Автор Тема: Институт лечебной педагогики и социальной терапии  (Прочитано 18618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Галина

  • Гость
Цитировать
Институт лечебной педагогики и социальной терапии

существует  с 1995г и

является одним из первых в России образовательных учреждений в области лечебной педагогики и социальной терапии Р. Штайнера.


За это время было проведено 6 двухгодичных и 2 трехгодичных курсов.  Начав свою работу, Институт опирался на зарубежный опыт  в области лечебной педагогики. Ведущими преподавателями были лучшие специалисты Германии и Швейцарии. Однако все эти годы сотрудники не просто переносили  западный опыт в Россию, но и пытались  переработать и адаптировать его к условиям нашей страны.

Сегодня Институт проводит свою работу по нескольким направлениям:
1. Институт ежегодно объявляет набор на курс повышения квалификации в сфере лечебной педагогики и социальной терапии. Наша специализация - лечебно-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении и детей с девиантным поведением (синдром дефицита внимания и гиперактивности, минимальная мозговая дисфункция, трудности обучения в школе, нарушения поведения и коммуникации).
2. Цикл художественно-практических курсов
3. Курс «Антропософская психиатрия»
4. Консультирование детей школьного и дошкольного возраста,
проведение индивидуальных и групповых занятий для детей, имеющих различные виды нарушений.

Галина

  • Гость
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
при поддержке Медицинской секции Высшей гуманитарной школы в Дорнахе (Швейцария)

Приглашаем на семинары


1.   Новый курс по лечебной педагогике!!!
Первый блок состоится с 28-го октября по 1 ноября.
Начало 28.10 в 15.00.


2. Курс саморазвития! 
 В программе: 
- общее учение о человеке, 
- социальные упражнения и социальная эвритмия,
- феноменология,
- лепка,
- история искусств,
- живопись.
- ремесла и др. 
Приглашаем всех желающих. Занятия 1 раз в неделю. Начало в октябре по мере комплектования группы. Будет интересно!

В течение обучения продолжается  новое направление «Методы арт-терапии в  практике социальных профессий»

Санкт-Петербург, ст. метро "Чкаловская" ул. Большая Зеленина 30. Ждем вас!


Запись и справки по тел.:
8-921-970-36-03 Ирина Виноградова
8-921-775-62-71 Ольга Голубева
E-mail irvin06@inbox.ru 
ihp_spb@mail.ru

http://vkontakte.ru/club21662477

Галина

  • Гость
Институт лечебной педагогики и социальной терапии(Санкт-Петербург)
при поддержке Медицинской секции Высшей гуманитарной школы в Дорнахе
 (Швейцария)

приглашает на семинары 2011-2014 уч.гг.


1 год
«Основы общего учения о человеке Р. Штайнера»

- обретение новых знаний о мире и человеке, его связях с природой и космосом на основе феноменологического подхода,
- создание условий для саморазвития, раскрытия творческого потенциала личности.

2 год
«Понятие нарушения в лечебной педагогике. Диагностика»
- изучение различных типов конституции человека,
- рассмотрение типов личности с точки зрения антропософского учения о человеке.

3 год                                           
                                               «Основные принципы терапевтической работы»
- расширение собственных возможностей: развитие способности к самостоятельному действию, умение оказывать помощь себе и другим.


Теоретические занятия сочетаются с рассмотрением конкретных жизненных ситуаций и различными видами искусств (живопись, лепка, эвритмия, ботмеровкская гимнастика и др.), освоением традиционных ремесел.
В течение обучения открывается новое направление
«Методы арт-терапии в лечебно-педагогической практике»
(Набор в группу ограничен).


Начало занятий в ноябре(школьные каникулы). Точные даты устанавливаются.

Ждем Вас!

Контакты:


тел.: (812) 314-91-878-(921)775-62-71 Ольга Голубева

тел.: (812) 701-30-30, 8-(921) 970-36-03 Ирина Виноградова

e-mail: irvin06@inbox.ru, ihp_spb@mail.ru[/center]
[/quote]

Галина

  • Гость
Цитировать
Учебная программа
Семинара по лечебной педагогике
[/b]
1.Раздел
Философские и антропологические основы лечебной педагогики Р.Штайнера
•   Истоки антропософского мировоззрения. Феноменология и гетеанизм.
 
•   Антропософское  учение о человеке

- Трехчленность человеческого организма: НЧС, ритмическая система, система обмена веществ. Трехчленность психической деятельности человека :мышление, чувство, воля. Связь телесного организма с душевными процессами.
-  Четырехчленное строение  человеческого организма: Минерально-физическая, эфирная, астральная и Я-организации человека и их связь с представителями природного мира. Взаимодействие  телесного и душевно-духовного  в человеке.
-  Чувственная организация человека,
три группы восприятий, 12 секторов чувственной деятельности
-  Семь жизненных процессов

2. Раздел.
Психология развития человека Р.Штайнера.
•   Человеческая жизнь, как единство тела, души и духа.
 
•   Возрастная периодизация в духовно-научной антропологии

- периоды развития, суть периода развития, факторы развития

- характеристика развития ребенка в трех возрастных периодах: дошкольном (от рождения до 7 лет), школьном (от 7 лет до 14 лет), юности (от 14 до 21 года).


З. Раздел
Типология нарушений развития в лечебной педагогике Р.Штайнера.
•   Антропософская точка зрения на нормальное развитие и отклонения от него.

•   Причины нарушения развития у детей.

•   Противоположные тенденции анатомо-физиологической и душевной конституции, как основание классификации нарушений развития в лечебной педагогике. Характеристика, психофизиологические особенности.

•   Тройная полярность детских нарушений развития. Основные типы конституционально-психологических нарушений..
    Характеристика, психофизиологические особенности.


5. Раздел
Диагностика нарушений развития в лечебной педагогике Р.Штайнера.

•   Симптомы и субстанциональное содержание болезни
•   Наследственность и индивидуальность             
•   Интерпретация нарушений развития для определенных категорий                    детей.
•    Технология постановки лечебно-педагогического диагноза
•    Особенности работы психолого-медико-педагогического     
      консилиума в лечебно-педагогическом учреждении.

6. Раздел
Технология лечебно-педагогической работы.

•   Организация работы в лечебно-педагогическом учреждении (детский сад, школа, центр и др.).
•   Задачи обучения и воспитания на различных стадиях развития ребенка.
•   Терапевтическая направленность учебного процесса
•   Основные дидактические принципы
•    Особенности форм и методов обучения
•   Салютогенез как основа процесса образования


7. . Раздел
Профессиональная компетенция лечебного педагога.

•   Педагогический закон Р.Штайнера.
•   Лечебный педагог как саморазвивающаяся личность
•   Педагогика, как наука и искусство
•   Профессионализм и компетентность
•   Коллегиальная работа в профессиональном становлении лечебного педагога.

Форма обучения: вечерняя и очно-заочная.
    Вечерняя форма:
-  1 раз в неделю по 4 часа
   теория и    искусство (112  час);
               - 5 блок-курсов в год по 5 дней
  (288  час);
- практика (200 час).

   Очно-заочная форма:
               - 5 блок-курсов в год по 5 дней   
                  (288  час);
              - самоуправляемое обучение под   
                 руководством педагогической
                 коллегии Института                 
                 (112 час);
              -  практика   (организационная и
                 методическая поддержка
                 осуществляется на местах)
                 (200 час).

Галина

  • Гость
К семинару, который будет в Санкт - Петербурге с 28 октября (см. выше) решила просмотреть те метериалы, что есть у нас в библиотеке bdn-steiner.ru Материалов по лечебной педагогике - достаточно!

 (_writer)

Цитировать
   
К. Кёниг
Что такое лечебная педагогика?

http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=5001

Гюггенбюль (в 1841 году) пытается заложить методы лечебно-педагогической терапии. Он твердо убежден, что
- расположение на возвышенности,
- прекрасная питьевая вода
- и специальные установки для отопления послужат основанием для успешной терапии.

Лечебная педагогика - это импульс, направленный на то, чтобы вернуть человеку подобие Божие,
которое он потерял в силу обстоятельств, внутренней нужды или заблуждения; то есть, в каждом человеке определенными действиями или обучением можно пробудить способность ходить, говорить и мыслить, поскольку все это является выражением истинного человеческого.

В год смерти доктора Барнардо, который как и Гюгенбюль умер из за болезни сердца, писатель Яков Вассерман неутомимо трудится над своей книгой, бросая и начиная сначала до тех пор, пока ему не удается найти верный стиль и подходящее название: "Каспар Хаузер или леность сердца". Пролог к этой книге звучит так:

"То же Солнце
Улыбается той же Земле;
Из той же слизи и крови
Созданы Бог, Человек и Дитя.
Ничто не осталось, ничто не исчезло,
Всё молодо и старо,
Смерть связана с жизнью".

         В Троицын понедельник 1828 года в Нюрнберге неожиданно, словно из под земли, появляется один молодой человек. Он едва ли владеет речью, выглядит как нищий; его ноги, стиснутые тяжелыми сапогами, все в крови. Никто, в том числе и он сам, не знает, откуда он. Он просто здесь. Поначалу его запихивают в полицейскую тюрьму, но затем его передают для воспитания педагогу Фридриху Даумеру.
 
Благородный и знаменитый Ансельм Риттер фон Фойербах принимает его и пишет о нем книгу: "Каспар Хаузер, пример преступления против душевной жизни человека". В ней он описывает необычайную судьбу и особые свойства Каспара Хаузера, прослеживая корни его происхождения, ведущие к королевскому двору, и, тем самым, к окружению Наполеона.
Несколько раз необычного человека пытаются убить и, наконец, 14- го декабря 1833 года неизвестный преступник пронзает ножом его сердце в дворцовом саду Ансбаха. Через три дня он умирает. На его надгробном камне высечены следующие слова:


HIC JACET    ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕН
CASPARCJS HAUSER   КАСПАР ХАУЗЕР
AENIGMA                     ЗАГАДКА
SGI TEMPORIS   СВОЕГО ВРЕМЕНИ
IGNOTA NATIVITATIS   ПРОИСХОЖДЕНИЕ - НЕИЗВЕСТНО
OCCCILTA MORS   СМЕРТЬ - ТАИНСТВЕННА

          Молодой человек неизвестного происхождения, без надежды найти себя в обычной земной жизни, нищий, поначалу способный усваивать лишь хлеб и воду, но при этом в состоянии усмирять животных и пробуждать в людях, которых он встречал на своем пути, добро, был воспитан, приспособлен к жизни и, в конце концов, убит.

"Смерть связана с жизнью,
Образ становится символом".

        Не вступает ли в жизнь, подобно Каспару Хаузеру, каждый так называемый трудновоспитуемый, отсталый ребенок? Бедный, неизвестный, загадочный, и в то же время дарящий благословение всюду, где ему встречаются открытые сердца. Это "дитя Европы", как назвали вскоре Каспара Хаузера, наравне с "дикарем из Аверона" стоит у истоков лечебной педагогики.

         (Рудольф Штайнер) с 25 июня по 7 июля проводит там "Лечебно - педагогический курс". В двенадцати докладах он дает духовно - научные основания лечебной педагогики. В них, на примере поразительных, потрясающих познаний относительно конкретных детей, он описывает основные детские типы, нуждающихся в душевном уходе. Он знакомит с их телесно - душевно - духовной структурой u дает множество конкретных указаний для терапии и практической лечебно-педагогической работы.
Но этот курс содержит намного большее; почти в каждом докладе он касается внутренней позиции лечебного педагога по отношению к ребенку и, таким образом, дает возможность в дальнейшем руководствоваться не "мертвой буквой", а самому развить непрерывное лечебно-педагогическое действо из осмысленной, духовно конкретной лечебно-педагогической ситуации.

        Лечебный педагог должен стать человеком искусства, действующим исходя из духовного знания. Поэтому в своем 10-ом докладе Рудольф Штайнер призывает: "Станьте же танцорами!" - в смысле Заратустры: "Живите с внутренней радостью истины. Ведь, нет ничего более восхитительного, чем переживание истины".

         В этих докладах содержится целый "катехизис будущего лечебного педагога", в духовном познании которого, как в огромном здании грядущей лечебной педагогики, объединены лечебно-педагогическая практика и медицинское действие. [/size]

Галина

  • Гость

 
Рудольф Штайнер
СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ
[/size]
GA 307


"... ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА...

... А для этого педагогическое искусство должно быть здесь построено одновременно на убежденности, любви и жертвенности учителя.
Подлинное познание человека приводит к следующему утверждению. Когда говорят о духовных ненормальностях или болезнях, то говорят, собственно, бессмыслицу, хотя в обыденной жизни и обиходе могут допускаться такие выражения. По существу же дух и душа человека никогда не бывают больны. Больной может быть только телесная основа и то, что от тела передается в душу.

А так как для лечения человека в его земной жизни можно добираться к его духовно-душевному только через тело, то лечение так называемых ненормальных особенно затрудняется тем, что тело из-за своих аномалий не дает возможности подойти к душе и духу.

Нужно много изучать тонкие, интимные свойства и силы телесного, чтобы уметь обойти телесный или телесно-душевный дефект и добраться к собственно душевному и духовному.
Если мы видим, что ребенок ненормально мало понятлив, противится связыванию понятий и наблюдений, то это всегда означает, что что-то в нервной системе не в порядке, и наилучших результатов можно достигнуть индивидуальным лечением путем замедления обучения или особым стимулированием волевой деятельности, функции (willensfunktion) и т. п. При этом особое внимание необходимо уделять телесному воспитанию и уходу за телом.

Вот пример. Ребенок неумело связывает понятия, наблюдения. Нужно добиться исключительно многого, если предложить ему, например, такие упражнения, приводящие к связанным движениям тела и всей органической системы, идущей от души (von der Seele): достань третьим пальцем правой руки мочку левого уха! Это нужно быстро выполнять. Или: достань мизинцем левой руки верхнюю сторону головы! Можно эти два упражнения быстро чередовать. Когда организм приводится таким образом в движение, ребенок вынуждается быстро включить (einflieben) мысли в собственные движения. Нервная система делается более умелой и становится хорошей основой для способности соединения и разъединения понятий и наблюдений у ребенка.

Есть удивительные опыты, показывающие, каким образом через уход за телесным может быть поднято духовное. Вот пример: у ребенка имеется дефект, заключающийся в том, что он всегда возвращается к определенным вещам, повторяет одни и те же слова, не может отойти от некоторых определенных понятий, наблюдений, которые прочно засели в нем, и все время возвращается к ним. Наблюдаем за этим индивидуальным ребенком так, чтобы он при ходьбе ступал слабее передней частью ступни, а сильнее пяткой. По началу ребенок должен следить за своей походкой, а потом это становится привычкой. Если не слишком поздно, то такой метод дает исключительно хорошие результаты в отношении подобных душевных дефектов.

 Как правило, наилучшие результаты достигаются от 7 до 12 лет. Нужно знать, что, например, движения пальцев правой руки влияют на организм речи, а движения пальцев левой руки - на то, что может от мышления придти на помощь организму речи. Нужно знать, как ступание ногой - на пальцы или на пятку - влияет на речь; на способность мышления, даже на волевые способности.

В это отношении очень поучительно применение в лечебных целях движений, заимствованных из эвритмии, которая, хотя и является для нормальных людей искусством, но движения ее обладают терапевтическим действием, ибо извлечены они из человеческого организма и способны в период роста человека возбуждать через телесное душевно-духовные способности.
В таком деле, как ведение вспомогательного, лечебного класса, кроме успехов должны быть и неудачи, разочарования.

Достигнуть можно, конечно, собственно только того, что можно соответствующим образом извлечь из человека. Если же восстановление ребенка до нормальных характеристик удается только на половину или четверть, то родители его уже не совсем довольны. Но это и является существенным для человеческой деятельности, исходящей и руководимой из духовного, чтобы независимо от внешнего признания ощущать движущую силу (die yragenole Kraft), как исходящую из внутренней ответственности.
Первое дело для учителя: видеть, воспринимать, уметь наблюдать человека вплоть до интимных частностей в единстве тела, души и духа и то, что он извлекает из такого наблюдения, непосредственно - инстинктивно и художественно переносить в практику обучения.
"

Галина

  • Гость
БЕРНАРД ЛИВЕХУД
«КРИЗИСЫ  ЖИЗНИ - ШАНСЫ  ЖИЗНИ.
РАЗВИТИЕ  ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ  ДЕТСТВОМ И  СТАРОСТЬЮ

 ТРИ УРОВНЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Чтобы иметь возможность ориентироваться в лабиринте психотерапевтических направлений и методов, мы должны вначале упорядочить их. Но основе своего опыта я хотел бы различить три уровня, на которых может быть оказана помощь человеку, испытывающему психические - или духовные трудности.

Первый уровень я хотел обозначить понятием взаимная помощь. Сюда относятся все индивидуальные речевые и групповые терапии, при которых совместно обсуждаются вызванные социальными причинами нарушения нормального течения жизни и неспособность некоторых людей найти свою собственную цель жизни, поддерживать контакты или утверждать себя каким-либо другим образом. Основное здесь во взаимной "братской" помощи, которую каждый человек может оказать другому человеку.

Второй уровень охватывает область настоящей психотерапии. Сюда относятся более серьезные нарушения хода жизни, которые появляются в уже описанные критические моменты жизни, или крайняя односторонность в темпераменте либо основной установке, делающая невозможной разумную оценку жизненных ситуаций. К этой области относятся также более тяжелые нарушения биографии, обусловленные непереработанными остатками прошлого или призрачными целями будущего. Здесь терапия концентрируется на том, чтобы дать человеку новые взгляды и новые цели благодаря занятиям искусством и личной встрече с терапевтом. Врач, имеющий психиатрическое образование, так руководит процессом выздоровления, что сам играет в нем важную роль как аганжированный ближний.


Третий уровень есть непосредственная область психиатрии. Здесь речь идет о психозах, что означает участие в процессе болезни всего человека с его соматическим, психическим и духовным существованием. Здесь врач должен решать, какая форма терапии возможна вначале, а какая лишь позже. Здесь нарушения объясняются соматическими причинами. Поэтому сосредотачиваются на медикаментозном лечения (что не равнозначно применению психофармацевтических средств!) и применяют все другие терапии в старого дозированной форме.

... (Первый уровень:)

1) Взаимная помощь.
...К такой помощи ближнего можно подойти углубленно, систематизированно и профессионально. Профессиональные помощники готовы создавать ситуации, которыми могут воспользоваться нуждающиеся в помощи. С этого начинается лабиринт помогающих инстанций, союзов, групп и индивидуумов.

2)... занятия по групповой терапии...  семейной терапии...
 ...Имеются консультационные    пункты для несовершеннолетних, бродяг, наркоманов и алкоголиков...

     ..... Несмотря на все благие намерения, у руководителей   групп   не   всегда имеются эти специальные знания. Наконец, предпосылки для этой профессии еще не урегулированы законом, кто чувствует тягу к такой работе, может назвать себя "тренером" и работать по групповой динамике. Качество групповой работы поэтому самым непосредственным образом зависит от способностей  руководителя группы, не считая, конечно, также применяемых методов...

          ....групповая терапия как систематизированная, взаимная помощь является новой областью психотерапевтического лечения, находящегося пока еще в стадии развития. Это еще не завершенное развитие приводит к тому, что каждый полагается на свой собственный метод. Общим для всех направлений является концентрация на "здесь и теперь", на актуализации проблем внутри одной (не свободно выбранной группы), и что проблемы биографического развития едва ли играют при этом какую-либо роль. ..

2) Психотерапия. На этом втором уровне, в противоположность первому, осуществляется лечение более серьезных нарушений биографии. Здесь речь идет о людях, чьей жизни угрожает крушение из-за нарушений в развитии. Общим признаком является отсутствие перспективы индивидуального будущего, тяжелое отчаяние или приверженность событиям и способу реагирования прошлого. Привычный ход жизни лишь тогда может быть изменен, когда к актуальному содержанию жизни добавляется новый аспект. Первичной проблемой является не непереработанное прошлое, а отсутствие перспективы будущего. Если будущее снова становится полным смысла, тогда и к прошлому можно будет подойти объективно, тогда оно станет менее важным, чем возможности развития в будущем.

Оффлайн Татьяна

  • Участник
  • Сообщений: 18
  • Karma: +0/-0
Институт лечебной педагогики и социальной терапии в Санкт- петербурге только что закончил семинар по лечебной педагогике и приглашает всех желающих присоединиться с 4 по 8 января 2012 года на следующий семиран. Друзья у вас есть возможность узнать то что важно каждому родителю, учителю. педагогу, психотерапевту. психологу школы или детского сада. В январе можно присоединиться и пройти 3х годичный курс обучения блоками.
В этом блоке начали с изучения Теософии одного из главных трудов Рудольфа Штайнера. И оказывается  этот труд можно читать и понять если читаешь по абзацам или дажн по строчке.Второе Штайнер трижды повторяет главные моменты и это важно для того чтобы пержить это сердцем ну и  трехчленность и четырехчленность человека это основа основ понятия о человеке как духовном существе.
Интереснейшая наука эмбриология, там не только научные познания будем говорить традиционной медицины но главное духовно научный подход. Эмбрион уже с 17 дня становится духовным существом со всеми 4-мя оболочками в утробе матери и опирается это на библию.
Лепка из глины-ну это нечто невероятное и даже я новичок в этом успела прочувствовать чтото необъяснимое в этом процессе. Попробуйте.
Ритмы. Ну ритмы вовсе, везде и всегда. Мало того что их основных триста а плюс еще и еще.. И главное в этом практическое применение в суточной, недельной, месячной, годовой жизни каждого человека. такие открытия и главное возможности быть здоровым и гармоничным в наше время совеременных технологий и постоянных сбоев ритма.
И снова открытие: прорыв оболочек начиная с эмбрионального уровня и все детство ( это оболочки начиная с физической, эфирной. астральной и "Я").Чем это чревато для человека и в тоже время реальная помощь человеку,плоть до практического занятия. И конечно рефлексия,все отзывы.
Весь семинар оказался практическим. Каждый сумел понять предлагаем материал. Семинар открыл возможности буквально всем несмотря на то что мы разной подготовки. А раз есть возможности,то семинар еще и подстегнул наши стремления к познанию,а значит и наше духовное развитие.

И еще: Институт приглашает на семинар дополнительный.
28ноября-2 декабря 2011г. семинар по психиатрии. Занятия проводят Ад и Генриетта Деккерс.
В программе:
1: Вопросы тройственной связи в развитии человека- телесность- индивидуальность-социальное окружение. нарушение которой приводит к различным коммуникативным растройствам, а также к нарушеним собственной идентичности.
2: планетарные процессы и органы.
конт.тел:(812) 314-91-87 Ольга Голубева
                8-921-970-36-03 Ирина Виноградова.

Галина

  • Гость
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
 Санкт- Петербург
продолжает
семинар по
лечебной педагогике

и приглашает всех желающих присоединиться
 с 4 по 8 января 2012 года.

Друзья у вас есть возможность узнать то, что важно каждому
родителю, учителю, педагогу, психотерапевту, психологу школы или детского сада.

В январе
можно присоединиться и пройти полный 3х годичный курс обучения.

конт.тел:(812) 314-91-87 Ольга Голубева
                8-921-970-36-03 Ирина Виноградова.

Галина

  • Гость
          Совершенно непонятно, ПОЧЕМУ, такое перспективное направление в целительстве не привлекает интересующихся помощью людям. Может таких интересующихся незначительно? Я вспоминаю, когда в 90 годах были особые собеседования в этом институте, и из трех обратившихся из Тмска приняли одного человека...

           Может быть, люди совершенно запутались не то что в терминах "болезнь - здоровье", но и в особом предназначении человека?

           По крайней мере, просматривая литературу, сама обращаю внимание на лечебную педагогику, социальную терапию, биографическую работу...

Вот, с нами Бернард Ливехуд.

Цитировать

       ...В один из дней профессор ... и все ассистенты, с чашками в руках, толпятся вокруг сотрудника, который как раз рассказывает:
«..в выходные посетил тетку. Хронический ревматизм.. бедная женщина.. совершенно скрюченная.. Они пробовали все возможное — и без успеха; салицил не помог, золото тоже нет.. Теперь они отправили ее в новую «Рудольф Штайнер-клинику», и знаете, что там ей назначили? Там с ней говорят, каждый день по полчаса!!»

          Раздается звучный хохот, как над каким-то бредом.
Вдруг слышится голос самого молодого ассистента: «Совершенно случайно я познакомился с некоторыми врачами, которые там работают. Они показались мне совершенно реалистичными людьми.»

Профессор Руйтенга разворачивается: «Что же Вы знаете об этой антропософской медицине?»

Ассистент: «Да так, кое-что, профессор, пока еще немного, но мне это интересно и я надеюсь побольше об этом узнать».

Профессор Руйтенга: «Невероятно! Недавно у меня был один из этих врачей, бывший мой студент. Он дал мне почитать одну книгу. Я попробовал, но скажите мне совершенно честно, понимаете ли Вы, что это за эфирное тело?»

Ассистент: «Я еще не так далеко продвинулся, господин профессор..»

Руйтенга: «Некоторые из моих бывших студентов выбрали это направление. Я этого не понимаю и это были мои лучшие студенты..»

Он выходит из толпы и удаляется с недопитым кофе в руках, бормоча: «Это были мои лучшие ученики, мои лучшие студенты..»

            Смущенное молчание. Укоризненные взгляды обращаются  на   ассистента,  который  испортил  настроение.

Это был урок для юного ассистента.

            Двадцати четырех лет от роду он стал врачем и открыл, что «биографическая беседа» — неизменная составная часть всякой терапии.
            Он начал интересоваться психиатрией, открыл для себя антропософскую лечебную педагогику и решил основать лечебно-педагогический институт.

В профессоре Карпе он нашел сочувствующего учителя, пожелавшего поручить ему исследование, которое можно было провести в собственном институте. Это привело в 39 году к диссертации на тему «Такт, ритм, мелодия. Основы терапевтического применения музыкальных инструментов»

В тридцатых годах в «Елгерсма-клинике» в Оэгстэгне происходили беседы о необходимости и содержании специальной подготовки в детской психиатрии. У меня, на основании моего опыта в Цоннехуизе в Цейсте, была привилегия интенсивно участвовать в этих беседах. После второй мировой войны такое образование стало реальностью.

Между тем моя деятельность развивалась в направлении общей психиатрии, благодаря вопросам, которые вставали передо мной. В тридцатых годах понятие «психотерапия» было по сути идентично понятию «психоанализ». Я же шел, направляемый антропософией, своим собственным путем; регулярные собрания в Елгерсма-клинике поддерживали меня.

Развитую таким образом психотерапию я назвал «биографической терапией». При такой терапии речь идет о том, чтобы рассматривать проблемы пациента на фоне всего биографического развития и искать их причины не только в шоке или потрясениях недавнего прошлого.

Главную роль при этом играет понятие «развития». Мне становилось все яснее, что всякое «развитие» происходит в поиске и преодолении препятствий; это препятствия внутри собственной конституции, воспитания и жизненного опыта, но препятствия происходят и оттого, что не принимается возникающая ситуация или отсутствует личная перспектива.

Одновременно оказывалось, что такие препятствия — «помощники в развитии» — часто проистекали из внутренних переживаний, которые не были усвоены и нагоняли страх.
Знание нормальных закономерностей хода жизни человека может быть началом выхода из проблем такого рода. Это исходное положение моей появившейся в 1976 году книги «Кризисы жизни — шансы жизни».

Галина

  • Гость
ВОТ ЧТО ПРОЧЛА О МЕДИТАЦИИЮ



Цитировать
       ...все медитации, подобные тем, что даются в эзотерических рекомендациях к Рождеству, предлагаются, собственно, таким образом, что в точности можно видеть какое воздействие они должны оказать. В этом случае речь идет о том, чтобы человек для исполнения подобных медитаций использовал свои жизненные обстоятельства, то есть именно то, что он имеет как особенность своей жизненной ситуации. Подобные медитации, согласитесь, можно выполнять всякий раз, как только выдастся свободное время. И чем чаще, тем лучше. Они всегда оказывают нужное воздействие. Именно о таких медитациях следует сказать, что они способствуют личному развитию.

          Путей объединения с другими людьми следует искать потом, исходя из того, что именно отдается духу в подобной медитации. И такие пути непременно найдут¬ся. Жесткий регламент для единовременного, как вы говорите, исполнения этих медитаций — будь то в одиночку или же целой группой — действовал бы в высшей степени угнетающе и привел бы к тому, что медитация, несомненно, утратила бы что-то из того, чем она, собственно, должна обладать по самой своей природе. Видите ли, любую медитацию можно испортить, исполняя ее по обязанности. Это вам следует знать. Всякая медитация, исполненная из чувства долга, ущербна.

           Поэтому в случае персональной медитации совершенно необходимо, чтобы она постепенно стала в человеке чем-то таким, что он будет ощущать в душе как жажду медитации. Правильнее всего свои утренние и вечерние медитации исполняет тот человек, который жаждет их: так ест человек, когда он голоден. Когда без медитации уже невозможно обойтись, когда она ощущается как нечто неотъемлемое от всей жизни души в целом, тогда она усваивается правильно.

          Применительно к медитациям другого рода следует отметить, что если человек действительно, в самой глубине души, желает стать медиком, он должен сказать себе: мне указан путь, и я буду приступать к медитации всякий раз, как мне представится возможность. Исполняя ту или иную медитацию, я должен осознавать, на что она направлена. Таким образом, здесь всегда необходимо стремление, исходящее из свободно волящего внутреннего существа человека и ведущее к исполнению именно этой медитации.

           И невозможно представить, как при этом может возникнуть чувство подавленности. Почему то, что вызывает внутреннюю жажду, должно еще и угнетать? Значит, это уже стало чем-то, совершаемым в силу обязанности. А этого быть не должно. Медитация никогда не должна становиться обязанностью. Когда речь идет о приобретении профессии врача, следовало бы глубочайшим образом вдуматься в смысл слов «стать врачом». Это выражение не следует понимать в том же смысле, в каком сегодня говорится о приобретении любой другой профессии. Врачом можно стать только по внутреннему призванию, только развив в себе внутреннюю готовность жертвовать собой ради исцеления больного...

Р. Штейнер
GA 316
Медитативные рассмотрения и введение
в углубленное искусство врачевания
Перевод М.О.Оганесяна (Рождественский курс)
 О.С.Вартазарян (Пасхальный курс)
                   http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Files&in=view&id=13