Беседа. Журнал литературы и науки. 1923, © 2.
Июль-август.Эпоха. Берлин. Стр. 378-392.
В номере первом "Беседы" напечатана статья д-ра Лейзеганга "Антропософия". В ней автор описывает одно из духовных течений современной Европы; и - между прочим: дает портрет д-ра Рудольфа Штейнера. Описывать что-либо - значит: иметь план описания, которое - переход к объяснению и к оценке; попытка д-ра Лейзеганга дать очерк антропософии - сбивается на оценку, которая выростает из груды фактов, о деятельности д-ра Рудольфа Штейнера.
Рисуется вот какая картина: в 80-90-х годах прошлого века Штейнер редактирует естественно-научные сочинения Гёте, печатает работы по теории знания, пишет рецензии о стихах и романах; и пишет статьи: о базальте, о папстве, о Нитцше, о ледниковом периоде и т.д.: поклоняется Гегелю, подчеркивает свою связь с анархизмом, смеется над теософами(2); с начала же 900 годов он становится теософом, он пишет мистерии-драмы, печатает ряд "оккультических" сочинений; и возглавляет германскую фракцию Теософического О-ва(3); потом - рвет с теософами, организует антропософов, какие то тайные общества и т.д.(4). Водоворот "деятельностей" дан в немногих страницах; конкретного живописания и попытки отчетливо вникнуть в водоворот этот - нет; остается читателю неизвестным, что собственно Штейнера привлекало к теориям Геккеля, Гёте и Нитцше; потом - к теософии; предоставляется думать, что "геккелизм" означает "то", "это", а "о к к у л ь т и з м" - "это", "то"; "то" и "это" - комплекс обывательских мнений об оккультизме и трансформизме.
Картина-гротеск: Рудольф Штейнер набрасывает не рукою, а десятью торопливыми пальцами десять трактатов: о логике, о теории знания Гёте, науке и истине, папстве, о Нитцше, о Геккеле, мире и жизни, о посвящении, о телах человека, о социальном вопросе и ледниковом периоде. Перспектива - отсутствует; вперяться в экстазы путей посвящения и разрешать судьбы логики в одновременном порыве - убить перспективу, все видеть на плоскости. Новорожденные видят так. И д-р Лейзеганг, не умея связать разнородные сферы антропософии Штейнера, переходит к оценке методики Штейнера: "Мы имеем здесь перед собою... круг, в котором вращаются все оккультисты"(5).
Но возникает вопрос: картина без перспективы предметов картины принадлежит - кому? Д-ру Штейнеру, или д-ру Лейзегангу? Кто не имеет третьего измеренья воззрений, все видит на плоскости? И не пытаясь критически разобраться в увиденном, уподобляется новорожденному, - кто?
Если Штейнер, - тогда: как могли ученые руководители кюршнеровского издания собрания сочинений Гёте(6) на протяжении 10 лет выносить безответственного руководителя в своем обществе? Рудольф Штейнер на протяжении 10 лет занимался "калечением" текста естествознания Гёте - конкретными примечаниями: о теории звания, методологии точных наук (математики, физики, химии, физиологии, психологии и т.д.), о причинности, рассуждениями об отношении Гёте к Ньютону и математику Эйлеру, объяснениями (впервые данными) явлений спектрального анализа в духе теории Гёте и отношением к этой теории позднее возникшей гелио-механики, комментариями по поводу призмы, крон и флинт-гласса, метаморфозы растений и отношения трансформизма у Геккеля к трансформизму у Гёте; отчетливым вскрытием девяти кругов объяснения фактов у Гёте, попыткою истолковать факт первичный ("Протофеномен") у Гёте в многоразличии этих кругов - Рудольф Штейнер нарисовал картину единства многоразличий гетизма в плюро-дуо-монизме; статьи о теории знания Гёте, механике, физике, биологии и огромнейший аппарат комментарий спрессованы доктором Штейнером дважды: 1) в его сочинении о том, какая теория знания могла бы свести к целостности разнообразие Гетевых устремлений научных(7), 2) в его книге о Гёте, сводящей научные и философские выводы к сравнительно популярному изложению(8); в этих долгих, упорных трудах отчеканился новый взгляд на философа и ученого Гёте, рисующий много прогнозов, к которым лишь ныне приходят ученые, переоценивая взгляд недавнего времени на "диллетанство" поэта; оно оказалось во многом пророчеством, опережающим научную современность на сто почти лет; в связи с Гёте чеканилась оригинальная теория знания(9) и философия Штейнера(10), взгляд на историю мысли(11), естественно легшие в основу философии антропософии.
Где у д-ра Лейзеганга характеристика трудов по гетизму и теории знания Штейнера? В очерке остается не вскрытым, над чем 10 лет упорно работала мысль Штейнера, прокладывавшая рельсы к обоснованию антропософской теории знания; работы Штейнера о Гёте среди антропософов вызвали ряд трудов(12), заметок и рецензий по "гетеанизму"; о всем том - глубокий молчок. Не упомянуто, что мысль д-ра Штейнера по сию пору работает в области гетевой теории света, о чем свидетельствует его курс "Uber das Wesen der Farben"(13); не упомянуто, что проблемы научной методологии в духе той линии, которая начертана в первых трудах Штейнера, постоянно затрагиваются в ежемесячнике "Die Drei", издаваемом в Штуттгарте учениками и последователями Штейнера(14); не дано сколько нибудь исчерпывающего очерка деятельности антропософов в наши дни, т.е. деятельности курсов, конгрессов, научных достижений (сюда работа г-жи д-ра Колиско, устанавливающая на основании ряда лабораторных опытов роль селезенки); рисуя картину антропософского движения, как не остановиться подробнее на формах недавно сгоревшего "Гетеанума" и на той работе, которая десять лет велась группою дорнахских художников-резчиков. И - наконец: как не коснуться методов преподавания в Вальдорфской школе, насчитывающей более 600 детей, отроков, юношей (от 8-летнего возраста до 17-летнего), методам преподавания посвящены книги и ряд статей Штейнера (сюда изданный его "Lehrer-Kursus") и вальдорфских учителей (Каролины фон Гейдебрандт, Штейна, Штокмейера и др.); недавно я был на педагогической неделе, устроенной в Штуттгарте группою преподавателей; в ряде докладов преподаватели истории, математики, физики, биологии привели отчет о результатах, достигнутых ими; выставка детских рисунков, проэктивно-геометрических чертежей, рукоделий, открытая в школе, есть тоже отчет, и обо всем том - молчок в очерке д-ра Лейзеганга, рисующем деятельность антропософов(15).
Поэтому: утверждения Лейзенганга о позднейшем отходе д-ра Рудольфа Штейнера от точной науки в "туман" теософии лишены всякого конкретного основания; и противоречат научным работам антропософов; не вскрыта и философская позиция Штейнера в его "Философии Свободы"; не вскрыта теория знания Штейнера, им суммированая в тезисы в "Wahrheit und Wissenschaft" в этой теории знания дан обстоятельный разбор позиции абстрактного монизма и абстрактного дуализма; и дан внятный разбор кантианства с точки зрения подлинной критической философии; д-р Ганс Лейзеганг совершенно бездоказательно утверждает: "Рационально мыслящий человек... ощущает... пропасть между субъектом и объектом, что... выражено Кантом" ("Беседа", © 1, стр. 247), д-р. Рудольф Штейнер в двухтомном сочинении "Rätsel der Philosophies подробно вскрывает, как в истории философии создалось "иррациональное" положение рационального человека, т.е. утрата им объекта; и вместе с объектом самого чувства действительности; и указывает, что Кантово выражение рационального мышления - не рационально: отношение между субъектом и объектом перепутано Кантом; оно у него в противоположении субъекта, как мысли объекту, как факту, между тем субъект и объект лежат внутри мысли; они - дефиниции мысли; природа факта лежит в рациональном; но рациональное в нас есть факт жизни сознания. Кантов вопрос, как возможны синтетические а priori - догматичен; в вопросе том Кант отправляется от данного мещанского мышления, как возможного; подлинная теория знания должна вопросить: возможны ли a priori Канта? И если возможны, то - как? По отношению к акту познания первый вопрос есть вопрос о том, чем должно быть познание, чтобы познавательные потребности осуществили себя; и вопрос уж второй, чем дано нам познание (в его докритическом виде); через основной теоретико-познавательный вопрос Кант перепрыгнул. Штейнер вскрывает, как именно Кант перепрыгнул чрез основное сомнение, а д-р Лейзеганг аппелирует к Канту без всякого желания разобраться и в Канте и в Штейнере; поэтому его аппеляция к "рационально мыслящему" против Штейнера - "иррациональна" и "некритична"; она - философская мина: без содержания.
В статьях, посвященых гетизму и научной методологии, Штейнер рисует возможность соединять взгляд на анархическую свободу человека со взглядом на мир, как иерархию духов; оригинальность теософических взглядов Штейнера - в изменении традиционных теософии включением человека в план сотворения мира действительности; теория знания Штейнера рисует действительность, как познавательный результат; данность - хаос и sui generis субъективный кисель; промышление данности перерабатывает ее впервые в действительности; действительность есть содеяние ("Wirklichkeit от слова Wirken): содеяние силой мысли; акт познания - творческий акт; к тому акту нам следует возойти еще особой культурою, расширяющей в нас познавательные пределы; в вопросе о том, чем должно быть познание, Штейнер стоит на почве критической философии; его критика Канта есть критика догматизма, не до конца преодоленного Кантом(16); в вопросе о том, как возойти к акту должного знания, как укрепить в себе силу мысли путем упражнений, он развивает учение самопознания, как пути посвящения.
Миросозерцательный взгляд свой(17) определяет Штейнер то, как конкретный монизм, то как конкретный идеализм; то, именно, взгляд а не точка абстрактного зрения; взгляд есть линия, состоящая из градации точек и потому то нельзя назвать точкою зрения философию антропософии; она - целое, или градация мировоззрительных точек; как целое, она монистична, а как градация - плюралистична; лучше назвать ее плюро-дуо-монизм; монизм, дуализм, плюрализм суть проэкции философии этой в различные плоскости; в области систематического описания фактов себя именует эмпириком Штейнер; под эмпирией понимает он все содержание знания (идеи и чувственные факты), а не одни чувственно-материальные факты; данность идей и понятий в сознанье фактична; фактичность - не чувственна; есть сверхчувственный опыт идей; с осознания этого опыта и начинается своеобразная культура понятий, неведомая рассудочному познанию. Каждая группа фактов естественно оформляется собственным методом, автономным в пределах группы; настройка над методами образуют огромное множество допустимых научных миросозерцаний(18), градацию точек зрений, слагаемых в целостный взгляд вне пределовотдельной науки. "Pluralia" методов сводятся к двум группам объяснения(19): при помощи рассудка и при помощи разума(20); в учении о разуме и рассудке вскрывается дуалистический момент штейнерианства; рисуются две сферы оформления фактов; в одном оформлении они суть культура, в другом же - природа; в одной вычеркивается конкретная индивидуальность явления; в другой - абстрактная его всеобщность; одна сфера - сфера эсотеризма; другая - эксотеризма; одна сфера - праксиса, другая - отвлеченных теорий; здесь, в этом разрезе, задолго еще до учения известного философа Риккерта, Штейнер нарисовал позицию риккертианства. Но, повторяю, - дуалистический взгляд лишь момент на пути к философии целого: посколько множество понятий рассудка ("pluralia" истин и принципов) в разуме есть градация множеств, щепящих действительность целого в ряд относительных истин, - градация, координируемая конкретной идеею целого, постольку имеем монизм мы; но "monos" здесь - "Я" человека: не чувственный зуд эмпирического субъекта и не абстрактный субъект познаванья; здесь "Я" увенчает природу и принцип, факт - с мыслью; учение о росте в нас этого "Я" (Чела Века в человекообразном животном, каким мы обычно являемся) есть ученье о "Manos"'e, Высшем Разуме, или Духе: "Я" - "Дух", и обратно: "Дух" дан только в "Я"; здесь сферы теософического познания венчает учение о природе и о культуре - в культуру природы, в природу культуры; здесь - точка исхода самопознания: "Человек, познай себя!" Т.е. стань Челом Века(21); здесь то и пытается антропософия быть третейским судьей между плюралистическим взглядом научного космологизма, метафизическим дуализмом и религиозным монизмом (иль догматизмом). Вот если бы д-р Ганс Лейзеганг себе вскрыл центр пестрого круга воззрений д-ра Рудольфа Штейнера, он бы понял связь Штейнера, пишущего о ледниковом периоде в 80-ых годах со Штейнером, пишущим "Путь посвящения" в 900-х годах - в Штейнере 1922 года, читающем в Оксфорде о духовных основах воспитания; в том живом интересе, который он встретил в Англии(22), может быть, сказалась потребность в конкретной координации данных современного естествознания с живой потребностью к проблемам самопознания; в том месте у д-ра Лейзеганга - весьма недвусмысленный, неприятный смешок с указанием, на то, что "невозможно проследить, что произошло в самом Штейнере" во время его перехода от геккелевского монизма к проблемам пути посвящения(23).Так ли уже неожиданен переход этот? Или он неожиданен в философски беспомощном подходе к антропософии д-ра Лейзегангага? Я здесь приведу лишь цитату из Штейнеровского комментария к Гетеву тексту, написанному лет за 12 до пресловутого "перехода": "Истины, принадлежащие к целой системе воззрений, понимаемы правильно в их взаимоотношениях... этот глубокий их смысл... эсотерический смысл. Последний лишь уловим для того, кто ознакомился со всем кругом воззрений, к которому принадлежит воззрение единичное... Истины же... взятые вне сочетания истин, - называются истинами эксотерическими(24). На основании ряда статей и лекций Рудольфа Штейнера эти слова вскрываемы следующим образом: смысл Ньютоновой силы или "эм ве квадрат, деленное на два" живой силы) во внутреннем изживании открывается нам, как некий импульс (что думал и сам Ньютон); и - обратно; в круге истин а, б, с, d истина "а" преломляема во всех сочетаниях ее с "в", с "с", с "d", как ав, ва, авс, вас, и т.д. Целое суммы всех преломлений "а" в "в", "с", "d" и образует эсотерический смысл "а" в круге истин; "а", взятое как таковое, есть смысл эксотерический; "а" в "ав", в "ва" и т.д. есть идея разума; голое "а" есть рассудочное понятие данной науки в его техническом, ограниченном смысле; биологические понятия Геккеля суть технические понятия; Геккель методологически прав; в целом круге воззрений технические понятия Геккеля приобретают другой смысл; по Штейнеру они осмысливаемы в философии трансформизма у Гёте; а эти последние осмысливаемы в антропософическом углублении Гёте.
В курсе XXXIII для членов Антр. О-ва "О макрокосмической и микрокосмической мысли" отчетливо Рудольф Штейнер высказывает свой взгляд на миросозерцание; и очень жаль, что д-р Ганс Лейзеганг, которому по-счастливой случайности удалось ознакомиться с циклами лекций Штейнера, не ознакомляет читателей с его учением о мировоззрении; мировоззрение в нашем смысле по Штейнеру - элемент мировоззрения - собственно; оно - надстройка над методом; этих методов оформления по Штейнеру не менее 12-ти; "12" правомерных воззрений (не до конца истинных, не до конца ложных) возможны: таковы по Штейнеру - спиритуализм, психизм, идеализм, рационализм, материализм, сенсуализм, реализм и т.д. Эти "12" мировоззрений преломимы "7" основными мироощущениями (к которым относимы гностицизм, логизм, волюнтаризм, трансцендентализм, оккультизм, и тд.) и тремя фасонами, или "тонами" построения (иyтуитивизм, теизм, натурализм); мировоззрение есть комбинация из методы, мироощущения, тона; так: идеализм преломим, как логический (Гуссерль), волюнтаристический (Шопенгауэр) и т.д.; и кроме того: логический идеализм, например, преломим в интуитивизме, в натурализме, в теизме; "12" методов в комбинации с "7" мироощущениями и "3" тонами могут дать градацию 12X12X7X7X3X3 (или 63.504) мировоззрительных оттенков, ни абсолютно истинных, ни абсолютно ложных; мировоззрение есть мелодия индивидуума, складывающего из мировоззрительных букв слово мировоззрения то, что мы называем мировоззрением, есть - клавиш клавиатуры; сидеть и долбить в один клавиш - не значит играть; мировоззрение - есть умение строить мелодии на клавиатуре из методов; это и значит: брать воззрение в круге воззрений или восходить к эсотеризму, который - в соединении мыслей, в со-мыслии, в смысле духовном, прочитываемом, как слово, из конгломерата букв (методов, фактов).
Вот если бы д-р Ганс Лейзеганг удосужился ознакомиться именно с XXXIII циклом лекций для членов А.О-ва среди других пятидесяти, ему попавшихся по счастливой случайности в руки, он сумел бы понять и другие 49 курсов; то же произошло бы, если бы д-р Ганс Лейзеганг, не ища счастливых случайностей встречи с курсами, циркулирующими лишь для членов А. О., почитал бы внимательнее, "несокровенные" философские труды Штейнера; он бы понял плюро-дуо-монистическую концепцию, позволяющую Штейнеру быть в различных разрезах монистом, дуалистом и плюралистом и дающую возможность создавать перспективу круга воззрений, построенного правомерной градацией точек зрений средь хаоса этих точек.
Д-р Ганс Лейзеганг встретил хаос воззрений там, где иной встретит космос их; хаос - в д-ре Лейзеганге, в его беспомощном и беспочвенном метании по идеям антропософии, которой понять он не может, которую в изложении суждено ему искажать; но зачем он берется за очерк того, что ему неизвестно, невнятно? Ознакомление с антропософией сложнее, чем кажется д-ру Лейзегангу; оно заключается в овладении философией антропософии, а не в сообщении сведений о том, что швейцарские мещане отказали в подданстве Штейнеру (греческие мещане в былом проделывали и не то: изгоняли и убивали своих мудрецов); русских не интересуют досужие экивоки; они ищут новых путей для культуры и мысли; и в том - их интерес к антропософии, если та освобождает от "средневековья цеховых представлений научных статистов и "средневековья" церковной догматики(25).
Будучи в трезвом уме, в твердой памяти, позволяющими мне 12-ть лет изучать многообразные сочинения д-ра Штейнера и прослушать не менее 400 публичных и интимных лекций его, - заявляю в качестве ученика д-ра Штейнера, Члена А. О-ва и в качестве человека в течении 20 лет занимавшегося вопросами философии: очерк д-ра Лейзеганга страдает неосведомленностью и неовладением материалом.
Гарцбург, 26 мая 23 года.
Примечания
(1) Смотри "Беседа", © 1, стр. 236-263.
(2) Ibidem, стр. 237-240.
(3) Ibidem, стр. 240-244.
(4) Ibidem, стр. 244-257.
(5) "Беседа", © 1, стр. 257.
(6) Goethes Werke. Naturwissenschaftliche Schriften. Bдnde XXXIII, XXXIV, XXXV, XXXVI (erste und zweite Abteilungen): вводительные статьи и множество примечаний к тексту, подчас превышающих размером сам текст.
(7) Rudolf Steiner: "Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung", 1886.
8) Rudolf Steiner "Goethes Weltanschauung (об этой книге не упоминает д-р Ганс Лейзеганг). Взгляды Штейнера на Гёте изложены в сборнике, посвященном изложению различных сторон деятельности Штейнера "VomLebenswerk"(l92l), в книге д-ра Штейна и в моей книге.
(9) Ее сжатый очерк дан в брошюре: "Wahrheit und Wissenschaft", 1891.
(10) Rudolf Steiner: "Die Philosophie der Freiheit".
(11) Rudolf Steiner: "Welt- und Lebensanschauungen im neunzehnten Jahrhundert".Сочинение это впоследствии заново переработано; в переработанном виде оно дает ответ на отношение д-ра Рудольфа Штейнера к теориям знания современности; как то: к теориям знания: Шуппе, Дильтея, Когена, Риккерта, Риля и др.
(12) Сюда книга Штейна (не имея книги под руками, не могу привести точно ее заглавия), его статьи (хотя бы напечатанная в ежемесячнике "Die Drei" под заглавием "Goethe's Bedeutung"), статьи других антропософов, как то: Friedrich Doldinger: "Der Wog zur Wirklichkeit" ("Die Drei", Mai 1921). Сюда же моя книга: "Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности". К-во "Духовное знание", 1916 г.
(13) Подробное изложение этих лекций смотри в статье талантливого поэта и писателя Альберта Стефана ("Die Drei", Januar-Februar 1923).
(14) Для примера привожу заглавия некоторых статей, напечатанных в "Die Drei: Dr. Rudolf Maier: "Ueber neue naturwissenschaftliche Entdeckungen" (Januar-Februar 1923), Dr. Eugen Kolisko: "Nicht das Herz treibt das Blut" (Dezember 1922), Lorenz Oken: "Die farbigen Schatten" (ibidem), Hermann von Baravalle: "Materialismus in der Mathematik" (Kongress-nummer, 1922), Dr. Theberath: ,.Zur Diskussion tiber die Atom-theorie" (November 1922). Сюда же статьи о вкусовых ощущениях W. Pelikan'a и Siegfried'a Knauer'a (1923) и т.д.
(15) Вот краткое резюмэ антропософского движения за последнее время: в сентябре-октябре 1920 года трехнедельные высшие курсы при Гетеануме в Дорнахе; в апреле 1921 года два курса и семинарий для студентов в Дорнахе (при Гетеануме) (между прочим курс Штейнера об антропо софии и науке); в июле 1921 года курсы д-ра Штейнера и группы Штуттгартских антропософов для студентов технической школы в Дармштадте с рядом диспутов по социальным вопросам и вопросам искусства; в августе 1921 года курсы по предметам искусства при Гетеануме и (между прочим курс доктора Штейнера); съехалось множество посторонних слушателей (не антропософов), принадлежащих к 18 нациям; курсы эти первоначально организованы были для английских художников; в скором времени д-р Штейнер прочел курс в 18 лекций при Гетеануме для группы теологов; до этого в июне 1921 года состоялся курс Штейнера в Штуттгарте для студентов, изучающих теологию; в октябре того же года состоялся антропософский конгресс в Штуттгарте; в ноябре 1921 года состоялся съезд антропософов в Христиании с рядом лекций Штейнера; в декабре 1921 года состоялись педагогические курсы при Гетеануме (между прочим курс д-ра Штейнера) (съехались из Скандинавии, Дании, Голландии, Франции, Италии и Германии); отчеты об этих курсах даны Стеффеном в еженедельнике "Das Goetheanum"; далее состоялся ряд лекций Штейнера (в январе 1922 года) в Мюнхене, Штуттгарте, Франкфурте, Маннгейме, Кельне, Эльберфельде, Ганновере, Берлине, Бремене, Дрездене и Бреславле; в марте 1922 года состоялась неделя публичных лекций в Берлине, которые слушало более 11/2 тысячи человек; в апреле 1922 года состоялись курсы доцентов-антропософов (и д-ра Штейнера) в Гааге; в апреле же д-р Штейнер читал в Англии; в мае он вновь прочел ряд лекций в германских городах; в июне 1922 года состоялся антропософский конгресс в Вене; в июле состоялся курс Марии Штейнер (о драме) при Гетеануме; в августе 1922 года состоялся политико-экономический курс Штейнера при Гетеануме; в середине августа 1922 года состоялся курс Штейтнера в Англии (в Оксфорде) на тему "Духовные ценности в воспитании и социальной жизни"; по возвращении из Англии д-р Штейнер в Гетеануме прочел курс "Космология, философия и религия в антропософии"; одновременно д-р Штейнер прочел там же курс для группы теологов; в октябре 1922 года в Штуттгарте д-р Штейнер прочел ряд лекций по педагогике; одновременно же здесь была устроена "медицинская неделя" (для антропософов медиков); в ноябре Штейнер читал (во второй раз в том году) ряд лекций в Голландии и Англии; в декабре-январе 1922-1923 года состоялся ряд семинариев в Дорнахе; и был прочитан курс д-ра Штейнера на тему: "Возникновение естествознания в истории". Во время этого курса сгорел Гетеанум. Вот краткое перечисление той работы, которая была произведена антропософами за два последних года лишь в одной области; не упоминаю здесь о деятельности Вальдорфской школы, Клинико-Терапевтического Института, общины "Свободных христиан", возглавляемой известным в Германии пастором Риттельмейером (антропософом); не упоминаю об интенсивной работе в Дорнахе в сфере искусства, о работах в области лингвистики профессора Бэка, о многообразной и активной деятельности книгоиздательства "Der kommende Tag", и антропософских периодических органов в Штуттгарте, Дорнахе, Вене и т.д.
(16) Сюда: "VCahrheit und Wissenschaft", "Theosophie und Philosophie", "Grundlinien",... "Rätsel der Philosophie" (2 тома), некоторые из статей в "Luziter Gnosis"; сюда же вводительные статьи к Кюршнеровскому изданию "Goethes Werke. Naturwissenschaftliche Schriften." Сюда же две книги Штейнера, вышедшие не то в 17-м, не то 18 году: "Vom Seelenrutsel" and "Vom Menschenrätsel".
(17) Сюда книги Штейнера: "Die Schwelle der geistigen Welt", "Weg zur Selbsterkenntnis". "Как достигнуть познания сверхчувственных миров" (русский перевод) и т.д.
(18) Вспомним: одно время существовали 2 равно допустимые теории, объясняющие явления растворения: теория Ван-дер-Гофа, физическая (раствор - механическое соединение) и теория Кирхгофа (раствор - слабохимическое соединение).
(19) Смотри о теории объяснения Штейнера: Андрей Белый: "Рудольф Штейнер и Гёте". Глава вторая: Световая теория Гёте. Абзац: Теория объяснения.
(20) Штейнер вскрывает учение Гёте о рассудке и разуме, как ставшем и как становлении; сфера разума есть сфера соотношения понятий в идее; в идее понятия осмысливаются в преломлении друг о друга и в наростании непрерывном рассудочных смыслов; в преломлении понятия "а" в понятиях "а", "в", "с" - непрерывность движения мысли; понятье рассудка есть точка линии мысли; мы мыслим движением линии мысли; понятие - выхваченный момент жизни мысли; идея же есть конкретная, живая и двигающаяся мысль; определение идеи (иль разума) при помощи понятия (или рассудка) - всегда отвлеченно; разумное мышление органично, рассудочное - механично; здесь Штейнер рисует две сферы мысли: мышление в понятиях (рассудочное); и в образах (разумное).
(21) Сюда: "Путь самопознания Человека" (русский перевод в издании "Духовного Знания"); сюда же ряд христианских курсов лекций для членов, рисующих пробуждение в человечестве Чела Века, до точки действительного воплощения Духа в Плоть: "Христос и духовные миры", "Евангелие от Иоанна", "Евангелие от Марка", "Евангелие от Луки", "Бхагавад-Гита и послания апостола Павла", сюда же "Оккультные основы Бхагад-Гиты"; и - ряд других курсов для членов Антропософского Общества.
(22) Английская пресса отнеслась с большим сочувствием к его взглядам (см. 45 и 47 ©© еженедельника "Dieigliederung des sozialen Organismus".
(23) "Беседа", © 1, стр. 245.
(24) Goethes Werke. Naturwissenschaftliche Schriften Band XXXVI. Zweite Abteilung. Seite 127. Примечание к тексту.
(25) См. мою статью "Anthroposophie und Russland" в "Die Drei". (в июльском и агустовском ©© за 1922 год).