Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души50 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

Г.Я. Елин

О Рождестве и календаре

Чем является Рождество для человека? Только лишь календарным праздником, святым мемориалом, во время которого принято дарить подарки и делать праздничный ужин? Или всё-таки это событие - нечто большее, чем очередной выходной день с много-численными традиционными мероприятиями? Касается Рождество лишь христиан, или это событие имеет значение для всех человеческих душ? Почему в России, в Русской Православной церкви Рождество отмечают по юлианскому календарю?

Не будем вдаваться в сильную детализацию, дабы остаться в рамках статейной лаконичности. В этих рамках многие вещи будут даны как уже известные и знакомые всем.

В Евангелии от Луки описывается настроение простых пастухов. Они стали свидетелями могучего откровения, после которого отправились поприветствовать Новорожденного. Они не умели читать, писать, пользоваться календарями. Течение времени они ощущали душой. Душой они переживали небо и землю, солнце и звёзды, смену сезонов и всё, что связано с работой и праздниками. Накануне той ночи они, как и прежде, ощущали наступление перемены ритма времени - от темноты ночи к свету дня. В откровении же, кроме того, они пережили ещё и нечто совсем особенное. И с того самого дня в душах людей это событие каждый год оживает вновь и вновь.

Рождество - это реальность. Реальность природная и душевно-духовная. Реальность, в которой тьма преодолевается светом, в которой Божественный свет, Христос-Солнце, согревает человеческие сердца, лучится в нимбах святых, исцеляя и оживляя всё, что было подвержено мраку болезней и смерти.

Как же можно в таком случае переживать Рождество в дни, которые наступают после дня зимнего солнцестояния?

Удивительно, но факт, - в России юлианский календарь был внедрён Петром Великим 1 января 1700 г. То есть русские люди стали жить по юлианскому календарю через 118 лет позднее того дня, когда в Европе он был заменён новым, григорианским.[См. Примечания в конце статьи]. Замена на этот новый календарь произошла как раз по причине отставания юлианского календаря от природного хода ритмически повторяющихся событий. Получается, Пётр I ввёл в России календарь, которым на тот момент уже давно никто не пользовался! Почему же наша церковь так упорно придерживается этого юлианского календаря? Когда происходили Евангельские события, в тех краях пользовались совсем другим календарём, - тем, что до сих пор используется в иудейской традиции. Юлианский календарь в те дни был актуален лишь для язычников-римлян. Среди христиан этот календарь стал иметь силу только после того, как римский император Константин сделал христианство официальной религией, то есть - после того, как на веру Христову было поставлено римское клеймо... Так или иначе, но создаётся какое-то странное впечатление от присутствия этого римского начала в Русской Православной церкви в виде юлианского календаря.

Но вот ведь вопрос: насколько обоснованным и целесообразным был бы переход РПЦ на григорианский календарь? В этом сомнении заключается своеобразие нашего времени, его грубая правда. Привычка входит в душу как жёсткая конфигурационная основа, сопротивляющаяся любым попыткам изменить строй мыслей. Она навязывает человеку комфортное следование заведённому порядку и отбрасывает любые попытки этот порядок корректировать в связи с действительностью, которая имеет тенденцию меняться. Особенно в современную эпоху, когда душа человека перестала ощущать что-то большее, чем данное ей в уже "готовом", выхолощенном виде. Когда люди ослепли и оглохли душой, они не в состоянии почувствовать перехода от тьмы к свету, и для них праздник уже не связан ни с реальной природой, ни с Богом, ни с Младенцем, рождённым однажды во спасение всего человечества. Для таких людей праздник определяется папой, патриархом, синодом, государством и будет праздноваться только по воле или приказу этих "высших" инстанций. Для душевно слепых людей абсолютно всё равно, когда отмечать праздник, главное, чтобы он был отмечен красным цветом в календаре. Хотя, наверное, всё-таки - не всё равно. Душа, даже если ослепла и оглохла, хочет жить и идти, пусть даже ведомой кем-то, в направлении истины, к Тому, Кто когда-то давно её создал, а затем пришёл на Землю и спас от смерти. Поэтому она вверяет себя тем, у кого души не должны быть слепыми и глухими, ибо они взяли на себя великую ответственность вести за собой стада человеческих душ. Но почему ни один из этих вождей (или вожаков, вожатых?) не отвечает на самые важные вопросы, одним из которых является вопрос о календаре? - То есть мямлют что-то невразумительное о традиции, напуская для пущей важности в свои слова туману и всевозможных цитат.

А ведь календарь - вещь совершенно конкретная, соотносящаяся со всеми изменения-ми, которые происходили и будут происходить на Земле в связи со всем космосом. Любой астроном может указать на эти изменения. Один цикл луны не делится без остатка на суточное движение Земли. Годовой солнечный цикл так же не делится без остатка ни на лунные циклы, ни на земные смены дней и ночей. Этот факт говорит о том, что постоянно происходит небольшое смещение во времени, погрешность в соотнесении календаря с реальным движением Земли и небесных тел. А так как календарь не может выражаться дробными величинами, то время от времени необходимо делать поправки.

Речь не идёт о таких поправках в самой природе. День весенннего равноденствия это всегда именно тот день, когда продолжительность дня догоняет продолжительность ночи, и они становятся равными. Так же и день Рождества. Он наступает, когда ночь, увеличившись до своего наибольшего значения, сделала первый шаг в сторону уменьшения. Ночь с 24-го на 25-е декабря - это первая ночь в годовом цикле, ставшая меньше, чем предыдущая. С этого момента свет дня будет только возрастать и достигнет своего максимального значения только летом. Душа, если она не слепа и не глуха, переживает в Рождественскую ночь совершенно особые чувства. Это подобно тому, как если бы человек долго спускался в яму, в ущелье. Чем глубже он продвигался вниз, тем меньше становилось света вокруг. И вот он оказался на самом дне, в полной темноте. Пока он спускался, его взгляд был направлен вниз, и там - на дне ущелья - он не мог увидеть ничего, кроме темноты, кроме мрака ночи. Но вот он продолжил свой путь и сделал первый шаг вверх, на подъём. Его взгляд обратился в небо. Он увидел яркий свет Солнца. В его душе как будто родился ребёнок. И сам он как будто родился вновь с этим ребёнком и Его глазами, как из колыбели, посмотрел на далёкое небо, на свою нежную ласковую маму - Вселенную.

В отношении календаря РПЦ находится в очень непростом положении. С одной стороны, она должна свято придерживаться традиции. С другой стороны, эта традиция должна быть помощницей в трудном деле богослужения. Богослужение должно связывать поток прошлого, текущий в русле традиции, с потоком будущего, волны которого доносят до нас движения звёзд и планет, наблюдения природы в различных её проявлениях. Оба этих потока могут соединиться лишь в живом человеке с его конкретными печалями и радостями. Но почему всё-таки поток прошлого и несомая им традиция связываются Русской Православной церковью с юлианским календарём, - понять невозможно, если не принять во внимание искусственную латинизацию церкви в лютые времена патриарха Никона. Эта ядовитая заноза никонианства так и не была удалена из душ православных вождей. Духовный яд имеет свойство действовать сквозь века, отравляя жизнь многим поколениям людей, в данном случае - людей православной христианской веры. Календарь для РПЦ стал чем-то нереальным, то есть некой абстрактной таблицей, в которой тоже есть и дни солнцестояния и дни равноденствия, но все они почти на две недели отстают от реальных солнцестояний и равноденствий. То же - и с праздниками.

Что же делать? Ответ, на первый взгляд, прост и логичен. - Взять да и перейти на григорианский календарь. Но ведь почему-то не переходят, хотя говорят об этом давно. Вероятно, кому-то "наверху" выгодно оставаться при юлианском календаре. Ведь, когда в душе человека раздвоенность, им легче управлять, ему легче внушить, что истину он, простой человек, знать не может, что истиной может владеть только церковь, или государство, или академия наук... А он, простой человек, должен просто верить тому, что говорят отцы церкви, руководители государства, специалисты из академии наук. В наше время простые пастухи не имеют права - религиозного, юридического, научного - на своё личное переживание Рождества, как единого божественно-природного откровения. Люди привыкли, что праздник - это зафиксированное раз и навсегда число в бумажном календаре, и никто не в праве менять устоявшийся в веках обычай, разве что патриарх, или царь, или наделённый властью академик...

Получается, выхода как бы и нет. Такая вот безрадостная история о лжи, закравшейся в духовную жизнь верующих людей.

Однако, если задуматься и применить на практике результаты, выводы своих размышлений, то можно найти не только выход из духовного тупика, но и начать самому активно продвигаться вперёд, импульсируя новыми узнаниями, открытиями как религиозную, так и государственную жизнь, при этом чётко отделяя одно от другого.

Христианская вера учит нас различать ангелов от демонов, святость от порока. Но как мы сможем научиться это делать, если современные отцы церкви буквально запрещают нам задаваться вопросами относительно традиции? Религия вышла из живых источников. Так почему сейчас, в наши дни она должна быть от них отрезана? Конечно, не все источники нам доступны. Но почему мы должны пренебрегать теми из них, что открыты и доступны нашему разуму? Разве вычисления календаря астрономическими методами не является одним из таких новых источников, который прокладывает свой путь к душе через размышление, а не через чувство, как это было раньше у бедных пастухов? Но ведь вода во всех живых источниках - одна и та же. И небо, отражённое в этой воде, - едино и для всех одно. А Младенец? А Рождество? Всё дело в том, как мы воспринимаем собственное детство. Если для нас детство - это только прошлое, тогда и не надо задумываться о календаре, и Рождество надо отмечать только как дань прошлому. Тогда уместно было бы отмечать его по латинскому (юлианскому) или, в соответствии с местом События, по иудейскому календарю. Но если мы хотим следовать словам Спасителя "Будьте как дети", - то должны ассоциировать этот праздник с постоянно обновляющейся жизнью, с вечной чередой новых рождений - малых и великих, - рожддений себя в мире и мира в себе, рождений Бога во Вселенной и Вселенной - в малом отражении, осознаваемости нашим разумом нашего бытия.

Пора заканчивать. Как бы ясно мы ни выразили свою мысль, проблема понимания со-бытия и праздника Рождества останется. Останется до тех пор, пока люди не захотят самостоятельно разобраться и подойти к незамутнённым вековыми отложениями чистым источникам познания. К тем, которые струились откровением в сердечное чувство бедных пастухов, к тем, которые ярким сиянием Вифлеемской звезды зажглись в бодром сознании мудрых царей. И те и другие пришли к колыбели. Сердца первых наполнились радостным теплом. В головах вторых воссиял яркий свет. Да наполнятся теплом наши сердца и светом наши головы, когда мы в наших душах стоим преклоняя колени перед колыбелью с Младенцем! Он каждый год отвечает нам новой божественно-детской улыбкой узнавания в нас самых дорогих для Него существ, ближе которых у Него нет никого в целой Вселенной. Да станет Его мечта осуществлённой через наши дела, осенённые любовью, верой и смиренной мудростью во веки веков!

Аминь.

Завершено 2-го декабря 2012-го года.

Примечания

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года - 365 суток, високосного - 366.

Отсюда следует распределение високосных годов:

  • год, номер которого кратен 400 - високосный;
  • остальные годы - год, номер которого кратен 100 - невисокосный;
  • остальные годы - год, номер которого кратен 4 - високосный.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском - примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получается, если не учитывать, что со временем изменяется количество суток в тропическом году и, кроме того, изменяется соотношение между продолжительностями времён года. В григорианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; год может начинаться с любого из семи дней недели. В совокупности это даёт 2 ? 7 = 14 вариантов календаря. В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Однако эта разница постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов - в григорианском календаре завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным - и сегодня составляет 13 дней. Подробнее о григорианском календаре см. наприм. в Википедии.

Здесь взята нами информация о введении в России юлианского календаря:

1 января 1700 г. в России введён юлианский календарь. В 7 веке по Рождеству Христову дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчета (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры "от Сотворения мира". С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году и в течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. 1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 19 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года - от 1 января, и новая эра - летосчисление от Рождества Христова. Царь предписал вместо 1 января 7209 года "oт Сотворения мира" считать 1 января 1700 года "от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца - с сентября по декабрь.

Дата публикации: 24.10.2014,   Прочитано: 4732 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды