Можно разделять темы как хочешь, но разделять женское и мужское, Адама и Еву, дух и душу не следует, ибо человек должен быть цельным, или полным человеком. В данном изложении я просто пунктиром намечу ход мысли, не вдаваясь особенно в детали, ибо за деталями мы упустим главную мысль. Попытаемся изложить понятно для всех, это самое главное, ибо, как я вижу, вам больше нравится, когда много «умных слов», значения которых вы не понимаете, но создается иллюзия знания. Потому лучше начать с простого, а потом, если это простое согласуется с Евангелием, Духовной Наукой, то можно делать следующие шаги, усложнять. Таков ход любой науки. Теперь необходимо порассуждать, проведем аналогии, тогда легче понять. Я могу сказать и коротко, но пользы будет мало. Давайте поймем значение женственного, или души человека, ведь именно за душу человека ведется борьба между падшими духами и Божественными. Почему так важна душа? Дух как был, так Он и есть, Он вечен, результатом и целью эволюции является душа человека, ее не было, это нечто новое в эволюции. Дух может множиться, можно сказать, автоматически. Например, в компьютерах разве нет духа? Он есть, туда же вложены программы, из мудрости, из духа, и компьютеры действуют, и можно заложить в компьютер саморазвивающую программу, указать ее цели, и программа будет выполняться, компьютер будет развиваться. Компьютеров много с одинаковыми программами, можно заложить в них разные цели. У компьютера нет души, он ничего не чувствует, не переживает, не чувствует боль, он просто выполняет и развивает заложенное кем-то, он не может отклониться от вложенных задач, если конечно, не произойдет сбоя. Тогда неизвестно, что получим, ничего хорошего, это ясно, ибо у машин нет морали, и мораль заложить невозможно, ибо программы – это закон, а любой закон где-то, в какой-то ситуации аморален. Дух без души – это машины, пусть и самые совершенные, но это машины, они одинаковы, одну и ту же задачу два компьютера, с одинаковыми программами, выполнят совершенно одинаково. Теперь посмотрим на человека. Как множится духовное? Если я вам сказала новую мысль, и вы ее поняли, то дух, мысль, размножился, благодаря разуму, или Манасу, благодаря вашей способности понимания, мышления, которой, например, животное не имеет. Эта мысль была у меня, а теперь – и у вас, но вы ее связали со своей душой, со своими индивидуальными чувствами, которых больше ни у кого нет, потому, хоть это одна и та же мысль, но во мне она живет своей жизнью, а у вас – своей. Я излила свою мысль вовне, но во мне она все же осталась. Так надо понимать – Отец излился в мир. Это не значит, что Отца не стало, Он как Был, так и Есть, просто – мудрость излилась, творящая мудрость. Одна и та же мудрость, один и тот же дух в каждой душе преломляется по-своему, индивидуально. Например, композиторы творят – одни у них законы гармонии, семь нот – но благодаря своей душе – какое разнообразие не то что мелодий, а стилей. Так же и писатели, художники – сколько стилей у них. Вот К.Д.А., вы как-то, я помню, спрашивали – сколько же будет Отцов? Вот сколько душ дойдет «до конца», ибо конца нет, потом будет другое, столько и Отцов, но все разные, по стилю, если можно так выразиться. Множить совершенных Духов нет смысла, это одно и то же, по сути, никому не интересно, а вот наличие души создает неповторимый индивидуальный стиль, выявляет многообразие возможностей. Думаю, вы поняли значение души, женственного. Весь смысл моего монолога в том, чтобы вы поняли – переход первого Адама, индивидуального «я» человека, ко второму Адаму невозможен без соответствующей второму Адаму душе, без души сознательной, без Софии. Если первый Адам дерзает подняться до Отца, то не только Дух, но и душу должен иметь соответствующего размаха, соответствующего совершенства, красоты, а это – Божественная София, Божественная Мудрость в душе человека, которая стала его собственной, и которой Он, второй Адам свободно, творчески владеет. Вот теперь мы поставили задачу перехода от первого Адама ко второму во всей полноте, с учетом индивидуальности человека. Этот переход первый Адам может совершить только благодаря своему разуму, который постепенно должен стать Манасом. Человек – это men, или Манас. Разум, Манас, соответствует Престолам в Иерархиях. Именно разум есть первое, что нас объединяет, это родственно каждому человеку, ведь на Сатурне именно Престолы излили Свою субстанцию, субстанцию Манаса, а на Сатурне еще не было еще народов. «Эти Духи Личности как бы проработали то, что излилось от Престолов. И из взаимодействия этих существ возникла первая основа физического тела человека», библ. 112, лекция 4, «Евангелие от Иоанна (в отношении к трем Евангелиям..)», Р.Штайнер. «Соединение Престолов с Сатурном означает, что они остались соединенными со всей эволюцией; и они проявились вновь, когда из тьмы мирового лона вновь возникла Земля. Точно также явились вновь Духи Личности, Духи Движения и т. д.; а также зачатки человека, животных и растений, ибо все это находилось там внутри», 4 доклад, библ. 112. Вначале разум, или Манас был плохо развит у людей, потому духовное искали в крови, в силах наследственности. Посвященные старались оградить людей от личного, возникшего благодаря Люциферу, в том числе к личному мы можем отнести и умение мыслить, понимать. «Собственно говоря, это убеждение сохранялось в наиболее чистом виде у древнееврейского народа. Попробуйте верно понять проповеди тех, которые были вождями этого древнееврейского народа. Они выступали тогда перед своим народом и говорили ему: "Вы дошли до того, что каждый подчеркивает в себе свое личное "я", каждый только в самом себе ищет свое существо. Но вы будете способствовать развитию, только умерщвляя личное "я" и напрягая все те силы, которые приводят вас к сознанию, что ваше общее происхождение и существующая между вами связь восходят в прошлое, к Аврааму, что вы члены одного великого организма, восходящего к Аврааму. Когда вам говорят: "я и отец Авраам - одно!" - и вы принимаете это в себя, не считаясь ни с чем личным, тогда вы имеете правильное сознание, и оно приведет вас к Божественному; ибо через праотца идет путь к Божественному!" - Еврейский народ дольше всего сохранил то, что являлось основным импульсом в водительстве тех, кто боролся с люциферическим влиянием», библ. 112, лекция 5. «То, что мы характеризовали как Христов Импульс, хранит в себе силу, которая, если мы соединимся с ней, дает нам возможность, несмотря на индивидуальное "я", установить духовную братскую связь человека с человеком. Таким образом, сила Христова была не той, что действовала в среде, куда Он был поставлен. Там говорили: "я и отец Авраам - одно. Я должен знать это, если я хочу найти путь обратно к Божественному". Христос же сказал: "Есть другой Отец, через Которого "я" найдет путь к Божественному, ибо "Я" или "Я есмь" и Божественное - есть одно! Есть вечное, которое ты можешь найти, если ты останешься в себе". Поэтому Христос мог обозначить ту Силу, которую Он хотел сообщить людям, словами Евангелия от Иоанна:" Прежде, чем был Авраам, было "Я есмь". И "Я есмь" было именно тем именем, которое Христос давал Самому Себе. И если человек зажжет в себе сознание: "Во мне живет нечто, что было гораздо раньше, чем Авраам; мне не к чему идти до Авраама, я нахожу в себе Божественный Дух Отца!" - тогда он сможет претворить во благо то, что было принесено Люцифером для развития и культивирования "я" и что стало препятствием и помехой на пути эволюции человечества. Деяние Христа состоит в том, что Он обратил влияние Люцифера во благо», 5 лекция, библ. 112. Нашим Отцом являются и Престолы, которые были раньше, чем Авраам, благодаря Разуму, Манасу люди могут объединяться, благодаря Престолам возникли первые зачатки физического тела, благодаря Разуму личное, индивидуальное может соединиться с Божественным, с Духом. Далее посмотрим, как это отображено в Евангелии и далее в Духовной Науке.