Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
GA-онлайн
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Каталог ссылок
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Предпосылки, необходимые для появления и развития речи у ребёнка



В этой работе я постараюсь ответить на вопрос, что должно произойти , сформироваться у ребёнка для того, чтобы на втором - третьем году жизни у него появилась речь, чтобы он стал использовать её для коммуникации с другими. Попробуем рассмотреть феномен речи с разных сторон. Некоторые утверждения могут показаться спорными или недоказанными. Их можно рассматривать как гипотезы, вопросы, которые требуют дальнейших исследований.

Речь – комплексная социальная деятельность. Мы говорим , обращаясь к другим людям. Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребёнка стали активными несколько чувств. Это чувство собственного движения, ведь артикуляция требует подвижности языка, губ. Если ребёнок гипо- или гипертоничен, у него возникнут проблемы с произнесением слов. Также важно чувство равновесия, душевное спокойствие. Если ребёнок находится в состоянии аффекта, сильной тревоги, он будет либо выкрикивать звуки или слова, либо действовать – стучать по столу, топать, плакать, но не осмысленно говорить. Чувство зрения присутствует в речи – я обычно рисую словами картину, образ и рассчитываю на понимание собеседника, что он «увидит» эту картину более-менее точно. На такую же реакцию от меня рассчитывает и собеседник, обращаясь ко мне. Кроме того, я или вижу того, к кому обращаюсь, или мысленно представляю его, когда пишу письмо. Конечно, задействовано и чувство слуха, мне важно, чтобы мою речь услышали. Я задаю вопросы в надежде найти ответы.

Ещё одно условие, необходимое для появления речи у ребёнка – присутствие рядом значимого взрослого, с которым установлена связь, построены отношения. На первом – втором году жизни обычно это мама. До тех пор, пока мама всё время находится рядом с ребёнком и понимает и чувствует его без слов, у ребёнка не возникает потребность говорить. Когда же ребёнок научился стоять и ходить, расстояние между ним и мамой становится больше, чем было раньше, ситуации, в которых оказывается ребёнок, усложняются, уменьшается время сна и увеличивается время бодрствования. Благодаря маме ребёнок начинает подражать в действиях и повторяет знакомые слоги и слова. Дети в возрасте 1-2 лет, находящиеся рядом друг с другом без взрослых, которые с ними разговаривают, не научатся говорить друг от друга. Для освоения речи важно именно присутствие взрослого человека рядом. Ведь он не только говорит, но и действует не так, как ребёнок, выстраивает режим дня, кормит, одевает и т.д.

Прежде чем ребёнок научится говорить, он осваивает различные действия руками. Известна связь между развитием мелкой моторики и речи. Что же делает человек руками? Руками он схватывает предметы, держит, бросает и ловит, отпускает, указывает на что-то, касается чего-то. Не случайно, наверное, мы используем эти слова для обозначения процессов, происходящих в речи и в мышлении. Правда, используем в переносном смысле. Вот несколько примеров: «он схватывает на лету» - обычно говорят о человеке, быстро вникающем в суть дела, ориентирующемся в ситуации, «потерять, упустить ход, течение мысли» - значит потерять концентрацию, перестать следить за ходом рассуждений, «выбросить из головы» - забыть, «держать в голове», «держать в сознании» - значит помнить, сохранять концентрацию, «не улавливать смысл» - не понимать смысл происходящего, «коснуться темы» - начать разговор о чём-то определённом «упустить что-то в разговоре»- не вспомнить о чём-то.

О чём говорят эти примеры? Пожалуй о том, что действия, которые ребёнок осваивает руками, впоследствии он переносит на процессы речи , коммуникации и мышления. Если ребёнок не чувствует свои руки, не освоил тонкие действия пальцами – пинцетный захват, удержание карандаша или ручки тремя пальцами, соединение двух рук для удержания предмета – у него возникнут проблемы с речью и пониманием речи. Кстати, в немецком языке слово, обозначающее понятие «Das Begriff», происходит от глагола «greifen» - охватывать. Я что-то понял, т.е. схватил, удержал в сознании. Дети с ДЦП, у которых затруднено свободное движение рук, осваивают речь, но практически всегда у них остаются проблемы с артикуляцией.

Мы произносим слова, за которыми «спрятана» неречевая реальность. Слова, речь указывают на смыслы. Мы обмениваемся смыслами в процессе коммуникации. Речь может звучать, но быть бессвязной и бессмысленной, что можно наблюдать у шизофреников. Речь – это не просто набор слов, а грамматически правильное соединение слов в предложение и текст. Мы связываем слова, плетём невидимую ткань в разговоре, протягиваем невидимые нити друг к другу, устанавливаем отношения. У ребёнка речь вначале выстраивается на базе отношений, связи со взрослым. У взрослых бывает наоборот – разговор, диалог становится базой для выстраивания отношений с другим человеком. Если разговор «не клеится », то и отношения трудно выстраивать.

Позади речи также присутствуют эмоции, интонация, живущая в словах. Известно, что слова могут вызвать радость или печаль, смех или страх, тревогу или удивление. Одни слова проникают в глубину души, другие только касаются нас, не проникая в глубину. У детей вначале развивается понимание обращённой к ним речи, а потом – собственная речь. Существует феномен внутренней речи, которая не тождественна звучащей речи. Дети вначале понимают больше, чем могут выразить словами. Да и взрослые не всегда и не сразу могут найти подходящие слова для описания своего состояния, настроения.

Как расширяется область понимания речи у ребёнка? Чтобы как–то приблизиться к процессу, посмотрим, как взрослый человек учится понимать речь на иностранном языке. Если он изучал иностранный язык, то какие-то слова ему известны, он знает их значение, а какие-то – нет. Также затруднения вызывают фразы, в которых есть незнакомые слова. Не всегда возможно понять смысл в длинном предложении. Чтобы добиться от нас понимания, иностранец попробует либо использовать жесты, либо говорить медленно, либо повторять фразу несколько раз, либо максимально упрощать свою речь. Похожим образом действует мама в отношении ребёнка , который учится говорить – много раз повторяет знакомые слова, использует указательный жест, говорит максимально просто и разборчиво. Ведь для ребёнка родной язык вначале воспринимается как иностранный, у него постепенно из звучащей речи выделяются знакомые слова, он усваивает их значение, учится соединять 2-3 слова в предложение. На первом году жизни на ребёнка обрушивается хаос звуковых, зрительных, тактильных, вкусовых впечатлений. Чтобы начать как-то в нём ориентироваться, необходимо время. Постепенно он выстраивает многочисленные связи между словом и предметом, словом и действием, словом и качеством, таким образом осваивая три основных части речи – существительное, прилагательное и глагол.

В мире вещей, которые окружают ребёнка, постепенно выделяются самые значимые для него. Как правило, они связаны с мамой, едой, любимыми игрушками, одеждой. Из действий вначале осваиваются самые часто повторяющиеся инструкции: дай, покажи, посмотри, подожди, идём. Это глаголы в форме императива, самые эмоционально окрашенные части речи, ведь они побуждают ребёнка или маму к действиям. В мире качеств ребёнок узнаёт, что есть большой и маленький, тёплый и холодный, лёгкий и тяжёлый, добрый и злой и т.д. Можно заметить, как различаются в восприятии ребёнка существительные, прилагательные и глаголы. Существительные, названия предметов просто обозначают вещи, окружающие ребёнка, прилагательные что-то сообщают о качествах предметов и людей, между ребёнком и предметами начинают устанавливаться отношения, предметы как будто начинают что-то «рассказывать» о себе. А глаголы помогают выстраивать отношения между ребёнком и другими людьми, ведь странно обращаться с просьбой или требованием к неодушевлённым предметам. Хотя в процессе игры дети обращаются к своим игрушкам, одушевляя куклы, машинки. Но всё-таки активного действия дети ожидают от других людей и сами часто слышат просьбы и требования со стороны родителей.

Среди многочисленных вещей, окружающих ребёнка, постепенно возникают группы предметов, которые находятся друг с другом в более « близких отношениях », между ними естественным образом выстраиваются связи. Естественные близкие связи , например, возникают между ложкой и тарелкой; ногами, носками и ботинками, тапками; карандашом и листом бумаги; лопаткой, ведром и песком и т.д. Ребёнок постепенно понимает, что вещи не находятся в изоляции друг от друга, а как-то связаны между собой. Он до определённого возраста ещё не воспринимает абстрактные понятия – одежда, обувь, мебель, для него существуют конкретные видимые вещи, между которыми выстраиваются простые связи. Возможно, этот опыт в дальнейшем ребёнок сможет использовать для постижения абстрактных понятий.

В любой произнесённой фразе, кроме звучащих слов, присутствует определённая интонация. Она подвижна и меняется у человека в зависимости от ситуации. Сильнее всего мы обычно выделяем глаголы в повелительном наклонении: стой!, дай!, перестань! Эти глаголы призывают человека к немедленному действию или определенной реакции. Мир вещей и предметов в целом статичен, они не обладают собственной волей и подчиняются воле человека. Существуют также природные явления – дождь, снег, гром и молния, шелест ветра, шум моря и др., которые обладают динамикой и собственной внутренней жизнью. На некоторых детей они действуют завораживающе и могут иногда вызывать сильные эмоции – радость, страх, тревогу. Но ни вещи, ни природные явления не вступают в равноправный диалог с ребёнком, это делают только люди. Кстати, и так называемые « умные » вещи – компьютеры, планшеты, смартфоны тоже не вступают с нами в диалог. Ребёнок, который проводит много времени у экрана, может научиться повторять стереотипные фразы из рекламы, мультфильмов, кино, но собственная произвольная речь без участия других людей у него не возникнет. Речь, источником которой станет его собственное Я, в которой будут самостоятельно построенные предложения, вопросы и ответы, собственные интонации. Ситуацию, когда ребёнок в основном повторяет фрагменты из мультфильмов , рекламы, но не выстраивает диалог с другими детьми, мы можем иногда наблюдать у детей с РАС.

По сравнению с относительно статичным миром вещей, мир людей динамичен. Люди, если они не спят, постоянно находятся в действии – это либо внешне видимые действия – перемещение в пространстве, приготовление пищи, уборка и т.д., либо это внутренняя активность – планирование событий, обдумывание, воспоминание о чём-то. Ребёнок, как правило, ведёт себя более активно, более подвижно, чем взрослый. На первом – втором году жизни он как шарик, который не может долго находиться на одном месте он постоянно «перекатывается» от одного предмета к другому, от одной деятельности к другой. Он демонстрирует « полевое поведение» - вещи, впечатления сильно захватывают его на некоторое время. Потом другие впечатления снова захватывают его. Ребёнок ещё не мыслит как взрослый, не планирует свои действия , сильные чувства захватывают ребёнка значительно сильнее, чем взрослого. У него ещё нет внутренних сил, чтобы справляться с сильными чувствами, которые захватывают его. Своё напряжение ребёнок сбрасывает , переходя к крику, плачу или сну.

Когда ребёнок произносит первые слова, он как будто начинает отделяться от сильных чувств, впечатлений, подниматься над ними в своём сознании. Неизвестное, неназванное , необъяснённое вызывает тревогу и страх не только у ребёнка, но и у взрослого. Назвать – значит приручить, внести в область знакомого и понятного. И, конечно, тот, кто говорит, получает силу, которой прежде не обладал. Позвал маму - и мама пришла, попросил игрушку – и получил. Первые слова, которые произносит ребёнок, формально можно назвать существительными, если он говорит: мама, вода, чашка, или глаголами, если он говорит: пить, дай, идём. Но по сути одно слово уже свёрнутое предложение. Ребёнок уже может выполнять инструкции из 2 – 3 слов – принеси тарелку, закрой шкафчик, положи игрушку в корзину – значит, понимает простые предложения, но произносит только одно слово. Это слово по сути является целым предложением – « мама, иди сюда» или «я хочу пить». Поэтому дети почти сразу начинают говорить целыми предложениями, во внутренней речи у них присутствуют предложения, хотя взрослые могут слышать только одно слово. Постепенно, по мере развития словарного запаса и усвоения новых слов, ребёнок развивает умение связывать слова в предложения и произносить предложение целиком по правилам грамматики. Параллельно с развитием речи усложняется игра – от манипулятивной игры с предметами ребёнок переходит к простой сюжетной игре, в которой между предметами выстраивается связь.

Следующий этап в речевом развитии ребёнка – появление собственных вопросов. Чтобы понять причины появления вопросов у ребёнка, обратимся вначале к собственному опыту. Когда возникает вопрос у взрослого человека? Когда он оказывается в непонятной, тревожной ситуации, например, заблудился в незнакомом месте и спрашивает у прохожих, как найти нужный дом. Или нужно узнать время отправления автобуса на остановке. Также вопросы возникают, когда необходимо вступить в социальные отношения с незнакомым человеком. Тогда появляются стандартные вопросы – как тебя зовут?, сколько тебе лет?, где ты живёшь? Также мы задаём вопросы, если нужно спрогнозировать развитие ситуации в будущем. «Если назначить собрание в пятницу в 19-00, все ли родители смогут прийти?» Ещё вопросы побуждают меня или другого человека сделать выбор: «Ты наденешь пальто или куртку?» Также вопрос помогает выстроить причинно-следственные связи: « Почему ты опоздал? »

Итак, мы увидели, что вопросы помогают нам справиться с непонятной ситуацией, снизить тревожность, установить отношения с другими, спрогнозировать развитие ситуации, сделать выбор, установить причинно-следственную связь.

Около 3 лет ребёнок проходит кризис. Который выражается в том, что он начинает говорить о себе «я», а до этого он говорил о себе в 3-ем лице, у него появляется упрямство, отрицание, желание сделать что-то самостоятельно. Он начинает утверждать свою субъектность и перестаёт быть « удобным в обращении » для родителей. Он переходит от жизни в мире предметов к жизни и выстраиванию отношений с людьми, детьми и взрослыми. И тут приходит время вопросов, которые обычно появляются на 4 – 5 году жизни. Ведь предметы молчат и не спрашивают ни о чём, а люди задают вопросы и отвечают на них. Они часто бывают загадочными, непредсказуемыми, страшными, удивительными и т.д. они могут вызвать у ребёнка сильные эмоции.

Появление у ребёнка вопросов – свидетельство того, что он стал более пробуждённым в своём сознании, освободился от постоянной опеки родителей и стал пробовать свои силы в разных ситуациях. Если раньше он говорил в большей степени из сил подражания взрослым, то теперь ему нужно научиться формировать свою речь из собственного пробуждающегося Я. Он начинает говорить изнутри, самостоятельно выстраивать связи между предметами, людьми и явлениями. Увеличивается произвольность в его действиях, игре и речи. У ребёнка появляется интерес к другим детям и желание выстраивать совместную игру.

Подводя итоги, хочу указать на три основных языка, на которых ребёнок разговаривает со взрослыми: это звучащая речь, игра и рисунок. Все эти виды деятельности развиваются более-менее синхронно при нормальном развитии и легко переходят друг в друга. Ребёнок говорит и в тоже время описывает, рисует ситуацию, которая его впечатлила. Он играет в комнате и создаёт картину не на листе бумаги, а на столе или на полу. Он рисует на листе бумаги и этот рисунок рассказывает о нём, о его семье, о его окружении.

Через три вида деятельности ребёнок выражает, проявляет себя в мышлении, чувствах и воле. Игра – преимущественно волевая деятельность, рисунок – проявление чувств, речь – преимущественно деятельность мышления.



Дата публикации: 18.02.2018,   Прочитано: 752 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.04 секунды