|
Категория: Главная / 17. Персоналии Сортировать ссылки как: Заголовок (A\D) Дата (A\D) Популярность (A\D) Ссылки отсортированы как: Дата (начаная с новой)
Репина И. - «Где херувим, свое мне давший имя?» (О Е.И. Дмитриевой) (.DOC, 51 Kb) Примечание: Помещено: 01/04/2009 Обращений на данную ссылку: 2148
Обатнин Г.В. - Иванов-мистик (.PDF, 984 Kb) Примечание: Помещено: 01/04/2009 Обращений на данную ссылку: 2449
Никитин В.А. - Об Андрее Белом (.DOC, 142 Kb) Примечание:
Открыть текст (HTML)
| Открыть PDF-файл (.PDF, 383 Kb)
Этот материал был написан автором для "Православной энциклопедии" и был там напечатан с большими купюрами. Здесь полный вариант статьи.
"В 1915 г. Б. пишет философское исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917), посвященное разбору теории цвета Гёте и полемике с Э. К. Метнером, посвятившим критическому разбору гётеанских трудов Штейнера свои «Размышления о Гёте» (М., 1914). Интересно, что Р.Штейнер, отмечая филигранную выработку понятий в книге Б. о Гёте, дал ей весьма высокую оценку и сказал: «В России выступает нечто новое: интеллектуальность, которая в то же время является мистикой; мистика, которая в то же время есть интеллектуальность» (Anthropos.Т.2, с.266). Что касается Б., то следует подчеркнуть: с самого начала он был склонен к весьма субъективной и едва ли адекватной интерпретации антропософии: «Чтобы понять мысли доктора о Христе, - писал Б., - нужен был путь поста и молчания, и мыслей, и чувств, принимающих крещение» (Воспоминания о Штейнере, с.296). Пути Господни, поистине, неисповедимы; поэту и тогда по милости Божией не был закрыт путь воцерковления, о чем ясно свидетельствуют следующие его слова: «Надо уповать, что можно сподобиться благодати Христовой; будем лучше словами говорить о законе, а дыханием уст взывать к благодати!» ( Там же, с.303).
Дальнейшее творчество А.Белого требует от исследователей определенных познаний в области антропософии и внеконфессиональной мистики. «Еще не существует хотя бы беглого, но свободного от фантастики очерка истории различных оккультных течений, которые замутняли и религиозные и идейные искания в русской интеллигенции. Не один Андрей Белый пострадал от своих увлечений антропософией», - отмечает прот. Василий Зеньковский («История русской философии». Гл. II. Религиозно-философское возрождение XX в. в России»). С другой стороны, на наш взгляд, едва ли допустимо говорить о свободных духовных исканиях гениального поэта-визионера в таком вот «страдательном залоге», забывая сколь многим Б. обязан именно антропософии; во-вторых, надо ли акцентировать идейную зависимость Б. от Р. Штейнера? Она имела место, но была относительной хотя бы в силу того, что Б. по-своему, весьма оригинально, переосмысливал его лекции и писания. Б. был безусловно прав (и в этом аспекте он мыслил солидарно с Доктором), утверждая, что христианское учение словами св. апостола Павла «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20).." Помещено: 01/04/2009 Обращений на данную ссылку: 2109
Бонецкая Н.К. - Максимилиан Волошин - поэт, мифотворец, маг (.DOC, 108 Kb) Примечание:
Открыть текст (HTML)
| Открыть PDF-файл (.PDF, 227 Kb)
"..Позже Сабашникова сделалась верной ученицей Штейнера, Волошин же относился к антропософии достаточно вольно (хотя и вступил во Всеобщее антропософское общество). "От антропософии Макс брал то, что ему было близко само по себе. Упражнения, составляющие антропософскую практику, он выполнял в практике самой жизни", - писала Сабашникова. Многолетний внутренний диалог, который Волошин вел со Штейнером, протекал на уровне глубже словесного. "Ты никогда ни слова / Мне не сказал, / Но все мои вопросы / В присутствии твоем / Преображались / В ответы", - так говорит об этом Волошин в стихотворении 1914 г. "Рудольфу Штейнеру". Есть там удивительная фраза: "...Иногда мне кажется, / Что ты - / Я сам". С ней согласуется итоговое свидетельство из волошинской автобиографии, где сказано, что Штейнеру Волошин "обязан больше, чем кому-либо, познанием самого себя". В отличие от Андрея Белого, Волошин на протяжении всей жизни сохранял ровное отношение (глубокий пиэтет) к Штейнеру.." Помещено: 01/04/2009 Обращений на данную ссылку: 2122
Выберите страницу: [ << Пред. страница ] 1 2 | |
|
|