно дойти до Лемурийской эпохи, где возникло минеральное царство и где была наша первая инкарнация. Таково было посвящение в Мистериях Изиды или Озириса". 119 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru