Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
GA-онлайн
География лекций
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Биографии
Каталог ссылок
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

К. Унгер

Рудольф Штейнер и существо эзотерики


Пер. А. Лебедев

Из доклада «Эзотерик», прочитанного на тагунге в честь открытия второго строения Гётеанума в праздник Михаила Архангела 1928 года. Карл Унгер (1878-1929) был одним из первых участников всех отделений Эзотерической Школы Рудольфа Штейнера и с 1908 года до своей смерти был в руководстве Антропософского Общества.


Существо эзотерики позволяет себя описывать немногими словами. Я хотел бы попробовать достичь некоторой точки зрения относительно места эзотерики в современности.

Рудольф Штейнер часто говорил, что в различных временных эпохах, хотя всегда имелось эзотерическое, но всегда в качестве эзотерики обозначалось нечто иное. Однако, во все времена заключалась эзотерика в душевном отношении, которое кроме обычных жизненных и познавательных способностей, которые принадлежали соответствующему времени, душевный род, который только должен быть достигнут, чтобы человек потрудился себя развивать.

Я хотел бы обратить внимание на переход от третьей культурной эпохи к четвёртой, и от этой к пятой эпохе. Импульс третьей эпохи как раз всплывает в наше время снова, и это является в значительной мере основанием этим заниматься.

Из «Очерка Тайноведения» Рудольфа Штейнера мы знаем, как космические события развития более ранней эпохи становятся путём инициации следующей.

В этом смысле мы можем взглянуть на древнеиндийские мистерии, как на повторение сатурнического развития в полярном времени, взглянуть на персидский путь посвящения, в котором древнее солнечное развитие отражается в его повторении во время гиперборейского времени.

После этого мы находимся в третьей послеатлантической культуре, в египетско-халдейской эпохе, которая содержит в себе также историю еврейского народа. Древнее лунное существо пронизывает тогда в душах так, как оно шествует насквозь через лемурийское время.

В древней Лемурии жил человек ещё в магической связи с элементом земли. В широком смысле он мог влиять на природные силы и их подчинять. Эту магическую силу воздействия в древние времена находим мы в третьем культурном периоде преобразованной в тех мистериальных центрах продолжающей жить. Царившую там эзотерику мы должны представлять, как совершенно магическую.

Что тогда, как культурный знак того времени остался сохранённым, это могло быть образовано только под влиянием магической эзотерики. Доступ к ней имели только очень немногие избранные, которые проходили необычайно тяжелые и жесткие испытания.

Часто, выбранные ещё малыми детьми, они должны были через душевное и духовное обучение долгие годы подготавливаться, пока органическая взаимосвязь сил их тела не становилась готова к переживанию мистической смерти.

Для этого было необходимо безусловное преклонение учеников перед учителем, который через обладание духовными силами освобождал их высшие члены из физического тела и потом снова возвращал. Посвящение могло достигаться только благодаря магическому соучастию иерофанта. И благодаря магическим силам и мощным силам внушения народы были мистериальными центрами водимы и приводились к культурному прогрессу.

Сами мистериальные центры были защищены от вторжения посторонних магическими средствами. Кто вторгался неприглашенным, или также кто не соблюдал (правила?), погибал. Намёки (указания) на такую охрану священных мест находим мы в «Ветхом Завете». В святилище никто не мог войти сам, кроме верховного священнослужителя. Любой непосвященный, который к нему приближался, умирал. Конечно, я знаю, что об этом во всех подробностях есть материалистические объяснения, которые показывают только, что, кто такое делает или так верит, ничего и не знает, и не понимает о таких вещах.

Потом следует греческая эпоха, имевшая особенно живое воспоминание об мистериальной сущности Атлантиды. Она имела «тайную эзотерику». Она больше не образовывала непосредственно вплоть до физически-телесного, но она посредством через душевное переживание действовала в пробуждённом сознании. Она воспламеняла энтузиазм, силы воодушевления, «исполненностью Богом», и благодаря искусству распускала дух порождающие силы в человеческую жизнь. В той степени, в которой была утеряна сила магической защиты мистериальных центров, стало применяться сохранение в тайне эзотерики под присягой и пытались этого достигнуть угрозами. Предававший мистерии преследовался и наказывался смертью. В наше время мы имеем ещё следы тайной эзотерики в различных тайных обществах. Они заботятся, чтобы формы и ритуалы, которые они исполняют, содержались в строгой тайне. Это пережитки древнего времени. Там также предательство наказывается.

Но сегодня мы делаем это исходя из совсем других импульсов. Мы вышли из эпохи магической действенности и тайной эзотерики, и Мистерия была приведена на свет открытости. Мистерия Голгофы сломала стены, когда Христос в полном сознании проломил ограниченность древней действенности.

Он тогда своей смертью, и воскресением мистериальную мудрость всех времён «исполнил», и именно «перед всем народом». Это признали также знающие люди того времени. Поэтому Он был обвинён в мистериальном предательстве. В «Новом Завете» о Христе говорится: «Ибо Он перед народом знамения совершил», тогда искали они, как они «одну вещь против Него могут найти».

Рудольф Штейнер представляет в своей книге «Христианство, как мистический факт» (GA 8) и во многих докладах основополагающее отличие деяния Христа в сравнении со всеми предыдущими посвящениями. Мистерия Голгофы должна прийти ко всему миру, как космическое событие, в нём мы имеем освобождение мистериального существа.

С момента Мистерии Голгофы мы должны эзотерику понимать, как свободную, и это существенно. На этот факт опирался Рудольф Штейнер. Он вводил нас во время второго периода его деятельности в Антропософском Обществе на основе Евангелий всё глубже в Мистерию Голгофы. Когда он нам представлял свои духовнонаучные результаты исследований о космическом деянии Христа Иисуса, открывал он нам новое понимание библейских представлений.

Истинное благоговение произрастает в душе, исходя из такого воззрения на религиозные документы. Отдельное слово Библии, поставленное в такую взаимосвязь, вернуло своё священное, миры охватывающее истинное значение, отдельное слово стало переживаться в своей эзотерической силе.

Рудольф Штейнер хотел людям, которые собрались в Антропософском Обществе, передать эзотерику, соответствующую духовному состоянию нашей пятой духовной эпохи. Он хотел вам показать пути к христианскому эзотерическому развитию, в то время, как он из понимания древних оккультных традиций достиг соответствующего времени души сознательной дальнейшего образования метода сверхчувственного исследования.

Я хотел бы это немного закрепить словами, которые он сам использовал. Рудольф Штейнер сказал однажды: «Люди не соображают, что в каждом моём докладе, также и в открытых докладах, имеется внутри наполнение эзотерикой. Нужно только правильно воспринимать доклады.».

Он говорил это, когда в военные годы стало невозможным прежним образом заботиться о эзотерике, и члены к нему обращались с просьбой эту эзотерику снова возобновить. Рудольф Штейнер хотел этим характеризовать, что он в сегодняшнее время под «эзотерическим» хотел понимать.

В другой раз он сказал: «Я хочу вам указать на эзотерическую книгу, которая, несмотря на то, что она лежит у каждого перед глазами, однако никем в качестве таковой не понимается, собственно, «Научное учение» Фихте».

В таком же смысле оценивал Рудольф Штейнер логарифмическую таблицу, как эзотерическую, что означает, что это принадлежит к пониманию того, что человек приобретает, уча научные предпосылки, которые, мобилизуя добрую волю, вырабатывают необходимую подготовку. Это побуждает нас воспринимать такие слова истинно серьёзно.

Но как Рудольф Штейнер в Обществе заботился о эзотерике? Кто проследил ход движения Рудольфа Штейнера, начиная со смены столетия, тот мог бы заметить следующее: Рудольф Штейнер искал часто (постоянно) основания для определенных представлений, и тогда могло наступать, что он в совершенно маленьком круге, иногда даже из трёх, двух и даже одного человека, сообщал нечто из своего духовного исследования – пробным образом.

Одновременно он экспериментировал, насколько современное сознание может эти вещи «вынести». Тогда какой-нибудь новый результат исследования он представлял паре людей. Можно было потом обсудить. Через некоторое время, можно было пережить, что он выносил этот вопрос на более широкий круг людей, например, таких людей, которые составляли эзотерическую группу. Затем происходило, что Рудольф Штейнер сообществу всех членов Антропософского Общества высказывал, и немного ждал, а потом об этих же фактах начинал читать открытые доклады.

Вы видите, как эзотерическое, то есть духовное, которое для обычного переживания ещё неподступно, должно насаждаться шаг за шагом в современное сознание. Нужно постепенно взрыхлять почву, чтобы посев мог распуститься. Но определенно эти вещи были с самого начала для всех людей.

Стену, которая до конца Кали-юги (1899) огораживала духовную жизнь нового времени, проломил Рудольф Штейнер. Ещё сегодня имеются посвященные различных направлений, прогрессивные и консервативные. Рудольф Штейнер, однако, хотел всё дать людям, чтобы они приобрели зрелость. Так, как Христос Иисус прошел Мистерию Голгофы для всех людей, так же здесь никто не должен был бы быть исключен.

Но духовный мир тоже имеет свои законы. И тому, кто не хочет себя подготавливать, вступать не предоставляется. Чтобы никакой посторонний не приблизился к этим вещам, об этом заботится правление усилиями, которое единственное используется, чтобы заботиться о состоянии и обстоятельствах сознания. Мистерия защищает себя через саму себя. Не нужны больше ни магия, ни таинственность.

В методике пути к эзотерическому Рудольф Штейнер укрывал защиту мистерий. Эти пути таковы, что в подготовке, в том, что Рудольф Штейнер называл «Studium» Антропософии, пробуждающая сила лежит (ведёт) к истинному самопознанию человека. Призыв: «О человек, познай себя!», - который звучит из мистерий, проникает в серьёзно стремящуюся к духовному познанию антропософии душу.

Оно преобразует в упражнении души обычное «Я»-переживание в действительное самосознание, из которого в новом смысле ответственности человек пробуждается: ответственности по отношению к духу. В пробуждении Само-Духа чувствует, душа свою родину под духовной сущностью, под взором которой возникает её новая моральная душевная позиция. Так же как «всё знание» нуждалось в защите через магию и таинственность, так теперь новое познание основывается на истинном самопознании человека и расцветающей духовной ответственности.

Поэтому начиная с Рождественского собрания (1923/24 г., см. GA 260) Рудольф Штейнер всё выставляет в открытости. Он хочет новое мистериальное движение, импульсы которого могли бы приводить непосредственно к Событию Христа. Сегодня единственно возможной является свободная Эзотерика. Как магическая эзотерика вплоть до в физическом свершении внутрь формируется (образуется), как тайная эзотерика через искусство души пробуждает новые силы переживания, так свободная эзотерика обращается к духу человека.



Дата публикации: 06.02.2018,   Прочитано: 553 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.04 секунды