Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души52 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются


09.06.2021 Каталог ГА

Рудольф Штейнер, GA 78 — Антропософия, её познавательные корни и жизненные плоды DOC (0.6 Mb)
Перевод с немецкого — В. Гончаров

Со вступлением о пагубности агностицизма для подлинной человечности

Восемь лекций, прочитанных в Штуттгарте с 29 августа по 6 сентября 1921 года


Если попытаться сформулировать, в чём состоит суть этого агностицизма, то лучше всего это сделать следующим образом. Этот агностицизм хочет быть, своего рода, философией, своего рода, мировоззрением, и он определенно хочет работать на основе научных предпосылок. При этом, применительно к методологии человеческого познания, он допускает только то, что также использует в своих различных ограниченных областях и естествознание. Это естествознание прослеживает отдельные явления природы в их закономерных отношениях; оно проникает в то, что образуется, в качестве идей об отдельных природных явлениях и, вероятно, также в качестве всевозможных гипотез о причинно-следственных связях; но оно отказывается, - и в своей области, вполне справедливо, - отойти в эксперименте, в наблюдении, от чувственного рассмотрения, и от того, что даётся разуму, связанному с чувственностью, из эксперимента и наблюдения, к какой-либо форме знания, ведущему к сверхчувственному. Оно обобщает явления, - или, лучше сказать, собственно, только области явлений, - и представляет то, что оно таким образом может выяснить, в смысле закономерных связей между явлениями.

Из этого теперь исходит агностицизм. Он говорит: в обобщении внешних явлений можно идти дальше и дальше. Тогда получится некоторая картина связанных между собой мыслительных структур, которые, подобно сети, охватывают явления и ряды явлений, определяемых естествознанием. Но наряду с тем, что тут может прийти в сознание человека как знание природы, надо признать существование чего-то неизвестного, что в качестве настоящего мира причин лежит в основании того, что может быть познано таким образом. Собственно, можно обладать знанием только внешней чувственно-физической области; но нельзя проникнуть в то, что несёт и содержит всё это, что недоступно чувствам, что должно быть сверхчувственным. Человек не может иметь гнозис, гностицизм. Человек может иметь только агностицизм; он может знать только, что его познание ограничено, и что он не может проникнуть к тому, что как сверхчувственная причина лежит в основе внешнего чувственного мира.

Этот агностицизм распространяется затем и на область души. Говорится: Вероятно, можно выяснить, как то, что выступает в нашем сознании в виде представлений, подразделяется, содержит друг друга, как к этим представлениям прикрепляются чувства, как на этот мир представлений из неизвестных глубин воздействует мир воли, как эти представления возбуждаются стимулами, исходящими из чувственных восприятий. Но с тем, что тут разыгрывается в рамках взаимодействия представлений, окрашивания их чувствами, пронизывания этого взаимодействия волей, и с тем, что сознание охватывает словом «Я», нельзя справиться таким образом, что, например, стремление человека к познанию бессмертной, вечной души могло быть удовлетворено какой-то наукой об этой душе, - агностицизмом в области естествознания, агностицизмом в области психологической, душевной жизни.

Критическое обсуждение агностицизма, который полностью завладел значительными областями сегодняшнего человеческого мира, я сегодня делать не хочу. В этих лекциях ему должно быть противопоставлена не критика; ему должно быть противопоставлено то, что антропософия должна сказать, позитивным образом, о своих познавательных корнях и своих жизненных плодах.


· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.07 секунды