"...Второй человек, сама его субстанция, отбрасывается, и строится третий человек. Его деятельность направлена не на форму, а только на жизнь. Если бы он проник в форму, у нас бы образовались третьи зубы, но этого не происходит, потому что теперь человек сообразуется с внешними обстоятельствами. В этих внешних обстоятельствах кроется причина того, что человек вновь становится восприимчив к внечеловеческому. Пока он строил себя сообразно модели, он всецело был направлен на человеческое.
До тех пор, пока человек строит себя сообразно модели, он ориентирован на наследственность. Но именно в ней и заложено иссушающее начало. Модель еще со времен отделения Солнца оторвалась от своих корней, она ссохлась, зачахла. Поэтому в силах наследственности и лежит большая часть болезнетворных сил, и, строя себя согласно модели, человек фактически вбирает в себя и множество внутренних причин, приводящих к болезни.
Но по достижении половой зрелости он становится маловосприимчив к ним, поскольку он строит себя сообразно внешнему миру, а климат и все, что есть вовне, в воздухе, уже не столь вредоносно. Человек между седьмым и четырнадцатым годом здоров, но затем наступает время, когда он вновь уязвим для болезней.
Все эти взаимосвязи следует наблюдать так, чтобы не упустить из виду образа человека. Если вам это удалось, значит вы медитируете правильно. Затем вы должны суметь связать изученное вами с содержанием вашей медитации. Тогда усвоенное будет не просто теорией, а станет практикой, поскольку вы обнаружите силу, которая приведет вас к созерцанию. Это именно то, что сегодня необходимо.
Невозможно прийти в медицине к чему-нибудь стоящему, если предполагать, что развитие идет по прямой линии. Человек на самом деле складывается из ограниченных потоков развития, длящихся по семь лет, и приходящее позднее просто присоединяется к тому, что было раньше; это не поступательное движение в одну сторону, поскольку в него постоянно вторгаются новые обстоятельства. Такого рода размеренное поступательное движение, когда причиной более позднего события всегда является непосредственно предшествующее, можно найти только в минеральном царстве, в меньшей степени — в растительном, и менее всего — в человеческом.
Попробуйте таким же образом представить себе растение. Что делает сегодня человек, когда он представляет себе растение? Вот земная почва. Теперь человек представляет себе, что в нее положено семя и из него растет растение. Он настолько наивен, что представляет себе это таким образом: ну да, водород — это очень простая молекула, состоящая из двух атомов. Он перебирает в своем воображении все возможные сочетания. Алкоголь — это уже более сложная молекула: когда углерод связан с водородом и кислородом, то это уже более сложное. И вот, появляются самые сложные субстанции с самыми сложными молекулами. Было время (восьмидесятые-девяностые годы), когда писались диссертации со сложными названиями длиной в две-три строки, а то и больше. А вот чудовищно сложная молекула. Вот она становится еще сложнее. Затем она становится семенем, сложнейшим соединением. А затем из семени появляется растение.
Но ведь все это бессмыслица.
Образование семени происходит благодаря тому, что земная материя в семени вырывается из всех структурных связей и переходит в состояние хаоса, становится хаотичной до такой степени, что уже не несет в себе никаких материальных сил. И когда все земные структуры перестают существовать, тогда в полной мере может заявить свои права то, что действует из Космоса. Этот хаос сообщает о своей готовности в миниатюре воспроизвести космическое начало, космическую структуру, и таким образом в процессе образования семени Ничто оспаривает свои права у Земного и в Ничто начинает действовать космическое начало.
… Ибо дело обстоит не так, что он работает над изменением модели, а она все же остается, пусть изменившейся; нет, первоначальная модель тогда отделяется от человека, отпадает, подобно шелухе, как это происходит с молочными зубами. На нашем рисунке эта сбрасываемая, как шелуха, модель означена желтым. Дело, действительно, обстоит так, что человека, с одной стороны, теснят формы, силы модели, с другой стороны, человек хочет запечатлеть в своем физическом теле то, что он принес с собой свыше. Происходит некая борьба в течение первых семи лет жизни человека. С духовной точки зрения эта борьба означает то, что находит свое внешнее — симпатическое — выражение в детских болезнях. Детские болезни суть выражение этой внутренней борьбы.
Разумеется, подобные заболевания бывают у человека также и позднее.
Это имеет место тогда, если, например, кто-либо в первые семь лет своей жизни не слишком много сделал для того, чтобы преодолеть свою модель. Но, затем, в старшем возрасте у него может всплыть стремление все-таки обрести то, что до того оставалось у него кармически неосуществленным. Он может, например, на 28-м или 29-м году своей жизни внезапно внутренне восстать против модели, тогда он впервые резко сталкивается с ней и вследствие этого испытывает то или иное детское заболевание.
Можно заметить, если обратить на это достаточное внимание, как у некоторых детей сильно выступает то, что они существенно меняются после седьмого, восьмого года своей жизни: изменяются их жесты. И люди не знают отчего это происходит.
Ведь ныне общераспространенное мнение в цивилизованном мире так сильно цепляется за понятие наследственности, что это перешло даже в обороты речи, в просторечие.
И когда на восьмом или девятом году жизни ребенка у него внезапно выступает нечто новое и притом такое, что органически коренится в его существе, то отец говорит: вот тебе на! Это он имеет не от меня! И мать говорит: вот уж поистине, только не от меня! Это связано с всеобщей верой в наследственность, перешедшей в сознание родителей, и согласно которой дети должны все иметь от родителей, от предков.
Однако, с другой стороны, бывает также и так, что можно видеть, как дети при некоторых обстоятельствах становятся в свою вторую жизненную эпоху, от семи до четырнадцати лет, даже больше похожими на своих родителей, чем прежде. Да, так бывает, но тут вам надлежит со всей серьезностью принять, постичь то, как человек нисходит в физический мир.
Видите ли, психоанализ произвел, вырастил некоторые, действительно отвратительные болотные цветы, среди них, например, также и то (об этом ныне вы можете прочесть всюду), что в тайне, в своем подсознании, каждый сын влюблен в свою мать, а каждая дочь влюблена в отца, и что жизненные конфликты существуют, мол, в подсознательных «провинциях» души.
Так вот, все это, конечно, дилетантские интерпретации детской психики.
Но что тут истинного, так это то, что человек уже до своего нисхождения в земное бытие влюблен в своих родителей, он приходит к ним, потому что они ему нравятся...